«Тема «униженных и оскорбленных» в романах Ф.М.Достоевского. Образ маленького человека в романе Достоевского «Униженные и оскорбленные Тема униженных и оскорбленных в станционный смотритель

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Тема самоутверждения, которую Достоевский поднимает в «Бедных людях», продолжается в его очередном произведении «Униженные и оскорбленные».

Роман «Униженные и оскорбленные» впервые был опубликован в 1861 году в журнале «Время». В статье «Забытые люди» Добролюбов назвал Достоевского «одним из замечатель-шейших деятелей нашей культуры», а его роман «Униженные и оскорбленные» - лучшим культурным явлением года. Н.А.Добролюбов отметил, что новое произведение Федора Михайловича, как и первый его роман «Бедные люди», принадлежит тому «гуманистическому» направлению, которое начал Н. В. Гоголь - основатель «натуральной школы» в русской литературе. «В произведениях г. Достоевского,- писал критик,- мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не в праве быть человеком, настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим собой». Действие романа «Униженные и оскорбленные» происходит в 40-х годах XIX века, но яркая антикапиталистическая направленность его свидетельствует о том, что Достоевский тонко чувствовал и реалистически воспроизводил политическую атмосферу 60-х годов: в романе показан Петербург с его вопиющими социальными противоречиями и контрастами, говорится о спорах по поводу вводимых правительством реформ, запечатлена тревога подымающейся демократии о судьбах униженных и обездоленных. Именно в этом сильная сторона романа. «Люди, которых человеческое достоинство оскорбляется,- писал Добролюбов,- являются нам в произведениях г. Достоевского в двух главных типах: кротком и ожесточенном». Кроткие - это те, кто не протестует, а смиряется со своим униженным положением (Наташа Ихменева, ее родители, Иван Петрович). Ожесточенные, наоборот, хотят бросить вызов тем, кто оскорбляет и унижает их, они бунтуют против несправедливости, существующей в мире. Но этот протест трагичен, ибо он приводит их к гибели, как это происходит с девочкой-подростком - Нелли. Такому разделению героев в романе соответствуют и две параллельные сюжетные линии: первая - история семьи Ихменевых, вторая - трагическая судьба Смитов. Первая сюжетная линия продолжает традицию сентиментальной русской литературы XIX века. Достоевский повествует о том, что дочь мелкопоместного дворянина Ихменева - Наташа, влюбившись в сына князя Валковского - Алешу и не получив родительского благословения, уходит из дома к нему. И за это ее проклинает отец. Однако ветреный и легкомысленный Алеша вскоре влюбляется в богатую дочь графини и по настоянию отца женится на ней. Униженная и оскорбленная в своиз лучших чувствах Наташа возвращается к бедным родителям, отец после мучительных колебаний признает ее. На семью Ихменевых обрушиваются все силы зла. Опозорен отец Наташи - Николай Сергеевич. Этого доброго, доверчивого человека, который приютил в доме Алешу и навел порядок в разоренном княжеском имении, Валковский обвиняет в мошенничестве; он безжалостно изгоняет Ихменева, который становится более не нужен ему. Страдания Николая Сергеевича усугубляются конфликтом с дочерью: для него уход Наташи из дома - позор. Не меньшие страдания испытывает и мать Наташи, вынужденная терпеть и уход дочери из дома, и гнев мужа. Но страдает и Наташа, любовь которой Достоевский изобразил в романе как самопожертвование. Во имя чувства к Алеше девушка забывает о своих прежних привязанностях, поступается собственным достоинством. Достоевский высоко оценивает любовь Наташи, видит в ее поступке силу характера. Однако жизнь не приносит Наташе счастья. Она страдает и оттого, что отец проклял ее, и от вероломства князя. Но непосредственный виновник страданий героини – некто иной, как Алеша. Это он оторвал ее о семьи, опозоренной его же отцом; он обманул ее обещанием жениться и бросил по настоянию отца ради богатой Кати. Казалось бы, есть все основания осудить виновника драмы Наташи - Алешу, но Достоевский этого не делает. В соответствии с кодексом христианского гуманизма, писатель «смягчает» вину молодого человека. Рассказчик, писатель Иван Петрович, от имени которого ведется повествование, смотрит на Алешу влюбленными глазами Наташи, он не видит эгоистичности поведения героя, а порой даже любуется, восхищается Алешей и склонен все низкие поступки молодого князя толковат как безобидное проявление милой детскости. Автор застави свою обесчещенную героиню, обманутую возлюбленным, призь вать к жалости и прощению: «Не вини его (Алешу), Ваня,- перебила Наташа...- его судить нельзя как всех других... его воспитали не так. Разве он понимает, что делает?.. У него нет характера...» Здесь Достоевский совершенно явно проповедует христианскую идею прощения обидчикам нашим, и это ослабляет социальную остроту романа. Ханжество этой «христианской добродетели» тонко было подмечено Добролюбовым, у которого Алеша не вызвал симпатии. Некоторые современные критики выдвигают на первый план искренность Алеши и даже склонны провести линию от этого «барчука» к герою романа «Идиот» - Мышкину или Алеше Карамазову из «Братьев Карамазовых», но такая параллель не основательна. Сама по себе искренность не защищает человека от плохих поступков, не гарантирует от эгоизма, не делает его безупречным. Да, Алеша искренен и, пожалуй, даже добр, но в нем, в отличие от Мышкина, есть эгоизм, себялюбие. И это проявляется в отношении к Кате и в любви к Наташе, когда Алеша убеждает ее согласиться на его брак с богатой наследницей Катей. В его словах проявляется жуткая логика: раз Наташа любит его, значит, она должна любить и его счастье, то есть согласиться на его брак с Катей. Всем ходом сюжета автор доказывает, что, если бы Алеша был действительно на стороне Наташи, если бы его любовь была верной, сильной, лишенной эгоизма, никто бы не нарушил их счастья, и ни Наташа, ни ее родители не стали бы жертвами князя Валковского. Однако как моралист Достоевский не осуждает Алешу. Напротив, он в данном случае проповедует идею всепрощения, сделав носительницей ее - Наташу. Но современный читатель, чуждый смирению и всепрощению, не может смотреть на Алешу глазами героини. Он судит его по поступкам и делам. Наша оценка Алеши расходится с авторской. В кодекс гуманизма Достоевского входило и такое понятие, как страдание. Писатель был искренне убежден, что страданием человек очищается. И потому в семье Ихменевых не возникает вопроса об активной борьбе против социальной несправедливости. Ихменев отказывается от социального протеста и призывает к гордому смирению: «О! Пусть мы униженные, пусть мы оскорбленные, но мы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас!» Достоевский придавал большое значение этой пассивной солидарности всех прошедших через горнило страданий, смирившихся со своим бедственным, униженным положением и не ищущих выхода в борьбе. Поэтому призывая идти «рука в руку», Ихменев обращается к прощенной им Наташе. Но не эта сюжетная линия «Униженных и оскорбленных» - главное достижение Достоевского-реалиста. Ее перекрывает другая, получившая завершение в эпилоге,- история Нелли и всего семейства Смитов. Старик Смит со своей собакой Азоркой, судьба которой была «каким-то таинственными, неведомыми путями соединена с судьбою ее хозяина»; мать Нелли, отвергнутая отцом, просящая милостыню на улицах Петербурга и умершая в сыром подвале, и, наконец, сама Нелли, терпящая побои от мещанки сводни Бубновой и всяческие надругательства от ее клиентов,- все эти униженные и оскорбленные изображены в романе с еще большей социальной остротой. Именно трагическая судьба Нелли, этой гордой, не по-детски серьезной девочки, прошедшей через все муки и тиранства земного ада, взволнованно рассказанная Достоевским, позволяет глубоко раскрыть вопиющув несправедливость социальных отношений. Но Нелли не пассивна, она не может смириться и простить своих обидчиков. Девочка одержима жаждой мести. Ее бунт против князя и окружающих ее условий полон трагизма. Изображая судьбы Наташи и Нелли, писатель дает как бы два ответа на вопрос о поведении страдающей личности: с oдной стороны, пассивное, просвещенное смирение и с другой - непримиримое проклятие всему несправедливому миру. Роман «Униженные и оскорбленные» оказал большое влияние на русское общество и на последующую литературу, так как пробуждал ненависть к обидчикам, попирающим человеческое достоинство, звал к воспитанию подлинного благородства.


