Белый пудель в сокращении. «Белый пудель

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Искусство редко бывает связано с жизнью обычных людей. Однако есть писатели, которые могут создать великое произведение на основе тех событий, которые происходят с нами в повседневной жизни. Александр Иванович Куприн много путешествовал по России. Он любил общаться с простыми людьми, запоминая их рассказы, которые впоследствии становились основой литературных произведений. В данной статье будет изложено краткое содержание «Белого пуделя» - очень известного произведения Куприна, рассказывающего нам о том, как любовь, храбрость и преданность могут победить силу власти и денег.

Знакомство с главными героями

В поисках заработка по улочкам Крыма бродит труппа со старой шарманкой: мальчик Сережа, дедушка Лодыжкин, красивый белый пудель. Так начинается произведение, которое назвал Куприн «Белый пудель». Краткое содержание этого рассказа, конечно, не в состоянии передать красоты языка писателя, повествующего о великолепии этого удивительного острова, богатство природы которого восхищало мальчугана Сережу. Он любовался магнолиями, водопадами, ручьями, розами. Дедушка, который уже бывал здесь, не реагировал на эту красоту.

В поисках заработка

Стоял знойный летний день. Труппу бродячих артистов прогоняли либо платили ненастоящими деньгами за выступление. Два раза им, правда, заплатили, но так мало, что они едва могли позволить себе заплатить за ночлег и ужин, - так продолжается рассказ, который назвал Куприн «Белый пудель». Краткое содержание этого произведения в дальнейшем повествует о том, что компания артистов подошла к даче с многообещающим названием «Дружба», что заставило дедушку сделать предположение о непременной удаче. Они прошли по садовым дорожкам и остановились под балконом.

Далее краткое содержание «Белого пуделя» рассказывает нам о мальчике примерно десяти лет, который выбежал на террасу. Он скандалил. Вдогонку за маленьким барчуком выбежали няньки и лакеи, изо всех сил пытающиеся утешить его. Маленький скандалист упал на пол и начал бить руками и ногами, стараясь при этом ударить кого-нибудь из прислуги.

Артисты не сразу пришли в себя, но тем не менее начали представление. Барчук, его звали Трилли, велел, чтобы актеров оставили. Краткое содержание книги «Белый пудель» достигло начала кульминации.

Каприз Трилли

Мальчик Сережа показал все акробатические номера, на которые был способен. Настал черед белого пуделя. Арто здоровался, переворачивался, а в завершение представления по традиции взял картуз и приблизился к Трилли, чтобы получить деньги.

Барчук неожиданно завопил, артисты были ошарашены. Арто поспешил вернуться к мальчику и дедушке. Краткое содержание «Белого пуделя» рассказывает о том, что Трилли захотелось во что бы то ни стало получить эту собаку. Далее в рассказе описывается то, на какую подлость смогли пойти богатые люди. Дедушка и Сережа не согласились продать Арто, ведь это не только их компаньон, но и настоящий друг! Оплату за представление артисты не получили и покинули «Дружбу»: их просто выгнали оттуда.

Кража Арто

Открыв глаза, артисты просто не поверили в то, что случилось. Краткое содержание «Белого пуделя» не сможет передать, как были расстроены дедушка и Сережа. Они долго искали собаку, звали, но нигде не могли найти своего любимца, Артошеньку, ведь другого такого пса просто не было.

Возвращение

Мальчик Сережа решил, что обязательно должен вернуть Арто. Следующей ночью мальчик отправился на ту самую дачу «Дружба». Он без труда смог перебраться через ворота, ведь он был очень хорошим акробатом. Этот эпизод показывает, насколько мужественным был Сережа, который темной ночью пытался найти то место, где держали Арто. Сережа понимал, что собаку не взяли в дом, такие люди не способны на ласковое обращение с животными. Он очень долго искал своего друга и почти дошел до отчаяния. Неожиданно Сережа услышал тихий вой Арто. Он позвал собаку и его друг, услышав голос маленького хозяина, смог перегрызть веревку и вырваться навстречу мальчику. Они долго бежали вдоль стены сада, слыша, что за ними следует погоня. Наконец, перепрыгнув через забор, беглецы рванули изо всех сил, стараясь убежать как можно быстрее. Когда стало ясно, что те, кто догонял их, остались далеко позади, Сережа и пудель смогли перевести дух и пойти шагом. Когда они подошли к спящему дедушке, Арто, конечно, облизал его лицо. Такой финал говорит о том, что справедливость может одержать победу, если действовать бесстрашно, но с умом.

