Платок в технике холодный батик. Мастер-класс с пошаговыми фото. Художественные техники

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Холодный батик завоевал сердца многих рукодельниц своей красотой и легкостью исполнения. Однако по-настоящему оригинальные шелковые платки можно создать, только используя традиционную технику — горячий батик.

Особенности творчества

Прежде чем начинать расписывать шелковые платки в технике горячий батик, вам стоит получше узнать о происхождении и тонкостях этого рукоделия. Именно эта разновидность изначально применялась, чтобы создавать красивые рисунки на ткани.

Особенности горячего батика заключаются в следующем:

  • в состав резервирующего вещества с древних времен входит воск — он лучше остальных ингредиентов покрывает ткань, предотвращая растекание красочного пятна по ней;
  • поскольку воск находится в жидком состоянии только при определенной температуре, резерв нужно постоянно подогревать. Отсюда и название техники — «горячая». Соблюдайте технику безопасности во время работы — по неосторожности легко получить ожог.

Кроме того, расписывая шелковые платки подобным образом, мастера рисуют резервом не только контур, который позже будут заполнять цветом, как раскраску. Иногда воском покрывают отдельные участки полотна разных размеров — к примеру, если нужно оставить отдельные детали рисунка светлыми, а остальное пространство закрасить темным.

Если вы хотите заниматься горячим батиком, вам понадобится больше приспособлений, чем для холодного батика :

  • емкость для плавления воска — существуют специальные кружки с двойным дном, у которых верхнее постоянно прогревается, но вы можете использовать обыкновенные кастрюльки разного размера для водяной бани;


  • батик-штифт — приспособление с небольшой емкостью внутри и тонкой иглой с отверстием, позволяющее набирать небольшое количество воска, при этом постоянно нагревая его внутри, и рисовать им линии разной толщины;


  • чантинг — приспособление, похожее на стеклянную палочку для холодного батика, но более устойчивое к высоким температурам.


И все это — не считая привычных художественных кисточек с натуральным ворсом, трафаретов, штампов, щеточек, печатей, леек.

Виды горячего батика

Существует несколько разных техник горячего батика, которые применяют, чтобы расписывать шелковые платки. В зависимости от выбранного вами стиля, узор на ткани может получиться четким, расплывчатым, с плавными или резкими цветовыми переходами, с брызгами, пятнышками и линиями.

Простой батик

Эта роспись по ткани также называется рисованием в одно перекрытие. Изначально рабочие инструменты нужно прогреть до температуры плавления резервирующего состава, иначе он застынет на них еще до начала рисования.


На натянутые в раме шелковые платки мастер наносит воск, рисуя им причудливые узоры, фигуры и картинки. Только после застывания резерва можно наносить краску равномерным слоем на всю поверхность полотна с помощью ватного тампона.

Иногда перед тонированием всей площади контрастным цветом заполняют отдельные участки, окольцованные резервом, чтобы сделать картину разноцветной.

Сложный батик

Этот метод является последовательным повторением простого батика несколько раз. После того, как вы нанесли первый слой краски на свои шелковые платки, работу можно продолжить двумя способами:

  • избавиться от воска первого этапа, нанести новый и снова покрасить полотно;


  • нанести рисунок резервом поверх старого, перекрывая некоторые уже окрашенные участки.

Постепенное наслаивание цвета должно происходить от самого светлого к самому темному — лучше наносить не более четырех слоев.

Работа от пятна

Делать рисунки на ткани в этой технике сложнее всего, но результат действительно стоит усилий! Работа немного похожа на сложный горячий батик, но изначально наносится не резерв, а разноцветные пятна светлой краски.


Когда краситель высыхает, сверху резервом прорисовывают сложные, как правило — растительные орнаменты, вокруг которых снова наносятся разные цветовые пятна. Этот процесс можно повторят до трех раз, после чего полотно с рисунками резервом покрывается темной краской, способной скрыть излишки и неровности цветовых пятен.

