Афферентная моторная афазия. Виды афферентной моторной афазии

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Локализация очага поражения. Первичный дефект. Нейропсихологические признаки. Речевой статус больного. Нарушение письма, чтения, счета, понимания речи, мыслительных процессов. Варианты эфферентной моторной афазии.

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении передних ветвей левой средней мозговой артерии (поля 44, 45). Она сопровождается, как правило, кинетической апраксией, выражающейся в трудностях усвоения и воспроизведения двигательной программы.

Поражение премоторных отделов мозга вызывает патологическую инертность речевых стереотипов, приводящую к звуковым, слоговым и лексическим перестановкам и персеверациям, повторам. Персеверации, непроизвольные повторы слов, слогов, являющиеся следствием невозможности своевременною переключения с одного артикуляторного акта на другой, затрудняют, а иногда делают полностью невозможными устную речь, письмо, чтение.

Эфферентная моторная афазия многовариантна. Существует пять вариантов данной формы. А. Р. Лурия выделил и подробно описал 4 ее варианта.

Нарушение экспрессивной речи при разных вариантах эфферентной моторной афазии. При грубой эфферентной моторной афазии на раннем этапе после нарушения мозгового кровообращения может полностью отсутствовать собственная речь. Апраксия артикуляционного аппарата при этой форме афазии проявляется не в трудностях повторения отдельных звуков, а в утрате способности повторить серию звуков или слогов. Больной многократно повторяет их, при просьбе повторить две серии звуков или слогов персеверирует звуки из предыдущего звукового или слогового ряда, не испытывая трудностей в самом акте звукопроизношения. Это самый тяжелый вариант эфферентной моторной афазии.

Вследствие инертности артикулирования отдельных слов могут наблюдаться контаминации, обусловленные переносами слога предыдущего слова: «стожка» (стол, ложка).

При другом варианте эфферентной моторной афазии при спонтанном восстановлении речи и общении нередко формируется выраженный экспрессивный аграмматизм: больные пропускают глаголы, с трудом употребляют предлоги, флексии существительных выявляется так называемый аграмматизм типа «телеграфного стиля», который возникает вследствие нарушения предикативной функции внутренней речи. В более легких случаях глаголы переносятся вконец предложения. Например, при рассказе по серии сюжетных картинок «Случай на реке» был произнесен следующий текст:

«Это мальчик... мальчик и вот речка и плот и мальчик как это... падать в воду и плот туда позвать далеко... И мальчик пионер ботинки снимать надо... зовет как это... помогите...»

При третьем варианте эфферентной моторной афазии не наблюдается столь грубого аграмматизма, а выявляется крайняя инертность в выборе слов, в высказывании отмечаются длительные паузы, персеверации, вербальные парафазии, произнесение слов становится растянутым. Длительные паузы, вызванные инертностью протекания речевых процессов, внешне напоминают амнестические трудности, характерные для семантической афазии, но в их основе лежит инертность выбора лексических средств.

Нарушение регуляции выбора слов приводит и к вербальным парафазиям, которые обусловлены инертностью переключения при их извлечении из разных «семантических полей». Например, составив фразу: «Мальчик удит рыбу», страдающий афазией переходит к составлению фразы по другой сюжетной картинке и вместо фразы «Мальчик купается в реке», произносит: «Мальчик удится, ловится в речке» или вместо «Кузнец кует подкову» произносит «Кузнец кузнечит что-то».

Наблюдается еще один вариант эфферентной моторной афазии, при которой речь нарушается лишь в звене плавной, мелодичной смены одного слога другим. Речь этих больных грамматически правильно оформлена, но из-за нарушений ритмико-мелодической стороны речи страдает выделение не только ударных слогов, но и интонационная окраска психологического предиката, т. е. того нового, о чем говорится в сообщении, на что падает логическое ударение.

Функция называния. При тяжелой форме нарушения речи функция называния полностью отсутствует, а при подсказке первого слога слова происходит либо автоматизированное его заканчивание, либо соскальзывание на другое слово, начинающееся с того же слога. Например, называя предметные картинки, больной, получив слоговую подсказкумо, вместо словамолоко произносит «море», «морковь», «мороженое» и т. п.

Нарушение письма. При эфферентной моторной афазии наблюдается выраженная аграфия: запись слова или фразы возможна лишь при проговаривании слов по слогам.

В тяжелых случаях при правильном повторении слова невозможна не только его запись, но и складывание из уже выбранных букв разрезной азбуки.

Нарушение чтения. В наиболее грубых случаях чтение носит угадывающий характер, доступен показ того или иного написанного слова, подклады­вание подписей к картинкам. Эти грубые нарушения чтения и письма обусловлены распадом способности программирования звукобуквенного состава слова. При «телеграфном стиле» чтение может быть сохранным.

В более легких случаях возможно чтение отдельных слов и коротких предложений, но затруднено понимание прочитанного, особенно предложений со сложной синтаксической структурой.

Нарушение понимания. В основе расстройства понимания при эфферентной моторной афазии лежит инертность протекания всех видов речевой деятельности, нарушения так называемого «чувства языка» и предикативной функции внутренней речи. Не различаются на слух грамматически правильно построенные высказывания и неправильные. Плохо понимается переносный смысл метафор, пословиц, что объясняется трудностью переключения на иной, скрытый смысл высказывания (А. Р. Лурия, 1975), отмечается нарушение понимания многозначности слов. Например, словакоса, ключ, идти - больные воспринимают как неправильные.

Афазией называется системное неврологическое нарушение, проявляющееся во всецелой или частичной потере ранее сформированной речи. Истоком патологии становится органическое поражение центров речи в районе коры головного мозга, подкоркового отдела, проводящих путей.

Сбои возникают после черепно-мозговых травм, инсультов, опухолей, воспалений, тромбозов мозговых сосудов. При афферентных и эфферентных формах афазии повреждаются нисходящие либо восходящие нервные пути. Серое вещество головного мозга и такая же субстанция за его пределами становятся неспособными к полноценному обмену информацией.

