Штраф за недостоверные данные в 2 ндфл. Штраф о непредоставлении сведений по ндфл

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Организации - налоговые агенты по НДФЛ должны сдавать в свою ИФНС справки по итогам каждого налогового периода - календарного года (ст. 216 НК РФ) не позднее 1 апреля следующего за ним календарного года (п. 2 ст. 230 НК РФ). А если организация выплачивала физлицам доходы, с которых НДФЛ не был удержан, то справки со сведениями о них должны быть представлены не позднее 1 марта года, следующего за отчетным (п. 5 ст. 226 НК РФ). Кстати, кроме налоговиков об этих доходах надо уведомить и налогоплательщиков - физлиц, в пользу которых были выплачены доходы.

Штраф за несдачу 2-НДФЛ

НК предусматривает ответственность для налоговых агентов по НДФЛ, которые своевременно не представили справки по форме 2-НДФЛ в инспекцию. Штраф составляет 200 руб. за каждый несданный документ, т. е. за каждую непредставленную справку (п. 1 ст. 126 НК РФ). Таким образом, если вы с опозданием сдадите справки на 10 человек, штраф составит 2000 руб. (10 чел. х 200 руб.).

Штраф за недостоверность сведений в 2-НДФЛ

Кроме наказания за просрочку, с 2016 года в НК установлена ответственность за сдачу справок 2-НДФЛ с недостоверными сведениями - 500 руб. за каждую некорректную справку (п. 1 ст. 126.1 НК РФ). Но если налоговый агент сам обнаружит неточность и представит в ИФНС корректирующую 2-НДФЛ до того, как налоговики обнаружат недостоверность в изначально представленной справке, то штрафа удастся избежать (п. 2 ст. 126.1 НК РФ).

Самое неприятное в этой ситуации то, что в норме, устанавливающей ответственность, не конкретизируется, за какие именно ошибки в справке будут штрафовать налогового агента. И формально к штрафу могут привести не только некорректные данные в суммах доходов работника или НДФЛ, но и ошибки, к примеру, в . Аналогичные последствия возможны при указании в справках сокращений, устаревших сведений и т.д.

Кстати, ФНС уже выпустила несколько писем о том, что налоговому агенту придется платить штраф за справку 2-НДФЛ, которая содержит ошибочный (см. например, Письмо ФНС от 16.02.2016 № БС-3-11/590@). Так что будьте внимательны и старайтесь не допускать ошибок в 2-НДФЛ.

Аббревиатура НДФЛ расшифровывается достаточно элементарно – налог на прибыли с телесных лиц. То есть из справки, оформленной по форме 2-НДФЛ, возможно признать всю информацию о доходах определенного физиологического лица. Типовая справка в обязательном порядке обязана держать надлежащие сегменты:

  • совершенную информацию о работодателе, являющимся налоговым агентом (все реквизиты, официальное наименование);
  • все данные касательно сотрудника (фамилия, имя и отчество, а еще другие данные, нужные для отчетности);
  • заработок, облагаемый ставкой, размер которой оформляет 13% (подоходный налог);
  • разного семейства вычеты, маркируемые подходящим цифровым кодом; вся сумма получаемых телесным лицом прибылей, на которые оформляет справка.

Кто сдает

Сдают справку аналогичного семейства в налоговые службы по пространству регистрации все организации, не зависимо от формы принадлежности и обликов работы, выплачивающие заработную оплату наемным сотрудникам.

Еще под воздействие закона, обязывающего облагать налогом прибыли телесных лиц, подпадают личные коммерсанты. Автономно от такого, какое численность сотрудников нанято и в каком объеме выплачивается заработная оплата. Должны отчитываться о начисленном или же удержанном НДФЛ:

  • все организации, являющиеся резидентами Русской Федерации;
  • нотариусы, основные собственную практику личным образом;
  • юристы, основавшие собственные личные адвокатские кабинеты;
  • разного семейства зарубежные отряда больших фирм, в случае если какой-нибудь плательщик налога на прибыли телесных лиц получил от их выгоды по всякой форме.

Под воздействие подпадают зарубежные фирмы автономно от такого, считаются ли они неизменными представительствами, или же нет.

ВНИМАНИЕ! В случае если же зарубежные фирмы имеют статус обособленных отрядов, то справки 2-НДФЛ сервируются в ИФНС по пространству их фактического распоряжения.

Не потребуется давать сведения по телесным лицам, получающим заработную оплату от налоговых агентов, в надлежащих случаях:

  1. Выплаты исполняются сотрудникам, обязанным автономно уплачивать налог на прибыли телесных лиц (нотариусы, юристы – сообразно согласно ст. №227 НК РФ).
  2. Физическим лицом были получены прибыли, не облагаемые практически никаким налогом (перечислены в ст. №217 НК РФ).
  3. Во всех других случаях наниматель должен давать справку 2-НДФЛ в поставленный законодательством срок. По другому к нему станут, использованы штрафные наказания сообразно подходящим заметкам КоАП.

Сроки сдачи

В согласовании с Налоговым кодексом России, а вернее п.п. 5 п. 1 ст. №21, организации должны давать в налоговую службу справку в поставленной форме не позже 90 дней по завершении года, за который нужно отчитаться.

Довольно принципиально припоминать о том, собственно что разного семейства платные фирмы, использующие УСН и выплачивающие ЕНВД еще в неотъемлемом порядке обязаны отчитываться в поставленной форме.

Сроки сдачи 2-НДФЛ отличаются в зависимости от такого, с какой целью это делается:
Налоговая декларация (по форме 2-НДФЛ) сервируется в надлежащие органы не позднее 1 апреля такого года, который идет по стопам за отчетным (ст. №230 НК РФ).

В случае если в рассматриваемой форме справка сервируется для дизайна минуса по заявлению, то представлять её нужно не позднее 1 апреля.

В случае если вычет нужен в организации, то сдавать в налоговую справку возможно в направление года - довольно получить извещение из налоговой и дать его по пространству работы.

Идет по стопам блюсти сроки сдачи справки в форме 2-НДФЛ. Например непредставление сведений карается достаточно нешуточными штрафами.

Нормативная база

Выплата налога на прибыли телесных лиц исполняется сообразно деятельному законодательству. Наличествует достаточно широкая нормативная основа, она регламентирует величина предоставленного налога. А еще форму отчетности (справку 2-НДФЛ в что числе).

ВАЖНО!Главным документом, являющимся базой для выплаты налога, считается веление Федеральной налоговой службы САЭ-3-04/706 от 13.10.06 г.

Этот приказ всецело соответствует положениям, находящимся там в п. 2 и п. 3 ст. №230 НК РФ. Главные его положения подключаются в себя:

  • утвержденную на законодательном уровне форму справки № 2-НДФЛ (образец наличествует в особых приложениях и рекомендациях);
  • одобренный формат справки по форме 2-НДФЛ в электрическом облике (основой считается XML);
  • рекомендацию налоговым агентам говорить вовремя в налоговые службы о невозможности реализовать удержание налога.

Еще этот приказ откладывает раньше деятельный за номером САЭ-3-04/616 (от 25.11.05 г). Все его положения числятся недействительными.

Обязанность

Сообразно деятельному законодательству, все налоговые агенты, вынужденные представлять справку 2-НДФЛ и воплотить в жизнь другую бухгалтерскую отчетность, несут обязанность сообразно законодательству России.

Налагается валютный штраф, в случае если были обнаружены нарушения надлежащего семейства:

  • справки даны не по всем телесным лицам, коим была выплачена заработная плата;
    справки по какой-нибудь основанию не были даны решительно.

ВАЖНО! При выявлении нарушений аналогичного семейства, образовавшихся по вине должностного лица, налоговые органы оперируют п. 1 ст. №15.6 КоАП России.

Сообразно данному пункту, с виноватого лица взыскивается штраф. Величина его имеет возможность варьироваться в достаточно широких границах, в зависимости от результатов, а еще других событий, предыдущих нарушению законодательства.

Еще под воздействие предоставленной заметки КоАП подпадают физиологические лица, основные предпринимательскую работа (к ним относятся юрисконсульты и адвокаты).
Впрочем, размер штрафа, накладываемого в данном случае, значимо более. Варьируется он еще в других границах и измеряется сотками руб.

Штраф за несвоевременную сдачу отчетности имеет возможность быть достаточно большим, его выплата имеет возможность крепко грянуть по кармашку. Но значительно больше ненавистным мероприятием будет возникновение в бухгалтерии организации налоговиков для воплощения бухгалтерского аудита. Например, как в первую очередь камеральным проверкам подвергаются проштрафившиеся налоговые агенты.

