Покаяние происходит не только на исповеди. Можно ли причащаться без исповеди в православной церкви

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Обязательно ли перед каждым Причастием исповедоваться священнику? Что делать, чтобы исповедь не становилась формальной? Какие события в жизни мирянина должны быть освящены благословением священника? Почему нельзя спешить с выбором духовника? Как избежать духовной «раздвоенности»? Эти и другие актуальные вопросы мы обсудили с председателем Синодальной комиссии по канонизации святых, викарием Святейшего Патриарха Московского и все Руси Кирилла, игуменом Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископом Троицким Панкратием.

Откровение помыслов и исповедь мирянина

Владыка, сегодня можно услышать разные точки зрения относительно исповеди: частой она должна быть или редкой, регулярной или только в случае впадения в тяжкие грехи… Какой подход, на Ваш взгляд, является наиболее верным?

Я думаю, что сейчас наступил такой период в жизни нашей Церкви, когда эти вопросы проходят испытание жизнью. Практика полувековой давности или Синодальной эпохи уже мало приемлема - сегодня, как правило, люди причащаются чаще. Да и сама жизнь сильно изменилась. Прежние подходы и решения уже не могут устраивать людей, поэтому вырабатываются новые - в том числе и в таких дискуссиях. Очень хорошо, что идут обсуждения, что люди осознают, думают, рассуждают.

Я полагаю, эти вопросы, в конце концов, найдут свое разрешение и надеюсь, что они не будут закреплены в каких-то обязательных правилах. Сейчас не то время, чтобы существовал один шаблон: причащаться или исповедоваться столько-то раз во столько-то дней. Тем более что строгих канонов на этот счет и не существует - есть разные практики, разные обычаи. Должна быть определенная степень свободы в этом важнейшем вопросе. Каждый человек с помощью духовника решает его по-своему. А уж дело прихожанина - находить того духовника, который ему нужен, который сможет ему помочь.

Должно ли каждое причащение сопровождаться предварительной исповедью? Можно ли причащаться без исповеди или если исповедь была за несколько дней до Причастия?

На мой взгляд, если человек не чувствует каких-то тяжелых грехов, которые бы его вынуждали искать полноценной исповеди, ему не обязательно перед каждым причастием исповедоваться. Таинство Покаяния - это ведь важное самостоятельное таинство, «второе крещение» и недопустимо его сводить к некоему обязательному придатку к Евхаристии. Ведь исповедь часто становится формальной из-за того, что человек привыкает к мысли: исповедь - это то, что я назову перед батюшкой, покаяние-то, что я ему расскажу. Но это в лучшем случае можно назвать откровением помыслов. А часто это просто беседа. Горячего же, глубокого покаяния перед Богом нет, и человек, быть может, даже не обращает на него внимания.

Надо понимать, что покаяние происходит не только в момент исповеди. Покаяние - это состояние души, это решимость порвать с грехом и изменить свою жизнь. Оно может произойти в любой момент жизни. Часто спрашивают: что делать, если дома я каялся, плакал, а пришел на исповедь, и у меня в сердце ничего нет - я просто сухо поисповедовался? Ничего страшного. Слава Богу, что ты покаялся дома - Господь и это примет.

Если так понимать покаяние, то становится понятно, что не обязательно перед каждым Причастием идти на исповедь к батюшке. Ничего страшного, если вы, причащаясь три или четыре раза в месяц, исповедуетесь всего два раза.

- Полезна ли наша традиционная практика исповеди как откровение помыслов?

Я вообще не думаю, что откровение помыслов всегда полезно для мирян. Исповедь мирянина и монашеское откровение помыслов - это совсем разные вещи. Монах в идеале должен своему духовному отцу открывать все движения его души и на все брать благословения. Для мирянина это невозможно и даже вредно. Странно, когда жены спрашивают у священников то, что должны спрашивать у своих мужей: куда ехать в отпуск, покупать ли ту или иную вещь, заводить ли еще детей…

Какие-то важные события можно освящать благословением священника, но оно не должно быть определяющим и решающим. Миряне сами должны решать вопросы, связанные со своей жизнью.

Я против того, чтобы монастырское старчество распространялось на мирян - оно создает почву для такого опасного явления, как младостарчество или, точнее, лжестарчество. Мирянину нужно знать основы веры, читать Евангелие, жить по нему и в своей духовной жизни пользоваться советом духовника.

О выборе духовного отца

- Как сегодня искать духовника?

