Биография. Юрий Любимов: биография, личная жизнь Каталин кунц любимова чем занимается

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

БИОГРАФИЯ ЮРИЯ ЛЮБИМОВА и ЖЕНЩИНЫ ЕГО ЖИЗНИ. Юрий Петрович родился под Ярославлем, но уже в 1922 году вся семья перебралась в Москву. Во время НЭПа отец будущей знаменитости начал заниматься бизнесом, у него был магазин в Охотном ряду. Мама Любимова трудилась учительницей. В стране начались репрессии, под них попал и отец Любимова. По воспоминаниям Юрия, его папу забирали дважды. За деньги, не по политике. Называли Петру Захаровичу суммы, которых у него не было. Досталось в этот период и деду Юрия Любимова, который тоже переехал в Москву. Но, в отличие от многих, в семье от родственников не отказывались, поддерживали, даже если кто-то сидел в тюрьме. Из-за трудного времени Юрий бросил в школу и поступил в электромеханический техникум. Одновременно он работал и защищал себя на улице от посягательств. Однажды Любимова избили, выбили два зуба и рассекли голову. Будущий артист на следующий день пошел на улицу с финкой и однозарядным пистолетом, но до разборок не дошло. Зато Любимова начали уважать и больше не трогали. Лицедейство В 1934 году Юрий Любимов пошел учиться в студию, которая находилась при МХАТе 2-м. И через год артист вышел на сцену с первой эпизодической ролью в постановку «Мольба о жизни». Спустя еще год театр и студию закрыли. Юрия перевелся в Щуку. И здесь он начал играть в спектаклях «Человек с ружьем», «Много шума из ничего», «Принцесса Турандот», «Путь к победе» и других.

Ну а в качестве диплома пошла работа в постановке «Мещане» по произведению Максима Горького. В 1939 году после театрального училища Любимов пошел работать в труппу театра имени Вахтангова. Война В 1941 году Любимова призвали в армию. Он нес службу в ансамбле песни и пляски НКВД. И жил по армейским правилам, с дедовщиной. Но в обиду себя не давал. А во время войны Юрий Петрович выезжал на передовую и с ансамблем давал концерты перед бойцами. Во время войны Юрий Любимов дебютировал в кино. В 1941 году он сыграл Принца-свинопаса в новелле «Свинопас» альманаха «Цветные киноновеллы». Потом ему досталась главная роль в военной драме «Дни и ночи» Александра Столпера. А после войны вышла комедия «Беспокойное хозяйство» Михаила Жарова. Театр Вахтангова После демобилизации в 1946 году Юрий Любимов вернулся в труппу театра Вахтангова. Актер начал активно работать и вскоре получил заслуженное признание. Среди первых работ на сцене: Олег Кошевой в «Молодой гвардии», Крис во «Все мои сыновья», Шубин в «Накануне».

Позже были спектакли «Заговоре обреченные», «Миссурийский вальс», «Петвые радости», «Отверженные». В 1951 году Любимова ввели в постановку «Много шума из ничего» на роль Венедикта. Сам актер признается, что роль играл с большим удовольствием, причем, нашел там интересные драматургические принципы. Самые знаковые работы Юрия Любимова в 50-е: спектакли «Два веронца», «Чайка», «Идиот», «Маленькие трагедии», «Иркутская история». И в это же время, а точнее в 1959 году, мужчина дебютировал в качестве режиссера, он поставил пьесу «Много ли человеку надо». Одновременно Любимов начал преподавать в Щукинском училище. В это время в кино у Юрия Любимова работы было мало. Он всегда предпочитал театр, нежели съемочную площадку. Но все же основные киноработы пришлись на 50-е. Это фильмы «Белинский», «Прощай, Америка!», «Композитор Глинка», «Егор Булычов и другие», «Город зажигает огни», «Человек с планеты Земля». Таганка В 1963 году режиссер поставил на сцене Щукинского училища спектакль «Добрый человек из Сезуана». Актеры были подобраны из числа студентов. И постановка была поистине выдающейся в то время. Во время политической «оттепели» пьесу могли спокойно закрыть, но помешали этому влиятельные люди. Любимову предложили встать у руля Театра драмы и комедии. Он находился на Таганской площади и вел жалкое существование. За работу Юрий Петрович принялся активно, смог добиться изменения репертуара и труппы из актеров-студентов Щуки. В итоге на сцене театра, который назвали «театр на Таганке», поставили первый спектакль «Добрый человек из Сезуана» 23 апреля 1964 года.

овольно быстро театр стал одним из ведущих в столице. Сначала здесь, в основном, ставили драматические спектакли, потом начали обращаться к классике и произведениям современников. Опера Успешной была работа Юрия Любимова и в оперном театре, где он значился режиссером. Первый опыт – постановка оперы «Под жарким солнцем любви» Луиджи Ноно. Ее сыграли в 1975 году на сцене итальянской «Ла Скалы». В 1979 году там же поставили «Бориса Годунова», а через два года «Хованщину». Лишение гражданства Начало 80-х годов для Любимова было тяжелым временем. Сначала была смерть Владимира Высоцкого, который долго трудился на Таганке. Потом запретили постановку в честь этого выдающегося поэта и актера, а позже запретили и блестящего «Бориса Годунова». В 1984 году Юрия Петровича лишили гражданства, об этом он узнал в Лондоне. Причина такого действия: активная гражданская позиция, которая шла вразрез с советской политикой. Но Запад принял Любимова с восторгом. Актер и режиссер начал активно работать в Израиле, Италии, Франции, Германии, США, Финляндии и ряде других стран. И всем его постановкам сопутствовал успех. Возвращение В 1988 году артист приехал в Москву. И здесь его встретили, как победителя. Через год Любимову вернули гражданство. И он тут же принялся работать в театре на Таганке. Юрий Петрович ставил пьесы на сцене родного театра и продолжал трудиться за рубежом. В новом веке В 2000-х, будучи уже в преклонном возрасте, Юрий Любимов продолжал ставить интересные спектакли. Среди них «До и после», «Суф(ф)ле», «Антигона», «Горе от ума - Горе уму - Горе ума», «Замок», «Арабески».

