Произведение девочка с персиками. «Девочка с персиками» и «Крик»

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Персики были свои, выращенные в мамонтовской оранжерее садовником.
И девочка своя - самая живая, самая любимая.
"Абрамцевская богиня", как называли потом Верочку все - и художники, и родители.
Ее портрет Валентин Серов писал целых три летних месяца 1887 года, пока гостил у Саввы Мамонтова в Абрамцево.

Вера Мамонтова в домашнем спектакле в костюме Иосифа. 1880 год.
Писал с трудом: сначала еле уговорил попозировать дочь Саввы, 11-летнюю Верочку Мамонтову, а потом с трудом удерживал ее за столом - сидеть часами в жару, не шевелясь, у той получалось плохо.
Но портрет удался.


Он стал не только одной из лучших картин Серова, но и одним из самых известных портретов в русской живописи.
Никто не верил, что этому, никому не известному художнику, всего 22 года.
"Девочка с персиками" - начало славы Валентина Серова, его точка отсчета.
А как сложилась судьба девочки?


"Девушка с кленовой веткой". В.Васнецов, 1896 год
В этом же платье Вера венчалась с А.Д.Самариным

Через девять лет после "Девочки с персиками" еще один портрет Веры написал Виктор Васнецов, пообещав подарить ей его только в том случае, если она выйдет замуж за русского.


Вскоре подарок уже висел над письменным столом ее мужа: Вера вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, будущего обер-прокурора Святейшего Синода (министра по делам церкви) и предводителя дворянства города Москвы.
Популярность его среди православных москвичей была так велика, что когда летом 1917 года в Москве избирали митрополита, среди кандидатов были: архиепископ Тихон Ярославский (позже избранный Патриархом) и мирянин Александр Самарин.


Венчались они в Москве на Поварской в церкви Бориса и Глеба - это был приход Самариных, живших неподалеку. Позже церковь уничтожили большевики, сейчас на этом месте часовня - прямо рядом с выходом из метро "Арбатская".

Радовались за них все - молодые давно любили друг друга, но пожениться смогли только после смерти отца Александра Дмитриевича, который долгие годы не давал согласие на его брак с Верой.
Поселились молодожены в своем имении неподалеку от села Аверкиево Павло-Посадского района. А в апреле 1904 года у Самариных появился первенец, Юрочка.


Вера Саввишна Самарина (Мамонтова) с сыном Юрием, 1904 год.

В августе 1905 года родилась дочь Лиза, в мае 1907 года - второй сын, Сергей.
А 27 декабря 1907 года Вера Саввична внезапно умерла от скоротечного воспаления легких. Сгорела за три дня. Собирались на Рождество всей семьей в Абрамцево, остановились проездом в своем московском доме на Поварской и…

Панихида по Вере Саввишне, 1908 год.

Похоронили ее в любимом Абрамцеве, около церкви Спаса Нерукотворного.
Вере было всего 32 года.



Все заботы о детях взяла на себя ее сестра Александра Саввишна. Вот она на фото, первая слева. Рядом Савва Мамонтов с детьми Веры - Сережей, Лизой и Юрием. Италия, 1910 год.

Александр Дмитриевич пережил Веру на 25 лет. Больше он никогда не женился.
В память о любимой жене Самарин построил храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, недалеко от их усадьбы.



Храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, архитектор Башкиров .

В 30-е годы храм был закрыт и разграблен и все годы советской власти использовался как подсобное помещение, в том числе для хранения различных химических удобрений. Сейчас усилиями прихожан, спонсоров и меценатов храм почти восстановлен.


Сам Александр Дмитриевич погиб в ГУЛАГе в 1932 году.
Все годы якутской ссылки с ним провела его дочь, Лиза.

Сюжет

Одним летним днем Валентин Серов, гостивший у Мамонтовых в Абрамцеве, увидел, как 11-летняя Вера, разгоряченная игрой в казаков-разбойников, вбежала в столовую, взяла персик и уселась за стол. Пораженный, художник начал уговаривать девочку позировать ему. Вера вряд ли подозревала, что Серов будет писать ее больше месяца и ей придется ежедневно сидеть неподвижно по несколько часов в то время, как за окном проносится лето.

