Рассказ о сикстинской мадонне рафаэля. Сикстинская мадонна рафаэля описание картины и творчества великого художник ренессанса

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

«Одной картины я хотел быть вечный зритель» , – говорил Пушкин о «Сикстинской Мадонне» кисти великого Рафаэля Санти .

Этот шедевр Эпохи Возрождения был впервые написан художником без помощи его учеников и показывал Богоматерь, которая буквально сходит ко зрителю, обращая на него свой мягкий взгляд.

Заказ на создание картины Рафаэль получил в 1512 году и сразу переехал из Рима в глухую провинцию, чтобы скорее приступить к делу. Художник словно чувствовал, что «Сикстинская Мадонна» призвана стать апогеем его творческого таланта. Многие говорили, что картина создавалась в то время, когда Рафаэль переживал личное горе, поэтому он вложил свою печаль в образ прекрасной девы с грустными глазами. Во взгляде матери зритель способен прочитать волнение и смирение – чувства, вызванные предвидением неизбежной трагической судьбы собственного сына. Мадонна трепетно прижимает к себе дитя, словно ощущая минуту, когда ей придется оторвать от сердца нежного младенца и представить человечеству Спасителя.

Изначально «Сикстинская Мадонна» задумывалась как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста. В то время для подобной работы мастера «набивали руку» на деревянной доске, но Рафаэль Санти изобразил Богоматерь на холсте, и вскоре ее фигура величественно возвышалась над полукруглым хором церкви.
Свою Мадонну художник изобразил босой, укрытой в простое покрывало и лишенной ореола святости. К тому же, многие зрители отмечали, что женщина держит ребенка на руках так, как это делали простые крестьянки. Несмотря на то, что Дева лишена видимых атрибутов высокого происхождения, другие герои картины встречают ее как царицу. Юная Варвара взором выражает благоговение перед Мадонной, а Святой Сикст преклоняет перед ней колени и протягивает руку, которая знаменует собой символ явления Богоматери людям. Если присмотреться внимательнее, то кажется, словно на протянутой руке Сикста «красуются» шесть пальцев. Ходили легенды, что тем самым Рафаэль хотел обыграть оригинальное имя римского епископа, которое с латыни переводится как «шестой». На самом деле, наличие лишнего пальца – всего лишь иллюзия, и зритель видит внутреннюю сторону ладони Сикста.

Разнообразные слухи ходили и вокруг изображенного образа Богоматери. Некоторые исследователи отмечают, что Мадонна представляет собой божество в человеческом обличии, а ее лицо принято считать воплощением идеала античной красоты. Карл Брюллов однажды сказал о ней:

«Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем»

Сегодня нельзя точно установить, была ли Дева действительно такой, как ее изобразил Рафаэль, поэтому вокруг этого вопроса складывают множество легенд. Одна из них гласит, что прототипом легендарной Мадонны стала Форнарина – любимая женщина и натурщица художника. Но в дружеском письме к Бальдассаре Кастильоне мастер говорил, что создавал образ совершенной красоты не с определенной девушки, а синтезировал свои впечатления от многих красавиц, которых суждено было встречать Рафаэлю.

Создавая собирательный образ, великому художнику удалось в «Сикстинской Мадонне» соединить черты высшего религиозного идеала с высшей человечностью, сохранив при этом простоту композиции. Многие отмечали, что , словно зная тайны мироздания, приоткрыл перед человеком занавес в непостижимый мир, о чем говорил Карло Маратти:

«Если бы мне показали картину Рафаэля и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне при этом сказали, что это создание ангела, я бы поверил»

Этот алтарный образ - последняя из крупных работ Рафаэля, посвященных его излюбленной теме. Еще в ранний период творчества он обращался к образу Мадонны с младенцем, каждый раз отыскивая новый подход. Преобладающий характер гения Рафаэля выражался в стремлении к божеству, к преобразованию земного, человеческого в вечное, божественное.

Кажется, что занавес только что раздвинулся и взорам верующих открылось небесное видение - ступающая по облаку Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Гений Рафаэля словно заключил божественного младенца в магический круг, образуемый левой рукой Мадонны, ее ниспадающим покрывалом и правой рукой Иисуса. Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына. Лицо Мадонны - воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала.

Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Поза Святой Варвары, ее лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение. В глубине картины, на заднем плане, едва различимые в золотой дымке, смутно угадываются лица ангелов, усиливая общую возвышенную атмосферу. Взгляды и жесты двух ангелов на переднем плане обращены к Мадонне. Присутствие этих крылатых мальчиков, больше напоминающих мифологических амуров, придает полотну особую теплоту и человечность.

«Сикстинская Мадонна» была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.

В России, особенно в первой половине XIX века, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля очень почиталась, ей посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев. Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о «Сикстинской Мадонне»: «Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же строгости очертаний! Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре» . Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, имели репродукции «Сикстинской Мадонны» в своих рабочих кабинетах. Жена Ф. М. Достоевского в своем дневнике записала: «Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал «Сикстинскую Мадонну» .

Карло Маратти так выразил свое удивление перед Рафаэлем: «Если бы мне показали картину Рафаэля и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне при этом сказали, что это создание ангела, я бы этому поверил» .

Картина «Сикстинская Мадонна» была написана Рафаэлем в 1512—1513 годах по заказу Папы Юлия II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.

На картине Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Поза Святой Варвары, её лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение.

В 1754 году картина была приобретена королём Августом III Саксонским и привезена в его дрезденскую резиденцию. Двор саксонских курфюрстов заплатил за неё 20 000 цехинов — немалую по тем временам сумму.

В 19 и 20 веке русские писатели и художники отправлялись в Дрезден, чтобы увидеть «Сикстинскую Мадонну». Они видели в ней не только совершенное произведение искусства, но и высшую меру человеческого благородства.

Художник Карл Брюллов писал: «Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем».

Лев Толстой и Фёдор Достоевский в рабочих кабинетах имели репродукцию «Сикстинской Мадонны». Жена Ф. М. Достоевского в своём дневнике записала: «Фёдор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал «Сикстинскую Мадонну».
Эта картина служит как бы лакмусовой бумажкой в оценке характера героев Достоевского. Так в духовном развитии Аркадия («Подросток») глубокий след оставляет увиденная им гравюра с изображением Мадонны. Свидригайлов («Преступление и наказание») вспоминает лицо Мадонны, которую он именует «скорбной юродивой», и это высказывание позволяет увидеть всю глубину его нравственного падения.

Возможно, не всем эта картина нравится. Но, как говорят, за много веков она понравилась стольким великим людям, что теперь сама выбирает, кому нравится.

В Дрезденской галерее два года назад запретили фотографировать и снимать. Но мне всё же удалось запечатлеть момент соприкосновения с шедевром.

С детских лет я любовался репродукцией этой картины, и всегда мечтал увидеть её воочию. И вот когда мечта моя сбылась, я убедился: никакая репродукция не сравнится с тем эффектом, какой происходит в душе, когда стоишь возле этого полотна!

Художник Крамской в письме жене признавался, что лишь в оригинале заметил многое такое, что не заметно ни в одной из копий. «Мадонна Рафаэля действительно произведение великое и действительно вечное, даже и тогда, когда человечество перестанет верить, когда научные изыскания... откроют действительно исторические черты обоих этих лиц, ... и тогда картина не потеряет своей цены, а только изменится её роль».

«Один раз человеческой душе было подобное откровение, дважды случиться оно не может», - писал восхищённый Василий Жуковский.

Как повествуют старинные сказания, папе Юлию II было видение Богоматери с младенцем. Усилиями Рафаэля оно превратилось в явление Богородицы людям.

«Сикстинскую мадонну» Рафаэль создал около 1516 года. К этому времени им было написано уже много картин с изображением Богоматери. Совсем молодым Рафаэль прославился как удивительный мастер и несравненный поэт образа Мадонны. В петербургском Эрмитаже хранится «Мадонна Конестабиле», которую создал семнадцатилетний художник!

Идею и композицию "Сикстинской мадонны" Рафаэль заимствовал у Леонардо, но это и обобщение его собственного жизненного опыта, изображений и размышлений над мадоннами, местом религии в жизни людей.
«Он творил всегда то, что другие только мечтали создать», - писал о Рафаэле Гёте.

