Биография луи армстронга и интересные факты из жизни.

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Луи Армстронг
Если кого-нибудь и следует назвать Господин Джаз, так это Луи Армстронга
Дюк Эллингтон

Господин Джаз был рождён от недолгого брачного союза истопника скипидарной фабрики и прачки, позже ставшей шлюхой. При рождении он получил имя Луис Дэниэл Армстронг, которое по новоорлеанской креольской привычке было сокращено до Луи.

Луи не знал своего дня рождения, поэтому, когда потребовалось, просто ткнул своим мозолистым чёрным пальцем в День Независимости – 4 июля, тогда же и отмечал день рождения – вместе со своей страной. Луи ошибался – даже не с днём, с годом рождения, думая будто рождён в первом году нового, ХХ века. Позже по церковным книгам удалось узнать, что он всегда набавлял себе почти целый год.

Когда Луису было пять лет, из их семьи ушёл отец. Мэйнен – так звали мать – отдала его с сестрой Беатрисой на воспитание бабушке, чтобы иметь возможность хоть что-то заработать. Когда её дела немного наладились, она снова взяла его в Новый Орлеан, но особенного внимания мальчику не уделяла. Где-то с семи лет он перебирается жить в дом литовских евреев-эмигрантов Карнофски, пожалевших мальчика.
Его детство прошло в Сторивилле - одном из самых бедных негритянских районов Нового Орлеана рядом с пабами, публичными домами и танцевальными залами, откуда вовсю гремел джаз .
Интерес к музыке проснулся в нём довольно рано. Уже в пять лет, бегая за шествиями или ошиваясь в церкви, он пытался узнавать гимны и другие произведения, различать инструменты аккомпанирующие пению.
Денег всегда катастрофически не хватало и Луис подрабатывал как мог – продавал на улицах газеты, развозил уголь а когда чуть подрос – работал в порту, разгружая суда.
Нельзя однозначно сказать умел ли Сэчмо (сумкоротый, рот-как-меха – прозвище Армстронга, от англ. Satchel Mouth) играть, когда в 12 лет на городском новогоднем празднике навёл на одного из клиентов Мэйнен полицейский ствол, вытащенный из брюк копа, спавшего с его матерью.
Точно известно, что к тому возрасту, когда он решился на это, Луис уже какое-то время пел в небольшом негритянском ансамбле. Немного подумав, Сэчмо задержал дыхания и спустил курок.
Луи тогда не стал убийцей по чистой случайности - «если кто-то и выстрелил – видимо не попал». Но оставлять негритёнка безнаказанным никто не собирался, и на восемнадцать месяцев он угодил в колонию «Уэйф’с Хоум» – что-то вроде приюта для «цветных» беспризорников. В колонии имелся небольшой духовой оркестрик, куда и поступил юный Луи. Там он овладел игрой – сначала на тамбурине, а затем на корнете – помог развитый за годы пения в ансамбле музыкальный слух. Репертуар оркестра составляли популярные эстрадные песенки, польки, кое-какие рэги да марши, однако игра всерьёз увлекла Луи, и к концу своей отсидки он твёрдо решил стать музыкантом.

Сказано – сделано. К шестнадцати годам Луис Дэниэл уже играет в местных клубах и барах, на одолженных у знакомых музыкантов, инструментах. Впрочем, барами Сэчмо не ограничивается, играя повсюду, где удаётся – в спортзалах местных школ, на праздниках, в дансингах – словом, везде. К 1917 г. Луи сколачивает свою джаз-банду. Его первым учителем стал Джо Кинг Оливер – лучший корнетист Нового Орлеана в те годы. После отъезда Оливера, в 1918 он по рекомендации входит в состав коллектива известного тромбониста Кида Ори. Параллельно Сэчмо играет в бэнде «Jazz-E-Sazz Band» у Фэтса Мэрейбла, который в летнее время работает на курсирующих по Миссисипи пароходах. Мэйрейбл учит его азам сольфеджио – до начала 20-х Луи играл исключительно на слух.
О его личной жизни в этот период известно не слишком много. Спутницей и первой женой Луиса становится миловидная креолочка Дэйзи Паркер – проститутка, как и его мать. Впрочем, они были вместе достаточно недолго.

В 1922 г. о нём вспоминает его первый учитель – Кинг Оливер. Закрепившийся в Чикаго Кинг приглашает к себе Армстронга, и берёт его вторым корнетистом в «Creole Jazz Band» один из самых заметных бэндов города, играющий в большом ресторане «Линкольн Гарденс». Данную этим бэндом школу в карьере Луи Армстронга переоценить трудно. В Чикаго Сэчмо провёл два года, и всё это время Оливер заботился о своём подопечном. В будущем Армстронг будет отзываться о нём как о «великом мастере ранней эпохи джаза», и полагать себя более чем обязанным Оливеру своим музыкальным успехом.
Наряду с Джо Кингом на молодого музыканта оказывает влияние пианистка «Jazz-E-Sazz Band» Лил Хардин, кстати, имеющая классическое музыкальное образование. У них завязывается роман. В 1924 году Армстронг женится на ней, и после некоторых уговоров с её стороны переезжает в Нью-Йорк, поступив в оркестр Флетчера Хендерсона.

Этот переезд, смена бэнда вкупе со сменой корнета на трубу принёс свои плоды. К Армстронгу начинает приходить популярность. Его зажигательные соло притягивают внимание публики, а в музыке начинает вырисовываться свой собственный стиль. На первых порах, помимо традиционной негритянской сочности Луи поражает оригинальными импровизациями. Это ново, это необычно – ведь джаз того времени являлся лишь негритянской народной музыкой в оркестровом звучании, и то, что впоследствии жанр обогатился свободными импровизациями во многом заслуга Армстронга.
С ноября 1925 г. Луи записывает свои студийные проекты – «Hot Five» и «Hot Seven». Пластинки с записями имеют большой успех. В 1927 году он руководит созданным им оркестром Hot Five (с участием его жены Лил Хардин).

В конце двадцатых он также выступает дуэтом с Эрлом Хайнсом, гастролирует по стране – участвует в голливудских киносъемках, ездит по Калифорнии с оркестром Леона Элкинса, после – играет в Нью-Йорке с оркестром Дюка Эллингтона и Л. Рассела.
Именно в этот период он пробует работать со скэтом – впервые при записи «Heebie Jeebies». Скэт – звукоподражания разного рода, которые пелись им вместо слов. Скэтом Армстронг доводит до максимума негритянскую манеру имитации звука инструментов, хрипит, давится словами, звуками, что-то выкрикивает, посмеивается, хохочет и приговаривает «о, да!». Нераздельность звука трубы и звукоподражаний певца – таков уникальный «почерк» Армстронга.

Успех скэтовых импровизаций подтолкнул Луиса к следующему шагу – вокалу. Надо сказать, что вокальные данные у Армстронга отсутствовали. Но когда на концертах он в перерывах между соло на трубе стал что-то подпевать, то вдруг обнаружил повышенное внимание публики именно к этим моментам. И – запел.
Из отсутствия голоса Армстронг сумел создать особенный тип вокала, став творцам той вокальной системы, к которой (в разной степени) после него прибегали практически все, кто пел хрипло – от Утёсова до Высоцкого или Моррисона.