Весенний платок: мастер-класс

Этот урок подойдет как начинающим рукодельникам, так и тем, кто уже немного знаком с различными техниками батика . Прежде чем расписывать шелковые платки, хорошо выстирайте материал без использования моющих средств.

Если вы будете создавать рисунки на ткани впервые, подготовьте шаблон-эскиз в натуральную величину, который поможет вам выполнить работу аккуратно и качественно. Впоследствии вы натренируетесь и сможете обходиться без него.

  • Подготовьте все необходимые материалы: краски с кисточками, рамку, шелковое полотно, шаблон, резерв и емкость для поддержания постоянной температуры.


  • Натяните полотно на раму так туго, как на барабане.


Маленькая хитрость: чтобы шелковые платки натягивать было легче, слегка смочите их водой из пульверизатора.

  • Подложите эскиз под полотно — как правило, сквозь натянутые шелковые платки хорошо виден рисунок, так что вы сможете легко перерисовать его тонким простым карандашом.


  • Расплавьте воск от обыкновенных свечей без красителей на водяной бане до жидкого прозрачного состояния. Опустите в вещество рабочие кисти — им тоже нужно нагреться.


  • Закрасьте воском те места картины, которые должны остаться самыми светлыми: зрачки животных, блики на окнах. В мастер-классе это — края лепестков. Сделайте несколько легких взмахов над картиной, чтобы воск с кисти лег небрежными брызгами.


  • Смочите шелковые платки-заготовки водой и распишите их самыми светлыми, тоновыми красками. Подождите, пока ткань полностью высохнет.


  • Снова наберите теплый воск на кисти, прорисуйте те места, которые останутся в светлых цветах на картине. Еще раз сделайте эффект брызг и можете повторять процесс покраски.


  • Когда практически вся поверхность будет заполнена воском, можно сделать эффект «кракле». Поместите полотно в холодное место (зимой — на балкон, летом — в холодильник) примерно на час, предварительно сняв ткань с рамки. Достаньте заготовку и хорошенько помните ее — на поверхности образуется множество трещинок. Теперь снова наденьте заготовку на раму и краской нужного цвета затонируйте все полотно — проникая внутрь трещин, она создаст интересный эффект.


  • Полностью высохшую роспись по ткани снимите с рамы и аккуратно потрите края работы друг о друга, как при стирке, отшелушивая воск. После этого положите свои шелковые платки между двумя газетными листами и прогладьте утюгом. Меняйте газеты до тех пор, пока они не будут оставаться чистыми от воска после глажки.


  • Возьмите очень тонкую, почти сухую кисточку и прорисуйте мелкие недостающие детали.


  • Рисунки на ткани готовы! Осталось подшить края изделия — и можете смело появляться в обновке на людях.


Еще один мастер-класс, показывающий, как можно раскрасить шелковые платки в технике горячий батик, вы можете подсмотреть в следующем видео.

И так, рисуем платок в технике холодного батика.

Материалы:

Ткань - креп-сатин, белого цвета, размер приблизительно метр на метр. Ткань берем с запасом, т. е. готовое изделие будет где то 90х90 см.

Резерв - прозрачный фирмы Гамма

Краски - акриловые для шелка Silk, Гамма

Стеклянная трубочка для резерва

Тряпка, для удаления капли резерва с трубочки, и для сушки кистей.

Кисти - 3 беличьих кисти разного размера, №5 для мелких деталей, №12 для заливки крупных деталей, №24 плоская кисть для фона.

Карандаш, большой лист бумаги для рисунка, маркер для обводки рисунка.

Деревянная рама, или подрамник (я использую раздвижную раму)


Перед тем как натягивать ткань на раму, ее следует промыть в легком мыльном растворе, для того, чтобы смыть заводскую обработку ткани, потому как если ее не промыть, краска будет плохо растекаться. После высыхания ткани, ее следует слегка прогладить.

