Пушкина к главным героям романа "Евгений Онегин". Отношение А.С.Пушкина к главным героям романа "Евгений Онегин" Романтизм как явление в литературе

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

План 3. Отношение автора к главным героям романа 2. Введение 3.1 Отношение автора к Онегину 3.2 Отношение автора к Татьяне 3.3 Отношение автора к Ленскому 3.4 Отношение автора к Ольге 4. Лирические отступления в романе 5. Диалог с читателем 6. Вывод 1. Цель презентации

2 слайд

Описание слайда:

Цель презентации: Доказать, что и в характере повествования, и в высказываниях автора о героях, и в лирических отступлениях отразилась личность Пушкина.

3 слайд

Описание слайда:

Роман в стихах «Евгений Онегин» по праву можно считать «визитной карточкой» русской поэзии 19 века. Сам Пушкин был убежден в том, что «Онегин»-лучшее его произведение. Автор ревностно относился к своему труду, на редкость активно защищая свое творение от враждебных отзывов и нападок. Читатели-современники узнавали в огромном и чистом зеркале романа живую и жгучую современность, самих себя и своих знакомцев, всю окружающую среду, столицу, деревню, соседей-помещиков и слуг-крепостных. Введение

4 слайд

Описание слайда:

Отношение Пушкина к главным героям своего романа Ко всем своим героям Пушкин относится снисходительно. Он проницательно обращает внимание на их ошибки и нелицеприятные поступки, но указывает и на проявленное ими благородство.

5 слайд

Описание слайда:

Отношение Пушкина к Онегину Автор подробно характеризует поверхностное образование героя, его приверженность светским удовольствиям, балам и легким победам над женщинами - качества, которые в глазах суровых друзей Пушкина в Кишиневе - декабристов, призывавших русскую молодежь к борьбе и героизму, могли оцениваться только отрицательно. Пушкин понимает такой суровый взгляд на своего героя, но не до конца его разделяет: его отношение к нему в первой части первой главы скорее напоминает легкую насмешку, с которой говорят о недостатках близкого человека. Онегин рисуется как умный человек, разочарованный жизнью, преследуемый глупцами. Онегин, умный человек, который «жил и мыслил», понял людей и их общество и горько в них разочаровался. Друг Пушкина. Поэт сначала пугался резкого языка Онегина, но скоро оценил желчь его «мрачных эпиграмм». Пушкину близок вдумчивый, критический взгляд Онегина на литературу и на жизнь в целом. Высокие требования, предъявляемые героем романа ко всему и всем, - признак глубокого, неравнодушного ума. Именно это сближает Онегина с Пушкиным.

6 слайд

Описание слайда:

Отношение Пушкина к Татьяне Татьяна, любимая героиня Пушкина, не случайно он пишет: " … Я так люблю Татьяну милую мою". Татьяна - идеальный образ русской девушки и женщины, но образ не выдуманный, а взятий им из реальной жизни. Таинственный образ Лариной можно объяснить глубиной ее натуры, существованием в ее образе нравственного стержня. Большое внимание автор уделяет процессу образования личности своей героини. Именно благодаря этому можно полностью охарактеризовать ее образ. Татьяна в какой-то степени отражает черты провинциальных барышень того времени: любит гаданья, верит в сны и приметы, но во многом отличается от девушек своего круга. На фоне других девушек, в том числе и своей младшей сестры, кажется замкнутой, ценит свое одиночество: подругой ее Александр Сергеевич называет "задумчивость", которая украшала« теченье сельского досуга" героини. Александр Сергеевич указывает на "русскую душу" Лариной, именно эта черта дает ей силы сохранить свой нравственный идеал, несмотря ни на что.