Речевые функции мышц губ, языка, гортани во многих случаях остаются сохранными. Порой афазию сопровождают смежные расстройства чтения (алексия), письма (аграфия) или счёта (акалькулия). Формы афазии классифицируются с учётом зоны поражения.

Моторная афазия.

Патология возникает вследствие повреждения лобной доли левого (доминантного у правшей) полушария мозга, отвечающей за моторику письма и речи. Афазия этого типа даёт серьёзные трудности в произношении слов, а в тяжёлой форме - звуков и звукосочетаний (фонем). При сверхтяжёлой форме расстройства больной издаёт бессмысленное мычание. Иногда в ответ на заданные вопросы можно расслышать «да» либо «нет».

Речь в лёгкой степени моторного афазического нарушения отличается медленным темпом, интонационной и смысловой бедностью, плохой артикуляцией, прерыванием из-за нехватки нужных слов и фраз. Пациент почти не включает предлоги, большинство союзов и частиц в словосочетания и предложения. Он использует в основном глаголы и существительные. Соседние слова не соотносятся между собой, поскольку человек с моторной афазией неверно употребляет их концевые элементы. Нарушен порядок составных частей в предложениях и фразах. Речь звучит неграмотно и «телеграфно», хотя она достаточно информативна.

Интонация речи также становится специфической: многие больные пытаются по-особенному подать доступные им слова, чтобы собеседник догадался об отношении к ситуации. Устную речь другого человека пациенты воспринимают нормально, могут читать, но запинаются при воспроизведении коротких, преимущественно служебных слов.

Итого, афазию данной формы можно характеризовать как общее расстройство речевой моторики плюс частичное нарушение восприятия отдельных словосочетаний.

Моторная афазия отличительна от других форм тем, что больной осознаёт свою патологию. В значительной мере это влияет на его психологическое состояние: возникает скорое отчаяние, плаксивость, депрессивные наклонности. В основу лечения данного вида афазии положено пение. Регулярные певческие занятия способны восстановить речь больного до практически нормального уровня.

Болезнь проявляется комплексно: к речевым присоединяются двигательные патологии. Мимические мышцы правой половины лица ослаблены или полностью парализованы. Движения с помощью лицевых, ротовых и горловых мускулов осуществить невозможно. Наблюдается сдвиг поля зрения. Паралич мышц лица с одной стороны свидетельствует о существенном повреждении головного мозга. В данном случае прогноз болезни усугубляется.

Ишемический инсульт – основная причина моторной афазии. Он затрагивает верхние участки центральной артерии головного мозга и пагубно влияет на речевую деятельность. Её нормализация возможна через несколько месяцев после кровоизлияния в мозг. Если речь значительно не улучшилась за этот срок, то в дальнейшем вряд ли возможны положительные изменения.

Среди других причин моторной афазии – различные поражения, в т.ч. новообразования, абсцессы головного мозга, кровоизлияния в полость черепа. Небольшие очаги патологии в тыльной зоне центра моторной речи провоцируют преходящую артикуляционную недостаточность. Функции повреждённого участка берёт на себя здоровая область речевой системы. При этом двигательные расстройства наблюдаются чаще, но, как правило, они незначительны.

Сенсорная афазия.

При сенсорной афазии поражается т.н. зона Вернике, отвечающая за понимание речевой информации. Эта область располагается в височной части лобной доли (у праворуких - левой). Афазия сенсорного типа обессмысливает для пациента устную речь собеседника и письменный текст. Слуховой анализатор поражается в корковом отделе. Информация слышима, но интерпретировать её больной не может. Он воспринимает речь как набор нечленораздельных звуков. Язык, прежде бывший родным, абсолютно не понятен, словно иностранный. Эта разновидность сенсорной афазии называется акустико-гностической.

Сам пациент говорит бессвязно, обрывками фраз, что полностью обессмысливает его речь. На фоне общего двигательного и эмоционального возбуждения высказывания объёмны, многословны, с активной мимикой и жестами. Человек правильно произносит слова, но неадекватно подбирает их для донесения своей мысли. При этом он способен исполнить простую команду - сесть, встать, открыть/закрыть глаза, может без ошибок повторить фразу, однако, её смысл останется для него неясным. Пациент с сенсорной афазией не может контролировать свою речь, понимать то, что сам произносит.

Эфферентная моторная афазия.

При данной патологии болезненный процесс локализован в заднем (покрышечном) участке нижней лобной извилины. Там находится речедвигательный центр - т.н. зона Брока. У правшей она расположена в левой, у леворуких – в правой лобной доле головного мозга.

Афазия эфферентного типа нарушает экспрессивную речь – активные высказывания в устной либо письменной форме. Появляются существенные трудности в переходе от слова к слову или с одного слога на другой. В остром периоде болезни речи практически нет, по мере стихания наблюдаются проблемы с артикуляцией. Фразы не интонированы, звучат тихо и телеграфично. Это краткие, грамматически неверные предложения, почти без глаголов, с длительным паузами. Характерны словесные и звуковые искажения. Больным трудно в точности повторить фразу за врачом, назвать показанный предмет без буквенной подсказки. Чтение вслух и письмо даётся с трудом, нарушена орфография и грамматика, переставляются отдельные буквы. Понимание устной речи, написанного текста остаётся нормальным.

У моторной афазии по эфферентному типу отмечается острое развитие и сочетание с двигательными нарушениями (гемипарез, гемигипэстезия), вызванными кровоизлиянием в бассейн левой средней мозговой артерии.

Лечение афазии.

Восстановление речевых способностей человека, исчезновение афазических признаков может быть быстрым и долгим, полным либо частичным.