Для начала очень ровно позиционируем ее:


Затем прикрепляем ткань канцелярскими кнопками, делаем это начиная от середины к краям. Важно ткань натягивать очень ровно, чтобы не перекосить ее.




После того как ткань натянута, нам нужно сделать рисунок нашего платка в размер рамы. Можно сделать предварительный эскиз маленького размера, а затем увеличить его до размера платка. Я рисунок делаю без предварительного эскизирования, прямо на большом куске бумаги. Для того, чтобы рисунок был лучше виден, я обвожу его поверх карандаша перманентным маркером.


Затем подкладываем рисунок под ткань таким образом, чтобы он был хорошо виден сквозь нее. Если рисунок находиться слишком низко и не виден, то можно подложить книги или журналы, чтобы он был ближе к ткани.


Когда рисунок размещен под тканью, начинаем наносить резерв.



Наносим резерв тщательно, чтобы не было разрывов, иначе краска потечет. Когда прошли резервом весь рисунок, оставляем его высыхать. Высыхает где то за час. Если время на работу ограничено, то можно ускорить процесс сушки феном.

Когда резерв высох, начинаем непосредственно роспись. Перед тем как наносить краску, нужно смочить раскрашиваемую область чистой водой. Это нужно для того, чтобы краска текла более свободно, а так же для того, чтобы выявить те места, которые плохо пропитал резерв.


Роспись по ткани напоминает акварельную живопись, потому, как в акварели, мы постепенно вплавляем один цвет в другой, добиваясь неповторимых переходов и игры цвета. Я обхожусь без палитры, смешивая краски прямо на ткани. Новичкам такой фокус будет наверное сложен, поэтому советую воспользоваться пластиковой палитрой.




При нанесении краски следует учитывать вид ткани. На различной ткани краска ведет себя по-разному. Она может течь равномерно, либо больше по утку, либо больше по основе.

Наносить краску нужно аккуратно, чтобы не попасть другим цветом на уже прокрашенные области, так как исправить это уже не удасться.


По моей задумке цветы на платке будут светлее фона, я делаю их золотисто - оранжевыми, листья же будут темнее фона,я делаю их красно коричневыми.


Если все таки в некоторых местах резерв был нанесен плохо, и мы этого не заметили при смачивании ткани водой, в этих местах краска протечет на другую область рисунка. Нам этого не нужно, но так как фон предпологаеться довольно таки темным, то протечки можно особо не размывать. Но обязательно эти места вновь пройтись резервом, чтобы цвет темного фона не затек на светлые цветы. Если же вы делаете фон светлым, то как только краска протекла, ее нужно тут же размыть на сколько это возможно и место протечки пройтись резервом.


Постепенно, расписывая небольшие детали, переходим к росписи фоновой области. Необходимо помнить, что большую область нужно писать быстро, не прерываясь, чтобы краска текла равномерно и нигде не высыхала раньше времени, иначе можно получить некрасивые пятна и затеки.




Чтобы добавить интересный эффект "капель", посыпаем мокрую ткань в некоторых местах мочевиной. Мочевина продается в любом садово-огородном магазине. Есть какая то специальная присыпка для подобного эффекта, но стоит конечно на порядок дороже (не знаю как называется). Либо можно вместо мочевины посыпать крупной солью, соль создает "звездочки" более светлого цвета.



И так, мы закончили роспись. Если в каких либо местах цвет не настолько насыщенный как вам хотелось бы, можно добавить цвета, заново смочим нужные участки и усилить контраст.


После высыхания, ткань нужно аккуратно снять с рамы, вынув кнопки.


Рисунок закрепляем при помощи не очень горячего утюга с изнаночной стороны на средней температуре допустимой для даного типа ткани.

После закрепления рисунка, ткань нужно прополоскать в теплой воде с добавлением малого количества мягкого шампуня, это нужно сделать для того, чтобы избавится от жесткости ткани после утюжки.