Видео удалено или не является публично доступным

После конфликта между актерами театра и Любимовым летом 2011 года, Юрий Петрович подал в отставку. Знаменитость по собственному желанию освободили от должности худрука и директора Театра на Таганке. А в 2012 году Юрий Любимов представил на сцене Театра имени Вахтангова постановку «Бесов» Достоевского. Ее встретили довольно восторженно. Личная жизнь Много лет Юрий Петрович женат на венгерской переводчице и журналистке Каталин Кунц. В браке появился сын Петр. Смерть Юрия Любимова Осенью 2012 года режиссера госпитализировали с сердечным приступом. После курса интенсивной терапии Юрий Любимов впал в кому, но через сутки вышел из нее. Летом 2013 года режиссер восстанавливал силы и отдыхал, готовился к новому сезону. Осенью он представил новый оперный проект в Италии, где так же отпраздновал свой день рождения. Весной следующего года уже в Москве состоялась премьера оперы-буфф «Школа жён» по комедии Мольера в постановке Любимова. 2 октября 2014 года Юрий Любимов в тяжелом состоянии был доставлен в больницу. Диагноз - острая сердечная недостаточность. Через три дня он скончался. Церемония прощания с режиссером и заслуженным педагогом прошла в театре им. Е. Вахтангова. Юрий Любимов был похоронен 8 октября 2014 года на Донском кладбище.

Если короля играет свита, то и мужчину делают окружающие его женщины. Юрий Любимов был и талантлив и харизматичен. Возможно еще и поэтому его всегда окружали яркие и красивые спутницы. ОЛЬГА КОВАЛЕВА В конце 40-х годов Юрий Любимов женился на балерине Ольге Евгеньевне Ковалевой. Они вместе выступали в ансамбле НКВД. В 1949 году Ольга Евгеньевна родила Любимову сына Никиту. Но вскоре после рождения ребенка ушла от него к дирижеру Юрию Силантьеву. - Родители познакомились в ансамбле НКВД, - рассказал нам сын Силантьева Егор. - Вместе с отцом служил и Юрий Петрович Любимов. Моя мама танцевала в этом ансамбле после окончания хореографическое училище Большого театра. После войны ансамбль НКВД расформировали. Любимов служил в театре им.Вахтангова. У них с мамой родился сын Никита - мой старший брат. Так что мама сидела с маленьким ребенком. А Юрий Петрович много снимался, играл на сцене. Он был очень популярным артистом, от поклонниц не было отбоя. Отчего они разошлись, мама не рассказывала. Просто в она взяла Никиту, и уехала с ним в Абхазию. А уже позже она вышла замуж за моего отца. Кстати, старший сын режиссера Никита Любимов после школы поступил в духовную семинарию. Но не закончил ее. Он стал литератором, написал пьесу, которая в 80-х годах шла в театре на Таганке. Он по-прежнему очень религиозный человек. Много времени проводит в храме, а летом уезжает в деревню под Великими Луками, где у него дом. И живет там с женой и тремя детьми. СЕСТРЫ ПАШКОВЫ Еще до появления в жизни Юрия Любимова Людмилы Целиковской и Каталин Кунц, у него был бурный роман с актрисами, которые, как и Любимов, служили в театре Вахтангова. Сестры Пашковы - обе были красавицами, обе популярны, Галина, старшая из сестер, слыла конкуренткой самой Целиковской. Любимов якобы разрывался между Галиной и Ларисой... И по некоторым свидетельствам, был момент, когда они даже жили втроем.

ЛЮДМИЛА ЦЕЛИКОВСКАЯ С Целиковской Любимов познакомился в театральном училище имени Щукина. Она училась тогда на первом курсе, Любимов - на четвертом. Вместе они работали в Театре имени Вахтангова, в 1945 году снялись в фильме «Беспокойное хозяйство». А в начале 60-х стали жить в гражданском браке. Вместе они были более 15 лет. И расстались после того, как Любимов закрутил роман с венгерской переводчицей Каталин.

В отличие от Каталин, предыдущая жена Юрия Любимова – блистательная красавица, кумир миллионов актриса Людмила Целиковская не считала Любимова гением. Она безусловно признавала его талант, но и понимала, что созданию театра на Таганке, его успеху, выбору репертуара, в значительной степени режиссер обязан именно ей.

Несмотря на кинообраз эдакой «попрыгуньи», очаровательной, но недалекой девушки, в жизни Людмила Васильевна была очень образованной женщиной. Много читала, прекрасно знала зарубежную литературу, у нее был хороший вкус, кроме того, она была известна на всю страну. Ее популярность служила «ключом-вездеходом» в самые высоки кабинеты. Как говорят, именно она познакомила Любимова с «правильным» кругом людей, советовала, какие книжки читать, находила для театра пьесы. Она руководила его интеллектуальным штабом. А он был гением коллективного разума, в совет театра на Таганке пригласил Бориса Можаева, Федора Абрамов, Андрея Вознесенского, академика Петра Капицу...- Людмила Васильевна сочинила поэтическое представление «Товарищ, верь», поставленное на Таганке, - рассказал нам один из создателей театра его директор Николая Дупак. - Целиковская помогла Любимову стать Любимовым. Она знала, кому нужно позвонить в случае, когда над театром сгущались тучи. Чиновники реагировали на ее имя, когда им говорили, что «Людмила Целиковская очень просила помочь Юрию Любимову...» ЕЛЕНА КОРНИЛОВА Актрису театра на Таганке с Любимовым связывали долгие годы не только рабочих отношений.- Наш роман с Юрием Петровичем длился 13 лет, - рассказывает Елена Корнилова. - Конечно, в основном у меня к нему была платоническая любовь, как к Учителю. Но Юрий Петрович был невероятный красавец, когда он выходил на сцену все актрисы театра попадали под магию его обаяния. Между мной и им как будто бы электрический разряд проходил. Это были 13 лет счастья и страданья одновременно. Он был несвободен, Я прекрасно знала его жену Людмилу Целиковскую. И очень виню себя за грехи молодости, не надо было обижать Людмилу Васильевну. Но я не могла противиться обаянию Любимова. Да и никто бы не смог. В театре была такая творческая атмосфера, что актеры пропадали там с утра и до ночи. Все сходили по Любимову с ума.Мне кажется, Юрий Петрович был очень зависим от окружавших его волевых женщин. Ему не нужна была жена милая, а нужна была женщина с твердым характером. Целиковская была резковата, у нее был большой авторитет и талант. У Каталин тоже жесткий, боевой характер. Если бы не Каталин, наверное, Любимов не прожил бы такую долгую жизнь. Правда без нее эта жизнь могла быть духовно богаче. Возможно, я к Каталин необъективна, считаю, что она привила нелюбовь Любимова к актерам. С нее начались все беды и раздел театра.

