Современные чудеса от иконы Божией Матери «Песчанская. Современные чудеса по молитвам к божией матери

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Возможность общецерковного почитания подольских чудотворных икон Божией Матери «Винницко-Рожецкой», «Зиновинской» и «Писаревской» будет рассматриваться Священным Синодом Украинской Православной Церкви. Уникальные материалы об этих святынях собраны историческим отделом Винницкой епархии и были представлены Комиссии по канонизации святых УПЦ.

PravLife публикует три рассказа об этих иконах и чудесах, явленных через них людям.

Чудеса подольских икон 1: «Спасенная из пожара Божья Матерь»

История Рожецкой иконы Богородицы удивительна и полна загадок. За пять веков много чудес и знамений ниспосланы людям через эту святыню.

Старинная литография иконы Божией Матери «Винницко-Рожецкая», по которой сделана реконструкция образа

А начало этой истории связано с двумя древними монастырями, Микулинским и Рожецким, существовавшими в XVI веке на полуострове, омываемом речкой Згар. Микулинская обитель включала три храма, владела обширными землями, имела свой лес, полевое хозяйство и поместье в Рожке, где также находилась церковь, скорее всего часовня. Такое количество храмов и владений свидетельствует о большом масштабе святыни и количестве насельников. Выполнял монастырь и оборонительную функцию, часто укрывая за своими стенами и простых крестьян от нападения татар.

Река Згар

Однако в XVII веке мужской монастырь перестал существовать и после некоторых драматических событий возродился почти через 100 лет как женская обитель, когда в Микулинско-Рожецких лесах поселились бежавшие сюда православные монахини, не желая принимать унию. Благодаря поддержке местного помещика монахини очень быстро отстроили в обители Крестовоздвиженскую церковь и кельи.

– К сожалению, недолго монастырь был православным. Уже в начале 30-х годов XVIII века монахини стали приглашать к себе на богослужение униатских священнослужителей, – рассказывает руководитель исторического отдела Винницкой епархии иерей Назарий Давидовский. – Примерно в это время в монастыре произошел пожар, во время которого сгорела церковь. На пепелище храма монахини нашли единственную икону, которая получила название «Спасенная из пожара Божья Матерь», или «Рожецкая икона Божией Матери».

«Икона не пожелала покидать свой любимый дом»

В 1748 году было принято решение о закрытии Рожецкой обители, передачи ее имущества и перехода монахинь в Винницкий женский монастырь. Однако фактически еще 40 лет монастырь существовал в полулегальном положении. Церковная власть его закрыла, помещик все делал для того, чтобы уничтожить, но монашеская жизнь тем не менее здесь не угасала.

После присоединения Подолья к Российской империи Рожецкий монастырь был признан неспособным к существованию из-за бедности и окончательно закрыт.

– О том, как все же попала Рожецкая икона в Винницу, существует народное предание и документальные факты, – рассказывает о. Назарий Давидовский. – В 1802 году благочинный Иоанн Басарский и депутат Иоанн Кульчицкий приехали в Рожок, чтобы выполнить поручение и перевезти имущество бывшего монастыря в Винницу. Крестьяне с грустью наблюдали за тем, как разбирали старую церковь, а иконы складывали на подводу. Но свою древнюю святыню – Рожецкую икону - не хотели отдавать. Люди поместили ее в бывшей монастырской трапезной. Однако через несколько дней священник вместе с депутатом снова приехали и тайком забрали икону. Когда же люди узнали об этом, то ринулись за исполнителями, чтобы вернуть святыню обратно. Но список Божьей Матери был доставлен в Винницкий монастырь.

Вид через Почтовую (Соборную), где кафедральный собор, на Монастырский переулок (ныне ул. Кропивницкого), нач. ХХ в.

Руководитель исторического отдела Винницкой епархии ссылается на исследование протоиерея Иоанна Шиповича, посвященное Рожецкому монастырю: «Существует в местном народе предание, что икона эта не пожелала покидать свой любимый дом: когда после взятия многих других священных предметов дошла очередь и до нее, то она оказалась настолько тяжелой, что многие люди не могли не только поднять ее, но даже сдвинуть с места, и только тогда оказалось возможным взять и перенести святыню, когда присутствующими был дан обет, что рано или поздно на этом месте будет построена церковь, куда и будет возвращена святая икона».

Большая загадка древней святыни

Более 40 лет Рожецкая икона Божьей Матери пребывала в Благовещенском винницком женском монастыре, и когда обитель перевели в Браилов, чудотворный образ вместе с другими святынями перенесли на новое место.

– Икона находилась в центральном храме Винницко-Браиловского женского монастыря до 1891 года, – рассказывает руководитель исторического отдела Винницкой епархии. – Когда же 17 октября 1888 царская семья спаслась от катастрофы на железной дороге, игуменья монастыря матушка Мелитина дала обет построить Александро-Мариинскую пустынь в селе Рожок. 30 августа 1891 преосвященным Димитрием было совершено освящение построенного храма, куда снова вернулась почитаемая Рожецкая икона.

Браиловский монастырь

Советская власть закрыла Рожецкую пустынь. Во время немецкой оккупации с 1941 по 1942 годы монашеская жизнь возобновилась на короткий срок. По народному преданию, однажды насельницы обнаружили, что Рожецкая чудотворная икона вся покрыта миром, словно плачет. Сестры почувствовали, что приближается беда и решили покинуть обитель, отправившись в Браилов.

Браиловский монастырь

После ухода монахинь в монастыре устроили засаду подпольщики, открыв с колокольни огонь по немецким солдатам. Фашисты сожгли обитель дотла. Больше Рожецкую икону Богородицы никто не видел.

Дальнейшая судьба Рожецкой иконы - большая загадка, – говорит о. Назарий Давидовский. – Промыслом Божиим к нам дошло дореволюционное фото самой иконы и два ее списка. Именно на основе этих составляющих иконописцем Ростиславом Моцпаном и был реконструирован этот старинный и почитаемый на Подолье чудотворный образ.

И поскольку до наших дней Рожецкая обитель не сохранилась, а в кафедральном городе Винница святыня находилась более 40 лет, и здесь же она восстановлена, то исторический отдел Винницкой епархии предлагает именовать святыню как «Винницко-Рожецкая» и установить День ее чествования – 7 сентября (новый стиль), когда была основана Винницкая епархия.

Винницкий Кафедральный Спасо-Преображенский собор

Чудеса подольских икон 2: Богородица на святом образе открыла глаза

Зиновинская чудотворная икона Божьей Матери – один из наиболее древних подольских месточтимых образов Богородицы. Удивительна судьба этой святыни и чудеса, явленные через нее.

Комиссией по канонизации святых Украинской Православной Церкви Зиновинская икона представлена Священному Синоду УПЦ на рассмотрение возможности ее общецерковного почитания.

– Чудотворный образ села Зиновинцы предположительно можно отнести к началу XVII века. По своему изводу он относится к редкой и почти не встречающейся в украинских иконах иконографии Богоматери – «Воспитание», а также «Аравийская», – рассказывает сотрудник исторического отдела Винницкой епархии иконописец Ростислав Моцпан. – Икона написана простым благочестивым жителем села, и можно предположить, что это был искусный иконописец, т.к. образ исполнен на высоком художественном уровне. Редкая иконография и закрытые глаза Богоматери свидетельствуют, что Зиновинский образ написан по особому Божьему промышлению.