7 слайд

Описание слайда:

Отношение Пушкина к Ленскому Владимир Ленский, молодой, романтически восторженный, с большим запасом нерастраченных душевных сил, исполненный энтузиазмом альтруист. Характеризуя своего героя, Пушкин раскрыл мироощущение Владимира Ленского. В нем очень привлекательны нравственная чистота, романтическая мечтательность, свежесть чувств, вольнолюбивые настроения. Мы видим мечтательного человека, который свои настроения и мечты стремится высказать в стихах. Он чужд светскому обществу и резко выделяется на его фоне. Автор, как никто другой, понимает тонкие порывы души молодого стихотворца. Но отношение Пушкина к Владимиру Ленскому не столь однозначно. Признавая все его положительные черты, черты молодого романтичного идеалиста, поэт не видит будущего у такого характера. Ленский погибает от руки Онегина, тем самым положив начало кардинальным переменам в судьбе главного героя.

8 слайд

Описание слайда:

Отношение Пушкина к Ольге Одна из главных героинь романа - Ольга Ларина. В произведении Пушкина она является воплощением так называемого книжного типа «северной девы» Её портрет - типичный портрет героини сентиментальных романов, столь популярных в то время: Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан... Ольга мила и прелестна, однако автор сам замечает, что её портрет можно найти в любом романе. Это образ писаной красавицы со всеми традиционными атрибутами, нарисованный без малейшего изъяна. Её внутренний мир так же безупречен и бесконфликтен, как и внешний облик. Однако Ольга не способна на глубокое и сильное чувство.

9 слайд

Описание слайда:

Лирические отступления автора в романе « Евгений Онегин» В «Евгении Онегине» мы встречаем большие и маленькие отступления 1. Автобиографического характера. Например, большое отступление в начале главы восьмой о творческом пути автора или совсем краткое замечание в первой главе: «там некогда гулял и я, Но вреден север для меня». Оживают воспоминания поэта о днях, «когда в садах Лицея» ему стала «являться муза», о вынужденном изгнании («придет ли час моей свободы?»). 2 . Отступления литературно-полемические. В них рассказчик ведет споры о литературном языке, об использовании в нем иноязычных слов, без которых невозможно порой описать некоторые вещи: Описывать мое же дело: Но панталоны, фрак, жилет, Всех этих слов на русском нет… К подобным отступлениям относится, например, ироническая характеристика сентиментального элегии в главе шестой; отступление по поводу употребления иностранных слов в главе первой; пародирующий классицизм шутливое «вступление в конце главы. Эти полемические отступления четко определяют литературную позицию автора: отношение к классицизму, сентиментализму и романтизму как к изжившим себя направлениям последовательная защита реализма.

10 слайд

Описание слайда:

В романе мы встречаем лирические отступления. 3 .на философские и морально-этические темы Такова, например, XXXVIII строфа главы второй, где выражена глубокая мысль о закономерной смене поколений в ходе жизни. К такого рода отступлениям относятся рассуждения о дружбе, о родственниках и родственных отношениях в главе четвертой. 4.Немало лирический отступлений, присутствующих, содержит описание природы. На протяжении всего романа мы встречаемся с картинами русской природы. Здесь есть все времена года: и зима, «когда мальчишек радостный народ» коньками режет лед; и весна – «пора любви», и, конечно, не остается без внимания любимая автором осень. Описания природы неразрывно связаны с героями романа, они помогают лучше понять их внутренний мир. Неоднократно мы замечаем в романе размышления повествователя о духовной близости Татьяны с природой, которыми он характеризует нравственные качества героини. Часто пейзаж предстает таким, каким видит его Татьяна: «…она любила на балконе предупреждать зари восход» или «… в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор».

11 слайд

Описание слайда:

5. В «Евгении Онегине» есть лирические отступления и на историческую тему. Знаменитые строки о Москве: Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! И об Отечественной войне 1812 года, отпечаток которой лег на пушкинскую эпоху, расширяют исторические рамки романа. 6. Нельзя не отметить авторские описания быта и нравов общества того времени. Читатель узнает, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, перед нами даже открываются альбомы уездных барышень. Мнение автора о балах, моде привлекают внимание остротой наблюдения. Какие блистательные строки посвящены театру! Драматурги, актеры… Мы словно сами попадаем в «этот волшебный край», где «блистал Фонвизин, друг свободы и переимчивый Княжнин», видим летящую, как «пух от уст Эола», Истомину.