Образ маленького человека в романе Достоевского «Преступление и наказание»

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» описывается необычное преступление, совершённое нищим студентом для проверки своей страшной теории, в романе она называется «кровь по совести». Раскольников делит всех людей на обыкновенных и необыкновенных. Первые должны жить в послушании, вторые «имеют право, то есть не официальное право, а сами имеют право разрешить своей совести перешагнуть...через иные препятствия единственно в том только случае, если исполнение их идеи того требует». Раскольников, насмотревшись на горе, на разбитые судьбы обыкновенных («маленьких») людей - обитателей петербургских трущоб, решает действовать, так как смиренно наблюдать безобразную окружающую жизнь более не в силах. Решительность, глубокий и оригинальный ум, стремление исправить несовершенный мир, а не подчиняться его несправедливым законам - вот черты, которые не позволяют отнести образ самого Раскольникова к типу «маленьких людей».

Чтобы поверить в себя, герою надо удостовериться, «тварь ли он дрожащая» (то есть обыкновенный человек) или «право имеет» (то есть выдающаяся личность), сможет он позволить себе «кровь по совести», как успешные исторические герои, или не сможет. Если проверка покажет, что он относится к избранным, тогда следует смело приниматься за исправление несправедливого мира; для Раскольникова это значит облегчить жизнь «маленьких людей». Таким образом, в теории Раскольникова счастье «маленьких людей» вроде бы является главной и конечной целью. Этому выводу не противоречит даже признание, которое герой сделал Соне: он убил не для того, чтобы помочь матери и сестре Дуне, а «для самого себя».

Из приведённых рассуждений следует, что тема «маленького человека» является одной из основных в романе, так как связана и с социальным, и с философским содержанием. У Достоевского в «Преступлении и наказании» эта тема прозвучала ещё сильнее и трагичнее, чем у Пушкина в «Станционном смотрителе» и у Гоголя в «Шинели». Местом действия своего романа Достоевский выбрал самую бедную и грязную часть Петербурга - район Сенной площади и Кузнечного рынка. Одну за другой разворачивает писатель картины беспросветной нужды «маленьких людей», оскорблённых и униженных бессовестными «хозяевами жизни». В романе более или менее подробно описаны несколько героев, которые безусловно могут быть отнесены к традиционному типу «маленьких людей»: сестра старухи процентщицы Лизавета, которая у Достоевского становится символом «маленького человека», мать Раскольникова Пульхерия Александровна, жена Мармеладова Катерина Ивановна. Однако самым ярким образом в этом ряду является, конечно, сам Семён Захарович Мармеладов, рассказывающий свою историю Раскольникову в трактире.

В этом герое Достоевский объединил пушкинскую и гоголевскую традиции в изображении «маленьких людей». Мармеладов, как и Башмачкин, жалок и ничтожен, бессилен изменить свою жизнь (покончить с пьянством), но в нём сохраняется, как в Самсоне Вырине, живое чувство - любовь к Соне и Катерине Ивановне. Он несчастлив и, сознавая своё безвыходное положение, восклицает: «А вы знаете, что значит, когда некуда пойти?». Так же, как Вырин, Мармеладов начинает пить с горя, от несчастья (потерял службу), страха перед жизнью и бессилия что-нибудь сделать для своей семьи. Как Вырин, Семён Захарович переживает из-за горькой судьбы своей дочери Сони, которая вынуждена «переступить» и пойти на панель, чтобы прокормить голодающих детей Катерины Ивановны. Разница, однако, в том, что дочь станционного смотрителя была счастлива (своей любовью к Минскому), а Соня несчастлива.

Достоевский выстроил в романе сюжетную линию семьи Мармеладовых так, чтобы подчеркнуть трагичность образа Семёна Захаровича. Пьяный Мармеладов попадает под колёса щегольской коляски по собственной вине и умирает, оставляя без средств к существованию свою большую семью. Он хорошо понимает это, поэтому его последние слова обращены к Соне - единственной опоре для Катерины Ивановны и детей: «"Соня! Дочь! Прости!" - крикнул он и хотел было протянуть к ней руку, но, потеряв опору, сорвался и грохнулся с дивана...»

Катерина Ивановна внешне не похожа на традиционного «маленького человека», безропотно принимающего страдания. Она, по отзыву Мармеладова, «дама горячая, гордая и непреклонная» , она хлопочет перед генералом за мужа, устраивает пьяному супругу «воспитательные» скандалы, доводит Соню упрёками до того, что девушка идёт на панель, чтобы заработать деньги на хлеб для семьи. Но, по сути, Катерина Ивановна, как и все «маленькие люди», сломлена жизненными неудачами. Она не может сопротивляться ударам судьбы. Её беспомощное отчаяние проявляется в последнем безумном поступке: она с маленькими детьми выбегает на улицу просить милостыню и умирает, отказавшись от последней исповеди. Когда ей предлагают пригласить священника, она отвечает: «Что? Священника?.. Не надо... Где у вас лишний целковый?.. на мне нет грехов!... Бог и без того должен простить... Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!..» Эта сцена свидетельствует, что «маленький человек» у Достоевского доходит даже до бунта против Бога.