Исцеление отрока Даниила

Какое-то время икона находилась в сельском доме, источая по ночам свет. Осознавая особую благодатность святого образа, хозяйка дома отдала его в Зиновинский Иоанно-Богословский храм, построенный жителями села в 1758 году. Икону разместили в алтаре, и от неё происходили чудесные исцеления.

Известной по всему Подолью и за его пределами икона стала после исцеления по молитве к ней отрока Даниила – сына настоятеля Зиновинского храма о. Константина Стрельбицкого. Мальчика в пятилетнем возрасте разбил паралич, и отец-священник положил его перед образом Богородицы со словами: «Матерь Божия, исцели сына моего, если он выздоровеет, я отдам его Тебе на службу».

«Затем губой, которой отирается Чаша после потребления Святых даров, отер лик Богоматери, а после – лицо и голову своего сына. И – о неизреченное Владычицы милосердие – вечером того же дня отрок стал совершенно здоровым», – пишут «Подольские Епархиальные Ведомости» в №35 1893 года.

Православное издание отмечает, что «по горячим молитвам от сего образа совершались многие и великие чудеса… в былые дни около храма сего целый год стекались люди с разных сторон и много болящих, а еще более бесноватых здесь получали исцеления по молитве перед образом Богоматери и после окропления святой водой».

А жизнь Даниила после чудесного исцеления была посвящена Богу. Он принял монашеский постриг с именем Модест и, трудясь на благо Церкви, в возрасте 54 лет был хиротонизирован в епископа Екатеринбургского Александро-Невской Лавры.

Архиепископ Модест (Стрельбицкий)

Всю жизнь архиепископ Модест сохранял в сердце своем память о неизреченной милости Богоматери, даровавшей ему чудесное исцеление. И в 1895 году построил в родном селе величественный Свято-Троицкий храм, где в золоченом резном киоте установили чудотворный образ Зиновинской Божией Матери. Икону покрыли дорогой сребропозлащенной ризой, украшенной драгоценными каменьями.

Архиепископ Модест (Стрельбицкий) до конца своих дней хранил при себе список чудотворного образа и всегда возил его с собой.

После смерти владыки этот список передали в его родное селение и поместили в соборе рядом с чудотворным образом. В сохранившейся до нашего времени храмовой книге есть запись о чудотворном образе, где указано, что глаза на лике Богородицы были закрыты.

Список чудтворного образа Богородицы «Зиновинская»

Спасение святыни и 70 лет до нового чуда

– В 1935 году безбожная советская власть уничтожила Свято-Троицкий собор.

По свидетельству старожилов, в течение первых трех дней разрушения собора чудотворная икона светилась дивным светом, – рассказывает Ростислав Моцпан. – Как обычно, большевиками из храма были изъяты все церковные ценности. С иконы сняли дорогую ризу и вместе с другими иконами свалили в каплычку на кладбище. Одна из селянок взяла чудотворный образ в свой дом и использовала его в хозяйстве как крышку для погреба. Помня о главной святыне села, прихожанка храма Евдокия Дрийчук упросила женщину отдать ей икону и до конца своих дней тайно хранила её в своем доме.

Долгое время Зиновинская икона считалась безвозвратно утерянной. Даже само село Зиновинцы уже нельзя было найти на карте - оно переименовано в Шевченко. Только через 70 лет Пресвятая Богородица вновь явила Свой образ, сотворив новое чудо.

– В 2004 году в Рождественский пост в Винницу прибыл чудотворный кровоточивый образ Спасителя. В это же время хранительница Зиновинской иконы псаломщица Зинаида Серова (дочь Евдокии Дрийчук) увидела, что на иконе Богородица открыла глаза, – рассказывает Ростислав Моцпан. – Поговорив с настоятелем сельского храма, раба Божия Зинаида решила вернуть святыню церкви.

Зиновинская икона Божьей Матери

Когда икону переносили в храм, исцелилась пожилая женщина, страдавшая тяжелой болезнью ног. И это не единственное исцеление, происшедшее в наше время.

Сейчас чудотворная Зиновинская икона Божией Матери находится в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи села Шевченко. Храм обустроен в старой хате, стоящей на месте разрушенного большевиками собора.

– Рядом с чудотворным образом стоит его список, ранее принадлежавший архиепископу Модесту. Благодаря сохранившемуся списку мы видим действительно свершившееся чудо: открытые глаза Богоматери на чудотворном образе и закрытые на старинном списке – рассказывает Ростислав Моцпан. – В течение трехсот лет Богородица через Свою святыню являла в Подолии многие знамения и чудеса. И ныне Она призывает каждого обратиться к Ней в молитве и задуматься о самом главном в жизни - спасении бессмертной своей души.

Чудеса подольских икон 3: образ Богородицы – из колодца

Много милостей и знамений явила Божия Матерь через Свой чудотворный Писаревский образ – одну из самых удивительных месточтимых подольских икон. Священный Синод УПЦ рассмотрит возможность общецерковного почитания этой святыни.

Чудесное явление иконы Божией Матери произошло в селе Писаревка в ХVІІІ веке.

– В день празднования Рождества Иоанна Предтечи, на рассвете, жительница села пришла к колодцу и увидела плавающую в воде икону, – рассказывает сотрудник исторического отдела Винницкой епархии иконописец Ростислав Моцпан. – Весть об этом разошлась по всему селу, но никто из местных жителей не мог вынуть святыню из колодца. Проезжавшие через Писаревку чумаки, после общей молитвы подняли икону и с пением перенесли в дом. Тогда же стало известно о первом чуде - во время поднятия иконы житель села с поврежденной рукой исцелился, прикоснувшись к ней.

Известие о чудесном обретении иконы быстро распространилось по всей округе, и многие болящие, жаждущие исцеления, стали приходить к колодцу за водой, которую почитали чудотворной. Хозяину колодца это не понравилось, и он его засыпал. Вскоре этот человек полностью ослеп и только через 40 лет, перед самой смертью, осознал свой грех и покаялся.

Крестный ход и исцеление болящих

Икона сначала находилась в доме женщины, которая первая ее увидела в колодце. Но вскоре заметили, что на лике Божией Матери появилась влага. Поверхность иконы тщательно вытерли, но влага появлялась вновь и вновь. В народе стали говорить, что икона плачет.

Тогда по благословению священника образ торжественно перенесли в храм Рождества Богородицы соседнего села Гулевцы, поскольку своего храма в Писаревке не было. Празднование иконы было установлено на Рождество Иоанна Предтечи.

В память о чудесном обретении иконы в колодце доске придали круглую форму и изготовили для иконы специальный круглый киот с резной рамой.

– Когда в 1885 году в Писаревке была построена деревянная Свято-Покровская церковь, икона крестным ходом была перенесена в новопостроенный храм и поставлена в иконостас, где для неё было отведено особое место над Царскими Вратами, – рассказывает Ростислав Моцпан. – Во время молебнов икона торжественно опускалась для поклонения верующих. Приходившие на молитву в храм получали исцеление, и поэтому икона почиталась в народе чудотворной.

Ростислав приводит пример, о котором рассказывали старожилы:

«Девица села Пикова, узнав о чудесных исцелениях, происходящих по молитвам перед иконой, надеясь на выздоровление от тяжкого недуга, попросила людей помочь ей добраться до церкви. После вечерней службы ей разрешили остаться в храме. Проведя ночь в молитве перед иконой, наутро девушка почувствовала себя здоровой и самостоятельно вернулась домой».