Не обращая внимания на серьезность и обязательность предоставления справки по форме 2-НДФЛ, она все же не имеет возможность равняться к налоговой декларации.
Как раз в следствие этого по ст. №119 НК РФ налоговые службы заинтересовать налогового агента не сумеют, это станет нарушением деятельного законодательства. Что не наименее, налоговики имеют все шансы заинтересовать к административной ответственности сообразно КоАП.

Сумма штрафа

При несоблюдении сроков подачи справки 2-НДФЛ в налоговые органы предприятие должно выплатить штраф. Величина его уточняется законодательством Российской Федерации – ст. №15.6 КоАП.

Величина штрафа привязан к юридическому статусу лица или же организации, не соблюдающей сроки подачи сведений, важных для налогового контроля за платной работой, получаемыми доходами:

Описание ситуации Нормативное обоснование
На людей накладывается штраф, величина которого имеет возможность оформлять необходимую сумму от 100 до 300 руб. ст. №15.6 п.1 КоАП
С должностных лиц взыскивается штраф, величина которого оформляет от 300 до 500 руб. ст. №15.6 п.1 КоАП
На должностные лица, работающие в органах власти или же районного самоуправления, дипломатичных представительствах, консульствах, налагается штраф в объеме от 500 до 1000 руб ст. №15.6 п.2 КоАП
А адвокатов и защитников распространяется воздействие отдельного нормативного акта – штраф для них еще оформляет 500-1000 руб ст. №15.6 п.1 КоАП

В судебной практике зачастую появляются факты, когда в непредставлении отчетности по НДФЛ сознается виноватым не штатское или же должностное личность, а налоговый инспектор.
В этом случае налоговики оперируют п. 1 ст. №126 НК РФ С дня просрочки начисляется штраф, размер которого оформляет 200 руб. До 02.11. 10 г. размер такового штрафа была некоторое количество менее – 50 руб./день.

Как известно, все налоговые агенты по НДФЛ обязаны предоставлять в ИФНС по месту регистрации справки по форме 2-НДФЛ. Налоговым периодом в данном случае считается календарный год, и справка предоставляется до 1 апреля года, следующего за отчетным, что отражено в ст. 216 НК РФ и в п.2, ст. 230 НК РФ. Если же данная организация выплатила в отчетном периоде доходы своим контрагентам физлицам, и НДФЛ с этих доходов не был удержан, то справку 2-НДФЛ следует предоставить еще раньше, до 1 марта следующего за отчетным периодом года. Об этом говорится в п.5, ст. 226 НК РФ. О доходах и о том факте, что налог с них еще не выплачен, следует уведомлять не только органы ФНС, но и физическое лицо получателя дохода.

Признаки в форме 2-НДФЛ

Предположим, отчитывающаяся по НДФЛ компания выдала в 2018 году, т.е. в отчетном периоде, какой-либо не денежный приз физическому лицу. Удержать налог в этом случае не представляется возможным. Как это отразить в справке 2-НДФЛ, чтобы избежать штрафа? Нужно не позже 1 марта 2018 года подать в ИФНС и переслать физлицу справку по форме 2-НДФЛ с отмеченным в ней признаком 2. Он означает, что организации налоговому агенту не удалось удержать положенную сумму с плательщика. Если налог удержан, то указывается признак 1.

Штраф за несдачу 2-НДФЛ

В случае несдачи справки 2-НДФЛ в положенный срок, налоговому агенту грозит административная ответственность в виде штрафа в 200 руб. за каждую несданную вовремя справку, о чем говорится в п.1, ст. 126 НК РФ. Если компания не предоставит до 1 марта или до 1 апреля справки на 10 человек, то придется заплатить штраф за несдачу 2-НДФЛ в сумме 2000 руб.

Штраф за недостоверные сведения в справке 2-НДФЛ

В Налоговом Кодексе предусмотрено наказание не только за просрочку, но и за предоставление неверной информации в форме 2-НДФЛ. Штраф в таком случае согласно ст. 126.1 НК РФ составит 500 руб. за каждый некорректно составленный документ. Но ответственности такого рода можно избежать, если вовремя обнаружить и исправить ошибки и неточности. При обнаружении ошибок нужно немедленно предоставить в ИФНС корректирующую форму 2-НДФЛ. Если вы обнаружите ошибки раньше налоговой, то штраф за них начисляться не будет. В данном случае можно ссылаться на п.2, ст. 126.1 Налогового Кодекса. Ошибками, влекущими за собой штраф, при заполнении формы 2-НДФЛ считаются:

    Неправильные данные о суммах доходов,

    Неправильно подсчитанная сумма НДФЛ,

    Ошибки в адресах и прочих контактных данных физлица и самого налогового агента, и пр.


Проблемы могут вызвать также некорректные сокращения, устаревшие названия и сведения, внесенные в справку. Также ФНС уже выпущено несколько разъяснительных писем, в которых отмечается, что штраф за справку 2-НДФЛ могут назначить при внесении неправильного ИНН контрагента-физлица. Например, такая информация есть в Письме налоговой службы БС-3-11/590@ за 16.02.2016. Чтобы избежать штрафных санкций, будьте предельно внимательны при составлении справок 2-НДФЛ и всегда сдавайте их в срок.

Каждый работающий гражданин может не заботиться об уплате налога на полученные доходы при выполнении своих обязанностей на работе. Эти налоги обязаны уплачивать работодатели, так как они являются налоговыми агентами. Они же обязаны отчитываться в налоговую за каждого работника и кроме этого работодатели должны извещать о внесенных в бюджет платежах за своих работников.

Но все-таки, некоторые группы граждан должны предоставлять в налоговую инспекцию сведения о полученных доходах самостоятельно. Эта категория имеет такие же обязанности и правила уплаты налогов, как и налоговые агенты. За несвоевременную уплату или сокрытие налогов частные лица попадают под штрафные санкции.

Штраф за несвоевременную сдачу 2-НДФЛ

Своевременная уплата налогов не повлечет за собой никаких штрафов, поэтому каждый налогоплательщик обязан знать сроки и условия, как подачи сведений о налогах, так и о сроках их уплаты. Если даже налогоплательщик оплатил налог, но не полностью, с него все равно возьмут штраф как за неуплату НДФЛ.

Сроки, в которые обязаны укладываться налоговые агенты и самостоятельные налогоплательщики, указаны в ст. 226 Налогового Кодекса. Кроме того, что налоговые агенты обязаны правильно начислять и удерживать из зарплаты налоговые суммы, так необходимо еще и соблюдать сроки их уплаты в бюджет. В противном случае, предприятиям налогоплательщикам грозит штраф на сумму 20% от суммы которая должна быть уплачена государству.

В случае, когда сотрудник получил заработную плату в виде оплаты натуральной продукцией или в виде материальных ценностей удержать налог будет невозможно. В данной ситуации необходимо известить налоговую инспекцию о том, что вычет налога невозможен.

Организации и их руководители привлекаются кроме налоговой, еще и к административной и уголовной ответственности в случае если это нарушение обнаружили проверяющие органы во время контроля предприятия.

Штрафные санкции за несдачу отчетности по НДФЛ описаны в этом видео:

Санкции за непредоставление справки

Работодатели, имеющие наемных сотрудников, считаются налоговыми агентами и поэтому в их обязанность входит предоставление в установленные законом сроки справок 2-НДФЛ за своих работников. А также вести бухгалтерский учет на предприятии согласно требованиям законодательства.

Если все-таки, в силу разных причин, организация не смогла предоставить сведения по всем работникам или не отчиталась совсем, то здесь должны налагаться денежные взыскания с должностных лиц. Величина такого взыскания довольно высокая и зависит от степени нарушения.

  • Например, на должностное лицо возможно наложение штрафа в размере 300-500 рублей.
  • Если такой сотрудник работает в органах местного самоуправления, то штраф уже составит 500 – 1000 рублей.
  • В случае, когда штрафные санкции налагаются на физическое лицо, размер их может быть от 100 до 300 рублей.

Ошибки и корректировка

Если в процессе сдачи отчетности или при собственной проверке налоговый агент обнаружит неправильно поданные сведения, он вправе предоставить в налоговую корректирующую 2-НДФЛ.

  • В случае, когда это будет сделано до проверяющих служб, то штраф налагаться не будет. Но если такие неточности будут обнаружены при камеральной проверке, штрафа избежать не получится.
  • Он составит сумму 500 рублей за каждую неправильно поданную информацию.

Следует помнить, что существуют варианты, когда можно сократить размер финансового взыскания. Это всевозможные технические ошибки, допущенные не специально, неимение задолженности по другим налогам, социальный статус предприятия и другие.

