Живые и мертвые души в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» нашло отражение «все хорошее и дурное, что есть в России от нас» (Н. Гоголь). «Мертвые души» - это не только помещики и чиновники, это «безответно мертвые обыватели», страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». Чичиков побывал в пяти помещичьих усадьбах, но это не цикл разрозненных новелл, а единое повествование, развивающееся по своей художественной логике, суть которой определена автором: «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого». На первый взгляд Манилов и Собакевич, Ноздрев и Коробочка не похожи друг на друга (они даже сопоставлены по контрасту: сентиментальный Манилов и кулак Со-бакевич, домовитая Коробочка и безалаберный «исторический человек» Ноздрев). Однако их объединяет пустота и никчемность, которая становится чертой не только каждого из них, но принадлежностью всего уклада помещичьей жизни России. Вот почему Гоголь строит повествование по принципу усиления пошлости. Дело не в том, конечно, что кто-то из них лучше или хуже, а в том, что одна пошлость сменяет другую, что, по словам Гоголя, «нет ни одного утешительного явления... и что по прочтении всей книги кажется, как бы точно вышел из какого-то душного погреба на божий свет». И если галерея помещиков открывается Маниловым, о котором хотя бы в первую минуту можно сказать: «Какой приятный и добрый человек», то завершается она «прорехой на человечестве» Плюшкиным.
Но герои «Мертвых душ» не просто духовно убогие люди. Гоголь пишет не только о людских пороках, он связывает их в поэме с социальным положением героев: не случайно их человеческая неприглядность в полной мере раскрывается тогда, когда они, «владельцы товара», решают, как поступить с «мертвыми душами»; подарить, обменять или выгодно продать. Таким образом, в главах о помещиках безобразие крепостнических порядков и нравственная несостоятельность помещиков-дворян показаны как явления одного плана.
Чиновники губернского города, по словам Соба-кевича: «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы». Лица чиновников сливаются в какое-то безликое круглое пятно, единственным признаком «индивидуальности» становится бородавка («лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки»).
В среде помещиков и чиновников одно ничтожество сменяет другое. Но над этим сборищем «небокоптителей» возвышается образ Руси. Живое начало русской жизни, будущее страны писатель связывает с народом. Крепостное право уродует и калечит людей, но оно не в состоянии убить живую душу русского человека, которая живет и в «замашистом, бойком» русском слове, и в остром уме, и в плодах труда умелых рук. В лирических отступлениях Гоголь создает образы беспредельной, чудесной Руси и народа-богатыря. Поэтому и заканчивается поэма образом Руси-тройки. Каким будет будущее Руси, Гоголь не знает. Но в поэме важен сам пафос этого движения, которое ассоциируется с душой русского человека.
Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она - воплощение Божественного начала в человеке. А в мире «реальном» вполне может быть «мертвая душа», потому что для него душа только то, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело». Этот мир безумен - он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возвращение утраченных идеалов, духовности, души. Мир «идеальный» - мир духовности. В нем не может быть Плюшкина, Собакевича, Ноздрева, Коробочки. В нем есть души - бессмертные человеческие души. Он идеален во всех значениях этого слова. И поэтому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает иной род литературы - лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав «Мертвые души» поэмой.
На страницах поэмы крестьяне изображены далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и «носит всегда с собой какой-то особенный запах». Кучер Селифан - не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неуважай-Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке. Это все люди, о судьбе которых задумался автор и задался вопросом: «Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?»