Безбожники соблазнились блеском меди

В начале ХХ века для Писаревской иконы Богородицы был сделан медный чеканный оклад. А когда вскоре после революции с чудотворным образом совершался крестный ход к Калиновскому кресту, комсомольцы, препятствующие религиозному шествию, прельстились блеском медного оклада, приняв его за золотой. Безбожники попытались отобрать икону у верующих, но людям удалось спрятать святыню и тайно вернуть ее в храм.

– В 1936 году местные активисты-безбожники разрушили храм и свалили все иконы во дворе для сожжения. Когда выбросили чудотворную икону Божией Матери, она скатилась вниз с холма к одному из домов, – рассказывает Ростислав Моцпан. – Безбожники забыли об иконе, а верующие спрятали её в специально сделанном помещении с нишей, в которую поместили образ. Здесь прихожане Писаревки и жители окрестных сел молились Царице Небесной и просили Её заступничества о прекращении гонений на Церковь и верующих.

Страх перед властями и безумие роженицы

Разрушенный храм послужил строительным материалом для клуба, который построили в центре Писаревки перед войной.

А во время фашистской оккупации некий представитель немецких властей, не найдя в селе церкви, приказал за сутки построить здание для богослужений. На клубе за ночь установили новые кресты и собрали сохранившиеся у жителей села иконы. Месточтимую святыню также принесли на новое место.

Но после освобождения Писаревки храм закрыли и перестроили под магазин.

– Из страха перед властями никто из верующих не решался забрать икону в свой дом, поэтому она сильно пострадала от сырости, – рассказывает Ростислав Моцпан. – Но это забвение продолжалось недолго. Икона стала являться во время сна одному из местных жителей, и он из страха Божия решил забрать образ в дом своей матери Матроны. В этом доме, в отдельной молельной комнате, икона пребывала до конца 60-х годов. По просьбе хозяйки монахиня, проживавшая в соседнем селе после закрытия Браиловского монастыря, сделала для иконы бархатный оклад с вышитой надписью.

Писаревская икона Божьей Матери до реставрации

Чудеса от иконы продолжались и все эти годы. Рассказы о дивных исцелениях передавались из уст в уста, становились преданием. Например, в дом, где хранилась икона, привезли молодую женщину, впавшую в безумие после родовой горячки и не признающую своего ребёнка. К чудотворному образу больную удалось подвести ценой огромных усилий. Но как только женщина приложилась к иконе, она тут же пришла в себя – успокоилась и стала ясно мыслить. Позже эта женщина часто молилась Богородице перед Её чудотворным образом.

Под спудом древности и праздник в Писаревке

Со временем икона потускнела – лики Богородицы и Младенца стали едва видны. И местный художник-самоучка вызвался поновить образ, написав поверх новое изображение.

– Изображение получилось грубым и далеким от первоначального образа – икону просто невозможно было узнать, – рассказывает Ростислав Моцпан. – Хранительница иконы, раба Божия Марфа, предпринимала попытки очистить икону от позднейшей записи, но, не имея навыков, не смогла этого сделать.

Писаревская икона Божьей Матери

Пройдет еще более 20 лет, и иконописец Ростислав Моцпан собственноручно отреставрирует Писаревский чудотворный образ Божией Матери. Работа по восстановлению старинной иконы заняла у мастера около полугода.

Сейчас святыня находится в новом каменном Покровском храме села Писаревка. На месте старой сельской церкви установлен памятный Крест. И хотя колодец, где была обретена икона, не сохранился, жители села не забыли это место. Теперь там установлен поклонный Крест и выкопан новый колодец, вода которого почитается местными жителями целебной и благодатной. Возле колодца ежегодно в день обретения иконы совершается водосвятный молебен, и этот день в Писаревке считают праздником.

У любой иконы в храме можно просить о здоровье и благополучии. Но есть иконы, помогающие в особых случаях.

«Неупиваемая чаша»

В храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала.

К иконе обращаются с просьбой помочь в борьбе с пьянством, наркозависимостью и даже пристрастием к азартным играм.

В России почитание иконы началось в конце XIX века. Один крестьянин Тульской губернии, отставной солдат, был горьким пьяницей. Дошло до того, что у него отнялись ноги. И вот во сне перед ним предстал старец-схимник со словами: «Иди в город Серпухов в монастырь, там есть икона «Неупиваемая чаша». Отслужи перед ней молебен и будешь здоров». Пьяница не послушался, сон повторился, а в третий раз старец настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пополз в Серпухов на четвереньках. На ночлег он остановился в деревне, где сердобольная хозяйка отёрла его окровавленные ноги, и наутро крестьянин смог на них немного удержаться. В следующую ночь стало ещё лучше, и он, опираясь на костыли, добрёл до монастыря. Однако там никто не знал такой иконы. Наконец, вспомнили, что в проходе в ризницу висит икона с изображением чаши. На её оборотной стороне увидели надпись «Неупиваемая чаша». Образ перенесли в храм, отслужили молебен. Из Серпухова бывший пьяница вернулся здоровым и непьющим. Весть разошлась по окрестностям, к иконе стали стекаться богомольцы. Не только сами пьяницы, но и их родные и близкие. После революции монастырь закрыли, а все иконы сожгли.

Только в девяностых годах ХХ века московский иконописец Александр Соколов создал новую икону. И когда в Петербурге восстанавливали храм Воскресения Христова, при котором до революции действовало Общество трезвости, петербуржец Сергей Голубев написал её список. Каждый понедельник в 18 часов перед иконой проходит молебен.

«Хлебная икона»

В храме «Взыскание погибших» на ул. Добровольцев, 35.

У этого образа Божией матери просят о ниспослании хлеба насущного, избавления от материальных трудностей, сохранения или поиска работы.

…В XVI веке в Соловецком монастыре икона явилась монаху - будущему святителю Филиппу Московскому, который пёк хлеб для братии. Икону установили в пекарне, отсюда и название - «Хлебная». После закрытия обители икона была утрачена, но сохранились списки.

В блокадном Ленинграде, осенью 1941 года, икону нашла Наталья Васильевна Лихачёва, мать двоих детей. Семья оголодала так, что ели газеты. В эти страшные дни на улице Наталью Васильевну застал обстрел. Она упала, а когда поднялась - с удивлением увидела три иконки. На одной была надпись: «Хлебная Пресв. Богородица». Женщина принесла иконы домой. На другой день какой-то проходящий мимо дома солдат дал ей килограмм овса. Это была первая помощь от иконы.

Семья выжила и бережно хранила образ. А дочь Натальи Васильевны - Нина Михайловна завещала образ храму, построенному на месте кровопролитных боёв, на переднем крае обороны Ленинграда. Попав в храм, икона стала чудесно обновляться: потемневший от времени лик просветлел.

Невская «Скоропослушница»

В Троицком соборе Александро-Невской лавры.

Само название иконы говорит о том, что к Богоматери обращаются в случаях, когда нужна экстренная помощь.

История образа и связанных с ним чудес насчитывает уже более тысячелетия. Икона храниться на Афоне, а 1914 году монахи подарили Петербургу её список. «Скоропослушницу» поместили в специально построенной часовне, но она сгорела. Каково же было удивление, когда на пепелище обнаружили сохранившийся образ! Слава о чуде распространилась по городу. К иконе шли со всего Петербурга, а к больным и немощным её возили на дом. Есть свидетельство, что больная раком умирающая женщина после молебна, отслуженного у её постели, выздоровела. Икона помогает излечению от «падучей и беснования», а также - попавшим в плен и в стихийное бедствие, к примеру - кораблекрушение.

