Челкаш характеристика челкаша и гаврилы цитаты. Сочинения

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Максим Горький писал свои произведения в стиле реализм, в первоначальных его произведениях чувствуются нотки романтики. Персонажи повестей и рассказов живут в гармонии с природой. Все герои творений Горького очень интересные личности, которые по-своему смотрят на окружающий мир. Так и у наших двух главных героев возник конфликт, из-за того что каждый по своему воспринимал мир.

Писатель показывает нам Челкашина как человека, который не имеет за плечами ничего, он любит алкоголь, одет грязно, одежда порвана, обуви нет. От него неприятно пахнет и ведет он себя не адекватно. У мужчины был острый нос, хищный взгляд, темные усы и печальные глаза.

Второго главного героя автор показывает нам с совершенно другой стороны. Это молодой юноша, в небесно-голубой рубашке, в простых штанишках. Его головной убор уже совсем износился, но он с гордостью несет его на своей голове. Парень очень массивный, у него сильные плечи и руки, русые волосы, загорелое тело. Его глаза светло-голубого цвета наполнены добротой. Это два совершено противоположных персонажа.

Один раз Гаврила пошел в трактир, там он изрядно выпил. В тот момент в этом помещении находился Челкашин, он долго и вдумчиво смотрел на него и думал, что именно он сможет изменить судьбу Гаврилы на свое усмотрение. Что он не повторит тех ужасных ошибок, которые сделала Челкашин. Челкашин видит молодого парня, он смотрел и его грызла совесть, что он уже довольно стар, а парень совсем юн и у него все впереди. Здесь автор описал нам Челкашина как человека, который может страдать, вдумываться в свои поступки.

Когда эти двое мужчин шли на преступление, в голове у каждого была мысль о деньгах. Гаврила охвачен страхом, А Челкашиным завладело зло, он злится на всю работу, на своего напарника, на лодки, которые расположены поблизости. Там находились сторожа. Напарники делят свою добычу – украденные деньги, но Челкашин решает отдать свою долю в количестве 540 рублей. А Гавриле поначалу кажется, что слишком мало они украли, ему мало даже своей части и он просит у напарника еще и вдруг он решается признаться о мыслях, в которых хочет убить Челкашина, тот забирает деньги себе. И Гаврила кидается в бой со своим противником, они дерутся за деньги.

Тут мы видим, как на глазах меняется отношение к герою. Челкашин на самом деле не плохой человек, он очень добрый и мягкосердечный в душе, самое главное, что он чувствует свободу. А Гаврила проявил себя как подлый, злой парень, за деньги он готов даже на убийство. Он будет унижаться лишь для того что бы иметь в руках богатство.

Подводя итог можно сказать, что нельзя судить людей, глядя на внешность и описание. Главная черта человека - это его поступки. Челкашин остался человеком даже и при таких обстоятельствах, а настоящая сущность Гаврила проявилась, как только разговор зашел за деньги.

Сочинение Челкаш и Гаврила

"Челкаш" - произведение Максима Горького, которое было создано в 1895 году. Книга была написана в стиле реализма с небольшими нотками романтизма. Все персонажи рассказа жили в гармонии с окружающим миром и природой. Каждый персонаж, созданный Горьким, имеет своё, уникальное мировоззрение. Наши 2 героя - Челкаш и Гаврила, имели свои взгляды на окружающий мир, из-за чего и произошел их конфликт.

Челкашин - человек, которого не интересовало ничего кроме выпивки. У него не было ничего, только порванная, грязная одежда и обувь. Выглядел он неопрятно и имел неприятный запах. Челкаш был алкоголиком и вел себя неадекватно. Он имел взгляд настоящего хищника, темные усы и острый нос.

Второй персонаж - Гаврила, полная противоположность Челкаша. Это был крепкий и сильный юноша, глаза и внешний вид которого излучали доброту. Одет он был поопрятнее чем Челкаш, носил светло-голубую рубашку и изношенный головной убор.