Так же, как и всегда. Если духовника нет - не огорчаться, молиться, чтобы Господь послал встречу с таким священником, который действительно помогал бы идти к Богу.

Здесь нельзя спешить, и надо быть очень осторожным. Случаев лжестарчества, когда духовник вмешивается во всю жизнь человека, сейчас действительно очень много, и это не зависит от возраста и положения священника. Духовник вообще ничего не должен решать в жизни своего чада, он должен только предостерегать его от ошибок и греха.

- Полезно ли мирянам искать духовника в монастыре?

Если это опытный духовник - отчего же нет. Можно иметь духовника в обители, приезжать к нему нечасто, когда есть необходимость решить какие-то личные серьезные проблемы в духовной жизни, а обычные грехи исповедовать приходскому священнику. Многие также находят возможность побеседовать с духовным отцом письменно или посредством телефона.

А вообще исповедь по телефону допустима? Митрополит Вениамин (Федченков) описывал, как тверской губернатор, видя из окна своего дома, что за ним идут мятежники, позвонил архиерею и исповедался ему по телефону…

Если покаяние понимать не только как те слова, которые мы произносим на исповеди, а как готовность измениться, оставить грех и идти ко Христу, жить по Его святым заповедям, то вопрос о том, каким образом оно технически осуществляется, второстепенен. Человек может покаяться дома перед иконами, в метро, разговаривая по телефону или отправляя сообщения. Главное - что происходит в его душе.

О проблеме исповеди у молодых священников

В нашей Церкви есть проблема, что ставят исповедовать, а вместе с тем и духовно окормлять - совсем молодых и еще не опытных священников.

Закончил человек семинарию в 20 с небольшим лет, только женился или принял постриг, получил сан - и начинает окормлять. А как он будет окормлять, когда сам еще ни духовной жизни, ни житейских трудностей не знает?

Греческие Церкви следуют другой практике - духовника поставляют. Над священником совершается определенный молитвенный чин, и только тогда священник может принимать исповедь и духовно окормлять других людей. Это иногда приводит и к другой крайности: исповедь становится редкой, что тоже плохо.

Если бы у нас было достаточно много священников, имеющих и духовный, и житейский опыт, таких проблем бы не было. Я бы, по-хорошему, раньше 40 лет и не ставил бы человека исповедовать. Но мы не можем этого себе позволить. Духовенства вообще не хватает - что уж говорить о духовниках…

- Как священник должен учить своих духовных чад каяться?

Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Чтобы научить каяться других, священник сам должен научиться приносить покаяние. К сожалению, многие священники, особенно служащие на сельских приходах, каются и исповедуются очень редко. Так уж устроено: духовники в епархиях заняты, батюшки сами заняты…

Хорошо в большом городском приходе - служат несколько священников, они могут друг другу покаяться. Но и это тоже не всегда. Бывает, что они не очень доверяют друг другу.

- Недоверие между собратьями - это плохо и нуждается в искоренении или все-таки нормально?

Это жизнь. Конечно, лучше, если бы было доверие, но оно не всегда есть. Собственно говоря, потому и нужен духовник - священник, которому доверяешь.

Молитва - это труд

Покаянию учит молитва. Если у человека нет опыта реальной духовной жизни, нет опыта молитвы и личного предстояния пред Богом, то у него не будет настоящего, глубокого и искреннего покаяния. Молитва, особенно покаянная, как бы прокладывает для души путь к Богу. Одна из самых главных, во всяком случае для монашествующих, молитв - Иисусова молитва - покаянного духа. Само предстояние Богу практически не может быть иным, как покаянным, на том уровне духовного развития, на котором находится большинство из нас.

- С другой стороны, молитва - это дар свыше…

Молитва - это труд. «Царство Божие силой нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф.11:12). Это значит, что Царствие Небесное получат те, кто прилагал усилия для его обретения. Вот почему мы должны понуждать себя, даже если сначала молитва идет с трудом. Конечно, Господь по Своей милости дает благодать и молитву молящемуся, но для этого человек должен сам работать над своей душой.

Только так человек и учится покаянию.

Если же он будет жить рассеянной жизнью, без молитвы, то, может быть однажды - если «гром грянет» - у него получится прийти в покаянное и молитвенное чувство, но это не будет тот дар, о котором вы говорите.

Причащение - смысл Литургии

- Владыка, как вы посоветуете готовиться к Причастию?

Покаянное чувство должно сопровождать нас постоянно, и это, собственно говоря, должно быть главным нашим приготовлением к Причастию. Если мы будем постоянно готовиться к принятию Святых Христовых Таин и принимать их так часто, как мы можем, то это и будет правильное христианское устроение.