Штраф за недостоверные данные в 2-НДФЛ - тема видео ниже:

Ответственность за невыдачу справки

Работодатель обязан выдать справку сотруднику на руки в день его увольнения с работы. Но если работник продолжает работать, то в этом случае налоговым кодексом не предусмотрены сроки выдачи данной справки. Но трудовой кодекс все-таки оговаривает сроки выдачи документа работнику, если от него поступило заявление. Это должно занимать не более 3-х дней со дня приема заявления.

Налоговая не вправе наказывать работодателя за несвоевременно выданную справку. А вот трудовая инспекция как раз имеет полномочия привлечь к административной ответственности работодателя. Для этого работнику необходимо обратиться с заявлением в трудовую инспекцию за защитой своих прав.

В некоторых организациях бухгалтерия практически сразу после отчетного периода самостоятельно выдает своим сотрудникам данные документы. Работник вправе сам далее распоряжаться ею по своему усмотрению. А другие практикуют хранение данных документов в архиве предприятия и выдают работникам на руки их только после обращения работника с заявлением о выдаче справки 2-НДФЛ.

Про возможность взыскания за ошибки в 2-НДФЛ расскажет этот видеоролик:

Штрафы за непредставление налоговикам документов и сведений

Когда и какой штраф могут взыскать за несвоевременное представление документов или информации в инспекцию

С осени прошлого года штрафы по статьям 126 и 129 НК увеличились в разы. Поэтому знать, за что именно установлена ответственность этими статьями и когда она может применяться, нужно каждому. Начнем с самого распространенного штрафа - за непредставление и несвоевременное представление документов.

Штраф по пункту 1 статьи 126 НК

Нарушение по п. 1 ст. 126 НК выражается в непредставлении налогоплательщиками (плательщиками сборов) или налоговыми агентами в срок документов или иных сведений, которые согласно налоговому законодательству:

Штраф за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов или сведений, предусмотренных налоговым законодательством, составляет:

  • срок представления документов истек 02.09.2010 или раньше - 50 руб. за каждый докумен т п. 1 ст. 126 НК РФ (ред., действовавшая до 03.09.2010) ;
  • срок представления документов истек 03.09.2010 или позже - 200 руб. за каждый докумен т п. 1 ст. 126 НК РФ.
  • истребованы налоговым органом у лица, в отношении которого проводится камеральная или выездная проверка. С этим все более или менее ясн о пп. 6, 8, 9 ст. 88, п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ;
  • организация или предприниматель должны представлять в налоговые органы самостоятельно в силу того, что являются налогоплательщиками или налоговыми агентами.

Следовательно, по этой норме нельзя оштрафовать за непредставление (несвоевременное представление) документов или информации, истребованных в рамках встречной проверк и пп. 1, 2 ст. 93.1 НК РФ.

Какие документы налогоплательщики должны представлять самостоятельно

Это, в частности:

  • сообщения об открытии или закрытии обособленных подразделений организации, а также сообщения об изменении адреса, наименования или руководителя ОП (формы № С-09-3-1 и № С-09-3- 2 Письмо ФНС России от 03.09.2010 № МН-37-6/) подп. 3, 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ;
  • бухгалтерская отчетность организаций (кроме организаций, применяющих УСНО) подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ;
  • налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаци й утв. Приказом Минфина России от 20.02.2008 № 27н; п. 1 ст. 386 НК РФ;
  • сообщения об участии в российской или иностранной организации, то есть о приобретении акций или доли в уставном капитале ООО (форма № С-09- 2 утв. Приказом ФНС России от 21.04.2009 № ММ-7-6/) подп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ;
  • сообщения о принятом организацией решении о реорганизации или ликвидации (форма № С-09- 4 утв. Приказом ФНС России от 21.04.2009 № ММ-7-6/) подп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ.

При этом учтите, что если НК установлена специальная ответственность за непредставление конкретного документа, то и штраф должен налагаться по специальной норме, а не по п. 1 ст. 126 НК. К таким документам относятся:

  • заявление о постановке на налоговый учет по основаниям, предусмотренным НК (например, заявление о постановке на учет организации в качестве плательщика ЕНВД (форма № ЕНВД- 1 утв. Приказом ФНС России от 14.01.2009 № ММ-7-6/) п. 2 ст. 346.28 НК РФ) ;
  • сообщения об открытии или закрытии банковского счета (форма № С-09- 1 утв. Приказом ФНС России от 21.04.2009 № ММ-7-6/) подп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ;
  • налоговые деклараци и п. 1 ст. 80 НК РФ.

Ответственность за непредставление этих документов установлена статьями 116, 118 и 119 НК РФ соответственно.

Нельзя оштрафовать по п. 1 ст. 126 НК и тогда, когда обязанность представить в налоговый орган какие-либо документы или сведения установлена не налоговым, а каким-нибудь другим законодательством. Вполне вероятно, что за их непредставление будет административный штраф, но точно не налоговый.

Например, о смене руководителя организации нужно сообщить в налоговую инспекци ю подп. «л» п. 1 ст. 5, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» . За неисполнение этой обязанности на нового руководителя может быть наложен административный штра ф ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.

За непредставление каких документов штрафуют налоговых агентов

Организации и предприниматели - налоговые агенты должны самостоятельно представлять в ИФНС:

  • декларации по НДС, даже если сам налоговый агент плательщиком этого налога не являетс я п. 5 ст. 174 НК РФ;
  • налоговые расчеты по налогу на прибыль (по доходам, выплаченным в виде дивидендов организациями - неплательщиками этого налога) п. 1 ст. 289 НК РФ;
  • информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налого в утв. Приказом МНС России от 14.04.2004 № САЭ-3-23/ ; п. 4 ст. 310 НК РФ;
  • сведения о доходах, выплаченных физическим лицам, суммах исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет налога на доходы физических лиц (форма 2-НДФ Л утв. Приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/) п. 2 ст. 230 НК РФ;
  • сообщения о невозможности удержать налог из доходов, выплаченных физическому лицу (форма 2-НДФЛ) п. 5 ст. 226 НК РФ; п. 2 Приказа ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/ .

Когда за непредставление документов по требованию штрафовать нельзя

Полномочия налоговиков по истребованию документов в ходе выездной или камеральной проверки не безграничны. При камеральной проверке они достаточно жестко ограничены ст. 88 НК РФ. И даже при выездной проверке можно истребовать только документы, относящиеся к проверяемому налогу и периоду. Отсюда вывод: если налоговый орган истребовал документы, которые он требовать не вправе, вы имеете полное право их не представлять и оштрафовать вас за это нельз я Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 № 15333/07 . Например, нельзя оштрафовать за непредставление:

Если у вас истребуются документы, копии которых вы уже представляли при проведении проверки в 2010 г. и позже, повторно представлять их не нужно.

  • счетов-фактур, истребованных при проведении камеральной проверки декларации по НДС, в которой налог не был заявлен к возмещени ю пп. 7, 8 ст. 88 НК РФ;
  • счетов-фактур, выставленных в 2009 г., истребованных при проведении выездной проверки по НДС за 2010 г.;
  • любых документов, копии которых уже представлялись налоговому органу при проведении налоговой проверки начиная с 01.01.201 0 п. 5 ст. 93 НК РФ; Постановление ФАС ЦО от 14.12.2010 № А68-3284/10-135/18 .

Еще одно ограничение - налоговый орган вообще не вправе истребовать у проверяемого лица документы вне рамок выездной или камеральной проверк и п. 1 ст. 93 НК РФ. Ведь порядка истребования документов для такой ситуации в НК просто нет. Например, 20.07.2010 вы подали декларацию по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога. В ходе камеральной проверки этой декларации инспекция вправе истребовать у вас документы, подтверждающие право на вычеты НДС по этой деклараци и п. 8 ст. 88, п. 1 ст. 172 НК РФ. Но если требование о представлении этих документов будет выставлено после 20.10.2010 (за рамками трехмесячного срока, отведенного на проведение камеральной проверк и п. 2 ст. 88 НК РФ), вы вправе на него не реагировать и оштрафовать вас по п. 1 ст. 126 НК нельзя. Этот вывод подтверждают и ВА С Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09 , и Минфи н Письмо Минфина России от 24.11.2008 № 03-02-07/1-471 .

Если налоговый орган не вправе истребовать какой-либо документ, то и оштрафовать за его непредставление нельзя.