По мере того, как Луи углублялся в вокальные «дебри», буквально пробивая их своим горловым вибракто, изменялось и его отношение к акту пения. Как баптистский проповедник он сыплет комментариями, спорит, пререкается с пением, с текстом, обыгрывает своё удивление от каких-то строк. Это – и меньше – но уже и несоизмеримо больше чем пение.
Из трубача он постепенно превращается в певца, подыгрывающего себе на трубе.
В 1929 г. Армстронги окончательно переезжают в Нью-Йорк. Скэт Армстронга стремительно становится модой. Особенный успех имеет композиция «West End Blues» 1928 года, которую многие критики считают лучшей вещью всего раннего джаза.

В конце 1920-х Армстронг перестаёт играть на корнете.
В наступившей эре биг-бэндов, Армстронг всё больше сосредотачивается на sweet music – популярной в то время танцевальной музыке, привнося в неё яркую манеру, свинг и прочие приёмы, заимствованные из хот-джаза.
Новую волну популярности ему приносит участие в ревю «Горячий шоколад», поставленном на Бродвее. Гарлем буквально захлёстывает мода на Армстронга. Из-за обильной потливости, Луи держит платок на сцене – и вся молодёжь Гарлема ходит с платками. Армстронг складывает руки на животе – что ж, половина гарлемской молодёжи просто должна переучиться сидеть, выдвигая вперёд ногу и сложив на животе руки с непременным платком.

Надо сказать, что в начале тридцатых Луи Армстронг популярен в основном в негритянских кварталах. Это положение меняется после его триумфальных турне по Европе.
С 1933 г. он выступал во Франции, Англии, Голландии и Скандинавии. Также Луи посетил Северную Африку. Эти гастроли делают его звездой национального масштаба в США, а популярность его и джаза в Европе – ещё до гастролей – весьма удивила музыканта.
Между своими турне, он даёт выступлениями с оркестрами Кида Ори, Чика Уэбба и Чарли Гейнза, играет и поёт в театрах, выступает на радио и участвует в киносъемках.
В начале тридцатых его союз с Лилиан терпит крах, Армстронг женится вновь и опять неудачно. Успехом увенчается лишь его брак с танцовщицей Люсилл Уилсон, с которой он и прожил до самой смерти.
Луи пишет и в 1936 году публикует свою первую автобиографию «Swing That Music». Период с середины и до конца тридцатых – пик музыкальной карьеры Луи, однако на этом гребне успеха появляются первые проблемы. Он переносит ряд операций на деформированной мундштуком трубы губе и операцию на связках (пытаясь убрать хрипотцу).

В 1935 году у Армстронга появляется новый менеджер – Джо Глейзер, вложивший много усилий в его раскрутку. До 1947 года Луи работал с популярными тогда биг-бэндами, а потом Джо организовал для него небольшой бэнд «All-Stars», с более джазовым звучанием. В оркестрике поначалу играли Сид Кэтлетт, Барни Бигард и Джек Тигарден – звёзды того времени. Впоследствии сайдменами проекта становились малоизвестные музыканты, которые под крылом Армстронга довольно быстро обретали популярность.
Пластинки Армстронга всё чаще становятся золотыми. За «записью года» «Blueberry Hill» успех настигает «Mack the Knife» из «Трёхгрошовой оперы» Брехта и Курта Вайля.
Наверное, нет звёзд джаза, с которыми не переиграл бы Сэчмо. Среди них Коул, Билли Кайл, Велма Миддлтон, Бинг Кроссби, Трамми Янг, Сидни Беше, Билли Холидей и, конечно же, Элла Фицджералд. Участвовал он и в джазовых фестивалях – в Ницце, в 1948, в Ньюпорте, в 1956 – 1959-х. гг. и в больших концертах в Метрополитен-опера и Таун-холле.
Мэйстримный джаз выросший из оркестрового исполнения народной музыки гетто – вот подлинное творение Луи. Он построен на свинге, импровизациях и безумно адаптивен. Это подтверждает сотрудничество Луи с исполнителями свинга, модерн-джаза, диксиленда, симфо-джаза, госпелльных зонгов и спиричуэлов, с блюзовиками и хорами школ.

К середине 50-х Луи Армстронг был одним из самых известных в мире музыкантов, к тому же он снялся более, чем в 50 фильмах. Госдепартамент США присвоил ему неофициальное звание «Посол джаза» и неоднократно спонсировал его мировые турне, однако на предложение съездить в СССР, Луи ответил так: «Люди спросили бы меня там, что делается у меня в стране. Что я бы мог им ответить? У меня прекрасная жизнь в музыке, но чувствую я себя, как любой другой негр».
В 1959 Луи настигает первый инфаркт, но, несмотря на его проблемы, он не бросает сцену. В 1960-х он увлекся госпеллом, но не забывал и джаз. Вместе с Барбарой Стрейзанд он участвует в мюзикле «Hello, Dolly!», трек из которого в мае 1964 занял первое место в чартах, обойдя «Битлз». Последним хитом Луи Армстронга принято считать «What a Wonderful World».

В конце 60-х Луи заметно сдаёт, но сцену он вновь не оставляет. В 1971 году он поёт на ТВ в шоу с Бингом Кросби, потом – играет в ньйоркской «Уолдорф Астория», но новый сердечный приступ укладывает его в больницу. 5 июля Армстронг просит собрать свой оркестр для репетиции, а 6 июля у него отказывают почки и он – умирает. Его тело по приказу Никсона выставляют в манеже Национальной гвардии, торжественные похороны транслируют на всю страну.
Многие газеты мира, даже «Известия» в тот день вышли с вестью о его смерти на первой полосе.
Темнокожий сын шлюхи, Сэчмо, «творец американского искусства» или просто Господин Джаза в конце жизни задавался вопросом – понравится ли архангелу Гавриилу его музыка? Я думаю - теперь ему известен ответ.

Луи Армстронг родился в Hовом Орлеане. Дату своего рождения точно не знал и выбрал ее произвольно - 4 июля 1900 года (День независимости США). Исследователи предполагают, что Армстронг родился в 1901 году. Он рос в бедной, неблагополучной семье (мать - прачка, нелегально занималась проституцией, отец - рабочий-поденщик, бросил семью, когда сыну было около 5 лет). В тринадцатилетнем возрасте, во время городского праздника Луи выстрелил на улице из пистолета, похищенного у полисмена, в одного из «посетителей» своей матери. За это мальчик попал в исправительный дом. Там он начал учиться музыке, освоил альтгорн и корнет, выступал в составе духового оркестра и хора. После освобождения вернулся домой, перебивался редкими заработками, играл в барах с любительскими ансамблями, продолжал учиться у нью-орлеанских музыкантов, периодически работал в джаз-оркестрах. В 1918 году его порекомендовали в коллектив тромбониста Кида Ори.

Для джазового музыканта очень важна память об ушедшем.

Армстронг Луи

В 1922 году Луи Армстронг переехал в Чикаго, где два года играл в Creole Jazz Band, затем перебрался в Нью-Йорк, где выступал как трубач и певец. Кроме того, Луи записался на пластинки в составе различных аккомпанирующих ансамблей со многими блюзовыми и джазовыми вокалистами. В 1925 году он вновь попал в Чикаго, где работал вместе с певицей Лил Хардин, с которой состоял в браке с 1924 по 1938 год.

