Шагал имя. Художник-авангардист Марк Шагал

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Марк Шагал наряду с авангардистами , Генрихом Эмзеном и Хансем Рихтером был художником, чей гений пугал и отталкивал. Создавая картины, он руководствовался исключительно инстинктом: композиционный строй, пропорции и светотени были ему чужды.

Человеку, лишенному образности мысли, крайне сложно визуально воспринимать полотна творца, ведь они не вписываются в понятие образцово-показательной живописи и разительно отличаются от классических произведений и , где точность линий возведена в ранг абсолюта.

Детство и юность

Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 6 июля 1887 года в белорусском городе Витебске, в черте Российской империи, отделенной для проживания евреев. Глава семейства Хацкель Мордухов Шагал работал грузчиком в лавке торговца селедкой. Он был человеком тихим, набожным и работящим. Мать художника Фейга-Ита была женщиной энергичной, общительной и предприимчивой. Она вела хозяйство, руководила мужем и детьми.


С пяти лет Мовша, как и всякий еврейский мальчик, посещал хедер (начальную школу), где обучался молитвам и Закону Божию. В 13 лет Шагал поступил в Витебское городское четырехклассное училище. Правда, учеба особого удовольствия ему не доставляла: в то время Марк был ничем не примечательным заикающимся мальчишкой, который из-за неуверенности в себе не мог найти общего языка со сверстниками.

Провинциальный Витебск стал для будущего художника и первым другом, и первой любовью, и первым учителем. Юный Моисей с упоением рисовал бесконечные жанровые сценки, которые он ежедневно наблюдал из окон своего дома. Стоит отметить, что родители не питали особых иллюзий по поводу художественных способностей сына. Мать неоднократно подкладывала рисунки Моисея вместо салфеток на обеденный стол, а отец и слышать не хотел об обучении отпрыска у именитого в то время витебского живописца Юделя Пэна.


Идеалом патриархальной семьи Шагалов был сын-бухгалтер или, на худой конец, сын-приказчик в доме состоятельного предпринимателя. Юный Моисей на протяжении пары месяцев выпрашивал у отца деньги на школу рисования. Когда главе семейства надоели слезные просьбы сына, он выбросил необходимую сумму денег в распахнутое окно. Будущему графисту пришлось собирать разлетевшиеся по пыльной мостовой рубли на глазах смеющихся обывателей.

Учеба давалась Мовше трудно: он был подающим надежды живописцем и никудышным учеником. Впоследствии эти две противоречащие друг другу черты характера отмечали все люди, пытавшиеся повлиять на художественное образование Шагала. Уже в возрасте пятнадцати лет он считал себя непревзойденным гением и поэтому с трудом мог выдерживать замечания учителей. По мнению Марка, только великий мог быть его наставником. К великому сожалению, художников подобного уровня не было в маленьком городке.


Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Столица империи представлялась ему землей обетованной. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Суровая правда жизни внесла в розовые мечты юноши необходимые коррективы: свой первый и последний официальный экзамен он провалил. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Не привыкший сдаваться парень поступил в возглавляемую Николаем Константиновичем Рерихом Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Там он проучился 2 месяца.


Летом 1909 года отчаявшийся найти свой путь в искусстве Шагал вернулся в Витебск. Юноша впал в депрессию. Картины этого периода отражают удрученное внутреннее состояние непризнанного гения. Его часто видели на мосту через Витьбу. Неизвестно, к чему могли привести эти упаднические настроения, если бы Шагал не встретил любовь всей своей жизни – Берту (Беллу) Розенфельд. Встреча с Беллой наполнила до краев его опустошенный сосуд вдохновения. Марку вновь захотелось жить и творить.


Осенью 1909 года он вернулся в Петербург. К желанию найти наставника, равного ему по дарованию, добавилась новая идея фикс: юноша задумал во что бы то ни стало покорить Северную столицу. Рекомендательные письма помогли Шагалу поступить в престижную школу рисования именитой меценатки Званцевой. Художественным процессом учебного заведения руководил живописец Лев Бакст.

По свидетельствам современников Моисея, Бакст взял его без всяких нареканий. Более того, достоверно известно, что Лев оплачивал обучение подающего надежды графиста. Бакст напрямую заявил Мовше, что в России его талант не приживется. В мае 1911 года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил обучение. В столице Франции он впервые начал подписывать свои работы именем Марк.

Живопись

Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.