Также обратите внимание на то, что в п. 1 ст. 126 НК говорится об ответственности только за непредставление документов, предусмотренных налоговым законодательством. То есть если документ в налоговом законодательстве не упомянут, то за его непредставление оштрафовать нельз я п. 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 № 106 . И суды, как правило, приходят к выводу, что нельзя оштрафовать по ст. 126 НК за непредставление документов, не предусмотренных ни бухгалтерским, ни налоговым законодательством, а также документов, составлять которые вы можете, но не обязаны. В частности, суды признавали незаконным привлечение к ответственности за непредставлени е п. 1 ст. 126 НК РФ:

  • перечней основных средств, относящихся к разным видам деятельности, перечней арендуемых объектов недвижимости, расчетов распределения доходов и расходов по разным видам деятельност и Постановление ФАС МО от 09.03.2010 № КА-А40/1571-10 ;
  • сертификатов и деклараций соответствия выпущенной продукции требованиям ГОСТа, копий писем Рос­ста­та, подтверждающих код по Общероссийскому классификатору внешнеэкономической деятельност и Постановление ФАС СЗО от 24.09.2009 № А42-5230/2006 ;
  • экономического обоснования расчета арендных платежей, детализации переговоров с мобильных телефонов и приказов об установлении лимита расходов на мобильную связь, расчетов, подтверждающих целесообразность отказа от исполнения опциона и целесообразность приобретения финансовых инструментов срочных сдело к Постановление ФАС ЦО от 27.10.2009 № А48-973/2009 ;
  • операторных и диспетчерских листо в Постановление ФАС УО от 20.02.2008 № Ф09-11449/07-С2 ;
  • копий выданных векселе й Постановление ФАС УО от 17.12.2009 № Ф09-10019/09-С3 ;
  • штатного расписани я Постановление ФАС ПО от 22.04.2008 № А55-11630/07 .

Следующий вопрос: можно ли оштрафовать за непредставление документов, которые не составлялись, хотя должны были? Вроде бы ответ очевиден. Неисполнение обязанности по составлению документа не должно освобождать от ответственности за его непредставление. Ведь никто не пытается оспорить штраф за непредставление налоговой деклараци и ст. 119 НК РФ просто потому, что к сроку ее составить не успели.

Есть и суды, которые указывают на законность штрафа по п. 1 ст. 126 НК при непредставлении документов из-за того, что они не составлен ы Постановления ФАС ЗСО от 01.06.2009 № Ф04-3216/2009(7623-А03-37); ФАС УО от 24.03.2008 № Ф09-1746/08-С3 . Правда, как ни странно, они в меньшинстве. А большинство судов придерживается позиции, согласно которой штрафа в такой ситуации быть не может. Логика проста: раз документ не составлялся, то он и не мог быть представлен в срок, установленный требованием, по объективным причинам. Например, суды указывали, что нельзя штрафовать за несоставленные и непредставленные:

Конечно, если решение о привлечении к ответственности уже вынесено, любые аргументы, позволяющие его оспорить, хороши. И благоприятной для налогоплательщиков практикой можно и нужно пользоваться.

Вместе с тем имейте в виду: обосновывая во время проверки непредставление обязательных первичных документов и счетов-фактур тем, что они не составлялись, можно «попасть» на штраф по ст. 120 НК.

Кроме того, естественно, что суды признают незаконными штрафы по п. 1 ст. 126 НК, если документы не представлены из-за того, что они:

Как вы понимаете, это вызвано тем, что при таких обстоятельствах отсутствует вина организации или предпринимателя в непредставлении документов. А без вины нет и ответственност и ст. 106 НК РФ, п. 2 ст. 109 НК РФ. По этой же причине суды признают незаконным штраф за непредставление документов из-за того, что организация или предприниматель не получили требование налогового органа, направленное им по почт е п. 2 мотивировочной части Определения Конституционного суда РФ от 08.04.2010 № 468-О-О; Постановления ФАС МО от 11.01.2009 № КА-А41/12621-08; ФАС ПО от 23.03.2010 № А65-26274/2009; ФАС УО от 02.08.2010 № Ф09-5912/10-С2 . Причем доказать получение требования должен именно налоговый орга н п. 6 ст. 108 НК РФ; ч. 5 ст. 200 АПК РФ.

Можно ли оштрафовать за неправильное представление документов

Правила представления документов по требованию налогового органа прост ы пп. 2, 3 ст. 93 НК РФ:

  • документы на бумажном носителе представляются лично или направляются по почте заказным письмом в виде копий, заверенных подписью проверяемого предпринимателя или подписью руководителя и печатью проверяемой организации;
  • документы, составленные в электронном виде по установленным форматам, могут представляться через телекоммуникационные каналы связи;
  • документы должны быть представлены в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. Этот срок может быть продлен по письменному ходатайству организации или предпринимателя. Такое ходатайство нужно подать на следующий рабочий день за днем получения требовани я п. 6 ст. 6.1 НК РФ.

То, что за нарушение срока представления документов можно штрафовать, сомнений не вызывает, на это прямо указано в Кодекс е п. 4 ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ.

А вот можно ли оштрафовать, если организация или предприниматель подавали ходатайство о продлении срока, но инспекция его не удовлетворила? В настоящее время большинство судов отвечает на этот вопрос отрицательн о Постановления ФАС МО от 08.12.2010 № КА-А40/14679-10; ФАС СЗО от 03.09.2010 № А56-47676/2009; ФАС УО от 08.12.2010 № Ф09-10096/10-С3 .

Конечно, для того чтобы суд встал в подобной ситуации на вашу сторону, ходатайство о продлении срока для представления документов должно быть мотивированным. То есть в нем должны быть указаны причины, по которым вы объективно не можете представить документы в обычный срок. Это может быть большое количество истребованных документов или необходимость их доставки из другого населенного пункта (например, когда при проверке филиала истребованы документы, находящиеся в головном офисе компании). В вашу пользу также будет свидетельствовать и то, что хотя бы часть документов, истребованных налоговым органом, вы в срок представите.

Если есть хоть малейший риск не представить в срок документы, истребованные инспекцией, нужно подать ходатайство о продлении срока. Даже если инспекция его не продлит, а документы мы в срок представить не сможем, сам факт подачи такого ходатайства поможет оспорить штраф по п. 1 ст. 126 НК.

Следующий вопрос: можно ли оштрафовать за представление в срок незаверенных (или заверенных ненадлежащим образом) копий истребованных документов? Формально такое деяние состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК, не образует. Однажды с этим согласился и ФАС Уральского округ а Постановление от 15.09.2008 № Ф09-6550/08-С3 . Однако имейте в виду, что, вместо того чтобы штрафовать за представление незаверенных копий, налоговый орган может просто отказаться их принять. Правомерность такого отказа признавал ФАС Московского округ а Постановление от 05.11.2009 № КА-А41/11390-09 . И если в результате копии документов, заверенные надлежащим образом, будут представлены вами с нарушением срока, налоговики без сомнений оштрафуют вас за это. И, к сожалению, не факт, что суд признает такой штраф незаконным.

Иногда налоговые органы штрафуют по п. 1 ст. 126 НК за представление документов, заполненных неправильно. Но, как вы понимаете, это неправомерно. Поэтому шансы оспорить такой штраф в суде весьма высок и Постановления ФАС ЦО от 22.08.2006 № А09-1974/06-12; ФАС МО от 15.01.2010 № КА-А40/14964-09; ФАС СКО от 21.11.2007 № Ф08-7689/2007-2870А. В том числе в случае, если документы представлялись в электронном виде, а ошибки в них привели к тому, что в протоколе входного контроля было указано, что документы не принят ы Постановления ФАС ЗСО от 20.03.2008 № Ф04-1001/2008(669-А67-19); ФАС МО от 14.09.2009 № КА-А40/9158-09; ФАС СЗО от 22.11.2010 № А56-7553/2010 .

Как рассчитывается штраф по пункту 1 статьи 126 НК

Штраф установлен в размере 200 руб. за каждый непредставленный или представленный с опозданием докумен т п. 1 ст. 126 НК РФ. Вроде бы арифметика проста: не представили один документ - штраф 200 руб., не представили 100 документов - штраф 20 000 руб. Таким образом, для исчисления штрафа нужно всего-то знать, сколько именно документов организация или предприниматель не представили.

Когда документы пусть и с опозданием, но все-таки будут представлены, налоговый орган сможет просто посчитать их количество. А для определения размера штрафа за непредставление документов в идеале в требовании налоговиков должно быть указано их точное количество. Например, в требовании написано: «Представьте счет-фактуру, выставленный ОАО “Леший” при отгрузке клюквы в сентябре 2010 г., - 1 штука». Однако на практике так не бывает. Потому как налоговый орган просто не имеет данных о количестве счетов-фактур, полученных налогоплательщиком. И тогда он пишет в требовании: «Представьте счета-фактуры по товарам (работам, услугам), приобретенным в III квартале 2010 г.».