С ноября 1925 года Армстронг начал записываться с созданными им студийными ансамблями. В 1927 руководил собственным оркестром Hot Five. В этот же период выступал в дуэте с Эрлом Хайнсом, гастролировал в различных городах США (в 1929 - в Нью-Йорке, где сотрудничал с оркестром Л. Расселла и Дюка Эллингтона, затем в Калифорнии - с оркестром Леона Элкинса и Леса Хайта, участвовал в киносъемках в Голливуде). В 1931 году он посетил с биг-бэндом Нью Орлеан; вернувшись в Нью-Йорк, играл в Гарлеме и на Бродвее.

Музыканты не выходят на пенсию; они заканчиваются, когда в них исчезает музыка.

Армстронг Луи

В 1930-е годы совершил ряд турне в Европу и Северную Африку, что принесло ему широкую известность не только за рубежом, но и на родине. В промежутках между гастролями выступал с оркестром Чарли Гейнса, «Кида» Ори, Л. Расселла и другими, участвовал в многочисленных театральных постановках и радиопрограммах, снимался в кинофильмах, вновь руководил джаз-бэндом. В 1936 году он опубликовал автобиографическую книгу Swing That Music. Перенес несколько операций, связанных с лечением давней профессиональной травмы верхней губы (деформация и разрыв тканей из-за чрезмерного давления мундштука), а также операцию на связках (с ее помощью безуспешно пытался избавиться от хриплого тембра голоса, лишь впоследствии осознав для себя его ценность как неповторимую индивидуальность своей вокальной манеры).

Вся музыка - народная. Я никогда не слышал, чтобы лошадь пела песню.

Армстронг Луи

В дальнейшем популярность Луи Армстронга продолжала возрастать благодаря его неутомимой и разносторонней музыкальной деятельности. Наиболее примечательны выступления с «Кози» Коулом, «Трамми» Янгом, Билли Кайлом, певицей Велмой Миддлтон, с Сидни Беше, «Бингом» Кросби, Билли Холидей, Эллой Фицджералд, Оскаром Питерсоном и другими «звездами» джаза. Участие в джаз-фестивалях (1948 - Ницца, 1956-1958 - Ньюпорт, 1959 - Италия), гастроли во многих странах Европы, Латинской Америки, Африки, Азии. При его содействии организован ряд филармонических джазовых концертов в Таун-холле и на сцене Метрополитен-опера. В 1954 году Луи написал вторую автобиографическую книгу Satchmo. My Life in New Orleans. Оставил огромное число грамзаписей с собственным ансамблем и олл-стар-бэндами.

Творчество Армстронга - своего рода эталон, идеальная «модель» мэйнстрим-джаза - живого и непрерывно эволюционирующего, но отнюдь не «музейного» традиционализма. Он создал некую разновидность «поп-джаза», гибко адаптирующуюся к любому стилевому контексту и к любой аудитории, смог удовлетворить вкусы различных категорий слушателей (включая поклонников популярной музыки и шлягера). Широту его интересов подтверждают сотрудничество и совместные выступления с музыкантами самых разных стилей - диксиленда, свинга и модерн-джаза, с симфонизированными составами, исполнителями спиричуэлов и госпел-сонгов, церковными хорами, блюзовыми певцами, а также участие в филармонических джазовых концертах, мюзиклах, шоу, музыкальных фильмах (в более чем 50-ти), исполнение джазовой версии оперы Гершвина «Порги и Бесс» (вместе с Э. Фицджералд).

Луи Армстронг, наряду с Сидни Бетчетом, дал джазу его главную основу - импровизацию. До него джаз был лишь негритянской народной музыкой в оркестровом исполнении. Его записи 1920-х годов с оркестрами Hot Five и Hot Seven изменили существовавшие до этого представления о музыке. Максимально легкая, чуть клоунская манера общения с публикой, хриплый, но теплый голос сделали популярными его вокальные импровизации без слов - скэт. Ослепительная улыбка Армстронга и руки, сжимающие трубу, стали одним из символов 20 века.

Луи Армстронг (1901-1971 гг.) - знаменитый американский джазовый трубач, руководитель известного ансамбля и талантливый вокалист. Своим творчеством он не только разнообразил стиль и звучание джаза, но и возвел его в ранг авторитетного и престижного музыкального жанра.

Тяжелое детство

Биография Луи Армстронга берет свое начало в крупнейшем городе Луизианы - Новом Орлеане. Это огромный портовый город США, расположенный вблизи живописного мексиканского залива.

Многих ценителей искусства интересует конкретная дата появления на свет Луи Армстронга. Год рождения этого выдающегося музыканта - далекий 1901 г. (4 августа).

Мальчик родился в самом нищем квартале города, в негритянском поселке. Семья Луи Армстронга относилась к разряду неблагополучных. Отец, не имея постоянного места работы, ушел из дома, когда ребенку не было и года. Мать, работающая на износ прачкой, отдала сына и дочь (у Луи была младшая сестренка Беатрис) на воспитание бабушке.

Через некоторое время маленький Армстронг снова переехал жить к матери, которая стала подрабатывать проституцией. Из-за своего беспутного образа жизни ей было некогда заниматься воспитанием сына, поэтому Луи рос беспризорником.

Чтобы хоть как-нибудь заработать денег, он продавал газеты, развозил уголь и выполнял другую черную работу. Голодный и холодный, оборванный и грязный, семилетний Луи прогуливал школу и жил своей непутевой жизнью.

Знакомство с Карнофски

Вскоре маленький чернокожий мальчик знакомится с семьей Карнофски - зажиточными евреями, иммигрировавшими из Российской империи, которые занимались в Америке угольным бизнесом.

Вначале Луи помогал иностранным предпринимателям по дому, затем оставался у них ночевать, а под конец стал полноправным членом семьи. Карнофски очень привязались к этому шустрому несчастному ребенку. Они изо всех сил старались помочь ему и поддержать его.

Гостеприимная семья жила в веселом районе Нового Орлеана - Сторивилле, не отличавшемся строгими нравами. Вокруг мальчика постоянно звучала чарующая музыка кабаре и борделей, сияли огни всевозможных казино и игорных домов. Именно здесь и началась творческая биография Луи Армстронга.

Ребенок познакомился с участниками одного уличного ансамбля, выступающего недалеко от его дома, и стал с ними работать. Сначала он только пел, затем принялся играть на барабанах. Разучивая новые песни и мелодии, Луи стал хорошо ориентироваться в музыке и натренировал слух. Необыкновенное чувство ритма, прирожденный красивый голос и быстрая обучаемость сделали из маленького чернокожего мальчика настоящего любимца уличной публики.

Обучение музыке

Как это ни странно, свое первое музыкальное образование Луи Дэниел Армстронг получил, находясь в подростковой колонии для чернокожих, куда попал за озорной хулиганский проступок - стрельбу из пистолета, украденного у полицейского, который часто ночевал у матери.

На базе исправительного лагеря находился духовой оркестр, куда сразу же записался любознательный одаренный шалопай. Старшие участники ансамбля научили Луи играть на разных инструментах: корнете, альтгорне, тамбурине. Талантливо исполняя привычные в то время марши и польки, юный Армстронг старался по памяти воспроизвести хорошо знакомые ему мелодии и напевы беспечного Сторивилла.