До сих пор, как ни странно, идут споры не только о частоте, но даже о днях, когда возможно Причащение: некоторые священники не причащают взрослых на Светлой седмице, потому что в эти дни не положено поститься…

А вы не ходите к таким священникам. Пусть их храмы опустеют. Если где-то в глуши, то придется потерпеть. Или просить. Просите, и дастся вам.

Ну, а сам священник как служит (порой несколько раз в неделю)? Он же причащается. Почему же он простирает другие требования поста на своих прихожан? Почему он от них требует строго поститься неделю, а сам не постится? Отчего делает для себя исключение? Отчего возлагает на своих пасомых «бремена неудобоносимые»?

Если мы соблюдаем посты среды и пятницы, никакой дополнительный пост для подготовки ко Причастию не нужен. Между прочим, на сейчас именно так и живут: постятся в понедельник, среду и пятницу, а причащаются четыре дня в неделю - во вторник, четверг, субботу (после постных дней) и воскресенье. И это совершенно правильно: люди живут Христом. Литургия - это центр их жизни, вокруг которого строится все остальное. Иначе невозможно.

Понятно, что миряне не могут жить, как монахи. Но стараться, чтобы в центре была Литургия, соединение со Христом - можно.

Известно мнение многих святых отцов о том, что причащаться необходимо чаще. Это понятно любому человеку, который хоть немного изучает этот вопрос. Смысл литургии в том, чтобы причащаться. Ведь Господь говорит: пейте от Чаши все - все приглашаются.

Другое дело, что не всегда мы достойны приступить к Чаше. Но нельзя свое недостоинство преувеличивать. «Никто же достоин» так и сказано в литургической молитве свт. Василия Великого. Но это не значит, что приступать к Таинству не надо - если мы не будем причащаться, в нас не будет Жизни, не будет Христа. Мы просто погибнем. Это должно быть совершенно понятно каждому христианину.

Бывает, что верующие люди ограничиваются Причастием раз в месяц или только по великим праздникам. Это не очень хорошо. На мой взгляд, для христианина правильно за каждой воскресной службой причащаться Святых Христовых Таин, а готовиться к этому все предшествующие дни - молитвой, внимательной жизнью, покаянным настроем. Но, конечно, решать, когда причащаться должен каждый христианин самостоятельно, посоветовавшись с духовником.

Но в те же Средние века быт был иначе устроен, а ритм жизни подчинялся Церкви, хотя бы на уровне постов и молитв: в определенный момент все шли на службу, в определенный день у всех менялся режим питания… К тому же человек не был настолько публичен - пользователи интернета находятся постоянно на виду. Лично у меня, например, когда я пишу в блоге или социальной сети, возникает проблема - я стараюсь быть искренней, но все равно есть ощущение картинности: я такой показываюсь людям, я хочу так выглядеть. Мне кажется, у современного человека есть искушение лицемерием - не прямой ложью, а чем-то тонким…

Не думаю, что главное сильно изменилось с прошлых времен. Конечно, мы претерпеваем огромные информационные нагрузки - мы значительно больше, чем наши предки, вовлечены в жизнь мира, мы меньше времени, чем они, можем провести в тишине и уединении. Но фундаментальные основы жизни человека в мире остались неизменными. Мы просто должны следовать тому, что нам сказал Господь: открыть Евангелие и действовать в соответствии с Его заповедями.

Как создать церковную общину?

Другая проблема - распались общинные связи. Даже совместная молитва, Литургия превратилась в частное дело. Как сделать так, чтобы люди ощущали себя общиной, единым целым?

Это зависит от приходского священника. Будет хороший священник - будет и активная приходская жизнь, будет и христианское общение.

Чтобы этого достичь, священник должен стараться жить, как жил св. прав. Иоанн Кронштадский - чтобы его служение, его слово соединяло людей.

Подходят все формы внебогослужебной приходской деятельности. Трапеза, чаепитие после службы - все это приближает священника к прихожанам, возникают более теплые, человечные, доверительные отношения. Если приходской священник является для своих прихожан также и духовником, то во время таких трапез можно беседовать о духовной жизни (разумеется, речь не идет о личных духовных вопросах - тут нужно найти время для беседы с глазу на глаз). Очень плохо, когда священник - фигура недоступная. Он же пастырь.