И как в этом случае рассчитать сумму штрафа, если налогоплательщик счета-фактуры не представил? Исчислить штраф на глазок нельзя, это 3 года назад налоговым органам разъяснил ВА С Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 № 15333/07 . Поэтому для исчисления штрафа налоговый орган может и должен получить данные, позволяющие определить точное количество непредставленных документов. Причем сделать он это может двумя способами.

Способ первый: установить количество непредставленных документов по результатам встречных проверок, в рамках которых от контрагентов проверяемого лица будут получены документы, экземпляры которых должны быть у этого лица. Такими документами могут быть счета-фактуры, договоры, товарные накладные. То есть любые документы, которые составляются в двух экземплярах либо у которых есть отрывная часть, передаваемая контрагенту. Так, о существовании приходного кассового ордера (форма КО-1) утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88 налоговики могут узнать, получив копию квитанции к ПК О Указания. утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88 .

Второй способ: установить количество непредставленных документов по результатам выемки документов у проверяемого лица. Если будет изъято 100 счетов-фактур, полученных при приобретении товаров (работ, услуг) в III квартале 2010 г., то исходя именно из этого количества и нужно считать штраф. Правда, воспользоваться этим способом налоговый орган может только при выездной проверк е п. 4 ст. 93, п. 1 ст. 94 НК РФ.

Правильность исчисления размера штрафа по п. 1 ст. 126 НК должна подтверждаться документами, позволяющими установить точное количество документов, не представленных (несвоевременно представленных) налогоплательщиком или налоговым агентом. Это может быть:

  • опись документов, представленных с нарушением срока;
  • требование о представлении документов, в котором указано точное количество запрашиваемых документо в приложение № 5 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/ ;
  • протокол выемки либо опись документов, изъятых при ее проведении;
  • опись документов, представленных контрагентами проверяемого лица при встречной проверке.

Когда штраф налоговиками рассчитан на глазок, решение о привлечении к ответственности стоит обжаловать. Конечно, управление ФНС по субъекту РФ может и оставить его в силе. Зато шансы на выигрыш в суде весьма велик и Постановления ФАС МО от 29.09.2010 № КА-А41/10263-10; ФАС ДВО от 25.06.2010 № Ф03-3822/2010; ФАС ПО от 25.12.2009 № А12-7578/2009; ФАС СЗО от 07.10.2009 № А56-55048/2008; ФАС СКО от 23.07.2010 № А32-42199/2009-51/745 .

Главное - не забудьте указать суду на то, что определить размер штрафа невозможно. Ведь иногда налогоплательщики проигрывают такие споры, так сказать, по собственной вине. Например, оспаривая штраф по любым другим основаниям и не заявляя о невозможности определить размер штрафа. Или соглашаясь в судебном заседании с расчетом, сделанным инспекцие й Постановления ФАС СЗО от 07.07.2009 № А52-4907/2008; ФАС ВСО от 28.08.2008 № А58-7613/07-Ф02-4173/08 .

Штраф по пункту 2 статьи 126 НК

Основное различие нарушений, ответственность за которые установлена пп. 1 и 2 ст. 126 НК, заключается в том, что субъекты (то есть лица, которых можно за эти нарушения оштрафовать) у них разные.

Пункт 2 ст. 126 НК установил штраф не для налогоплательщиков (плательщиков сбора) или налоговых агентов, а для какой-то третьей организации, у которой налоговый орган запрашивает документы со сведениями о налогоплательщик е п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71; Постановление ФАС ВСО от 28.01.2010 № А19-8589/09 . То есть о совершении нарушения можно говорить только при наличии трех услови й п. 2 ст. 126, ст. 106 НК РФ, п. 2 ст. 109 НК РФ:

Штраф за непредставление организацией по требованию налогового органа документов, предусмотренных НК, со сведениями о другом налогоплательщике или их представление с заведомо недостоверными сведениями равен:

  • правонарушение совершено до 03.09.2010 - 5000 руб. п. 2 ст. 126 НК РФ (ред., действовавшая до 03.09.2010) ;
  • правонарушение совершено после 02.09.2010 - 10 000 руб. п. 2 ст. 126 НК РФ
  • налоговый орган потребовал у организации некие документы со сведениями о другом налогоплательщике;
  • эти документы у организации есть;
  • организация эти документы не представила или представила с заведомо недостоверными сведениями.

Единственное, что из этого понятно, - это то, что оштрафовать по п. 2 ст. 126 НК могут только организацию. Но какую? Истребовать какие-либо документы со сведениями о налогоплательщиках у третьих лиц налоговый орган может только в порядке, установленном ст. 93.1 НК. Другой процедуры просто нет. Так значит, по п. 2 ст. 126 НК можно оштрафовать организацию, которая не представила документы, запрошенные при «встречке»? А вот и нет! Ведь есть специальная норма, согласно которой отказ лица от представления документов, запрошенных при «встречке», или их непредставление в срок влечет ответственность по ст. 129.1 Н К п. 1 ст. 93.1, п. 6 ст. 93.1 НК РФ. Поэтому привлечь за непредставление документов при «встречке» по п. 2 ст. 126 НК в настоящее время нельзя. Этой позиции придерживаются и многие суд ы Постановления ФАС ЗСО от 02.03.2009 № Ф04-623/2009(1322-А75-49); ФАС ВСО от 17.03.2009 № А33-9821/08-Ф02-942/09; ФАС СКО от 18.05.2009 № А20-957/2008; ФАС ЦО от 22.12.2008 № А36-2108/2008; ФАС МО от 26.03.2009 № КА-А40/2089-09 .

Из авторитетных источников

“ В силу прямого указания п. 6 ст. 93.1 НК РФ организация, не представившая в установленный срок (в том числе отказавшаяся представить) документы со сведениями о налогоплательщике, истребованные у нее налоговым органом при проведении налоговой проверки, должна привлекаться к ответственности, установленной ст. 129.1 НК РФ ” .

Почему налоговые органы пытаются штрафовать за непредставление документов при «встречке» по п. 2 ст. 126, а не по п. 1 ст. 129.1 НК, понять можно. Ведь первый штраф в два раза больше. Но такой штраф можно и нужно оспаривать. Ведь неправильная квалификация правонарушения налоговым органом - основание для отмены решения о привлечении к ответственност и п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71 .

Как видите, получается, что сейчас по п. 2 ст. 126 НК штрафовать можно только организацию, представившую по запросу налогового органа документы с заведомо недостоверными сведениями о налогоплательщике. Хотя, конечно, выявить и доказать заведомую недостоверность сведений почти нереально.

Правда, есть несколько решений, в которых суды пришли к выводу, что организацию, не представившую документы при «встречке», нужно штрафовать именно по п. 2 ст. 126 Н К Постановления ФАС ВСО от 06.03.2008 № А33-13491/07-Ф02-679/08; ФАС ВВО от 08.05.2008 № А43-5565/2007-35-117 .

Кстати, «резидентам» налоговых инспекций Москвы и Московской области стоит знать, что ФАС Московского округа считает, что штрафовать по п. 2 ст. 126 НК нужно не просто за непредставление документов при «встречке», а именно за отказ от их представлени я Постановления ФАС МО от 16.11.2009 № КА-А40/11998-09, от 30.01.2008 № КА-А40/12590-07 . Хотя, напомним, п. 6 ст. 93.1 НК прямо указывает на то, что и к «отказникам» должна применяться ответственность, установленная ст. 129.1 НК.

Штраф по статье 129.1 НК

Этот штраф применяется при непредставлении (несвоевременном представлении) налоговому органу:

  • сведений, которые лицо обязано представить в силу прямого указания ст. 85 НК РФ. Это касается таких организаций, как, например, органы ФМС России, органы ГИБДД и Гос­тех­над­зо­ра, органы Рос­ре­ест­ра, отделы ЗАГСов. Понятно, что к обычным организациям и предпринимателям это основание для штрафа отношения не имеет, поэтому дальше рассматривать его мы не будем;
  • документов или информации, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), истребованных в ходе налоговой проверк и п. 1 ст. 93.1, п. 6 ст. 93.1 НК РФ;
  • информации по конкретной сделке, истребованной налоговым органом вне рамок проверк и п. 2 ст. 93.1 НК РФ.

Разберемся с двумя последними случаями.