Именно в этот период подросток-заключенный понял, что хочет посвятить свою жизнь музыкальному творчеству.

Знакомство с лучшим корнетистом

Время, проведенное в исправительно-трудовом лагере, истекло. Через полтора года Луи Дэниел Армстронг возвращается домой и занимается музыкальной деятельностью. Он подрабатывает выступлениями в ночных клубах и ресторанах, играя на взятых напрокат инструментах.

Одаренного паренька заметил Джозеф Кинг Оливер - новоорлеанский джазовый корнетист и дирижер. Он взял начинающего музыканта под личное покровительство, обучая его тонкостям оркестровой работы и даже доверяя сольные выступления в своих номерах и концертах. С тех пор биография Луи Армстронга обогатилась новым творческим вдохновением - он мастерски овладел корнетом и проникся красивым звучанием джазовой мелодии.

По протекции Оливера талантливый темнокожий парень был принят в известный ансамбль Кида Ори - авторитетного тромбониста, ставшего вторым учителем семнадцатилетнего Луи.

После полутора лет выступлений с оркестром Ори юный Армстронг знакомится с Фэтсом Мэребейлом. Вместе с ним талантливый парень выступает на танцевальных вечерах, происходящих на прогулочных катерах и пароходах.

Мэребейл знакомит своего младшего друга с нотной грамотой, что позволяет Армстронгу стать более квалифицированным и искусным исполнителем.

В это время одаренный предприимчивый паренек вносит в свои сольные номера необычное преобразование - к мелодии он добавляет словесное сопровождение (названное приемом “скэт”).

Заманчивое приглашение

В 1922 году биография Луи Армстронга снова терпит некоторые изменения - легендарный Кинг Оливер приглашает его в свой ансамбль на должность корнетиста. Недолго думая, молодой Армстронг переезжает в Чикаго, где начинает играть в престижном огромном ресторане.

Богатство и роскошь приходят к Армстронгу вместе с известностью и признанием. Он начинает шикарно одеваться, покупает квартиру со всеми необходимыми удобствами, женится.

Вместе с оркестром Оливера Луи записал первую грампластинку, на которой присутствовали его сольные выступления.

Однако вскоре, по настоянию своей жены, новоорлеанский музыкант решает строить свою карьеру самостоятельно.

Жизнь в Нью-Йорке

Луи Армстронг, творчество которого на тот момент уже отличалось яркой неотразимой индивидуальностью и импровизацией, поступает на работу к Флетчеру Хендерсону - именитому руководителю популярного оркестра, пианисту, аранжировщику и композитору.

Под эгидой ансамбля Хендерсона молодой Армстронг выступает с блестящими сольными номерами, вызывая всеобщее восхищение и упоение.

Трудолюбивый и энергичный, Луи сотрудничает и с другими музыкальными группами, активно записывает свои пластинки, аккомпанирует знаменитым блюзовым вокалистам: Бесси Смит, Ма Рэйни, Перри Брэдфорду.

Возвращение в Чикаго

В возрасте двадцати четырех лет Армстронг возвращается в Чикаго, где с успехом делает свои самые удачные джазовые записи, популярные до сих пор.

Также музыкант участвует в театральном шоу-бэнде, блистая перед публикой не только музыкальными способностями, но и актерским мастерством.

На недолгое время артист становится солистом известного оркестра Диккерсона и руководителем собственного ансамбля.

Чикагский период примечателен также организационными изменениями в выступлениях Армстронга. Он перестает играть на корнете и переходит на трубу, более сильную по звучанию, а также возобновляет свое пение в манере “скэт”. Все это вызывает огромные овации как у критиков, так и у почитателей творчества Луи.

Эра свит-музыки

Это был конец 20-х - начало 30-х годов прошлого века. Популярными становятся биг-бэнды с их яркой невообразимой музыкой в стиле танцев. Сосредоточившись на новом течении, Луи создает свой самобытный жанр, схожий со стилем хот-джаза. Популярность Армстронга становится просто ошеломляющей.

Он гастролирует по всему миру (Англия, Голландия, Скандинавия, Франция), снимается в голливудских кинокартинах, играет в театрах Бродвея и Гарлема, участвует в радиопрограммах.

В середине 1930-х годов музыкант вновь создает собственный джаз-бэнд, финансовые дела которого отдает в полное ведение опытного менеджера Глейзера.

Триумфальный успех Луи приводит к профессиональным проблемам со здоровьем: он переносит несколько операций в связи с деформацией и разрывом тканей верхней губы (это произошло из-за чрезмерного нажима мундштука и неправильного способа сложения губ при игре на трубе).

Собственный ансамбль

В возрасте сорока пяти лет Армстронг вновь становится руководителем собственного ансамбля “Все звезды”, в котором участвовали как знаменитые джазовые мастера, так и менее популярные, достигшие широкой известности только благодаря выступлениям с Луи.

Команда специализируется на исполнении классического джаза и популярных песен в джазовой обработке.

Вместе со своим ансамблем Армстронг путешествует по всему миру. Исполнительный департамент правительства США присваивает ему неофициальный титул “Посол джаза” и спонсирует некоторые гастроли исполнителя.

Несколько раз ансамблю Луи было предложено выступить с концертами в СССР, но по субъективным причинам поездки не состоялись. Однако это не помешало известному джазмену провести блестящие гастроли в чешской Праге и других странах Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

Благодаря своим творческим турне новоорлеанский музыкант познакомил мировую общественность с прекрасным, колоритным музыкальным искусством, сложившимся под влиянием африканских ритмов, американского фольклора и современной аранжировки. Да, это был блистательный, неподражаемый, великолепный джаз! Луи Армстронг украсил его своим индивидуальным хрипловатым голосом и звучным гармоничным трубным звучанием.

Смерть

В возрасте пятидесяти восьми лет легендарный джазмен переносит инфаркт, но продолжает активно и самозабвенно работать. Выступает с концертами, записывает новые песни, принимает участие в известном мюзикле “Привет, Долли!”.

Активная жизнерадостная позиция продлила его жизненный путь еще на десять лет. Армстронг умирает в возрасте семидесяти лет от сердечной недостаточности, приведшей к отказу почек.

О смерти джазового кумира было объявлено во всех крупных мировых газетах. Утрата, которую понес американский мир искусства, не восполнится никогда.

Луи Армстронг: интересные факты из жизни

  • Джазмен был женат четыре раза. Первый брак в возрасте шестнадцати лет был заключен с луизианской проституткой и продлился пять лет. Далее следовали короткие супружеские отношения с Лил Хардин (пианисткой) и Альфе Смит. Последний брак (с вокалисткой ночного клуба Люсиль) был самым долгим и длился вплоть до самой кончины музыканта.
  • С первой женой Армстронг усыновил умственно отсталого мальчика, дальнего родственника Луи. По некоторым данным, у джазмена имелась дочь от одной танцовщицы, которой исполнитель обязался выплачивать ежемесячное пособие.
  • Каждый день американский трубач принимал марихуану, считая ее лучше стаканчика любого первоклассного виски.
  • На протяжении своей жизни Армстронг написал две автобиографические книги: в середине 1930-х и в середине 1950-х годов.
  • Вокалист обожал вкусную еду и игру в бейсбол.
  • За несколько лет до своей смерти Луи немного поменял специфику своего исполнения, уделяя внимание записям не только джазовых песен, но и композициям в госпел-стиле (переделанные традиционные сочинения на духовную христианскую музыку).
  • Первый корнет Армстронгу был подарен семьей Карнофски.

