Бутафор профессия. Что такое бутафория

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

БУТАФОР

БУТАФОР

(франц. bout -a -port ). Лицо в театре, подающее артистам разные, нужные им при выходе на сцену, вещи.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

БУТАФОР

лицо, заготовляющее все необходимое для постановки пьесы в театре кроме декорации, т. е. костюмы, мебель, оружие, железные листы для грома, свистки для воя ветра и т. д.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

БУТАФОР

лицо, на обязанности которого лежит заготовление всех принадлежностей, входящих в обстановку пьесы, за исключением декораций (костюмы, мебель, утварь и пр.).

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

БУТАФОР

франц. bout -a -port . Лицо в театре, подающее разные мелкие вещи артистам при их выходе на сцену.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Бутафо́р

ит. buttafuori) работник театра, занимающийся изготовлением бутафории.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Бутафор

а, м. , одуш. (ит. buttafuori).
Paботник театра, занимающийся изготовлением бутафории .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "БУТАФОР" в других словарях:

    Бутафор работник театра, изготовляющий различные предметы бутафории. Бутафор первоначально работник сцены, который находился за кулисами и подавал артистам необходимые по действию предметы: оружие, цветы, книги, письма… … Википедия

    См … Словарь синонимов

    БУТАФОР, бутафора, муж. (театр.). Лицо, подготовляющее бутафорию. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    БУТАФОР, а, муж. Театральный работник, ведающий бутафорией. Художник б. (изготовляющий бутафорию). | прил. бутафорский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Муж., итал. род театрального художника, на котором лежит приготовление всей обстановки игрища, кроме живописи (декораций); бутафорские вещи, все принадлежности игрища: оружие, мебель, трость, посуда, чучело птицы либо зверя и пр. Бутафорская или… … Толковый словарь Даля

    бутафор - а, ч. Особа, яка відає в театрі бутафорією, а також майстер, що виготовляє бутафорію … Український тлумачний словник

    А; м. Театральный работник, ведающий бутафорией или изготовляющий её. Художник бутафор. ◁ Бутафорский (см.) … Энциклопедический словарь

    бутафор - а; м. см. тж. бутафорский Театральный работник, ведающий бутафорией или изготовляющий её. Художник бутафор … Словарь многих выражений

    бутафор - БУТАФОР, а, м Театральный работник, изготовляющий предметы, имитирующие подлинные вещи в сценической обстановке (мебель, посуду, оружие и т.д.) или распоряжающийся этими предметами. Бутафор профессия очень нужная театру, тем более кукольному: в… … Толковый словарь русских существительных