Объясняя замысел "Мертвых душ", Гоголь писал, что образы поэмы "ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других". "Мертвые души" - это представители господствовавших в то время общественных слоев. Поэма построена как похождение "приобретателя" Чичикова, покупающего мертвые фактически, но живые юридически, т.е. не вычеркнутые из ревизских списков, души. Центральное место в первом томе занимают пять "портретных" глав. Эти главы, построенные по одинаковому плану, показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы крепостников и как крепостное право в 20-30-х годах XIX века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к экономическому упадку. Гоголь даёт эти главы в определённом порядке:

Бесхозяйственного помещика Манилова сменяет мелочная Коробочка, безалаберного прожигателя жизни Ноздрева прижимистый Собакевич. Завершает эту галерею помещиков Плюшкин - скряга, доведший свое имение и крестьян до полного разорения. С большой выразительностью в "портретных" главах дана картина упадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в мире своих грез, Манилова, к "дубинноголовой" Коробочке, от нее к бесшабашному моту, вралю и шулеру Ноздреву, далее к оскотинившемуся кулаку "прорехе на человечестве" Плюшкину ведет нас Гоголь, показывая все большее моральное падение и разложение представителей помещичьего мира. Поэма превращается в гениальное обличение крепостничества, того класса, который является вершителем судеб государства. Галерея портретов помещиков открывается образом Манилова

В образе Манилова запечатлен тип праздного мечтателя, "романтического" бездельника. Хозяйство помещика находится в полном упадке. "Дом господский стоял на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть…" Ворует ключница, "глупо и без толку готовится на кухне", "пусто в кладовой", "нечистоплотны и пьяницы слуги". А между тем воздвигнута "беседка с плоским зеленым куполом, деревянными колоннами и надписью: "Храм уединенного размышления". Мечты Манилова вздорны и нелепы. "Иногда… говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост…" Гоголь показывает, что Манилов пошл и пуст, реальных духовных интересов у него нет. "В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года". Гоголь с потрясающей художественной силой показывает мертвенность Манилова, никчемность его жизни. За внешней привлекательностью скрывается духовная пустота.

Образ накопительницы Коробочки уже лишен тех "привлекательных" черт, которые отличают Манилова. И снова перед нами тип - "одна из тех матушек, небольших помещиц, которые… набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов". Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. "Крепколобая" и "дубинноголовая" Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову "мертвые души". Любопытна "немая сцена", которая возникает в этой главе. Аналогичные сцены находим почти во всех главах, показывающих заключение сделки Чичикова с очередным помещиком. Это позволяет с особой выпуклостью показать духовную пустоту Павла Ивановича и его собеседников. В финале третьей главы Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, незначительной разнице между ней и иной аристократической дамой.

Галерею "мертвых душ" продолжает в поэме Ноздрев. Как и другие помещики, он внутренне не развивается, не меняется в зависимости от возраста. "Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в восемнадцать и двадцать: охотник погулять". Портрет лихого кутилы сатиричен и саркастичен одновременно. "Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками… Здоровье, казалось, так и прыскало с лица его". Впрочем, Чичиков замечает, что один бакенбард был у Ноздрева меньше и не так густ, как другой (результат очередной драки). Страсть к вранью и карточной игре во многом объясняет то, что ни на одном собрании, где присутствовал Ноздрев, не обходилось без истории. Жизнь помещика абсолютно бездуховна. В кабинете "не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружья…" Разумеется, хозяйство Ноздрева развалено. Даже обед состоит из блюд, которые пригорели, или, напротив, не сварились.

Попытка Чичикова купить мертвые души у Ноздрева - роковая ошибка. Именно Ноздрев разбалтывает на балу у губернатора тайну. Приезд в город Коробочки, пожелавшей узнать, "почем ходят мертвые души", подтверждает слова лихого "говоруна".

Образ Ноздрева не менее типичен, чем образ Манилова или Коробочки. Гоголь пишет: "Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком".

Приемы типизации используются Гоголем и для описания образа Собакевича. Деревня и хозяйство помещика свидетельствуют об определенном достатке. "Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянной решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности… Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво… все было пригнано плотно и как следует". Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому уподоблению (сравнение помещика с медведем). В своих суждениях о еде Собакевич поднимается до своеобразной "гастрономической" патетики: "У меня, когда свинина - всю свинью давай на стол, баранина - всего барана тащи, гусь - всего гуся!" Впрочем, Собакевичу (этим он отличается от Плюшкина и большинства других помещиков) присуща некоторая хозяйственная жилка (не разоряет собственных крепостных, добивается известного порядка в хозяйстве, выгодно продает Чичикову мертвые души, отлично знает деловые и человеческие качества своих крестьян).