КАТАЛИН КУНЦ Любимов познакомился с венгерской журналисткой и переводчицей Каталин Кунц в 1976 году, когда театр на Таганке приехал в Венгрию на гастроли. Затем Каталин приехала в Москву как собственный корреспондент венгерского журнала «Фильм, театр и музыка». В 1978 году Любимов - ему тогда было 61 год - и 32-летняя Каталин поженились, а через год у них родился сын Пётр (сейчас ему 35 лет). Каталин не так давно вспоминала, что когда была беременна, она слушала фуги Баха и смотрела старые фильмы с участием высокого и стройного красавца Юрия Любимова. И в этой мело-кинематографичной атмосфере она мечтала, чтобы родился сын, похожий на ее необыкновенного мужа... Многие обвиняли жену режиссера Каталин в том, что она установила в театре на Таганке диктатуру, сеяла раздор между актерами и Любимовым, явилась причиной скандалов и раскола в труппе. Но это одна точка зрения. Существует и другая. В разговоре со мной актер Таганки Иван Бортник сказал: «И что все накинулись на Катю? Она прекрасная жена. Если бы не Катя, Любимов бы не дожил до таких лет. Катя совершила подвиг».

На дворе был 1976 год. Он был женат, она - замужем. Он жил в СССР, она - в Венгрии. В те времена венгерская журналистка даже подумать не могла о том, что они когда-нибудь будут вместе… Но Каталин и преодолели все преграды и вот уже почти 30 лет неразлучны.


С тех пор как семья Любимовых в конце 90-х снова поселилась в Москве, Каталин работает в Театре на Таганке, занимаясь буквально всем - от переговоров о гастролях до ремонтных работ. Одни считают, что она спасла театр, другие рассказывают о ее нелегком характере и бескомпромиссности. Каталин приезжает в театр раньше, чем остальные сотрудники, и добирается домой только поздним вечером.

Каталин, вы получаете зарплату за свою работу?

Я - самый настоящий волонтер, 10 лет работаю в , не получая за это ни копейки. Меня вдохновляет то, что я - независимый человек. Все вокруг работают ради зарплаты, а я - потому что мне хочется это делать.

Почему вы стали работать в театре?

Десять лет тому назад мэр Москвы Юрий Лужков сказал Юрию Петровичу: «Я надеюсь, что вы отпразднует свое 80-летие в Москве». После приглашения мэра Юрий Петрович решил перебраться в Москву. Мы увидели, что Театр на Таганке в ужасном состоянии. За восемь лет без Юрия Петровича он превратился буквально в помойную яму. Здесь работало в три раза больше людей, чем сейчас. Случалось, что Юрий Петрович приходил на репетицию, а сотрудники даже не здоровались с ним. Актеры испортили спектакли Любимова своими поправками и отпугнули зрителей, которые любили этот театр. Привести театр в порядок в таких условиях и с такими людьми было практически невозможно. И тогда я решила помочь Юрию.

Кто-нибудь из сотрудников вам помогал?

Мне пришлось сражаться с людьми, которые 10 минут делали вид, что работают, а 7 часов 50 минут где-то шлялись или крали из театра все, что можно, от досок до посуды. Тогда я стала работать сама: красила, убирала, выносила мусор… Короче говоря, делала все, что делают во время ремонта и после него. Многие уговаривали меня, в том числе и здесь, в театре, стать директором. Но я сказала: «Нет. Я помогаю мужу, и делаю это из уважения к России и русской культуре». С ней связана вся моя юность. Я начала читать Достоевского, Пушкина и Гоголя, когда мне еще не исполнилось 12 лет. Отец сказал: «Тебе пора познакомиться с русской литературой. Начинай читать».

Чем занимался ваш отец?

Отец был путешественником, а мама не работала. Я родилась в 1946 году, в очень тяжелые для Венгрии времена. Страной правил Матьяш Ракоши, при нем люди либо сидели в тюрьме, либо писали доносы. Отец не мог позволить, чтобы мама работала в такой среде.

Когда вы стали говорить по-русски?

Я выучила этот язык, когда приехала в СССР вместе со своим первым мужем. Он писал в Москве докторскую диссертацию. И хотя я поступила в Будапештский университет на отделение французского языка и литературы, здесь мне не разрешили заниматься французским, ведь я была иностранкой. Сказали: сначала выучите русский. Через три месяца я уже успешно сдала первый зачет. В МГУ у меня были замечательные преподаватели.

Я не ходила в театр. За билетом в Театр на Таганке нужно было стоять в очереди целую ночь. А я до сих пор физически не выношу очередей.

Вы долго прожили в СССР?

Четыре года, мы вернулись в Будапешт, когда муж закончил докторскую. Я параллельно окончила факультеты русской филологии и журналистики и стала работать в Обществе венгеро-советской дружбы: приглашала писателей, устраивала выставки изобразительного искусства и фотографии. И немало помучалась, прежде чем смогла пригласить в Будапешт Театр на Таганке. Но в 1976 году театр привез к нам «Гамлета», «Десять дней, которые потрясли мир», «А зори здесь тихие…» и произвел фурор.

Тогда вы познакомились с Юрием Петровичем. Он вам понравился?