Интересно, что петербургский образ отличается от канонического, поэтому нашу икону назвали «Невская». Она считается хранительницей города наряду с Богоматерью Казанской, Царскосельской и Скорбященской (с грошиками).

Справка

Списком иконы называется копия с определённой почитаемой иконы. Так как она считается явлением Божественной истины, а иконописец при создании образа играет роль лишь посредника - проводника этой истины, то «прототип» и «копия» абсолютно равнозначны, список имеет то же именование, что и оригинальная икона, и обладает всеми её свойствами. Вопроса подлинности для иконы не существует, каждая каноническая икона подлинна, так как указывает на Божественный первообраз. Этим может объясняться, к примеру, огромное количество разнотипных икон, относимых преданием к одному источнику. Действительно, каждый список может считаться в какой-то мере подлинником.

Чудотворная икона Богородицы Взыскание Погибших – это божественное изображение заступницы, которая утешает людей во всех скорбях. Данную икону также называют «Избавлением от бед страждущих». Празднование в честь лика Девы Марии проводится ежегодно 18 февраля (по старому стилю – 5 февраля).

Почему этот образ так называют?

Верующих интересует, почему этот лик Пресвятой Богородицы называется «Взыскание погибших»? На самом деле речь идет не о мертвых людях. Погибшими принято называть тех, кто перестал видеть что-либо хорошее в своей жизни, утратил надежду, потерял опору, именно эти люди и об этих людях молятся данной иконе.

Богородица дает силы просящему и тому, за кого просят. Пресвятая Дева готова удостоить прощения, то есть взыскать, каждого, кто находится на краю гибели в прямом или переносном смысле. Основное значение иконы – возвращение к вере тех людей, которые утонули в пороках или нищете, страдают от болезней. Образ «Взыскание погибших» – это последняя надежда для тех, кто впал в отчаяние и не может помочь себе. Также этот лик – опора для родителей, молящихся о своих детях. Пресвятая Богородица считается покровительницей и заступницей малолетних.

Иконографические особенности образа

На этой иконе Божья Матерь изображена сидящей. На ее коленях стоит маленький Иисус и обнимает мать руками за шею, левой щекой прижимается к ее щеке. Руки Святой Девы образуют кольцо вокруг фигуры младенца Христа, пальцы ее сцеплены в замок. Хотя изображение не нарушает каноны иконографии, такой вид святыни является одним из самых редких.

Существует несколько вариантов этого изображения: с покрытой и непокрытой головой Богородицы, со сцепленными или не сцепленными руками. Иногда композиция включает дополнительные элементы, например, изображение святых или окно с пейзажем. Так, на Московской иконе Дева Мария изображена в окружении святых и с непокрытой головой.

На Борской иконе, в верхней части, изображено крещение Христово. Это связано с тем, что крестьянин Обухов, согласно поверьям, был спасён от смерти чудодейственным образом именно в праздник Крещения. Необычны и размеры данного изображения: его высота превышает 200 см, а ширина составляет 125 см.

Сейчас святыню можно увидеть во многих храмах. Она присутствует в таких обителях, как:

  1. Собор Воскресения Словущего (Москва)
  2. Храм Положения Ризы Господней (Москва).
  3. Храм Воскресения Христова (Тарус).
  4. Высоцкий мужской монастырь (Серпухов).
  5. Никольский собор (Серпухов).
  6. Покровский кафедральный собор (Самара).
  7. Храм Покрова Божией Матери (Мариенбург).

Следует помнить, что чудотворной силой обладает не только оригинал образа, но и многие списки с него.

В чем помогает Святой лик?

Главный вопрос, которым задаются православные христиане, узнав о существовании данного образа: о чем молятся иконе Взыскание Погибших? К изображению Божьей Матери обращаются, если молящиеся или их близкие:

  • отвернулись от Господа, потеряли Веру во всё хорошее и надежду на счастливое будущее;
  • хотят получить защиту для себя или своих близких в период боевых действий;
  • желают избавиться от различных недугов: головных болей, лихорадки, болезней глаз, различных тяжёлых заболеваний;
  • надеются освободиться от пагубных зависимостей (алкогольной, наркотической);
  • надеются удачно создать семью, обрести счастье в отношениях, научиться мудрости и терпению (чаще всего с такими просьбами обращаются молодые девушки);
  • хотят, чтобы их брак был крепким и счастливым;
  • желают раскаяться и получить прощение за совершенные грехи;
  • хотят, чтобы их дети росли здоровыми и счастливыми;
  • надеются облегчить состояние безнадежных больных.

Богоматерь поможет всем, кто к ней обращается. Главное, чтобы молитва шла от чистого сердца и исполнялась с абсолютной верой в Бога. Чем сильнее вера человека, тем быстрее он получит помощь и заступничество от Девы Марии.

Как обращаться к образу Пресвятой Девы?

Молиться Матери Божьей можно, используя канон или своими словами. Бывает так, что человек начинает обращение к образу, используя текст канона, но по ходу молитвы у него начинают вырываться свои слова, идущие от сердца. В этом случае нужно сказать всё, чего хочет душа, а потом продолжить читать канон. Лучше всего обращаться к Пресвятой Богородице перед иконой в храме.

Мы, православные христиане, чаще всего молимся Деве Марии с помощью двух молитвенных текстов. Также существует акафист (хвалебное церковное пение) образу Богородицы. В акафисте содержится 13 кондаков и икосов. Там освещаются некоторые события, связанные с появлением данной иконы и с ее восхвалением. Канон также содержит просьбы к Богоматери о помощи и защите, в конце обращения читается заключительная молитва об избавлении всех людей от бед.

История образа и легенды, связанные с ним

Первые упоминания об иконе Богоматери «Взыскание погибших» относятся к VI веку, именно тогда люди впервые увидели чудеса, сотворенные Святым образом. Согласно легендам, инок Феофил, исполнявший обязанности церковного эконома в Адане, был оклеветан, а затем изгнан из дома архиерея. Он затаил в душе сильную обиду на тех, кто так поступил с ним, отвернулся от Бога и Девы Марии. Затем заключил союз с дьяволом.

Но оказавшись на пороге духовной гибели, Феофил очень испугался всего того, что успел совершить. Он искренне, горячо попросил Деву Марию спасти его. Он молился образу Богоматери, который называл «Взыскание погибших». Божья Матерь, услышав искреннюю молитву, приняла раскаяние Феофила. Она подарила ему прощение, освободила от обязательств перед дьяволом. После этого инок посвятил свою жизнь служению Богу.

Первые чудеса, сотворенные Святым Ликом на Руси

Первое упоминание об иконе «Взыскание погибших» на территории Руси присутствует в церковных записях 1548 года. Данный образ находился в Московском храме Воскресения Словущего, принадлежал предположительно кисти итальянского художника.

Согласно легендам, в 1666 году воевода города Саратова Кадышев был ранен, но исцелился после того как увидел в Волге чудотворный образ Девы Марии. Спустя 200 лет его потомок Кадышева основала в селе Раковка женский монастырь и стала его первой настоятельницей. Главной ценностью этого монастыря была икона «Взыскание погибших», которая исцелила много верующих. Граф Шереметьев заказал для этого образа золоченый киот, украшенный драгоценностями. Он это сделал из благодарности за исцеление своего сына.

Деяния Борского (Тарусского) образа

Наиболее известным чудом, сотворенным Борскою иконою Божьей Матери, является спасение крестьянина Федота Обухова. Он выехал из дома в сильный мороз и заблудился по пути, к вечеру крестьянин обессилел и сильно замерз, после чего с чувством безнадежности лег в сани и начал молиться Деве Марии.