Предельная степень человеческого падения запечатлена Гоголем в образе богатейшего помещика губернии (более тысячи крепостных) Плюшкина. Биография персонажа позволяет проследить путь от "бережливого" хозяина к полусумасшедшему скряге. "А ведь было время, когда он… был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать… навстречу выходили две миловидные дочки… выбегал сын.… Сам хозяин являлся к столу в сюртуке… Но добрая хозяйка умерла, часть ключей, а с ними мелких забот перешли к нему. Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее". Вскоре семья полностью развалилась, и в Плюшкине развиваются невиданные мелочность и подозрительность: "…сам он обратился, наконец, в какую-то прореху на человечестве". Итак, отнюдь не социальные условия привели помещика к последнему рубежу нравственного падения. Перед нами разыгрывается трагедия одиночества, перерастающая в кошмарную картину одинокой старости.

В деревне Плюшкина Чичиков замечает "какую-то особенную ветхость". Войдя в дом, Чичиков видит странное нагромождение мебели и какого-то уличного хлама. Плюшкин - ничтожный раб собственных же вещей. Он живет хуже, чем "последний пастух Собакевича". Бесчисленные богатства пропадают зря… Предостерегающе звучат слова Гоголя: "И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!.. Все может статься с человеком".

Таким образом, помещиков в "Мертвых душах" объединяют общие черты: бесчеловечность, праздность, пошлость, духовная пустота.

Чиновники в поэме показаны сатирически. Они для автора, как и помещики, - «мертвые души». Символический смысл названия произведения относится и к чиновникам. Рассказывая о них, Гоголь искусно отображает индивидуальные качества губернатора, прокурора, почтмейстера и других и одновременно создает собирательный образ чиновничества. Они грабят и государство, и просителей. Казнокрадство, взяточничество, грабеж населения - явления повседневные и вполне закономерные. Полицмейстеру «стоит только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба», как на его столе появляются балыки и отменные вина. Ни одна просьба не рассматривается без взятки. Председатель палаты предупреждает Чичикова: «…чиновным вы никому не давайте ничего… Приятели мои не должны платить». Чудовищная безнравственность раскрывается в этих словах высокопоставленного лица. Он все называет своими именами, даже не пытаясь скрыть всеобщую продажность. Все чиновники используют служебное положение в личных интересах. В бюрократической России это стало неписаным законом. В поступках и взглядах чиновников, в их образе жизни нет сколько-нибудь существенного различия. Гоголь создает групповой портрет людей, связанных между собой круговой порукой. Когда раскрылась афера Чичикова, чиновники растерялись и все «вдруг отыскали в себе … грехи». Трагикомическое положение, в котором оказались «хозяева города», создалось в результате их преступной деятельности.

Вся галерея образов, данная в первом томе "Мертвых душ", убедительно раскрывает внутреннее убожество и косный, затхлый вид крепостников - душевладельцев. "Мертвым душам" поэмы противопоставлены "живые" - талантливый, трудолюбивый, многострадальный народ. Гоголь видел бесправие крестьянства, его приниженное положение и то отупение и одичание, которые явились результатом крепостного права. Таковы дядя Митяй и дядя Миняй, крепостная девочка Пелагея, не отличавшая, где право, а где лево, плюшкинские Прошка и Мавра, забитые до крайности. Но и в этой социальной подавленности Гоголь видел живую душу "бойкого народа" и расторопность ярославского мужика. Он с восхищением и любовью говорит о способности народа, смелости и удали, выносливости и жажде свободы. Крепостной богатырь, плотник Пробка "в гвардию годился бы". Он исходил с топором за поясом и сапогами на плечах все губернии. Каретник Михей создавал экипажи необыкновенной прочности и красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. Талантливый сапожник Максим Телятников "что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо". А Еремей Сорокоплехин "одного оброку приносил по пятьсот рублей!". Вот беглый крепостной Плюшкина Абакум Фыров, не выдержала его душа гнета неволи, потянуло его на широкий волжский простор, он "гуляет шумно и весело на хлебной пристани, подрядившись с купцами". Но нелегко ему ходить с бурлаками, "таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню". В песнях бурлаков Гоголь слышал выражение тоски и стремление народа к другой жизни, к прекрасному будущему. Горячая вера в скрытые до времени, но необъятные силы всего народа, любовь к родине, позволили Гоголю гениально предвидеть ее великое будущее.