У меня возникло очень сильная симпатия… Не хочется говорить «любовь с первого взгляда» или «страсть», эти слова стали такими затертыми… Юрий тоже отнесся ко мне с очень большой симпатией, но он жил с Людмилой Целиковской, а у меня был муж … И кроме того, я жила в Венгрии, а он - в Союзе. В те времена переезды были огромной проблемой.

Но он ухаживал за вами?

Тогда Юрий подолгу репетировал, давал интервью, свободного времени почти не было. Если появлялось несколько часов, мы бродили по городу, Юрий рассказывал о себе, он - великолепный рассказчик. Я слушала его и тревожилась: почему этот человек не следит за собой и не щадит себя? Юрий тогда курил по 2-3 пачки в день. И я сказала ему: «Я вас очень прошу, не отравляйте себя. Бросьте курить».

Каталин: Любимова. Источник: Каталин: Любимова.

И он бросил?

Да. Слава Богу.

После гастролей он уехал в Москву, а вы остались в Венгрии?

Да. Он сказал, что постарается позвонить, и когда через три дня телефон зазвонил, и я услышала голос Любимова, то целый день летала как на крыльях. Он стал звонить каждый день, мы подолгу разговаривали, я очень ждала этих разговоров, а потом стала думать, как бы нам чаще встречаться. И Юрий об этом думал: уезжая куда-нибудь за границу, он летел через Будапешт, и «пропадал» здесь на несколько дней. В 1978 году мы поженились в Венгрии, я приехала в Москву как собственный корреспондент венгерского журнала «Фильм, театр и музыка». Тогда и стала смотреть все спектакли Театра на Таганке.

Как к вам отнеслись его актрисы?

Они приняли меня в штыки. По ночам звонили и говорили разные гадости. Слабонервный человек этого бы не вынес.

Кода родился ваш сын, Петр?

В 1979 году. Я уехала рожать в Будапешт и позвонила Юрию только после того, как все закончилось, и сказала, что родился сын, которого он так ждал. А Юрия даже не хотели выпускать в Венгрию, чтобы увидеть сына. Я прожила в Москве всего три года, а потом начались гонения, которые привели Юрия к вынужденной эмиграции. Знаете, мы уехали, оставив на кухне недопитый чай. И не могли подумать, что 8 лет не сможем вернуться в Россию.

Вам было страшно?

Я вспоминаю эти годы не с ужасом, а с удовольствием. Любимов выбирал только те постановки, которые ему нравились. Он поставил свыше 30 опер, ставил спектакли в театре, вел мастер-классы (большинство из них Юрий проводит до сих пор). Мы ездили по всему миру, пока не поселились в Иерусалиме - это божественный город. К тому времени Петр уже подрос, нужно было где-нибудь остановиться: я не могла таскать ребенка по всему миру. Он и так ездил с нами всюду с шести недель, учился в 28 школах! Юрий уезжал из Иерусалима на постановки, я приезжала ближе к премьере, оставив Петра с гувернанткой. Нам было очень хорошо. А после возвращения в Россию, сразу начались неприятности, я говорю о разделе театра. Николай Губенко сыграл в этих событиях очень неоднозначную роль. После распада СССР он потерял кресло министра культуры, а после раздела Таганки у него появилась возможность возглавить театр. Видите, что из этого вышло? Бывшее здание Таганки теперь «Содружество актеров Таганки» сдается под антрепризы.

Вам никогда не хотелось заняться собственной карьеров?

Я не из тех эгоисток, которые делают карьеру во чтоб это ни стало. Мне всегда хотелось быть максимально полезной своим близким, я получаю от этого удовольствие…. Ну написала бы я несколько десятков хороших интервью и статей. И что? Я считаю, что главное в жизни женщины семья. Она как стержень, который поддерживает человека, помогает ему чувствовать себя уверенно.

Вам не кажется, что вы всегда были скорее женой, чем матерью?

Никогда не была матерью-наседкой в дурном смысле этого слова. Я всегда заботилась и забочусь о Петре, но я должна помогать мужу. Особенно сейчас.

Любимову не надоел театр?

Юрию надоело без конца всех контролировать и учить. Но он говорит: «Я не могу допустить, чтобы все, что я создал, растащили на моих глазах, уничтожив то, чем я занимался. Пока я жив, я буду работать в театре, как старый ремесленник, которому дорого его дело. И он по-прежнему работает по 10-12 часов в сутки.

Почему Юрий Петрович никогда не рассказывает в интервью о своей семейной жизни?

Он считает, что семейная жизнь должна быть скрыта от широкой публики. Юрий очень любит, когда дома уютно и тихо. Я приучила Петра с малых лет: если отец отдыхает или читает, нужно ходить на цыпочках. Никаких шумных игр. Человек, который столько работает, должен дома по настоящему отдыхать.

Как-то ранним утром я встретила вас с пакетами, полными зелени и овощей.

Юрий любит хорошо поесть, но тяжелая, копченая и жирная еда приносит вред, поэтому я по утрам хожу на рынок и покупаю овощи. Я готовлю сама, и стараюсь как можно больше сделать и в театре, и дома. Но иногда физически не хватает времени.

Юрий Петрович мне как-то сказал, что ему нравится, если в женщине есть что-то кошачье.

Он считает, что в каждой женщине есть что-то от кошки… Юрий обращает внимание на красивых женщин так же, как на красоту природы, поэзии, живописи и скульптуры. Кстати, он замечает не только женщин с правильными чертами лица. Гораздо интереснее какая-то необычность, изюминка, шарм. С шармом нужно родиться, а красоту можно навести.

Вы никогда его не ревновали?

Я очень ревнивый человек, к сожалению. Поводов много: кто только ни влюблялся в Любимова. Иногда я шучу, иногда могу сделать резкое замечание. Но я никогда не ограничивала его свободу: я не имею на это права. И всегда следила только за тем, чтобы соблюдали его интересы.

Что сейчас делает ваш сын Петр?