Луи Армстронг: дискография

Самые известные творения (с переводом на русский):

  • 1964 год - “Хелло, Долли!”.
  • 1959 год - “Пять пенни”.
  • 1957 год - “Луи Армстронг встретился с Оскаром Петерсоном”.
  • 1957 год - “Мир у меня на струне”.

Этого талантливого человека уже давно нет с нами, но его творчество все равно живет практически в каждом сердце.

, Новый Орлеан , Луизиана - 6 июля , Нью-Йорк) - американский джазовый трубач , вокалист и руководитель ансамбля . Великий музыкант XX века, оказавший (наряду с Дюком Эллингтоном , Чарли Паркером , Майлзом Дэвисом и Джоном Колтрейном) наибольшее влияние на развитие джаза, и много сделавший для популяризации его во всем мире.

Биография

Луи, как называли его на креольский манер, родился в беднейшем негритянском районе Нового Орлеана. Рос в неблагополучной семье (мать - прачка, нелегально подрабатывала проституцией, отец - рабочий-поденщик). Его отец рано бросил семью и мальчика вместе с младшей сестрой Беатрис отдали на воспитание бабушке Джозефине, которая еще помнила времена рабства. Спустя некоторое время мать Армстронга, Мэйэнн, забрала Луи и в дальнейшем воспитывала его сама (хотя должного внимания ему никогда не уделяла). Они жили в Сторивилле, районе, известном своими свободными нравами, а также барами, клубами, танцзалами и публичными домами. Армстронг с детства работал, развозил уголь, продавал газеты и тому подобное.

Армстронг рано начал петь в небольшом уличном вокальном ансамбле, играл на барабанах и за несколько лет натренировал свой слух. Первое музыкальное образование он получил в исправительном лагере-интернате «Уэйф’с Хоум» для цветных подростков в 1913 году , куда попал за случайный озорной поступок - стрельбу из пистолета на улице в Новый год (пистолет был похищен им у полисмена - одного из клиентов матери). Там он сразу присоединился к лагерному духовому оркестру и научился играть на тамбурине, альтгорне , а затем освоил корнет . Оркестр исполнял традиционный для того времени репертуар - марши, польки и популярные песенки. Ко времени окончания срока, Луи уже решил стать музыкантом. Освободившись, он начал ходить по клубам и играть на одалживаемых инструментах в местных оркестрах. Его взял под своё покровительство Кинг Оливер , считавшийся тогда лучшим корнетистом города и которого сам Луи Армстронг считал своим настоящим учителем. После отъезда Оливера в Чикаго в 1918 году Армстронга взял в свой ансамбль весьма авторитетный тромбонист Кид Ори. Луи эпизодически начинает выступать в ансамбле «Tuxedo Brass Band» Оскара «Папы» Селестина, где играли тогда такие музыканты как Пол Домингес, Затти Синглтон, Альберт Николз, Барни Бигард и Луис Рассел. Участвует в джазовых парадах по улицам родного города и играет в бэнде «Jazz-E-Sazz Band» Фэтса Мэрейбла, который выступал в дансингах на пароходах, плавающих в летний сезон по Миссисипи. Мэрейбл, достаточно профессиональный бэнд-лидер, преподал юноше первые основы нотной грамоты и Армстронг становится квалифицированным музыкантом. За ним, постепенно, в среде музыкантов закрепляется прозвище Сачмо - сокращение от английского Satchel Mouth (рот-кошелка).

В 1922 году Оливеру понадобился второй корнетист, и он приглашает Армстронга в Чикаго играть в «Линкольн Гарденс» (ресторан на 700 мест) в своем оркестре «Creole Jazz Band». Этот бэнд был в то время самым ярким джазовым составом в Чикаго и работа в этом бэнде многое дала Армстронгу для его будущей карьеры. В составе «Креольского джаз-бэнда» Оливера в Чикаго Армстронг сделал свои первые записи. В 1924 году он во второй раз женится (первой его женой была проститутка, симпатичная креолка Дэйзи Паркер из Нового Орлеана) на пианистке ансамбля, Лил Хардин, и по настоянию своей жены начинает самостоятельную карьеру. Армстронги уезжают в Нью-Йорк , где поступает на работу в оркестр Флетчера Хендерсона. Там к Армстронгу приходит известность, любители джаза приходят слушать бэнд зачастую ради его «горячих» соло. К этому времени окончательно формируется собственный стиль Луи Армстронга - яркий, импровизационный и изобретательный.

В этот период Армстронг участвует в записях ансамбля «Blue Five» пианиста Кларенса Уильямса и работает в составах различных аккомпанирующих ансамблей со многими блюзовыми и джазовыми вокалистами (Ма Рэйни, Трикси Смит, Кларой Смит, Бесси Смит, Альбертой Хантер, Мэгги Джонс, евой Тэйлор, Вирджинией Листон, Маргарет Джонсон, Сипи Уоллес, Перри Брэдфордрм).

В 1925 году , по истечении срока ангажемента у Флетчера Хендерсона, Луи Армстронг возвращается в Чикаго и там много и успешно работает. Играет у Эрскина Тэйта в театральном шоу-бэнде, где ярко проявляется его актерское дарование. Делает исторические записи со своим лучшим студийным составом «Hot Five». Записи сделанные в эти годы при участии тромбониста Кида Ори, кларнетиста Джонни Доддса, исполнителя на банджо Джонни Сент-Сира и пианистки Лил Хардин (позднее в записях участвуют Фред Робинсон, Джимм Стронг, Эрл Хайнс и Затти Синглтон) становятся шедеврами джазовой классики. В 1926 году Луи солист оркестра Кэрролла Диккерсона, после ухода которого Армстронг сам становится бэндлидером и в течение короткого времени руководит собственным оркестром «Louis Armstrong And His Stompers», членами которого были Бойд Аткинс, Джо Диксон, Эл Вашингтон, Эрл Хайнс, Рип Бассет, Пит Бриггс, Табби Холл. В 1927 году к студийному квинтету «Hot Five» примыкают Пит Бриггс и Бэби Доддс (брат Джонни) и образуется новый студийный состав «Hot Seven», с которым осуществляется ряд блестящих сессионных записей. В то же время Армстронг отказывается от корнета и полностью переходит на трубу , полюбившуюся ему более ярким звучанием. Выступает в дуэтах с выдающимся пианистом Эрлом Хайнсом и начинает петь в манере «скэт» (впервые это происходит при записи пьесы «Heebie Jeebies»), получая огромный успех у слушателей.

Луи Армстронг

В 1929 году Луи Армстронг окончательно перебирается в Нью-Йорк. Наступает эра биг-бэндов и он все больше концентрируется на танцевальной, популярной тогда свит - музыке (sweet music). Армстронг привносит в этот музыкальный стиль свою яркую индивидуальную манеру, свойственную хот-джазу и быстро становится звездой национального масштаба. Талант Сачмо достигает расцвета.