Соня Мармеладова - главная героиня романа - внешне очень похожа на традиционного «маленького человека», который смиренно подчиняется обстоятельствам, безропотно идёт к гибели. Чтобы спасти таких людей, как Соня, Раскольников и придумал свою теорию, но, оказывается, Соня только на первый взгляд слабый по характеру человек, а на самом деле она сильная личность: увидев, что её семья дошла до крайней нищеты, она приняла тяжёлое решение и спасла хотя бы на время своих родственников от голодной смерти. Несмотря на свою позорную профессию, Соня сохраняет душевную чистоту. Она с достоинством переносит издевательства окружающих по поводу своего положения в обществе. Более того, благодаря своей душевной стойкости, именно она смогла поддержать убийцу Раскольникова, именно она помогает ему найти правильный, сточки зрения Достоевского, выход из морального тупика: через искреннее покаяние и страдание вернуться к нормальной человеческой жизни. Она и сама искупает свои невольные грехи, и поддерживает Раскольникова на каторге. Так неожиданно поворачивается тема «маленького человека» в романе «Преступление и наказание».

Совсем не похож на традиционного «маленького человека» друг Раскольникова Разумихин - очень привлекательный, цельный герой. Мужество, здравый смысл, жизнелюбие помогают Разумихину выдержать все невзгоды: «Он был ещё тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его» Таким образом, Разумихин не может быть отнесён к «маленьким людям» потому, что постоянно сопротивляется несчастьям и не сгибается под ударами судьбы. Верный товарищ, Разумихин ухаживает за больным Раскольниковым, приглашает к нему доктора Зосимова; зная о подозрениях Порфирия Петровича насчёт Раскольникова, пытается выгородить главного героя, объясняя странные поступки друга болезнью. Сам нищий студент, он опекает мать и сестру Раскольникова, искренне влюбляется в бесприданницу Дуню. Она, правда, неожиданно и очень кстати получает наследство-приданое от Марфы Петровны Свидригайловой.

Итак, в литературном типе «маленький человек» можно выделить общие признаки: маленький чин, бедность, а главное - неспособность противостоять жизненным неудачам и богатым обидчикам.

После гоголевской «Шинели» (1842) русские писатели в своих произведениях стали часто обращаться к образу «маленького человека». Н.А.Некрасов, выступая в роли редактора, выпустил в 1845 году двухтомный сборник «Физиология Петербурга», в который вошли очерки о людях из городских трущоб и закоулков столицы: В.И.Даль изобразил петербургского дворника, И.И.Панаев - фельетониста, Д.В.Григорович - шарманщика, Е.П.Гребёнка - жителей захолустной петербургской окраины. Эти очерки были в основном бытописательные, то есть содержали портретные, психологические и речевые характеристики «маленьких людей». Достоевский в своих повестях и романах предложил глубокое осмысление социального положения и характера «маленького человека», что приципиально отличало его произведения от повестей и очерков вышеназванных авторов.

Если у Пушкина и Гоголя главными чувствами по отношению к «маленькому человеку» были жалость и сострадание, то у Достоевского выражен другой подход к подобным героям: он критически оценивает их. «Маленькие люди» до Достоевского были преимущественно глубоко и безвинно страдающими, а Достоевский изобразил их людьми, которые во многом сами виноваты в своём бедственном положении. Например, Мармеладов своим пьянством подталкивает к гибели любимую семью, сваливая все заботы о малолетних детях на Соню и полусумасшедшую Катерину Ивановну. Иными словами, образ «маленького человека» у Достоевского усложняется, углубляется, обогащается новыми идеями. Это выражается в том, что герои Достоевского (Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня и другие) не просто страдают, но уже сами заявляют о своих страданиях, уже сами объясняют свою жизнь. Ни Самсон Вырин, ни Акакий Акакиевич Башмачкин не формулировали причины своих несчастий, а только безропотно терпели их, покорно подчиняясь ударам судьбы.

Для униженных и оскорблённых героев «Преступления и наказания» страшнее всего потерять самоуважение, человеческое достоинство. Об этом рассуждает Мармеладов в исповеди, кричит перед смертью Катерина Ивановна. То есть сами «маленькие люди» у Достоевского опровергают теорию Раскольникова, который считал их только «тварями дрожащими», материалом для экспериментов «необыкновенных» людей.

Также важно отметить, что именно Мармеладов, Катерина Ивановна, Дунечка помогают раскрыть Достоевскому тему маленького человека. Но страдания униженных и оскорбленных с наибольшей силой раскрыты в судьбах Мармеладовых. Семен Мармеладов находится на последней ступени нищеты и нравственного падения. "В бедности, - говорит он Раскольникову, - вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя. И отсюда питейное!"

Можно также привести примеры из текста в подтверждение оскорбления нравственного чувства героя?

«Пропивает не только башмаки, но даже косыночку и чулки своей больной жены, выпрашивает на похмелье последние тридцать копеек у дочери, вынужденной пойти на панель, бахвалится о злой судьбе в грязном кабаке под шуточки и насмешки случайных собутыльников».

Образ Мармеладова показателен для Достоевского, в нем он стремится вскрыть противоречивость поступков и сознания человека. Автор с позиций "стороннего наблюдателя" раскрывает образ Мармеладова, мы узнаем его через восприятие окружающих и прежде всего Раскольникова. Исповедующийся старый чиновник воспринимается нами как доморощенный философ. Так о чем же он любил порассуждать?

В первую очередь, о своих "чувствованиях", о себе, о своей семье.

Но есть в нем какая-то неоднозначность, которая передана в портретной характеристике героя. Найдем в тексте описание внешности Мармеладова: "Это был человек лет уж за 50, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глаза. Но что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл и ум, - но в то же время мелькало как будто и безумие".

В портрете Мармелалова много необычного. В опустившемся старом чиновнике Достоевский подмечает глубоко волновавшую писателя черту - внутреннее беспокойство, тоску.

Мармеладов - человек, задумавшийся о своем образе жизни, он поражен собственным бесчеловечным отношением к близким людям, он сломлен накалом страданий жены и детей. В нем живет чувство, которое, Достоевский считал, есть у каждого образованного человека, и называл его "самоказнью", "стремлением к лучшему и невозможностью достичь его".

"Позвольте, молодой человек, - обращается Мармеладов к своему собеседнику, - можете ли вы... Но нет, изъяснить сильнее и изобразительное: не можете ли вы, а осмелитесьли вы, взирая в сей час на меня, сказать утвердительно, что я не свинья?"

Вот что его тревожит, заслуживает ли он человеческого отношения со стороны жены и дочери, которых сам толкает на гибель.

Ему, слабому, очень хотелось бы, чтобы его пожалели, приняли и полюбили таким, каков он есть: "Я звериный образ имею, а Катерина Ивановна, супруга моя, - особа образованная. Пусть я подлец, она же сердца высокого и чувств облагороженных воспитания исполнена. А между тем... о, если б она пожалела меня!"

Он еще и считает себя виновным в трагедии Сони, страдает от своей слабости и беспомощности, считает, что по этой причине "его единородная дочь... по желтому билету пошла". "Соня! Дочь! Прости!" - кричит он перед смертью.

Мармеладов не способен воспротивиться против безнадежности. Ведь даже бессловесный Акакий Акакиевич Башмачкин в предсмертном бреду начинает "сквернохульничать, произнося самые страшные слова", которые следовали за обращением "ваше превосходительство ". В нем созревает утопическая мечта, что всем воздается по заслугам. Должно быть на земле место, куда можно пойти несчастному Мармеладову, должен быть и тот, кто поймет, пожалеет всех "пьяненьких, слабеньких, соромников". "Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти".

