2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)
Пояснение.
Комментарии к сочинениям
2.1. Что сближает образы «маленьких людей» - Акакия Акакиевича и портного Петровича? (По повести Н. В. Гоголя «Шинель».)
И Акакий Акакиевич, и Петрович - «маленькие люди», униженные и оскорбленные. Жизнь их ничего не стоит, они словно гости в этой жизни, не имеющие в ней ни своего места, ни определенного значения. Шинель - образ, с которым так или иначе связаны все герои повести: Башмачкин, портной Петрович, сослуживцы Башмачкина, ночные грабители и «значительное лицо». Так, и для Акакия Акакиевича, и для Петровича появление новой шинели – поворотное событие в жизни. Петрович «чувствовал в полной мере, что сделал немалое дело и что вдруг показал себе бездну, разделяющую портных, которые подставляют только подкладки и переправляют, от тех, которые шьют заново». Новенькая шинель, в которую облачается Башмачкин, символически означает как евангельскую «ризу спасения», «светлые одежды», так и женскую ипостась его личности, восполняющую его неполноту: шинель - «вечная идея», «подруга жизни», «светлый гость».
2.2. Каким предстает лирический герой в поэзии А. А. Фета?
Поэзия А.А. Фета отражает мир «летучих настроений». В ней нет места политическим, гражданским мотивам. Основными темами являются природа, любовь, искусство.
Лирический герой Фета тонко ощущает переливы и переходы состояний природы («Шепот, робкое дыханье», «Учись у них - у дуба, у березы», «Ласточки»).
В раздумьях о гармонии и противоречиях человека и природы лирический герой находит свое предназначение - служить красоте, которую понимают только «посвященные» («Одним толчком согнать ладью живую», «Как беден наш язык!..», «Мелодия», «Диана»)… Противоречия составляют и основную черту любовной лирики. Любовь - «борьба неравная двух сердец», вечное столкновение индивидуальностей, это «блаженство и безнадежность» («Она сидела на полу», «Последняя любовь», «С какою негою, с какой тоской влюбленной»),
2.3. Какова роль женских образов в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
Женские образы романа, яркие и самобытные, служат, прежде всего, для того, чтобы «оттенить» натуру Печорина. Бэла, Вера, княжна Мери… На разных этапах жизни героя они сыграли для него важную роль. Это совершенно разные по характеру женщины. Но у них есть одна общая черта: судьба всех этих героинь складывалась трагично. В жизни Печорина была женщина, которую он любил по-настоящему. Это Вера. Кстати, стоит задуматься над символичностью ее имени. Она была его верой в жизнь и в себя. Эта женщина поняла Печорина полностью и приняла его целиком. Хотя ее любовь, глубокая и серьезная, принесла Вере одни лишь страдания: « …я пожертвовала собою, надеясь, что когда-нибудь ты оценишь мою жертву…убедилась, что то была надежда напрасная. Горько мне было!»
А что же Печорин? Он любит Веру, как умеет, как позволяет ему его искалеченная душа. Но красноречивее всех слов о любви Печорина говорит его попытка догнать и остановить любимую женщину. Загнав в этой погоне лошадь, герой падает рядом с ее трупом и начинает безудержно рыдать: «… я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие - исчезли как дым».
Каждый из женских образов романа по-своему уникален и неповторим. Но у всех них есть нечто общее - пагубная страсть к таинственному, неизведанному - к Печорину. И лишь одна девушка не поддалась обаянию героя романа. Это ундина из повести «Тамань».
Все женщины в романе «Герой нашего времени» просто хотели быть счастливы. Но счастье - понятие относительное, сегодня оно есть, а завтра…
2.4. Какое значение для Андрея Соколова имела встреча с Ваней? (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека».)
Андрей Соколов обладает удивительным мужеством и душевной крепостью, пережитые ужасы не делают его озлобленным. Главный герой ведёт непрерывную борьбу внутри себя и выходит из нее победителем. Этот человек, потерявший родных ему людей в годы Великой Отечественной войны, находит смысл жизни в Ванюше, который также остался сиротой: «Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки - как звездочки ночью после дождя!» Именно этот мальчик со «светлыми, как небушко, глазами» и становится новой жизнью главного героя.