Когда я смотрел на эту картину, ещё не зная истории её создания, женщина с ребёнком на руках для меня была не Богоматерью, а простой женщиной, как и все, дарящая своё дитя жестокому миру.

Бросается в глаза, что Мария выглядит как простая женщина, и что младенца она держит, как обычно держат их крестьянки. Лицо её скорбное, она еле сдерживает слёзы, словно предчувствуя горькую судьбу своего сына.
На заднем плане картины, если приглядеться, в облаках проглядывают очертания ангелов. Это души, которые ждут своей очереди воплотиться, чтобы нести свет любви людям.
Внизу картины два ангела-хранителя со скучающими лицами наблюдают за восшествием новой души. По выражению их лиц, кажется, они уже знают наперёд, что произойдёт с младенцем Марии, и терпеливо ждут исполнения предначертанного.

Сможет ли новый младенец спасти мир?
И что вообще может успеть сделать воплотившаяся в человеческом теле душа за короткий срок своего пребывания на грешной земле?

Главный вопрос: является ли это произведение картиной? или это икона?

Рафаэль стремился преобразовать человеческое в божественное, а земное в вечное.
«Сикстинскую мадонну» Рафаэль писал в то время, когда сам переживал тяжёлое горе. И потому всю свою печаль вложил в божественное лицо своей Мадонны. Он создал самый прекрасный образ Богоматери, соединив в нём черты человечности с высшей религиозной идеальностью.

По странной случайности, сразу после посещения Дрезденской галереи, я прочитал статью об истории создания «Сикстинской мадонны». Содержание статьи меня ошеломило! Запечатлённый Рафаэлем образ женщины с младенцем, навсегда вошёл в историю живописи как нечто нежное, девственное и чистое. Однако в реальной жизни женщина, изображённая в образе Мадонны, была далеко не ангелом. Более того, она считалась одной из самых развратных женщин своей эпохи.

Существует несколько версий этой легендарной любви. Кто-то рассказывает о возвышенных и чистых отношениях художника и его музы, кто-то о низменной порочной страсти знаменитости и девушки из низов.

Впервые Рафаэль Санти повстречал свою будущую музу в 1514 году, когда работал в Риме над заказом знатного банкира Агостино Чиги. Банкир предложил Рафаэлю разрисовать главную галерею своего дворца "Фарнезино". Вскоре стены галереи украсили знаменитые фрески "Три грации" и "Галатея". Следующим должно было быть изображение "Амура и Психеи". Однако Рафаэль никак не мог найти подходящей модели для образа Психеи.

Однажды, прогуливаясь по берегу Тибра, Рафаэль увидел прелестную девушку, которая сумела завоевать его сердце. В момент знакомства с Рафаэлем Маргарите Лути было всего семнадцать лет. Девушка была дочерью хлебопёка, за что мастер прозвал ее Форнарина (от итальянского слова «хлебопёк»).
Рафаэль решил предложить девушке поработать в качестве модели и пригласил её к себе в студию. Рафаэлю шёл 31-й год, он был очень интересным мужчиной. И девушка не устояла. Она отдалась великому мастеру. Возможно, не только из-за любви, но и по корыстным соображениям.
В благодарность за посещение художник подарил Маргарите золотое ожерелье.

Великий ум Гете не только оценил Рафаэля, но и нашел меткое выражение для своей оценки: «Он творил всегда то, что другие только мечтали создать» .

Это верно, потому что Рафаэль воплотил в своих произведениях не только стремление к идеалу, но самый идеал, доступный смертному.


9 секретов, которые таит в себе «Сикстинская Мадонна» гениального Рафаэля.

«Гений чистой красоты», — так высказался о «Сикстинской мадонне» Василий Жуковский.

Картину уже довольно известный в то время Рафаэль Санти писал по заказу папы Юлия II. Писать свой шедевр художник начал приблизительно в возрасте 30 лет. Ни для кого не секрет, что в «Сикстинской мадонне» таится множество символов. К примеру, недавно ученые заметили, что Рафаэль, в главных персонажах картины закодировал первую букву своего имени.