Однажды, когда Гаврила пришел в трактир и напился там, его увидел Челкаш. Тот увидев молодого юношу, начал задумываться о своем возрасте. Он с сожалением и угрызением совести думал о том, что в своем старом возрасте не имеет за спиной ничего. Он хотел попытаться изменить судьбу Гаврила, чтобы не допустить того, чтобы юноша превратился в такого-же старого пьяницу как и он. В этой сцене автор преподносит Челкаша как человека, который способен обдумывать свои поступки и умеет сожалеть.

Челкашин очень любил находиться возле море. Когда рядом с ним огромная, свободная и наполненная силой синева, он мог почувствовать себя свободным ото всех невзгод. Гаврила же, не любил свободу, она вызывала у него чувство страха.

Во время преступления, на которые пошли наши герои, у них возник конфликт. Молодой юноша был охвачен страхом, а Челкаш озлобился на всех. Ему не нравилось всё, напарник, лодки, то как все происходило. Челкашин решил отдать свою часть украденного - 540 рублей, но Гаврилой завладела сильная жадность. Он думал, что украденных денег ему будет мало, затем он признается Челкашу в том, что хочет убить его и забрать все деньги себе. Услышав это, Челкаш забирает деньги себе, в следствии чего, у них начинается схватка за украденное добро.

В этой сцене автор показывает нам истинные характеры героев. Оказывается, Челкаш не такой уж и плохой, он был очень добр и мягкосердечен, ему было не так важно богатство, как получение полной свободы. Гаврила же, оказался жадным и подлым преступником, который готов пойти на всё, даже на убийство, ради того, чтобы получить деньги. Этот человек был готов пойти на любое преступление, пусть даже самое подлое, ради того, чтобы разбогатеть.

Мораль этого рассказа довольно проста - нельзя судить о человеке по внешности и первому впечатлению. Грязный и неухоженный старик Челкаш оказался добрым и в какой-то мере честным человеком. А Гаврила, который выглядел как прекрасный молодой юноша, оказался последним подлецом.

Вариант 3

Как и во многих рассказах, в произведении «Челкаш» Горький отражает тему человеческих взаимоотношений и описывает природные красоты, углубляясь в момент, как природа взаимосвязана с душевным состоянием своих персонажей.

Перед нами предстают два героя - Челкаш и Гаврила, которые отличаются друг от друга. Они встречаются в порту. И если Челкаш показан бродягой без места жительства и привыкший, воровать, то Гаврила попал в это место после неудачных усилий найти работу. Гришка был заметен своим телосложением, которое было похоже на ястребиное. Усы у него постоянно вздрагивали, а руки он постоянно закладывал назад, потирая нервно ладони. Когда Челкашу удалось что-то своровать, то он удачно продавал вещь. Выручку же от продажи тут же пропивал.

А история у Гаврилы была совсем иная. Ему не повезло с заработками на Кубани, и поэтому, возвращаясь, домой, он понимал, что теперь ему была одна дорога - наняться в батраки. Челкаш обратил внимание на него в тот момент, когда он шел и раздумывал, где бы найти напарника, который пошел с ним воровать. Постепенно, беседуя с ним, мы видим, как Челкаш, выслушав рассказ парня, вначале хотел поругать его и даже ударить, но в последнюю минуту у него появилась некая жалость к Гавриле. Гришка, когда имевший дом, семью и родных, стал в одночасье заядлым алкоголиком и вором, но не законченным человеком. Он показан нам как сильная и гордая натура, так как ко всем имеет особый подход, и с каждым может договориться. Ему нравилось море, такое могучее и свободное, как он сам.

