Ppt безусловные рефлексы человека шесть. Презентация к уроку биологии "рефлекторная теория поведения"

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Слайд 1

Торможение условных рефлексов

Слайд 2

Торможение – активный нервный процесс, приводящий к угнетению или предупреждению возбуждения.

Слайд 3

Центральное торможение было открыто в 1863 году И.М.Сеченовым. Он показал, что высшие отделы нервной системы способны регулировать работу нижерасположенных отделов. Этим была доказана многоуровневая организация работы мозга. Чем выше расположен отдел мозга, тем более сложные функции он выполняет.
Иван Михайлович Сеченов (1829-1905)

Слайд 4

В процессе опыта И.М.Сеченов удалил у лягушки головной мозг на уровне зрительных бугров и определял время сгибательного рефлекса. Затем на зрительные бугры помещался кристалл соли, в результате чего наблюдалось увеличение продолжительности времени рефлекса.
Это наблюдение позволило И.М.Сеченову высказать мнение о явлении торможения в ЦНС. Данный тип торможения называют сеченовским или центральным.

Слайд 5

Слайд 6

Безусловное(внешнее)торможение
Безусловное торможение свойственно всем отделам нервной системы.
Его не нужно вырабатывать, оно наступает в результате действия нового раздражителя.
Проявляется в ослаблении или угнетении других рефлексов.
Пример:
посторонний шум тормозит у собаки слюноотделение.
а) Гаснущее - это посторонний сигнал, который после нескольких повторений теряет свое тормозящее влияние из-за потери существенного значения для организма.
б) Негаснущее - это такой дополнительный раздражитель, который с повторением не теряет своего тормозящего действия.

Слайд 7

торможение, приобретённое в процессе жизни.
Условное(внутреннее)торможение
развивается только в коре
Непременное условие условного торможения - неподкрепление условного раздражителя безусловным. Если выработанный у собаки рефлекс на свет не подкреплять пищей, то рефлекс ослабевает и исчезает. В природе происходит торможение неподкрепляемых условных рефлексов и образование новых. Например, пересыхание водоема, из которого пили животные, приведет к тому, что они перестанут приходить к нему, найдут новый водоем. Произойдет торможение одних условных рефлексов и образование новых.

Слайд 8

Угасание формируется постепенно при неподкреплении безусловным раздражителем(например, пища) условного раздражителя(например, свет лампочки или бутылочка с соской)
Виды условного торможения
Угасание
От устаревших и ненужных условных рефлексов головной мозг освобождается путем их угасания.

Слайд 9

Дифференцировка
Виды условного торможения
Дифференцировка – это способность отличать один сигнал от других, похожих.
Если один раздражитель подкреплять, а близкий ему не подкреплять, то условно-рефлекторная реакция возникнет только на подкрепляемый раздражитель. Например, по характеру условного стука в дверь можно определить, кто пришел: свои или чужие. Дифференцировочное торможение направлено на то, чтобы "не путать" сходные раздражители. Например, только хозяйка даёт кошке лакомства. Кошка бежит к открыванию двери, если пришла хозяйка(слышит звук открываемого замка). На приход других людей кошка не реагирует(замок открывают чуть-чуть по-другому)

Слайд 10

Торможение запаздывания развивается при неподкреплении начальной части действия сигнального раздражителя и точно приурочивает безусловный рефлекс ко времени действия безусловного раздражителя. Например, включается свет, а подкрепление пищей дается только через 3 мин. Отделение слюны, после того как выработалось запаздывающее торможение, начинается к концу 3-й минуты. Собака "не слюнит" бесполезно. Условный раздражитель вначале вызывает в коре: торможение, которое только перед действием безусловного раздражителя сменяется возбуждением.
Виды условного торможения
Торможение запаздывания

Слайд 11

Разновидностью врожденного тормозного процесса является так называемое запредельное торможение. Оно развивается при длительном нервном возбуждении организма и при действии чрезвычайно сильного условного сигнала или нескольких несильных, сила которых суммируется. В этом случае нарушается "закон силы" (чем сильнее условный сигнал, тем сильнее условно-рефлекторная реакция) - условно-рефлекторная реакция с увеличением силы начинает уменьшаться. Это происходит потому, что клетки имеют определенный предел работоспособности, и раздражение выше этого предела выключает нейроны, предохраняя их тем самым от истощения. Этот особый вид торможения открыт И. П. Павловым и назван охранительным, так как охраняет нервные клетки от чрезмерного возбуждения.
Запредельное торможение

Слайд 12

Иван Петрович Павлов (1849-1936)

Слайд 13

Доминанта
Доминантный очаг отличается рядом особенностей: Во-первых, он способен затормозить все конкурирующие очаги возбуждения Во-вторых, достаточен любой стимул, чтобы животное, находящееся в состоянии пищевой доминанты, реагировало на любое раздражение слюноотделением и пищедобывающей деятельности
А.А.Ухтомский разработал основы учения о доминанте.
При усилении определённой потребности возникает временно господствующий в ЦНС очаг возбуждения, нацеленный на удовлетворение именно этой потребности. Такой механизм временного господства возбуждения получил название доминанты.
Различают пищевые, половые, оборонительные и другие виды доминант.

Слайд 2

Рефлекс - стереотипная реакция живого организма на определенное воздействие, проходящая с участием нервной системы. Рефлексы существуют у многоклеточных живых организмов, обладающих нервной системой.

Слайд 3

Классификация рефлексов

1.По типу образования: безусловные и условные

Слайд 4

2.По видам рецепторов: экстероцептивные (кожные, зрительные, слуховые, обонятельные), интероцептивные (с рецепторов внутренних органов) и проприоцептивные (с рецепторов мышц, сухожилий, суставов).

Слайд 5

3.По эффекторам: соматические, или двигательные, (рефлексы скелетных мышц), например флексорные, экстензорные, локомоторные, статокинетические и др.; вегетативные внутренних органов - пищеварительные, сердечно-сосудистые, выделительные, секреторные и др.

4.По биологической значимости: оборонительные, или защитные, пищеварительные, половые, ориентировочные.

Слайд 6

5.По степени сложности нейронной организации рефлекторных дуг различают моносинаптические, дуги которых состоят из афферентного и эфферентного нейронов (например, коленный), и полисинаптические, дуги которых содержат также 1 или несколько промежуточных нейронов и имеют 2 или несколько синаптических переключений (например, флексорный).

Слайд 7

6.По характеру влияний на деятельность эффектора: возбудительные - вызывающими и усиливающими (облегчающими) его деятельность, тормозные - ослабляющими и подавляющими её (например, рефлекторное учащение сердечного ритма симпатическим нервом и урежение его или остановка сердца - блуждающим).

Слайд 8

7.По анатомическому расположению центральной части рефлекторных дуг различают спинальные рефлексы и рефлексы головного мозга. В осуществлении спинальных рефлексов участвуют нейроны, расположенные в спинном мозге. Пример простейшего спинального рефлекса - отдергивание руки от острой булавки. Рефлексы головного мозга осуществляются при участии нейронов головного мозга.