Кроме того, известно, что живописец был гностиком, а они, как известно, чтят число 6. Все 9 символов на картине формируют шестиугольник. Кстати говоря, имя святого Сикста также переводится как «шесть». И это еще не все шестерки...

Редакция «ОФИГЕННО» предлагает детальнее окунуться в символику гениального творения Рафаэля Санти.

1. Существует мнение, что образ Пресвятой Девы Рафаэль писал... со своей любовницы Маргериты Лути.

2. Кто стал прототипом сына Господнего доподлинно неизвестно, но, если хорошо присмотреться, можно заметить, что у малыша не по годам взрослый взгляд.

3. Святой Сикст, изображенный на картине, был покровителем папского рода Ровере (что в переводе с итальянского означает «дуб»). Именно поэтому на его мантии вышиты желуди и дубовые листья.

4. Сикст правой рукой указывает на престольное распятие. Интересно знать, что «Сикстинская мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). Некоторые иследователи, считают, что у понтифика на картине изображено шесть пальцев (мол, и снова шестерка!), однако это мнение очень спорно. В знак преданности Деве Марии первосвященник прижимает левую руку к груди.

5. Тиара Сикста состоит из трех корон, символизирующих царство Отца, Сына и Святого Духа.

6. Также на полотне Рафаэля запечатлена святая Варвара. Она была покровительницей Пьяченцы. Варвара втайне от отца-язычника приняла христианство, за что родитель обезглавил ее.

7. Искусствоведы полагают, что художник изобразил облака в форме поющих ангелов. Правда, если верить гностикам, то это вовсе не ангелы, а еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах и восхваляют Господа.

8. Внизу картины бросаются в глаза два ангела с равнодушным взглядом. Но на самом деле это бесстрастие в глазах — символ смиренности перед волей Бога. Христу предначертан крест, и он уже не в силах ничего изменить.

9. Раскрытый зеленый занавес является символом милосердия Отца, который послал своего единственного сына, чтобы спасти всех грешников.

10. Кстати говоря, сам Пушкин позаимствовал идею у великого Рафаэля. Правда, в центре его произведения — вполне себе земная женщина Анна Керн.

«Гений чистой красоты» - так сказал о «Сикстинской мадонне» Василий Жуковский. Позже Пушкин заимствовал этот образ и посвятил его земной женщине - Анне Керн. Рафаэль тоже писал мадонну с реального человека, вероятно, с собственной любовницы

1. Мадонна . Некоторые исследователи полагают, что образ Пресвятой Девы Рафаэль писал со своей любовницы Маргериты Лути. По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами; нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть. - Прим. «Вокруг света» )».

2. Младенец Христос . По словам Стама, «его лоб не по-детски высок, и совершенно не по-детски серьезны его глаза. Однако в их взгляде мы не видим ни назидания, ни всепрощения, ни примиряющего утешения… Его глаза смотрят на открывшийся перед ними мир пристально, напряженно, с недоумением и страхом». И вместе с тем во взгляде Христа читается решимость следовать воле Бога Отца, решимость принести себя в жертву ради спасения человечества.

3. Сикст II . О римском понтифике известно очень мало. На святом престоле он пробыл недолго - с 257 по 258 год - и был казнен при императоре Валериане через отсечение головы. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере (итал. «дуб»). Поэтому на его золотой мантии вышиты желуди и дубовые листья.

4. Руки Сикста . Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие (напомним, что «Сикстинская мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). Любопытно, что на руке понтифика художник изобразил шесть пальцев - еще одна шестерка, зашифрованная в картине. Левая рука первосвященника прижата к груди - в знак преданности Деве Марии.

5. Папская тиара снята с головы понтифика в знак почтения перед Мадонной. Тиара состоит из трех корон, символизирующих царство Отца, Сына и Святого Духа. Ее венчает желудь - геральдический символ рода Ровере.

6. Святая Варвара была покровительницей Пьяченцы. Эта святая III века втайне от отца-язычника обратилась к вере в Иисуса. Отец пытал и обезглавил дочь-отступницу.

7. Облака . Некоторые считают, что Рафаэль изобразил облака в виде поющих ангелов. На самом деле, по учению гностиков, это не ангелы, а еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах и славят Всевышнего.