Причина падения Мармеладова в нищете, несомненно. Это говорит о нравственном падении человека, но и о вине самого человека. Мармеладов снова стал пить не потому, что стал нищим, а напротив, он обнищал окончательно из-за пьянства.

Тогда возникает вопрос, почему он не может подняться "со дна"? Мармеладов сам отвечает: "Пью, ибо сугубо страдать хочу!" В разговоре с Раскольниковым герой называет себя "свиньей", "подлецом", "скотом". Скорее всего, он относится к тому типу людей, которые чувствуют наслаждение в своем пороке, в своем падении. Мучая себя, он испытывает удовлетворение в состоянии "свиньи", "подлеца", "скота". Порок безобразен и удовлетворителен одновременно.

Как же началось падение Мармеладова? Он протянул руку помощи Катерине Ивановне, оказавшейся "в нищете безнадежной с тремя маленькими детьми, ибо не мог смотреть на такое страдание". Герой почувствовал ответственность за принятое решение, год к вину не прикасался, "обязанность соблюдал". В этот год судьба испытывала его по двум направлениям: Катерина Ивановна не увидела принесенной ей жертвы от мужа-трезвенника и "по изменению в штатах" Мармеладов лишился места. И герой сорвался и "тогда прикоснулся" к вину, пустился во все тяжкие.

Итак, Мармеладов "не мог угодить" "даме великодушной, но несправедливой". Он сделал над собой усилие и сходил с нижайшей просьбой о службе к "его превосходительству" после того, как Соня первый раз пошла на улицу. Все разом изменилось: "Только что узнали они обе, Катерина Ивановна и Сонечка, Господи, точно я в царствие Божие переселился. Бывало, лежишь, как скот, только брань. А ныне: на цыпочках ходят, детей унимают: "Семен Захарович на службе устал, отдыхают, тш!" Кофеем меня перед службой поят, сливки кипятят!" Мармеладов окружен вниманием и заботой, но срыв наступает после первого жалованья. Им нужны только деньги: "А между тем... о, если б она пожалела меня! Милостивый государь, ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно место, где бы и его пожалели!".

Семья для героя - главная опора в жизни, она может дать ему силы и терпение вынести все. А если Катерина Ивановна его не любит, не жалеет, тогда все теряет смысл, тогда "всему конец", тогда лучше забыться в кабаке.

Последний срыв Мармеладова можно объяснить как эмоциональную реакцию на заботу Катерины Ивановны, как желание испытать наслаждение от окончательного падения.

Такую точку зрения высказывает Г. Померанц: "У Мармеладова надежда на спасение - на одном сознании своей грешное, на смирении"

Трагедия судьбы Мармеладова в том, что нищета и безволие толкают героя к пьянству. Восторженное безумие в глазах его - это отблеск мечты Мармеладова о высшей справедливости, которую он топит в вине.

Судьба Катерины Ивановны не менее трагична.

А ведь, если задуматься, что мы знаем о прошлом героини? Первый муж сбежал, и осталась Катерина Ивановна "с тремя малолетними детьми в уезде далеком и зверском... и оставалась в такой нищете безнадежной....что описать невозможно".

Образ Катерины Ивановны раскрывает социально-этическую тему в романе - безвинные страдания и их искупление. Понять Мармеладова и простить его - для нее не проблема. Она готова его простить, но что станет с ее детьми после смерти мужа?

"Исповедь и причащение кончились. Катерина Ивановна снова подошла к постели мужа. Священник отступил и, уходя, обратился было сказать два слова в напутствие и утешение Катерине Ивановне. "А куда я этих-то дену?" - резко и раздражительно перебила она, указывая на малюток. "Бог милостив; надейтесь на помощь всевышнего", - начал было священник. "Эх! Милостив, да не до нас!" "Это грех, грех, сударыня", - заметил священник, качая головой. "А это не грех?"- крикнула Катерина Ивановна, показывая на умирающего". В этом эпизоде Достоевский показал предел отчаяния Катерины Ивановны.
Екатерина Ивановна всячески старается защитить свое человеческое достоинство. В день похорон мужа ее выгнала из дому за долги квартирная хозяйка. Ей отказался помочь генерал, бывший начальник Мармеладова. Катерина Ивановна окружена злом. И она решилась выставить нищету и свой позор на всеобщее обозрение, показав всем, до чего ее довели злоба и равнодушие людей: "...она возьмет детей и пойдет на улицу шарманку носить, а дети будут петь и плясать, и она тоже, и деньги собирать, и каждый день под окно к генералу ходить...". "Пусть, - говорит, - видят, как благородные дети чиновного отца по улицам нищими ходят!"

Смерть Мармеладова означает начало гибели всей семьи. Скоротечная чахотка его жены лишь подчеркивает объективную неизбежность подобного исхода. Умирая, Катерина Ивановна отказывается от Бога в пользу детей: "Что? Священника? Не надо... Где у вас лишний целковый? На мне нет грехов... Бог и без того должен простить... Сам знает, как я страдала..."

А последние слова умирающей Катерины Ивановны: "Довольно! Пора! Прощай горемыка! Уездили клячу! Надорвала-а-сь! - крикнула отчаянно и ненавистно и грохнулась головой на подушку". Писатель соотносит умирающую Катерину Ивановну с замученной клячей из сна Раскольникова, убитой ради озорства толпой пьяных мужиков. Судьба бедной женщины схожа с судьбой доброго, умного, трудолюбивого животного. Достоевский большое внимание уделяет изображению душевной жизни героев, используя такие художественные подробности, которые делают персонажей романа живыми, неповторимо своеобразными, например, "старый, совершенно оборванный черный фрак, с осыпавшимися пуговицами", из которых "одна только держалась кое-как у Мармеладова". Или былинки сена, прилипшие к платью и волосам героя, и продранные его рукава на локтях. Или красные пятна на щеках Катерины Ивановны и ее хриплое, порывистое дыхание. Или фигурка девятилетней Полечки, "высоконькая и тоненькая, как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке". Девочка обнимает маленького брата "своею длинною, высохшею, как спичка, рукой". Спичка... мера судьбы Полечки - вспыхнет и тотчас сгорит.

"Маленькие" Мармеладовы находятся в тупике. Им "некуда больше идти". Некуда идти не только им, но и Дуне, и матери Раскольникова. Дуня - умная и гордая, великодушная и отзывчивая, терпеливая и благородная, с твердым характером и пылким сердцем "осуждена", по словам Раскольникова, "таскаться в гувернантках". Она вынуждена сносить оскорбления "глупой и взбаламошной жены Свидригайлова, страдать от притеснений ее мужа, переживать "дурную славу", распространенную о ней "во всех домах".