Как во время грозы сгущаются и наливаются свинцом тучи, растет напряжение в атмосфере, как в «Мёртвых душах» постепенно мрачнеют краски. Как во время грозы наступает разрядка, так в поэме частная история Чичикова незаметно переходит в рассуждение о судьбе Руси, «бойкой необгонимой тройки» которая и есть та главная живая сила, которая способна побороться с мертвечиной и одолеть её. Говоря иными словами - словами Герцена - «противостоять «мёртвым душам» должна удалая, полная силы национальность, у которой все пестро, ярко, одушевленно».

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.

Maxim Gorky

Живые и мёртвые в поэме "Мёртвые души"

" " - это правдивая история о России, об её прошлом, настоящем и будущем. Проблему совершенствования нации автор ставит в прямую связь с преобразованием каждого человека.
Поэтому разговор о настоящем и будущем России оказывается размышлением о возможности нравственного перерождения души.

В романе "Мёртвые души" условно можно выделить две группы героев: души мёртвые (души, которые не способны к возрождению) и души живые (способны к возрождению или живут духовной жизнью). Всех мёртвых героев поэмы объединяет бездуховность, мелочность интересов, замкнутость на одной какой-либо страсти. Мёртвые души - помещики, показанные крупным планом (Манилов, Собакович, Ноздрев, Коробочка).

В каждом из этих героев Н.В. отмечает какие-то типичные черты. Манилов - слишком слащавый, сентиментальный, беспочвенно мечтательный и неспособный к решительному действию. Собакевич - воплощение бездуховности, плотского начала, прижимистости ("человек-кулак"). Коробочка обвиняется в транжирстве, бесшабашности, расточительности, лжи, вранье, тупости, низости интересов.

Миру мёртвых душ противостоят живые души крепостных крестьян. Они появляются в лирических отступлениях и в думах Чичикова и у них даже есть имена (умелые, которые любят трудиться, мастеровые люди, Максим Телетняков, Степан Пробка, Пименов).

Изображая в своём произведении живые души, автор не идеализирует народ: есть в народе любящие выпить, есть и ленивцы, вроде лакея Петрушки, есть и бестолковые, вроде дяди Митя. Но в целом, народ, хотя он бесправен и задавлен, стоит выше мёртвых душ, и не случайно части книги, посвященные ему, овеяны лёгким лиризмом. Пародокс в том, что мёртвые души долго живут, а живые почти все умерли.

Николай Васильевич Гоголь в своем произведении показал присущие обществу его времени проблемы. Делает он это, описывая характеры и образы жизни героев поэмы – помещиков и, конечно же, Чичикова.

Назвал произведение «Мертвые души» он не спроста. Во-первых, название соответствует тому, чем занимался главный герой. А он скупал у помещиков души умерших крестьян. А во-вторых, в названии отражено духовное состояние героев. Их души, хоть и были они живыми людьми, были мертвы.

Это означает, что у них отсутствовали какие-либо желания, стремления. Большую часть своего времени уделяли они сущим глупостям и пустякам. Бессмысленная мечтательность Манилова, жадность, превратившая Плюшкина в некое существо, имеющее лишь внешнюю оболочку человека, подражание людей большинству и стремление возвыситься в глазах окружающих – это далеко неполный список людских пороков. А присущи были они большей части общества.