12 слайд

Описание слайда:

Диалоги с читателем в романе « Евгений Онегин» Так диалог с читателем углубляет в романе художественное видение события и психологической сущности персонажей. Диалогический контакт с действительностью предстает здесь как диалогические отношения автора и читателя. Этот композиционно оформленный диалог пронизывает всю сюжетную ткань романа множеством диалогических жестов, то лаконичных, то развертываемых в просторные реплики. Обращение к собеседнику обрамляет роман: «Евгений Онегин» открывается посвящением и завершается авторским прощанием с читателем. Слово пушкинского романа широко распахнуто в область живых диалогических соприкасаний с собеседником и вне этих соприкасаний немыслимо. Мы сказали, что, устремляясь к собеседнику, художественная мысль Пушкина и его слово устремляются вовне.

13 слайд

Описание слайда:

Вывод: Таким образом, композиция романа «Евгений Онегин» необычна, подобного второго романа в русской литературе создано не было. Пушкин явился новатором не только в жанре первого реалистического романа в стихах, но и в области языка, ведь автор явился основоположником русского литературного языка. Из всего сказанного следует, что и в самом характере повествования, и в открытых высказываниях автора о героях, и в лирических отступлениях «личность поэта отразилась... с такой полнотою, светло и ясно, как ни в одном другом произведении Пушкина» (Белинский). В результате образ автора в романе предстает очень полно, с его взглядами, симпатиями и антипатиями, его отношением к важнейшим вопросам жизни.

Дворянский быт и заимствованная западная культура определили романтический, далекий от реальной русской жизни настрой мыслей и чувств Ленского. «Полурусский сосед» Онегина, «поклонник Канта 1 и поэт» не имеет сколько-нибудь ясного представления о реальной жизни. В своих стихах

    Он пел разлуку и печаль,
    И нечто, и туманну даль,
    И романтические розы...

По шутливому замечанию Пушкина, «его стихи/ Полны любовной чепухи». Ленский молод. Ему «без малого... осьмнадцать лет». Как бы сложилась его жизнь в дальнейшем, в пору возмужания? Верный правде жизни, Пушкин не дает прямого ответа на этот вопрос. Ленский мог сохранить жар сердца, но мог превратиться и в заурядного помещика, который, подобно Дмитрию Ларину, «носил бы стеганый халат» и завершил бы свою жизнь весьма обыкновенно:

    Пил, ел, скучал, толстел, хирел
    И наконец в своей постеле
    Скончался б посреди детей,
    Плаксивых баб и лекарей.

Отношение Пушкина к Ленскому двойственно: сочувствие просматривается сквозь откровенную иронию, а ирония проступает сквозь сочувствие.

Ленскому в романе 18 лет. Он на 8 лет моложе Онегина. Ленский отчасти юный Онегин, еще не созревший, не успевший испытать наслаждения и не изведавший коварства, но уже наслышанный о свете:

    Я модный свет ваш ненавижу,
    Милее мне домашний круг.

На это Онегин, чувствующий заимствованные суждения Ленского, нетерпеливо обрывает:

    Опять эклога!
    Да полно, милый, ради Бога.

Основная художественная роль Ленского - оттенить характер Онегина. Они взаимно объясняют друг друга. Ленский - приятель, достойный Онегина. Он, как и Онегин, один из лучших людей тогдашней России. Поэт, энтузиаст, он полон детской веры в людей, в романтическую дружбу до гроба и в вечную любовь. Ленский благороден, образован, его чувства и мысли чисты, его восторженность искренна. Он любит жизнь. Многие из этих качеств выгодно отличают Ленского от Онегина. Ленский верит в идеалы, Онегин безыдеален. Душа Ленского наполнена чувствами, мыслями, стихами, творческим огнем. Как и Онегин, Ленский встречает неприязнь соседей-помещиков и подвергается «строгому разбору». И ему не нравились пиры господ соседственных селений:

    Бежал он их беседы шумной.