В июне 1914 года в Берлине открылась его первая персональная выставка, включившая в себя почти все созданные в Париже картины и рисунки. Летом 1914 года Марк вернулся в Витебск, где его застало начало Первой мировой войны. В 1914–1915 годах была создана серия картин из семидесяти работ, написанных на основе натурных впечатлений (портреты, пейзажи, жанровые сцены).

В предреволюционные времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», «Красный еврей»), картины из цикла «Любовники» («Голубые любовники», «Зеленые любовники», «Розовые любовники») и жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», «Портрет Беллы в белом воротничке», «Над городом»).


В начале лета 1922 года Шагал направился в Берлин, чтобы узнать о судьбе выставленных перед войной работ. В Берлине художник обучился новым для себя печатным техникам – офорту, сухой игле, ксилографии. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Для создания цикла иллюстраций к роману «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж.


В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. По приказу министра пропаганды фашистской Германии в 1933 году произведения мастера были публично сожжены в Мангейме. Гонения на евреев в фашистской Германии, предчувствие приближающейся катастрофы окрасили произведения Шагала в апокалиптические тона. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»).

Личная жизнь

Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Правда, судьба сложилась таким образом, что художник намного пережил свою музу: Белла скончалась от сепсиса в американском госпитале 2 сентября 1944 года. Тогда, вернувшись после похорон в опустевший дом, он поставил на мольберт портрет Беллы, написанный им еще в России, и попросил Иду выбросить все кисти и краски.


«Художественный траур» длился 9 месяцев. Лишь благодаря вниманию и заботе дочери он вернулся к жизни. Летом 1945 года Ида наняла сиделку для ухода за отцом. Так в жизни Шагала появилась Вирджиния Хаггард. Между ними вспыхнул роман, который подарил Марку сына Дэвида. В 1951 году барышня ушла от Марка к бельгийскому фотографу Шарлю Лейренсу. Она забрала сына и отказалась от 18 работ художника, подаренных ей в разное время, оставив себе лишь два его рисунка.


Моисей опять хотел покончить с собой, и, дабы отвлечь отца от тягостных дум, Ида свела его с владелицей лондонского салона мод Валентиной Бродской. Брак с ней Шагал оформил через 4 месяца после знакомства. Дочка творца еще не раз пожалела об этом сводничестве. Мачеха не пускала к Шагалу детей и внуков, «вдохновляла» на рисование декоративных букетов, потому что они «хорошо продавались», и бездумно тратила гонорары супруга. С этой женщиной живописец прожил до самой смерти, продолжая, однако, постоянно писать Беллу.

Смерть

Именитый деятель искусств скончался 28 марта 1985 года (98 лет). Похоронен Марк Захарович на местном кладбище коммуны Сен-Поль-де-Вансе.


Сегодня работы Марка Шагала можно увидеть в галереях Франции, США, Германии, России, Беларуси, Швейцарии и Израиля. Чтят память о великом художнике и на его родине: дом в Витебске, в котором долгое время жил графист, превратили в дом-музей Шагала. Любители творчества живописца и по сей день могут воочию увидеть место, где создавал свои шедевры авангардист.

Произведения

  • «Мечта» (1976 год);
  • «Ложка молока» (1912 год);
  • «Любители зеленого»(1917 год);
  • «Русская свадьба»(1909 год);
  • «Пурим» (1917 год);
  • «Музыкант» (1920 год);
  • «Для Вавы» (1955 год);
  • «Крестьяне у колодца» (1981 год);
  • «Зеленый еврей» (1914 год);
  • «Продавец скота» (1912 год);
  • «Дерево жизни» (1948 год);
  • «Клоун и скрипач» (1976 год);
  • «Мосты над Сеной» (1954 год);
  • «Пара или Святое семейство» (1909 год);
  • «Уличные артисты ночью» (1957 год);
  • «Почитание прошлого» (1944 год);
Национальность: Гражданство:


Жанр:

художник и поэт

Марк Заха́рович Шага́л (фр. Marc Chagall , идиш מאַרק שאַגאַל‎ ; 6.07.1887, Лиозно , Витебская губерния - 28.03.1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс , ) - российский и французский художник, график, живописец, сценограф и поэт (идиш) еврейского происхождения, один из самых известных представителей художественного авангарда XX века .