После того как ткань прополощена и высушена, нужно ее опять прогладить и ровно обрезать в размер, а затем обработать края. Для тех кто не дружит со швейной машинкой, можно отнести платок в ближайшее ателье и за не большую плату вам там обработают край на оверлоке.

И вот наш платок готов!

Роспись выполняется с применением технологии скрытого резерва . Под скрытым резервом в батике понимается метод, при котором резерв наносится уже на цветной участок ткани и роспись элементов делается таким образом, чтобы краска была только по одну сторону от резервирующей линии. Таким образом, мы получаем рисунок с невидимой резервирующей линией. Чтобы это продемонстрировать, приступим к созданию платка. Кроме того, перед началом работы рекомендую ознакомиться со статьей Приемы росписи по ткани батик .

Этап 1 Идея и создание эскиза на бумаге, решение плоскостей. На данном этапе продумывается тема, стилистика и колорит. Эскиз может быть обобщенным или детализированным в зависимости от задачи.

Этап 2 Сбор материала, наброски, зарисовки для насыщения общих плоскостей деталями.

Этап 3 Натягиваем шелк на подрамник с помощью мебельного степлера. Намечаем общие плоскости будущего платка бесцветным резервом.

Этап 4 Заливка плоскостей колером - это будущая основа под роспись необходимых элементов в технике скрытого резерва.



Этап 5 Прорисовка деталей резервирующими составами и заливка цветом. Орнаменты и несложные детали прорисовываются от руки без вспомогательных картонов, портреты и сложные элементы требуют наличия картона с рисунком, который подкладывается под шелк. Элементы прорисовываются карандашом, затем резервом и, наконец, заливаются краской. Впрочем лучше наглядно все посмотреть:




Некоторые элементы прорисовываем черным резервом


И так проприсовываем остальные элементы, а затем заполняем краской аккуратно в пределах ограниченного резервом участка.


Этап 6 Работа готова, можно снять с подрамника.


Этап 7 После того, как платочек нарисован, должно пройти около суток, чтобы можно было закрепить краситель. В данной работе использованы два вида красителей - анилиновые (требуют закрепления паром) и акриловые (под утюг). Терпеливо выждав сутки, платочек отправляется на запаривание около 2 часов. После этого необходимо постирать окрашенную ткань и смыть избыточный краситель.

Этап 8 Стирка: при 30 град с небольшим добавлением уксуса и шампуня. После стирки платочек нежно отжимаем в полотенце и раскладываем на ровной поверхности.

Этап 9 Утюжим: утюжить шелк следует в полувлажном состоянии, чтобы отгладить малейшие складки, лучше всего через х/б ткань.

Этап 10 Обработка края: настоящий шелковый платок должен быть обметан вручную! Поэтому набираемся терпения и 4 часа аккуратно обрабатываем край в технике потайного рулика, чтобы стежок был практически не заметен.

Представляю Вашему вниманию подробный мастер-класс по росписи батик платка «Птица счастья» в технике холодного батика. Композиция годится как для создания платка, так и для росписи панно. Перед работой рекомендую ознакомиться со статьей Приемы росписи по ткани батик.

Для работы нам потребуются:

Кисти круглые белка №10, синтетика №5;

Трубочка стеклянная для резерва;

Резерв бесцветный, черный, синий фирмы «Гамма»;

Краски анилиновые для батика под запаривание - бежевая, коричневая, бирюзовая и черная;

Важно! Для росписи вместо красок для запаривания можно использовать жидкие акриловые краски по шелку , например, фирмы Марабу. Эти краски легко закрепляются на ткани с помощью утюга.

Баночка с водой, тарелочка для смешивания красок;

Шелк натуральный атласный для батика

Для начала можно использовать и искусственный шелк - кашибо, но для платка он не годится, только для панно, так как слишком грубый.

Подрамник деревянный 90*90 см

Кнопки для закрепления шелка на подрамнике

Я пользуюсь мебельным степлером, так как подрамник довольно толстый. Если дерево на подрамнике тонкое, то лучше использовать кнопки.