Серов смог передать озорной характер Веры: он читается и в лукавом взгляде, и в складке губ, кажется, готовых рассмеяться, и в растрепанных волосах, и в румянце. В позе девочки, в ее одежде нет натужности позирующего. Кажется, что это пойманное мгновение, как луч или бабочка — раз, и упорхнуло.

Вера Мамонтова, фото 1888 года (на следующий год после создания «Девочки с персиками»)

За окном зеленеют деревья. Это Гоголевская аллея в Абрамцевском парке, по которой любил гулять Николай Васильевич. На столе лежат персики, выращенные в абрамцевской оранжерее. Савва Мамонтов купил деревья в имениях Артемово и Жилкино в 1871 году.

Фигурка деревянного солдата в углу куплена в Троице-Сергиевой лавре. Гренадера, изначально нераскрашенного, расписал Серов. Кстати, фигурка до сих пор занимает то же место в Абрамцевском музее. Как и тарелка, изображенная на стене. Савва Мамонтов любил керамику, даже открыл при усадьбе гончарную мастерскую.

«Девочка с персиками» была задумана спонтанно

Завершив портрет, Серов подарил его матери девочки Елизавете Мамонтовой. Картина заняла свое место в той же комнате, где и была написана. Очевидцы говорили, что благодаря полотну просторная светлая комната, казалось, озарилась еще более ярким светом. Художник Михаил Нестеров писал, что, будь полотно представлено в Париже, Серов в тот же день стал бы знаменит. Но в России публика еще не была готова к импрессионизму, а потому было лучше оставить работу в столовой Абрамцева и не показывать публично — еще чего доброго нарекут безумным.


Контекст

«Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, — вспоминал Серов, — уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности — вот как у старых мастеров». Незадолго до начала работы над «Девочкой с персиками» живописец вернулся из поездки по Италии. Он был поражен работами мастеров Ренессанса, впечатлен самой страной, ее силой, атмосферой. Приехав в Россию, 22-летний художник был решительно настроен писать лишь отрадное. И первая же картина стала олицетворением этого желания.



Веру Мамонтову называли «абрамцевской богиней». Ее писал не только Серов, но и Васнецов. Считается также, что Врубель придал ее черты Тамаре на иллюстрациях к «Демону», «Снегурочке» и «Египтянке». В 27 лет она вышла замуж за московского губернского предводителя дворянства Александра Самарина, у них родилось трое детей. В 32 года Вера Саввишна заболела воспалением легких и скончалась. В 1920-е годы Самарин был сослан в лагерь, дочь Лиза отправилась с ним. В 1932-м он умер в ГУЛАГе.

Судьба художника

Серов рос в доме, где царил творческий хаос. Мать Валентина Семеновна была убежденной нигилисткой. Отец Александр Николаевич — популярным в то время композитором. Кстати, разница в возрасте у супругов составляла 26 лет: 43-летний Александр Николаевич женился на своей 17-летней ученице.


Автопортрет Серова. 1885

К матери приходили нигилисты и революционеры, к отцу — писатели, скульпторы, музыканты, художники. Уже после смерти отца, когда мальчику шел седьмой год, мать отдала его Репину в ученики. Мальчик так много времени проводил у учителя, что практически считался членом семьи.

Валентин Серов вырос в семье нигилистки и композитора

Мамонтовых Валентин тоже знал с раннего детства. Он много времени проводил в их доме. Как вспоминали старшие дети Мамонтовых, все их игры и шалости были непременно связаны с Антоном — так называли его, поскольку Серову не нравилось имя Валентин. Даже маленькая Вера подшучивала над ним. Савва Мамонтов же впоследствии находил первых заказчиков для молодого художника. В основном это были буржуа и аристократы. Со временем Серов приобрел репутацию портретиста с «острой» кистью: своих респектабельных моделей он изображал не в самом выгодном свете, что, хотя и не особенно нравилось им, но принималось, поскольку было модной и почти обязательной мерой провокации.