Все делало из одних совсем бездейственных личностей, а из других – слишком занятых ненужной суетой. А в это время души их просто молчали, спали, или, что еще хуже, и вовсе «умерли». Людям, увлеченным потаканию своих пороков, было не до духовного развития и совершенствования. Да и зачем им было это? Им и так, как они думали, неплохо жилось.

Но, вопреки этому их обманчивому ощущению, они не испытывают ни желания жить по -настоящему, дыша полной грудью, ни радости и полного счастья от своего существования. Мало того, они, усыпив, или же растеряв, возвышенность чувств, являются все всего лишь потребителями. Они пользуются и доставшимися им благами, и чувствами людей. Многими из них движут лишь инстинкты.

То, как герои произведения проводят свои дни, разнится. Но, все же, объединяет всех их одно – «мертвая душа» в живом теле. А без души жить никак нельзя, можно лишь существовать.

Сочинение на тему Мёртвые живые души по поэме Мертвые души

19 век в России отмечен культурным подъемом и страстным поиском свободы, общечеловеческого счастья, стремлением к установлению справедливости в обществе.

Уникальность его, в объединении традиционного христианско-православного видения культуры предыдущих веков с устремленностью в светлое завтра, где русский народ ждет особое место.

Героям этой эпохи свойствен вечный поиск – в душе, в окружающем мире – собственного предназначения и смысла жизни, чтобы «жить по совести». «Лишние люди», «маленькие люди» выводятся в первые ряды, чтоб показать ничтожность страстей или стремление к высшим идеалам.

Значительное влияние на культуру и литературу того времени оказало творчество Н.В. Гоголя. Персонажи Гоголя – сумма притягательных и отвратительных проявлений, выявленных многолетними наблюдениями и острым аналитическим умом автора.

При внимательном изучении видно, как гибнут их живые души в мертвых тисках надуманных шаблонов, которым они следуют по жизни.

Манилов. Отставной офицер должен курить трубку, даже, если ему скучно это занятие, и он развлекается, раскладывая золу от трубки «красивыми рядками».

Должен иметь дом, жену, детей. С женой обязан обмениваться романтическими поцелуями и подарками, детей воспитывать в духе грядущих высоких достижений, о чем возвещают уже сами их имена, Фемистоклюс и Алкид.

Думы его должны быть возвышены, как мост через пруд с лавками для купцов, торгующих для крепостных. И не важно, что всякая фантазия, если и доживает до реализации, дальше первых шагов не идет. Как кресла, лишь часть которых обтянута материей, а остальные все ждут отделки.

Ноздрев считает, что помещик обязан жить на широкую ногу, пить, гулять, вытворяя в подпитии непотребное, играть в карты, хвастаться, менять что угодно, на что попало.

Собакевич – прижимистый мужик, плотно втиснутый всей своей медвежьей тушей в шаблон основательности. Дом должен быть основательным, при чем здесь симметрия? Чтоб получить свое, нужно основательно прижать кого можно. Чего стесняться? Вокруг одни жулики и мошенники.

Плюшкин возвел свой шаблон бережливости в ранг идола, на чей алтарь сложил разум, душу, жизнь – свою, близких людей и даже крепостных, чьи плоды трудов бесполезно гибнут в погребах и кладовых.

Четкие, с воистину, мертвой хваткой, эти шаблоны мы можем наблюдать и сейчас, хотя, со времени публикации поэмы прошло почти двести лет.

Можно легко обнаружить современных маниловых, с теми же бесплодными мечтами облагодетельствовать мир, начинающимися извечным «если бы…».

Ноздревых, пьющих и терроризирующих отели Европы, доказывающих собутыльнику, как плохо жить в России, и бьющих ему морду, если он согласится.

Плюшкиных, стаскивающих, что попало, с помоек и забивающих свои квартиры так, что соседи с ума сходят от вони их сомнительных «сокровищ».