Приступаем к росписи:

1 этап - натягиваем шелк на подрамник, чтобы ткань была как барабанчик и не провисала. От того, как качественно Вы натянете ткань на подрамник, будет зависеть успех работы.

2 этап - можно на шелке наметить карандашом очертания будущей птички, только еле заметные контуры, можно подготовить рисунок на бумаге, а затем перенести под копирку на шелк. В данной работе я сразу наносила очертания птички на шелк карандашом.

3 этап - обводим черным резервом основные очертания птицы.

Важно! Обратите внимание на вязкость резерва до начала работы: слишком густой резерв будет плохо бежать из трубочки и не пропитает ткань достаточно, чтобы затем не пропустить краску через резервирующую линию. Слишком густой резерв можно разбавить бензином. Также работу можно испортить и жидким резервом, когда он бежит из трубочки быстрее, чем вы ведете линию. От этого линия получается жирной с подтеками. Эту проблему решить труднее, как вариант, оставить баночку с резервом открытой на сутки на балконе, или при наличии густого резерва - смешать их до получения нужной консистенции.

Важно! Чтобы линия была тонкой и красивой, трубочку с резервом держим строго перпендикулярно к ткани, чуть-чуть надавливаем на трубочку и ведем линию плавно, равномерно , чтобы резерв успевал пропитывать ткань и в тоже время не выливался избыточно из трубочки. Казалось бы, это элементарно, но как показывает опыт, новички часто наклоняют трубочку и резерв выливается неаккуратно, прерывисто, что приводит к дефектам при росписи.


Важно! Старайтесь при работе следить за тем, чтобы участки, ограниченные резервом, были замкнуты , непрерывны. При наличии малейшей дырочки во время росписи через нее побежит краска на соседний участок.

Итак, мы провели все основные контурные линии нашей птички черным резервом.


4 этап - заливка фона бежевой краской

Наводим раствор краски в тарелочке. Заливку фоновых участков платка лучше выполнять большой мягкой беличьей кистью , так как белочка хорошо отдает краску и не оставляет разводов на шелке.


Фон показался мне слишком светлым, поэтому я нанесла несколько узоров на фоне (на фото отмечены красным) теперь уже бесцветным резервом и снова покрыла фон более темной коричневой краской по сырому. Техника по сыром заключается в том, что участок предварительно смачивается водой при помощи кисти, а затем сразу на этот участок наносится краска нужного цвета.



5 этап - приступаем к росписи птички

Так как мы рисуем птицу счастья, то сделаем ее бирюзового цвета. Да и к коричневому фону платочка голубой цвет будет гармонировать. Роспись я вела следующим образом - какие-то перышки просто заливала голубым цветом, а какие-то перья заливала голубым и сразу по сырому наносила мазки кистью более темного бирюзового цвета и коричневого, чтобы птичка не сильно контрастировала с фоном.

6 этап - декорируем птичку

Теперь дело за декором оперения. Бесцветным резервом наносим контуры перышек и расписываем их цветом.



Синим резервом декорируем мелкое оперение на шейке и крылышках птицы.


7 этап - дополнительно украшаем фон

Для контраста я решила добавить в фоне еще перьев коричневого цвета. Для этого бесцветным резервом рисуем контуры перьев и заливаем их краской.



Вот наша красавица на платочке ожила, можно снимать работу с подрамника, закреплять краситель паром и обрабатывать края платка .

Надеюсь, мои советы Вам пригодятся, успехов в творчестве!























































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи.

  • Ознакомить с искусством художественной росписи тканей на примере павловопосадских платков.
  • Научить учащихся видеть, что декор платка связан с его назначением, т.е. с тем, для кого он, для будней или для праздника.

Прогнозируемые результаты : учащиеся научатся эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка; узнают основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный или геометрический); обретут опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение.