Слайд 9

Нейронная организация простейшего рефлекса

Простейшим рефлексом позвоночных считается моносинаптический. Если дуга спинального рефлекса образована двумя нейронами, то первый из них представлен клеткой спинномозгового ганглия, а второй - двигательной клеткой (мотонейроном) переднего рога спинного мозга. Аксон мотонейрона переднего рога входит в состав переднего корешка, затем соответствующего двигательного нерва и заканчивается двигательной бляшкой в мышце. Чистых моносинаптических рефлексов не существует.

Слайд 10

Условные рефлексы

Условные рефлексы возникают в ходе индивидуального развития и накопления новых навыков. Выработка новых временных связей между нейронами зависит от условий внешней среды. Условные рефлексы формируются на базе безусловных при участии высших отделов мозга. Разработка учения об условных рефлексах связана в первую очередь с именем И. П. Павлова. Он показал, что новый стимул может начать рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом.

Слайд 11

Исследование рефлексов требует практического навыка, при отсутствии которого может быть получена ложная картина изменения рефлексов, а следовательно, и неверное суждение о состоянии того или иного отдела нервной системы обследуемого. При поражении пирамидной системы появляются патологические рефлексы, а также так наз. защитные рефлексы, которые у здоровых взрослых людей не вызываются.

Слайд 12

Патологические рефлексы в зависимости от характера ответной двигательной реакции разделяют на сгибательные и разгибательные (для конечностей) и аксиальные (вызываются на голове, туловище).

носогубный рефлекс (короткий удар неврол. молоточком по спинке носа вызывает сокращение круговой мышцы рта с вытягиванием губ вперед); хоботковый рефлекс (та же двигательная реакция, но возникающая при нерезком ударе неврологическим молоточком по верхней или нижней губе); сосательный рефлекс (штриховое раздражение шпателем губ вызывает их сосательные движения); ладонно-подбородочный рефлекс (штриховое раздражение кожи ладони в области возвышения большого пальца вызывает сокращение подбородочной мышцы на той же стороне со смещением кожи подбородка кверху).

Слайд 13

Cтопные патологические рефлексы:

рефлекс Бабинского (разгибание большого пальца, иногда с веерообразным разведением остальных пальцев, при штриховом раздражении кожи наружного края подошвы); рефлекс Оппенгейма (разгибание большого пальца стопы в момент скользящего нажима по гребню большеберцовой кости); рефлекс Россолимо (сгибание - "кивание" II-V пальцев стопы при коротком ударе по кончикам этих пальцев со стороны подошвы) и др.

Перечисленные патологические рефлексы у взрослых составляют синдром центрального, или спастического, паралича, развивающегося при поражении пирамидной системы. У детей до 1 - 2 лет эти рефлексы не являются признаками патологии.

Слайд 14

Пиломоторный рефлекс (сокращение мышц, поднимающих волосы, с появлением так наз. гусиной кожи) вызывается охлаждением или пощипыванием кожи в области надплечья; ответная реакция в норме возникает на всей половине тела (на стороне раздражения); поражение вегетативных центров в спинном мозге, узлов симпатического ствола ведет к отсутствию рефлекса в соответствующей зоне иннервации

Примерами дистантных рефлексов могут служить зрачковый рефлекс на свет, имеющий большое диагностическое значение, а также старт-рефлекс, повышение которого проявляется резким вздрагиванием тела при всяком неожиданном звуке, вспышке света. Больные, у которых старт-рефлекс нарушен вследствие поражения определенных отделов головного мозга, не могут быстро включиться в действие, требующее быстрой реакции и двигательной мобилизации.

Cлайд 1

Примитивные рефлексы Согласно условно-рефлекторной теории И.П. Павлова в основе соматических нарушений лежит «сшибка» рефлекторных процессов, имитирующих ситуацию неопределенности и противоречия или образование патологических условных рефлексов. Бесплатные презентации http://prezentacija.biz/

Cлайд 2

Cлайд 3

Появляется в раннем периоде внутриутробной жизни и в норме должен быть интегрирован к 9 - 10 неделе гестации. In utero проявляется в виде "движения блоком головы, шеи и тела в сторону от раздражителя" Рефлекс представляет собой реакцию устранения и защиты. Задержка рефлекса может способствовать возникновению таких состояний, как синдром внезапной смерти младенцев, избирательный мутизм, гиперчувствительность к сенсорной нагрузке и, в результате, может привести к физическим и психологическим нарушениям в виде фобий и приступов. Если рефлекс Моро может быть расценен как симпатический ответ и пусковой механизм симпатической бури, то рефлекс страха - как парасимпатический ответ и триггер парасимпатической бури. РЕФЛЕКС ПАРАЛИЧА СТРАХА Возможными дополнительными признаками могут быть увеличение систолического и пульсового давления в сочетании с мышечной гипотонией. Представляется, что у человека это дизадаптивный ответ на условия, с которыми индивид не может совладать. Рефлекс страха замещается рефлексом Моро. Задержка рефлекса наблюдается чаще у мужчин, чем у женщин. Рефлекс проявляется в виде немедленного двигательного паралича сопровождаемого: остановкой дыхания, снижением тонуса мышц, нечувствительностью к внешним раздражителям, брадикардией и периферической вазоконстрикцией, активацией механизма подавления боли.

Cлайд 4

Рефлекс Моро - реакция испуга, заключающаяся в отведении рук, разгибании ног и последующем сгибании бедер. Появляется на 9 - 32 неделе внутриутробной жизни. Рефлекс существует у всех здоровых доношенных новорожденных. Бессознательная и немедленная реакция на угрозу, защищающая ребенка в период его недостаточного, с точки зрения оценки реальнос ти угрожающего раздражителя и выбора соответствующего поведения, развития. Рефлекс Моро свидетельствует о симметричности функционирования нервной системы и сохранности спинного мозга и нижних отделов ствола мозга. Рефлекс Моро обычно угасает в возрасте 4-5 мес. Рефлекс Моро - это быстрое разведение и разгибание рук и, в меньшей степени, ног, разгибание шеи и верхней части тела, раскрытие рук и быстрый вдох. После мгновенного застывания в этой позиции, ребенок сгибается, сводит конечности, перекрещивает руки на груди, выдыхая в зове о помощи. В основном в чистой форме рефлекс переводит ребенка из позы испуга в фетальную позицию. Рефлекс остается жестко коммутированным в стволе головного мозга, но после интеграции не вызывается за исключением случаев чрезвычайных обстоятельств. РЕФЛЕКС МОРО

Cлайд 5

Профессор, доктор медицинских наук Вацлав Войта Войта-диагностика позволяет выявить функциональные патологии на ранней стадии развития младенца и своевременно провести коррекцию психофизических патологий новорождённых Регулярно находят применение семь реакций положения, которые могут использоваться уже в период новорожденности. Они описаны ниже в порядке их информативности. Реакция Войты (Войта 1966/67/69) Проба на тракцию (модифицированная по Войте) Вертикальное подвешивание по Пейперту (Пейперт-Исберт 1927) Вертикальное подвешивание по Коллису (Коллис 1954) (вертикальное по Коллису, модифицировано Войтой) Горизонтальное подвешивание по Коллису (Коллис 1954) (горизонтальное по Коллису, модифицировано по Войте) Реакция Ландау(Ландау, А., 1923) Аксиллярное подвешивание