В основу повести «Белый пудель» легла реальная история, которую Куприн услышал от бродячих артистов в Крыму. Автор заинтересовался этим случаем и, узнав все мельчайшие подробности, написал рассказ.

Действующие лица

Одни герои этой повести заставляют нас переживать вместе с ними, другие - вызывают презрение. Артисты любят собаку, она для них - лучший друг. Обитатели виллы «Дружба» относятся к Арто как к игрушке, которая может надоесть или наскучить.

В рассказе мы видим двух мальчиков. Будучи почти ровесниками, они совершенно отличаются друг от друга. Мальчик Сережа вынослив, ловок, силен, он способен на настоящие мужские поступки, а Трилли - требовательный капризный эгоист, который способен только требовать что-то от других. Это заставляет нас понять, что финансовое богатство - не обязательное условие воспитания сильной личности. Можно иметь богатый внутренний мир и чистую душу, не имея денег и прислуги.

Было жаркое лето. По узкой тропинке дачного крымского поселка бежал белый пудель. Пушистая грива шелковистой шерсти на голове и кисточка на хвосту делали его похожим на миниатюрного льва. Его звали Арто. За ним шли старый шарманщик Мартын Лодыжкин и его помощник, тринадцатилетний мальчик Сергей.

Когда-то дед Мартын взял мальчика в «аренду» у одного сапожника и выплачивал ему ежемесячно по 2 рубля, но вскоре сапожник умер и Сергей остался с дедом навсегда. Он был сильно привязан к деду и собаке, так как рос с ними с малых лет. Дед научил его акробатическим трюкам, и они втроем выступали перед народом во дворах.

В тот день им не везло – из одних дворов их прогоняли, в других, услышав хриплый звук старой шарманки, махали руками и говорили, что хозяева еще не приехали. На двух дачах им все-таки заплатили за представление, но очень мало. Так как дед Лодыжкин был скромным человеком, он не роптал за малую плату и брань в его адрес.

Так они обошли весь дачный поселок и остановились перед последней дачей «Дача Дружба». Это была очень ухоженная и богатая дача. На ней жила семья архитектора с прислугой. Сын их, Николай Апполонович, лет восьми на вид, был очень капризным и истеричным ребенком. Он выбежал на террасу, упал на пол и стал биться в истерике. За ним выбежала прислуга, доктор и мать. Все вместе они не могли успокоить разбушевавшегося мальца. Поводом для истерики было нежелание ребенка выпить лекарство.

И тут раздались звуки старой шарманки. Все на миг затихли. Потом артисты начали выступать. Сережа делал акробатические номера на коврике под музыку шарманки, потом дед оставил шарманку и показывал номер с Арто. Когда выступление закончилось, у Николая Апполоныча случилась новая истерика. На это раз он захотел собаку. Деду Лодыжкину предлагали любые деньги за Арто. Конечно же, он не согласился. Артисты поспешно ушли.

Подустав за день, они решили искупаться в море. Когда они вылезли на берег обсохнуть, то увидели как к ним приближается дворник со двора «Дача Дружба». Он подошел, сел рядом и стал снова уговаривать продать собаку. На что дед ответил ему, что друзья не продаются.

Ближе к полудню дед повел Сергея и Арто в один примеченный им раньше уголок, где можно было хорошо позавтракать и отдохнуть. После скромного завтрака они легли на травку и уснули. Проснувшись они увидели, что собака пропала. Это стало большим ударом для деда, он сильно горевал и плакал. Сергей же наоборот весь сжался и держался очень мужественно.