Учебные материалы:

  • ПК, презентация “Павловопосадские платки”,
  • Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С.Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас: 3 класс/Под. Ред. Б. М. Неменского;
  • Горяева Н. А. и др.Изобразительное искусство: Твоя мастерская. Рабочая тетрадь: 3 класс/ Под. Ред. Б. М. Неменского.

У учеников: заготовки из цветной или белой бумаги треугольной и квадратной формы, гуашь, кисти,непроливайка, салфетка, платок.

Предварительная подготовка к уроку . Ученики выясняют в общении с мамой и бабушкой, какие платки они особенно любят и почему, приносят в класс платок для праздничной экспозиции.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы будем работать по теме “Мамин платок”. Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке? (Ответы детей). Как вы считаете, ребята, давно ли появился платок, икакую роль он играл в ансамбле народного костюма? (Ответы детей).

III. Рассказ учителя.

Учитель. Предшественником платка на Руси считают белое льняное полотенце с вышивкой – убрус. Издревле женщины покрывали им голову. С конца 17 века он уступает место платку. Спустя век, в русском языке появилось слово “шаль” , заимствованное из персидского языка. А означает оно большой узорный платок.

В ансамбле народного костюма платок играет важную роль, завершая головной убор, или украшая повседневный и праздничный женский наряд.Понятие “русский платок” признано во всём мире благодаря труду талантливых российских художников и мастеров ткацкого и красильного дела. Они создали оригинальный художественный образ. Истоками его стали традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов.

В платке гармонично сочетаются русская ромашка, персидский лотос, иранские “бобы”, французские букетики “мильфлёр”, солнечные розетки, античные вазы и разнообразные вариации восточных орнаментов.

Промышленное производство набивных и узорных платков в России началось на рубеже 18-19 веков. Основой будущей российской текстильной промышленности были крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станками. На смену ручному труду пришли паровые двигатели, ситценабивные машины и станки для узорного ткачества. Пришла слава и к русским платкам и шалям.

Техника ткачества позволяла тогда делать узоры одно- и двусторонними. Одним из ярких примеров традиций набивного рисунка являются платки и шали мануфактуры Лабзина и Грязнова из Павлово-Посада.

Чтение учащимися стихотворений.

Город Павловский Посад
Славен мастерами,
Знают люди: стар и млад
О платках с цветами.
Подарили мне платочек,
Он цветёт, как летний сад.
Оказалось, это чудо
Сделал Павловский Посад.
Как накину я на плечи
Расписную эту шаль,
Сразу все мои печали
Уплывут куда-то вдаль.
Прямо чудо, прямо чудо,
Сотворили на века,
Рукодельницы Посада,
Рукотворницы платка.

IV. Демонстрация презентации “Платки из Павловского Посада” сопровождается рассказом учителя.

Показ 1-3-го слайдов.Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость России, особое место занимают платки и шали из города Павловский Посад. Павловопосадская платочная мануфактура ежегодно выпускает около 400 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов, скатертей из шерсти, хлопка и шёлка.

Предприятие имеет статус народного художественного промысла России.

Показ 4-го и 5-го слайдов. История предприятия насчитывает более двух веков. Производство знаменитых павловопосадских платков и шалей было налажено купцами Я.И.Лабзиным и В.И.Грязновым в начале 60-х годов XIX века, спустя полвека с момента основания фабрики.Шаль прочно вошла в быт русского общества, став характерным элементом русского костюма – сначала дворянского, затем купеческого и крестьянского. Широкое распространение шали получают во время налаживания производства более дешёвых, по сравнению с ткаными, шалей с набивным узором.

Показ 6-го слайда. На предприятии сложилась единственная в своем роде павловопосадская школаплаточного рисунка, благодаря которой сохраняются традиции. Работа над каждым новым изделием начинается с рисунка – крока, который рассматривается и утверждается Художественным советом. После утверждения рисунка колористы подбирают рецепты печатных красок, добиваясь точного воспроизведения с помощью текстильных красителей авторского рисунка, выполненного гуашью. До получения окончательного рецепта колористу приходится делать множество пробных набивок.