И хотя заказывали и платили художнику за портреты, из всех своих работ он больше всего ценил откровенно импрессионистскую «Девушку, освещенную солнцем». Незадолго до смерти — в конце 1911 года — рассматривая в Третьяковке это полотно, он сказал: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как не пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся».

Но не хочется заканчивать пост о такой жизнеутверждающей и радостной картине "Девочка с персиками" на печальной ноте. Ведь остались еще главные герои картины - персики. Аппетитные спелые персики, лежащие на столе перед девочкой, выросли в оранжерее усадьбы Абрамцево. Оранжерея была предметом особой гордости хозяев. Они построили ее в Абрамцеве в 1871 году, вскоре после приобретения усадьбы. Решение пришло к хозяевам спонтанно: в соседнем поместье распродавали тепличные растения, и Мамонтовы почти за бесценок купили плодоносящие персиковые и сливовые деревья. Для них-то и были выстроены две оранжереи и приглашен из соседнего имения старичок-садовник Михаил Иванович. Пересаженные легкой рукой Михаила Ивановича, персики и сливы в оранжерее Мамонтовых регулярно давали урожай. - Об этом из писем Саввы Ивановича, одно из которых датировано 28 февраля 1873 года: «Вчера я ездил в Абрамцево… У Мих. Ив. (просто золотой старик) такой порядок, что и желать лучше нельзя, персики отцветают в первой оранжерее, во второй цветут, такой воздух стоит, что я просто в восторг пришел. Фруктов будет много, и персиков и слив, только бы желудки были бы в порядке»

«Девочку с персиками» Серов писал все три летних месяца 1887 года, пока гостил у Саввы Мамонтова в Абрамцево. Писал с трудом: во-первых, еле уговорил позировать дочь Саввы, 12-летнюю Верочку Мамонтову, во-вторых, у той плохо получалось часами сидеть за столом в жару, не шевелясь. Серов заканчивал работу над портретом в сентябре. Желтеющая листва за окном и на столе - свидетельство долгого терпения девочки. Кроме того, осенние кленовые листья рядом с летними персиками будто напоминают: жизнь быстротечна, и надо радоваться, пока ты юн и светит солнце.

Вера Мамонтова. Абрамцево, 1890-е.

Однажды скромнейший Валентин Александрович Серов упрекнул в дружеской беседе И. Э. Грабаря за то, что последний в своем «Введении в историю русского искусства» дал слишком высокую оценку одной из ранних его работ — портрету Веруши Мамонтовой.

— Я сам ценю и, пожалуй, даже люблю его,— сказал он Грабарю.— Вообще я считаю, что только два сносных в жизни и написал,— этот да еще «под деревом»... Все, чего я добивался,— это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности,— вот как у старых мастеров. Думал о Репине, о Чистякове, о стариках — поездка в Италию очень тогда сказалась,— но больше всего думал об этой свежести. Раньше о ней не приходилось так упорно думать...

«Девочка с персиками» была создана не достигшим еще двадцати двух лет Серовым в 1887 году, а 25 лет спустя, в 1913 году, через два года после смерти художника, Игорь Грабарь писал в своей монографии о Серове:

«Бывают создания человеческого духа, перерастающие во много раз намерения их творцов. Случалось, что скромный школьный учитель, долгие годы сидевший, согнувши спину, в своей каморке над какой-то никому из окружающих ненужной рукописью, через полвека после своей смерти оказывался создателем нового миропонимания, отцом новой философии, властителем дум и настроений века. Он сам не сознавал всей значительности и ценности своего труда. Так совершались самые необычайные открытия, так создано немало великих произведений поэзии, музыки, скульптуры, архитектуры и живописи. К таким же созданиям надо отнести и этот удивительный серовский портрет. Из этюда «Девочки в розовом», или «Девочки за столом», он вырос в одно из самых замечательных произведений русской живописи, в полную глубокого значения картину, отметившую целую полосу русской культуры.