Во-первых, налоговый орган, проводящий камеральную или выездную проверку какого-либо налогоплательщика (налогового агента), вправе потребовать у вас представить имеющиеся документы или информацию (сведения), касающиеся его деятельности. Сделать это он может:

  • во время самой проверк и п. 1 ст. 93.1 НК РФ;
  • после ее завершения, если при рассмотрении материалов проверки руководитель налогового органа решит истребовать такие документы или информацию в рамках дополнительных мероприятий налогового контрол я п. 6 ст. 101 НК РФ.

Во-вторых, вне налоговой проверки у вас может быть истребована имеющаяся информация о конкретной сделке, если у налогового органа возникла обоснованная необходимость получения такой информаци и п. 2 ст. 93.1 НК РФ.

Когда нельзя оштрафовать

Как видите, речь всегда идет о документах или информации, у вас имеющихся. Поэтому если вы не представите документы или информацию по той причине, что ими не располагаете, то оштрафовать вас по ст. 129.1 НК будет нельз я Постановления ФАС ВВО от 19.10.2009 № А43-12345/2009-6-321; ФАС ЦО от 12.05.2009 № А09-12352/2008; ФАС МО от 07.07.2009 № КА-А40/6137-09; ФАС ПО от 29.07.2008 № А12-2895/08 .

Но не стоит злоупотреблять и на любое требование налогового органа отвечать письмом об отсутствии запрашиваемых документов или информации. Ведь если документы у вас все-таки есть и налоговики смогут доказать эт о Постановление ФАС ВВО от 08.05.2008 № А43-5565/2007-35-117 , то вы не только штраф заплатите, но еще и репутацию себе подмочите.

Если истребуемых документов или информации у вас нет, то вам нужно сообщить об этом в инспекцию в течение 5 рабочих дней со дня получения требования. В этот же срок представляются документы или информация при их наличии. Причем заметьте: за нарушение срока представления документов или информации оштрафовать можно, а вот за опоздание с сообщением об их отсутствии - не т ст. 129.1 НК РФ; Постановление ФАС МО от 07.07.2009 № КА-А40/6137-09 .

За однократное в течение календарного года непредставление документов или сведений, истребованных при «встречке», могут оштрафовать:

  • срок представления документов или информации истек 02.09.2010 или раньше - 1000 руб. п. 1 ст. 129.1 НК РФ (ред., действовавшая до 03.09.2010) ;
  • срок представления документов или информации истек 02.09.2010 или позже - 5000 руб. п. 1 ст. 129.1 НК РФ

При совершении такого правонарушения два раза и более в течение календарного года штраф составит:

  • правонарушение совершено до 03.09.2010 - 5000 руб. п. 2 ст. 129.1 НК РФ (ред., действовавшая до 03.09.2010) ;
  • правонарушение совершено после 02.09.2010 - 20 000 руб. п. 2 ст. 129.1 НК РФ

Если по объективным причинам (большое количество документов, их нахождение в отдаленном обособленном подразделении) вы не успеваете представить истребованные документы в срок, нужно подать ходатайство о его продлени и п. 5 ст. 93.1 НК РФ. Даже если срок вам не продлят, сам факт подачи такого ходатайства может помочь оспорить штраф по ст. 129.1 Н К Постановления ФАС ПО от 22.01.2009 № А55-8517/2008; ФАС СЗО от 17.11.2010 № А05-3437/2010 .

Обратите внимание: нередко в рамках встречной проверки налоговые органы запрашивают документы, не имеющие отношения к деятельности проверяемого налогоплательщика, касающиеся исключительно деятельности его контрагента. Например, при проверке ОАО «Леший» у его поставщика - ООО «Домовой» - могут истребовать договор оказания услуг, заключенный между ООО «Домовой» и ЗАО «Водяной», которое является покупателем продукции ОАО «Леший». А могут потребовать и какие-то внутренние документы самого ООО «Домовой». Но у налоговиков нет права истребовать что угодно и когда угодн о ст. 93.1 НК РФ. Поэтому если вы не будете представлять документы по таким требованиям, то суд, скорее всего, вас поддержи т Постановления ФАС ВВО от 19.10.2009 № А43-12345/2009-6-321; ФАС ЗСО от 14.12.2010 № А46-6519/2010; ФАС СЗО от 24.01.2011 № А56-14074/2010; ФАС ПО от 15.01.2009 № А12-10258/2008; ФАС ЦО от 26.05.2010 № А54-5047/2009С13 .

В то же время не стоит игнорировать требования налоговиков о представлении документов только из-за того, что они не имеют прямого отношения к деятельности проверяемого налогоплательщика. Все-таки некоторые документы пусть и косвенно, но могут касаться его деятельности. Например, при проверке комитента таким документом может быть договор поставки, заключенный его комиссионером во исполнение комиссионного поручения. Однако в этом случае налоговый орган должен в требовании пояснить, почему истребуется этот документ и каким образом он относится к деятельности комитента. Иначе требование будет выглядеть произвольным, а это позволит покупателю или поставщику не исполнять его на законных основаниях.

Напомним, что с этого года вы вправе не представлять документы, истребованные при встречной проверке, если копии этих документов вы представляли в свою инспекцию в рамках выездной или камеральной проверки начиная с 01.01.201 1 п. 5 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ. Соответственно, за непредставление и таких документов оштрафовать вас не могут.

Документ и информация - почувствуйте разницу

С истребованием документов при «встречках» все более или менее понятно. Значительно больше вопросов возникает по поводу права налоговых органов истребовать у любых лиц информацию о конкретных сделках вне рамок проверк и п. 2 ст. 93.1 НК РФ.

Проблема в том, что на практике налоговые органы нередко, ссылаясь на это право, требуют представить им именно документы (товарные накладные, договоры, счета-фактуры, платежки и так далее). Между тем слово «документ» в п. 2 ст. 93.1 НК даже не упоминается. А понятия «информация» и «документ» не являются тождественными. Они четко разделены и в тексте ст. 93.1 НК, и в формах поручения об истребовании документов (информации) приложение № 6 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/ и требования о представлении документов (информации) приложение № 5 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/ .

Информация - это любые сведения независимо от формы их представления. То есть истребованную информацию вы в принципе можете представить и устно (например, по телефону), и письменно, и на магнитном носителе, и по электронной почт е п. 1 ст. 11 НК РФ; п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» .

Документ же - это всегда конкретный материальный носитель, с определенными реквизитами, в котором зафиксирована информация, в том числе в виде текст а п. 1 ст. 11 НК РФ; ст. 1 Федерального закона от 29.12.94 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» . И если способ представления информации мы можем выбрать самостоятельно, то документы представляются в налоговый орган в виде заверенных копи й п. 2 ст. 93, п. 5 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ.

Поэтому, если под видом запроса информации у вас требуют представить конкретные документы, вы можете их не представлять, так как это требование неправомерн о Постановления ФАС ЗСО от 04.08.2008 № Ф04-3684/2008(6766-А75-14); ФАС ДВО от 20.05.2009 № Ф03-2111/2009; ФАС ЦО от 09.08.2010 № А68-13557/09 .

Кстати, запрашивая информацию о сделке, налоговый орган должен указать сведения, позволяющие идентифицировать эту сделк у пп. 2, 3 ст. 93.1 НК РФ. То есть, как минимум, в требовании должны быть указаны наименование контрагента, период совершения сделки, вид сделки (купля-продажа, аренда и т. д.). Если ссылок на конкретную сделку требование не содержит, то штрафовать за непредставление информации нельз я Постановления ФАС СЗО от 23.11.2010 № А56-4647/2010; ФАС ЦО от 09.08.2010 № А68-13557/09 .

Конечно, никто не хочет лишний раз конфликтовать с налоговой инспекцией, но если требования о представлении документов явно незаконны, то их можно не исполнять, не опасаясь штрафов.

Какой штраф за непредоставление 2-НДФЛ в 2018 году

Если не соблюдать правило по сдаче справки 2-НДФЛ, установленное действующим законодательством РФ, то последствия могут быть довольно серьезны.

Общие сведения ^

Аббревиатура НДФЛ расшифровывается довольно просто – налог на доходы с физических лиц. То есть из справки, оформленной по форме 2-НДФЛ, можно узнать всю информацию о доходах конкретного физического лица.

Типовая справка обязательно должна содержать следующие разделы:

  • полную информацию о работодателе, являющимся налоговым агентом (все реквизиты, официальное наименование);
  • все данные касательно работника (фамилия, имя и отчество, а также иные данные, необходимые для отчетности);
  • доход, облагаемый ставкой, величина которой составляет 13% (подоходный налог);
  • различного рода вычеты, маркируемые соответствующим цифровым кодом;
  • вся сумма получаемых физическим лицом доходов, на которые составляет справка.