8. Ангелы . Два ангела внизу картины бесстрастно смотрят вдаль. Их видимое равнодушие - символ принятия неизбежности божественного промысла: Христу предначертан крест, и судьбу он изменить не в силах.

9. Раскрытый занавес символизирует разверзнутые небеса. Его зеленый цвет указывает на милосердие Бога Отца, который послал сына на смерть ради спасения людей.

Пушкин заимствовал поэтическую формулу у старшего современника и обратил ее к земной женщине - Анне Керн. Впрочем, это перенесение относительно закономерно: Рафаэль, возможно, писал мадонну с реального персонажа - собственной любовницы.

В начале XVI века Рим вел тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии. В целом удача была на стороне папских войск, и североитальянские города один за другим переходили на сторону римского понтифика. В 1512 году так поступила и Пьяченца - городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана. Для папы Юлия II Пьяченца была чем-то большим, чем просто новой территорией: здесь находился монастырь Святого Сикста - покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик. На радостях Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ, на котором Дева Мария является святому Сиксту.

Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника. Живописец был гностиком - приверженцем позднеантичного религиозного течения, опиравшегося на Ветхий Завет, восточную мифологию и ряд раннехристианских учений. Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой». Рафаэль решил обыграть это совпадение. Поэтому композиционно картина, как считает итальянский искусствовед Маттео Фицци, зашифровывает в себе шестерку: ее составляют шесть фигур, которые вместе образуют шестиугольник.

Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота). До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена. Но в 1943-м нацисты спрятали картину в штольню, где после долгих поисков ее обнаружили советские солдаты. Так творение Рафаэля попало в СССР. В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.

ХУДОЖНИК
Рафаэль Санти

1483 - Родился в Урбино в семье художника.
1500 - Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино. Подписал первый контракт - на создание алтарного образа «Коронование св. Николы из Толентино».
1504–1508 - Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Создал первых мадонн - «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком».
1508–1514 - Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др.), написал портрет папы Юлия II. Получил должность писца папских указов.
1512–1514 - Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо».
1515 - Был назначен главным хранителем древностей Ватикана. Написал «Мадонну в кресле».
1520 - Умер в Риме.

Фото: BRIDGEMAN/FOTODOM.RU, DIOMEDIA

«Гений чистой красоты» — так сказал о «Сикстинской мадонне» Василий Жуковский. Позже Пушкин заимствовал этот образ и посвятил его Анне Керн. Рафаэль тоже писал мадонну с реального человека.
Из истории картины
В начале XVI века Рим вел тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии. В целом удача была на стороне папских войск, и североитальянские города один за другим переходили на сторону римского понтифика. В 1512 году так поступила и Пьяченца — городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана.

Для папы Юлия II Пьяченца была чем-то большим, чем просто новой территорией: здесь находился монастырь Святого Сикста — покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик. На радостях Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ , на котором Дева Мария является святому Сиксту.

Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника. Живописец был гностиком — приверженцем позднеантичного религиозного течения, опиравшегося на Ветхий Завет, восточную мифологию и ряд раннехристианских учений. Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой».

Рафаэль решил обыграть это совпадение. Поэтому композиционно картина, как считает итальянский искусствовед Маттео Фицци, зашифровывает в себе шестерку: ее составляют шесть фигур, которые вместе образуют шестиугольник.
Какие же тайные символы есть в картине?

1 МАДОННА. Полагают, что образ святой Девы Рафаэль писал со своей возлюбленной Форнарины (Маргериты Лути). Форнарина - от итал. La Fornarina, «Булочница».
По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность к ребенку, и вместе с тем настороженность и тревога, но в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть)».