Биография

Детство

Арт-центр Марка Шагала. Витебск

Дом-музей Марка Шагала. Витебск

Моше Сегал родился 24 июня (6 июля) 1887 г. в еврейской семье в местечке Лиозно близ Витебска (в 40 км к западу) или (по другим данным) в самом Витебске, в черте еврейской оседлости Российской империи. . Вырос в религиозной хасидской семье, был старшим из девяти детей, по воспоминаниям художника, фамилию изменил на «Шагал» отец.

И отец, Хацкл-Мордхэ (по-русски Хацкель-Мордух), и его мать, Фейгэ-Итэ, происходили из местечка Лиозно, и значительную часть детства Моше провёл в доме своего деда в этом местечке. С 1900 по 1905 гг. Шагал учился в Витебском четырёхклассном училище. В Витебске же художник знакомится со своей будущей женой, своей единственной музой - Беллой Розенфельд. Белла происходила из семьи состоятельных витебских ювелиров.

В 1906 г. он поступил в Школу рисования и живописи И. Пэна в Витебске , одновременно работал ретушером в фотоателье. В 1907 г. уехал в Петербург, получил временное разрешение на пребывание там и поступил в возглавляемую Н. Рерихом Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств. Работал гувернером в семье адвоката ради заработка и учеником в мастерской вывесок - для получения удостоверения ремесленника, которое давало право на проживание в столице. В 1908 г. Шагал перешел в художественную школу Е. Н. Званцевой, где учился у Л. Бакста и М. Добужинского.

В 1910 г. Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». В том же году, благодаря члену Государственной думы М. Винаверу , купившему у него картины и назначившему ему денежное содержание на период обучения, Шагал уехал в Париж . Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни , О. Цадкин , чуть позже - Х. Сутин и другие. Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. В 1911–13 гг. его работы экспонировались в Осеннем салоне и Салоне Независимых в Париже, в галерее «Дер штурм» в Берлине . Кроме того, Шагал принимал участие в выставках художественных объединений в России («Мир искусства», 1912, Санкт-Петербург; «Ослиный хвост», 1912, Москва; «Мишень», 1913, Москва, и другие). В 1914 г. при содействии Г. Аполлинера в галерее «Дер штурм» состоялась первая персональная выставка Шагала. После ее открытия Шагал уехал в Витебск; в связи с начавшейся Первой мировой войной он не смог, как предполагал, вернуться в Париж и оставался в России до 1922 г.

В 1915 г. Шагал женился на Белле Розенфельд, дочери известного витебского ювелира, которая сыграла огромную роль в его жизни и творчестве; сам Шагал считал её своей музой. Вскоре после свадьбы Шагал был призван в армию и направлен в Петроград, где занимался канцелярской работой, избежав отправки на фронт. Занимался живописью, поддерживал отношения с жившими в Петрограде художниками и поэтами, участвовал в выставках («Бубновый валет», 1916, Москва; «Весенняя выставка современной русской живописи», 1916, Петербург; «Выставка Еврейского общества поощрения художеств», 1916, Москва, и другие).

Возвращение в Витебск

В 1917 г. Шагал снова уехал в Витебск. Как и многие другие художники, он с воодушевлением принял Октябрьскую революцию и активно включился в организацию новой культурной жизни России. В 1918 г. Шагал стал комиссаром искусств губернского отдела Наробраза Витебска и в том же году разработал проект грандиозного праздничного оформления улиц и площадей Витебска в связи с годовщиной Октябрьской революции. В начале 1919 г. организовал и возглавил Витебскую народную художественную школу, куда пригласил в качестве преподавателей И. Пэна, М. Добужинского, И. Пуни, Э. Лисицкого , К. Малевича и других художников.

Москва

Вскоре между ним и Малевичем возникли принципиальные разногласия относительно задач искусства и методов преподавания. Эти разногласия переросли в открытый конфликт, и в начале 1920 г. Шагал покинул школу и уехал в Москву , где по рекомендации А. М. Эфроса работал в Еврейском камерном театре , руководителем которого был А. Грановский . За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов!» («Поздравляем!») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима» , который в то время возглавлял Е. Вахтангов.