Он пообещал Святой Заступнице, что если останется жив, то закажет список с иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и передаст его приходской церкви. Чудесным образом сани Обухова оказались у одной из крестьянских изб. Хозяин этой избы услышал женский голос, который сказал: «Возьмите!». Он вышел на улицу, увидел замерзающего в санях Федота.

После выздоровления Обухов не забыл о своем обете и обратился к иконописцу Гурову с просьбой нарисовать икону. Но иконописец потребовал у крестьянина такую сумму денег, которой у того не было. Как только Обухов вышел за дверь, иконописец ослеп. Тогда он осознал, что получил наказание за свою жадность. После этого Гуров пообещал Федоту написать извод за любую цену, и зрение к нему вернулась.

Икона, написанная по заказу Федота Обухова, была пожертвована церкви села Бор. Многие люди приходили поклоняться этому образу и просить о его заступничестве. На пожертвования прихожан затем был возведен новый храм. И снова случилось чудо. Церковный староста во сне увидел, где будет располагаться данная икона, а потом из Синода пришёл указ о строительстве храма именно в этом месте.

В 1871 году святой образ спас город Серпухов от эпидемии холеры. Также икона помогла излечить немого и парализованного мальчика. В благодарность за совершенные чудеса жители города подарили борскому храму Евангелие, на котором была изображена икона и сделана запись о свершившихся чудесах.

Данное изображение было утрачено в советский период, но в 1985 году церкви Воскресения Христова Тарусского района был передан список с этой иконы. О том, что это копия почитаемого Лика, свидетельствует надпись на изображении.

Чудеса образа из храма Воскресения Словущего

Согласно преданию, Лик Божией Матери, находящийся сейчас в храме Воскресения Словущего, был перенесен из Храма Рождества Христова в Палашевском переулке.

Последний собственник иконы стал вдовцом и оказался на пороге нищеты. Он усердно молился Пресвятой Богородице, прося ее спасти его от отчаяния и устроить судьбу трёх его дочерей. Дева Мария откликнулась на мольбы мужчины и помогла его дочерям удачно выйти замуж. Собственник счел себя недостойным держать этот чудотворный образ дома и передал его храму.

В 1812 году французы разграбили Палашевский храм. Верующие после этого нашли икону среди хлама, она была расколота на три части. Но даже в таком виде чудотворный лик совершил множество исцелений. К нему обращались невесты накануне свадьбы с просьбой о счастливом браке, а также люди, погибающие от нищеты, пьянства, болезней. К иконе приходили матери, просившие о заступничестве для своих детей.

Восстановленный храм работал до 1934 года, а потом его закрыли. Иконы и утварь из храма передавались различным монастырям, церквям. Образ «Взыскание погибших» сам для себя выбрал новый дом. Когда икону пытались перевезти в Пименовскую церковь, повозка не сдвинулась с места.

Тогда люди решили, что сама Богородица не хочет там находиться, и выбрали для святыни новое место – Воскресную церковь, которая располагалась на Малой Бронной. Повозка буквально летела к месту назначения. После того, как церковь была снесена, образ переместили в храм Воскресения Словущего.

История святого лика из Высоцкого монастыря

Чудотворная икона ежегодно, начиная с 1892 года, доставлялась в город Серпухов для осуществления торжественного Крестного Хода. Каждый православный христианин имел возможность поклониться этой святыне и попросить Богоматерь о помощи. Особой удачей считалась возможность принять этот образ для молитвы у себя дома.

Прекратился обычай после Октябрьской революции, а храм, где хранилась икона, был уничтожен. Но верующие продолжали поклоняться святыне и бережно хранили ее списки. Одна из таких копий находилась в Троицком храме, но он был закрыт в 1961 году, а икона перестала быть доступной для верующих, 35 лет она находилась в хранилищах историко-художественного музея Серпухова.

Святой образ вновь появился в городе в 1996 году, его поместили в Ильинский храм для осуществления молитв. Этот день стал настоящим праздником для жителей города. Окончательное возвращение «Взыскания погибших» произошло 18 мая 1997 года, когда икона была передана историко-художественным музеем Высоцкому монастырю. Сейчас Святой лик доступен верующим и продолжает совершать чудеса.

Легенда о чудесах образа из Псковского монастыря

Легендами овеяно появление Божественного образа в Псковском монастыре. Согласно преданию, блаженная Матрона Московская сообщила своей матери о том, что ей всё время снится, будто к ним в церковь просится Царица Небесная. После этого Матрона благословила женщин на сбор денег по всем деревням для изготовления святыни.

Одни верующие приносили щедрые пожертвования, а другие скупились. Так, один мужчина нехотя отдал один рубль, а его брат посмеялся и дал всего одну копейку. Когда пожертвования принесли Матроне, она их перебрала, нашла те самые рубль и копейку, и попросила вернуть их обратно, потому что они портили все остальные деньги.

Когда была собрана необходимая сумма, Матрона обратилась к художнику и спросила, сможет ли тот изготовить образ. Он ответил, что это для него привычное дело. Матрона повелела ему исповедаться и причаститься у Святых Христовых Тайн, и только после этого приступать к работе. Художник так и сделал, но через время вернулся к Матроне и сказал, что у него не получается написать образ.

Блаженная почувствовала, что у иконописца остался один не исповеданный грех. Она сообщила ему об этом. Художник был потрясён и снова отправился на покаяние и причастие. Также он попросил прощения у Святой Матроны. После этого проповедница сказала ему, что теперь он сможет написать икону. Он действительно смог ее изготовить. Матрона не расставалась с этим Святым ликом до самой смерти. Сейчас изображение хранится рядом с мощами блаженной.

Другие известные образы

Чудесные события связаны не только с вышеперечисленными иконами, но и с другими изображениями «Взыскание погибших». Так, Лик, который хранится в церкви Покрова Божьей Матери города Мариенбурга, был написан в 1888 году монахинями из Раковской женской обители.

После Октябрьской революции Святой образ был утрачен, но чудом найден в 50-е годы прошлого века. Долгое время он использовался как доска на пешеходном мосту. Затем его поместили в храм Покрова Божией Матери, после чего стали происходить чудеса. Лик начал мироточить накануне празднования Дня памяти этой иконы в феврале 1994 года.

Согласно сохранившимся старинным рукописям, икона из Раковского монастыря несколько раз образом меняла свой вид: обычно она была темной, с едва различимыми изображениями, но иногда образ просветлялся, начинал светиться изнутри. Верующие считали это Божьим посланием о предстоящих радостных событиях. Также описан случай появления на руках Богородицы и Иисуса капель миро. Это происходило с мая по октябрь 1895 года, то есть, в первые месяцы после освящения нового Свято-Троицкого монастыря.

А чудотворный образ «Взыскание погибших» из села Малижина Харьковской губернии, появившийся в 1770 году, три раза избавлял местных жителей от холеры.

Возможность общецерковного почитания подольских чудотворных икон Божией Матери «Винницко-Рожецкой», «Зиновинской» и «Писаревской» будет рассматриваться Священным Синодом Украинской Православной Церкви. Уникальные материалы об этих святынях собраны историческим отделом Винницкой епархии и были представлены Комиссии по канонизации святых УПЦ.

PravLife публикует три рассказа об этих иконах и чудесах, явленных через них людям.

Чудеса подольских икон 1: «Спасенная из пожара Божья Матерь»

История Рожецкой иконы Богородицы удивительна и полна загадок. За пять веков много чудес и знамений ниспосланы людям через эту святыню.