    - (итал.) театральный художник, обязанный заботиться об обстановке пьесы, кроме декораций. Бутафорская или бутафорная комната при театре, мастерская бутафора, где заготовляется все нужное по бутафорской части. Бутафорские вещи принадлежности… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Театрально-художественный колледж №60 имеет устоявшиеся десятилетиями традиции подготовки высококвалифицированных кадров, среди которых немало заслуженных работников культуры, членов СТД, лауреатов театральных и кинопремий. За время работы колледжа были подготовлены более 7000 специалистов, работающих на творческих и руководящих должностях в организациях культуры и искусства города Москвы и РФ.
С первого дня основания театрально-художественного колледжа №60 существует художественно-бутафорское отделение. За это время сложилась богатая традициями и опытом система обучения художников-бутафоров. Театральная бутафория - важная часть оформления спектакля. Бутафорские объекты - предметы сценической обстановки, имитирующие настоящую посуду, декоративные вазы, светильники, скульптуру, детали архитектуры и мебели, военные доспехи, оружие, деревья, кусты, цветы и растения, животных, птиц и другие разнообразные предметы, необходимые для оформления спектакля, отражающие быт разных времен и народов, определенный художественный стиль, помогающие создать необходимую атмосферу спектакля. Бутафорию изготавливают из папье-маше, мастики, дерева, металла, поролона, картона, оргстекла и других материалов, имитирующих настоящие предметы материальной культуры из таких различных, часто дорогих материалов, как бронза, золото, серебро, ценные породы древесины, фарфор, майолика, хрусталь, стекло, имеющих в первую очередь декоративное назначение.
В театральном спектакле или кинофильме предметы бутафории, будь то кинжал в богатой драгоценной оправе, рыцарский шлем или щит, декоративная ваза, канделябр, трон или статуя, помогают создать особую атмосферу спектакля, выстроить мизансцены. Театральная бутафория помогает актерам лучше передать смысл роли, а зрителям ярче представить время и место действия, происходящего на сцене. Она неотделима от содержания спектакля, это важнейшая часть оформления спектакля наряду с декорациями, светом, костюмом, гримом, музыкой.
Профессия художника-бутафора - одна из интереснейших профессий. О таком специалисте можно смело сказать, что это мастер на все руки. Человек, владеющий секретами этой профессии, может сделать из самых обыкновенных материалов - газетной бумаги, клея, проволоки, ниток, дерева, фольги, оцинкованной жести, поролона - любой бутафорский объект материальной культуры, точно имитирующий тот или иной художественный стиль определенной исторической эпохи. «Художник-бутафор» - очень многогранная профессия, так как этот специалист должен владеть сразу несколькими ремеслами, например, ему требуются слесарные, плотницкие, столярные навыки обработки разных материалов. Студенты овладевают навыками обработки дерева и металла на токарном и сверлильном станках, продольной и поперечной распиловки древесины с помощью ножовок и лобзиков, работы на ручном рубанке и электрорубанке, обтачивания деталей на электроточиле, механической обработки древесины и металла напильниками, стамесками, резцами, электропайки деталей из жести и проволоки, тиснения по фольге или жести с помощью специальных инструментов для чеканки по металлу, различными технологиями изготовления изделий из папье-маше, мастики и картона.
Студентам также нужны навыки изготовления бутафорских изделий из фактурных тканей, пенопласта, пластических масс, оргстекла, поролона, ревультекса, древесных опилок. В программе обучения задания по выполнению декоративных растений, овощей и фруктов, птиц, рыб, зверей, карнавальных и ритуальных масок, посуды, светильников, холодного и огнестрельного оружия, доспехов, шлемов, щитов, уличных фонарей, светильников, корзин, шляп, книг, орденов, медалей, бижутерии и многого другого.
Художнику-бутафору также необходимо владеть живописью, рисунком и композицией для создания эскизов и технических чертежей бутафорских объектов и для имитации с помощью росписи на изделиях театральной бутафории из папье-маше, мастики, дерева различных фактур, таких, например, как позолоченная бронза, серебро, тисненая кожа, фарфор, поделочные цветные камни и т. п. Чтобы выполнять даже не слишком сложные бутафорские объекты, требуется также владение скульптурными навыками лепки.
На занятиях скульптурой студенты изучают основы скульптуры, приобретают практические навыки в лепке и образном изображении объемной формы как на плоскости, так и в пространстве. Весь курс скульптуры состоит из практических заданий, в процессе выполнения которых студенты должны овладеть приемами декоративной лепки, уметь вылепить отдельные части тела, голову и фигуру человека со слепков и с натуры в круглом объеме и в рельефе, скульптуру анималистического характера. Итоговое задание - воспроизведение объемной скульптуры или рельефа по фотографии, репродукции или по эскизу с соблюдением образности и стилистических особенностей пластики.