Встреча Ванюши с Соколовым была значимой для обоих. Мальчик, у которого отец погиб на фронте, а маму убило в поезде, все еще надеется, что его найдут: «Папка, родненький! Я знаю, что ты меня найдёшь! Всё равно найдёшь! Я так долго ждал, когда ты меня найдёшь». У Андрея Соколова просыпаются отцовские чувства к чужому ребёнку: «Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся…» Славный герой рассказа снова совершает какой-то душевный, а, возможно, и нравственный подвиг, когда берёт мальчишку себе. Он помогает ему встать на ноги и почувствовать себя нужным. Этот ребёнок стал своеобразным «лекарством» для искалеченной души Андрея.
М. Шолохова «Судьба человека».
70 лет прошло с того памятного дня. Дети, родившиеся после войны, уже стали взрослыми, и у них уже родились свои дети… И война постепенно уходит в прошлое, становясь страницей в учебниках истории. Почему же мы вновь и вновь вспоминаем о ней?
Года. 1418 дней. 34 тысяч часов.
И 27 миллионов погибших соотечественников.
27 миллионов погибших. Вы представляете себе, что это такое?
Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать..43 года! 27 миллионов. За 1418 дней – это значить погибло 13 человек в минуту. Вот что значить 27 миллионов!
А сколько среди этих 27 миллионов ваших сверстников. Дети, которые так и не стали взрослыми.
Ребята мы с вами уже третий год участвуем в акции «Читаем детям о войне».
7 мая в 11.00 одновременно в самых разных уголках нашей страны и за её пределами проходит час одновременного чтения произведений о Великой Отечественной войне.
В библиотеках, школах, детских садах, приютах, больницах и других учреждениях дети читают вслух лучшие образцы художественной литературы, посвященной событиям 1941-1945 гг. и великому человеческому подвигу.
Идея проведения подобной акции родилась в Самарской областной детской библиотеке пять лет назад. Количество участников увеличивалось год от года.
В 2014 году участниками Акции стали более 350 000 детей и подростков.
Акцию проводили более 3 000 детских учреждений из 4 стран: Российской Федерации Республики, Беларусь, Республики Казахстан и Украины: большое количество учреждений культуры, образования, здравоохранения и социальной защиты: библиотеки, музеи, детские сады, и огромное количество других организаций.
Основная идея, которой: чтение произведений о наиболее ярких эпизодах войны. Мы зачитывали с вами рассказы Анатолия Митяева «Мешок овсянки» и А. Платонова «Маленький солдат».
В этом году мы с вами прочитаем произведение М. Шолохова «Судьба человека».
Чтение рассказа М.Шолохова.
Обсуждение прочитанного.
Заключение:
Почти полвека прошло с того времени, как был напечатан рассказ «Судьба человека» . Всё дальше и дальше от нас война, беспощадно перемалывающая человеческие жизни, принёсшая столько горя и мук.
Но каждый раз, когда мы встречаемся с героями Шолохова, мы удивляемся тому, как щедро человеческое сердце, как неиссякаема в нём доброта, неистребима потребность уберечь и защитить, даже тогда, когда, казалось бы, о том и думать нечего. Конец рассказа предваряет неторопливое авторское раздумье много видевшего и знающего в жизни человека:
«И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его родина».
В этом раздумье прославление мужества, стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего невозможное.
Вопросы к обсуждению:
Как вы понимаете название рассказа «Судьба человека»?
(В годы тяжелых испытаний для всего советского народа, в период Великой Отечественной войны, это была судьба не одного человека Андрея Соколова, но и множества его современников, прошедших тяжелейшие страдания: фронт, муки фашистского плена, потерю близких, погибших на передовой и в тылу)
Что стало с семьей Андрея Соколова?
(В июне 1942 попала бомба в его дом, жена и обе дочери погибли. Сына дома не было. Узнав о гибели родных, он ушёл добровольцем на фронт.)
Чем поучительна для вас история А.Соколова?
(беспредельный патриотизм, несгибаемая стойкость и мужественное терпение, великодушие, способность к самопожертвованию, защита смысла и правды человеческого существования)
4. Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?
(После встречи с мальчишкой, у которого “ глазёнки - как звёздочка после дождя”, у Соколова “сердце отходит, становится мягче”, “на душе стало легко и как-то светло” Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл”.)
Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем?
(Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку - школа).