Однако беда Ленского заключалась в том, что «Он сердцем милый был невежда...», не знал ни света, ни людей. Все в нем: и свободолюбие германского образца, и стихи, и мысли, и чувства, и поступки - было наивным, простодушным, заимствованным:

    Он верил, что душа родная
    Соединиться с ним должна,
    Что, безотрадно изнывая,
    Его вседневно ждет она;
    Он верил, что друзья готовы
    За честь его принять оковы...

Представления Ленского смещены в сторону идеала. Он смотрит на мир сквозь призму возраста и литературы. Отсюда его стихи - набор общих элегических формул, за которыми нет никакого живого, ясного содержания. Смешно, когда юноша в осьмнадцать лет поет «поблекший жизни цвет», оставаясь полным здоровья. Когда же Ленский накануне дуэли пишет элегию «Куда, куда вы удалились...», то эти элегические строки производят пародийное впечатление. В самом деле, откуда взялась «стрела» («Паду ли я, стрелой пронзенный...»), если стреляться решили на пистолетах? Это условно-книжная речь, условно-романтическая поза, условно-романтические жесты. Ленский вздумал спасать Ольгу (и опять мыслит в стихах перифразами 2 , поэтическими штампами, где Онегин - «развратник» и в то же время «червь», а Ольга - «двухутренний цветок»). Театральная риторика, пустая декламация, выраженная красивым иносказанием, содержит простой и ясный смысл:

    Все это значило, друзья:
    С приятелем стреляюсь я.

При этом Ленский совершенно не понимает душевных движений Ольги: она не требует от него жертвы. Речи, поступки Ленского вызывают иронию, не предусмотренную, конечно, героем. Пушкин описывает Ольгу глазами Ленского:

    Всегда скромна, всегда послушна,
    Всегда как утро весела,
    Как жизнь поэта простодушна,
    Как поцелуй любви мила...

Но это «идеальный портрет» Ольги, истинный же - иной. Онегин посмотрел на нее другими, трезвыми гла- зами:

    В чертах у Ольги жизни нет.
    Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне:
    Кругла, красна лицом она,
    Как эта глупая луна
    На этом глупом небосклоне.

Беда Ленского в том, что он еще не созрел как человек и что между ним и миром стоит чужая книжнопоэтическая призма, искажающая предметы в духе идеала и мешающая видеть их в натуральную величину. Для опытных Онегина и автора это смешно. Но не примешивается ли к этому смеху грусть? Не свидетельствует ли неискушенность героя о чистоте души? И так ли уж безупречен трезвый взгляд, лишенный юношеского энтузиазма, веры в идеал, в торжество общечеловеческих ценностей? Пушкин на это отвечает так:

    Но грустно думать, что напрасно
    Была нам молодость дана,
    Что изменяли ей всечасно,
    Что обманула нас она;
    Что наши лучшие желанья,
    Что наши свежие мечтанья
    Истлели быстрой чередой,
    Как листья осенью гнилой.

Печальна и неблагополучна действительность, если в людях, даже зрелых, не сохраняется ни доли наивности, ни простодушия, если в обществе господствует сомнение, безверие, безыдеальность. Пушкин жалеет рано погибшего поэта и ценит в нем «жаркое волненье», «благородное стремленье», «бурное желанье любви», «жажду знаний», «страх порока и стыда», «заветные мечтанья» и «сны поэзии святой».