Cлайд 6

Появляется к 11 неделе внутриутробной жизни. Исчезает к 2-3 месяцу после рождения. Является одним из группы возникающих во время внутриутробного развития рефлексов, основной характеристикой которых является "захват". Легкое прикосновение или давление на ладонную поверхность приводит к сжатию пальцев. К 18 неделе после зачатия ответ становится более генерализованным и включает в себя хватательный рефлекс при натяжении сухожилий мышц пальцев. Оба ответа усиливаются во время внутриутробного развития и полностью сформированы к моменту рождения. Они должны быть яркими и активными в течение первых 3 месяцев жизни и преобразуются к 4 -5 месяцам таким образом, что ребенок может держать предмет между большим и указательным пальцами, как пинцетом. Способность отпустить предмет появляется через несколько недель и, после многократной тренировки, осуществляется с заметной сноровкой. Задержка ладонного рефлекса может привести к недостатку ручной умелости, невозможности захвата по типу пинцета, речевым проблемам из-за сохраняющихся взаимоотношений между рукой и ртом, затрудняющих независимое управление мышцами рта, гиперчувствительной к тактильной стимуляции ладони, и движениям рта при попытках писать и рисовать. Длительно персистирующий ладонный рефлекс является причиной плохого почерка и неумения рисовать. Рефлекс замещается способностью к волевому рас слаблению и захвату по типу пинцета. Плантарный рефлекс возникает в возрасте 2-4 месяцев и исчезает к 6 месяцам. ЛАДОННЫЙ РЕФЛЕКС

Cлайд 7

Появляется к 18 неделе внутриутробного развития. Исчезает к 4-6 месяцам после рождения. Облегчает движения, способствует развитию мышечного тонуса, и осуществляет стимуляцию вестибулярного аппарата. Оказывает существенное влияние на активное участие ребенка в процессе родов и должен быть полностью сформирован к рождению. Поворот головы младенца в сторону вызывает отведение и разгибание конечностей на стороне, к которой обращено лицо. АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС Рефлекс играет важную роль в развитии координации в системе рука - глаз. Он порождает движения руки по направлению к предмету, вызывающему зрительное сосредоточение, способствуя, таким образом, слиянию и потенциации тактильного и зрительного сосредоточения на расстоянии длины вытянутой руки. К 6 месяцам координация в системе рука-глаз должна быть хорошо сформирована, а рефлекс интегрирован. Если он сохраняется, при ходьбе поворот головы будет приводить к выпрямлению ипсилатеральной конечности, нарушению равновесия и деформированию походки.

Cлайд 8

Таким образом, процесс письма требует значительных усилий, поскольку идет борьба с невидимой помехой. Компенсация включает в себя сжатие ручки или карандаша и приложение избыточного усилия, нарушающего как качественные, так и количественные характеристики почерка. Процесс письма всегда требует интенсивной концентрации за счет процесса распознавания, таким образом, пациент может обладать связной речью при полном отсутствии способности выражать мысли в письменной форме. Сохранение рефлекса может привести во взрослой жизни к повторным травматиче ским повреждениям плеча и шейного отдела позвоночника. Рефлекс замещается симметрич ным шейным тоническим рефлексом. Задержавшийся рефлекс порождает проблему восприятия середины. Установка преобладаний (ноги, глаза, уха, руки) затруднена, как и плавность движений билатерально, слежение глазами и оценка расстояний. Ротация головы может вызывать кратковременное исчезновение картинки или к потере фрагментов зритель ного поля. Может изменяться почерк, так как всякий раз при повороте головы к руке идет посылка к выпрямлению, а к пальцам - к разжатию.

Cлайд 9

Появляется на 20 неделе внутриутробного развития. Исчезает к 3-9 месяцу жизни. Если поло жить ребенка на живот и раздражать боковую поверхность тела, то это приведет к сгибанию в тазобедренном суставе и отведению нижней конечности на 45 градусов в сторону раздражителя. Рефлекс должен быть симметричным. Одновременная билатеральная стимуляция при ведет к мочеиспусканию. Рефлекс, возможно, играет важную роль в процессе родов. Сокращения матки и влагалища стимулируют поясничную зону и вызывают легкие вращательные движения бедра, подобные движениям головы и плеча при провокации асимметричного шейного тонического рефлекса. Это помогает ребенку продвигаться по родовому каналу. Рефлекс, возможно, обеспечивает изначальное проведение звука во время внутриутробного развития, способствуя распространению звуковых колебаний по телу, плавающему в жидкости плодного пузыря. Это дает возможность плоду ощущать звук. Задержка рефлекса может привести к недержанию мочи, синдрому раздраженной кишки, отсутствию усидчивости даже в течение короткого времени, неприятным ощущениям при ношении тесной в поясе одежды. Это может привести к плохой концентрации внимания и нарушениям кратковременной памяти, к деформации осанки и походки, возникновению сколиоза. Рефлекс замещается рефлексом амфибии. СПИНАЛЬНЫИ РЕФЛЕКС ГАЛАНТА

Cлайд 10

Появляются на 24 - 28 неделе внутриутробной жизни. Исчезают к 3 - 4 месяцу жизни. Поисковый, сосательный и глотательный рефлексы должны быть хорошо развиты у доношенных детей. Легкое прикосновение к щеке или раздражение угла рта вызывает поворот головы ребенка по направлению к стимулу, открывание рта, и вытягивание языка в подготовке к сосанию. Он должен вызываться со всех 4-х квадрантов рта. Раздражителем для этого рефлекса может быть и сильное давление одновременно на обе ладони ребенка, ровно лежащего на спине. За раздражением следует сгибание шеи, открывание рта и закрывание глаз. Ребенок как бы поворачивается по направлению к источнику пищи и открывает рот достаточно широко для того, чтобы захватить сосок или бутылочку. Сосательные и глотательные движения, следующие за этим, жизненно необходимы для кормления в раннем возрасте. Сильнее всего рефлекс выражен в первые несколько часов после рождения, затем слабнет, не будучи подкрепленным. Задержка рефлекса приводит к появлению в дальнейшей жизни чувства неисполнимости желаний, крушения надежд, невозможности "отбросить" мысли о каком-либо предмете. У пациента сохраняется чувствительность и незрелые реакции в ответ на прикосновение в области рта, особенно к губам. Ребенок будет испытывать затруднения при приеме твердой пищи, так как персистирующий сосательный рефлекс будет мешать формированию совершенных комбинированных движений языка, необходимых для глотания. Язык будет выдвигаться слишком далеко вперед, не давая возможности для эффективного жевания. Это может привести к брызганью слюной в школьном возрасте. Также может быть нарушена ручная умелость, так как незрелые движения при сосании и глотании будут мешать рукам, вызывая бессознательные синхронные движения ладоней. Возможно, сохранение рефлекса ведет к появлению привычки сосать большой палец, ручку и другие предметы, а позже - к курению, как проявлению необходимости подкрепления рефлекса. ПОИСКОВЫЙ И СОСАТЕЛЬНЫЙ РЕФЛЕКСЫ