В 1921 г. Шагал преподавал живопись в еврейском сиротском доме-колонии беспризорников имени III Интернационала в Малаховке, недалеко от Москвы. Он продолжал участвовать в выставках (1-я Государственная свободная выставка произведений искусств, 1918, Петроград; 1-я Государственная выставка картин местных и московских художников, 1919, Витебск). В 1921–22 гг. принимал активное участие в еврейской художественной жизни - был членом Художественной секции Култур-лиге в Москве (совместная выставка с Н. Альтерманом и Д. Штеренбергом , организованная секцией, состоялась весной 1922 г. в Москве). Состоялись также две персональные выставки Шагала (1919 г., Петроград и 1921 г., Москва).

В 1922 г. Шагал окончательно решил покинуть Россию и уехал сначала в Каунас для устройства своей выставки, а затем в Берлин, где выполнил по заказу издателя П. Кассирера серию офортов и гравюр для автобиографической книги «Моя жизнь» (альбом гравюр без текста вышел в Берлине в 1923 г.; первое издание текста «Моя жизнь» появилось на идиш в журнале «Цукунфт» , март–июнь 1925; текст книги «Моя жизнь», иллюстрированный ранними рисунками, издан в Париже в 1931 г.; на русском языке в переводе с французского, М., 1994).

Возвращение во Францию

В конце 1923 г. Шагал поселился в Париже, где познакомился со многими авангардистскими поэтами и художниками - П. Элюаром, А. Мальро, М. Эрнстом, а также с А. Волларом, меценатом и издателем, который заказал ему иллюстрации, в том числе к Библии . Начиная работать над библейскими рисунками, Шагал в 1931 г. отправился на Ближний Восток. По приглашению М. Дизенгофа Шагал посетил Эрец-Исраэль ; во время поездки он много работал, написал значительное количество эскизов «библейских» пейзажей. Тогда же побывал в Египте . Шагал постоянно поддерживал тесные связи с еврейскими литераторами и деятелями национальной культуры.

В 1924 г. участвовал в альманахе «Халястре », издававшемся П. Маркишем и другими (см. также У. Ц. Гринберг). В 1920–30-х гг. Шагал путешествовал в связи с персональными выставками (1922, Берлин; 1924, Брюссель и Париж; 1926, Нью-Йорк; 1930-е гг., Париж, Берлин, Кельн, Амстердам , Прага и другие), а также изучал классическое искусство.

В 1933 г. в Базеле была открыта его ретроспективная выставка. В том же году в Мангейме по приказу Геббельса было устроено публичное сожжение работ Шагала, а в 1937–39 гг. его работы экспонировались на выставках «Дегенеративное искусство» в Мюнхене, Берлине, Гамбурге и других городах Германии. В 1937 г. Шагал принял французское гражданство.

Эмиграция в США

В начале Второй мировой войны в связи с оккупацией Франции Шагал с семьей уехал из Парижа на юг страны; в 1941 г. по приглашению Музея современного искусства переехал в Нью-Йорк . В Нью-Йорке, Чикаго , Лос-Анджелесе и других городах прошло много персональных и ретроспективных выставок Шагала.

М. Шагал (в центре) среди преподавателей Школы искусств и ремесел Бецалель. Иерусалим

В 1942 г. Шагал оформил балет на музыку П. Чайковского «Алеко» в Мехико, в 1945 - «Жар-птицу» И. Стравинского в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке. В 1944 г. скончалась жена Шагала Белла; ее мемуары «Горящие свечи» с иллюстрациями Шагала были изданы посмертно в 1946 г. В 1946 г. состоялась ретроспективная выставка Шагала в Нью-Йорке, а в 1947 г., впервые после войны, в Париже; за ней последовали выставки в Амстердаме, Лондоне и других европейских городах. В 1948 г. Шагал вернулся во Францию, поселился недалеко от Парижа (в 1952 г. женился на Валентине Бродской). В 1948 г. на 24-й Венецианской бьеннале Шагалу был присужден «Гран-при» за гравюру.

В 1951 г. Шагал посетил Израиль в связи с открытием его ретроспективной выставки в музее при школе Бецалель в Иерусалимe , побывал также в Тель-Авиве и Хайфе . Следующие поездки в Израиль состоялись в 1957, 1962, 1969, 1977 гг. Визит в 1969 г. был связан с открытием нового здания Кнесетa , для которого Шагал спроектировал декоративные полы, ковры и настенные мозаики. (В 1977 г. Шагалу было присвоено звание почетного гражданина Иерусалима.)