1 Кант Иммануил (1724-1804) - немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии.
2 Перифраз, перифраза - стилистический прием, состоящий в замене слова или словосочетания описательным оборотом речи, в котором указаны признаки не названного прямо предмета (например, вместо выражения наступило утро писатель предпочитает употребить иное - когда первые лучи восходящего солнца озлатили края восточного неба).

В развитии нашей литературы роль А.С.Пушкина, которую мы определяем, как преобразовательную и созидательную – столь масштабна, что заслуживает особого внимания и уважения. Наследием Пушкина до сих пользуются миллионы людей.

От Пушкина началась новая русская литература. Пушкин для нас — первый воспитатель художественного чутья и художественного вкуса.

В творческом наследии Пушкина роман в стихах «Евгений Онегин» на особом счету. В романе автор ярко и живо изобразил современную ему жизнь. Она показана во всей полноте и многообразии: чудные пейзажи, нравы и быт крепостной Руси, жизнь помещиков и высшего света.

Роман состоит из восьми глав. Главные герои романа, люди с непростыми судьбами — Евгений Онегин, Владимир Ленский, Татьяна Ларина.

С одним из них, молодым человеком, студентом Геттингенского университета Владимиром Ленским мы знакомимся во второй главе романа.

Фамилия «Ленский» – не оригинальная находка А.С.Пушкина. Эту фамилию мы впервые встречаем в комедии А.С.Грибоедова «Притворная неверность» (год написания комедии — 1818).

Владимир Ленский – одна из центральных фигур романа «Евгений Онегин» — красавец, богач, вольнолюбец, возвышенная душа. Он увлекается поэзией; речь его полна восторгов. Ленский – романтик. Его благородный романтизм «заимствован из модных европейских источников»: из сокровищниц Шиллера, Гёте и Канта.

Идеалы Ленского – любовь и святая дружба.

«Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна…
Что есть избранные судьбами,
Людей священные друзья;
Что их бессмертная семья
Неотразимыми лучами
Когда-нибудь нас озарит
И мир блаженством одарит».

Чем запоминается образ Ленского? Отсутствием пессимизма. Он привлекателен «свежестью романтической мечтательности», которую в ранние годы пережил сам Пушкин. Да, с образом Ленского в романе связана тематика романтизма, оценка роли этого литературного направления.

В период работы над «Евгением Онегиным» Пушкин вновь и вновь переосмысливал значимость этого направления. Поэтом отвергались те направления романтизма, которые представлены стихами Ленского в романе «Евгений Онегин». Это образец псевдоромантизма.

Как писал Ленский?

«Так он писал темно и вяло
(Что романтизмом мы зовем,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я; да что нам в том?)»

Можно заметить, что романтических взглядов Ленский придерживался не только на литературном поприще, но и в жизни. Его романтически-идеалистические взгляды односторонни. Ленский не видит противоречий в жизни, плохо разбирается в людях.

В чём смысл жизни для Ленского? Ответ на этот вопрос, как замечает автор романа, — «заманчивая загадка». Таковая позиция человека довольно странна. Ленский стремится получить классическое западное образование.

«Он из Германии туманной
Привез учености плоды»

Для чего? Как правило, образование получают для того, чтобы имея достаточный багаж знаний, человек в дальнейшем смог реализовать себя. Найти дело по душе и, в тоже время, приносить пользу обществу. Но Ленский не привык думать на перспективу. Для чего он учится, куда он сможет применить полученную сумму знаний? Скорее всего, и это было для него тоже загадкой.

Ленский – человек, далёкий от истинного понимания жизни, он оторван от народа, от родной почвы. Да, он романтик, с душой, не отравленной светом, он «сердцем милый был невежда», благородный и возвышенный человек. Но без твёрдых жизненных принципов, без идейного стержня, без перспектив, а потому человек пустой для развивающегося общества.

Любовь Ленского – Ольга Ларина. Хотя «в чертах у Ольги жизни нет» (по мнению Онегина), именно она становится избранницей Владимира.