Он получил в Кембридже аттестат зрелости, окончил университет, год совершенствовал итальянский язык в Италии и начал работать в строительной компании. Но когда Юрии два года назад заболел, Петр сказал: «Я долго жил вдали от отца, и мой долг ему помочь». Петр бросил работу в компании, где неплохо зарабатывал, и теперь работает в Театре на Таганке, волонтером, как и я. Но я уговорила его больше не приносить жертв, а, наконец, заняться своей жизнью и карьерой.

Вы ни о чем не жалеете?

Только о том, что очень редко вижу маму. К сожалению, мне удается вырваться ее навестить только два или три раза в год, каждый раз я приезжаю дней на десять. Она живет в Венгрии, ей уже 93 года и с тех пор как я вышла замуж за Любимова, она видит меня все меньше и меньше.

Каталин Любимова, жена Юрия Петровича Любимова, как-то призналась, что для неё роль любящей и понимающей жены была не менее значима, чем роль матери. Она говорит, что никогда не была матерью-наседкой, которая заботится только о детях. На протяжении долгих тридцати шести лет Каталин была верной помощницей во всех творческих начинаниях Любимова.

Идеальная жена

Юрий Петрович до конца своих дней не переставал заниматься делом всей своей жизни - театром. Хотя он и говорил, что устал от творчества в условиях окружающей нестабильности, но тут же признавался, что намерен работать над постановкой спектаклей до последнего дня своей жизни, как человек, которому дорога его профессия.

Жена Юрия Любимова Каталин работала в Театре на Таганке до момента его ухода оттуда. Никакой официальной должности она не занимала, но помогала в руководстве хозяйственными делами в качестве волонтёра. Рабочий день обоих супругов продолжался по десять-двенадцать часов.

Готовила для мужа Каталин Любимова тоже сама. Ещё до начала рабочего дня она успевала сходить в магазин, чтобы купить для дорогого мужа овощей, из которых главным образом состоял рацион питания всей их семьи - Каталин считала, что жареные и копчёные продукты питания могут неблагоприятно отразиться на здоровье Юрия Петровича.

Секреты счастья

Ещё в семье существовало правило, которое установила Каталин: когда Любимов отдыхал, то тревожить его по любым вопросам запрещалось. Она запрещала сыну шуметь и играть в такие игры, которые могли бы нарушить покой отца.

Больше всего Юрий Любимов ценил в семейной жизни именно покой и уют. Сам он никогда не отвечал на вопросы журналистов о личной жизни, следуя правилу «мой дом - моя крепость».

На вопросы о ревности Каталин отвечает, что всегда была очень ревнивой, но старалась не давать воли своим эмоциям, и никогда не ревновала мужа без повода. Она признаётся, что всегда следила за тем, чтобы и другие люди не нарушали прав её мужа и его спокойствия.

Курить - здоровью вредить

Единственное условие, которое поставила Каталин Кунц Любимову, когда выходила за него замуж - он непременно должен был бросить курить. В то время Юрий Петрович выкуривал до трёх пачек в день, что, конечно же, неблагоприятно сказывалось на его здоровье. Каталин поставила вопрос ребром: если хотите быть со мной - о пагубной привычке нужно забыть.

Юрий исполнил это пожелание и больше никогда не притрагивался к сигаретам.

Неукротимая Катерина

Возможно, что именно тогда и появилось прозвище «Неукротимая Катерина», которым Любимов наделил свою супругу. Сама же она говорит, что согласна с этим прозвищем, поскольку действительно отличается невероятно сильным характером, благодаря которому смогла пережить и годы странствий по миру, и непростые времена в нашей стране. Но она с достоинством прошла через все испытания, помогая и мужу в осуществлении его творческих замыслов, и сыну Петру, заботясь о том, чтобы тот получил достойное образование. Переезжая из города в город и из страны в страну, Каталин Любимова старалась создать хотя бы видимую стабильность для своей семьи. Она всякий раз перевозила с собой на новое место жительства какие-нибудь предметы мебели и домашнего обихода. А если этого сделать не получалось, то она долго бегала по магазинам в поисках похожих вещей. Это помогало создать ощущение того, что никакого переезда не было.

Тяжёлое время

Одним из самых сложных периодов жизни режиссёра и его жены были несколько дней после смерти Владимира Высоцкого. В Москве проходила Олимпиада и правительство дало указание похоронить артиста как можно незаметнее, чтобы не создавать волнений среди народных масс. Но Юрий Петрович не мог допустить, чтобы всенародно любимого артиста похоронили без должных почестей, не дав многочисленным почитателям его творчества возможности попрощаться с ним. Пришлось обегать множество кабинетов высокопоставленных лиц. Во время таких визитов, Каталин ждала своего мужа в машине. По её настоянию, в автомобиле всегда находился также врач, ведь Любимов часто выходил из таких кабинетов в предынфарктном состоянии.

Сын Юрия и Каталин Любимовых. Биография Петра Юрьевича

Говоря о детях, Каталин Любимова признаётся, что по её мнению, самое главное для ребёнка - это тёплый, доброжелательный климат внутри семьи. При поддержке понимающих родителей, единственный сын супружеской четы не только успешно получил школьный аттестат, но и впоследствие не потерял интерес к образованию и окончил университет в Кембридже. А ведь школьные годы мальчика проходили не в самых лёгких условиях: за десять лет учёбы он сменил более двадцати пяти школ в Америке и в Европе.

Бывало, что за один учебный год ему приходилось учиться в пяти учебных заведениях. Нелёгкие условия только укрепили его любовь к родителям. И когда после окончания университета перед молодым специалистом открылись большие перспективы в строительном бизнесе на западе, он счёл нужным отложить на некоторое время собственную карьеру и переехать в Москву, чтобы помогать отцу и матери в работе в театре.