Показ 7-го слайда. С XIX века рисунок на платочную ткань наносили деревянными резными формами, используя доски двух типов: “манеры” и “цветки”. “Цветки” резали из дерева, с их помощью на ткань наносили краски, каждый цвет требовал отдельной доски. Контур рисунка набивали “манерами”. Их изготовление было трудоемким: вначале узор на дереве прожигали на определённую глубину, затем заливали свинцом. Полученный контур накладывали на отдельные доски.Изготовление “цветок” и “манер” на величину всего платка было невозможно, рисунок разбивали на части. Для набойки платка требовалось иногда более 400 наложений досок.

Показ 8-го слайда. На фабрике создавали новые платочные композиции и печатали платки по старым рисункам в иных колористических разработках, на грунтах таких расцветок, как "пунц, бордо, золото, салат, оранж, зелёный, бирюза, фиолет". С 1970-х годов часть платков набивается нанесением рисунка на ткань с помощью шёлковых или капроновых сетчатых шаблонов.

Показ 9-го слайда. Каждый рисунок печатается в нескольких цветовых вариантах - колоритах на печатных столах с автоматическими печатными каретками. Самые ответственные операции выполняются вручную. И проделать их нужно много для создания уникального павловопосадского платка!

Показ 10-го и 11-го слайдов. Печатные краски готовятся на автоматической красковарке. Все процессы - от растворения порошка красителя до перемешивания готовой краски - выполняются без участия человека. Печатные шаблоны готовятся с помощью уникальной установки прямого гравирования, которая наносит под управлением компьютера капельки расплавленного воска на поверхность сетки, покрытой фотоэмульсией.

Показ 12-го слайда.С конца 90-х годов XX века на платочной мануфактуре посредством печати по шаблону выпускаются шали и платки с количеством красок достигающих 23-х, которые по своему внешнему виду и качеству превосходят изделия, печатаемые ранее.

Показ 13-го слайда. Изделия предприятия неоднократно экспонировались на многочисленных отечественных и зарубежных выставках. В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе павловские платки были награждены Большой золотой медалью.

Показ 14–20-го слайдов. Павлопосадские платки.

Показ 21–25-го слайдов. Женские портреты в платках и шалях.

Показ 26-го слайда. В узорах павловского платка преобладают букеты и цветочные гирлянды. Популярны турецкий “огурец”, “медальоны”, овалы, звёзды. На платке можно увидеть античные вазы, лотосы, ромашки, птиц и древние символы. Но главным символом стала роза, играющая всеми цветами радуги. Георгины – второй по частоте изображения цветок на павлопосадских платках. Часто в “букете” Павловопосадского платка художниками используются лилия, тюльпан и пион. Простор для творчества мастеров-художников дают разнообразные полевые цветы. Весеннее русское поле пестрит цветами разных расцветок, они все дополняют друг друга и подчеркивают яркость каждого. Меняются времена, технологии, а платок и шаль остаются лучшим подарком.

Показ 27-го слайда.Толковый словарь. (Толкование всех слов дано во втором значении).

Способ нанесения рисунка на ткань посредством печати с резных досок; ткань с таким узором, рисунком.

НАБИВНО"Й.

Об узоре, рисунке, нанесённом на ткань; о ткани с таким узором, рисунком (нанесённым вручную или машинным способом).

МАНУФАКТУ"РА.устар. Фабрика, преимущественно текстильная.

Учитель. Что нового узнали? Что показалось особенно интересным? Что понравилось, запомнилось? (Ответы детей).

V. Физкультминутка.

В яркий солнечный денёк (Исходное положение - сидя на корточках, сомкнув руки над головой).
Золотой расцвёл цветок. (Встать, разводя руки в стороны).
Дует лёгкий ветерок –
Закачался наш цветок. (Руки на пояс, наклоны вправо и влево).
Сильный ветер дует,
Лепестки волнует. (Руки к плечам, кружатся).