В 1930-е годы Луи Армстронг много гастролировал, выступал со знаменитыми биг-бэндами Луиса Расселла и Дюка Эллингтона , затем в Калифорнии - с оркестром Леона Элкинса и Леса Хайта, участвовал в киносъемках в Голливуде . В 1931 году посещает с биг-бэндом Новый Орлеан ; вернувшись в Нью-Йорк , играет в Гарлеме и на Бродвее . Ряд турне совершенных в Европу (в довоенный период с 1933 года он несколько раз выступал в Англии, гастролировал в Скандинавии, Франции, Голландии) и Северную Африку приносит Армстронгу широчайшую известность как у себя на родине (прежде в США он был популярен в основном у негритянской публики), так и за рубежом. В промежутках между гастролями выступает с оркестрами Чарли Гейнза, Чика Уэбба, Кида Ори, с вокальным квартетом «Mills Brothers», в театральных постановках и радиопрограммах, снимается в кинофильмах.

В 1933 году вновь руководит джаз-бэндом. C 1935 года всю деловую часть жизни Армстронга берет под свой контроль его новый менеджер Джо Глейзер - тертый профессионал в своем деле. В 1936 году в Нью-Йорке выходит его автобиографическая книга «Swing That Music». Затем наступают проблемы со здоровьем: переносит несколько операций, связанных с лечением травмы верхней губы (деформация и разрыв тканей из-за чрезмерного давления мундштука и неправильного амбушюра), а также операция на голосовых связках (с ее помощью Армстронг пытается избавиться от хриплого тембра голоса, ценность которого для его неповторимой исполнительской манеры он осознает лишь впоследствии).

В 1938 году Луи Армстронг женится четвертый (и последний) раз на танцовщице Люсиль Уилсон, с которой он проживет мирно и счастливо до конца своих дней.

В 1947 году Джо Глейзер, его менеджер, собирает для Армстронга ансамбль «All Stars» («Все звезды») - блестящую джазовую команду, которая была ориентирована на исполнение в стиле «диксиленд». Первоначально это действительно был оркестр всех звезд - в него тогда входили кроме Луи Армстронга (труба, вокал) Эрл Хайнс (фортепиано), Джек Тигарден(тромбон), Барни Бигард(кларнет), Бад Фримен (тенор-саксофон), Сид Кэтлетт(ударные) и другие знаменитые мастера джаза . Впоследствии музыканты часто менялись и благодаря своему участию в группе многие малоизвестные до тех пор джазмены приобретали большую известность.

«All-Stars» играли в основном джаз в стиле диксиленд, а также джазовые обработки популярных песен, причем последние все же преобладали в репертуаре ансамбля. К середине 50-х годов Луи Армстронг был одним из самых знаменитых в мире музыкантов и шоуменов, к тому же он снялся более, чем в 50-ти фильмах. Госдепартамент США присвоил ему неофициальный титул «Посол джаза» и неоднократно спонсировал его мировые турне. В 1954 году он дал первый и единственный феноменальный концерт в Кремлевском Зале Москвы. В середине 50-х, когда Госдеп при Эйзенхауэре был готов финансировать его поездку в Россию, Луи отказался:

  • «Люди спросили бы меня там, что делается у меня в стране. Что я бы мог им ответить? У меня прекрасная жизнь в музыке, но чувствую я себя, как любой другой негр…»

Впоследствии, в 60-е неоднократно обсуждались разные варианты его гастролей в СССР, но всё это так и осталось в проектах.

В 1954 году он пишет вторую автобиографическую книгу «Satchmo. My Life in New Orleans».

В дальнейшем популярность артиста продолжала возрастать благодаря его неутомимой и разносторонней творческой деятельности. Примечательна его совместная работа с Сиднеем Беше , Бингом Кросби , Саем Оливером, Дюком Эллингтоном , Оскаром Питерсоном и другими звездами джаза, участие в джаз-фестивалях (1948 - Ницца , 1956-58 - Ньюпорт , 1959 - Италия , Монтерей), гастроли во многих странах Европы, Латинской Америки, Азии, Африки. При его содействии был организован ряд филармонических джазовых концертов в Таун-холле и на сцене Метрополитен-опера . Классической стала сделанная им и Эллой Фицджеральд в 1950-е годы запись оперы Гершвина «Порги и Бесс».

В 1959 году Армстронг перенес инфаркт и с этого момента здоровье уже не позволяло ему выступать в полной мере, однако он никогда не прекращал концертные выступления.

В 1960-е гг. Армстронг работает чаще в качестве вокалиста, записывая как новые версии традиционных композиций в стиле госпел («Go Down Moses»), так и новые песни (напр., тема к фильму «На секретной службе Её Величества », «We Have All the Time in the World»). Вместе с Барброй Стрейзанд он принял участие в мюзикле «Привет, Долли!»; выпущенная отдельным синглом песня «Hello, Dolly!» в его исполнении дошла до первого места в американском хит-параде продаж . Последним хитом Армстронга стала жизнеутверждающая песня «What a Wonderful World» (первое место в Великобритании).

В конце 60-х годов здоровье артиста стало резко ухудшаться, но он продолжает работать. 10 февраля 1971 года он в последний раз играл и пел в телешоу со своим старым партнером по сцене Бингом Кросби. В марте Сачмо и его «All Stars» еще две недели выступали в «Уолдорф Астория» в Нью-Йорке. Но очередной сердечный приступ вновь заставил его лечь в больницу, где он пробыл два месяца. 5 июля 1971 года Армстронг просит собрать его оркестр для репетиции. 6 июля 1971 года величайший джазмен уходит из жизни. Сердечная недостаточность привела к отказу почек.

Смерть Армстронга вызвала настоящий поток самых искренних и глубоких соболезнований. Многие газеты не только в США, но и в других странах (в том числе и советская газета «Известия ») поместили на первой полосе сообщение о его кончине. Похороны прошли очень торжественно и транслировались по телевидению на всю страну. 8 июля тело было выставлено для торжественного прощания в учебном манеже Национальной гвардии, предоставленном для этих целей по личному распоряжению президента США . В заявлении, сделанном президентом Никсоном , говорилось:

  • «Госпожа Никсон и я разделяем горе миллионов американцев в связи со смертью Луи Армстронга. Он был одним из творцов американского искусства. Человек яркой индивидуальности, Армстронг завоевал всемирную известность. Его блестящий талант и благородство обогатили нашу духовную жизнь, сделали ее более насыщенной»

Творчество

Маэстро джаза

Играет Луи Армстронг

Оглядываясь на творчество Армстронга, поражаешься тому, какое огромное воздействие оно оказало на музыку XX века. Почти невозможно, включив радио или телевизор, услышать музыку, в которой бы не сказалось его влияние. Луи Армстронг был одним из величайших музыкантов, когда-либо игравших джаз и одновременно одной из самых противоречивых фигур в нем. Труба Армстронга звучала божественно, особенно, когда он был в ударе. Оттого, наверное, многих музыкантов и слушателей буквально ослеплял его талант. Поэтому и сегодня для большинства джаз - это прежде всего Луи Армстронг. Все, за что люди любят джаз, воплощено в этом имени. И хотя Луи Армстронг - это еще не весь джаз, но он - это душа джазовой музыки.