2 МЛАДЕНЕЦ ХРИСТОС. По словам Стама, «его лоб не по-детски высок, и не по-детски серьезны его глаза. Его глаза смотрят на открывшийся перед ними мир пристально, напряженно, с недоумением и страхом». И вместе с тем во взгляде Христа читается решимость следовать воле Бога Отца, решимость принести себя в жертву ради спасения человечества.
3 СИКСТ II. О римском понтифике известно очень мало. На святом престоле он пробыл недолго — с 257 по 258 год — и был казнен при императоре Валериане через отсечение головы.
Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере (итал. «дуб»). Поэтому на его золотой мантии вышиты желуди и дубовые листья.
4 РУКИ СИКСТА. Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие (напомним, что «Сикстинская мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). Любопытно, что на руке понтифика художник изобразил шесть пальцев — еще одна шестерка, зашифрованная в картине. (На самом деле кажущийся шестой палец (мизинец) является частью внутренней стороны ладони).
Левая рука первосвященника прижата к груди — в знак преданности Деве Марии.
5 ПАПСКАЯ ТИАРА снята с головы понтифика в знак почтения перед Мадонной. Тиара состоит из трех корон, символизирующих царство Отца, Сына и Святого Духа. Ее венчает желудь — геральдический символ рода Ровере.
6 СВЯТАЯ ВАРВАРА была покровительницей Пьяченцы. Эта святая III века втайне от отца-язычника обратилась к вере в Иисуса. Отец пытал и обезглавил дочь-отступницу.
7 ОБЛАКА. Некоторые считают, что Рафаэль изобразил облака в виде поющих ангелов. На самом деле, по учению гностиков, это не ангелы, а еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах и славят Всевышнего.
8 АНГЕЛЫ. Два ангела внизу картины бесстрастно смотрят вдаль. Их видимое равнодушие — символ принятия неизбежности божественного промысла: Христу предначертан крест, и судьбу он изменить не в силах.
9 РАСКРЫТЫЙ ЗАНАВЕС символизирует разверзнутые небеса. Его зеленый цвет указывает на милосердие Бога Отца, который послал сына на смерть ради спасения людей.
…………….
Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота).
До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена. Но в 1943-м нацисты спрятали картину в штольню, где после долгих поисков ее обнаружили советские солдаты. Так творение Рафаэля попало в СССР. В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.

ХУДОЖНИК Рафаэль Санти

1483 — Родился в Урбино в семье художника.1500 — Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино. Подписал первый контракт — на создание алтарного образа «Коронование св. Николы из Толентино».1504-1508 — Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Создал первых мадонн — «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком».1508-1514 — Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др.), написал портрет папы Юлия II. Получил должность писца папских указов.1512-1514 — Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо ».1515 — Был назначен главным хранителем древностей Ватикана. Написал «Мадонну в кресле».1520 — Умер в Риме

Весна 1945 года. Части советских войск и армии союзников взяли измученный, разрушенный почти до основания Дрезден. Накануне он подвергся одной из самых страшных в истории Второй мировой войны бомбардировок. Поисками шедевров Дрезденской галереи занялась так называемая «команда спасения» советской армии. В эту комиссию входили не только военные, но и реставраторы, ученые, художники. Дрезденские шедевры были найдены в сырой известняковой шахте. Когда открыли ящик, где лежал один из холстов, мужчины, увидев картину, молча сняли фуражки и пилотки. Суровые советские солдаты, сталкивавшиеся за несколько военных лет лишь со смертью и горем, были потрясены изображением женщины дивной красоты и ее божественного младенца.

…1515 год. В римскую мастерскую Рафаэля постучались черные монахи. Они сообщили, что служат Богу в далеком монастыре Святого Сикста, расположенном в тихом городе Пьяченце, и проделали такой нелегкий путь, чтобы заказать известному маэстро алтарный образ для капеллы своего монастыря. В часовне же его хранятся мощи Сикста и Святой Варвары.

— Кого я должен изобразить? — спросил Рафаэль, почтительно склонив голову.

— Мадонну, — ответили монахи. - Пресвятую Деву и ее сына, Иисуса Христа.

— Хорошо, — сказал Рафаэль. — Я выполню вашу просьбу.

После того как монахи покинули мастерскую маэстро, Рафаэль натянул на подрамник громадный холст и без чьей-либо посторонней помощи начал писать картину. Кстати, в этих, казалось бы, естественных в данной ситуации действиях заключено как минимум два выходящих за рамки обыденности события. Во-первых, алтарные образы писались тогда исключительно на доске, но для «Сикстинской мадонны» Рафаэль выбрал эластичный холст с его шероховатой текстурой, а во-вторых, Рафаэля — именитого римского художника — ко времени приезда черных монахов окружали многочисленные ученики. Они-то обычно усердно и «докрашивали» то, что набрасывал по заказам влиятельных римлян на холстах учитель. Рафаэль просто физически не мог выполнить все работы, поэтому без учеников ему было не справиться.