Но, Гаврила, казавшийся вначале безобидным парнем, показывает нам, что это подлый человек. Когда дело завершилось с успехом, и перед его глазами появились огромные деньги, тут его прорвало. Мы увидели, насколько он алчный. Тут же у нас пропадает всякая жалость к этому сельскому парню. Особенно он выглядит жалким рабом, когда упав перед Челкашом, умоляет отдать ему все деньги. Челкаш, же, преисполненный чувством жалости и злости к нему, бросил добычу. Именно тогда он понял, что поступает, как герой, так как точно знал, что не будет таким, как этот парень. Но, когда Гаврила, сказал ему, что хотел его ликвидировать, Челкаш сильно разозлился. Забрав деньги, он пошел своей дорогой. Однако, парень,бросил в него камень, а когда понял, что у него не получилось убить Челкаша, стал опять просить у него прощения. И тут мы видим, как Гришка оказался на высоте. Он оставил этому подлому человеку деньги и ушел. Здесь отчетливо видно, что писатель отдал предпочтение Человеку, который показал себя человеком с высокими моральными качествами, не терявшему собственного достоинства ни при какой ситуации.

  • Сочинение Хорошо зимой 3 класс

    Зима – это время волшебства и чудес. Празднование Нового года, каникулы, Рождество – это все происходит именно зимой. Мне нравится долгие зимние прогулки по заснеженным улицам, вокруг много снега, а с неба падают красивые снежинки.

  • Сочинение Образ мечтателя в русской литературе

    Мечтателем в русской литературе, называют человека, который всю свою жизнь живет в собственных фантазиях. Его некогда не волнуют проблемы, которые касаются многих людей.

  • Сочинение Вишневый сад по пьесе Чехова рассуждение

    А.П.Чехов написал пьесу «Вишневый сад» в 1904 году. Она стала последним творческим произведением писателя. В пьесе Чехов сосредоточил все отрицательные черты русских помещиков, их никчемность и жадность

  • Гаврила является одним из центральных героев рассказа М.А. Горького «Челкаш». Повествование построено на противопоставлении Челкаша (опытного и ловкого вора и пьяницы со стажем) и Гаврилы (молодого безработного крестьянина). Остановимся подробнее на анализе образа последнего.

    Гаврила – коренастый деревенский юноша. Он потерпел крах, пытаясь заработать в городе, чтобы прокормить себя и свою мать. Теперь ему оставалось только возвращаться домой, жениться на состоятельной невесте и стать батраком. Челкаш сразу же невзлюбил его за силу и здоровье, которые излучал молодой человек: «...возненавидел за то, что у него такие чистые голубые глаза, здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки...», при этом главного героя с первого взгляда привлекло добродушие и доверчивость крестьянина.

    При этом Гаврила труслив – соглашаясь на дело с вором-контрабандистом, он предстает перед читателем трусом. Ему страшно до слёз, он не хочет доводить дело до конца и хочет, чтобы Челкаш отпустил его. Уже здесь видно противопоставление бесстрашного и, главное, свободного пьяницы-авантюриста запуганному невольнику своей жизни. Челкаш убеждает довести дело до конца, но далее сущность героя раскрывается для читателя в новом свете.

    Гаврила получает малую часть от всей выручки и в его душе просыпается алчность. Бедного крестьянина охватывает бесконтрольное чувство жадности, при этом он ощущает себя слабее своего напарника, падая на колени и вымаливая у него деньги. Он зависим, в отличии от Челкаша, зависим от своего состояния, зависим от своих страстей (от жадности), зависим от едва ему знакомого пьяницы. Эмоции, которые возникают у несчастного человека, толкают его на необдуманный поступок – он бросает камень в Челкаша. Его метания – он то убегает, то возвращается и горько раскаивается в соделанном – вновь свидетельствуют нам о слабости его личности. Он и здесь не может быть последователен. Пугливость, трусость – вот немощь его человеческой души.

    Важно сказать о том, как сам Челкаш видит своего напарника. Он не понимает, как можно так измучить себя ради денег, жалость к бедному человеку сочетается с отвращением к подобному видению мира. Челкаш чувствует своё превосходство над Гаврилой, он называет его "молоденьким теленком" и "дитятком". Он отдаёт деньги крестьянину, понимая, что такую душу уже ничто не исправит. Именно в сравнении Челкаша и Гаврилы мы понимаем всю мелочность и подлость второго.