Являясь трубачом-революционером своего времени, Армстронг заложил фундамент всех грядущих джазовых революций. Не будь его, судьба джазовой музыки могла сложиться иначе. С приходом Сачмо уходит в тень мягкая окраска звука и коллективные импровизации. А Луи Армстронг ярким звуком трубы, с удивительной вибрацией, с головокружительными переходами, с ритмической раскрепощенностью и неистощимой фантазией своих импровизаций расширяет представление о возможностях трубы и музыканта, играющего на ней. Благодаря Армстронгу джаз пошёл по сольному пути развития.

Армстронг-трубач прежде всего поражал своей удивительной техникой. Характеризуя его сольный «чикагский» стиль (созданный на основе новоорлеанского) американский критик и исследователь джаза Джеймс Линкольн Коллиер писал:

  • «Его тон был насыщенным и ясным, атака - чистой. Он великолепно владел верхним регистром, мог исполнять в быстром темпе самые сложные пассажи. Современная техника игры на медных духовых инструментах была разработана в 1930-х - 1940-х годах американскими музыкантами, выступавшими в составе танцевальных оркестров. Следует, однако, признать, что все они при этом в значительной мере отталкивались от того, что еще до них сделал Армстронг».

Известный свинговый ударник Джин Крупа не преувеличивал, когда говорил:

  • «Каков бы ни был стиль джазового музыканта, он не сыграет и 32 тактов, не отдав музыкальной дани Луи Армстронгу. Всё сделал Луи, и сделал первым».

А известный продюсер Джордж Авакян писал:

  • «Он был наиболее одаренным и искусным из всех импровизаторов джаза. Хотя тогда еще и не было такого термина, но именно он „свинговал“ больше, чем кто-либо другой, - сплошь и рядом тусклое исполнение любого номера озарялось искрой жизни, когда Луи начинал свое соло, даже если это соло длилось всего восемь тактов. Как новатор, он ввел в джаз множество новых приемов и внес ряд свежих идей, которые потом становились клише для других музыкантов, но из них опять же появлялись новые ростки хорошей музыки, которые благодаря Луи становились знакомыми каждому человеку в джазе».

Кроме того, Луи Армстронг был уникальным и неповторимым джазовым певцом. Его довольно низкий, хрипловатый, наполненный теплом голос узнавался мгновенно. Его пение напоминало его игру на трубе. Здесь он столь же блестяще импровизировал, по-своему расставлял акценты, менял фразировку, заставлял голос вибрировать. Луи Армстронг разработал школу джазового вокала, основанную на интерпретациях народных блюзовых певцов, использовавших свой голос как инструмент. Луи показал, что эмоциональное значение лирического текста может быть выражено с помощью вокальных отклонений и импровизаций чисто инструментального свойства так же эффективно как и с помощью самих слов. Армстронг пел самые разнообразные вещи - и шлягеры, и блюзы, и спиричуэлс, и они всегда звучали у него по-джазовому, имели большой успех у публики. До сих пор в выступлениях почти каждого джазового вокалиста чувствуется влияние великого Сачмо.

Творчество Армстронга - эталон джазового эволюционирования, широты и доступности. Размах его интересов подтверждают сотрудничество и совместные выступления с музыкантами различных стилей - диксиленда, свинга и модерн-джаза, с симфонизированными составами, исполнителями спиричуэлов и госпелов, церковными хорами, блюзовыми певцами, а также участие в филармонических джазовых концертах, мюзиклах, шоу, музыкальных фильмах. Армстронг выработал стиль, легко адаптирующийся к любому музыкальному контексту и к любой аудитории. Он мог одновременно удовлетворять вкусы диаметрально противоположных категорий слушателей (включая поклонников поп-музыки и шлягеров).

Армстронг - едва ли не самая уникальная личность в истории джаза. В своем творчестве маэстро сумел соединить несоединимое: неповторимо индивидуальный тип самовыражения с беспредельной общедоступностью музыки, грубоватую простоту и спонтанность, традиционализм с новаторством, негритянский идеал звукоизвлечения с европеизированными идиомами свинга и мэйнстрима.

Армстронг оставался неоспоримым королем джаза до самой своей смерти, и ни на одну минуту не ослабевал его талант, не иссякала сила его воздействия на слушателей. Его теплота и юмор неизменно делали его дорогим и близким для всех, с кем он встречался. Его смерти соболезновали все ведущие мастера джаза - Дюк Эллингтон , Диззи Гиллеспи , Джин Крупа, Бенни Гудмен , Ал Хирт, Эрл Хайнс, Тэрри Гленн, Эдди Кондон и многие другие.

  • «Если кого-нибудь и следует назвать Господин Джаз, так это Луи Армстронга, - говорил Дюк Эллингтон . - Он был и навсегда останется эпитомией джаза».

Говоря от имени музыкантов и от имени миллионов почитателей его таланта, Диззи Гиллеспи подчеркивал:

  • «Луи не умер, потому что его музыка остается и останется в сердцах многих и многих миллионов людей во всем мире и в игре сотен тысяч музыкантов, ставших его последователями».

Избранная дискография

Избранные издания Луи Армстронга на CD

  • 1923 - The Young Louis Armstrong
  • 1924 - Louis Armstrong And The Blues Singers
  • - Hot Fives & Sevens, vol.1
  • - Hot Fives & Sevens, vol.2
  • 1927 - Hot Fives & Sevens, vol.3
  • 1928 - Louis Armstrong And His Orchestra
  • - Hot Fives & Sevens, vol.4
  • 1930 - Louis Armstrong & His Orchestra
  • 1931 - Stardust
  • 1932 - The Fabulous Louis Armstrong
  • 1933 - More Greatest Hits
  • 1934 - Paris Session
  • - Rhythm saved The World
  • 1936 - Jazz Heritage: Satchmo’s Discoveries
  • 1937 - New Discoveries
  • 1938 - On The Sunny Side Of The Street
  • 1939 - Louis Armstrong In The Thirties, vol.1
  • 1940 - New Orleans Jazz
  • - Satchmo Sings
  • - Satchmo At Symphony Hall (live)
  • - Satchmo At Symphony Hall, vol.2 (live)
  • - New Orleans Days
  • - Jazz Concert (live)
  • - New Orleans Nights
  • - Satchmo On Stage (live)
  • - New Orleans To New York
  • - Satchmo At Pasadena (live)
  • - Louis Armstrong Plays W.C.Handy
  • - Latter Day Louis
  • - Louis Armstrong Sings The Blues
  • - Satch Plays Fats: The Music Of Fats Waller
  • - Satchmo The Great (live)
  • - Ambassador Satch
  • - Great Chicago Concert 1956 (live)
  • - American Jazz Festival At Newport (live)
  • - Ella and louis
  • - At Pasadena Civic Auditorium, vol.1 (live)
  • - Louis Under The Stars
  • - Porgy and Bess
  • - Louis Armstrong Meets Oscar Peterson
  • - Louis and the Angels
  • - Satchmo In Style
  • - Louis & the Dukes Of Dixieland
  • - Happy Birthday, Louis! (live)
  • - Paris Blues
  • - Louis Armstrong and Duke Ellington
  • - Armstrong/Ellington: Together For The First
  • - Together For The First Time
  • - I Will Wait For You
  • - Disney Songs The Satchmo Way
  • - The Very Best Of Louis Armstrong (2CD)
  • - Louis And The Good Book
  • - Grand Collection
  • - Louis Live
  • - The Katanga Concert (live)
  • - In Concert (live)
  • - Best Live Concert, vol.1
  • - La Vie En Rose
  • - What A Wonderful World