Прошло уже много лет с тех пор, как написан портрет, настали другие времена, и того, что было, не вернуть. Нет больше на свете и этой девушки-подростка, с таким чудесным, невыразимо русским лицом, что если бы и не было внизу серовской подписи, все же ни минуты нельзя было бы сомневаться в том, что дело происходит в России, в старом помещичьем доме. Можно наверное сказать, что эта старая мебель не покупалась у антиквара, да вряд ли ее ценили тогда: может быть, и подумывали временами о замене «неуклюжей и неудобной старой рухляди» свежей и «изящной гарнитурой», да все как-то некогда было возиться — пусть себе стоит. За деревенским окном не видишь, но чувствуешь аллеи парка, песчаные дорожки и все то неизъяснимое очарование, которым насквозь проникнута каждая безделица старой русской усадьбы.

Во всей русской литературе я не знаю ничего, что на меня действовало бы так сильно, как несколько строк из отповеди Татьяны Онегину:

Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад.
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас.
Да за смиренное кладбище.
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей.

В русской живописи я знаю только одну вещь, напоминающую мне несравненные стихи Пушкина,— серовский портрет В. С. Мамонтовой. Здесь не видно «полки книг», но я уверен, что она есть, непременно есть, — либо тут же, либо в соседней комнате, — как наверное знаю, что где-то в конце сада есть «крест» и тихо шевелится «тень ветвей» над чьей-то дорогой могилой».

Подмосковная усадьба Абрамцево, принадлежавшая С. Т. Аксакову, перешла в 1870 году во владение Саввы Ивановича Мамонтова, крупного промышленника, любителя искусств и художественного деятеля, сумевшего привлечь в абрамцевский художественный кружок многих замечательных русских живописцев. В семью Мамонтовых Серов вошел еще ребенком, был в ней как родной, дружил с детьми Саввы Ивановича. Сын Мамонтова, Всеволод Саввич, вспоминает:

«На почве этой дружбы и явилась на свет знаменитая серовская «Девочка с персиками», один из перлов русской портретной живописи. Только благодаря своей дружбе, удалось Серову уговорить мою сестру Веру позировать ему. Двенадцатилетнюю жизнерадостную бойкую девочку в летний погожий день так и тянет на волю, побегать, пошалить. А тут сиди в комнате за столом, да еще поменьше шевелись. Эта работа Серова потребовала много сеансов, пришлось сестре долго позировать для нее. Да Антон (дружеское прозвище Серова. — В. Л.) и сам признавал медленность своей работы, очень этим мучился и впоследствии говорил сестре, что он ее неоплатный должник».

Серов работал над портретом «запоем», увлеченный сознанием, что дело у него спорится, «идет как по маслу».

«Девочка с персиками» — одно из первых крупных произведений В. А. Серова. Эта картина, созданная на заре творческой жизни художника, выявила огромный масштаб его дарования и сразу определила его место и значение в истории русского живописного искусства.

Итак, на картине изображена общая любимица гостивших в Абрамцеве художников — Вера Саввишна Мамонтова, Веруша, одна из одареннейших русских женщин, жизнь которой была рано прервана неожиданной смертью.

Не только во внешности Веруши, но и в чертах ее стремительного характера было очень много отцовского — горячности, страстности, увлечения новизной. В захватывающее кипение абрамцевской художественной жизни, в царившую здесь дружную и радостную творческую атмосферу, которой столь многим обязано русское искусство, в эту жизнь «с папиным огоньком» Веруша вносила свою отчетливую нотку, повышавшую общую высокую художественную настроенность замечательного содружества, жившего и работавшего в старом аксаковском доме на высоком берегу речки Вори.

«Это был тип настоящей русской девушки по характеру, красоте лица, обаянию», — говорил, вспоминая Верушу, Виктор Михайлович Васнецов, преданнейший участник абрамцевского содружества художников.

...Живая, загорелая, с большими темными лучистыми глазами, с шапкой непокорных густых волос, она пристально смотрит на зрителя, вся залитая светом, врывающимся через окна и играющим разноцветными отблесками на стене, на майоликовом блюде, повешенном в простенке, на спинках стульев, на столике у окна, на подсвечнике, на серебре ножа и лежащих на столе бархатистых плодах.