Cлайд 11

Появляется in utero – flexus habitus. При рождении есть. Исчезает приблизительно в возрасте 4-х месяцев. Тонический лабиринтный рефлекс задний Тонический лабиринтный рефлекс передний Тонический лабиринтный рефлекс Тонический лабиринтный рефлекс. В положении на спине отмечается максимальное повышение тонуса в разгибательных группах мышц, в положении на животе – в сгибательных. Лабиринтный и тонический шейные рефлексы в период новорожденности наблюдаются постоянно, но выражены не так ярко, как все другие рефлексы.[i] Оба вестибулярные по происхождению и оба провоцируются стимуляцией лабиринтов. Вызывается движением головы вперед или назад. Flexus habitus (позиция плода в полости матки) является наиболее ранним проявлением рефлекса в положении "вперед". Разгибание головы при интактном рефлексе вызовет немедленное разгибание рук и шаг. Это дает возможность ребенку реагировать на гравитационные влияния. Любые движения головы в вертикальном направлении за среднюю линию будут приводить к сгибанию и разгибанию, вызываемому соответствующим перераспределением мышечного тонуса. Рефлекс является базой для формирования механизма установки равновесия, балансировки мышечного тонуса и проприорецепции. Задержка рефлекса приводит к появлению плохой осанки, гипертонусу при персистенции рефлекса в положении сгибания и гипертонусу при персистенции в положении разгибания. Дисфункции вестибулярного аппарата приводят к нарушению равновесия, появлению двигательных расстройств. Отсутствует тяга к спорту и физическим упражнениям, возникают глазодвигательные расстройства (трудности зрительного восприятия и осознания пространства). Плохое понимание причинно-следственных связей и слабые организаторские способности. Отсутствие чувства времени. Рефлекс замешается рефлексом Ландау, симметричным тоническим рефлексом шеи и лабиринтным рефлексом установки головы.

Cлайд 12

Ребенок с выраженным тоническим лабиринтным рефлексом в положении на спине не в состоянии поднять голову или делает это с большим трудом, не может вытянуть руки вперед, чтобы взять предмет, а позже, захватив поддержку, подтянуться и сесть, соединить руки впереди по средней линии и поднести их ко рту. Из-за ретракции плеч и недостатка ротации затруднен поворот со спины на бок и на живот. При тракции за руки для переведения ребенка в положение сидя голова запрокидывается назад и экстензорный тонус нарастает Если тонический лабиринтный рефлекс (TLR) у ребенка выражен, то он спит в прональном положении с согнутыми под себя коленями (рисунок) с сжатыми кулачками. В положении ребенок на спине ребенок лежит, подтягивая и прижимая к себе локти (рисунок). В наихудшем случае ребенок сгибает вперед голову, отрывает от опорной поверхности ноги (пятки).

Cлайд 13

Сгибание. Появляется в возрасте 6-9 месяцев. Исчезает в возрасте 9-11 месяцев. В положении на четвереньках наклон головы вперед вызывает сгибание рук и разгибание ног. Симметричный тонический шейный рефлекс. Разгибание. Появляется в возрасте 6-9 мес. Исчезает в возрасте 9-11 мес. Наклон головы назад, наоборот, приводит к сгибанию ног и разгибанию рук. Симметричный тонический шейный рефлекс

Cлайд 14

Нормальное развитие движений ребенка после периода новорожденности обеспечивается двумя взаимосвязанными и взаимозависимыми процессами: а) развитием рефлексов позы (постуральных рефлексов), которые отсутствуют у новорожденного, но позже появляются и со временем становятся более сложными и разнообразными. К ним относятся реакции выпрямления, равновесия, защитные и другие приспособительные реакции, интегрируемые на уровне среднего мозга; б) торможением врожденных рефлекторных автоматизмов спинально-стволового уровня (хватательный рефлекс, реакция опоры и автоматическая ходьба, рефлекс Моро, тонические шейные и лабиринтный рефлексы и др.), а также торможением и модификацией двигательных реакций, которые по мере развития становятся ненужными и мешают произвольной целенаправленной двигательной активности. Реакции выпрямления осуществляют следующие функции: 1) способствуют установке и удержанию головы в вертикальном положении с сохранением параллельности линии рта плоскости опоры (лабиринтный выпрямляющий установочный рефлекс на голову) ; 2) способствуют удержанию головы и шеи на одной линии с туловищем так, чтобы туловище следовало за движениями головы и шеи, например при поворотах (шейная выпрямляющая реакция); 3) сохраняют нормальное положение головы и туловища, когда какая-либо часть тела касается опоры (выпрямляющие рефлексы с тела на голову и с тела на тело).

Cлайд 15

РЕФЛЕКС ЛАНДАУ. Появляется на 2 - 4 месяце после рождения. Исчезает к 3-х летнему возрасту. Двигательная реакция ребенка, помещенного в горизонтальное положение (спиной кверху), позволяет оценить как ребенок контролирует положение головы и моторным функций: в возрасте 4 мес. он держит голову горизонтально параллельно полу и выгибает спину дугой. Появляется в то же время, что и рефлексы установки головы, повышает тонус разгибателей всего тела в положении пронации, если ребенка поддерживать под живот. Рефлекс не является истинно первичным, так как появляется после рождения. Он и не истинно постуральный, так как исчезает к 3-х летнему возрасту. Рефлекс способствует торможению тонического лабиринтного реф лекса, усиливает мышечный тонус и участвует в формировании вестибуло-окулярных моторных навыков. Он позволяет ребенку поднимать не только голову, но и грудь, что является важной предпосылкой развития в дальнейшем более совершенных движений плеч и кистей рук. Задержка рефлекса приводит к усилению активности первичных рефлексов и нарушению развития системы удержания позы, затруднению волевого управления мышечным тонусом в быстро меняющихся условиях. При переходе пациента на бег это проявляется в виде "закостеневших" неуклюжих движений нижней половины тела. Упражнения с обручем, перескоки, прыжки затруднены, так как пациент не может осуществить волевое управление мышцами-сгибателями ног. Рефлекс замещается контролем положения тела с помощью распределения тонуса сгибателей и разгибателей.

Cлайд 16

РЕФЛЕКС АМФИБИИ. Рефлекс амфибии, таким образом, существенно тормозит асимметричный тонический шей ный рефлекс. Освобождение от него делает возможными независимые движения ног и рук, что существенно для формирования ползания, а позже - и для координации работы больших мышц. Недоразвитие рефлекса амфибии препятствует формированию перекрестного ползанья и способствует в дальнейшем развитию гипертонуса, мешая осуществлению актов, определяемых координацией больших мышц (например, спортивные упражнения и пр.). Полное отсутствие рефлекса предполагает наличие незаторможенных первичных рефлексов, в частности, асимметричного тонического шейного рефлекса и тонического лабиринтного рефлекса. Появляется через 4-6 месяцев после рождения. Не исчезает. Возникает впервые в положении пронации, затем - в положении супинации. Подъем таза вызывает автоматическое сгибание руки и ноги на той же стороне. Сгибание одной ноги независимо от положения головы является признаком увеличения мобильности и знаменует наступление важной стадии развития ползания на животе. До этого билатеральное сгибание и разгибание ног зависело от положения головы и определялось активностью асимметричного тонического шейного рефлекса.