Микроинсульт – транзиторная ишемическая атака с кратковременным нарушением кровяного тока к мозгу. После такой формы инсульта человек обретает способность к нормальной речи. Это случается спустя несколько часов либо суток, иногда без терапевтического вмешательства. Обширные инсульты вызывают комплекс проблем с длительным течением. Функции речи восстанавливаются постепенно, иногда – не в полной мере. Частью они регенерируются спонтанно, на протяжении нескольких недель-месяцев после мозговой травмы. Это касается не всех пациентов с афазией. Так или иначе, у всех больных многие признаки недуга выражены в течение длительного времени. Для их устранения применяют логопедические методы. Полностью речевая способность пациента восстановится минимум через два года. Раннее начало коррекционной терапии даёт лучшие результаты.

Успех в реновации речи зависит от множества факторов – причины мозгового повреждения, его тяжести, возраста и состояния здоровья больного. Важным компонентом лечения считается посильное участие в нём семьи пациента.

Родственникам человека с диагнозом «афазия» рекомендуется:

Строить собственную речь в адрес больного по принципу максимальной простоты. Предложения должны быть несложными, короткими, доступными для элементарного понимания;

Ключевые, наиболее важные слова из предложения повторять, когда в этом есть необходимость;

Соблюдать обычный стиль общения, не адаптированный под малолетнего ребёнка или слабоумного;

Строить общую беседу так, чтобы больной мог принимать в ней участие, всячески поощрять его к этому;

Общаться с больным на всех коммуникативных уровнях – вербальном (словесном) и невербальном, включающем выразительные жесты и мимику;

Исправлять ошибки в речи больного как можно реже;

Терпеливо ждать, пока человек выстроит и выговорит предложение, при этом оказывать ему минимальную помощь.

В современной реабилитационной терапии есть и другие методы. В частности, для оптимизации речевых способностей пациента используют компьютеры. Созданы специальные программы для людей, перенесших инсульт. Приложения адаптированы под особенности мозговой деятельности пользователей, их потребности. Индивидуальную программу и план работы составляет специалист. Компьютерные методики ускоряют процесс восстановления речи пациента. Они экономят время его родственникам, которые в силу возникших проблем не всегда могут регулярно заниматься с больным. Среди всего прочего, компьютерным методом устраняются проблемы фонематического восприятия. Пользователи начинают лучше понимать отдельные звуки, звукосочетания. Некоторые элементы речевого функционала восстанавливаются быстрей, чем при обычных занятиях с логопедом или членом семьи.

Представляет собой системное расстройство речевой деятельности при ведущей роли нарушения кинетического аспекта.

Локализация очага - преимущественно в задненижних отделах премоторной области (заднелобная кора) левого, доминантного по речи, полушария головного мозга ("зонаБрока") - поле 44 и частично 45.

При полном разрушении зоны больные не могут произнести почти ни одного слова. При попытке что-либо сказать произносят нечленораздельные звуки. В то же время они понимают обращенную к ним речь (и отдельные слова и целые фразы). Часто в устной речи больных остается одно слово или сочетание слов (словесный стереотип - "эмбол"), который становится заменой всех слов. Больные произносят его разной интонацией, пытаясь выразить свою мысль.

В механизмах нарушения речи здесь можно выделить два взаимодействующих момента.

1. Дефект речи, обусловленный нарушением кинетической мелодии, когда нарушается организация речевой моторики, плавная смена артикуляторных движений, дефект разворачивания действия, т. е. использования так называемого текущего сукцессивного (последовательного) синтеза. Это выражается в речи грубой персеверацией, а также затруднениями координации одновременно совершаемых действий (например, сочетанного осуществления ответа жестом и словом), неспособностью проанализировать услышанное, неудержанием речеслухового ряда, отчуждением смысла слов. Часто сопровождается грубыми произносительными нарушениями речи: дезавтоматизацией (потерей плавности речи), запинаниями, смазанностью произношения.

Пример. Фраза "Мой старший сын - студент института" произносится больным следующим образом: "Сын., мой... мон... теперь... видите ли... ей... ей... как это., сын... старосторен... ста... стуженит...". Больные с этой формой афазии могут произносить отдельные звуки (иногда слова или целые короткие предложения, в зависимости от степени тяжести афазии), но все трудности начинаются, как только нужно перейти к произнесению серии звуков (слов, предложений). Трудности торможения предыдущих речевых актов и переключения на последующие и приводят к персеверациям.

В меньшей степени нарушается повторение слов и коротких простых фраз, договаривание незаконченных простых предложений. Самостоятельная и диалогическая речь либо отсутствует (эмболофазия), либо очень бедная, односложная. Затруднен подбор слов, паузы заполняются вводными и стереотипными словами, междометиями.

Трудности в плавном протекании активной устной речи, нарушение ее автоматизированности приводят к вторичному дефекту таких форм речевой деятельности, как чтение (грубо нарушается чтение вслух и про себя), письмо (все виды) и понимание устной речи (при определенных сенсибилизированных пробах).

Нарушения мелодии двигательного акта могут быть обнаружены и вне речевой деятельности в виде дефектов динамического праксиса - персеверации, синкинезии, иногда наблюдается двигательная расторможенность.

2. Вторым моментом в синдроме эфферентной моторной афазии является заторможенность или распад ранее образованных условно-рефлекторных связей между речевыми единицами. Угнетение прошлого опыта, ранее затверженных стереотипов, выражается в том, что на всех уровнях устной самостоятельной речи, чтения и письма - от букв до слов, словосочетаний, речевых оборотов - выступают дефекты амнестического типа. Поэтому эфферентную форму афазии иногда называют "вербальной", так как забытыми оказываются названия объектов, букв, законы языка, в том числе и правила орфографии. В речи отсутствуют предлоги, связки, наречия, прилагательные. Используются преимущественно существительные в именительном падеже и реже - глаголы в инфинитиве ("телеграфный стиль"). Теряется собственное чувство грамматических стереотипов при сохранной способности различать грамматические несообразности в предложенных на слух предложениях.