И, все также, мчится тройка Русь, сопряженная из чистых помыслов, мертвых шаблонов и неистребимой веры, что все будет хорошо.

Сейчас читают:

  • Герасим - главный герой рассказа муму сочинение 5 класс

    Благодаря произведениям классической литературы мы можем познакомиться с другой эпохой и совершенно отличными от нас людьми, жившими в той эпохе. Так произведение «Муму» знакомит нас со временем жестоким и не вполне справедливым.

  • Сочинение Тарас Бульба - народный герой 7 класс

    История об этом легендарном человеке, вызывает у любого человека чувство огромной гордости и уважения, так как Тарас Бульба, является эталоном, который показывает, как простой человек может любить свою Родину. Его жизнь,

  • Сочинение по картине Юона Мартовское солнце 8 класс

    Смотря на картину Константина Федоровича Юона «Мартовское солнце», появляются неоднозначные чувства. С одной стороны – это чувство волнительной радости, вызванное ощущением скорого прихода весны,

  • Что такое любовь к Родине? Скорее всего это воспоминания о том какой была Родина на протяжение нескольких столетий. Но родину нужно ни только, любить, но и еще ценить, уважать, понимать.

    Россия богата природными ресурсами. У нас возможна добыча леса, угля, нефти, торфа. Много заповедников с широкими лесами и редкими видами животных. Чистые источники, наполненные минеральной водой

    С самого детства нас учат ценить и уважать то, что находится вокруг нас. И это всё не просто так, ведь всё что нас окружает, например воздух, которым мы дышим, трава, по которой мы ходим-это всё природа. Сколько всего прекрасного нас окружает.

Свое произведение «Мертвые души» Гоголь писал на протяжении 17 лет. За этот срок его задумка неоднократно менялась. В итоге в поэме перед нами предстает всеобъемлющая картина современной автору Руси.

Важно заметить, что Гоголь определил жанр своего произведения как поэму. Это неслучайно, ведь в своем творении автор огромнейшее место уделил человеческой душе. И само название произведения подтверждает это. Под выражением «мертвые души» Гоголь подразумевал не только ревизские души умерших крестьян, но и погребенные под мелочными интересами жизни многих людей.

Осуществляя свою идею, Чичиков ездит почти по всей России. Благодаря его путешествию перед нами предстает целая галерея «мертвых» душ. Это и помещики Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин, и чиновники губернского города N, и сам Чичиков.

Чичиков наносит визиты помещикам в определенной последовательности: от менее плохого – к худшему, от тех, у кого еще есть душа, до полностью бездушных.

Первым перед нами предстает Манилов. Его бездушие заключается в бесплодной мечтательности, бездеятельности. На всем в своей усадьбе Манилов оставляет след этих качеств. Неудачен выбор места для господского дома, смешна претензия на глубокомыслие (беседка с плоским куполом и надписью «Храм уединенного размышления»). Та же самая праздность отражается и в обстановке комнат дома. В гостиной прекрасная мебель и тут же два кресла, обтянутые рогожей. В кабинете лежит книжка «с закладкою на четырнадцатой странице, которую он читал постоянно уже два года». На словах он любит свою семью, крестьян, но на деле совершенно о них не заботится. Все управление поместьем Манилов доверил плуту приказчику, который разоряет и крестьян, и помещика. Праздная мечтательность, бездеятельность, ограниченность умственных интересов при кажущейся культурности позволяет нам отнести Манилова к «праздным небокоптителям», ничего не дающим обществу.

В поисках Собакевича Чичиков попадает к помещице Коробочке. Ее бездушие выражается в поразительно мелких жизненных интересах. Кроме цен на пеньку и на мед Коробочку больше ничего не волнует. Она поразительно тупа («дубиноголовая», как назвал ее Чичиков), равнодушна и полностью оторвана от людей. Все, что выходит за границы ее скудных интересов, помещицу не интересует. На вопрос Чичикова, не знает ли она Собакевича, Коробочка отвечает, что не знает, а стало быть, его и нет. Все в доме у помещицы похоже на коробочки: и дом как коробочка, и двор как коробочка, набитая всякой живностью, и комод-коробочка с деньгами, и голова, как деревянный короб. Да и само имя героини – Коробочка – передает ее сущность: ограниченность и узость интересов.