Избранные DVD

  • Louis Armstrong «Hello Dolly»
  • Louis Armstrong «Jazz Festival»
  • Louis Armstrong «A Rhapsody in Black and Blue»
  • Louis Armstrong «Newport Jazz Festival part 1»
  • Louis Armstrong «Newport Jazz Festival part 2»
  • Louis Armstrong «In Stuttgart»
  • Louis Armstrong «Clips Hystory Volume 1»
  • Louis Armstrong «Clips Hystory Volume 2»

Библиография

  • Коллиер Дж. Л. Луи Армстронг. Американский гений. - М.: Издательство Прессверк, 2001. ISBN 5-94584-027-0
  • Фейертаг В. Б. Джаз. XX век. Энциклопедический справочник. - Спб.: «СКИФИЯ», 2001, с.22-24. ISBN 5-94063-018-9
  • Шапиро Н. Послушай, что я тебе расскажу…История джаза, рассказанная людьми, которые ее создавали.- Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2006. ISBN 5-94087-307-3
  • Bohlander K., Holler K.-H. Jazzfuhrer.- Leipzig, 1980.

Луи Дэниэл Армстронг — одна из наиболее выдающихся личностей в истории джаза, величайший американский джазовый музыкант, певец с неповторимой вокальной манерой исполнения, композитор, руководитель оркестра. Родился будущий великий музыкант в бедном негритянском районе в Новом Орлеане (США) 4 августа 1901 года, правда, по утверждению самого Армстронга датой своего рождения он считал День независимости США — 4 июля 1900 года. Рос Армстронг в бедной весьма неблагополучной семье, отец был рабочим-поденщиком и оставил семью, когда мальчику было 5 лет, воспитанием ребенка занималась бабушка. Жили они в Сторвилле — одном из новоорлеанских «кварталов развлечений», известном своими танцклубами, барами и публичными домами. С детства Луи вынужден зарабатывать себе на жизнь продажей газет, угля, позже он стал работать в порту, а по вечерам пел на улицах в вокальном ансамбле.

В 1913 году он попал в исправительный дом для малолетних правонарушителей за стрельбу из пистолета, который украл у полицейского — «приятеля» его матери. Здесь он выступал в лагерном оркестре и хоре, научился играть на альтгорне и корнете. Через полтора года он вернулся домой и играл в барах с разными любительскими ансамблями, одновременно обучался у музыкантов искусству джаза. Со временем на талантливого юношу обратил свое внимание и стал ему покровительствовать лучший корнетист города Джо «Кинг» Оливер. В 1918 году Оливер уехал в Чикаго, а на свое место в оркестре известного и влиятельного «Кида» Ори он порекомендовал Армстронга.

Позже Армстронг стал выступать в бэнде «Фейта» Мэрэйбла, где впервые получил основы нотной грамоты. Луи Армстронг становится профессиональным музыкантом. В 1922 году «Кинг» Оливер приглашает его в свой оркестр «Креольский джаз банд» на должность второго корнетиста. В 1924 году он женится на пианистке Лили Харден, переезжает в Нью-Йорк и выступает в оркестре Флетчера Хендерсона как трубач и певец, параллельно участвует в записях с группой Кларенса Уильямса. В этот же период записывается на пластинки со многими джазовыми и блюзовыми вокалистами. В 1925 году Армстронг вместе с женой возвращается в Чикаго, где организовал свою группу Hot Five, куда вошли Кид Ори, Джони Сент-Сир, Джони Доддс и Лили Харден, в мае 1927 года в состав группы вошли еще Бэби Доддс и Пит Бриггс, после чего группа получила название Hot Seven. В этот период он записал изумительные вещи, которые вошли в золотой фонд джаза. В 1926 году он является солистом оркестра Кэрролла Диккерсона, позже он будет возглавлять этот коллектив до 1929 года. В 1927 году выступает в дуэте с Эрлом Хайнсом, в оркестре Кл. Джонса, путешествует с гастролями по многим городам. В 1929 году, перебравшись в Нью-Йорк, выступает на Бродвее и в Гарлеме, получил широкую популярность как вокалист. Записуя композицию Heebie Jeebies, пробует себя в скэте, в результате композиция становится хитом, скэт пение — весьма популярным, а за Армстронгом закрепилось прозвище «Сэчмо».

В конце 20-х годов он становится звездой джаза первой величины. Широкую популярность как у себя на родине, так и за рубежом принесли Армстронгу турне по Европе и Северной Африке, совершенные им в 30-е годы. После того, как распался его брак с Лили, он вновь неудачно женится, а позже разводится и лишь в браке с Люсиль Уилсон он счастливо проживет до конца своих дней. Помимо участия в гастролях он выступает с оркестрами «Кида» Ори, Чарли Гейнза, Л. Рассела и другими, принимает участие в многочисленных радиопрограммах и театральных постановках, снимается в кинофильмах. Популярность Армстронга растет благодаря его разносторонней многоплановой музыкальной деятельности. Во главе группы All Stars он исколесил всю планету, побывав во многих странах Латинской Америки, Европы, Азии, Африки.

В середине пятидесятых он был одним из наиболее популярных и знаменитых музыкантов в мире, Госдепартаментом США ему было присвоено звание «Посол джаза». В 50-е годы он записал основные хиты: Mack the Knife, Blueberry Hill, Hello, Dolly. С Эллой Фицджералд исполнил джазовую версию знаменитой оперы «Порги и Бесс». Широта его интересов безгранична, он выступает совместно с музыкантами различных стилей и направлений — диксиленда, модерн-джаза, свинга, с симфонизированными составами, с церковными хорами, свит-бэндами, блюзовыми певцами, принимает участие в мюзиклах, в более чем 50-ти музыкальных фильмах, в филармонических джазовых оркестрах. Им создана собственная разновидность «поп-джаза», которая могла садаптироваться, приспособиться к любой аудитории, любому стилевому контексту и удовлетворить вкусы самых различных категорий слушателей.

Это одна из наиболее уникальных фигур в истории джаза. Он смог сделать невероятное и объединил неповторимо-индивидуальную форму самовыражения с бесконечной общедоступностью музыки, простоту и спонтанность, традиционную музыку с новаторской, негритянский хот-идеал с европейскими идиомами модерн-джаза и свинга. В 1959 году Армстронг перенес инфаркт и не мог выступать в полной мере. В 60-е годы он выступает только как вокалист, несмотря на то, что в конце 60-х он выходил на сцену лишь на несколько номеров, концерты с его участием всегда имели огромный успех. В 1968 году первые места в американских хит парадах заняла композиция What A Wonderful World, которую исполнил Армстронг, а в 1969 году все экраны мира обошел мюзикл Hello, Dolly. Последние выступления Армстронга и группы All Stars состоялись в марте 1971 года, а 6 июля 1971 года величайший музыкант, певец и композитор скончался.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»