В милицию пойти они не могли, так как у деда был чужой паспорт. Так они шли молча до Алупки. Дед всю дорогу вздыхал, Сергей хранил молчание и решимость. Когда они зашли в старую турецкую кофейню на ночевку, дед уснул, а Сергей тихо вышел и направился к даче «Дружба». Он точно знал, что Арто там. Перелезши через высокий забор, он стал прислушиваться к ночным шорохам и услышал тявканье Арто.

Сергею было жутко страшно, но назад дороги не было. Подойдя ближе к подвалу, откуда доносился лай Арто, он услышал собачьи визги и мужской голос. Сергей закричал, чтоб они не били собаку. Дверь подвала распахнулась и на пороге стоял тот самый дворник. Вдруг Арто вырвался наружу, порвав веревку на шее. Сергей побежал и собака за ним. Они бежали вдоль стены, пока не нашли низкое место, где можно было перелезть.

Сергей перетащил собаку и перепрыгнул сам. Так они убежали от дворника. Прибежав в кофейню, Атро набросился на деда и стал его лизать, радостно лая и скуля. Дед хотел было спросить у Сергея откуда взялась собака, но тот уже крепко спал.

Главные герои рассказа «Белый пудель» — уличные артисты, которые бродят по Крыму и дают представления для дачников. Старик Мартын Лодыжкин играет на древней шарманке, мальчик Сережа показывает различные акробатические трюки, а белый пудель по кличке Арто выступает не хуже настоящей цирковой собаки. Заработок у артистов невелик, многие дачники их прогоняют, едва завидев, но артисты не унывают.

На одной богатой даче они стали свидетелями того, как целая семья хлопотала над очень капризным, избалованным малышом, который то валялся на полу, дрыгая ногами, то громко кричал на взрослых. Поначалу артистов хотели прогнать, но избалованному мальчику захотелось посмотреть представление.

Под заунывные звуки шарманки Сережа продемонстрировал свое искусство гимнаста и жонглера, после чего дедушка Мартын начал показывать хозяевам дачи выучку пуделя Арто. Артисты уже рассчитывали на приличное вознаграждение, когда избалованный отпрыск владельцев дачи потребовал купить ему эту замечательную собаку.

Мартын Лодыжкин отказался продавать Арто, даже когда ему назвали абсолютно фантастическую сумму. В результате артисты покинули дачу, не получив ничего. Но история на этом не закончилась. Дедушка Мартын и Сережа решили искупаться. На берегу моря их нашел дворник с той дачи и снова начал уговаривать продать собаку. Старый шарманщик объяснил дворнику, что друзей не продают, и разговор на этом закончился. Но когда артисты решили отдохнуть в лесной тени и задремали, дворник хитростью увел от них белого пуделя.

Сережа призывал дедушку Мартына обратиться в полицию, но тот рассказал ему, что живет по чужому паспорту, потому что свой он давно потерял и по этой причине не может обратиться в полицию для возврата собаки.

Тогда Сережа решил действовать самостоятельно. Ночью он пробрался на территорию дачи и сумел найти место, где был заперт пудель Арто. Собаке удалось вырваться из заточения, но за Сережей и пуделем погнался дворник. К счастью, от погони удалось оторваться, и вскоре счастливый Арто радостно приветствовал дедушку Мартына, облизывая ему лицо.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Белый пудель» состоит в том, что друзей, попавших в беду, обязательно надо выручать. Мальчик Сережа, рискуя быть пойманным, пробрался на дачу, где держали собаку, и сумел освободить ее из плена.

Рассказ «Белый пудель» учит не мерить жизненное счастье деньгами, а ценить настоящую дружбу и преданность. На те деньги, что предлагали Мартыну Лодыжкину за белого пуделя, старый шарманщик вполне мог приобрести собственное дело и зажить безбедно, но он, ни секунды не сомневаясь, отказался продавать Арто, который считался полноправным артистом в их маленькой, но дружной компании.