Cлайд 17

Появляются к 6 - 10 месяцам после рождения. Не исчезают. Их часто называют туловищными и шейно-туловищными установочными рефлексами. Для осуществления посегментного переворота они должны вызываться в двух ключевых зонах тела: в области плеч и в области бедер. Движения начинаются с головы, затем в переворот вовлекается плечевой пояс, грудь, таз или наоборот. Эти рефлексы начинают появляться в возрасте 6 месяцев, обеспечивая переворот сначала из положения на животе в положение на спине, затем - в возрасте 8-10 месяцев - из положения на спине в положение на животе, за чем следует сидение, ползание на руках и коленях и, наконец, стояние. По мере того, как ребенок накапливает опыт, рефлекс становится лишним, однако сохраняется на всю жизнь, облегчая изменение положения тела и придавая известную плавность движениям при беге, прыжках, катании на лыжах Ребенок в положении на спине. Мягко приподнять плечо пациента на 45 градусов, в то же время прижимая противоположное плечо, и переворачивать на противоположную сторону. При приподнимании плеча, колено на той же стороне должно начать сгибаться. СЕГМЕНТАРНЫЕ РЕФЛЕКСЫ ПОВОРОТА (Цепные установочные рефлексы).

Cлайд 18

Появляется в возрасте 2 -3 месяцев. Не исчезает. Постнатальное развитие моторики происхо жу в кефало-каудальной и проксимо-дистальной последовательности. Развитие постуральных рефлексов должно отражать этот факт. Первой проблемой, которую должен разрешить ребенок перед тем, как станет возможным сознательно контролируемое движение, является совершенное управление положением головы и регуляция мышечного тонуса. Управление в положении пронации появляется раньше, чем управление в положении супинации. К 6-ти недельному возрасту ребенок, лежа на животе, может поднимать голову и удерживать ее в этом положении несколько секунд. К 12 -недельному возрасту его ноги более не фиксированы, а в положении лежа на животе его таз касается поверхности стола. К 16-ти недельному возрасту он может, опираясь на предплечья, приподнять голову и верхнюю часть тела, вытягивая конечности и совершая в этом положении "плавательные" движения. Эта последовательность предвещает развитие окулярного и лабиринтного рефлексов установки головы. ПОСТУРАЛЬНЫЕ РЕФЛЕКСЫ. ОКУЛЯРНЫЙ РЕФЛЕКС УСТАНОВКИ ГОЛОВЫ.

Cлайд 19

РЕФЛЕКС ПОЯВЛЕНИЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ТРАНСФОРМАЦИЯ Паралич страха 4-6 нед. в/утр. 9-10 нед. в/утр. Рефлекс Моро Моро 9-12 нед. в/утр. 2-4 мес. Рефлекс Штраус Ладонный 11 нед. в/утр. 2-3 мес. Волевое расслабление Плантарный 11 нед. в/утр. 7-9 мес. Плантарный взрослого Ас.тонич.шейный 18 нед. в/утр. 4-6 мес. Сим. тонич. шейный Поисковый/сосательный 24-28 нед. в/утр. 3-4 мес. Сосательн. Взрослого Спинальн. Галанта 20 нед. в/утр. 3-9 мес. Амфибии Тонич. либиринтн. в сгибании 12 нед. в/утр. 3-4 мес. Установки головы Тонич.либиринтн. в разгибании При рождении 2-4 мес. Установки головы Сим.тонич. шейный 6-8 мес. 9-11 мес. Установки головы Ландау 2-4 мес. 3 года Баланс сгибателей и разгибателей Амфибии 4-6 мес. Сохраняется Сегментарн. Поворота 6-10 мес. Сохраняется Окул. Установки головы 2-3 мес. Сохраняется Лабир. Установки головы 2-3 мес. Сохраняется

Cлайд 20

N пп Рефлекс Рекомендуемые упражнения 1 Рефлекс избегания (паралич страха по К. Смит) Осторожная неожиданная тактильная, слуховая и вестибулярная стимуляция, из позиции испуга в положении вдоха в фетальную позицию на выдохе по 1-й минуте 3 раза в день. 2 Рефлекс Моро Упражнения: - вестибулярная тренировка, - тактильная стимуляция, - звукотерапия, - перекрестное ползание 3 Ладонный и плантарный рефлексы Сжимание и разжимание пальцами предмета, движения только большим пальцем руки, переходящие в его отведение и движения другими пальцами, упражнения для пальцев отдельно каждой руки, а затем различные движения пальцев для обеих рук вмес те. 4 Асиммеричный тонический шейный рефлекс В положении лежа на спине медленные упражнения, начинающиеся с гомолатеральных движений тела в ответ на поворот головы в том же направлении. Переход к разгибанию на стороне, противоположной направлению поворота головы, наконец, пере крестное ползание по 1 минуте 3 раза в день, Тренировка слежения глазами за большим пальцем ведущей руки пациента, медленно перемещаемым из стороны в сторону на расстоя нии 20см от лица при неподвижной голове. Сначала попросить пациента сделать это при закрытых глазах, предлагая ему представить, что он фиксирует взгляд на пальце (6 раз), затем проделать при открытых глазах, медленно перемещать большой палец вперед и назад от близкого расстояния до расстояния вытянутой руки, фиксируя взгляд на пальце, увеличить расстояние фокусировки до пятна на стене, затем - опять на палец на расстоянии вытянутой руки и в ближней точке.

Cлайд 21

5 Поисково- сосательный рефлекс Торможение регулярной стимуляцией рефлексов по 1 минуте 3 раза в день. 6 Спинальный рефлекс Галанта Упражнения в положении навзничь затормозят наклоны таза “перекрестное ползание” 7 Тонический лабиринтный рефлекс в сгибании и в разгибании Вестибулярная стимуляция: ротация, наклоны в стороны, сгибание -разгибание, сначала выполняемые с закрытыми глазами, Упражнения на выпрямление и сгиба ние, выполняемые на полу, лежа на спине и на животе с закрытыми глазами. Перекрест ное ползание с закрытыми глазами. 8 Симметричный тонический шейный рефлекс Ползание на руках и коленях, наклоны (в тяжелых случаях с использованием наклонной доски). Установка зрения на удаленный объект при откинутой назад голове, установка зрения на близкий объект при наклоненной вперед голове. Перекрестное ползание на коленях и руках закрепляет зрительные навыки и способствует интеграции информации, получаемой от других органов чувств. Это способность существенна для выработки навыков чтения без пропусков слов в середине строки. Именно через ползание вестибулярная, проприоцептивная и зрительная системы впервые координируются для совместной работы. Без этой интеграции не будет ощущения равновесия, чувства пространства и глубины.