Радостный, необыкновенно бодрящий солнечный свет, падая из окон, насыщает все пространство большой светлой комнаты, скользит по лицу Веруши, порождая изысканную игру сиреневых и голубых тонов на розовой блузке, переливаясь перламутром рефлексов, скользя разноцветными бликами, играя цветными пятнами на скатерти.

Смуглое, с проступающим сквозь загар румянцем лицо Веруши оттеняется в картине общим голубоватым, холодного тона, колоритом, который смягчается теплыми тонами фруктов и листьев и звучным тоном красного банта на груди.

Во всем портрете чувствуется продуманная композиционная завершенность, которая отличает все последующие портретные работы Серова. Фигура вписана в окружающую обстановку, как в естественную жизненную среду, что и превращает портрет в картину, а мастерски написанное, насыщенное светом и воздухом пространство — не только столовой, но и соседней гостиной и парка за окном — делает эту картину особенно привлекательной, волнующей, живой.

Портрет Веруши Мамонтовой, поразивший всю тогдашнюю Москву, является одним из прекрасных созданий русского портретного мастерства не только по силе исполнения, но и по типажу изображенного лица, носящего в себе черты национальной русской красоты.

Академик М. В. Алпатов писал об этом портрете:

«Кто не знает в Третьяковской галерее «Девочки с персиками», этой милой смуглой девочки-шалуньи? Она лишь на минуту уселась за столом, искоса поглядывая на нас своими карими глазами, в которых притаился огонек. У нее чуть раздуваются ноздри, точно она не может отдышаться от быстрого бега. Ее губы серьезно сжаты, но в них столько детского беззаботного и счастливого лукавства!.. Такой ее знают все, такой она стала всеобщей любимицей. Родных сестер «Девочки с персиками» можно найти в русской литературе у Пушкина, у Тургенева, у Чехова, особенно у Толстого».

Свежесть молодости, веющая на нас от лица Веруши Мамонтовой, передана Серовым с поражающей, непостижимой тонкостью и благородством. Ведя начало от этого изумительного дебюта, можно уверенно говорить о серовском вкладе в мировое изобразительное искусство.

...И сейчас яркий солнечный свет заливает знакомую столовую в музее-усадьбе «Абрамцево». Нет здесь только обеденного стола, за которым некогда сидела, позируя своему любимому старшему другу, милая Веруша. Все остальное сохранено таким, каким оно было при Серове и у Серова: на подставке стоит фигура гренадера - игрушка работы Сергиевских кустарей, раскрашенная Серовым, над ней - майоликовая тарелка. В окно светит солнце…
Картина «Девочка с персиками» долгое время находилась в Абрамцеве, в той же комнате, где и была написана. А потом её передали в Третьяковскую галерею, в Абрамцеве же в настоящее время висит копия этого произведения.

Раздел создан по материалам книги «Замечательные полотна» издательства «Ленинград» 1962 г.

Источник;http://help-computers.ru/Girl-with-Peaches.html

Главным культурным событием года, вне всякого сомнения, стала выставка картин Валентина Серова, устроенная Третьяковской галереей к 150-летию художника. Главным же экспонатом выставки стала «Девочка с персиками» – самая известная картина Серова, которая встречала каждого посетителя здания Третьяковки на Крымском валу. Специально к выставке организаторы даже оживили картину, сняв видеоролик «Девочка с персиками», набравший только за один день полтора миллиона просмотров

В чем же секрет такой притягательности этой картины Серова?

…Каноническая история создания картины гласит, что августовским днем 1887 года 12-летняя Вера Мамонтова, отвлекшись от уличных забав, забежала в гостиную и присела за стол, схватив персик, – эти фрукты специально для девочки выращивали в оранжерее Мамонтовых в их усадьбе в Абрамцеве. Вид девочки вдруг так впечатлил сидевшего в той же гостиной живописца Валентина Серова, что он предложил девочке нарисовать ее портрет. Причем сам Серов позже вспоминал: «Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось свежести живописи, при полной законченности, вот как у старых мастеров…».

Но, разумеется, все на самом деле было немного иначе.