Также, мы задаемся вопросом «Почему Дуня согласилась выйти замуж за негодяя Лужина?» Надо сказать, что ее гордость была уязвлена зависимой жизнью у чужих людей. Она страдала из-за несложившейся судьбы брата. Дуня решилась на нравственное самоубийство, посчитав, что материальная стабильность Лужина поможет ей решить все проблемы разом. Дуня для собственного спасения, даже от смерти, себя не продаст, а за брата, за мать продаст: "О, тут мы, при случае, и нравственное чувство наше придавим; свободу, спокойствие, даже совесть, все, все на толкучий рынок снесем. Пропадай жизнь! Только бы эти возлюбленные существа наши были счастливы".

В страшном товарном мире коверкаются духовные ценности: любовь, пройдя через самоотверженность, превращает самое святое в предмет продажи и купли, святость в бессовестность. Раскольников, ради которого Дуня жертвовала собой, бросает ей в лицо: "Ты не можешь уважать Лужина: я видел его и говорил с ним. Стало быть, продаешь себя за деньги и, стало быть, во всяком случае, поступаешь низко..."

Всем добрым, слабым, безответным - всем приуготовлена одна участь.

Стоит также отметить, как именно описывает Достоевский жизнь матери Дуни и Раскольникова. Она влачит жалкое существование на нищенскую вдовью пенсию, страдает от того, что не имеет возможности облегчить страдания своих детей. Даже Лизавета Ивановна, покорная раба своей сестры, и та заканчивает жизнь трагически, "тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все согласная". Мир устроен так, что нищета в нем не только несчастье, но и вина, и безнравственность.
Заключение:

Своим творческим кредо Достоевский считал потребность “при полном реализме открыть человека в человеке”. Это ему удалось. Образы «маленьких людей» из романов «Униженные и оскорбленные», «Бедные люди», «Преступление и наказание» стали одной из главных тем всего творчества писателя.

Федор Михайлович Достоевский создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывался в душу так называемого "маленького человека" и открыл в ней залежи огромного духовного богатства, душевной щедрости и красоты, не сломленных тяжелейшими условиями жизни. И это было новым словом не только в русской, но и во всей мировой литературе. Достоевский - гениальный писатель, рассматривающий больные стороны современного ему общества и рисующий живые картины русской действительности.

Созданные автором образы "маленьких людей" проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание. Миропонимание Достоевского основывается на одной непреходящей фундаментальной ценности - на любви к человеку, на признании духовности человека за главное. И все искания Достоевского направлены на создание лучших, достойных человека условий его жизни.


Список используемой литературы:

1. Булин А.П. «Художественные образы Ф.М. Достоевского».
Москва, Наука, 1974 г.
2. Волкова Л.Д. «Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Ленинград, Просвещение, 1977 г.
3. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX – начала XX века: Учеб. –4-е изд., доп.и перераб.– М.: Высш. шк.; Изд. центр Академия, 2000.
4. Кирпотин В.Я. «Разочарования и крушения Р. Раскольникова».
Москва, Художественная литература, 1986 г.
5. Набоков В.В. «Лекции по русской литературе».
Московская Независимая газета, 1998 г.
6. Турьянская Б.И. «Литература в 9 классе, урок за уроком».
Москва, Русское слово, 2002 г.

7.Е.П. Педчак. Русская литература конца XVIII-XIX века. Зарубежная литература. –М: Феникс, 2003.
8. Храмцев Д.В. Пушкин и Достоевский // Журнал Самиздат от 06.09.2004.

«Шинель».

Основная идея «Шинели» очень возвышенна. Можно с уверенностью сказать, что это маленькое произведение, по глубине идеи, стоит выше всего написанного Гоголем. В «Шинели» он никого не изобличает. Гоголь выступает здесь с евангельской проповедью любви к ближним; он в образе героя рисует «нищего духом», «маленького» человека, «ничтожного», малозаметного и утверждает, что это существо достойно и человеческой любви и даже уважения. Трудно было выдвинуть такую «смелую» идею в то время, когда средняя публика находилась еще под влиянием эффектных героев Марлинского и его подражателей, и тем больше чести Гоголю, что он решился сказать свое слово в защиту героя «униженного и оскорбленного», не побоявшись даже поставить его на пьедестал.

Маленький человек из «Шинели» – Акакий Акакиевич Башмачкин , чиновник низкого ранга, обиженный судьбою и людьми, не наделенный никакими способностями, кроме умения красиво переписывать бумаги (см. его описание в тексте произведения), представлен у Гоголя человеком, который не только добросовестно, но даже с любовью занимается своим делом. Это дело, переписыванье бумаг, весь смысл и единственная радость его одинокой, полуголодной жизни, ни о чем другом он не мечтает, ни к чему не стремится и ни на что другое он не способен. Когда герою «Шинели» в виде повышения дали самостоятельную работу, он оказался не в состоянии её исполнить и просил оставить его при переписке. Это сознание своего духовного бессилия подкупает зрителя, располагает его в пользу скромного Башмачкина.

Гоголь «Шинель». Иллюстрация П. Федорова

Но Гоголь в своей повести требует уважения к этому человеку, которому, говоря словами евангельской притчи, был дан «один талант», и этот «талант» не был им зарыт в землю. Башмачкин, по мнению Гоголя, стоит выше даровитых чиновников, занимающих видные места, но небрежно отправляющих свои обязанности.

Но не только уважения к Башмачкину, как к скромному и честному работнику, требует Гоголь в своей повести, он требует любви к нему, как к «человеку». В этом высокая моральная идея «Шинели».

Не надеясь на то, что современные читатели в состоянии будут сами разобраться в этом произведении и понять его «идею», Гоголь сам раскрывает ее, изображая состояние души одного чуткого юноши, который понял благодаря встрече с «маленьким человеком» Башмачкиным великое чувство христианской любви к ближним. Эгоистическая и легкомысленная молодежь, в чиновничьих вицмундирах, любила потешаться над смешным и безответным стариком. Герой «Шинели» покорно все переносил, лишь изредка жалким голосом повторяя: «Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?» И Гоголь продолжает:

«И что-то странное заключалось в словах и голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое, преклоняющее на жалость, что один молодой человек, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор, как будто, все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник, с лысиною на лбу, со своими проникающими словами: "Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?" И в этих проникающих словах звенели другие слова: "Я брат твой!" И закрывал себя рукою бедный молодой человек и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости и, Боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным!»

Маленький человек Башмачкин жил незаметным и умер таким же неведомым, забытым... Его жизнь не была обильна впечатлениями. Вот почему самыми крупными событиями в ней было ужаснувшее его сознание, что надо купить новую шинель, радостные мечты об этой шинели, восторг его, когда шинель была у него на плечах, и, наконец, мученья его, когда эта шинель была у него украдена и когда найти ее оказалось невозможным... Все эти разнообразные чувства, связанные с шинелью, ураганом ворвались в его существование и смяли его в короткое время. Герой «Шинели» умер от такого же ничтожного повода, как и гоголевские старосветские помещики , и произошло это по той же причине: слишком бессодержательна была его жизнь, и оттого до гигантских размеров вырастала в этой пустой жизни всякая случайность. Что для другого человека, живущего полной жизнью было бы неприятным, но побочным обстоятельством, то для Башмачкина сделалось единственным содержанием жизни.