Cлайд 22

9 Рефлекс Ландау Упражнения: из положения лежа поднимать верхнюю часть тела, удерживая ноги на земле. 10 Рефлекс амфибии Переворот из положения на животе в положение на спине и наоборот, инициирующие движения одной из частей тела (например, согнуть одну ногу и медленно переместить ее на другую сторону для стимуляции поворота верхней части тела. 11 Сегментарный рефлекс поворота Переворот из положения на животе в положение на спине и наоборот, ини циирующие движения одной из частей тела (например, согнуть одну ногу и медленно переместить ее на другую сторону для стимуляции поворота верхней части тела. 12 Окулярный рефлекс установки головы и лабиринтный рефлекс установки головы Тренировка глазных яблок, например, медленное вращение “глаза открыты”, повороты и наклоны, после улучшения сохранения равновесия и установки головы делать упражнения с закрытыми глазами. Скейт-бард, вобл-бард сначала лежа, затем стоя и с ис пользованием трамплина. Тренировка вестибулярного аппарата: медленное вращение, глаза закрытые повороты и наклоны, после улучшения сохранения равновесия и установки головы делать упражнения с открытыми глазами. Скейт-бард, вобл-бард сначала лежа, затем стоя и с использованием трамплина.

  • Размер: 443.5 Кб
  • Количество слайдов: 30

Описание презентации Презентация Безусловные и условные рефлексы по слайдам

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, совокупность сложных рефлекторных реакций, обеспечивающих индивидуальное приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды; осуществляется высшими отделами головного мозга.

Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности было создано на базе обобщения и дальнейшего развития достижений естествознания за предшествующие периоды.

В 1902 г. И. П. Павлов сформулировал основные положения рефлекторной теории. Научной общественности были предложены термины: безусловный рефлекс и условный рефлекс.

Основной формой нервной деятельности является рефлекс. Рефлекс - причинно обусловленная реакция организма на изменения внешней или внутренней среды, осуществляемая при участии центральной нервной системы в ответ на раздражение рецепторов. Так происходит возникновение, изменение или прекращение какой-либо деятельности организма.

Согласно учению Павлова, в основе ВНД лежат условные рефлексы (УР), вырабатываемые высшими отделами ЦНС (преимущественно корой больших полушарий головного мозга), а также сложные безусловные рефлексы (инстинкты), осуществляемые подкорковыми образованиями.

Иерархия функциональной организации мозга 1. Молекулярный уровень. 2. Уровень нейрофизиологических процессов. 3. Уровень высшей нервной деятельности 4. Уровень психической деятельности

Безусловный рефлекс - это врожденная видоспецифическая реакция организма, рефлекторно возникающая в ответ на специфическое воздействие раздражителя, на воздействие биологически значащего (боль, пища, тактильное раздражение и т. д.) стимула, адекватного для данного вида деятельности.

Безусловные рефлексы: Врожденные наследственно передающиеся реакции, большинство из них начинают функционировать сразу после рождения. Являются видовыми, т. е. свойственны всем представителям данного вида. Постоянны и сохраняются в течение всей жизни. Осуществляются за счет низших отделов ЦНС (подкорковые ядра, ствол мозга, спинной мозг). Возникают в ответ на адекватные раздражения, действующие на определенное рецептивное поле.

Условный рефлекс – это сложная многокомпонентная реакция, которая вырабатывается на базе безусловных рефлексов с использованием предшествующего индифферентного раздражителя. Он имеет сигнальный характер и организм встречает воздействие безусловного раздражителя подготовленным.

Условные рефлексы: Реакции, приобретенные в процессе индивидуальной жизни. Индивидуальны. Непостоянны – могут возникать и исчезать. Являются преимущественно функцией коры больших полушарий. Возникают на любые раздражители, действующие на разные рецептивные поля.

Уровни рефлекторных поведенческих реакций (по А. Б. Когану) Первый уровень: элементарные безусловные рефлексы. Это простые безусловно-рефлекторные реакции, осуществляются на уровне отдельных сегментов спинного мозга. Реализуются в соответствии с генетически детерминированными программами. Стереотипны. Осуществляются неосознанно.

Уровни рефлекторных поведенческих реакций (по А. Б. Когану) Второй уровень: координационные безусловные рефлексы. Это сложные акты сокращения и расслабления различных мышц или возбуждения и торможения функций внутренних органов, причем эти реципрокные отношения хорошо координированы. В осуществлении координации безусловных рефлексов большое значение имеют обратные связи. Формируются на базе элементарных безусловных рефлексов (первого уровня рефлекторных реакций). Это локомоторные акты и вегетативные процессы, направленные на поддержание гомеостаза.

Уровни рефлекторных поведенческих реакций (по А. Б. Когану) Третий уровень организации рефлекторных реакций –интегративные безусловные рефлексы. Возникают под действием биологически важных стимулов (пищевых и болевых). Интегративные безусловные рефлексы – комплексные поведенческие акты, имеют системный характер с выраженными соматическим и вегетативными компонентами. Например, локомоторные акты сопровождаются усилением кровообращения, дыхания и т. д.

Уровни рефлекторных поведенческих реакций (по А. Б. Когану) Четвертый уровень – сложнейшие безусловные рефлексы (инстинкты). Впервые предположил, что инстинкты – тоже рефлексы, Герберт Спенсер. Сложнейшие безусловные рефлексы выполняются по генетически заданным программам, пусковой раздражитель запускает их целиком.

Уровни рефлекторных поведенческих реакций (по А. Б. Когану) Пятый уровень – элементарные условные рефлексы. Они вырабатываются в процессе индивидуальной жизни. В раннем возрасте формируются простые условно-рефлекторные реакции. С течением жизни они усложняются. В образовании условных рефлексов участвует кора больших полушарий. Условно-рефлекторный механизм поведения отличается высокой степенью надежности, которая обеспечивается многоканальностью и взаимозаменяемостью нервных связей в пластичных структурах ЦНС.

Уровни рефлекторных поведенческих реакций (по А. Б. Когану) Шестой уровень поведенческих актов — сложные формы психической деятельности. В основе – интеграция элементарных условных рефлексов и аналитико-синтетических механизмов абстрагирования.

Под инстинктом понимают ту часть поведения животных, которая характерна для организмов данного вида и закреплена за ними наследственно.

Критерии и признаки инстинктов: 1) Побуждение (мотивация) и способность к действию принадлежит к числу наследственных свойств вида; 2) такие действия не требуют предварительного обучения (хотя обучение может развивать и совершенствовать его выполнение!); 3) выполняются по существу одинаково у всех нормальных представителей вида; 4) связаны с нормальным функционированием его органов (например, инстинкт рытья нор сочетается с соответствующим строением лап, приспособленных для рытья); 5) приспособлены к экологическим условиям обитания вида (т. е. обеспечивают выживание в конкретных экологических условиях).

Модели самца трехиглой колюшки, которые вызывают нападения со стороны самца, охраняющего свою территорию. Изображенные внизу четыре модели очень примитивны, но их красная нижняя часть оказывается достаточно эффективным раздражителем, чтобы вызвать нападение.

Силуэт «гусь-хищник» , использованный при изучении реакции тревоги у гусей и других птиц. Реакция птицы зависит от того, в каком направлении исследователи перемещают эту модель.

Комплексы фиксированных действий (=фиксированные комплексы действий, фиксированные схемы действий) представляют собой сложные стереотипные движения, образующие высокоорганизованную последовательность / Комплексы фиксированных действий врожденные, осуществляются практически с первого же раза, видоспецифичны (одинаковы у всех особей одного вида), отличаются шаблонностью (стереотипны по порядку и форме исполнения).