Веруша была самой любимой дочерью миллионера и филантропа Саввы Мамонтова (всего у олигарха было пятеро детей, и начальные буквы их имён составляли имя отца – Савва: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра). А посему писать портреты девочки являлось почетной обязанностью всех художников, которые жили в Абрамцеве, пользуясь покровительством Саввы Ивановича. И ни у какой другой девочки в России не было столько портретов, сколько их было у Веры Мамонтовой. И какие это портреты! Например, на картине Васнецова «Аленушка» именно Вера сидит на камушке над гладью абрамцевского пруда. Кстати, в музее-усадьбе этот камушек сохранился и поныне. Также Васнецов нарисовал ее и в образе Снегурочки. Илья Репин изобразил Веру на картине «Не ждали» – это дочь вернувшегося с каторги народовольца. Врубель отлил лицо Веры для своей скульптуры «Египтянка». Но самый, конечно, известный портрет – это «Девочка с персиками».

Серов попал в дом Мамонтова еще ребенком – в возрасте 13 лет. Его детство сложно назвать счастливым. Отец – Александр Николаевич Серов – был знаменитым в то время композитором и музыкальным критиком, женившимся в возрасте 43 лет на своей 17-летней ученице Валентине Семеновне Бергман по причине неожиданной беременности. Скандальную историю быстро замяли, но появившийся ребенок явно тяготил супругов, мешая им вести привычный богемный образ жизни с загулами и дружескими застольями. Причем если круг общения Александра Николаевича состоял из интеллигентных и аристократичных людей (к примеру, он дружил с Тургеневым и Николаем Ге), то молодая жена тащила в дом нигилистов и маргиналов. «Много было лохматого студенчества, – вспоминал Репин, – манеры у всех были необыкновенно развязны».

Впрочем, ребенок мешал родителям лишь поначалу, а потом на мальчика просто перестали обращать внимание, запирая его в дальней комнате с цветными карандашами, чтобы не мешать веселиться гостям. Так Валентин Серов начал рисовать.

Когда же ему исполнилось 6 лет, его отец скончался. И Валентина Семеновна, почувствовав себя свободной женщиной, отправилась в Париж. Сына же она отдала на обучение художнику Илье Репину – другу семьи, который тоже жил в Париже.

Юный Серов жил у Репина почти на правах члена семьи, сопровождая его во всевозможных поездках, занимаясь этюдами, а в остальное время копируя репинские холсты – это было его единственное развлечение. Постепенно Серов становился замкнутым и угрюмым – черты характера, сохранившиеся в нем на всю жизнь. Сохранился рисунок Репина, изображающий Серова в возрасте тринадцати лет. Достаточно лишь взглянуть на этот рисунок, чтобы понять характер мальчика – диковатого, нелюдимого, исподлобья глядящего пристальным и упорным взглядом.

В 1875 году Репин представил своего ученика-иждивенца миллионеру Мамонтову, который задумал воплотить грандиозный проект – создать в Абрамцеве некий художественный центр по созданию исконно русского искусства, неповторимого национального стиля. Это трудно понять нам, нынешним, впитавшим с детсада художественные стандарты «русскости»: от хохломы до картин Билибина. Но полтораста лет назад никаких канонов «русского стиля» не существовало: более того, само слово «русский» ассоциировалось с какой-то давно ушедшей архаикой, густопсовыми боярскими бородищами в кислой капусте, с лаптями, кафтанами и прочими рушниками. Аристократия же – то есть главный потребитель искусства – предпочитала даже между собой говорить на французском, изучать классическое греко-латинское искусство, заказывать платья у итальянских портных и читать французские светские романы. Но в первой половине XIX века появилась мода на романтизм, и именно романтики породили моду на возрождение национального духа. Это увлечение охватило всю Европу: во Франции вспомнили, что они являются потомками непокорных галлов, в Германии говорили о героических древних тевтонах и учреждали народные археологические общества. В России же расцвел «псевдорусский» стиль в архитектуре, большим поклонником которого был сам император Александр III. А вот Савва Мамонтов, напомним, свои капиталы заработал на строительстве железных дорог с вокзалами по подрядам правительства Российской империи. И именно вокзалы в те годы считались своеобразными «витринами» государства, как, например, сегодня такими «витринами» считаются аэропорты. Именно поэтому Мамонтову было очень важно иметь собственное дизайнерское бюро. И возрождать «русский стиль» он доверил весьма серьезным людям: изначально в «абрамцевский кружок» входили профессор истории искусств Адриан Прахов, скульптор и академик Марк Антокольский, Илья Репин, Василий Поленов и Виктор Васнецов.