Больные с эфферентной моторной афазией легко могут произносить автоматизированные ряды (например, порядковый счет) и рядовую речь с малым выбором альтернатив (например, "У самого синего..."). Однако счет в обратном порядке (от 10 до 1) практически недоступен, т.е. минимальная произвольность уменьшает возможности устной речи.

Отраженная речь также нарушается не грубо, за исключением повторения сложных слов и многосложных фраз. Грубые нарушения чтения, вплоть до полного распада, типичны для грубой и выраженной афазии, но встречаются при умеренной и, как исключение, при легкой. Чтение больше зависит от сохранности устной речи и оказывается более полноценным, чем письмо. Ошибки в написании очень разнообразны: пропуски букв, особенно гласных, трудности в подыскании нужной графемы, реже - перестановки букв, орфографические ошибки (пишут, как слышат). Телеграфный стиль в письменных изложениях выражен сильнее, чем в устных. Восстановление письма, как правило, сильно отстает от восстановления речи. У больных с эфферентной моторной афазией признаки теменного синдрома отсутствуют (хотя могут бить и трудности, связанные с удержанием инструкции по соответствующим пробам).

Состояние орального праксиса оценивается отдельно по трем его видам: элементарному, артикуляторному и символическому. Нарушения артикуляторного праксиса при этой форме афазии не обнаруживаются. Резко выраженные нарушения элементарного орального праксиса встречаются при тяжелой афазии: грубой или выраженной. У всех больных в той или иной степени наблюдаются нарушения символического орального праксиса.

Локализация очага поражения. Первичный дефект. Нейропсихологические признаки. Речевой статус больного. Нарушение письма, чтения, счета, понимания речи, мыслительных процессов. Виды афферентной моторной афазии. «Проводниковая» парциальная афферентная моторная афазия.

Афферентная моторная афазия является одним из самых тяжелых речевых расстройств. Возникает при поражении вто­ричных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры голов­ного мозга, расположенных сзади от центральной, или Роландовой, борозды. Термин «афферентная» моторная афазия введен А.Р. Лурия.

А. Р. Лурия отмечает (1969, 1975), что существуют два варианта афферентной моторной афазии. Первый характеризуется нарушением пространственного, симультанного синтеза движений различных органов артикуляционного аппарата и полным отсутствием ситуативной речи при грубой выраженности расстройства.

Второй вариант, носящий в клинике название «проводниковой афазии», отличается значительной сохранностью ситуативной, клишеобразной речи при грубом распаде повторения, называния и других произвольных видов речи. Этот вариант афферентной моторной афазии характеризуется преимущественно нарушением дифференцированного выбора способов артикуляции и симультанным синтезом звуковых и слоговых комплексов, входящих в слово.

Нарушение экспрессивной речи. При первом варианте афферентной моторной афазии выраженная апраксия артикуляционного аппарата может привести к полному отсутствию спонтанной речи. Попытки произвольного повторения звуков приводят к хаотичным движениям губ и языка, к литеральным (звуковым) заменам. Пристальное всматривание больного в артикуляцию логопеда приводит лишь к нахождению либо способа, либо органа артикуляции, что порождает смешение звуков м - п - б, н - д - т - л, и - с, о - у и т.п., которое объясняется нарушением кинестетической оценки степени смычки артикуляторных органов при произнесении звуков, дезинтеграцией движений таких органов, как мягкое нёбо и голосовые складки.



Наиболее сложны для больных артикуляция гласных звуков а, о, у, э, ы и их дифференциация. Из-за апраксии губ гласные фонемы получают более долгое и нередуцированное звучание, которое на поздних этапах восстановления воспринимается на слух как иностранный акцент, выражающийся не в изменении интонации, а в замедленности и искусственности произнесения слов, оглушении звонких и отсутствии мягких соглас­ных, в редких литеральных парафазиях.

На более поздних этапах одна фонематическая парадигма заменяется другой. Например, больные произносят слово халат как «ханат» или «ходат», дом как «лом» или «том».

По мере восстановления произносительной стороны речи выявляется сохранность синтагматической стороны речевого высказывания.

Нарушение понимания. На раннем этапе после травмы или инсульта при афферентной афазии может наблюдаться грубое нарушение понимания речи. Период значительного непонимания речи непродолжителен (от одного дня до нескольких суток после инсульта), после чего у них отмечается быстрое восстановление понимания ситуативной разговорной речи, понимание значений отдельных слов, возможность выполнения несложных инструкций.

Нарушение чтения и письма. Степень нарушения чтения и письма зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата. При грубой апраксии всего артикуляционного аппарата чтение и письмо наиболее грубо нарушены. Нередко сохраняется лишь глобальное чтение про себя отдельных слов при задании показать, где находится то или иное слово из 4-5 слов, написанных столбиком.

При втором варианте афферентной моторной афазии (проводниковой афферентной моторная) больные струдом сохраняют порядок букв в слове, представляют их зер­кально (вода -«даво», окно - «онко»), пропускают гласные или же пишут сначала все согласные, а затем уже гласные, причем, как правило, у них сохраняется представление о наличии звука в слове, например, пропуская букву ё в слове ведёт, больной ставит две точки над д.

По мере восстановления чтения и письма число литеральных параграфий уменьшается.

Называние. У больных с грубой формой афферентной моторной афазией называние чаще всего отсутствует, но это нарушение вторично, поскольку основной причиной является неспособность произнести слова даже в тех случаях, когда они есть во внутренней речи.

При менее грубом речевом дефекте возможно называние отдельных предметов, которые часто употребляются, а также называние распространенных действий, так как артикулирование звуков в этих словах является достаточно упрочненным.

При легкой степени называние как функция не страдает.

Фраза по сюжетной картинке. Грубая форма: составление фраз по сюжетной картинке не возможно.