Сдают справку подобного рода в налоговые службы по месту регистрации все организации, не зависимо от формы собственности и видов деятельности, выплачивающие заработную плату наемным работникам.

Также под действие закона, обязывающего облагать налогом доходы физических лиц, подпадают индивидуальные предприниматели.

Независимо от того, какое количество работников нанято и в каком размере выплачивается заработная плата.

Обязаны отчитываться о начисленном или удержанном НДФЛ:

  • все организации, являющиеся резидентами Российской Федерации;
  • нотариусы, ведущие свою практику частным образом;
  • адвокаты, создавшие свои собственные адвокатские кабинеты;
  • различного рода иностранные подразделения крупных компаний, если какой-либо плательщик налога на доходы физических лиц получил от них прибыль в любой форме.

Под действие подпадают иностранные компании независимо от того, являются ли они постоянными представительствами, или же нет.

Если же иностранные компании имеют статус обособленных подразделений, то справки 2-НДФЛ подаются в ИФНС по месту их фактического расположения.

Не требуется подавать сведения по физическим лицам, получающим заработную плату от налоговых агентов, в следующих случаях:

  1. Выплаты осуществляются работникам, обязанным самостоятельно уплачивать налог на доходы физических лиц (нотариусы, адвокаты – согласно ст. №227 НК РФ).
  2. Физическим лицом были получены доходы, не облагаемые никаким налогом (перечислены в ст. №217 НК РФ).

Во всех остальных случаях работодатель обязан подавать справку 2-НДФЛ в установленный законодательством срок. Иначе к нему будут применены штрафные санкции согласно соответствующим статьям КоАП.

Сроки сдачи

В соответствии с НК РФ, а точнее п.п. 5 п. 1 ст. №21, организации обязаны предоставлять в налоговую службу справку в установленной форме не позднее 90 дней по окончании года, за который необходимо отчитаться.

Очень важно помнить о том, что различного рода коммерческие предприятия, использующие УСН и выплачивающие ЕНВД также в обязательном порядке должны отчитываться в установленной форме.

Сроки сдачи 2-НДФЛ различаются в зависимости от того, с какой целью это делается:

  1. Налоговая декларация (по форме 2-НДФЛ) подается в соответствующие органы не позже 1 апреля того года, который следует за отчетным (ст. №230 НК РФ).
  2. Если в рассматриваемой форме справка подается для оформления вычета по заявлению, то представлять её необходимо не позже 1 апреля.
  3. Если вычет необходим в организации, то сдавать в налоговую справку можно в течение года - достаточно получить уведомление из налоговой и предоставить его по месту работы.

Следует соблюдать сроки сдачи справки в форме 2-НДФЛ. Так непредставление сведений карается довольно серьезными штрафами.

Нормативная база

Выплата налога на доходы физических лиц осуществляется согласно действующему законодательству. Имеется довольно обширная нормативная база, она регламентирует размер данного налога. А также форму отчетности (справку 2-НДФЛ в том числе).

Основным документом, являющимся основанием для выплаты налога, является приказ Федеральной налоговой службы САЭ-3-04/706 от 13.10.06 г.

Данный приказ полностью соответствует положениям, присутствующим в п. 2 и п. 3 ст. №230 НК РФ. Основные его положения включаются в себя:

  • утвержденную на законодательном уровне форму справки № 2-НДФЛ (образец имеется в специальных приложениях и рекомендациях);
  • утвержденный формат справки по форме 2-НДФЛ в электронном виде (основой является XML);
  • рекомендацию налоговым агентам сообщать своевременно в налоговые службы о невозможности осуществить удержание налога.

Также данный приказ отменяет ранее действующий за номером САЭ-3-04/616 (от 25.11.05 г). Все его положения считаются недействительными.

Какой штраф за несвоевременную сдачу 2-НДФЛ ^

Согласно действующему законодательству, предоставлять отчетность в налоговые органы необходимо в строго установленные сроки.

Согласно п. 1 ст. №126 НК РФ (ред. от 2 сентября 2010 года) налоговый агент несет как налоговую, так и административно-уголовную ответственность за несвоевременную отчетность.

Ответственность

Согласно действующему законодательству, все налоговые агенты, обязанные представлять справку 2-НДФЛ и осуществлять иную бухгалтерскую отчетность, несут ответственность согласно законодательству РФ.

Налагается денежный штраф, если были выявлены нарушения следующего рода:

  • справки предоставлены не по всем физическим лицам, которым была выплачена заработная плата;
  • справки по какой-либо причине не были предоставлены вовсе.

При выявлении нарушений подобного рода, возникших по вине должностного лица, налоговые органы руководствуются п. 1 ст. №15.6 КоАП РФ.

Согласно этому пункту, с виновного лица взыскивается штраф. Размер его может варьироваться в довольно широких пределах, в зависимости от последствий, а также иных обстоятельств, предшествующих нарушению законодательства.

Сколько делается справка 2-НДФЛ, читайте здесь.

Также под действие данной статьи КоАП подпадают физические лица, ведущие предпринимательскую деятельность (к ним относятся юристы и адвокаты).

Однако величина штрафа, накладываемого в этом случае, существенно больше. Варьируется он также в иных пределах и измеряется сотнями рублей.

Штраф за несвоевременную сдачу отчетности может быть довольно большим, его выплата может сильно ударить по карману.

Но гораздо более неприятным событием станет появление в бухгалтерии организации налоговиков для осуществления бухгалтерского аудита.

Так как в первую очередь камеральным проверкам подвергаются проштрафившиеся налоговые агенты.

Несмотря на серьезность и обязательность предоставления справки по форме 2-НДФЛ, она все же не может приравниваться к налоговой декларации.

Именно поэтому по ст. №119 НК РФ налоговые службы привлечь налогового агента не смогут, это будет нарушением действующего законодательства. Тем не менее, налоговики могут привлечь к административной ответственности согласно КоАП.

Размер штрафа

При нарушении сроков подачи справки 2-НДФЛ в налоговые органы предприятие обязано выплатить штраф. Размер его устанавливается законодательством Российской Федерации – ст. №15.6 КоАП.

Размер штрафа привязан к юридическому статусу лица или организации, не соблюдающей сроки подачи сведений, необходимых для налогового контроля за коммерческой деятельностью, получаемыми доходами:

Справка 2 НДФЛ: какой будет штраф за несдачу

Юр лица, которые выплачивали в течение отчетного года заработок в пользу физ. лиц, обязаны подавать в ИМНС по месту регистрации отчета 2. День представления определен законодательно в статье 230 пункт 2, за 2017 год срок сдачи 2 НДФЛ - 2 апреля 2018 года из-за выходных дней.

Если субъект хозяйствования перечислял прибыль работникам, но подоходный налог по неизвестным причинам удержать не смог, справку 2 НДФЛ представляют на месяц раньше до 1 марта, это регламентировано в статье 226 пункт 5.

В противном случае организации грозит штраф за непредставление отчета 2 НДФЛ вплоть до блокировки счета. О том, что НДФЛ не удержан, сообщают в фискальные органы и переадресовывают сведения физ. лицу.

Рассмотрим в этой статье, меры взыскания и в каком размере применяет к контрагенту налоговая инспекция.

Сообщение о невозможности удержать налог:

Штраф за недостоверность сведений в 2 НДФЛ

При создании отчета надо внимательно заполнять данные, перед подачей в налоговую следует самостоятельно сверять контрольные соответствия и соизмерять показатели с другими отчетными формами.

Если в справке недостоверную информацию обнаружит инспектор, к контрагенту применят санкции в сумме 500 рублей, это отражено в статье 126.1 пункт 1.

Если юр лицо самостоятельно обнаружит неточность и представит в налоговую инспекцию “уточненку”, штраф в таком случае применен не будет к пункту 2 той же статьи.

Помните, что есть ряд моментов, когда снижается размер наказания: это технические ошибки, которые произошли не умышленно. Для применения этой нормы влияет отсутствие задолженности у контрагента перед казной по другим налогам, а также пересмотр наказания и деловая репутация организации.

Какие сведения считаются недостоверными

Нормативные акты не разъясняют, за какие неточности к субъекту хозяйствования применяются санкции. Если подходить формально, то это ошибки в сумме заработка или подоходного налога, и погрешности в телефоне юр лица или адресе регистрации сотрудника, а также за несвоевременную выдачу справки. Аналогичная ситуация и с указанием некорректных сокращений в бланке 2 НДФЛ.