С 1950-х гг. Шагал работал преимущественно как монументалист и график; с 1950 г. начал работать в керамике, в 1951 г. сделал первые скульптурные работы, с 1957 г. занимался витражами, с 1964 г. - мозаикой и шпалерами. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море » и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958–60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса » в Иерусалиме (1960–62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке, и другие.

В 1967 г. в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». В 1973 г. в Ницце был открыт заложенный в 1969 г. Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». В том же 1973 г. Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 г. для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. С 1950-х гг. в крупнейших галереях и выставочных залах мира проходили выставки произведений Шагала, ретроспективные или посвященные какой-либо теме или жанру (1953, Турин и Вена ; 1955, Ганновер; 1957, выставки графики - Базель, Париж; 1963, в нескольких городах Японии; 1969, 1970, 1977–78, 1984, Париж; 1984, Ницца, Рим , Базель, и другие).

Шагал скончался 28 марта 1985 г. в прованском городе Сен-Поль-де-Ванс. Похоронен на местном кладбище. После смерти Шагала также состоялось много его выставок (1987, Москва; 1989, Токио; 1991, Франкфурт-на-Майне, Москва; 1992–93, Санкт-Петербург, Флоренция , Феррара , Нью-Йорк, Чикаго; 1993, Иерусалим, и другие).

Творчество Шагала

Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира.

Живописная система Шагала формировалась под влиянием различных факторов, парадоксально и в то же время органично переосмысленных и образующих единое целое. Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала XX в., одним из определяющих элементов этой системы является национальное еврейское самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием.

"Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником ", - сформулировал он свою позицию в одном из эссе.

От своего первого учителя И. Пэна Шагал воспринял представление о национальном художнике; национальный темперамент нашел выражение и в особенностях его образного строя. Уже в первых самостоятельных работах Шагала отчетливо проявляется визионерский характер его творчества: реальность, трансформированная фантазией художника, приобретает черты фантастического видения. Тем не менее, все ирреальные образы - скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди - не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». Художественные приемы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора . Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала; «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) - принцип, которому он остался верен до конца жизни.

Начало пути, Париж

В первые годы творчества местом действия его произведений является Витебск - улочка, площадь, дом («Мертвый», 1908, Центр Помпиду, Париж). В этот период в пейзажах Витебска, сценах из жизни общины присутствуют черты гротеска. Они напоминают театральные мизансцены, подчиненные точно выверенному ритму. Цветовая гамма ранних работ в основном построена на зеленых и коричневых тонах с присутствием фиолетового; формат картин приближается к квадрату («Шаббат», 1910, Музей Людвига, Кельн).

Первый период пребывания в Париже (1910–14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями, из которых кубизм и футуризм, бесспорно, оказали на него прямое влияние; в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Чисто кубистических, как и чисто футуристических произведений у Шагала немного, хотя они и встречаются на протяжении 1910-х гг. («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Стиль Шагала этого времени можно определить скорее как кубофутуристический, который был одним из важных направлений искусства еврейского авангарда в России. Резкие соотношения желтого, красного, синего, зеленого и фиолетового цветов составляют основу цветовой гаммы Шагала; они часто сочетаются с черным, иногда составляющим фон («Париж сквозь мое окно», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Пьющий солдат», 1911, там же; «Любовная пара», 1913, Центр Помпиду, Париж). Основные темы этого периода - художник и искусство, с одной стороны, и фантастически-реальный еврейский мир, с другой («Посвящение Аполлинеру», 1911–12, Художественный музей Ван Аббе, Эйндховен; «Горящий дом», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк).

Русский период (1914–22)

Тематика и стилистика Шагала разнообразны - от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание; «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон; «Над городом», 1914–18, Третьяковская галерея, Москва); от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918; «Коллаж», 1921, обе - Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра, и т. д.

Возвращение во Францию

Первые годы после возвращения в Париж были самыми спокойными в жизни и творчестве Шагала. Казалось, художник подводил итоги своей жизни; он, в частности, работал над иллюстрированной автобиографической книгой. Почти до конца 1920-х гг. Шагал занимался в основном графикой - книжными иллюстрациями к «Мертвым душам» Н. Гоголя (1923–27, опубликовано в 1948 г.) и «Басням» Ж. Лафонтена (1926–30, опубликовано в 1952 г.). Эти иллюстрации наименее «еврейские» во всем творчестве Шагала; в них чувствуется увлеченность старым европейским искусством, которая проявляется во всем: другие, по сравнению с прежними работами, типажи, другая иконография, обнаженные фигуры; меняется сам характер графики. В иллюстрациях к «Дафнису и Хлое» Лонга Шагал вернулся к более характерной для себя манере.