При меньшей степени: возможно составление простой фразы по сюжетной картинке в основном бытового содержания. Это связано с тем, что артикулирование оборотов речи, которые используются в этих случаях, были высоко автоматизированы до заболевания.

Больные с легкой степенью речевого дефекта, как правило, достаточно легко составляют фразы по сюжетной картинке.

Пересказ текстов. Грубая степень выраженности – пересказ невозможен.

В менее грубых случаях, больные могут пересказать текст, но в форме ответов на вопросы или по подробному плану.

В легких случаях пересказ текстов возможен, но имеются трудности формулирования сложных фраз. Иногда встречаются аграмматизмы.

Повторная речь. Грубая степень – повторная речь отсутствует, за исключением способности повторять отдельные гласные звуки. Иногда возможно повторение некоторых губных согласных с опорой на артикуляционный образ звука и по акустическому образу. Также сохраняется способность воспроизведения абриса простых по звуковой стриктуре слов.

При средне степени – повторная речь опережает спонтанную.

Легка степень расстройства – повторная речь страдает незначительно.

Диалогическая речь. При грубой степени выраженности афферентной моторной афазии диалогическая речь отсутствует. Некоторые больные способны отвечать на вопросы только словами «да-нет».

При менее грубой форме – больные способны поддерживать диалог, но их ответы стереотипны и имеется тенденция к использованию слов, содержащихся в вопросе. Иногда ответы самостоятельны, но все равно они привязаны к вопросу.

При легкой степени – диалогическая речь сохраняется.

Таким образом, при афферентной моторной афазии центральным расстройством является нарушение кинестетической афферентации произвольных оральных движений. Больные теряют способность совершать движения органов артикуляции по заданию, непроизвольно эти движения легко выполнимы, так как нет парезов, нет ограничений объема оральных движений (оральная апраксия, которая лежит в основе артикуляционной апраксии, непосредственно относящейся к произношению звуков).

Эфферентная моторная афазия. Варианты эфферентной моторной афазии

Локализация очага поражения. Первичный дефект. Нейропсихологические признаки. Речевой статус больного. Нарушение письма, чтения, счета, понимания речи, мыслительных процессов. Варианты эфферентной моторной афазии.

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении передних ветвей левой средней мозговой артерии (поля 44, 45). Она сопровождается, как правило, кинетической апраксией, выражающейся в трудностях усвоения и воспроизведения двигательной программы.

Поражение премоторных отделов мозга вызывает патологическую инертность речевых стереотипов, приводящую к звуковым, слоговым и лексическим перестановкам и персеверациям, повторам. Персеверации, непроизвольные повторы слов, слогов, являющиеся следствием невозможности своевременною переключения с одного артикуляторного акта на другой, затрудняют, а иногда делают полностью невозможными устную речь, письмо, чтение.

Эфферентная моторная афазия многовариантна. Существует пять вариантов данной формы. А. Р. Лурия выделил и подробно описал 4 ее варианта.

Нарушение экспрессивной речи при разных вариантах эфферентной моторной афазии. При грубой эфферентной моторной афазии на раннем этапе после нарушения мозгового кровообращения может полностью отсутствовать собственная речь. Апраксия артикуляционного аппарата при этой форме афазии проявляется не в трудностях повторения отдельных звуков, а в утрате способности повторить серию звуков или слогов. Больной многократно повторяет их, при просьбе повторить две серии звуков или слогов персеверирует звуки из предыдущего звукового или слогового ряда, не испытывая трудностей в самом акте звукопроизношения. Это самый тяжелый вариант эфферентной моторной афазии.

Вследствие инертности артикулирования отдельных слов могут наблюдаться контаминации, обусловленные переносами слога предыдущего слова: «стожка» (стол, ложка).

При другом варианте эфферентной моторной афазии при спонтанном восстановлении речи и общении нередко формируется выраженный экспрессивный аграмматизм: больные пропускают глаголы, с трудом употребляют предлоги, флексии существительных выявляется так называемый аграмматизм типа «телеграфного стиля», который возникает вследствие нарушения предикативной функции внутренней речи. В более легких случаях глаголы переносятся вконец предложения. Например, при рассказе по серии сюжетных картинок «Случай на реке» был произнесен следующий текст:

«Это мальчик... мальчик и вот речка и плот и мальчик как это... падать в воду и плот туда позвать далеко... И мальчик пионер ботинки снимать надо... зовет как это... помогите...»

При третьем варианте эфферентной моторной афазии не наблюдается столь грубого аграмматизма, а выявляется крайняя инертность в выборе слов, в высказывании отмечаются длительные паузы, персеверации, вербальные парафазии, произнесение слов становится растянутым. Длительные паузы, вызванные инертностью протекания речевых процессов, внешне напоминают амнестические трудности, характерные для семантической афазии, но в их основе лежит инертность выбора лексических средств.

Нарушение регуляции выбора слов приводит и к вербальным парафазиям, которые обусловлены инертностью переключения при их извлечении из разных «семантических полей». Например, составив фразу: «Мальчик удит рыбу», страдающий афазией переходит к составлению фразы по другой сюжетной картинке и вместо фразы «Мальчик купается в реке», произносит: «Мальчик удится, ловится в речке» или вместо «Кузнец кует подкову» произносит «Кузнец кузнечит что-то».

Наблюдается еще один вариант эфферентной моторной афазии, при которой речь нарушается лишь в звене плавной, мелодичной смены одного слога другим. Речь этих больных грамматически правильно оформлена, но из-за нарушений ритмико-мелодической стороны речи страдает выделение не только ударных слогов, но и интонационная окраска психологического предиката, т. е. того нового, о чем говорится в сообщении, на что падает логическое ударение.

Функция называния. При тяжелой форме нарушения речи функция называния полностью отсутствует, а при подсказке первого слога слова происходит либо автоматизированное его заканчивание, либо соскальзывание на другое слово, начинающееся с того же слога. Например, называя предметные картинки, больной, получив слоговую подсказку мо, вместо слова молоко произносит «море», «морковь», «мороженое» и т. п.