Любовь и свобода

Каталин Любимова никогда не препятствовала мужу в его творческой деятельности. Она всегда была с ним, где бы ему ни приходилось работать: он ставил спектакли в театрах США, Англии, Италии и многих других стран. Она признаётся, что когда Юрия Петровича попросили вернуться в Советский Союз, то он спрашивал у неё совета как поступить. Поскольку она понимала, как много значит для её супруга Театр на Таганке, то сказала, что ему нужно поехать на родину. Вместе с этим, Каталин никогда не вмешивалась в творческие дела театра и в дела, касающиеся его руководства. Когда в начале 2010-х годов в театре начались бесконечные пересуды и выступления против режиссёра, которые привели к его увольнению по собственному желанию, она говорила, что не хочет влезать в дела, которые её не касаются, предоставив мужу самому распоряжаться своей судьбой.

Она говорит, что её долг состоял в том, чтобы заботиться о создании домашнего уюта и заботе о благоустройстве помещения театра. Часто ей приходилось ложиться спать только в три часа ночи. На вопрос: «Как вы выдерживали такой бешеный ритм жизни?», она отвечает просто: «Я любила своего мужа. В этом весь секрет».

Встреча, изменившая всю жизнь

Познакомились они в середине семидесятых годов. Тогда Театр на Таганке был на гастролях в Венгрии. Ещё до знакомства молодая венгерская сотрудница отдела советско-венгерских отношений успела посмотреть два спектакля из репертуара театра. На неё, как и на многих других венгерских театралов, эти спектакли произвели огромное впечатление. Все представления проходили при полном аншлаге. Иногда было просто невозможно достать билет. Люди были готовы прибегать к различным ухищрениям, вплоть до висения на люстрах, чтобы посмотреть спектакль знаменитой труппы. Каталин ужасно обрадовалась, когда её направили работать переводчиком режиссёра этого театра - Юрия Петровича Любимова. В список её обязанностей входило, в том числе и смягчение острых, неполиткорректных, с точки зрения венгерского правительства, высказываний Любимова. Каталин на тот момент была замужем. Её муж, крупный учёный, некоторое время жил вместе с Каталин в Москве. Во время этого визита в Советский Союз она и выучила русский язык. А любовь к русской литературе привил ей отец, который настоятельно порекомендовал ей прочитать русских классиков: Пушкина, Достоевского, Гоголя и многих других.

Юрий Петрович тоже на момент знакомства состоял в браке. Его женой была актриса театра и кино Людмила Целиковская.

Когда Театр на Таганке вернулся в Москву из венгерских гастролей, Любимов поставил спектакль «Мастер и Маргарита», который посвятил Каталин.

Свадьба и рождение сына

Судьба распорядилась так, что через два года Юрий Петрович и Каталин поженились. Регистрировать брак пришлось в Венгрии, поскольку в Советском Союзе для этого было множество препятствий. По протекции высокопоставленных лиц Венгрии, которым очень нравилось творчество Любимова, его новая жена была направлена в Москву в качестве корреспондента журнала, посвящённого театру и кино. Венгерской журналистке и театральному режиссёру приходилось ютиться в маленькой однокомнатной квартире.

Через год у них родился сын, которого назвали Петром в честь отца Юрия Петровича. Рожать Каталин решила в Венгрии. Любимову с большим трудом удалось получить разрешения на выезд в Венгрию. Ему хотели отказать, объясняя отказ тем, что он недавно уже был в Венгрии на гастролях. Но благодаря помощи венгерского посла, Юрия Петровича всё-таки выпустили. Через некоторое время семья в составе теперь уже трёх человек вернулась в Москву.

Моменты счастья

Эти короткие три года до отъезда за границу Каталин вспоминает как удивительное и очень счастливое время. Тогда ей довелось познакомиться с интереснейшими людьми своего времени, которые входили в число близких друзей Юрия Петровича: Альфредом Шнитке, Сергеем Капицей и его семьёй, Андреем Вознесенским и многими другими. Но это счастливое время, к сожалению, длилось недолго. Уже через три года семья Любимовых вынуждена была покинуть Россию на долгие восемь лет. Юрия Петровича пригласили поставить в Лондоне спектакль «Преступление и наказание». Из Советского Союза режиссёра выпустили, но вернуться обратно не позволили, лишив его гражданства. Власти ему припомнили и инцидент с похоронами Высоцкого, и прочие неприятные поступки своенравного режиссёра.

Странствия

С этих пор и начались долгие странствия семьи по разным странам. Каталин вспоминает это время как ужасно тяжёлое, но вместе с тем и очень плодотворное. Для Юрия Петровича открылась возможность самому выбирать, какие спектакли ставить, а какие нет, с какими театрами заключать контракт, а с какими нет. Творческой свободы было гораздо больше, чем в Советском Союзе. Сразу два государства дали ему гражданство: Венгрия, с которой его связывала давняя творческая дружба и Израиль, куда Любимов был приглашён в качестве режиссёра одного из драматических театров. Каталин говорит, что была счастлива некоторое время пожить в Иерусалиме, в окружении людей своей национальности. Каталин Любимова, как уже было сказано, не возражала и когда мужу предложили вернуться на родину.

Где сейчас Каталин Любимова и чем она занимается?

В последние несколько месяцев она принимает активное участие в организации мероприятий, посвященных столетию со дня рождения Любимова.

Планируется провести целый ряд разнообразных мероприятий, которые будут интересны как профессионалам в области театрального искусства (среди них лекции о специфике режиссуры мастера), так и многочисленным поклонникам творчества выдающегося режиссера и актёра. Одним из главных событий юбилейной программы было очередное вручение премии Юрия Любимова. Эта премия учреждена еще при жизни артиста. Ей награждаются не только театральные режиссеры и актёры, и не только деятели искусства вообще, а люди, которые достигли высокого профессионализма в любой отрасли человеческой деятельности. Мысль о создании такого рода премии показалась знаменитому режиссеру интересной. Премия актуальна в настоящее время по той причине, что примеров подобных премий, которыми могут быть награждены люди, чья деятельность не связана с искусством, крайне мало по сравнению с огромным количеством театральных, музыкальных и кинематографических наград.