В рассказе «Белый пудель» мне понравился мальчик Сережа, который проявил решительность и способность к самостоятельным действиям. Он не стал никого спрашивать и ночью отправился в одиночку спасать своего друга. И благодаря своей отчаянности и природной ловкости мальчик добился успеха.

Какие пословицы подходят к рассказу «Белый пудель»?

Бедный да честный.
Капризный в детстве уродлив в летах.
Друг за дружку держаться — ничего не бояться.

По Крыму путешествовала маленькая бродячая труппа: шарманщик Мартын Лодыжкин со старой шарманкой, двенадцатилетний мальчик Сергей и белый пудель Арто.

В тот день артистам не везло. Они ходили от дачи к даче, обошли весь посёлок, но ничего не смогли заработать. На последней даче с табличкой «Дача Дружба», Мартын надеялся на удачу. Артисты были уже готовы для выступления, как тут из дома выскочил мальчик лет восьми, а за ним ещё человек шесть. Мальчик визжал, катался по полу, дрыгал руками и ногами, а остальные пытались его уговорить принять микстуру. Мать мальчика хотела прогнать артистов, но мальчик пожелал увидеть представление.

После выступления, мальчик потребовал, чтобы ему купили собаку. Мать предложила немыслимые деньги за Арто, но Лодыжкин отказался. Прислуга выгнала артистов на улицу.

Через некоторое время бродячую труппу нашёл дворник дачи Дружба. Он сообщил. что барыня даёт триста рублей — трактир можно купить — за пуделя, но Лодыжкин непреклонен. Торгуясь, дворник накормил Арто колбасой.

После скудного ужина артисты заснули. Перед этим Лодыжкин мечтал, как купит Серёже красивое трико, в котором он будет выступать в цирке.

Проснувшись, они обнаружили, что Арто исчез. Теперь без собаки, у артистов упадут заработки. В полицию Лодыжкин не заявил, поскольку жил по чужому паспорту.

Артисты остановились на ночлег в кофейне. Далеко за полночь Сережа вышел на улицу. Дойдя до дачи «Дружба», он перелез через чугунный изящный забор. В одной из пристроек возле дома Серёжа нашёл Арто. Увидев мальчика, Арто громко залаял и разбудил дворника. Испугавшись, Серёжа бросился прочь, Арто побежал за ним. Интуитивно мальчик нашёл в заборе лазейку, но дворник был всё ближе и ближе. Подхватив пуделя, маленький акробат перелез через стену и спрыгнул на дорогу. Дворник остался в саду.

В кофейне Арто отыскал среди спящих постояльцев Лодыжкина и облизал ему лицо. Хорошенько расспросить Серёжу старик не успел — тот уже крепко спал.

Рассказ «Белый пудель» Куприн написал в 1903 году. В произведении автор затронул темы заботы, бескорыстной дружбы, социального неравенства. Конфликт рассказа построен на противопоставлении того, как бродячие артисты и богатые люди относятся к дрессированной собаке. Старик и мальчик воспринимают Арто как близкого друга, тогда как для сына барыни это всего лишь игрушка, о которой он завтра, возможно, уже забудет.

Главные герои

Мартын Лодыжкин – старик, шарманщик.

Сергей – двенадцатилетний мальчик, акробат. Пять лет назад Лодыжкин взял его «напрокат» у сапожника-забулдыги.

Арто – белый пудель, «остриженный наподобие льва» .

Другие персонажи

Трилли – сын хозяев дачи «Дружба», капризный мальчик восьми-десяти лет.

Дама – хозяйка дачи «Дружба».

Дворник – служил у родителей Трилли.

Глава 1

«Пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа». Впереди бежал пудель Арто, за ним шел Сергей, а сзади плелся дедушка Мартын Лодыжкин «с шарманкой на скрюченной спине» . Шарманка едва работала, и на ней можно было сыграть только давно устаревшие вальс и галоп.

Глава 2

Труппа вышла к старинному графскому парку, «в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи» . Сергей и Мартын начали ходить по дачам, но «день выдался для них неудачный» .