Нельзя не отметить и то обстоятельство, что «Шинель» Гоголя органически связана с русским романом XVIII и начала XIX веков. Гоголь имел в русской литературе предшественников, которые тоже изображали маленьких людей. Среди произведений Чулкова есть повесть «Горькая участь», в которой выведен чиновник – прообраз Башмачкина. То же ничтожное мелкое существование героя, то же сочувственное, гуманное отношение к нему автора. И сентиментализм принес с собой проповедь любви к маленькому человеку, и Карамзин сделал, в своей «Бедной Лизе » великое открытие: «и крестьянки чувствовать умеют». За его «Флором Силиным, добродетельным крестьянином», излюбленными в нашей литературе сделались образы разных маленьких людей, в сердцах которых авторы раскрывали высокие чувства любви к людям, к родине, к своему долгу. Пушкин в Маше Мироновой и её родителях раскрыл в сердцах простоватых русских людей целый мир возвышенных чувств. Словом, это гуманное, благородное внимание к тем маленьким людям, мимо которых равнодушно проходит толпа, сделалось традицией русской литературы, и поэтому «Шинель» Гоголя органически связана со всей предшествующей русской беллетристикой. Гоголь сказал в «Шинели» «новое слово» только в том отношении, что он в «смешном», «жалком» нашел возвышенное и сумел свою идею воплотить так художественно, как это не удалось его предшественнику в XVIII веке, Чулкову.

Гоголь «Шинель». Аудиокнига

Повесть Гоголя имеет большое значение и для последующей русской литературы. «Мы все вышли из "Шинели" Гоголя!» – сказал Достоевский и, действительно, многие повести его, повести, самые гуманные по настроению, отзываются влиянием Гоголя. Все первые произведения Достоевского («Бедные люди », «Униженные и оскорбленные »), все это развитие гуманных идей Гоголя, воплощенных в его «Шинели». Иностранная критика отмечает, что одной из самых характерных черт русской литературы надо признать тенденцию проповедовать сострадание к падшему брату, или вообще к несчастному, обиженному судьбой и людьми. Это, действительно, наша литературная традиция, и в истории укрепления и развития любви к «маленькому человеку» самое видное место занимает трогательная «Шинель» Гоголя.

В русской литературе часто встречаются несчастные и ничтожные персонажи. Они вызывают у читателей иронию и жалость. Жестокость по отношению к ним возмущает. Но прототипов этих героев не всегда узнают в реальной жизни и редко им сострадают. А ведь Девушкины, Башмачкины и станционные смотрители повсюду. Они живые. Образ маленького человека в повести «Шинель» - не сатирический персонаж и не сказочный призрак. Это герой поучительной истории о глупой бессердечности и злом равнодушии.

Гоголь: «отец» Башмачкина

Великая цель истинной литературы - создание образов и сюжетов, не теряющих актуальности никогда и нигде. Россия всегда была богата талантливыми литераторами, способными эту миссию выполнить. Одним из них был и Николай Гоголь. Образ маленького человека, созданный этим писателем, - яркое тому подтверждение.

Почти в каждом человеческом обществе присутствует личность безответная и слабая. Странный жалкий человек, неспособный постоять за себя, живущий в собственном, непонятном и закрытом мире. Окружающие подсознательно радуются тому, что они - другие и совсем не похожи на это жалкое существо. И чтобы доказать это себе и друг другу, всячески оскорбляют и унижают отщепенца. Причина непохожести этого человека, ставшего изгоем среди ему подобных, может быть какой угодно. Но чаще всего она кроется в невысоком Впервые эту проблему осветил Гоголь, использовав образ «маленького человека» в повести «Шинель».

Акакий Акакиевич

Невезение преследует его всю жизнь. Оно началось сразу же после рождения, когда Башмачкину досталось самое что ни на есть неблагозвучное имя. С таким именем и отчеством человек не может быть солидным и значительным. И Акакий Акакиевич во всем мал: и в росте, и в способностях, и в социальном статусе. Чиновники над ним потешаются и дразнят его, как малые дети, соревнуясь в канцелярском остроумии. Он в ответ способен лишь жалостливо вскрикнуть: «Оставьте меня!»

Гоголь создал почти случайно образ маленького человека. «Шинель» изначально задумывалась автором как небольшое сатирическое произведение, основанное на услышанной где-то анекдотической истории. Но после некоторой доработки вышла настоящая философская притча о несчастном человеке, который отомстить своим обидчикам смог лишь после смерти.

Все в его жизни маленькое и жалкое. И внешний облик, и должность. Работа его монотонна и неинтересна. Но он этого не замечает. Для Башмачкина нет более приятного занятия, чем переписывание документов. Жизнь его пуста, но размеренна. И пусть насмехаются над ним сослуживцы. Ему до них нет никакого дела. Он обитает в мире, где, кроме бумаг и чернил, нет ничего: ни развлечений, ни друзей, ни семьи. Он там пребывает давно и уже боится выбраться наружу. Образ маленького человека в повести «Шинель» служит подтверждением жестокости общества, в котором нет места слабым и безобидным.

Шинель

В жизни Акакия Акакиевича появляется сладостное стремление. Старая шинель совсем уж обтрепалась. Он решает заказать новую. К тому же морозы начались, и ожидается награждение к празднику. Теперь в его жизни увлекательное переписывание бумаг сменяется мечтами о новой шинели. Он думает о ней и днем и ночью, а иногда наведывается к портному, чтобы обсудить предстоящую обновку. И однажды, получая премию, он осуществляет мечту последних месяцев и становится обладателем новой чудной вещи. Для главного героя стала «приятной подругой дней» (как выразился Гоголь) шинель. Образ маленького человека вызывает особую жалость еще и от осознания того, насколько ничтожной является причина его безграничной радости.

Великая утрата

В департаменте шинелью восхищаются. Башмачкина поздравляют с приобретением. Счастье его рискует быть омраченным предложением сослуживцев устроить по такому важному событию праздничный вечер. Но взоры вдруг обращаются к теме предстоящего званого ужина.

Никогда он не был столь преисполнен счастьем, как в то недолгое время, когда его согревала новая шинель. Но счастье оборвалось внезапно, когда по дороге домой после праздничного ужина грабители сорвали с него дорогую сердцу вещь.

Напрасно пытался он ее вернуть. Все попытки были тщетны. Вдобавок злобный чиновник унизил его жестоко, дабы покрасоваться в глазах своего приятеля. Башмачкин вернулся домой в глубокой печали и внезапно умер. Образ маленького человека в повести «Шинель» приобретает сильный эффект оттого, что после смерти главный персонаж не исчезает. Душа Башмачкина еще долго бродит где-то по пустырю в поисках своей пропажи. И только встретив своего обидчика и сорвав с него шинель, пропадает навсегда.