Характерные примеры сложных комплексов фиксированных действий – различные ритуалы, имеющие символическое значение и служащие для коммуникации (брачные ритуалы, битвы между самцами), пение у певчих птиц. В поведении насекомых также имеется много ярких примеров: плетение паутины пауками, строительство сот пчелами. Многие виды поведения млекопитающих и птиц по своей сути заложены как комплексы фиксированных действий, однако способны совершенствоваться с накоплением индивидуального опыта: строительство плотин и хаток бобрами, охота у хищников и др.

Пример комплекса фиксированных действий: серый гусь возвращает яйцо, выкатившееся из гнезда, производя движения головой из стороны в сторону. Ключевой стимул, запускающий данное поведение – вид объекта рядом с гнездом. Если гусь потеряет яйцо во время этого процесса, то он прекратит покачивания головой, но продолжит производить «подталкивающие» движения по направлению к себе. Чтобы заметить потерянное яйцо, он должен сначала усесться на гнездо, и лишь после этого запустится новый комплекс фиксированных действий. Если положить рядом с гнездом какой-либо неадекватный объект (игрушечную собачку, дверную ручку), то гусь подкатит его к гнезду, но, скорее всего, не оставит его там.

Примеры некоторых сложных стереотипных действий человека, сходных с фиксированными комплексами действий: смех, плач (и другие выражения эмоций), кашель, чихание (и другие защитные рефлексы) и др. Чем более развит мозг и сложнее поведение, тем меньше роль врожденных стереотипных форм поведения, и тем большую роль приобретают обучение и разум. Человек способен путем обучения и сознания и волевого усилия в некоторых пределах изменять протекание этих реакций.

Классификация условных рефлексов По степени (глубине) абстрагирования: Условные рефлексы I, II и более высоких порядков. Третичный условный рефлекс в 20-х годах 20 века выработал сотрудник И. П. Павлова – Д. С. Фурсиков. Рефлекс IV порядка нельзя выработать у собак, но можно у дельфинов. У лошадей глубина абстрагирования – рефлексы V – VI порядков.

Классификация условных рефлексов По структуре: простые и сложные По соотношению во времени сигнала и подкрепления: Наличные (подкрепляющий стимул подается во время действия сигнального раздражителя). Следовые (делают паузу между окончанием действия условного раздражителя и началом подкрепления; по мере усложнения эксперимента пауза – от 15-20с до 4-5 минут).


Создание учения о ВНД. Рефлексы Высшая нервная деятельность еще одна, важнейшая, функция нервной системы. Основоположником учения о высшей нервной деятельности является И.М.Сеченов, в 1863 г вышла его книга "Рефлексы головного мозга". Иван Михайлович полагал, что вся психическая деятельность человека основана на рефлексах. Высшая нервная деятельность деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающих приспособляемость животных и человека к условиям среды.


Создание учения о ВНД. Рефлексы И.П.Павлов экспериментально подтвердил справедливость взглядов И.М.Сеченова и создал учение об условных и безусловных рефлексах. Примером безусловного рефлекса является слюноотделение у собаки с фистулой слюнной железы. При попадании пищи в ротовую полость, возбуждаются рецепторы языка, по отросткам чувствительных нейронов возбуждение передается в продолговатый мозг, где находится слюноотделительный центр, затем возбуждение по двигательным нейронам передается к слюнной железе и начинается слюноотделение.


Создание учения о ВНД. Рефлексы Для безусловных рефлексов характерно: 1.Это врожденные рефлексы, передаются по наследству (глотание, слюноотделение, дыхание); 2.Являются видовыми, характерными для всех особей данного вида; 3.Имеют постоянные рефлекторные дуги; 4.Относительно постоянны; 5.Осуществляются в ответ на определенное раздражение; 6.Рефлекторные дуги замыкаются в спинном мозге или подкорковых узлах головного мозга.


Создание учения о ВНД. Рефлексы К безусловным рефлексам относятся пищевые, дыхательные, оборонительные, половые, ориентировочные рефлексы. Для условных рефлексов характерно: 1. Приобретаются организмом в течение жизни; 2. Индивидуальные, формируются на основе личного жизненного опыта; 3. Не имеют готовых рефлекторных дуг, дуги формируются при определенных условиях; 4. Непостоянные, могут исчезать (тормозиться); 5. Формируются на основе врожденных рефлексов в ответ на любое раздражение; 6. Осуществляются за счет деятельности коры головного мозга.


Создание учения о ВНД. Рефлексы Образование условного рефлекса происходит при сочетании по времени безразличного раздражителя с безусловным. Безразличный раздражитель должен предшествовать безусловному. Тогда он становится условным. Для образования прочной временной связи необходимо многократное подкрепление условного раздражителя безусловным.


Создание учения о ВНД. Рефлексы Действие безразличного раздражителя приводит к появлению возбуждения в одном нервном центре коры, затем в другом нервном центре возникает возбуждение под действием безусловного раздражителя и между ними возникает временная связь. При повторных сочетаниях эта связь становится более прочной, вырабатывается условный рефлекс на данный раздражитель. Примером является выделение слюны в ответ на вид пищи, ее запах, на время кормления, на любой условный пищевой раздражитель.


Торможение рефлексов В коре головного мозга, наряду с процессами возбуждения протекают и процессы торможения. Различают два вида торможения внешнее и внутреннее. Внешнее торможение. Наступает в результате действия нового раздражителя. Новый очаг возбуждения тормозит существующий очаг. Характерно не только для коры, но и для низших отделов ЦНС, поэтому второе название безусловное торможение. Например, посторонний шум тормозит у собаки слюноотделение.


Торможение рефлексов Внутреннее торможение развивается только в коре. Отсюда второе название условное торможение. Непременное условие неподкрепление условного раздражителя безусловным. Если выработанный у собаки рефлекс на свет не подкреплять пищей, то рефлекс ослабевает и исчезает. В природе происходит торможение неподкрепляемых условных рефлексов и образование новых. Например, пересыхание водоема, из которого пили животные, приведет к тому, что они перестанут приходить к нему, найдут новый водоем. Произойдет торможение одних условных рефлексов и образование новых.


Торможение рефлексов Другой вид внутреннего торможения дифференцировка. Если один раздражитель подкреплять, а близкий ему не подкреплять, то условно-рефлекторная реакция возникнет только на подкрепляемый раздражитель. Например, по характеру условного стука в дверь можно определить, кто пришел свои или чужие. А.А.Ухтомский разработал основы учения о доминанте – преобладающей системе связанных между собой центров, временно определяющих характер ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражители. Различают пищевые, половые, оборонительные и другие виды доминант.


ВНД человека и животных Высшая нервная деятельность присуща как человеку, так и животным. У животных высшая нервная деятельность зависит от сложности нервной системы, чем она сложнее, тем меньшую роль играют инстинкты, тем большую роль играет обучение. Например, потомство паука-крестовика появляется весной, когда родители уже умерли, но молодые паучки умеют строить ловчую сеть, их поведение достаточно жестко запрограммировано. Определенную последовательность безусловных рефлексов, определяющую некоторые формы поведения, называют инстинктом. Примером инстинктивной деятельности является построение ловчей сети пауком-крестовиком, плотины бобрами.