Любимов и время

С августа 2017 года в Москве проходит экспозиция под названием "Любимов и время". Непосредственное участие в организации выставки принимала Каталин Любимова. Она так объясняет название выставки: творчество Юрия Петровича Любимова можно рассматривать только в контексте времени, в которое ему довелось жить. Он был свидетелем или непосредственным участником почти всех значимых событий из истории России двадцатого века: был ровесником Октябрьской Революции, участвовал в Великой Отечественной Войне, был выслан из страны, во время Перестройки его гражданство было восстановлено и так далее, и так далее. Также выставка построена на проведении параллелей между историческими событиями и фактами из биографии Любимова. А биография Каталин Любимовой навсегда связана с биографией её мужа. Она и сегодня доказывает свою любовь к нему, участвуя в мероприятиях, проводящихся в его память. Она и сейчас служит делу своей жизни - способствовать творчеству Юрия Любимова. И это прибавляет ей бодрости и жизненной силы, несмотря на солидный возраст (Каталин Любимова его не скрывает, в прошлом году она отметила семидесятилетие).

66-й сезон в знаменитом Театре на Таганке завершился громким скандалом. Его основатель и художественный руководитель Юрий Любимов покинул занимаемый пост, упрекая труппу в «лицемерии и ничем не оправданных актерских амбициях». Последней каплей в напряженных отношениях стала невыплата актерам положенного гонорара за гастроли в Чехии. Труппа обвинила Любимова в обмане, он ее — в излишней жадности. В результате Любимов положил на стол заявление: «Я ухожу навсегда!»

Официально Юрий Петрович отстранен от должности с 16 июля. Художественным руководителем Театра на Таганке стал народный артист России Валерий Золотухин. Ушла с поста заместителя директора театра и супруга режиссера Каталин Кунц. Именно ей многие актеры приписывают все беды театра. «Театр сделал один человек и именно благодаря ему он стал знаменит!» — поддержала супруга Каталин, заявив, что Любимов может запретить актерам играть на сцене все его постановки…

«Я говорила Любимову, что сложившаяся ситуация плохо кончится»

— Положение дел ужасное, — печально сообщила «ФАКТАМ» по телефону заслуженная артистка России, вдова Семена Фарады Марина Полицеймако . — Что сказать? Юрий Петрович — мой учитель. Вы понимаете, как я сейчас переживаю все произошедшее. Это так тяжело.. .

— Говорят, конфликт с коллективом Театра на Таганке у Любимова был давно.

— Это правда. А поездка на гастроли в Чехию стала последней каплей. Но ситуацию, которая там сложилась, трудно назвать скандальной, как это пытаются некоторые преподнести. Просто чешские продюсеры, принимавшие наш театр на гастроли, сами как-то проговорились актерам, что им положены еще какие-то гонорары. И тогда один-единственный актер очень корректно спросил у Любимова о деньгах. Причем совершенно спокойным тоном, вот как сейчас я с вами разговариваю. На что Юрий Петрович ответил, мол, больше никаких денег нет, все остальное получите в Москве. Это значит — всего две-три тысячи рублей (около 600-800 гривен. — Авт . ). Актеры стали возражать, говоря, что им известно о гораздо больших суммах. И вот тогда Любимов стал жутко орать, обвиняя всех и вся.

— А актеры действительно отказались играть спектакли в Праге без денег?

— Это чистое вранье! И вообще весь этот скандал раздул сам Любимов.

*Марина Полицеймако и ее муж Семен Фарада много лет были в числе ведущих актеров Театра на Таганке

— Но зачем он ему?

— Знаете, Юрий Петрович очень изменился за последнее время. Он стал совсем другим. И перемены эти произошли с ним в силу семейных обстоятельств .

— Вы имеете в виду его супругу, венгерку Каталин Кунц?

— Ну да! Ведь по сути именно она руководит Театром на Таганке! Каталин ненавидит все русское, считая, что это, простите, говно. Русских она называет свиньями, а нас, актеров, — отвратительными тварями!

— Это Каталин, которая жила и училась в Москве?! Восемь лет прослужившая в вашем театре?!

— Да! Так и есть!

— И Юрий Петрович закрывает на это глаза?

— Сначала мы все терпели эти оскорбления, не хотели расстраивать Любимова, потому что очень его любили. Но в конце концов я лично ему обо всем рассказала, заметив, что это плохо кончится. Это был разговор тет-а-тет. Он мне лишь ответил: «Маша, Катя плохо владеет русским языком». Я возразила: «Юрий Петрович, она прекрасно понимает и знает, с кем и как разговаривает. Все терпят лишь из уважения к вам!» Я говорила это Любимову еще год назад. А в Чехии просто прорвался нарыв. Я туда не ездила, меня ко времени гастролей уже выкинули из спектакля «Добрый человек», но актеры очень живо все мне пересказали.

«Пусть он — гений, но это не дает ему право так поступать с нами!»

— Любимов сейчас довольно воинственно настроен по отношению к актерам, своим постановкам.

— Ужасно… Как он нас теперь «размазывает»! Говорит, что заставит освободить помещение театра и наберет новую труппу! «Я выкину вас всех!» — кричал он нам. Накануне его почти 100-летия это звучит более чем странно. Любимов собирается выкинуть тех актеров, которые помогали ему всю жизнь. И я одна из них!

— Вы ведь пришли в театр на втором году его существования…

— Да, в 1965-м. Любимов только набирал труппу, и я единственная, кто остался в театре из того, первого, набора. Мы все были отчаянно влюблены в Юрия Петровича! А он теперь говорит, что подобную ситуацию с актерами проходил дважды. Вранье! Никто из нас возражать такому мэтру, как он, и не думал! Когда Любимов был вынужден уехать из Советского Союза и восемь лет не мог вернуться, мы постоянно ходатайствовали за него перед властями. Даже Михаилу Горбачеву писали. Записки через иностранцев передавали на Запад… Но больше всего меня возмутило, что в одном из интервью Юрий Петрович обвинил во всем меня! Мол, я — заводила, именно я затеяла этот конфликт. И это после того, как я всегда его защищала и была ему верной…

*Жена Юрия Любимова Каталин Кунц благодаря поддержке мужа сделала в театре головокружительную карьеру — от уборщицы до директора

— Неужели жена имеет на Любимова такое влияние?