НАПЕРЕГОНКИ С МИКЕЛАНДЖЕЛО

Рафаэль Санти родился в итальянском городе Урбино в 1483 г. и уже в раннем детстве лишился матери; это печальное событие сделало тему материнства важнейшей в его размышлениях и творчестве. Учиться живописи художник начал в родном городе, у знаменитого маэстро Перуджино. Прилежный юноша усердно корпел над заданиями учителя и досконально изучал работы гигантов живописи, творивших до него. Семь лет провел Рафаэль под крылом учителя, а в 1508 г. отправился в Ватикан. Художники прошлых столетий для того, чтобы о них узнали, заговорили, поняли, полюбили, должны были добиваться признания в больших городах, под покровительством сильных мира сего. И Рафаэль не изобрел ничего нового, когда прибыл ко двору папы Юлия II, воспользовавшись рекомендацией архитектора Донато Браманте, который приходился ему родственником. В этот момент ему исполнилось 25 лет — самый прекрасный возраст для того, чтобы завоевать мир. Во время приемов юноша бродил в толпе знатных людей — святейших кардиналов, вельмож, красивейших дам, любовался драгоценностями, нарядами, убранством папских покоев. Никто из присутствовавших не мог даже предположить, что спустя пять лет этот урбинец, одетый во все черное, станет главой римской школы живописи, создаст фрески, которые увековечат имя папы Юлия II и станут хрестоматийными примерами для художников классического направления. При всей хрупкости творческой натуры Рафаэль обладал удивительной силой характера и упорством бесстрашного воина. Расписывая Ватикан, он поставил себе амбициозную цель — превзойти титана Возрождения Микеланджело, создать такие стенные росписи, увидев которые, зритель хотя бы на мгновение забыл бы о существовании Буонарроти. Однако Рафаэль не гонялся за похвалами, хотя они постоянно сыпались на его голову от папских гостей, предрекавших ему великое будущее. Как настоящий гений он доверял только одному критику — самому себе.

К 30 годам Рафаэль достиг неслыханного успеха. Сутки его были расписаны по минутам. Он работал безмерно много, но при этом успевал дружить с папами: его искренне любили и Юлий II, и Лев Х. Художник с легкостью находил общий язык с блистательными личностями своего времени. Рафаэль был от природы награжден даром личного обаяния, его современники утверждали, что после общения с маэстро не покидало ощущение, что ты искупался в ласковых солнечных лучах. И все же он оставался чужаком в толпе знати, тонким молчаливым юношей в черных одеждах, который безмолвно присутствовал на папских приемах. Его хотели приручить, управлять его жизнью: кардинал Бибиене мечтал выдать за него племянницу, сказочно богатый меценат Агостино Кияджи рассчитывал сделать из урбинца близкого друга. Десятки раз выслушивал Рафаэль от знатных и богатых людей предложения переехать в их дворцы, замки, чтобы поселиться там и стать «карманным» художником. Ему предлагали сладкую жизнь в обмен на личную свободу. Но не за тем приехал в Рим художник из Урбино. Он приехал достичь вершин искусства, и никто не мог столкнуть Рафаэля с намеченного пути. Именно в этот момент к нему обратились черные монахи из монастыря Святого Сикста.

Досье DISCOVERY

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) — скульптор, живописец, архитектор и мыслитель. Стал символом эпохи Возрождения, произведя революцию в мире искусства. Его гению принадлежит всемирно известная статуя Давида, ставшая идеалом воплощения человеческого тела, и собор Святого Петра в Риме. Одним из первых Микеланджело запечатлел в камне искаженное изящество умершего. Однако истинным новатором он стал именно в живописи. Выполненная его рукой роспись потолка Сикстинской капеллы, изображающая библейские сцены от сотворения мира до потопа и включающая более 300 фигур, признана одним из ценнейших экспонатов мирового культурного наследия.