На занятиях рисунком и живописью предусматривается изучение основ академического рисунка и станковой живописи. Студенты приобретают практические навыки графического изображения окружающей действительности на основе объемно-пространственного мышления, практические навыки в технике акварельной и масляной живописи на основе сопоставления цветовых отношений натуры и объективного цветового восприятия окружающего мира.
Часто бутафорское изделие приходится изготовлять одновременно из нескольких материалов, самостоятельно продумывать технологию и процесс его изготовления, подбирать необходимые материалы. Например, пистолет XVIII века может быть изготовлен из металла и дерева. Из металлической трубки делаются ствол, замковый механизм, спусковая скоба и спусковой крючок, из дерева - рукоятка и ложе ствола. С помощью орнаментальной резьбы и росписи в пистолете воспроизводится определенный художественный стиль, имитируются дорогие породы древесины, инкрустация серебром и т. п. Канделябр XVII века может быть выполнен из проволочного каркаса и папье-маше и расписан под позолоченную бронзу. Возможности театральной бутафории практически неограниченны. Художник-бутафор должен также обладать смекалкой и изобретательностью, для того чтобы придумать наиболее рациональную конструкцию изделия, подобрать наиболее подходящие материалы для данного изделия, сделать его достаточно прочным и функциональным.
С 1961 г. наряду со специальностью «художник-бутафор» на художественно-бутафорском отделении существует также специальность «художник-технолог по куклам», в которой разнообразные навыки по обработке разных материалов, которыми владеет художник-бутафор, применяются для изготовления кукол, бутафории и декораций кукольного спектакля.
На практических занятиях по технологии кукол студенты учатся изготавливать различные виды театральных кукол - перчаточных, тростевых, теневых, ростовых, марионеток, кукол кино, авторских, сувенирных из дерева, папье-маше, картона, ткани, поролона, синтетических материалов. Художник по куклам в первую очередь должен владеть секретами механики различных видов театральных кукол и кукол кино, поскольку именно механика куклы (движения головы, глаз, бровей, рта, туловища, рук, ног) играет важнейшую роль в создании динамики образа и персонажа, раскрытии его функциональной нагрузки.
Например, самые простые по своему устройству перчаточные куклы рассчитаны на быстрые динамичные движения и наиболее подходят для комических персонажей, таких как русский Петрушка или английский Панч.
У тростевых кукол движения плавные, неспешные или резкие, динамичные. Они часто используются для образов величественных, романтических, как куклы спектакля «Волшебная лампа Аладдина» ГАЦТК. Такие куклы управляются тростями, идущими к рукам, и особой тростью, идущей к голове, - гапиту, на котором закрепляется механика управления деталями лица куклы. Тростевые куклы могут быть довольно сложны по механике. В этом случае ими управляет сразу несколько кукловодов. Так, в спектакле ГАЦТК «Необыкновенный концерт» куклой Цыганка управляют одновременно шесть актеров.
Самой сложной по своей механике является кукла-марионетка, управляемая сверху кукловодом с помощью нитей. Движения куклы-марионетки наиболее уподоблены движениям человека. Не случайно театр марионеток часто имитирует театр драматический, а кукла-марионетка - живого актера. Собрать такую куклу, чтобы она правильно и гармонично двигалась, - целое искусство. Марионетка управляется нитями или штоками из проволоки, прикрепленными непосредственно к рукам кукловода или деревянной ваге. У марионеток может быть большое количество нитей управления, чем больше нитей, тем натуральнее и совершеннее движения куклы.
Художник по куклам должен уметь изготавливать из дерева, папье-маше и металла детали куклы и элементы ее конструкции, владеть технологией резьбы и росписи, навыками конструирования и сборки куклы, подбора тканей и пошива и отделки костюма для куклы, который играет важнейшую роль в характеристике образа и должен сочетать в себе достоверность, сказочность и условность.
Помимо практических занятий по специальности, среди которых также «Театральный макет», «Декорационная живопись», студенты художественно-бутафорского отделения изучают ряд профилирующих теоретических спецдисциплин - «Пластическую анатомию», «Историю театра», «Историю изобразительного искусства», «Историю материальной культуры», «Историю игрушки, куклы и кукольного театра».
Студенты проходят производственную практику в цехах московских театров и студий. Дипломные работы студентов - это театральная бутафория, декорации и куклы, выполненные в мастерских театров и киностудий и непосредственно задействованные в постановках. Такой глубокий и основательный подход к освоению профессии позволяет выпускникам театрально-художественного колледжа №60 стать специалистами широкого профиля в области оформительского искусства.
В нашем колледже учатся редким профессиям, но всех объединяет одно - любовь к театру. Для начала обучения это самое необходимое условие!