Старинная литография иконы Божией Матери «Винницко-Рожецкая», по которой сделана реконструкция образа

А начало этой истории связано с двумя древними монастырями, Микулинским и Рожецким, существовавшими в XVI веке на полуострове, омываемом речкой Згар. Микулинская обитель включала три храма, владела обширными землями, имела свой лес, полевое хозяйство и поместье в Рожке, где также находилась церковь, скорее всего часовня. Такое количество храмов и владений свидетельствует о большом масштабе святыни и количестве насельников. Выполнял монастырь и оборонительную функцию, часто укрывая за своими стенами и простых крестьян от нападения татар.

Река Згар

Однако в XVII веке мужской монастырь перестал существовать и после некоторых драматических событий возродился почти через 100 лет как женская обитель, когда в Микулинско-Рожецких лесах поселились бежавшие сюда православные монахини, не желая принимать унию. Благодаря поддержке местного помещика монахини очень быстро отстроили в обители Крестовоздвиженскую церковь и кельи.

– К сожалению, недолго монастырь был православным. Уже в начале 30-х годов XVIII века монахини стали приглашать к себе на богослужение униатских священнослужителей, – рассказывает руководитель исторического отдела Винницкой епархии иерей Назарий Давидовский. – Примерно в это время в монастыре произошел пожар, во время которого сгорела церковь. На пепелище храма монахини нашли единственную икону, которая получила название «Спасенная из пожара Божья Матерь», или «Рожецкая икона Божией Матери».

«Икона не пожелала покидать свой любимый дом»

В 1748 году было принято решение о закрытии Рожецкой обители, передачи ее имущества и перехода монахинь в Винницкий женский монастырь. Однако фактически еще 40 лет монастырь существовал в полулегальном положении. Церковная власть его закрыла, помещик все делал для того, чтобы уничтожить, но монашеская жизнь тем не менее здесь не угасала.

После присоединения Подолья к Российской империи Рожецкий монастырь был признан неспособным к существованию из-за бедности и окончательно закрыт.

– О том, как все же попала Рожецкая икона в Винницу, существует народное предание и документальные факты, – рассказывает о. Назарий Давидовский. – В 1802 году благочинный Иоанн Басарский и депутат Иоанн Кульчицкий приехали в Рожок, чтобы выполнить поручение и перевезти имущество бывшего монастыря в Винницу. Крестьяне с грустью наблюдали за тем, как разбирали старую церковь, а иконы складывали на подводу. Но свою древнюю святыню – Рожецкую икону - не хотели отдавать. Люди поместили ее в бывшей монастырской трапезной. Однако через несколько дней священник вместе с депутатом снова приехали и тайком забрали икону. Когда же люди узнали об этом, то ринулись за исполнителями, чтобы вернуть святыню обратно. Но список Божьей Матери был доставлен в Винницкий монастырь.

Вид через Почтовую (Соборную), где кафедральный собор, на Монастырский переулок (ныне ул. Кропивницкого), нач. ХХ в.

Руководитель исторического отдела Винницкой епархии ссылается на исследование протоиерея Иоанна Шиповича, посвященное Рожецкому монастырю: «Существует в местном народе предание, что икона эта не пожелала покидать свой любимый дом: когда после взятия многих других священных предметов дошла очередь и до нее, то она оказалась настолько тяжелой, что многие люди не могли не только поднять ее, но даже сдвинуть с места, и только тогда оказалось возможным взять и перенести святыню, когда присутствующими был дан обет, что рано или поздно на этом месте будет построена церковь, куда и будет возвращена святая икона».

Большая загадка древней святыни

Более 40 лет Рожецкая икона Божьей Матери пребывала в Благовещенском винницком женском монастыре, и когда обитель перевели в Браилов, чудотворный образ вместе с другими святынями перенесли на новое место.

– Икона находилась в центральном храме Винницко-Браиловского женского монастыря до 1891 года, – рассказывает руководитель исторического отдела Винницкой епархии. – Когда же 17 октября 1888 царская семья спаслась от катастрофы на железной дороге, игуменья монастыря матушка Мелитина дала обет построить Александро-Мариинскую пустынь в селе Рожок. 30 августа 1891 преосвященным Димитрием было совершено освящение построенного храма, куда снова вернулась почитаемая Рожецкая икона.

Браиловский монастырь

Советская власть закрыла Рожецкую пустынь. Во время немецкой оккупации с 1941 по 1942 годы монашеская жизнь возобновилась на короткий срок. По народному преданию, однажды насельницы обнаружили, что Рожецкая чудотворная икона вся покрыта миром, словно плачет. Сестры почувствовали, что приближается беда и решили покинуть обитель, отправившись в Браилов.

Браиловский монастырь

После ухода монахинь в монастыре устроили засаду подпольщики, открыв с колокольни огонь по немецким солдатам. Фашисты сожгли обитель дотла. Больше Рожецкую икону Богородицы никто не видел.

– Дальнейшая судьба Рожецкой иконы - большая загадка, – говорит о. Назарий Давидовский. – Промыслом Божиим к нам дошло дореволюционное фото самой иконы и два ее списка. Именно на основе этих составляющих иконописцем Ростиславом Моцпаном и был реконструирован этот старинный и почитаемый на Подолье чудотворный образ.

И поскольку до наших дней Рожецкая обитель не сохранилась, а в кафедральном городе Винница святыня находилась более 40 лет, и здесь же она восстановлена, то исторический отдел Винницкой епархии предлагает именовать святыню как «Винницко-Рожецкая» и установить День ее чествования – 7 сентября (новый стиль), когда была основана Винницкая епархия.

Винницкий Кафедральный Спасо-Преображенский собор

Чудеса подольских икон 2: Богородица на святом образе открыла глаза

Зиновинская чудотворная икона Божьей Матери – один из наиболее древних подольских месточтимых образов Богородицы. Удивительна судьба этой святыни и чудеса, явленные через нее.

Комиссией по канонизации святых Украинской Православной Церкви Зиновинская икона представлена Священному Синоду УПЦ на рассмотрение возможности ее общецерковного почитания.

– Чудотворный образ села Зиновинцы предположительно можно отнести к началу XVII века. По своему изводу он относится к редкой и почти не встречающейся в украинских иконах иконографии Богоматери – «Воспитание», а также «Аравийская», – рассказывает сотрудник исторического отдела Винницкой епархии иконописец Ростислав Моцпан. – Икона написана простым благочестивым жителем села, и можно предположить, что это был искусный иконописец, т.к. образ исполнен на высоком художественном уровне. Редкая иконография и закрытые глаза Богоматери свидетельствуют, что Зиновинский образ написан по особому Божьему промышлению.

Исцеление отрока Даниила

Какое-то время икона находилась в сельском доме, источая по ночам свет. Осознавая особую благодатность святого образа, хозяйка дома отдала его в Зиновинский Иоанно-Богословский храм, построенный жителями села в 1758 году. Икону разместили в алтаре, и от неё происходили чудесные исцеления.

Известной по всему Подолью и за его пределами икона стала после исцеления по молитве к ней отрока Даниила – сына настоятеля Зиновинского храма о. Константина Стрельбицкого. Мальчика в пятилетнем возрасте разбил паралич, и отец-священник положил его перед образом Богородицы со словами: «Матерь Божия, исцели сына моего, если он выздоровеет, я отдам его Тебе на службу».

«Затем губой, которой отирается Чаша после потребления Святых даров, отер лик Богоматери, а после – лицо и голову своего сына. И – о неизреченное Владычицы милосердие – вечером того же дня отрок стал совершенно здоровым», – пишут «Подольские Епархиальные Ведомости» в №35 1893 года.