«На встречу бедного певца
Прыгнула Оленька с крыльца,
Подобно ветреной надежде,
Резва, беспечна, весела…»

Любовь Владимира и Ольги развития своего не получила. Почему?… На одном из вечеров Онегин флиртует с Ольгой. Ленский возмущён, он вызывает Онегина на дуэль.

«…Пистолетов пара,
Две пули – больше ничего –
Вдруг разрешат судьбу его».

На дуэли, состоявшейся вскоре, Ленский погибает.

Ленский мог сделать карьеру на научном поприще. Стать философом, постичь «святую тайну» человеческого бытия. Он мог пробуждать лиру:

«Его умолкнувшая лира
Гремучий, непрерывный звон
В веках поднять могла».

Неизвестно, как бы сложилась жизнь Ленского. Факт налицо – пуля, выпущенная Онегиным, оборвала его жизнь.

Но, если разобраться, виноват в своей смерти Ленский сам. Он решил спасти Ольгу от коварств Онегина.

«Он мыслит: «Буду ей спаситель…»

Прежде чем кого-то в жизни «спасать», надо разобраться в ситуации, посмотреть на неё с разных сторон. Нельзя всё принимать за чистую монету. Ленский заблуждался в своих скоротечных выводах, и всё это привело его к трагическому финалу.

Заключение

В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» мы можем увидеть энциклопедически развёрнутую картину русского общества в один из интереснейших моментов его развития. «Роман пишу с упоением», — признавался Пушкин.

На страницах романа мы познакомились с Владимиром Ленским. Несмотря на сомнительные «восторженные» качества Ленского, нельзя не признать, что он – человек искренний, незлобивый, прямой, открытый. Он жил по зову сердца. Но смотреть на жизнь с точки зрения целесообразности, разума, рациональности он не умел.

Его жизнь оборвалась трагически.

Изучая произведения А.С.Пушкина, мы всё больше проникаемся уважением к его литературной деятельности. Постоянный интерес к его произведениям заставляет нас всё глубже и глубже погружаться в мир его творений. Всё то, что принадлежит перу Пушкина, ёмко, красиво, впечатляюще. Его бессмертные произведения будут изучаться ещё не одним поколением читателей.

«Евгений Онегин» — роман, которому Пушкин посвятил долгие восемь лет. Ценность этого романа для нашей культурной и духовной жизни неоспорима. Роман написан по новым канонам – это роман в стихах. Роман «Евгений Онегин» — роман философский, исторический.

Онегин и Ленский – две центральные фигуры романа. Для того, чтобы понять, что представляют собой эти герои, уяснить концепцию личности этих людей, глубже проникнуть в авторский замысел, дадим их сравнительную характеристику.

Сравнительная характеристика героев дана по следующим критериям:
воспитание,
образование,
характер,
идеалы,
отношение к поэзии,
отношение к любви,
отношение к жизни.

Воспитание

Евгений Онегин. Онегин, по праву рождения, принадлежит к дворянскому роду. Под началом гувернёра-француза Онегин, «забав и роскоши дитя», воспитывался в духе аристократизма, далёкого от истинно русских, национальных устоев.

«Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur её сменил…
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил»

Владимир Ленский. По-человечески привлекательный персонаж. Красавец, «кудри черные до плеч», богач, по-юношески восторженный и пылкий. На каких идеалах воспитывался Ленский, автор умалчивает.

Образование

Евгений Онегин
«Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь», — мудро замечает А.С.Пушкин. Онегина учили таким образом, «чтоб не измучилось дитя».

Князь П.А.Вяземский, друг А.С.Пушкина, писал в своё время о том, что по канонам того времени допускалось недостаточно глубокое знание русского языка, но не допускалось незнание французского.

«Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал»

Какими ещё знаниями блистал Евгений? Он был немного знаком с классической литературой, римской, греческой. Интересовался историей («от Ромула до наших дней»). Он имел представление об общественных науках («умел судить о том, как государство богатеет, и чем живёт»), политэкономии («зато читал Адама Смита»).