Почти везде их прогоняли или отказывали, заплатили только в двух. И хотя Лодыжкин был рад хоть какому-то заработку, его сильно возмутила одна барыня: женщина долго смотрела представление и расспрашивала их, а после дала лишь дырявый гривенник.

Они обошли весь дачный поселок. Оставалась последняя дача за высоким забором, на которой было написано «Дача Дружба» .

Глава 3

Труппа зашла в сад, и Сережа расстелил перед балконом коврик. Только они собрались начать представление, как на террасу выбежал, издавая пронзительные звуки, мальчик. Вслед за ним спешили прислуга, молодая дама и толстый лысый господин. Они всячески пытались успокоить ребенка, но тот не унимался.

Лодыжкин сказал начинать представление. Услышав звуки шарманки «все на балконе разом встрепенулись» . Артистов хотели прогнать, но Трилли начал капризничать, чтобы их вернули. Лодыжкин играл на шарманке, Сергей выполнял акробатические трюки. После этого Мартын достал тонкий хлыстик, и Арто послушно выполнял его приказы.

Увидев дрессированную собачку, Трилли тут же потребовал пуделя себе. Дама спросила, сколько хочет Лодыжкин за Арто. Мартын ответил, что пудель не продается, ведь он их кормит. Мальчик кричал еще громче. Рассерженная дама готова была заплатить сколько угодно, но Лодыжкин не уступал. Тогда дворник прогнал артистов из дачи.

Глава 4

Уже у моря артистов догнал дворник. Подкармливая пуделя колбасой, он объяснил, что пришел по поручению барыни, которая предлагает за собаку 300 рублей. Старик же решительно отказывался продавать Арто.

Глава 5

Лодыжкин и Сережа остановились позавтракать в «уголке между Мисхором и Алупкой» у источника. После завтрака они решили немного поспать. В полудреме дедушка говорил сам с собой: рассуждая, как купит розовое трико с золотом и атласные розовые туфли.

Пока Сергей и Мартын спали, Арто пропал. Увидев лежавший на дороге огрызок колбасы, старик понял, что собаку забрал дворник. Мартын очень расстроился.

Возмущенный Сергей сказал, что сейчас вернется и заставит отдать собаку, а иначе придется обратиться к мировому. Лодыжкин ответил, что им нельзя обращаться к мировому: он живет по чужому паспорту, и на самом деле крестьянин Иван Дудкин.

Глава 6

«Молча они дошли до Алупки» и остановились в грязной турецкой кофейной, носившей название «Ылдыз» – «Звезда» . Поздно ночью Сергей незаметно собрался и вышел. Мальчик отправился к даче «Дружба». Перебравшись через узорчатые чугунные ворота, он решил обойти дачу кругом.

Из каменного подвала Сергей услышал стонущий визг. Мальчик позвал собаку и «неистовый, срывающийся лай сразу наполнил весь сад» . В подвале раздался басовый крик, и что-то стукнуло. Возмущенный Сергей закричал, чтобы не смели бить собаку.

Из подвала выбежали дворник и Арто с обрывком веревки на шее. Сережа, а за ним и пудель, бросились наутек. Найдя место, где стена забора была достаточно низкой, мальчик подсадил собаку, запрыгнул сам, и они быстро побежали прочь.

Хотя дворник и не преследовал их больше, собака и мальчик еще долго бежали. Передохнув у источника, Сергей и Арто вернулись в кофейню. Арто на радостях с визгом подбежал к Лодыжкину и разбудил его. Старик хотел обратиться к мальчику за объяснениями, но тот уже заснул.

Заключение

В рассказе «Белый пудель» Куприн противопоставляет двух мальчиков – акробата Сережу и барского сына Трилли. Сережа не намного старше своего антипода, но при этом он совершенно по-другому воспринимает окружающий мир. Маленький акробат восхищается крымской природой, с пониманием относится к Лодыжнику, не раздумывая спешит вернуть своего друга Арто. Трилли же относится ко всему потребительски, для него важно только немедленное исполнение его капризов, независимо от того, чего бы это стоило его родителям.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 896.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»