Инесса ГЕННИС, преподаватель театрально-художественного колледжа №60

1. Чем вообще занимаются бутафоры?

Бутафоры создают декорации и реквизит. Наша задача - сначала подобрать технологию изготовления (нередко приходится изобретать свою с нуля), а потом непосредственно создать объект. Иногда работу упрощают автоматические станки, но, как правило, это полностью ручная работа. Бутафорские изделия, декорации используют в кино и театре, на разных мероприятиях, в квеструмах, на модных показах, шоу и фотосъемках. Это могут быть элементы костюма или интерьера, даже части инсталляции художников.

Бутафория сцены из фильма о Гарри Поттере

Мои коллеги, например, создавали бутафорию для квеста «Теория полураспада» по культовой игре Half-Life. Как раз тогда они узнали, что вся бутафория, с которой взаимодействует публика, должна быть очень прочной и безопасной, как игрушки для маленьких детей, потому что со способностью к разрушениям человека, который пытается себя развлечь, мало что сравнится.

2. Как можно стать бутафором? Нужно ли образование? А базовые какие-то знания а-ля физика/математика?

Вопрос в том, насколько сложную вещь ты хочешь сделать и сколько ошибок готов встретить в процессе. Имея руки (которые растут откуда надо) и смекалистый ум, можно многого достичь, но в такой комплексной работе главную роль играет практический опыт. Часто бутафорят люди с художественным образованием, но иногда они могут быть вовсе без образования или с инженерным, например.

Если есть желание стать бутафором, проще всего прицепиться к мастеру и обучаться: как подмастерье у кузнеца или ювелира в старину.

Художественный глазомер - хорошая штука. Внезапно может пригодиться, например, сопромат. Физика и математика с геометрией могут прокачаться в процессе: когда, например, надо посчитать, сколько килограммов силикона потребуется для отливки женского торса в форму.

3. Я слышала, что бутафор - это мужская профессия, пришлось ли тебе столкнуться с такими стереотипами и предрассудками?

Существует стереотип, что женщины боятся электроинструментов или не могут работать в тяжелых условиях, быстро устают, жалуются и так далее. На протяжении нескольких лет мы успешно разрушаем эти стереотипы: работаем с электропилами, таскаем 20-килограммовые мешки со шпатлевкой, сверлим, пилим, забиваем гвозди и делаем это по 10, иногда больше 20 часов подряд. Обычно мужчин быстро отпускают предрассудки, и мы становимся дружелюбными коллегами и помогаем друг другу в работе.

4. Были ли случаи, что объект разбивался во время концерта ну или мероприятия?

Не припомню такого. Если бутафория стоит на улице или в ТЦ, где ходят люди, нужны очень хорошие антивандальные покрытия: все будут трогать/ломать. Обычно заказ делается с расчетом на определенные условия и с запасом прочности, поэтому ничего не может просто так разбиться. К тому же бутафорию довольно сложно разбить, она же почти вся из пеноматериала или пластиков.

Разве что один раз на мероприятии под открытым небом поднялся сильный ветер, и сорвало крепления: одна стена декораций упала. Но людей еще не запустили, так что мы просто подняли все и прикрутили покрепче.

5. Куда потом все это девается? Может, аукционы устраивают?

А это уже как кто решит, честно иногда и для меня это загадка. Аукционов мне не встречалось.

6. Делала ли ты международные проекты? Благодаря своей работе в каких интересных необычных местах ты побывала?

Мы пока не выезжали работать за границу, хотя и хотелось бы, зато некоторые из наших работ прямо сейчас собираются переехать, кажется, в Германию.
По России в интересных местах оказываешься часто: на застройке Alfa Future People летом, когда площадка пустая и ночью на огромной сцене только отстраивается свет и звук; зимой в элитном конном клубе за городом, где под потолком красишь серебром железные балки на шатающихся лесах, а потом идешь смотреть на красивых лошадок; на Красной площади в Музее войны на приеме пьешь шампанское и ешь шоколадный десерт в карамельной клетке. Иногда кажется, что живешь как будто в другом мире - и это одна из причин, по которой я люблю свою работу.