«Учёный малый, но педант:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока».

В целом, Онегина можно охарактеризовать как человека умного, критически относящегося к действительности, умеющего взвесить все «за» и «против».

Владимир Ленский
«Полурусский» студент Геттингенского университета. Довольно умен, увлечен философией («поклонник Канта») и поэзией.

«Он из Германии туманной
Привез учёности плоды…»

Возможно, ему светило блестящее будущее, но, скорее всего,

«…поэта
Обыкновенный ждал удел».

Идеалы

Евгений Онегин. Для того, чтобы понять идеалы Онегина, надо разобраться с самим понятием «идеал». Идеал – это то, к чему мы стремимся. К чему стремился Онегин? К гармонии. Каким путём он шёл? Путь Онегина – борьба между вечным (национальным) и временным (тем, что поселилось в характере героя благодаря обществу и идеалов чужой, привнесённой философии).

Владимир Ленский. Идеал Ленского – вечная любовь и святая дружба до гроба.

Характер

Евгений Онегин . Характер Онегина противоречив, сложен, как сложно и противоречиво его время.

Каков он, Онегин?
Онегин ленив («что занимало целый день его тоскующую лень»), горд, равнодушен. Он лицемер и льстец, охотник позлословить и покритиковать. Любит привлечь к с себе внимание, пофилософствовать. На пиру жизни Онегин – лишний. Он явно выделяется из окружающей его толпы, стремится искать смысл жизни. Ему тошен упорный труд. Скука, хандра, потеря ориентиров в жизни, скептицизм – основные признаки «лишних людей», к коим относится Онегин.

Владимир Ленский. Ленский – полная противоположность Онегина. В характере Ленского нет ничего бунтарского.

Каков он, Ленский?
Восторженный, вольнолюбивый, мечтательный. Он – романтик, человек искренний, с чистой душой, не испорченной светом, прямой, честный. Но Ленский – не идеал. Смысл жизни для него – загадка.

«Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой…»

Ленский и Онегин — разные. Но вместе с тем, они схожи: у обоих нет стоящего дела, надёжных перспектив, им не хватает твёрдости духа.

Отношение к поэзии

Евгений Онегин. «Зевая, за перо взялся, хотел писать…» За какой литературный материал решил взяться Онегин? Вряд ли он собирался писать стихи. «Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить…». В то же время, нельзя сказать, что Онегин чуждался поэзии. Истинного предназначения поэзии он не понимал, но стихотворчеством занимался. Он писал эпиграммы. (Эпиграмма — небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление).

«И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм»

Владимир Ленский. Отношение Ленского к поэзии самое благосклонное. Ленский – поэт, романтик, мечтатель. А кто не романтик в восемнадцать лет? Кто тайком не пишет стихов, не пробуждает лиру?

Отношение к любви

Евгений Онегин. «В любви считаясь инвалидом, Онегин слушал с важным видом…» Отношение Онегина к любви скептическое, с определённой долей иронии и прагматизма.

Владимир Ленский. Ленский – певец любви.
«Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна…»

Отношение к жизни

Евгений Онегин. Взгляды Онегина на жизнь: жизнь лишена смысла, пуста. Нет никакой достойной цели в жизни, к которой можно было бы стремиться.

Владимир Ленский. Романтику, с пылким духом и восторженными речами, чужд глубокий взгляд на жизнь.

Заключение

А.С.Пушкин – великий сын земли русской. Ему было дано открыть новую страницу в русской литературе.

Онегин и Ленский – антиподы. Онегин – человек, в котором дремлет доброе начало, но его наносные «идеалы» приводят к постоянным конфликтам, внутренней дисгармонии.

Ленский – вольнолюбив, мечтателен и восторжен, он свято верит в свои идеалы. Но он оторван от родной почвы, у него нет внутреннего стержня.