Мистика

В конце повести Гоголь использует мистический мотив, так как только с помощью этого приема главный герой может стать хотя бы ненадолго сильным и страшным. Он словно мстит за себя и за всех оскорбленных. Событие, которое произошло с хамом-чиновником, неслучайно. Автор делает акцент на том, что после встречи с привидением этот стал смиреннее и тише.

Образ маленького человека в литературе встречается в разных вариациях. У Достоевского он благороден, беден, до глубины души оскорблен. Пушкинский станционный смотритель - человек, который в силу низкого социального положения не может противостоять цинизму и безнравственности. Уникальный гоголевский персонаж жалок и несчастен до такой степени, что сам этого не осознает. Но всех этих героев объединяет незащищенность перед жестокостью, которая преобладает в каждом обществе.

Авг 15 2015

«Униженные и оскорблённые» в Ф. М. Достоевского На протяжении XIX века писателей волновала проблема «униженных и оскорблённых», и они писали об этом в своих произведениях. Первым «маленького человека» раскрыл А. С. Пушкин в повести «Станционный смотритель», продолжил эту тему Н. В. Гоголь, создавший в «Шинели» Акакия Акакиевича. Они утверждали, что каждый имеет право на , на . Ф. М. Достоевский является не просто продолжателем этих традиций, он всем своим творчеством доказал, что всякий человек, кто бы он ни был, имеет право на сочувствие и сострадание. Уже в первом своём романе «Бедные люди» Ф. М. Достоевский правдиво изобразил мир обездоленных и угнетённых людей. Главные герои романа – Макар Девушкин – полунищий чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием, и Варенька – девушка, ставшая жертвой социального неблагополучия.

Автор сочувствует своим героям, показывает красоту их души и внутреннее благородство. В романе «Униженные и оскорблённые» опять мы видим обездоленных людей. Коварный и подлый человек Валковский втянул Ихметьева в судебный процесс и выиграл его. Обедневший помещик превращается в городского разночинца. Опять нищета. В судьбе Наташи Ихметьевой такой семейный крах отозвался в её поступках, которые она пытается оправдать не столько отчаянием, сколько жертвенной покорностью мужчине.

Наташа покидает отца, становится духовной рабыней Алёши, зная, что он открыто любит другую девушку. Особое место в творчестве Ф. М. Достоевского занимает «Преступление и наказание». Никогда раньше так широко не изображал нищету и страдания обездоленных.

События, описанные в романе, происходят в Петербурге, в городе на Неве, мрачном, молчаливом, холодном и сыром. Он предстаёт перед нами зловещим пауком, символом зла и насилия, ужасов и жестокости. В нём невозможно жить, потому что он бесчеловечен. Куда бы ни привёл нас писатель, мы попадаем в нечеловеческие условия.

Ведь жутко жить в «гробу», который снимает Родион Раскольников, в уродливом «сарае» Сони, в «прохладном углу», где обитает Мармеладов. Это город уличных девиц, нищих, бездомных детей, посетителей трактиров, которые ищут в вине минутного забвения от тоски. Духота и толкотня на улицах действуют угнетающе.

Атмосфера Петербурга – атмосфера тупика и безысходности. Через весь роман проходят сцены, раскрывающие трагическую жизнь народа. Вот женщина с жёлтым лицом и впавшими глазами бросается в воду канала.

Слышатся крики другой женщины: «До чёртиков напилась, батюшки, до чёртиков… удавиться тоже хотела, с верёвки сняли». Писатель заставляет нас заглянуть в один из «углов» столицы – семью Мармеладовых. Смешон, жалок Мармеладов с его речью, с солидной —–осанкой, шут, своим ораторством все права защищены 2001-2005 потешающий всех.

Этот человек трагической судьбы. В пьянстве он пытается утопить своё горе, хотя понимает, что это не выход их положения. Исповедуясь перед Раскольниковым, Мармеладов говорит: «Некуда идти человеку». Ему остаётся одно – погибнуть, и он гибнет.

Некуда идти и Катерине Ивановне – супруге Мармеладова. После смерти мужа она осталась с тремя малыми детьми в нищете. Это ужасно похудевшая женщина со следами былой красоты.

Она постоянно кашляет, взгляд её неподвижен. Катерина Ивановна живёт воспоминаниями о том, что она офицерская дочь, воспитывалась в благородном пансионе, где получила по окончании золотую медаль. Она безнадёжно тешит себя мечтами о том, что сможет открыть свой пансион, а Соню возьмёт к себе в помощницы. Дети Катерины – это её страдание, потому что она бессильна им помочь. Самой маленькой нет шести лет. Раскольников видит её спящей на полу, «сидя, скорчившись и уткнувшись в диван».

Она привыкла уже к нищете и вряд ли представляет, что может быть какая-то другая, счастливая жизнь. Самой старшей было девять лет. Отчаяние лишает Мармеладову рассудка. Обезумевшая, она ведёт детей на улицу, уговаривает их плясать и петь, кричит на них, а затем на людей, окружающих её, за то, что они ничего не подают.

Дети убегают, она кидается за ними в погоню, но падает, захлёбывается кровью, и бросает вызов Богу: «Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала! А не простит, так и не надо!». Униженной и оскорблённой была и Сонечка Мармеладова. Не имея возможности заработать деньги честным трудом, чтобы прокормить мачеху и её маленьких детей, вынуждена была переступить нравственные законы: она идёт на панель.

Принося домой деньги, омытые слезами, она как бы отдавала частицу себя, своего горя и стыда. Эта девушка не думала о себе. Намного важнее для неё жизнь любимых ею людей, их малые радости. Хотя Сонечка и вынуждена была перешагнуть через себя, душа её осталась чистой, неразвращенной. В ней продолжала жить «живая совесть».

У Сони чёткая граница между добром и злом, у неё непоколебимая опора – вера в Бога. В этом она черпала силы, чтобы пережить все обиды и унижения, сохранить нравственную чистоту, живую душу и связь с миром в той грязи, в которую бросила её жизнь. Сонечка среди голода и унижений сохраняет веру в жизнь, в человека, отвращение к злу, насилию и преступлению.

Соня принимает самое деятельное участие в спасении загубленной души Раскольникова. Она понимала, что ему нужен доктор, который мог бы вылечить его от навязчивой идеи, возвратить его к христианству. Таким доктором становится Соня, обладающая цельным внутренним миром.

Она поняла главное: он несчастен, и она должна ему помочь. Сонечка протягивает ему руку помощи и милосердия. Она спасает Раскольникова от тяжёлого груза, который он взвалил на свои плечи, от помешательства, на грани которого он находился, делит этот груз поровну. «Вместе страдать будем», – говорит она. А чем лучше судьба Раскольниковой Дуни? Ей грозит та же участь.