    Отсутствие собственного достоинства, стойкости характера и моральных ценностей, пугливость и жадность Гаврилы – вот те качества, которые подчеркиваются М. Горьким. У него отсутствует та жажда свободы, которая присуща Челкашу, поэтому, несмотря на то, что в конце большая часть денег остается у Гаврилы, именно Челкаш выходит из маленькой драмы на берегу моря победителем.

    В раннем творчестве писателя основное место занимают романтические настроения. Нераздельная связь между человеком и природой, особое внимание к личности, в которой сочетается одиночество и свобода, вызов обществу и его законам, конфликт главного героя и героя-антагониста – эти черты романтизма находят своё отражение и в рассказе «Челкаш».

    Вариант 2

    В своем произведении (Челкаш) Максим Горький уделяет особое внимание личности и внутренней оболочки человека, раскрывает перед читателем то, насколько внешняя оболочка бывает обманчива. Главная тема романа – противостояние двух героев, Челкаша (вора и пьяницы) и безработного обычного крестьянина Гаврилы.

    Гаврила – это крепкий, здоровый парень, с русыми волосами и широкими плечами. Заработать на Кубани не получилось, и он снова был вынужден вернуться к себе обратно в деревню. После смерти своего отца, Гаврила был вынужден пойти работать батраком, чтобы прокормить себя и мать. У юноши добрый нрав, красивая внешность и открытый взгляд. Именно за это и он был неприятен Челкашу. Хотя, с другой стороны, ему нравилась простота и добрая душа Гаврилы.

    Их встреча произошла совершенно случайно. Спор между ними о ловкости и смелости привел к тому, что молодой юноша соглашается пойти на «темное дело» с вором-контрабандистом. Именно этот случай полностью обнажает всю сущность и натуру Гаврилы. Он оказывается обычным трусом.

    Гаврила испытывает панический страх и всячески пытается избежать происходящего. Но Челкаш убеждает Гаврилу довести задуманное до конца. Получив небольшую сумму, молодого человека захватывает чувство жадности и алчности. Он падает перед Челкашом на колени и начинает умолять дать ему еще денег. Этот момент показывает всю внутреннюю сущность Гаврилы, он зависим от обстоятельств и собственной жадности.

    Юношу так сильно терзают вспыхнувшие эмоции, что он от безысходности, не задумываясь, бросает камень в Челкаша. Слабость личности заключается в постоянном смятении и собственной слабости. Молодой парень то трусит и убегает, то вновь возвращается и раскаивается в содеянном. У Челкаша же возникают двоякие чувства к Гавриле. С одной стороны это жалость и непонимание, как можно ради денег так терзать себя. С другой стороны, ему противно это состояние человеческой души. В конце концов он отдает большую часть денег Гавриле. Челкаш понимает всю мелочность и подлость натуры молодого человека.

    Образ Гаврилы – это сущность мелочного, подлого и жадного человека, у которого отсутствует чувство собственного достоинства и моральных ценностей. Он полностью зависим от собственных желаний и обстоятельств. Трусость и слабость, вот главные черты Гаврилы.

    Сочинение про Гаврилу из произведения Челкаш

    Рассказ Максима Горького «Челкаш» повествует о воре. Григорий Челкаш хорошо знаком людям, которые живут на побережье. Все его знают как заядлого пьяницу и смелого вора.

    Гаврила, обычный крестьянский мужик. В рассказе Горького он предстаёт перед читателем, как славный парень, который трудится для того, чтобы содержать маму и дом.

    Такие два разных человека встречаются совершенно случайно. Между ними разыгрывается спор, кто лучше и ловчее. Челкаш решает взять Гаврилу на дело. Для этого он угощает парня в таверне и тем самым входит в доверие к нему. Челкаш для Гаврилы становится кем-то вроде хозяина. Он чувствует в Григории силу, начинает доверять ему и Гаврила проникается к нему некоторым чувством благодарности и подчинения.

    Во время того, когда мужчины плывут воровать, Гаврилу много раз охватывает страх. Здесь читатель понимает, что этот «славный парень», простой крестьянин, на самом деле трус. Гаврила просит у Челкаша отпустить его. Из-за чего в лодке возникает шум и их чуть не настигают хранители порядка. Но все обходится успешно, дело завершается, и мужчины плывут сбывать свою добычу.