VI. Выставка женских платков.

Создать эмоциональную атмосферу на уроке помогает импровизированная выставка женских платков разного эмоционального звучания. Дети выходят к доске по рядам с платками своих мам, бабушек или сестёр и демонстрируют их. Ученики, рассматривают каждый платок, делают предположение о принадлежности платка (мамин, бабушкин, младшей сестрёнки или старшей сестры) и его назначении (повседневный или праздничный), объясняя свою точку зрения.

Учитель. Ребята, рассмотрите композиционные узоры на цветном поле платка.Какие композиционные варианты построения узора вы увидели (украшение каймы, угла, центра и четырёх углов, свободная роспись и т.д.)? (Ответы детей).

Учитель. Визитная карточка павловопосадского платка – расположение на ткани узора. Рисунок, крупный по краям, к центру становится мельче, а углы украшают броские цветы.Композиция чаще всего строится с акцентами на углы. По кайме и углам симметрично размещают букеты крупных цветов, а середина поля заполняется редко разбросанными мелкими цветочками. Есть также композиции, состоящие из цветочных гирлянд, которые замкнуты в пространстве и увеличиваются к центру. Часто кайма украшена плотным узором из садовых цветов.В платках ярко проявлялось композиционное мастерство народных художников, умение вписать узор в квадрат, строить угол, находить бесчисленное количество вариантов одного и того же узора. Ребята, обратите внимание на характер узора. Найдите платки с растительным узором. Почему он так называется? (Из растительных элементов). Найдите платки с геометрическим узором.

Ребята, обратите внимание на цветовое решение платка. В какой цветовой гамме может быть оформлен рисунок платка? (В тёплой цветовой гамме или в холодной цветовой гамме, а может и контрастными цветами).

VII. Работа с учебником с.30 - 33

Чтение текста учебника.

Ответы на вопросы учебника после чтения.

  1. Почему не всегда красиво то, что ярко и пёстро? Бывает ли яркая, нарядная одежда неуместна, а потому некрасива? (Ответы детей).
  2. Как ты думаешь, можно ли через орнамент на платке выразить красоту и звонкость раннего утра?
  3. Какими узорами и цветом на платке можно передать сказочную таинственность наступающего вечера?
  4. Кому бы могли предназначаться такие платки? (Ответы детей)

Учитель. Ребята, определите, каково участие Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании нарядных платков? Кто из Мастеров ведущий?

Ученики. Мастер Постройки помогает выбрать расположение узора на платке – на углах, в середине или на всём поле.Мастер Изображения помогает выбрать изображение на платке – птиц, цветы, бабочек или что-либо другое. А Мастер Украшения помогает превратить изображение в узор – выбрать цвет и ритм узора.

VIII. Практическая работа: создание эскиза росписи платка.

Учитель. Ребята, по заданию учебника нарисуйте платок для своей мамы и ещё платок или косынку для сестрёнки или бабушки. Постарайтесь, чтобы платки получились разными и соответствовали возрасту того, кому они предназначаются. Для работы вам понадобятся бумага и гуашь. Вначале рисунок выполните светлой краской, используйте свою фантазию, заполняйте платок изображениями трав, цветов, листьев, веточек, птичек, бабочек и др. в соответствующей замыслу цветовой гамме.

IX.Домашнее задание

Выполнить задание в рабочей тетради с.10.

Учитель. Чему учились на уроке? Что было самым интересным? (Ответы детей).

На доске устраивается выставка детских работ. Дети рассматривают работы друг друга.

Использованые материалы.

  1. Неменский Б.М. - Уроки изобразительного искусства. 1-4 класс. Поурочные разработки. ФГОС. М.: Просвещение, 2013.
  2. http://platki.ru
  3. http://www.kleopatra.ru
  4. http://muztunes.net
  5. http://slovonline.ru
  6. http://www.artgalery.ru
  7. http://kykolnik.dreamwidth.org

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»