Православное издание отмечает, что «по горячим молитвам от сего образа совершались многие и великие чудеса… в былые дни около храма сего целый год стекались люди с разных сторон и много болящих, а еще более бесноватых здесь получали исцеления по молитве перед образом Богоматери и после окропления святой водой».

А жизнь Даниила после чудесного исцеления была посвящена Богу. Он принял монашеский постриг с именем Модест и, трудясь на благо Церкви, в возрасте 54 лет был хиротонизирован в епископа Екатеринбургского Александро-Невской Лавры.

Архиепископ Модест (Стрельбицкий)

Всю жизнь архиепископ Модест сохранял в сердце своем память о неизреченной милости Богоматери, даровавшей ему чудесное исцеление. И в 1895 году построил в родном селе величественный Свято-Троицкий храм, где в золоченом резном киоте установили чудотворный образ Зиновинской Божией Матери. Икону покрыли дорогой сребропозлащенной ризой, украшенной драгоценными каменьями.

Архиепископ Модест (Стрельбицкий) до конца своих дней хранил при себе список чудотворного образа и всегда возил его с собой.

После смерти владыки этот список передали в его родное селение и поместили в соборе рядом с чудотворным образом. В сохранившейся до нашего времени храмовой книге есть запись о чудотворном образе, где указано, что глаза на лике Богородицы были закрыты.

Список чудтворного образа Богородицы «Зиновинская»

Спасение святыни и 70 лет до нового чуда

– В 1935 году безбожная советская власть уничтожила Свято-Троицкий собор.

По свидетельству старожилов, в течение первых трех дней разрушения собора чудотворная икона светилась дивным светом, – рассказывает Ростислав Моцпан. – Как обычно, большевиками из храма были изъяты все церковные ценности. С иконы сняли дорогую ризу и вместе с другими иконами свалили в каплычку на кладбище. Одна из селянок взяла чудотворный образ в свой дом и использовала его в хозяйстве как крышку для погреба. Помня о главной святыне села, прихожанка храма Евдокия Дрийчук упросила женщину отдать ей икону и до конца своих дней тайно хранила её в своем доме.

Долгое время Зиновинская икона считалась безвозвратно утерянной. Даже само село Зиновинцы уже нельзя было найти на карте - оно переименовано в Шевченко. Только через 70 лет Пресвятая Богородица вновь явила Свой образ, сотворив новое чудо.

– В 2004 году в Рождественский пост в Винницу прибыл чудотворный кровоточивый образ Спасителя. В это же время хранительница Зиновинской иконы псаломщица Зинаида Серова (дочь Евдокии Дрийчук) увидела, что на иконе Богородица открыла глаза, – рассказывает Ростислав Моцпан. – Поговорив с настоятелем сельского храма, раба Божия Зинаида решила вернуть святыню церкви.

Зиновинская икона Божьей Матери

Когда икону переносили в храм, исцелилась пожилая женщина, страдавшая тяжелой болезнью ног. И это не единственное исцеление, происшедшее в наше время.

Сейчас чудотворная Зиновинская икона Божией Матери находится в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи села Шевченко. Храм обустроен в старой хате, стоящей на месте разрушенного большевиками собора.

– Рядом с чудотворным образом стоит его список, ранее принадлежавший архиепископу Модесту. Благодаря сохранившемуся списку мы видим действительно свершившееся чудо: открытые глаза Богоматери на чудотворном образе и закрытые на старинном списке – рассказывает Ростислав Моцпан. – В течение трехсот лет Богородица через Свою святыню являла в Подолии многие знамения и чудеса. И ныне Она призывает каждого обратиться к Ней в молитве и задуматься о самом главном в жизни - спасении бессмертной своей души.

Чудеса подольских икон 3: образ Богородицы – из колодца

Много милостей и знамений явила Божия Матерь через Свой чудотворный Писаревский образ – одну из самых удивительных месточтимых подольских икон. Священный Синод УПЦ рассмотрит возможность общецерковного почитания этой святыни.

Чудесное явление иконы Божией Матери произошло в селе Писаревка в ХVІІІ веке.

– В день празднования Рождества Иоанна Предтечи, на рассвете, жительница села пришла к колодцу и увидела плавающую в воде икону, – рассказывает сотрудник исторического отдела Винницкой епархии иконописец Ростислав Моцпан. – Весть об этом разошлась по всему селу, но никто из местных жителей не мог вынуть святыню из колодца. Проезжавшие через Писаревку чумаки, после общей молитвы подняли икону и с пением перенесли в дом. Тогда же стало известно о первом чуде - во время поднятия иконы житель села с поврежденной рукой исцелился, прикоснувшись к ней.

Известие о чудесном обретении иконы быстро распространилось по всей округе, и многие болящие, жаждущие исцеления, стали приходить к колодцу за водой, которую почитали чудотворной. Хозяину колодца это не понравилось, и он его засыпал. Вскоре этот человек полностью ослеп и только через 40 лет, перед самой смертью, осознал свой грех и покаялся.

Крестный ход и исцеление болящих

Икона сначала находилась в доме женщины, которая первая ее увидела в колодце. Но вскоре заметили, что на лике Божией Матери появилась влага. Поверхность иконы тщательно вытерли, но влага появлялась вновь и вновь. В народе стали говорить, что икона плачет.

Тогда по благословению священника образ торжественно перенесли в храм Рождества Богородицы соседнего села Гулевцы, поскольку своего храма в Писаревке не было. Празднование иконы было установлено на Рождество Иоанна Предтечи.

В память о чудесном обретении иконы в колодце доске придали круглую форму и изготовили для иконы специальный круглый киот с резной рамой.

– Когда в 1885 году в Писаревке была построена деревянная Свято-Покровская церковь, икона крестным ходом была перенесена в новопостроенный храм и поставлена в иконостас, где для неё было отведено особое место над Царскими Вратами, – рассказывает Ростислав Моцпан. – Во время молебнов икона торжественно опускалась для поклонения верующих. Приходившие на молитву в храм получали исцеление, и поэтому икона почиталась в народе чудотворной.

Ростислав приводит пример, о котором рассказывали старожилы:

«Девица села Пикова, узнав о чудесных исцелениях, происходящих по молитвам перед иконой, надеясь на выздоровление от тяжкого недуга, попросила людей помочь ей добраться до церкви. После вечерней службы ей разрешили остаться в храме. Проведя ночь в молитве перед иконой, наутро девушка почувствовала себя здоровой и самостоятельно вернулась домой».

Безбожники соблазнились блеском меди

В начале ХХ века для Писаревской иконы Богородицы был сделан медный чеканный оклад. А когда вскоре после революции с чудотворным образом совершался крестный ход к Калиновскому кресту, комсомольцы, препятствующие религиозному шествию, прельстились блеском медного оклада, приняв его за золотой. Безбожники попытались отобрать икону у верующих, но людям удалось спрятать святыню и тайно вернуть ее в храм.

– В 1936 году местные активисты-безбожники разрушили храм и свалили все иконы во дворе для сожжения. Когда выбросили чудотворную икону Божией Матери, она скатилась вниз с холма к одному из домов, – рассказывает Ростислав Моцпан. – Безбожники забыли об иконе, а верующие спрятали её в специально сделанном помещении с нишей, в которую поместили образ. Здесь прихожане Писаревки и жители окрестных сел молились Царице Небесной и просили Её заступничества о прекращении гонений на Церковь и верующих.