    Гаврила, который трусил и робел перед морем, увидев сколько денег получил Челкаш за ворованную вещь, начинает размышлять о том, сколько бы он смог сделать на своей земле, будь у него столько денег. Тут в «славном парне» просыпается самый страшный человеческий порок – жадность. Автор рассказа описывает возникшее чувство в Гавриле как очень будоражащее, возбуждающее и раскрывающее в человеке все самое ужасное, что только может быть.

    Челкаш хоть и вор, но слово свое сдержал и дал Гавриле денег. Но герою этого показалось мало. Тогда Гаврила решил выпросить у Челкаша все деньги. Драма, которая разыгралась на берегу моря между двумя людьми, показывает читателю последствия жадности. В данном рассказе Гаврила готов был убить человека, только бы получить все деньги за украденную вещь.

    В начале рассказа Максима Горького «Челкаш» Гаврила предстаёт обычным крестьянином, который занимается землей и работает, чтобы прокормить семью. Но впоследствии автор открывает в этом герое самые низкие и ужасные человеческие качества такие, как трусость, жадность и злость.

    История любви, которую рассказывает читателю Бунин в «Темных аллеях», сначала может показаться достаточно ординарной. Молодой дворянин Николай и крепостная красавица Надежда

  • Анализ рассказа Бунина Натали

    Роман «Натали» входит в «Темные аллеи» - сборник рассказов и миниатюр Ивана Бунина, главной темой которой является большая любовь - взаимна и несчастна, страсть и взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

  • Анализ произведения Господа Головлевы Салтыкова-Щедрина

    Произведение построено на критике образа жизни помещиков, к которым автор, сам происходивший из этой среды, относился отрицательно.

  • История семьи Мелеховых в романе Шолохова Тихий Дон

    История Мелеховых красной нитью пронизывает все произведение Шолохова. Мы начинаем знакомиться с Мелеховыми с истории о Прокофии и его трагически умершей жены, а заканчивается повествование возвращением Григория Мелехова.

  • Челкаш и Гаврила – жертвы капиталистического мира?

    (По рассказу М.Горького «Челкаш»)

    Петрова Наталия Николаевна,

    учитель Каменниковской сош

    Рыбинского района

    Урок: традиционный.

    Тип урока: изучение нового материала

    Цель: на примере рассказа М.Горького «Челкаш» показать несправедливость общества, где правят деньги, а также непредсказуемость нашей жизни, ложное и настоящее, что часто человек с определённой внешностью не соответствует своему внутреннему «содержанию».

    Учебник: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина. Литература: 7 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 2. – М.: Вентана-Граф, 2010.

    Аннотация к уроку: урок традиционный с использованием приёмов из технологии критического мышления: кластеры, сопоставительная таблица, прогнозирование, синквейны; отрабатываются разные виды работы с текстом, умение аргументировано высказывать свою точку зрения, находить нужные факты и эпизоды в тексте, анализировать ключевые эпизоды повести, прививаются нравственные правила человеческого общества: честность, искренность, благородство. Предваряющее домашнее задание: чтение статьи о М.Горьком (с.198-199), чтение рассказа «Челкаш» (предисловие и часть 1).

    Ход урока:

      Проверка д/з. Самостоятельное чтение дома статьи о Горьком даёт возможность ответить на вопросы А с.198 и В1 с.199, а также спрогнозировать сюжет и особенность рассказа «Челкаш». Обсуждение.

      Обсуждение прочитанной дома части рассказа «Челкаш».

    Где происходит действие? В какое время? Обозначьте цвета и звуки.

    Как поняли фразу – первое предложение третьего абзаца (гимн торговле).

    Гавань – это пароходы с товаром и люди, которые здесь работают. Разделимся на группы и дадим характеристику им, заполнив кластеры: «Пароходы» и «Люди».

    Обсуждение получившегося. – Какие художественные приёмы использует Горький для создания более выразительных образов? Примеры? Зачем он это делает? (Детали картины создают ощущение того, что труд здесь не удовольствие, а рабская каторга; ощущение беспросветности, несправедливости…).