В эти годы Шагал продолжал заниматься живописью, писал много натурных этюдов («Ида у окна», 1924, Городской музей, Амстердам). Его палитра высветлилась и стала более пестрой, композиции изобиловали подробностями. Шагал вернулся к своим старым произведениям, создавая вариации на их темы («Читающий», 1923–26, Художественный музей, Базель; «День рождения», 1923, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк).

Следующие десятилетия были наполнены драматическими историческими событиями; кроме того, Шагал перенес личную трагедию - смерть жены в 1944 г. Элегическое настроение, свойственное ранним работам Шагала, особенно «русского периода», сменилось предчувствием трагедии, которая вскоре разразилась («Время - река без берегов», 1930–39, Музей современного искусства, Нью-Йорк).

В конце 1930-х гг. ощущение надвигающейся Катастрофы нашло выражение в «Распятиях» («Белое распятие», 1938, Институт искусства, Чикаго; «Мученик», 1940, собрание семьи). Композиция и цветовая гамма этих работ восходит к русской иконе, но », все - Музей «Библейские образы Шагала», Ницца). Живописи Шагала позднего периода, связанной с библейской тематикой, присущи экспрессия и трагизм («Моисей, разбивающий скрижали», Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн).

Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники - светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров - давала художнику дополнительные возможности. Кроме того, символика, которая всегда играла большую роль в произведениях Шагала, была особенно тщательно продумана в монументальных произведениях художника на религиозные темы. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы - четыре группы по три витража в каждой - продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета, использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника .

Живопись Шагала 1970–80-х гг. включает также лирические произведения, возвращающие художника в прошлое - к образу местечка, к воспоминаниям о близких («Отдых», 1975; «Невеста с букетом», 1977, обе - галерея П. Матисса, Нью-Йорк). Выполненные маслом, они напоминают пастели - размытые контуры, разноцветное марево создают ощущение призрачного видения-миража.

Литература

На протяжении всей жизни Шагал писал стихи, в начале на идиш и на русском языке, а затем и на французском. Часть из них переводились на иврит , белорусский, русский , английский и французский языки. Лирика Шагала пронизана еврейскими мотивами, в ней можно найти отклики на трагические события еврейской истории - например, поэма «Памяти еврейских художников - жертв Катастрофы».

Многие стихи Шагала являются своеобразным ключом для понимания его живописи. (Подборка стихотворений Шагала - в переводах с идиш и написанных по-русски - опубликована в сборнике М. Шагал. «Ангел над крышами. Стихи, проза, статьи, письма», М., 1989).

Память

Шагал не оставил после себя школы, он был единственным в своем роде - великий еврейский художник, органично соединивший в творчестве художественный язык 20 в. с мироощущением хасида, который ощущает святость повседневности и считает чудо естественной и непременной частью жизни.

Существует «Комитет Шагала», в состав которого входят четыре наследника Шагала. Полного каталога работ художника нет.

Один из самых знаменитых представителей авангардного искусства в живописи, график, иллюстратор, сценограф, поэт, мастер прикладного и монументального искусства двадцатого века Марк Шагал, родился в городе Витебске 24 июня 1887 года. В семье мелкого торговца Захара (Хацкеля) он был старшим из десяти детей. С 1900 по 1905г Марк учился в Первом городском четырехклассном училище. Витебский художник Ю. М. Пэн руководил первыми шагами будущего живописца М. Шагала. Затем в жизни Марка произошел целый каскад событий, и все они были связаны с его переездом в Петербург.

С 1907 по 1908, Шагал занимался в школе Общественного поощрения художеств, одновременно с этим на протяжении всего 1908 года он также посещал уроки в школе Е.Н. Звягинцевой. Первой, написанной Шагалом, картиной стало полотно «Покойник» («Смерть») (1908), которая ныне хранится в Париже в Национальном музее современного искусства. Далее следуют «Семья» или «Святое семейство», «Портрет моей невесты в черных перчатках» (1909 год). Эти полотна были написаны в манере неопримитивизма. Осенью того же 1909 года витебская подруга Марка Шагала - Тея Брахман, которая тоже училась в Петербурге и была настолько современной девушкой, что даже несколько раз позировала Шагалу обнаженной - познакомила художника со своей подругой Беллой Розенфельд. По словам самого Шагала, едва взглянув на Беллу, он сразу понял, что это его жена. Именно ее черные глаза смотрят на нас со всех полотен Шагала того периода, она, ее дивные черты, угадываются во всех изображаемых художником женщинах. 1-ый парижский период.