Страх перед властями и безумие роженицы

Разрушенный храм послужил строительным материалом для клуба, который построили в центре Писаревки перед войной.

А во время фашистской оккупации некий представитель немецких властей, не найдя в селе церкви, приказал за сутки построить здание для богослужений. На клубе за ночь установили новые кресты и собрали сохранившиеся у жителей села иконы. Месточтимую святыню также принесли на новое место.

Но после освобождения Писаревки храм закрыли и перестроили под магазин.

– Из страха перед властями никто из верующих не решался забрать икону в свой дом, поэтому она сильно пострадала от сырости, – рассказывает Ростислав Моцпан. – Но это забвение продолжалось недолго. Икона стала являться во время сна одному из местных жителей, и он из страха Божия решил забрать образ в дом своей матери Матроны. В этом доме, в отдельной молельной комнате, икона пребывала до конца 60-х годов. По просьбе хозяйки монахиня, проживавшая в соседнем селе после закрытия Браиловского монастыря, сделала для иконы бархатный оклад с вышитой надписью.

Писаревская икона Божьей Матери до реставрации

Чудеса от иконы продолжались и все эти годы. Рассказы о дивных исцелениях передавались из уст в уста, становились преданием. Например, в дом, где хранилась икона, привезли молодую женщину, впавшую в безумие после родовой горячки и не признающую своего ребёнка. К чудотворному образу больную удалось подвести ценой огромных усилий. Но как только женщина приложилась к иконе, она тут же пришла в себя – успокоилась и стала ясно мыслить. Позже эта женщина часто молилась Богородице перед Её чудотворным образом.

Под спудом древности и праздник в Писаревке

Со временем икона потускнела – лики Богородицы и Младенца стали едва видны. И местный художник-самоучка вызвался поновить образ, написав поверх новое изображение.

– Изображение получилось грубым и далеким от первоначального образа – икону просто невозможно было узнать, – рассказывает Ростислав Моцпан. – Хранительница иконы, раба Божия Марфа, предпринимала попытки очистить икону от позднейшей записи, но, не имея навыков, не смогла этого сделать.

Писаревская икона Божьей Матери

Пройдет еще более 20 лет, и иконописец Ростислав Моцпан собственноручно отреставрирует Писаревский чудотворный образ Божией Матери. Работа по восстановлению старинной иконы заняла у мастера около полугода.

Сейчас святыня находится в новом каменном Покровском храме села Писаревка. На месте старой сельской церкви установлен памятный Крест. И хотя колодец, где была обретена икона, не сохранился, жители села не забыли это место. Теперь там установлен поклонный Крест и выкопан новый колодец, вода которого почитается местными жителями целебной и благодатной. Возле колодца ежегодно в день обретения иконы совершается водосвятный молебен, и этот день в Писаревке считают праздником.

Одним из самых ярких и наиболее известных примеров мироточения от святых икон явилось чудо от Иверского Монреальского образа Божией Матери .

Эта икона была написана в 1981 году на Святой Горе Афон иеромонахом Спасо-Рождественского скита с оригинала самого образа Богородицы «Вратарница». Через год монастырь посетил православный чилиец испанского аристократического происхождения Иосиф Муньос Кортес, занимавшийся изучением иконописи и преподававший историю искусств. Он захотел купить эту икону. Ему отказали, однако при отъезде икону ему подарили. Иосиф побывал в Иверском Афонском монастыре и приложил икону к оригиналу.

Он вернулся в Монреаль и стал хранить икону у себя дома. Впервые образ замироточил 24 ноября 1982 года и затем мироточил почти непрерывно в течение пятнадцати лет. Вот как описывает Иосиф Муньос начало мироточения: «В три часа ночи я проснулся от сильного благоухания. Вначале подумал, что оно исходит от мощей или разлитого флакона духов, но, подойдя к иконе, поразился: вся она была покрыта благоухающим миром! Я застыл на месте от такого чуда!»

По свидетельству людей, видевших Монреальскую икону, святое миро истекало главным образом из рук Богородицы и Божественного Младенца, а также из звезды на плече у Богородицы. В то же время задняя сторона образа всегда оставалась сухой. Миро, имевшее сильный аромат, собирали в сосуды: так его было много.

Хранитель иконы Иосиф Муньос возил образ по многим приходам в разных странах. Икона побывала в Америке, Австралии, Новой Зеландии, Западной Европе и Болгарии. От образа Богородицы происходили многие чудеса, в том числе исцеления.

Обычно икона источала миро во время молитвы перед ней. Иногда миро изливалось так обильно, что проступало через стекло, которым была покрыта икона, и заливало подножие иконы, стол и стену. Особенно обильно миро истекало в дни великих праздников.

Известны не только многие случаи исцеления людей от неизлечимых болезней после молитвы перед Монреальской иконой, но и частые примеры исцеления человеческих душ, когда люди, побывав у чудотворного образа, изменяли свою жизнь, находили утешение в скорбях, обращались к молитве и духовной жизни. Многие представители иных конфессий — католики и протестанты — почитали икону.

В ночь на 31 октября 1997 года произошла трагедия: Иосиф Муньос был убит в Афинах, а Иверская Монреальская икона бесследно исчезла.

В 2007 году простая бумажная копия Иверской Монреальской иконы начала мироточить в русском православном приходе мироточивой Иверской-Монреальской иконы Божией Матери в Гонолулу на Гавайях.

В наше время явления мироточения икон нередки, и это — великая милость Божия к нам. Миро, елей всегда являлись знаками милосердия, благодати Господа. Нередко можно слышать от людей неверующих или сомневающихся, что жидкость, истекающая от икон, которую принято называть миром (хотя название это условное, миро, которое применяется в Таинстве миропомазания, — особое, очень сложное вещество, состоящее примерно из сорока компонентов), это смола, какие-то выделения дерева или конденсат, осевший на иконе. Но мы прекрасно знаем, что мироточат не только иконы, написанные на дереве, но и бумажные репродукции, наклеенные на картон, а также фотографии, фрески и металлические иконы. Мироточение — сверхъестественное явление, не поддающееся никакому рациональному объяснению. Это — чудо Божие. Как можно объяснить, что миро иногда может издавать удивительно приятное и сильное благоухание? Или как объяснят скептики тот факт, что из некоторых икон миро изливается буквально литрами?

Авторы сами были свидетелями чуда в храме Рождества Богородицы в городе Уфе. Настоятелем храма тогда был ныне покойный протоиерей Борис Развеев. В начале 90-х годов пошлого XX века в этой церкви замироточили сразу несколько икон. Под образами были поставлены большие хрустальные вазы, которые довольно быстро наполнялись миром.

Истечение мира случается не только от чудотворных икон, но и от мощей (останков) святых людей, угодников Божиих. Например, мощи святителя Николая Чудотворца, архиепископа города Миры Ликийские, находящиеся с 1087 года в крипте базилики имени этого святого в городе Бари (Италия), постоянно источают миро. Оно ежегодно извлекается священнослужителями через небольшое отверстие в гробнице.

Еще одним чудом, связанным со святыми мощами, является нетленность тел некоторых святых. По особому смотрению, Промыслу Божию тела иных подвижников не подвергаются тлению.

К примеру, на острове Корфу более полутора тысяч лет почивают нетленными мощи святителя Спиридона Тримифунтского. Даже кожа на его теле сохраняет мягкость и упругость. Ученые многих стран неоднократно подвергали исследованию мощи святителя и пришли к выводу, что это чудо необъяснимо с научной точки зрения.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»