7. Какими проектами вашей мастерской ты особенно гордишься?

Конечно, круто было работать на проекте по созданию сцены для фестиваля Alfa Future People, аж 2 года подряд! Так же очень здорово было работать с художником Олегом Доу.

8. А с кем бы ты хотела еще поработать?

Мои заказчики мечты Тим Уолкер и Ридли Скотт. В таких случаях задачи самые интересные, и часто изделия уже не просто бутафория, а произведения искусства. А еще хочется поработать в кино/сериалах в жанре фантастика, фильмах по комиксам, где много интересных задач по декорациям и реквизиту. Готова с радостью намазать силикон на любого актера из вселенной Marvel или Star Trek.

9. А для себя что-то делаешь? Может, сережки на выход? Костюмы на Хэллоуин?

Все навыки пригождаются, я постоянно делаю что-то творческое для себя. На Хэллоуин у нас каждый год квартирник с костюмами и декорациями, часто бывают тематические вечеринки в честь дней рождений. Последний вот был про Постапокалипсис. А еще три мои коллеги недавно построили туалет на даче из
остатков тематического стенда.

Подать заявку на обучение

Заполнение онлайн анкеты необходимо для поступления на образовательные программы

Пожалуйста, выберите направление обучения:

Portfolio building Foundation Art & Design Foundation Business & Marketing Pre-Foundation Art & Design Introduction to Art & Design Introduction to Marketing Английский язык для поступающих в творческие вузы Summer portfolio building BA (Hons) Fine Art BA (Hons) Product and Industrial Design BA (Hons) Fashion Design BA (Hons) Illustration BA (Hons) Graphic Design BA (Hons) Photography BA (Hons) Interior Architecture & Design BA (Hons) Design Crafts: Textiles Creative Skills Electives: 2D Digital Image-Making Creative Skills Electives: Photography Creative Skills Electives: Moving Image Creative Skills Electives: Printmaking Creative Skills Electives: Creative Coding Creative Skills Electives: Английский язык для дизайнеров и художников BA (Hons) Marketing and Advertising BA (Hons) Marketing with digital communications BA (Hons) Marketing

Современная керамика Публичные выступления и искусство презентации Контент-маркетинг: контент как продукт Service Design: CX & EX Менеджмент в индустрии моды (MBA) Стратегический маркетинг и менеджмент (MBA) Коммуникационная стратегия для продвижения бренда Декорирование интерьера 2D & 3D Motion Design Предметный дизайн Создание детской книги Айдентика и бренд-дизайн Графический дизайн Фотография для новых медиа Fashion-видео Дизайн диджитал-продукта UX/UI дизайн Подготовительный курс для программ ДПО Основы изобразительного искусства Дизайн интерьера. Базовый курс Дизайн общественных интерьеров Современное искусство Сценография Иллюстрация Ювелирный дизайн Ювелирный дизайн. Эксперт Дизайн одежды. Базовый курс Дизайн одежды. Продвинутый курс Стайлинг и имиджмейкинг Маркетинг и бренд-менеджмент Маркетинг. Базовый курс История моды. Часть I: история костюма до XX века История моды. Часть II: Эволюция стиля в XX-XXI вв.

Контент-маркетинг Дизайн жилых интерьеров Иллюстрация Практика и теория современного искусства Бренд-менеджмент и диджитал-коммуникации бренда Разработка новых продуктов и сервисов Искусство презентации Коммуникационная стратегия бренда Декорирование интерьеров Маркетинговая стратегия Дизайн-мышление Айдентика Дизайн мобильных приложений UX & UI: продуктовый дизайн Визуализация данных и основы инфографики Fashion-баинг Поиск творческой профессии Творческая перезагрузка Бренд-дизайн Product ownership Мультимедийный сторителлинг Старт в fashion School of Education. Проектное обучение Партнерство культуры и бизнеса: стратегия, маркетинг, фандрайзинг Предметная фотосъемка

ArtsCool Art and Design ArtsCool Digital Design ArtsCool Creative Start ArtsCool Creative Drawing ArtsCool Fashion and Styling ArtsCool Inginirium Industrial Design ArtsCool First Startup

Слово пришло в наш язык из итальянского. Бутафория - что это? Подделка, предметы для театрального представления, муляжи, которые используются на сцене взамен настоящих.