ВНД человека и животных Инсайт (от англ. insight – проницательность, проникновение в суть). Обозначает внезапное усмотрение сути проблемной ситуации. В опытах с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению. Так, ставшая знаменитой обезьяна Имо вместо выбирания зерен из песка бросила их смесь в воду, после чего собрала зерна споверхности.


ВНД человека и животных Главное отличие высшей нервной деятельности людей связано с наличием у них речи второй сигнальной системы по И.П.Павлову. Первая сигнальная система поставляет информацию непосредственно через органы чувств, вторая сигнальная система связана с восприятием слышимых при произношении или видимых при чтении слов. С развитием второй сигнальной системы появилась возможность сохранять и передавать информацию следующим поколениям, появилась база для развития абстрактного мышления, сознания. « Слово, писал И.П.Павлов, сделало нас людьми».



ВНД человека и животных Человеческие дети, воспитанные животными, никогда не станут полноценными людьми из-за отсутствия должного воспитания. В отличие от животных, кора человека обладает большей способностью к восприятию закономерностей в окружающем мире.




Сон Бодрствование зависит от ретикулярной формации продолговатого мозга, моста и передних ядер гипоталамуса, аксоны которых поддерживают возбуждение коры головного мозга. ЭЭГ (электроэнцефалограмма) показывает, что процесс сна разбивается на несколько циклов, продолжительность которых примерно 90 минут минут продолжается медленноволновой сон, когда мозг более заторможен, отдыхает. В коре мозга появляются медленные и крупные электрические волны. В эту фазу снижается мышечный и сосудистый тонус (кожа краснеет).


Сон Затем минут быстроволновой, парадоксальный сон, который сопровождается непроизвольным движением глаз, пальцев, мимической мускулатуры, усиливается обмен в коре, учащается пульс и дыхание, расслабляется скелетная мускулатура. Именно в эти периоды человек видит сны, в коре появляются мелкие и быстрые электрические волны. При лишении животных парадоксального сна наступает гибель. В течение 6-8 ч сна фазы быстрого сна появляются 4-5 раз, делаясь все более продолжительными. В целом быстрый сон занимает около 20% времени. Человек обычно просыпается в фазе быстрого сна, пептидом, прерывающим сон, является тиреотропный гормон.


Типы темперамента И. П. Павлова классификация темпераментов на основе типов нервной системы. И. П. Павлов соотнёс выделенные им типы нервных систем с психологическими типами темпераментов и обнаружил их полное сходство. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведения человека. В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит следующим образом: 1) сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», по И. П. Павлову сангвинический темперамент; 2) сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный», по И. П. Павлову флегматический темперамент; 3) сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный» тип, по И. П. Павлову холерический темперамент); 4) слабый тип («слабый», по И. П. Павлову меланхолический темперамент). Слабый тип никоим образом нельзя считать инвалидным или не совсем полноценным типом. Несмотря на слабость нервных процессов, представитель слабого типа, вырабатывая свой индивидуальный стиль, могут добиться больших достижений в учении, труде и творческой деятельности, тем более что слабая нервная система высокочувствительная нервная система.



Сангвинистический темперамент. Представитель этого типа живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) человек. Как правило, весел и жизнерадостен. Эмоционально неустойчив, легко поддаётся чувствам, но они у него обычно не сильны и не глубоки. Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи. Очень склонен к коллективу, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелательный, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения. Флегматический темперамент. Представитель этого типа медлителен, спокоен, нетороплив. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чем бы то ни было. Как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают замедленно. Эта медлительность может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро сделать. В подобных случаях флегматик может проявить беспомощность, но зато запоминает он обычно на долго, основательно и прочно. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни: флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи.


Холерический темперамент. Представители этого типа отличаются быстротой (иногда лихорадочной быстротой) движений и действий, порывистостью, возбудимостью. Психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко сказывается в его деятельности: он с увлечением и даже страстью берётся за дело, проявляет инициативу, работает с подъёмом. Но запас нервной энергии у него может быстро истощиться в процессе работы, особенно когда работа однообразна и требует усидчивости и терпения, и тогда может наступить охлаждение, подъём и воодушевление исчезают, настроение резко падает. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому темпераменту, ярко проявляется в общении с людьми, с которыми холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражимость, эмоциональную сдержанность (что часто не даёт ему возможности объективно оценивать поступки людей) и на этой почве порой создает конфликтные ситуации в коллективе. Меланхолический темперамент. У представителей этого темперамента психические процессы протекают замедленно, люди с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а за тем и прекращение её. Они быстро утомляются. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают продуктивно. Эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легкоуязвимые, тяжело переносят обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются в них слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Меланхолики часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью: кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую сам причиняет другим людям.


Повторение Верные суждения: 1.Для образования условного рефлекса необходим безусловный раздражитель. 2.Условные рефлексы связаны с образованием временных связей между различными центрами в коре. 3.Для образования условного рефлекса необходимо, чтобы безразличный раздражитель начал действовать на несколько секунд раньше безусловного, через несколько повторений он становится условным раздражителем. 4.Условные рефлексы образуются на всю жизнь. 5.Условные рефлексы передаются по наследству. 6.Учение об условных рефлексах разработано И.М.Сеченовым. 7.Образование условных рефлексов связано с корой головного мозга. 8.Безусловное (внешнее) торможение связано с угасанием условного рефлекса без его подкрепления безусловным.


Повторение Верные суждения: 9.Внутреннее торможение позволяет приспособиться к изменившимся условиям жизни. 10.Внешнее торможение позволяет приспособиться к внезапным изменениям в окружающем мире. 11.Реакция учеников на звонок с урока пример внутреннего торможения. Дайте краткие ответы на вопросы: 1.Кто из Российских ученых впервые показал, что психическая деятельность человека основана на рефлексах? 2.Какой Российский ученый создал учение об условных рефлексах? 3.Какие рефлексы называются безусловными? 4.Какие рефлексы называются условными? 5.Что такое инстинкт? 6.Присуща ли высшая нервная деятельность животным? 7.Дуги каких рефлексов существуют с рождения и сохраняются всю жизнь?


Повторение 9.Дуги каких рефлексов формируются в процессе жизнедеятельности и могут угасать? 10.Как называется нервная связь, возникающая между различными центрами при образовании условного рефлекса? 11.Какие условия необходимы для образования условного рефлекса? 12.Какие два вида торможения рефлексов вам известны? 13.В ответ на звуковой сигнал автомобиля, пешеход остановился. Какой это вид торможения? 14.У собаки выработан пищевой рефлекс на звук погремушки. Впоследствии он перестал подкрепляться пищей и затормозился. Какой это вид торможения? 15.Какую информация человек воспринимает с помощью первой сигнальной системы? 16.Какую информацию человек воспринимает с помощью второй сигнальной системы?


Повторение Дайте краткие ответы на вопросы: 17.Что такое доминанта? 18.Кто разработал учение о доминанте? Основные термины темы: 1.Безусловные рефлексы. 2.Условные рефлексы. 3.Временные связи. 4.Безусловный раздражитель. 5.Условный раздражитель. 6.Безусловное торможение. 7.Условное торможение. 8.Принцип доминанты А.А.Ухтомского. 9.Вторая сигнальная система. 10.Импринтинг. 11.Инсайт

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»