Париж

В 1911-ом году Марк Шагал получил стипендию и отправился в Париж, чтобы там продолжить свое обучение и познакомиться с французскими художниками, а также поэтами-авангардистами. В Париж Шагал влюбился сразу. Если еще до своего отъезда во Францию манера письма Шагала чем-то перекликалась с живописью Ван Гога, то есть была очень близка к экспрессионизму, то в Париже в творчестве живописца уже чувствуется влияние фовизма, футуризма и кубизма. Среди знакомых Шагала - известные мастера живописи и слова А. Модильяни, Г. Аполлинер, М. Жакоб.

Возвращение

Только в 1914-ом художник покидает Париж, чтобы съездить в Витебск для того, чтобы повидаться с Беллой и своей семьей. Там его застала Первая мировая война, поэтому свое возвращение в Европу художнику пришлось отложить до лучших времен. В 1915-ом году Марк Шагал и Белла Розенфельд поженились, и через год, в 1916-ом, у них родилась дочь Ида, которая в будущем станет биографом своего знаменитого отца. После Марк Шагал был назначен уполномоченным комиссаром по делам искусств в Витебской губернии. В 1920-ом году, по рекомендации А. М. Эфроса Шагал отправляется в Москву, чтобы работать в Еврейском камерном театре. Год спустя, в 1921-ом году он работал преподавателем в Подмосковье, в еврейской трудовой школе-колонии для беспризорников «Третий Интернационал».

Эмиграция

В 1922-ом году в Литве, в городе Каунасе была организована выставка Марка Шагала, чем художник не преминул воспользоваться. Вместе со своей семьей он уехал в Латвию, а оттуда - в Германию. И вот осенью 1923-го года Амбруаз Воллар прислал Шагалу приглашение приехать в Париж, где в 1937-ом году получает французское гражданство. Затем следует Вторая мировая война. Шагал больше не мог оставаться в оккупированной фашистами Франции, поэтому принимает приглашение руководства Музея современного искусства в Нью-Йорке переселиться в Америку в 1941-ом году. С какой радостью художник воспринял новость об освобождении Парижа в 1944-ом! Но его радость была недолгой. Художника постигло оглушительное горе - от сепсиса в Нью-Йоркской больнице скончалась его жена Белла. Лишь спустя девять месяцев после похорон, Марк отважился вновь взять в руки кисть, дабы живописать две картины в память о своей любимой: «Рядом с ней» и «Свадебные огни».


Когда Шагалу исполнилось 58 лет, он отважился на новые отношения с некоей Вирджинией Макнилл - Хаггард, которой было за тридцать. У них родился сын Дэвид Макнилл. В 1947-ом году Марк, наконец, возвратился в Париж. Вирджиния, спустя три года, покинула Шагала, сбежав от него с новым любовником. Сына она взяла с собой. В 1952 -ом Шагал еще раз женился. Его супругой стала владелица лондонского салона моды Валентина Бродецкая. Но на всю жизнь, единственной музой Шагала оставалась его первая жена Белла.

В шестидесятые Марк Шагал внезапно обратился к монументальному искусству: он занимался витражами, мозаикой, керамикой и скульптурой. По заказу Шарля де Голля Марк расписал плафон парижской Гранд Опера (1964) , а в 1966-ом году создал для Метрополитен Опера в городе Нью-Йорке 2 панно. Его мозаика «Четыре времени года», созданная в 1972 году украшает в Чикаго здание Национального банка. И лишь в 1973 году Шагала пригласили в СССР, где в была организована выставка художника. Марка Шагала не стало 28 марта 1985 года. Он скончался на 98-ом году жизни в Сен-Поль-де-Вансе, где и был похоронен. До сих пор не существует полного каталога работ величайшего художника, настолько огромно его творческое наследие.

Шагал Марк Захарович (наст. отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, живописец, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства; выходец из России. Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1906 году приехал в Петербург, где в 1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С.М.Зайденберга и школу Е.Н.Званцевой. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене - Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж).

Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен (Я и деревня, 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк; Автопортрет с семью пальцами, 1911–1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма.

После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В Москве Шагал написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к Мертвым душам Николая Васильевича Гоголя и Басням Ж.де Лафонтена. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание.

По мере достижения пика славы его манера – в целом сюрреально - экспрессионистская – становится все легче и раскованней. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). С 1955 началась работа над Библией Шагала – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958; витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961; собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970; собора в Реймсе, 1974; церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981; и др.). Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом.

В 1973 Шагал посетил Москву и Санкт-Петербург в связи с выставкой своих работ в Третьяковской галерее. Умер Шагал в Сен-Поль-де-Ванс (Приморские Альпы, Франция) 28 марта 1985 года.

Шагал не брал кисть в руки 9 месяцев. Лишь благодаря вниманию и заботе дочери Иды он понемногу возвращается к жизни.

Рукописи Беллы они взяли за основу для сборника ее воспоминаний под названием «Горящие огни» : Шагал создал 68 иллюстраций, а Ида занималась переводом с идиша.

Вирджиния Хаггард в жизни Шагала

Летом 1945 года Ида решила нанять сиделку для ухода за отцом. Так в жизни Шагала появилась Вирджиния Хаггард . Внешне она напоминала Марку Беллу. Между ними вспыхнул роман, который подарил Марку сына .

Шагал принялся за проект «Жар-птица» Игоря Стравинского. Он оформил занавес, создал три декорации и более 80 костюмов для балета. Премьера прошла с триумфом. Американские критики восприняли художника на ура.

В 1946 году вместе с Вирджинией Шагал въехал в новый дом на северо-востоке штата Нью-Йорк, где у них родился сын Давид. А через год новая семья художника отправилась во Францию.

Во всем мире проходили многочисленные выставки работ Шагала. Марк видит, что его помнят и любят. Он обосновывается на Лазурном побережье в Сен-Поль-де-Ванс неподалеку от Ниццы.

В 50–60-х годах ХХ века поле деятельности Шагала расширяется. Он получает многочисленные заказы на монументальную живопись, иллюстрации для книг, скульптуры, керамику, витражи, гобелены и мозаику.

В 1951 году Вирджиния ушла от Шагала. Забрав с собой сына, она переезжает к фотографу, роман с которым продолжался два последних года.

Марк Шагал снова остался один. После ухода Вирджинии на его полотнах, как во время Второй мировой войны, опять возникают библейские сцены.

Весной 1952 года художник знакомится с Валентиной Бродской , или Вавой, как ее называли друзья и близкие. Очень скоро, уже 12 июля того же года они стали мужем и женой.

Жизнь с Валентиной Бродской

В годы, когда в жизнь Шагала вошла Вава, творчество художника достигло пика признания. Стоимость его картин стремительно взлетает. Крупные коллекционеры стремятся заполучить их. Даже в ресторанах, куда они с Вавой часто ходили обедать, велась охота на рисунки Шагала. У него всегда с собой было 2–3 карандаша и пастели. Ожидая заказ, он часто рисовал на салфетках и скатертях. Эти «бессознательные» творения стоили сотни и даже тысячи франков.

Марк Шагал оказался на третьем месте в списке самых дорогих мастеров французской живописи (первое место занимал Пикассо, второе - Матисс).

Шагалу удалось стать одним из немногих художников, который работал в религиозной тематике различных конфессий. Его руке принадлежит авторство витражей католического собора в Мецце, протестантской церкви в Цюрихе, синагоги в Иерусалиме. Его картины можно увидеть в коллекциях арабских шейхов.

В 1964 году министр культуры Франции поручил художнику расписать плафон цитадели французской культуры Парижской оперы . На плафоне художник изобразил силуэты двух городов - Парижа и Витебска, навечно соединив их нерасторжимым кольцом росписи.

В 1975 году написал много больших работ на библейские и духовные темы: «Дон Кихот», «Падение Икара», «Иов», «Блудный сын».

Марк Шагал всю жизнь рисовал летающих людей. На полотне одной из самых известных картин - «Влюбленные над городом» - он парит над любимым Витебском вместе с Беллой.

Судьба распорядилась так, что Марк умер в полете. 28 марта 1985 года 98-летний Шагал сел в лифт, чтобы подняться на второй этаж в своем замке в Сен-Поль-де-Ванс. Во время подъема его сердце остановилось.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»