Стремясь все же найти Собакевича, Чичиков попадает в лапы Ноздрева. Этот человек из тех, что «начнут гладью, а кончат гадью». Ноздрев одарен всеми возможными «задорами»: удивительной способностью врать без нужды, надувать в карты, меняться на что попало, устраивать «истории», покупать и спускать все дотла. Он наделен широтой натуры, поразительной энергией и деятельностью. Его мертвенность заключается в том, что он не умеет свои «таланты» направить в положительное русло.

Далее Чичиков наконец-то попадает к Собакевичу. Он крепкий хозяин, «кулак», готовый ради наживы на любое мошенничество. Он никому не доверяет: деньги и списки мертвых душ Чичиков и Собакевич одновременно передают друг другу из рук в руки. Городских чиновников он судит по себе: «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». Мелочность и ничтожность души Собакевича подчеркивает описание вещей в его доме. Каждый из предметов Собакевича как бы говорит: «И я тоже Собакевич!» Вещи словно бы оживают, обнаруживая «какое-то странное сходство с самим хозяином дома», а сам хозяин напоминает «средней величины медведя».

Бездушность Собакевича приняла совершенно бесчеловечные формы у Плюшкина, у которого крестьяне «мерли, как мухи». Даже собственных детей он лишил средств к существованию. Плюшкин завершает галерею помещичьих «мертвых душ». Он – «прореха на человечестве», олицетворяющий полный распад личности. Этот герой дан нам в процессе деградации. В прошлом он слыл помещиком опытным, предприимчивым, хозяйственным. Но со смертью его любимой жены в нем усилилась подозрительность и скупость до высшей степени. Бессмысленное накопительство привело к тому, что очень богатый хозяин морит голодом своих людей, а его запасы гниют в амбарах. Полную бездушность характеризует куча хлама посреди его комнаты – он сам превратился в хлам, лишенный всех человеческих характеристик. Он скорее похож на нищего, чем на помещика, на человека без рода и без полу (то ли ключник, то ли ключница).

Галерею «мертвых душ» дополняют образы чиновников уездного города N. Они еще более обезличены, чем помещики. Это «корпорация служебных воров и грабителей». Все они бездельники, «тюфяки», «байбаки». Мертвенность чиновников показана в сцене бала: людей не видно, повсюду фраки, мундиры, муслины, атласы, ленты. Весь интерес жизни сосредоточен у них на сплетнях, мелком тщеславии, зависти.

И крепостные слуги, находясь в подчинении у бездушных хозяев, сами становятся такими же (например, черноногая девка Коробочки, Селефан, Петрушка, дядя Митяй и дядя Миняй). Да и сам Чичиков, по мнению Гоголя, бездушен, потому что заботится только о своей наживе, не брезгуя ничем.

Уделив огромное внимание «мертвым душам», Гоголь показывает нам и живых. Это образы умерших или беглых крестьян. Это крестьяне Собакевича: чудо-мастер Михеев, сапожник Максим Телятников, богатырь Степан Пробка, умелец-печник Милушкин. Также это беглый Абакум Фыров, крестьяне восставших деревень Вшивая-спесь, Боровки и Задирайлова.

Мне кажется, что взгляд Гоголя на современную ему Россию весьма пессимистичен. Все «живые» души у него мертвы. Отводя огромное место описанию «мертвых душ», Гоголь все же верит в то, что в будущем Русь возродится с помощью душ «живых». Об этом говорит нам лирическое отступление про «Русь-тройку» в конце поэмы: «Чудным звоном заливается колокольчик.., летит мимо все, что ни есть на земле, и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»