СВЯТАЯ ГРЕШНИЦА

Итак, вопреки заведенному распорядку, Рафаэль сам написал «Сикстинскую Мадонну» — от первого наброска до завершающего мазка кисти. Заказчики явились за картиной в срок, и маэстро вручил им свою непревзойденную работу, в которой была определенная заслуга и его натурщицы, уже не в первый раз дарившей свои черты мадоннам Рафаэля. Ее звали Маргаритой Лути, и была она дочерью пекаря. Благодаря профессии отца, Маргарита получила оставшееся в веках прозвище — Форнарина (Булочница). Эту девушку поразительной красоты Рафаэль встретил во время прогулки по берегу Тибра. Ему был 31 год, ей — 17. У Форнарины был жених — пастух, и каждый встречный мужчина оглядывался на нее. А она с удовольствием кружила всем головы. Рафаэль так сильно влюбился в прекрасную Маргариту, что за право быть с ней рядом щедро заплатил ее отцу. Любила ли девушка Рафаэля? Этот вопрос останется без ответа. Красавица бесконечно изменяла художнику, в историю ее жизни вплетены многие мужские имена. Многие считают Форнарину невольной виновницей ранней смерти Рафаэля - великий урбинец умер в 37 лет. Рафаэль завещал своей пассии немалые средства. По одним источникам, Форнарина стала самой роскошной куртизанкой Рима и неизвестно как окончила свою жизнь, по другим - через несколько лет после смерти Рафаэля ушла в монастырь и завершила свои дни скромной монашкой. Имя этой женщины окутано множеством легенд и домыслов, но достоверно известно, что по иронии судьбы именно эта земная, полная страстей женщина стала прообразом Святой Девы Марии. В монастыре Святого Сикста рафаэлевская мадонна располагалась над алтарем прямо напротив большого распятия, изображавшего муки Христа. Так что, по замыслу автора, взгляды Мадонны и младенца устремлены на умирающего Иисуса.


Как и всякий шедевр, «Сикстинская мадонна» таит в себе множество маленьких и больших тайн. Но главная из них заключена во взгляде юной Марии. Она смотрит на каждого зрителя, и неважно, где вы стоите — в углу зала или перед самой картиной — Мадонна смотрит именно на вас. И в то же время — далеко-далеко, прямо в будущее, провидя материнским сердцем муки, которые предстоит принять ее божественному сыну. Взгляд Марии порожден гениальным талантом Рафаэля. Это необъяснимое чудо, его невозможно разложить на составляющие, чтобы потом повторить. Но на этом магия не заканчивается. Папа Сикст II в 258 г. принял мученическую смерть, за это его причислили к лику святых. Рафаэль задумал на своей картине зашифровать имя мученика-папы. Искусствоведы считают: художник сделал это дважды. По латыни слово «сикст» означает шесть. На картине ровно шесть фигур: Пресвятая Дева, Иисус, папа Сикст II, святая Варвара (покровительница города Пьяченце) и два ангела. Но этого показалось Рафаэлю мало: он изобразил шесть пальцев на правой руке папы. Не сразу понимаешь, что «шестой палец» на самом деле — часть ладони святого мученика. По сюжету, Мария идет по облаку, неся младенца на руках. Создается впечатление, что она парит в воздухе на фоне клубящихся вдали облаков. Но если всмотреться, из дымки, словно живые, начинают проступать очертания лиц. Оказывается, это вовсе и не облака, а сотни ангелов, сомкнувшиеся живой стеной за спиной у Богоматери.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ


В 1754 г. картину за 20 тыс. цехинов выкупил у монастыря король Август III Саксонский и привез в свою дрезденскую резиденцию. С 1831 года в Германии все музеи стали национальным достоянием, посетить их мог каждый. После Второй мировой войны в Москву привезли 1240 спасенных произведений Дрезденской галереи, чтобы специалисты могли их отреставрировать. Этими сложнейшими работами руководил знаменитый советский художник Павел Корин. Немцы твердили: дрезденские шедевры никогда больше не увидят родные края. Но в 1955 году отреставрированные произведения искусства официально возвратили в ГДР. Так «Сикстинская мадонна» Рафаэля вернулась в Дрезденскую галерею и по сей день привлекает к себе многочисленных зрителей.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»