>Дружба Онегина и Ленского произошла, по словам самого Пушкина, «от делать нечего». Действительно, они были совершенно противоположны по характерам, с различным жизненным опытом, с различными устремлениями. Но их объединило положение в сельской глуши. Оба они тяготились навязываемым общением со стороны их соседей, оба были достаточно умны (в отношении Ленского правильнее сказать, что он был образован). Вне зависимости от убеждений каждый человек стремится к общению с себе подобными. Только психически ненормальный может принципиально бежать не из какой-то определённой социальной группы, а от людей вообще. Может уединяться святой отшельник, но он общается со всем миром, молясь за него. Уединение Онегина было ему тягостно, и он был рад, что нашёлся по крайней мере хоть один человек, с которым ему не противно общаться.

Тем более такое общение необходимо было Владимиру Ленскому. Онегин был идеальным слушателем. Он преимущественно молчал, не прерывая поэта, а если возражал, то обоснованно, и был заинтересован в предмете разговора. Ленский был влюблён, а как всякий влюблённый, он нуждался в человеке, которому бы мог излить свою любовь, тем более если при этом писались стихи, их надо было кому-то читать.

Таким образом, понятно, что в иных условиях Онегин и Ленский вряд ли бы стали общаться так тесно, но тем и особенны человеческие взаимоотношения, что различные ситуации сводят и разводят людей иногда совершенно парадоксальным образом.

Различие Ленского и Онегина было не столь фундаментально, нежели их различие с соседскими помещиками, которые считали Ленского полурусским, а Онегина - опасным чудаком и фармазоном. Говоря предельно обобщённо, Онегин и Ленский были противоположностями внутри одной системы, а их соседи вообще выходили за рамки системы. Именно поэтому Владимир и Евгений инстинктивно нашли друг друга и объединились.

То, что их дружба была поверхностной и во многом формальной, доказывает их дуэль. Какой друг будет стреляться с другом, да ещё вдобавок безо всяких объяснений?! Реально их связывало очень немногое, и порвать это немногое было достаточно легко.

Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие

Говоря о сходстве и различии сестёр Лариных, мы фактически можем говорить только о различиях. У них была одна фамилия, и только. Живая, весёлая, поверхностная, недалёкая Ольга - и глубокая, мечтательная, томная и меланхоличная Татьяна. Одна скоренько забывает о смерти жениха и выскакивает замуж за какого-то улана, пленённая «любовной лестью», другая любит избранника беззаветно, несмотря на отказ, изо всех сил пытается понять его. Татьяна стала в результате светской королевой, а Ольга... Ольга канула в безвестность.

Ко всем своим героям Пушкин относится снисходительно. Он проницательно обращает внимание на их ошибки и нелицеприятные поступки, но указывает и на проявленное ими благородство. К Ольге он более равнодушен, чем к прочим, и меньше внимания уделяет ей ввиду типичности её характера. Ленского он любит, хоть и слегка подтрунивает над ним. Онегин, занимающий основное авторское внимание, подвергается пристальному рассмотрению в своих различных проявлениях. То же можно сказать и о Татьяне. Наверное, наиболее трепетно авторское отношение именно к Татьяне, которая предстала самой целостной и развивающейся натурой.

Отношение Герцена к Ленскому

Мнение Герцена о том, что Владимир Ленский представил собой отрадное явление, но был убит за дело, а иначе не смог бы остаться благородным, прекрасным явлением, достаточно глубока. Сам поэт, пытаясь обрисовать возможную будущую судьбу Ленского, указывает возможный вариант его развития - превращение в доброго патриархального хозяина с доброй же, гостеприимной и глупой женой (Ольгой). Ленский был слишком оторван от жизни и слишком плохо понимал людей, чтобы быть действительным талантом, все его кипучие эмоции слабо согласовывались с тем, что происходило вокруг. Поэтому в словах Герцена есть большой резон.

2 года назад

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»