Нарушение письма. При эфферентной моторной афазии наблюдается выраженная аграфия: запись слова или фразы возможна лишь при проговаривании слов по слогам.

В тяжелых случаях при правильном повторении слова невозможна не только его запись, но и складывание из уже выбранных букв разрезной азбуки.

Нарушение чтения. В наиболее грубых случаях чтение носит угадывающий характер, доступен показ того или иного написанного слова, подклады­вание подписей к картинкам. Эти грубые нарушения чтения и письма обусловлены распадом способности программирования звукобуквенного состава слова. При «телеграфном стиле» чтение может быть сохранным.

В более легких случаях возможно чтение отдельных слов и коротких предложений, но затруднено понимание прочитанного, особенно предложений со сложной синтаксической структурой.

Нарушение понимания. В основе расстройства понимания при эфферентной моторной афазии лежит инертность протекания всех видов речевой деятельности, нарушения так называемого «чувства языка» и предикативной функции внутренней речи. Не различаются на слух грамматически правильно построенные высказывания и неправильные. Плохо понимается переносный смысл метафор, пословиц, что объясняется трудностью переключения на иной, скрытый смысл высказывания (А. Р. Лурия, 1975), отмечается нарушение понимания многозначности слов. Например, слова коса, ключ, идти - больные воспринимают как неправильные.

Динамическая афазия

Локализация очага поражения. Первичный дефект. Нейропсихологические признаки. Речевой статус больного. Нарушение письма, чтения, счета, понимания речи, мыслительных процессов.

Форму афазии, когда больной не может правильно связать одно слово с другим, не может заранее составить «внутри себя» программу того, что будет говорить, А. Р. Лурия назвал динамической. Этим названием он подчеркнул, что страдает динамичность речи, в то время как отдельные единицы - звуки, слоги, слова могут быть произнесены. Она возникает при поражении заднелобнойкоры левого полушария.

Синдром динамической афазии проявляется нарушением как импрессивной, так и экспрессивной речи. Тяжесть нарушения этих сторон речи может быть различной - от едва заметных расстройств до выраженного нарушения интеллектуальной деятельности. Нейрофизиологически эти трудности объясняются нарушением активности протекания всей психической деятельности.

Нарушение слухоречевой памяти при динамической афазии является одним из ее симптомов. Если здоровый человек постепенно запоминает из 10 предъявленных ему слов сначала 5, затем 6, 8, 9, 10, то больной с динамической афазией, персеверируя отдельные слова и переставляя их, не может запомнить больше 4 слов. Для больных характерно нарушение последовательности воспроизводимой серии слов. Даже воспроизведение в обратном порядке таких автоматизированных видов речи, как счет от 20 к единице, дней недели от воскресенья к понедельнику и месяцев года от декабря к январю, вызывает у них чрезвычайные трудности.

В обычной экспрессивной ситуативной речи больные с динамической афазией аспонтанны, малоинициативны. Ответы на вопросы односложны и, как правило, включают в себя слова из вопроса собеседника, соответственно грамматически перестроенные.

Понимание речи. У больных с динамической афазией понимание элементарной ситуативной речи может быть сохранно, особенно предъявляемой в несколько замедленном темпе, с паузами между инструкциями, и нарушено понимание сложных текстов. Однако при убыстрении предъявляемых заданий, при показе предметных картинок, частей лица могут наблюдаться персеверации, трудности быстрого нахождения предмета, возникает псевдоотчужденность смысла слова.

При выраженной динамической афазии, обнаруживается нарушение чувства языка, возникают затруднения в понимании сложных фраз, особенно ин­вертированных, требующих для своего понимания перестановки элементов предложения. Эти трудности в понимании сложных высказываний связаны с недостаточной активностью больных, инертной фиксацией их внима­ния на значении отдельных элементов с нарушением понимания грам­матических средств языка.

Экспрессивная речь. В экспрессивной речи обнаруживаются те же трудности: остается относительно сохранной ситуативная, диалогическая речь, в которой замысел высказывания диктуется или предъявляется самой бытовой ситуацией. При этой форме афазии больные могут следить за домашними событиями, проявляя некоторую заботливость, но почти не оречевляя ситуацию, а также способны вести хозяйство. Лишь при обширных очагах поражения больные выклю­чаются из микросоциального общения, реализуемого при обычной динамической афазии правым, симультанно схватывающим ситуацию полушарием. При этом отмечается эмоционально-интонационная окраска междометий и других речевых штампов. Но как только возникает необходимость оречевить ситуацию (а это также нередко требует планирования не только речевых, но и внеречевых действий, которые все же следует оречевить), больные оказываются беспомощными, переходя к употреблению вводных слов, частиц: «Ну, как это... ну... ну... понимаете, не могут и все...». Оречевить смутную мысль, скорее по­буждение к ней, интенцию помогают наводящие вопросы либо план высказывания при помощи фишек или эле­ментарной схемы из 3-4 квадратов, как бы материали­зующей для этого больного высказывание. В результате больной может построить фразу, «выталкивая» слова, например: «Надо... купить хлеба», «К. нам же придут... гости!» и т. п. Даже диалогическая речь, в которой инициатором должен выступить больной, требует организационной помощи со стороны окружающих. То же, но в еще более выраженной форме происходит в случае, когда больному предлагают рассказать содержание фильма, известной картины или о фактах своего собственного жизненного опыта, требующих плана или программы изложения, поскольку это уже творческий процесс.

Письмо и чтение . При динамической афазии относительно сохранны письмо под диктовку и чтение. Однако больные не могут самостоятельно написать даже элементарное письмо, прибегая к списыванию поздравительных шаблонов к праздникам.