Её домогается Свидригайлов, в имении которого она служила экономкой. Купить её любовь хочет бездушный делец Лужин, считавший выгодной женитьбу на девушке, которая всем будет обязана только ему. Дуня готова выйти замуж за нелюбимого человека, чтобы хоть чем-то помочь своей семье выбраться из нищеты. Мать и сестра хотят видеть Родиона счастливым, образованным человеком.

Они всеми силами стараются достать хотя бы немного денег, чтобы заплатить за обучение. В страшном, равнодушном мире, где обездоленному, слабому нет жизни, где торжествует , обман, зло, где всё продаётся и покупается, приходиться жить умному, мыслящему человеку. Родион хочет иметь образование, но ему приходиться бросить университет, так как нечем платить за обучение. У него доброе сердце.

Пытаясь помочь своим родным и всем обездоленным, Раскольников приходит к осознанию собственного бессилия перед мировым злом. И вот в такой среде под низким потолком нищенской конуры в уме голодного, отчаявшегося человека зародилась чудовищная теория. Полное отчаяние в невозможности спасти сестру, помочь сломленному жизнью Мармеладову и его семье толкает Родиона на преступление.

Из любви к человечеству он решил совершить зло ради добра. Таким путём он хотел помочь людям, погибающим в нищете и бесправии. Но, совершив преступление, Раскольников переживает глубочайшее душевное потрясение. Он не выносит чувства преступности и этим подтверждает честность простого народа. Вот таков мир, в котором живут герои Ф. М. Достоевского, мир «униженных и оскорблённых».

Романы писателей содержат глубокую правду о невыносимости жизни в капиталистическом обществе, где царствуют Лужины и Свидригайловы с их подлостью, эгоизмом, правду, вызывающую ненависть к миру лжи и лицемерия. Трагизм положения героев Ф. М. Достоевского в том, что они видят безысходность своего положения. Всем содержанием своих произведений Ф. М. Достоевский доказывает, что жить в таком обществе невозможно.

Осуждая «бунт» Раскольникова, тем самым осуждает социальный протест, а значит, и путь революционного преобразования действительности. По мнению писателя, наиболее близки широким народным массам нравственные идеалы смирения, всепрощения, которые исповедует Соня. Ф. М. Достоевский считает, что все люди перед Богом равны, нет «маленьких» и «великих», каждый человек – высшая ценность.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » «Униженные и оскорблённые» в творчестве Ф. М. Достоевского . Литературные сочинения!

Тема «маленького человека» в литературе XIX века (по произведениям Пушкина, Гоголя, Достоевского)

Многие писатели–классики обращались к теме «маленького человека». В их произведениях это не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, доведенный до отчаянья человек. Это социально–психологический тип, то есть человек, ощущающий своё бессилие перед жизнью. Иногда он способен на протест. К бунту «маленького человека» всегда ведет жизненная катастрофа, но исход протеста - безумие, смерть. Именно так изображает его в произведениях «Медный всадник» и «Станционный смотритель», где в бедном чиновнике автору удалось открыть новый драматический характер. Несколько позже Гоголь продолжил развитие этой темы в «петербургских повестях» («Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Шинель»). Но в отличие от Пушкина продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт. Петербург поразил Гоголя картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. По Гоголю, Петербург-город, где человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут. Это город, где, «...кроме фонаря, все дышит обманом». Именно в этом страшном, безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным. Именно здесь нет житья бедному Акакию Акакиевичу. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности. Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия - главный конфликт, лежащий в основе «петербургских повестей».

Герой «Записок сумасшедшего» - Аксентий Иванович Поприщин, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на что не претендует. С чувством достоинства он сидит в кабинете директора и очинивает перья «его высокопревосходительству», преисполненный величайшего уважения к нему. По мнению Поприщина, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убог; но не посмеяться над ним хотел Гоголь. Размышляя над жизнью, Поприщин постепенно теряет рассудок, в нём просыпается оскорблённое человеческое достоинство: «Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною!.. Что я сделал им? За что они мучают меня?». Блок заметил, что в вопле Поприщина слышен «крик самого Гоголя». «Записки сумасшедшего» - вопль протеста против несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где попраны разум и справедливость. Поприщин - порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все обиды и страдания «маленького человека».

Жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола является Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести «Шинель». «Он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться», - так говорит о Башмачкине Гоголь. Автор не скрывает ироничной усмешки, когда описывает ограниченность и убожество своего героя. Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: «В одном департаменте служил один чиновник Башмачкин - робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев». Жалость и сострадание вызывает этот человек, который ни одного слова не отвечает и ведёт себя так, «как будто бы никого и не было перед ним», когда сослуживцы сыпали на голову ему бумажки. И вот таким человеком овладела всепожирающая страсть обзавестись новой шинелью. При этом сила страсти и ее предмет несоизмеримы. В этом ирония Гоголя: ведь решение простой житейской задачи вознесено на высокий пьедестал. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния обратился к «значительному лицу», обобщенному образу представителя власти. Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию «маленького человека». Из кабинета Акакия Акакиевича «вынесли почти без движения». Гоголь подчеркивает общественный смысл конфликта, когда бессловесный и робкий Башмачкин только в предсмертном бреду начинает «сквернохульничать, произнося самые страшные слова». И только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть. Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели «со всех плеч, не разбирая чина и звания».

Мнение критиков и современников Гоголя об этом герое разошлось. Достоевский увидел в «Шинели» «безжалостное издевательство над человеком». - «любовь общую, мировую, христианскую». И в «Записках», и в «Шинели» мы видим не просто «маленького человека», а человека вообще. Перед нами люди одинокие, неуверенные, лишенные надежной опоры, нуждающиеся в сочувствии. Поэтому мы не можем ни беспощадно судить «маленького человека», ни оправдать его: он вызывает и сострадание, и насмешку.

Социальное достоинство «маленького человека» защищает и в романе «Преступление и наказание». Мир отверженных здесь представлен Раскольниковым, его сестрой и матерью, семьёй Мармеладовых, безгласной и подчиняющейся Лизаветой и другими обитателями этого бедного района Петербурга. Автор показывает, что герои ждут от общества сочувствия и справедливости. Они выше окружающих по уму, культуре, образованию и хотят занять в обществе достойное положение, чтобы уважать себя. Но бедность, которая их окружает, таит в себе угрозу окончательно превратить человека в вещь.

Достоевский никогда раньше так широко не изображал нищету и страдания обездоленных, униженных и оскорблённых людей, бесчеловечие и жестокость современной жизни. Его по праву называют певцом «бедных людей», «униженных и оскорблённых». Выступая против социальной несправедливости, против унижения человека, они верят в его высокое призвание. Даже тяжёлые условия жизни не сломили души «бедных людей»; в изображении Достоевского они прекрасны, полны душевной щедрости и красоты.

И Пушкин, и Лермонтов, и Гоголь, и Достоевский в своих произведениях доказали, что всякий человек, кто бы он ни был и как бы низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание. «Все люди перед Богом равны, нет «маленьких» и «великих», каждый человек – личность», - к такому выводу приходит каждый, кто знакомится с произведениями писателей-классиков.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»