— Еще какое! Знаете, когда мужчине уже 94 года, он, конечно, зависим. Особенно от женщины, которая за ним ухаживает. Но это не дает ему право так поступать с нами! Да, пусть он — гений, но убивать детей своих же не позволительно!

— Супруга Любимова занимала в театре довольно влиятельную должность.

— Юрий Петрович сам ее на нее и назначил. Но происходило ее восхождение постепенно. Сначала Каталин просто убирала туалеты. Потом стала его помощницей и наконец директором. В последнее время она открыто говорила, что Любимов — ноль, здесь все, мол, решаю я! Она увольняла актеров, творила произвол. Ой, все это так неправильно…

— Помните ваш последний разговор с Юрием Петровичем?

— Это было на собрании всего коллектива. Очень тяжелый получился разговор. Любимов нас всех обвинял в непокорстве, ему вторила супруга. Тогда мы и решили, что на смену ему должен прийти человек из нашего же коллектива. Все поддержали кандидатуру Валерия Золотухина. Потом выбрали худсовет, людей, которые будут следить за театром во время нашего отпуска. Ведь с понедельника мы отдыхаем. Дай Бог, чтобы не вернулись к закрытым дверям театра. От Любимова теперь можно всего ожидать. Вот такая ситуация, дорогая моя Украина…

ИЗ ДОСЬЕ «ФАКТОВ»

1964 год . В Московский театр драмы и комедии пришел молодой главный режиссер — артист Театра имени Вахтангова Юрий Любимов. С тех пор театр стал носить имя улицы, на которой и расположен, — Таганка.

Среди ведущих актеров театра были Владимир Высоцкий, Алла Демидова, Вениамин Смехов, Леонид Филатов, Борис Хмельницкий, Семен Фарада.
Самые знаменитые спектакли в постановке Любимова — «Добрый человек из Сезуана», «Десять дней, которые потрясли мир», «Гамлет», «Живой», «Владимир Высоцкий».

1984 год. Из-за конфликта с властями Юрий Любимов покидает Советский Союз, его лишают гражданства. Театром руководит его ученик Николай Губенко.

1989 год. С началом перестройки Юрий Любимов вновь возглавляет Театр на Таганке.

30 июня 2011 года. На спектакле «Маска и душа» Юрий Любимов, выйдя к зрителям, объявил, что прекращает работу с труппой театра.

Из официального заявления Юрия Любимова:

«Труппа Театра на Таганке, созданного мною, в последнее время утратила интерес к игре на сцене. А когда этот интерес утрачивается, все начинает распадаться. Этот распад проявляется в небрежной сценической работе, опозданиях на репетиции и на спектакли, вплоть до неявок, бесконечных отказах от ролей, незнании текста, нежелании являться на тренинги по движению, хоровые занятия. Зато актеры очень дружно приходят на профсоюзные собрания, охотно ведут бесконечные препирательства с дирекцией. Они забывают о том, что их главное предназначение — хорошо играть на сцене. На гастролях в Чехии актеры Таганки в ультимативной форме потребовали выплаты еще не отыгранных ими денег, при том, что им были выплачены и суточные в Москве, и дополнительные 600 крон по приезде. Им надо было срочно «отовариться» (так говорили в СССР), или же сделать «шопинг», как говорят сейчас, — потому что, как сказали они, в Чехии все дешевле… Актеры Таганки, к сожалению, выступили в эстетике бесконечных криминальных сериалов, их вымогательство переводилось просто: «гони бабки».

У меня нет опасений относительно собственного будущего. Я могу работать в любом полушарии. Предложений ставить спектакли у меня достаточно. Захочу — наберу антрепризную труппу…

Когда-то меня выгнало государство, а теперь довели артисты… Зачем мне работать с такой труппой? В конце концов, чего на свете не бывает, — и мужья с женами разводятся. Я свободный человек. А Таганка кончена…»

Из открытого письма артистов Театра на Таганке Юрию Любимову:

« Уважаемый Юрий Петрович!
Вы, как человек творческий, как режиссер, наделенный небывалым воображением, судя по всему, и впрямь отождествили нас с «подонками квартала» из Вашей легендарной брехтовской постановки. « Хамло, быдло, непотребство, подонки, негодяи, подверженные бешеным приступам идиоты », — вот неполный перечень тех званий, в которые в течение одной календарной декады Вы успели произвести Ваших учеников и многолетних соратников от мала до велика. В пылу обуявшего Вас гнева весьма сомнительно выразились и о покойниках. Стоит ли пятнать память Л. Филатова публичными домыслами об интимных подробностях его жизни? Да и В. Высоцкий, которому Вы некогда посвятили выдающийся спектакль, все-таки останется в людском сознании как поэт и артист, а не как Ваш личный домашний информатор…

Ваш сын, получивший благодаря Вам прекрасное западное образование и возможность жить в любой стране мира, всегда может с полным правом и с гордостью сказать: « Мой отец — великий режиссер, составивший славу русской советской культуры, основатель всемирно прославленного театра ». Почему же нашим детям и внукам Вы не уготовили ничего, кроме позорной участи стыдливо отводить глаза, когда им кто-нибудь бросит в лицо: « Вы из семьи тех негодяев, которые развалили прекрасный театр? Тех, кого можно оскорбить, опорочить, смешать с грязью, а они малодушно этого не заметят? Тех, кого можно выкинуть на улицу, как использованную тряпку? Тех, кому можно при всех плюнуть в лицо, а они утрутся и пойдут дальше «кривляться» и заниматься «профессией падших», как Вы изволили обобщить суть актерского ремесла? ..»

Но Вы ошиблись, уважаемый Юрий Петрович, если подумали, что мы, как стадо баранов, жертвенно склонив головы, потащимся на заклание и потянем за собой свои семьи. Это был бы очень плохой и некрасивый конец.

А первый и главный урок, который мы восприняли от Вас, а Вы от одного из Ваших театральных крестных отцов Б. Брехта, сводится к следующему:

Плохой конец заранее
отброшен,
Он должен, должен,
должен быть хорошим!»

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»