Юный же Серов в этой компании был простым подмастерьем и приживалой, которого Мамонтов из уважения к Репину пустил жить в усадьбе. Причем мальчика даже переименовали в Антона – так его стали звать все дети миллионера (почему Антоном? – да Бог их знает), с которыми он стал ставить домашние спектакли. И, как вспоминал Репин, вскоре Серов стал любимым актером Саввы Ивановича – потому что публика покатывалась от хохота, наблюдая, как угрюмый подросток с неизменно скорбным лицом изображает то «волшебного зайчика», то «веселого ежика».

В 1880 году он поступил в Академию художеств, которую бросил через пять лет и уехал в Италию – посмотреть на работы европейских мастеров.

В Россию он вернулся в 1887 году и вновь приехал в Абрамцево. Нужно было устраиваться в «абрамцевском кружке», а для этого первым делом было необходимо эффектно обратить на себя внимание Саввы Ивановича.

Это, знаете ли, сегодня экскурсоводы в музее-усадьбе «Абрамцево» любят с придыханием рассказывать о беззаветной любви олигарха Мамонтова к искусству, его увлеченности живописью и скульптурой, его стремлении спасти мир с помощью красоты. Не будем повторять этого высокопарного словоблудия, а лучше откроем воспоминания Владимира Теляковского, директора императорских театров, члена «абрамцевского кружка»: «Нет сомнения, что за Мамонтовым большая заслуга собрать вокруг себя целую плеяду художников. Казалось бы, он их и любить, и уважать должен, между тем качества русского купца-савраса часто давали себя чувствовать. Например, за обедом, когда знаменитый Врубель потянул руку за вином, Мамонтов его остановил при всех и сказал: «Погодите, это вино не для вас». И указал на другое, дешевое, которое стояло рядом. Коровина зачастую Мамонтов заставлял дожидаться в передней. Вообще те из художников, которые были часто переносить многое… Бедными были Врубель, Коровин и Головин… «Испанок» Мамонтов купил у Коровина за 25-рублевое пальто. Врубелю Мамонтов заказал панно за 3 000 р., а когда панно было готово, и Врубель пришел за деньгами, Мамонтов сказал ему: «Вот 25 рублей, получай». Когда же Врубель запротестовал, Мамонтов ему сказал: «Бери, а потом ничего не дам». Приходилось брать – у Врубеля гроша денег не было…».

Но Антон-Валентин знал, как понравиться Савве Ивановичу.

Он приехал в Абрамцево и начать писать портрет Веры, стараясь выразить в красках тот остаток гармонии, еще не растворенный российским бытом – каждому вчерашнему отпускнику знакомо это чувство.

И это был не просто портрет, это был вызов всему «абрамцевскому кружку», это был настоящий художественный протест русского «западничества» против культа русской азиатчины, засилья всех этих длиннополых парчовых халатов, кокошников и кафтанов, уместных в каком-нибудь средневековом тереме, а не в просвещенном европейском государстве. Протест, который так и не был услышан.

Что ж, сказать, что его работа произвела фурор, – это ничего не сказать. Никто не ожидал, что вечно угрюмый и нелюдимый Антон напишет такую солнечную, такую переполненную радостью и светом картину.

Посмотрите на девочку. Разве это 12-летняя и вечно непоседливая Веруша, пацанка-хулиганка и прима-балерина ее собственного театра?

Более всего изображенная на картине девушка напоминает Джоконду Леонардо да Винчи: такая же таинственная улыбка, такой же свет, скрытый в глазах, чуть ироничных и усталых. Кажется, она вот-вот что-то скажет… Что? Но об этом чуть позже.