Признается недостоверной следующая информация, представленная в 2 НДФЛ:

  • Реквизиты, которые указаны в декларации 2 некорректно и не соответствуют действительности;
  • ошибки при формировании сведений;
  • неправильная финансовая информация в отношении начисленных доходов, применяемых ставок, вычетов, кодов;
  • ошибки в исчислении подоходного налога.

Юр лица должны отчитываться перед налоговой вовремя, предварительно тщательно проверить информацию по каждому сотруднику и заполнение полей отчета. Это предупредит применение штрафа в отношении контрагента руководящего лица.

Какой штраф за несдачу 2 НДФЛ

Материальное наказание за 2 НДФЛ в виде штрафа за несдачу отчета будет применено к контрагенту в следующих случаях:

  • Если декларации 2 НДФЛ представлены в фискальные органы не в отношении сотрудников;
  • если представитель юр лица, ответственный за формирование сведений, не подал справку 2 НДФЛ.

Если нарушения выявлены ИМНС, применят штраф за ошибки, на величину суммы влияют сложившиеся обстоятельства.

Эти санкции регулируются КоАП, и размер зависит от статуса юр лица или физ. лица:

  • штраф на физическое лицо составит 100-300 руб.;
  • штраф на юр лицо наложат в сумме 300-500 руб.;
  • штраф за непредставление на сотрудников, которые трудятся в гос. органах, дипломатических или консульских службах, а также на юристов и адвокатов, составит 500-1000 руб.

За несданный отчет налоговая инспекция применяет санкции вплоть до блокировки счета. Перед тем, как заплатить штраф за несдачу декларации 2 НДФЛ в казну, представляют отчет в ИМНС. Кроме того, инспектор насчитает пеню за каждый день просрочки, их также уплачивают одновременно со штрафом.

Чтобы юр лицо не рассматривали как злостного нарушителя и не привлекали к “ответственности”, следует вовремя сдавать отчеты в налоговую инспекцию согласно действующему законодательству.

Штраф уплачивают на следующий КБК:

Размытые грани недостоверности

Не все ошибки в справке 2 НДФЛ приведут к наложению штрафа в отношении юр лица. Нельзя наказывать организацию за неправильно указанный адрес сотрудника или неверные паспортные данные.

Получателя прибыли уточняют по фамилии, имени, отчеству и ИНН. Если налоговики определят размер взыскания за такое правонарушение, это будет неправомерно и решение обжалуют.

На сайте ФНС 10.04.2017 опубликована аналогичная жалоба и комментарии налоговиков в № СА 4-9-24731, причем ответ изменяет принятые раньше официальные письма. Эти разъяснения применяют в отношении спорных ситуаций в местных фискальных органах.

Неправомерно взысканный штраф

Ситуация, которая вызвала такой резонанс, следующая:

  • В 2-х отчетах контрагента неверно указана паспортная информация физ. лиц;
  • в восьми отчетах – неправильный адрес регистрации сотрудников;
  • в 1 справке неверно указан номер ИНН сотрудника.

Налоговая оштрафовала за недостоверные данные контрагента:

  • За каждую декларацию штраф в сумме 500 рублей. Размер штрафа составил 5 000 рублей.

Контрагент опротестовал решение инспектора и подал жалобу в ФНС. Налоговики согласились с доводами юр лица и отменили наказание.

ФНС разъяснила, что не за все ошибки применяют взыскания, а только за те, которые затрудняют проведение налогового контроля, например, когда невозможно идентифицировать сотрудника.

В этой ситуации определяют получателя по ИНН и фамилии, поэтому неправомерно наказывать компанию за следующие неверные сведения в 2 НДФЛ: указанный старый адрес прописки или прежняя паспортная информация.

Поэтому, вышестоящая организация отменила штраф 5 000 руб. и назначила только взыскание в сумме 500 руб. за неверный ИНН.

Декларация 2 НДФЛ, поданная без ошибок:

Не все ошибки приведут к санкциям

Если организация считает, что неправомерно применены штрафные санкции в отношении сведений паспорта или адреса регистрации физ. лица, обжалуйте действие в ФНС. При обращении дайте ссылку на новое разъяснение налоговиков.

Дополнительно укажите, что решение противоречит опубликованному за номером СА 4-9-2471 на официальном сайте. На странице найдите кнопку «Сообщить о несоответствии», перейдите по этой ссылке и проинформируйте о неправомерном наказании с указанием организации, налоговой, реквизитов и решения.

Порядок исправления ошибок в справке 2 НДФЛ

Порядок внесения изменений в декларацию 2 НДФЛ определен в ММВ-7-11-485, здесь установлено, что при исправлении указывают номер корректировки в соответствующей ячейке:

  • Если формируются первичные сведения ставят 00;
  • если подается уточненный расчет, то в каждой последующей справке исправляют номер по порядку начиная с 01 и так далее;
  • если аннулируют отчет взамен сданного раньше, указывают число 99.

Корректирующий отчет предназначен для исправления сведений в уже поданной декларации, а аннулированный исключает представленные показатели по этому физ. лицу.

Если декларация подается посредством телекоммуникационного канала, и получен протокол с описанием ошибок, значит, что отчет не попал в налоговую инспекцию. В таком случае делают новую справку.

В ячейке «Номер корректировки» следует поставить 00, при этом указать последнюю дату формирования. Иными словами, по этому сотруднику справка инспекцией не принята, и подавать нужно новый отчет согласно ММВ 7-3-576.

При внесении корректирующих изменений после принятия отчета ИМНС, готовят новый документ, в котором указывают номер прежде представленной декларации, дата при этом – это день уточнения. В ячейке «Номер корректировки» указывают следующее по порядку число, начиная с 01 и так далее.

Разрешено подавать бесконечное количество уточненных форм на каждое физ. лицо, в отношении этих исправлений наказания не предусмотрено. В поле «Номер корректировки» при необходимости нужно отчитаться до 98 раз.

Пример уточненного расчета 2 НДФЛ

Бухгалтер при формировании отчета 2 НДФЛ в отношении сведений одного работника – профессионала, не являющегося резидентом России, ошиблась и поставила в поле «Статус» - 1. Этот признак указывают только для резидентов. Бухгалтер самостоятельно вскоре обнаружила ошибку и подала корректировку, изменив статус на цифру 2.

В примере заполнения корректирующей справки 2 НДФЛ маркером отмечены поля, которые изменили.

Заключение

При заполнении справок 2 НДФЛ важно проверять информацию перед отправкой в налоговую инспекцию, в том числе и контрольные соотношения внутри отчета и с внешними декларациями. При обнаружении ошибок не ждите, пока инспектор их найдет при проверке.

Оформление работника по совместительству в 1С: Бухгалтерия 8.3 Оставить заявку Оставьте свое имя и номер телефона, оператор свяжется с Вами в рабочее время в течение 2 часов. Хочу получать новости об акциях, скидках и мероприятиях от 1С:Франчайзи Виктория Рассылка выходит раз в неделю, Ваш адрес не будет передан […]

  • Публичные слушания // Публичные слушания 06.04.2018 Оповещение о проведении публичных слушаний. Проект внесения изменений в правила землепользования и застройки территории по адресу: Хохловский пер, д.10, стр.6 На публичные слушания представляются материалы проекта внесения изменений в правила землепользования и […]
  • Момент принятия наследства Наследство может быть как неожиданным, так и вполне ожидаемым. Независимо от этого, родственников и других претендентов волнует вопрос – с какого момента они становятся полноправными собственниками наследственного имущества, когда они могут пользоваться и распоряжаться им? Сроки принятия […]
  • Как происходит оформление гражданства РФ для ребенка Родители в РФ имеют право получить подтверждение правовой связи новорожденного ребенка с государством. Это может понадобиться в некоторых случаях. Процедура оформления гражданства РФ для ребенка, рожденного в РФ, зависит от года рождения […]
  • Как изменить нагрузку педагогического работника? Если в середине учебного года администрация школы изменяет педагогическому работнику его педагогическую нагрузку в связи с изменениями штатного расписания: нужно ли предупреждать данного работника за 2 месяца об этом? как правильно написать текст приказа об изменении […]
  • Спор в коммерческой деятельности «Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования» Какие преимущества имеют обучающиеся на нашем сайте: 1. Невероятно низкая стоимость обучения при высоком качестве учебных программ. 2. Совмещение учёбы и работы, так как обучение […]
  • ОСАГО на старые машины должно быть дешевле или дороже, чем на новые? Владельцы старых авто должны платить за ОСАГО больше или меньше? Фото: пользователя Suede с сайта drive2.ru В новой осенней сессии Госдумы депутаты «предметно» рассмотрят инициативу о привязке года выпуска автомобиля к стоимости полиса ОСАГО на […]
  • ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»