В самом начале 1957 года на страницах «Правды» Шолохов опубликовал рассказ «Судьба человека». В нем он рассказал о полной лишений и тяжких испытаний жизни рядового, обыкновенного русского человека Андрея Соколова. Жил он до войны в мире и достатке, делил со своим народом его радости и горести. Вот как он рассказывает о своей довоенной жизни: «Работал я эти десять лет и день, и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали: все трое учились на «отлично», а старшенький, Анатолий, оказался таким способным к математике, что про него даже в центральной газете писали... За десять лет скопили мы немножко деньжонок и перед войной поставили себе домишко об двух комнатах, с кладовкой и коридорчиком. Ирина купила двух коз. Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке».
Война разрушила счастье его семьи, как разрушила она и счастье многих других семей. Ужасы фашистского плена вдали от родины, гибель самых родных и близких людей тяжело легли на душу солдата Соколова. Вспоминая тяжелые годы на войне, Андрей Соколов говорит: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, - сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать... Били за то, что ты русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь... Били запросто, для того чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев...»
Все выдержал Андрей Соколов, так как одна вера поддерживала его: война кончится, и он вернется к своим близким и родным людям, ведь его так ждала Ирина с детьми. Из письма соседа Андрей Соколов узнает, что Ирина и дочери погибли во время бомбежки, когда немцы бомбили авиазавод. «Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс», - вот что осталось от былого семейного благополучия. Одна надежда- сын Анатолий, который успешно воевал, получил шесть орденов и медалей. «И начались у меня по ночам стариковские мечтания: как война кончится, как я сына женю, и сам при молодых жить буду, плотничать и внучат нянчить...» - говорит Андрей. Но и этим мечтам Андрея Соколова не суждено было сбыться. Девятого мая, в День Победы, убил Анатолия немецкий снайпер. «Так похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моего сына, провожая своего командира в далекий путь, и словно что-то во мне оборвалось...» - рассказывает Андрей Соколов.
Остался он совсем один на целом белом свете. Тяжелое неизбывное горе, казалось, навсегда поселилось в его сердце. Шолохов, познакомившись с Андреем Соколовым, обращай’! внимание на его глаза: «Видали вы когда-нибудь, глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной, смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника». Так и смотрит на окружающий мир Соколов глазами, «словно присыпанными пеплом». С его губ срываются слова: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что исказнила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нету и не дождусь!»
Глубоким лиризмом проникнут рассказ Соколова о событии, которое перевернуло всю его жизнь - встрече с одиноким, несчастным мальчиком у дверей чайной: «Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки - как звездочки ночью после дождя!» А когда Соколов узнает, что у мальчика отец погиб на фронте, мать убило во время бомбежки и никого у него нет, и жить негде, закипело у него на душе и решил он: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети. И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло».
Так нашли друг друга два одиноких, несчастных, покалеченных войной человека. Они стали нужны друг другу. Когда Андрей Соколов сказал мальчику, что он его отец, то тот кинулся к нему шею, стал целовать в щеки, в губы, в лоб, звонко и тонко кричать: «Папка, родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!» Забота о мальчике стала самым главным в его жизни. Сердце, которое закаменело от горя, стало мягче. На глазах изменился мальчик: чистый, подстриженный, одетый в чистую и новую одежду, он радовал глаза не только Соколова, но и окружающих. Ванюшка старался быть постоянно с отцом, не расставался с ним ни на минуту. Горячая любовь к приемному сыну переполняла сердце Соколова: «Проснусь, а он у меня под мышкой приютился, как воробей под застрехой, тихонько посапывает, и до того становится радостно на душе, что и словами не скажешь!»
Встреча Андрея Соколова и Ванюши возродила их к новой жизни, спасла от одиночества и тоски, наполнила жизнь Андрея глубоким смыслом. Казалось, после понесенных потерь, кончена его жизнь. Жизнь «исказнила» человека, но’ не смогла его сломить, убить в нем живую душу. Уже в начале рассказа Шолохов дает почувствовать, что мы повстречались с человеком добрым и открытым, скромным и нежным. Простой труженик и солдат, Андрей Соколов воплощает в себе лучшие человеческие черты, обнаруживает глубокий ум, тонкую наблюдательность, мудрость и гуманность.
Рассказ вызывает не только сочувствие и сострадание, но и гордость за русского человека, восхищение его силой, красотой его души, веру в необъятные возможности человека, если это настоящий человек. Именно таким и предстает Андрей Соколов, и автор отдает ему и свою любовь, и уважение, и мужественную гордость, когда с верой в справедливость и разум истории он произносит: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».