Использование

Бутафория имеет широкий спектр использования. В театре есть несколько видов муляжных работ.

  1. Декорация.
  2. Мебель.
  3. Реквизит.
  4. Костюмы.
  5. Украшения.

Декорация - это искусственный мир для осуществления действа: стены, колонны, лестницы на сцене. Все это декорируется и стилизуется под определенную эпоху и место. Например, стены и потолок под дворцовые залы или каменные замки Средневековья, перила "под золото" или фигурные "кованые" узоры.

Мебель: исготавливаются столы, стулья, кресла, диваны под временной отрезок и необходимость пьесы. Например, трон короля или венецианские стулья. Костюмы имеют муляжную основу в головных уборах, отделке (необычные пуговицы, пряжки), обуви. Например, рога у Серебрянного Копытца, корона короля, расписные сапоги Дедушки Мороза.

Самое широкое применения в театре имеет реквизитная бутафория. Что это - все мелкие предметы быта, которые используются во время представления. Посуда, еда (торты, фрукты, жареные кабаны), оружие. Все украшения на актерах - это подделка.

Материалы и изготовление

Все материалы для бутафории перечислить невозможно. В работу идет практически все, на что способно воображение художника. Но основными можно считать бумагу, ткань, пенопласт и гипс. С помощью клея и красок создается любой муляж. Такие предметы легче по весу, быстро ремонтируются, естественно, дешевле, чем настоящие, но в то же время имеют выразительные узнаваемые формы. Мелкие детали, незаметные зрителю и не работающие во время представления, не воспроизводятся.

Основным методом изготовления реквизита считается из папье-маше бутафория. Что из нескольких слоев бумаги, пропитанной клеем или клейстером. Для того, чтобы сделать подобный реквизит, обычно берут для основы настоящий предмет. Например, вазу заклеивают первым десятком слоев бумаги, сушат, разрезают на две половины, вынимают основную вещь, склеивают или сшивают копию, доклеивают бумагой или тканью и раскрашивают.

Создать бутафорский предмет можно из одного материала или комплекса сочетающихся. Изделия из пенопласта обклеиваются тканью; гипс и пластмасса - идеальное сочетания для статуй и колонн. Деревянные или фанерные перила обычно украшают лепниной из размягченного картона.

История

Бутафория возникла еще во времена первых театральных представлений в Древней Греции. Актеры изображали богов и героев с муляжными мечами, щитами и луками. В итальянских комедийных постановках приобрела широкое распространение, там же и получила свое название, которое дошло до нас.

На сегодняшний день применение подделок велико. Их используют в рекламе и оформлении праздников. Существует бутафория для фотосессии и в быту. Муляжи видеокамер нередко ставят в местах, где может произойти правонарушение или кража. Этот прием отпугивает преступников и экономит средства организации. Во время Второй мировой войны создавали бутафорские склады с оружием и технику, чтобы ввести противника в заблуждение.

Профессия - бутафор

В советские времена в театральных вузах она преподавалась отдельной дисциплиной и была профессией. В наше время - это часть курса обучения художников. В крупных театрах все муляжи изготавливает отдельный цех, в провинциальных он совмещен с художественно-постановочной частью или столярной мастерской.

Самые удачные экземпляры сценического поддельного искусства выставлены в музеях, что позволяет зрителю вблизи увидеть часть «великого обмана» и закулисья. Бутафория: что это? Полноценный партнер актеров и постановщиков. Не все на сцене бутафория, настоящие предметы тоже присутствуют на сцене. Но и их принято обрабатывать для полноты художественного образа, подкрашивать для яркости и приближенности к теме постановки.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»