    Почему автор называет сопоставление пароходов и людей «жестокой иронией»? (люди, с одной стороны, – творцы, создали такие гиганты-пароходы, ведут торговлю, вроде бы, должны быть деньги, но, с другой стороны, они – нищие, ничего не имеют, «созданное людьми поработило и обезличило их»).

    Что даёт нам, читателям, это описание? Какие чувства испытываете и что предчувствуете? (напряжённое чувство, дальше будет что-то страшное, нехорошее; в такой ситуации ничего светлого быть не может…).

    Гришка Челкаш, главный герой рассказа, появляется на самых первых строчках первой главы. Вспомните его описание: внешность, на кого похож, походка, речь и т.д. На какие слова Горький делает акцент. Зачем? Выразите ваше первое мнение о герое.

    Впервые здесь в рассказе встречается слова босяцкие , босяки . Как понимаете?

    Как диалоги Гришки с другими рабочими, сторожем порта помогают нам понять его характер?

    Одновременно заполняется сопоставительная таблица (приём из технологии РКМЧП):

    Гришка Челкаш

    Линии сопоставления

    Черты характера

    Отношение к другим

    Отношение других

    В этой же главе мы встречаемся с другим героем рассказа – Гаврилой. Дополним таблицу, цитируя, вспоминая факты из прочитанной части, касающиеся личности этого героя.

    Чем заканчивается часть 1? Перечитайте внутренний монолог Челкаша. Что вы о нём скажете? Ваше отношение?

      Часть 2 . самостоятельное чтение в классе. Обсуждение.

    О чём эта часть?

    Как ведут себя герои в одной и той же ситуации?

    Что нового ещё узнаём о героях? Что можно добавить в таблицу?

    Каково ваше отношение к обоим героям? Оно меняется?

      Часть 3. Осталась последняя часть. Дело сделано. Мы подтвердили себе, что Челкаш – вор, опытный, смелый, всё всегда обдумывающий, но рискующий ради больших денег, ради отдыха и развлечений, которые будут потом. Отношение большинства из вас к нему – отрицательное, и это понятно. К Гавриле отношение другое. Увалень, трудяга-крестьянин, сойдясь с Челкашом, преступил закон, стал вором, соучастником. Его искренне жаль, за него переживаем: как бы его благие намерения не закончились плачевно (ведь мы знаем «хищного» Гришку!).

    Читаем вслух часть 3 (приём «чтение с остановками» из технологии РКМЧП)

    1) до с.222 до вопроса «Что это тебя корчит»?

    Так какое же действие героев оставил Горький нам напоследок?

    Деньги. Каково отношение к ним наших героев? Каковы их поступки? Сравните. Каково ваше отношение к происходящему?

    2) до слов «… Дай ты их мне!»

    Ожидали такое?

    Перечитайте слова, описывающие состояние Гаврилы, Челкаша. Вывод?

    Как, думаете, поступит Челкаш?

    3) до конца рассказа.

    Выскажите ваше отношение к происходящему. Что ожидали, а что нет?

    И ещё один момент, который нельзя упустить в рассказе: это море. Его описание мы видим на протяжении всего рассказа. Какой смысл оно несёт? (место действия, подчёркивается характер главного героя…). Почему последние строки повествования заканчиваются опять морским пейзажем?

    5. Выводы.

    Какова тематика и проблематика рассказа Горького?

    Вернёмся к теме нашего урока: подтвердите ещё раз, что и Челкаш, и Гаврила – жертвы капиталистического мира?

    С какими особенностями ранних рассказов Горького мы познакомились?

    6. Д/з: 1) составить план рассказа (по желанию - цитатный); 2) письменное рассуждение – с.228 вопрос В 10; 3) по желанию – синквейны.

    «ЖЕСТОКАЯ ИРОНИЯ»

    «СОЗДАННОЕ ЛЮДЬМИ ПОРАБОТИЛО И ОБЕЗЛИЧЕЛО ИХ»


    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»