Нарушение счета . При динамической афазии значительно затруднено решение не только арифметических задач, которые требуют планирования нескольких операций (Лурия А. Р., Цветкова Л. С, 1968), но и простых примеров, в которых надо произвести операции на сложение и вычитание, например (3 + 26) - (28 + 13) = ... Больные испытывают определенные трудности при переходе через десяток и выраженные трудности при решении примеров, включа­ющих операции на умножение и деление, поскольку это требует не только планирования действия, но и переключения с одного действия на другое.

Это нарушение двигательного звена речи, обусловленное повреждением премоторной зоны церебральной коры. Основу клинической картины составляет затруднение перехода между артикуляционными позами, инертность речевых процессов, диспросодия, наличие персевераций, повторов, вторичное расстройство письменной речи. Эфферентная моторная афазия диагностируется путём невролого-логопедического обследования, церебральной МРТ, при необходимости проводится люмбальная пункция, производится оценка церебрального кровообращения. Логопедическая коррекция сочетается с медикаментозным лечением, осуществляется на фоне этиопатогенетической терапии причинной патологии.

МКБ-10

R47.0 Дисфазия и афазия

Общие сведения

В 1861 году парижский хирург Поль Брока открыл расположенный в нижней лобной извилине левого полушария моторный речевой центр, получившей в дальнейшем название центр Брока. Указанная зона церебральной коры является двигательным (моторным) центром речи, управляющим артикуляционными органами. При её поражении возникает эфферентная моторная афазия , подробно описанная основателем нейропсихологии профессором А. Р. Лурия. Наиболее часто патология наблюдается после перенесённого инсульта в бассейне левой среднемозговой артерии. Пик заболеваемости приходится на возраст 55-65 лет. Специалисты в области клинической неврологии отмечают, что практически у 50% больных возникает сочетанная эфферентная и афферентная моторная афазия .

Причины

В основе заболевания лежит нарушение кинетической программы реализации высказывания, связанное с органическим поражением центра Брока (44, 45 поле по Бродману). Этиофакторы, приводящие к повреждению и дисфункции премоторной коры, весьма многочисленны. Основными из них являются:

  • Расстройства мозгового кровообращения . Острое или хроническое нарушение кровотока (тромбоэмболия, атеросклероз , спазм) в передней ветви среднемозговой артерии слева приводит к гипоксическому поражению церебральных тканей речевого центра. Геморрагический инсульт в области прецентральной извилины обуславливает пропитывание кровью и сдавление коры зоны Брока.
  • Инфекционно-воспалительные заболевания. Энцефалит , менингоэнцефалит , абсцесс головного мозга с локализацией воспалительных изменений в центре Брока потенцируют его дисфункцию. Медленные инфекции ЦНС характеризуются активацией воспаления после многолетнего латентного периода.
  • Черепно-мозговые травмы . Возможно непосредственное разрушение участка коры в момент травмы. Вторичное повреждение при ушибе головного мозга , субарахноидальном кровоизлиянии , посттравматической гематоме связано с отёком и компрессией церебральных структур.
  • Опухоли головного мозга . Злокачественные неоплазии инфильтративно прорастают и разрушают ткани, доброкачественные - сдавливают их по мере своего роста. Компрессия речевого центра возможна при опухолевом поражении расположенных над ним церебральных оболочек.
  • Эпилепсия . Наличие эпилептогенного фокуса вблизи центра Брока способно вызывать его дисфункциональные изменения. Неадекватная биоэлектрическая активность провоцирует сбои в функционировании самого центра и нервных путей, связывающих его с другими структурами.
  • Дегенеративные процессы . Рассеянный склероз , РЭМ сопровождаются демиелинизацией нервных волокон. Отсутствие миелиновой оболочки нарушает функционирование эфферентных и афферентных связей моторного речевого центра.

Патогенез

Центру Брока принадлежит ведущая роль в формировании сложной мышечной активности, необходимой для согласованной работы речедвигательных органов (губ, щёк, челюстей, языка, глотки). Его поражение приводит к нарушению эфферентной импульсации, обеспечивающей своевременную денервацию предыдущего и иннервацию последующего речевого акта. Возникает расстройство орально-артикуляционного праксиса, отличительной особенностью которого выступает затруднение перехода от одной артикуляционной позы к другой.

Следствием затруднённого перехода между артикулемами являются непроизвольные повторы слов, отдельных слогов, перестановки, персеверации (навязчивые повторения отдельных слов, фраз). Распад навыка составления программы звуко-буквенного состава слова становится причиной нарушения письма (дисграфии), чтения (дислексии). Инертность распространяется на все речевые процессы, что приводит к потере «чувства языка» – плохому пониманию переносного и скрытого смыслового значения. Вторично нарушается слухоречевая память.

Классификация

Клиническая симптоматика речевого дефекта значительно варьируется в зависимости от выраженности нарушения. Соответственно различаются подходы и методы логопедической коррекции. С учетом особенностей речевой дисфункции эфферентная моторная афазия классифицируется на три степени тяжести:

  • Легкая . Речь развёрнута, в ней присутствуют речевые штампы. Иногда наблюдается послоговое выговаривание слов. Сложности проговаривания выявляются при попытках повторения фраз за врачом и назывании предметов. Диалогическая речь стереотипна, недостаточно развёрнута.
  • Среднетяжёлая . Спонтанная речь аграмматична, наблюдается телеграфный стиль. Высказывание имеет разорванный характер. Автоматизированная речь сохранена. При повторении и назывании возникают персеверации. В диалоге присутствуют эхолаличные ответы.
  • Тяжёлая . Спонтанная речевая продукция отсутствует, попытка говорить оборачивается повторением фрагмента слова. Отмечается распад автоматизированной речевой функции, сложности понимания обращённой речи.

Симптомы

Синдром проявляется нарушением своевременной трансформации артикуляционных поз. Возникают многочисленные персеверации, повторы слов и слогов. Дефекты переключения, персеверации наблюдаются на фоне расстройств просодики речи - интонации, ударения, ритма речевого потока. Речь невыразительная, сопровождается ошибками в ударениях, носит скандированный характер. Нарушается конструкция фразы. У ряда пациентов преобладают существительные в именительном падеже и глаголы в инфинитиве, что обуславливает телеграфный тип высказываний.