И уж конечно, все «абрамцевские» обитатели обратили внимание и на скрытый символический подтекст «Девочки с персиками». Еще раз посмотрите на вертикальную композицию, которую образуют два крупных предмета: вверху — холодное белое блюдо с голубым орнаментом, внизу – три сочных ярких фрукта, между ними – сама девочка. (Кстати, интересный факт: сегодня в гостиной Абрамцева на стене действительно висит бело-голубая тарелка, но только вот сделана эта тарелка через два года после написания картины – то есть никакой тарелки на стене в момент написания картины не было.)

Что ж, на любой другой картине это были бы просто блюдо и фрукты, но в данном случае речь идет о художниках «абрамцевского кружка», для которых сборник народных сказок фольклориста А.Н. Афанасьева был настоящей настольной книгой, неиссякаемым источником образов и тем для творчества. И для них смысл этих символов был очевиден – это же прямая ссылка на «Сказку о серебряном блюдечке и наливном яблочке» – произведении, ставшем своеобразным открытием для российских романтиков: недаром Константин Бальмонт переложил эту сказку на стихи для своего поэтического сборника «Зарево Зорь».

Тут, конечно, стоит пояснить, что всякого человека, решившего познакомиться с народными сказками – русскими ли, немецкими или французскими – не по кинофильмам, а по серьезным научным книгам, ждет весьма пренеприятное открытие: менее всего народные сказки похожи на добренькие мультики для детей с хеппи-эндом. Напротив: это, как правило, мрачные и полные жестокостей истории о торжестве смерти (вспомните того же «Колобка» – какой там хеппи-энд?!). Но есть в этих сказках и исключения, напоминающие нам о силе любви и жизни. «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» – как раз из их числа. Это история о девочке, получившей волшебный дар – блюдечко с яблоком, способные отражать весь мир. Это своего рода модель Земли с солнцем – яблоком: «Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города один за другим видны, корабли на морях и полки на полях, и гор высота и небес красота; солнышко за солнышком катится, звезды в хоровод собираются – так все красиво, на диво – что ни в сказке сказать, ни пером написать». (Сам Афанасьев в специальном примечании пишет, что в мифологии древних греков это серебряное блюдо принадлежало богине Заре, восседающей на золотом троне, по блюду же богиня катала солнце.)

Сестры из зависти убили девушку и спрятали ее труп в лесу, но сила ее любви и любви ее отца сделали невозможное – девочка воскресает. И первое, что она сделала, – это со слезами на глазах просит о прощении ее непутевых сестер-убийц:

Вы живой воды найдите,
Здесь меня вы разбудите,
Хоть убита, я лишь сплю,
А сестриц не погубите,
Я сестриц родных люблю…

Таким образом, победа жизни над смертью, по словам Бальмонта, неразрывно связана со всепрощающей любовью.

Именно этой любовью и светились на полотне глаза Веры Мамонтовой: только любовью вы спасетесь.

Улыбка дочери стала единственным сокровищем, которое осталось у Саввы Ивановича, когда в результате политических интриг он лишился всех своих миллионных капиталов и был заключен в тюрьму по обвинению в воровстве. И хотя на судебном заседании Мамонтов был оправдан, его деловой репутации был нанесен смертельный удар. Дело было закрыто, но, несмотря на оправдательный приговор, Мамонтов за то время, пока делами никто не занимался, потерял почти все свое состояние. Фактически у него осталась только небольшая керамическая мастерская, доходов от которой хватало в обрез.

Последние годы жизни Савва Мамонтов прожил в небольшом деревянном доме, стараясь не показываться на людях и даже не поддерживать отношения с бывшими друзьями-художниками. Любовница его бросила, но зато вернулись жена и дочь Александра. Он очень переживал смерть любимой Веры – она умерла в декабре 1907 года от скоротечного воспаления легких, сгорев буквально за три дня. После ее смерти Савва Иванович быстро постарел, от прежнего завсегдатая театров и ресторанов не осталось и следа. Скончался он в апреле 1918 года. В газетах об этом событии не было ни строчки.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»