Инертность протекания речевых процессов приводит к появлению длительных пауз. Расстройство регуляции выбора слов лежит в основе появления вербальных парафразий - применения искусственно созданных слов, искажающих смысл и грамматическое построение фразы. Повторение отдельных звуков полностью сохранено, затруднения выявляются при попытке повторить серию звуков, слог, слово. В ряде случаев грубая эфферентная афазия проявляется невозможностью слить в единый слог согласный и гласный звук. При лёгкой степени дефекта утрачивается лишь плавность артикуляционных переходов.

Эфферентная афазия сопровождается грубой дисграфией. В тяжёлых случаях пациент не может составить слово из набора букв, в более лёгких допускает персеверации, перестановку и пропуск букв, слогов. При грубой дислексии чтение имеет угадывающий характер, больной правильно раскладывает подписи под соответствующие картинки. При средней степени расстройства доступно чтение коротких предложений, но возникают затруднения с пониманием прочитанного. Лёгкая моторная афазия протекает без выраженных расстройств письма и чтения.

Понимание речи преимущественно сохранено, наблюдаются отдельные затруднения восприятия грамматически сложных высказываний, непонимание переносного смысла, многозначности слова, значения пословиц. Пациенты осознают свой речевой дефект, но самостоятельно не могут его преодолеть. В большинстве случаев афазия сочетается с правосторонним гемипарезом, более выраженным в верхней конечности и половине лица.

Осложнения

Эфферентная афазия лёгкой степени не приводит к выраженному ограничению коммуникативных способностей больного. Умеренная и грубая степень расстройства значительно снижают возможности вербального общения вплоть до полной невозможности выразить свои мысли, желания, переживания. Ситуацию усугубляет моторная недостаточность, ограничивающая двигательную активность пациента. В сложившихся условиях при отсутствии должной логопедической и психологической поддержки высока опасность развития депрессивного невроза , прочих невротических расстройств .

Диагностика

Диагностический поиск включает верификацию типа речевого расстройства, установление характера и объёма поражения мозговых тканей. Базовыми диагностическими мероприятиями являются неврологические и логопедические обследования. В перечень необходимых исследований входят:

  • Консультация логопеда-афазиолога . Обнаруживает расстройство произносительной стороны речи (моторная афазия) с затруднением переключения артикуляционных поз, скандированность, телеграфизм, персеверации, повторы, аграмматизмы. При диагностике письменной речи определяется вторичная дислексия, дисграфия.
  • Консультация невролога . Исследование неврологического статуса констатирует наличие центрального гемипареза и дисфункции лицевого нерва справа. Полученные данные свидетельствуют о расположении очага поражения в области моторной коры левого полушария.
  • МРТ головного мозга . Позволяет установить морфологический субстрат заболевания. Визуализирует интракраниальные объёмные образования (неоплазию, гематому, кисту, абсцесс), зоны инсульта, воспалительные фокусы, демиелинизирующие процессы.
  • Исследование церебральной гемодинамики . Помогает оценить характер и степень нарушений мозгового кровоснабжения. Проводится с использованием МР-ангиографии , дуплексного сканирования, УЗДГ церебральных сосудов .
  • Анализ цереброспинальной жидкости . Ликвор получают путём люмбальной пункции при подозрении на инфекционно-воспалительный характер патологии. Анализ дает возможность выявить воспалительные изменения, выделить возбудителя.

Эфферентная моторная афазия дифференцируется от прочих речевых дисфункций. Длительные паузы, обусловленные инертностью речевых процессов, сходны с остановками при семантической афазии , связанными с амнестическими затруднениями поиска названия предмета. Однако семантика слова не нарушена. В отличие от афферентного варианта эфферентная форма моторной афазии не сопровождается литеральными парафразиями в устной речи, звуковая структура слогов сохранена. От динамической моторная афазия отличается сохранностью грамматического построения фраз, от акустико-гностической - уменьшенной речевой продукцией.

Лечение эфферентной моторной афазии

Основу терапии составляет этиопатогенетическое лечение причинной патологии. При инсульте назначается общая и дифференцированная терапия сосудистыми, тромболитическими или гемостатическими средствами. При инфекционном поражении осуществляется соответствующая этиотропная терапия (антибактериальная, антимикотическая, противовирусная). Объёмные образования являются показанием к консультации нейрохирурга с решением вопроса об их радикальном удалении. Коррекция речевого дефекта производится в рамках реабилитационной терапии, включает две основные составляющие:

  • Логопедические занятия . Общими задачами коррекции являются нормализация работы моторной программы высказывания с преодолением трудностей артикуляционного переключения, предупреждение аграмматизмов, восстановление звуко-буквенного анализа. Реабилитационная работа проводится поэтапно в соответствии с тяжестью речевого дефекта.
  • Фармакотерапию. Направлена на скорейшее восстановление функции центра Брока путём улучшения метаболизма его нейронов. В комбинированном лечении применяются вазоактивные, нейропротекторные, витаминные, аминокислотные, ноотропные фармпрепараты. Немаловажное значение имеет адекватная психотерапевтическая поддержка пациента.

Прогноз и профилактика

При успешной терапии основного заболевания, упорных логопедических занятиях наблюдается постепенное восстановление речевой функции. Для преодоления дислексии, дисграфии требуются специальные дополнительные занятия. В случае дегенеративной патологии, опухолевого процесса прогноз сомнительный. Профилактические мероприятия сводятся к предупреждению церебральных поражений. Среди них можно выделить правильное питание, здоровый образ жизни, коррекцию артериальной гипертонии, предупреждение травматизма, токсических и канцерогенных воздействий, противоэпидемические мероприятия.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»