Проблема в том, что у нас очень большие храмы - в том числе и новые. В нем служат несколько священников, туда ходит очень много народу - как тут найти единство?! Старинные же приходские храмы были очень маленькими. Духовный отец - это был священник, которого знал весь приход и который знал весь приход. Это и есть основа для жизни общины.

Беседовала Мария Сеньчукова.

Как подготовиться к исповеди и причастию? Подготовка к исповеди и причастию, особенно в первый раз, вызывает много-много вопросов. Я помню свое первое причастие. Как сложно было мне разобраться во всем. В этой статье Вы получите ответы на вопросы: что говорить на исповеди священнику - пример? как правильно причащаться и исповедоваться? правила причастия в церкви? как исповедоваться в первый раз? как готовиться к причастию? Ответ на эти вопросы даёт современный греческий проповедник архимандрит Андрей (Конанос) и другие священники.

Другие полезные статьи:

Причастие учредил Сам Иисус Христос на своей последней трапезе с Апостолами. Современный греческий проповедник и богослов архимандрит Андрей (Конанос) говорит , если бы люди осознали, какой Дар единения с Богом они получают во время причастия, ведь теперь в их венах течет Христова кровь… если бы они осознали это в полной мере, их жизнь бы очень изменилась!

Но, к сожалению, большинство людей во время причастия похожи на детей, играющих с драгоценными камнями и не понимающих их ценности.

Правила причастия можно найти в любом Храме. Обычно они изложены в небольшой книжечке под названием «КАК ГОТОВИТЬСЯ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ». Вот эти простые правила:

  • Перед причастием нужно 3 дня поститься — есть только растительную пищу (отказаться от мяса, молочных продуктов и яиц).
  • Нужно быть на вечерней службе накануне перед днем причастия.
  • Нужно исповедаться либо на вечерней службе либо в день причастия в самом начале литургии (утренней службы, во время которой и происходит причастие).
  • Нужно несколько дней более усердно молиться — для этого читать утренние и вечерние молитвы и прочитать каноны: Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Х ристу ,
    Канон молебный ко Пресвятой Богородице ,
    Канон Ангелу Хр анителю ,
    Последование ко святому причащению * . * Если Вы никогда не читали Каноны (на церковно-славянском языке), можете послушать аудио (есть на сайтах-молитвословах по указанным ссылкам).
  • Нужно причащаться натощак (утром ничего не есть и не пить). Исключение делается для болящих людей, например диабетиков, для которых еда и лекарство жизненно необходимы.

Если Вы станете причащаться на каждой литургии, каждое воскресенье, Ваш духовник сможет разрешить Вам меньше поститься и не вычитывать все указанные молитвы. Не бойтесь спрашивать батюшку и советоваться с ним.

Как проходит причастие в церкви?

Предположим Вы решили причаститься в воскресенье. Значит, накануне вечером (в субботу) Вам нужно прийти на вечернюю службу. Обычно вечерняя служба в Храмах начинается в 17:00. Узнайте, во столько начинается литургия (утренняя служба) в воскресенье, на которой будет проходить само причастие. Обычно, утренняя служба в Храмах начинается в 9:00. Если исповеди не было на вечерней службе, то исповедаетесь в начале утренней службы.

Примерно в середине службы Священник вынесет из алтаря Чашу. Все, кто готовился ко причастию, собираются возле чаши и складывают руки на груди правую поверх левой. К чаше подходят осторожно, чтобы не перевернуть её. Священник ложечкой даёт причастникам Святые дары — кусочек тела и крови Христовой под видом хлеба и вина.

После этого Вам нужно пройти в конец Храма, где Вам дадут запивку. Это разбавленная вином вода. Запивать нужно, чтобы ни одна капля или крошка Евхаристии не пропала. Только после этого можно перекреститься. В конце службы нужно выслушать благодарственные молитвы.

Как подготовиться к исповеди? Что говорить на исповеди священнику - пример? Список грехов

Главное правило на исповеди, о котором всегда напоминают священники, не пересказывать грехи. Потому что, если Вы начнете пересказывать историю, как Вы совершили грех, то Вы невольно начнете оправдывать себя и обвинять других. Поэтому на исповеди просто называются грехи. Например: гордость, зависть, сквернословие и т.д. А чтобы ничего не забыть, воспользуйтесь перечнем грехов против Бога, против ближних, против себя (обычно такой список есть в книжечке «КАК ГОТОВИТЬСЯ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ».

Грехи запишите на листочке, чтобы ничего не забыть. Приходите в Храм утром пораньше, чтобы не опоздать на исповедь и на общую молитву перед исповедью. Перед исповедью подойдите к священнику, перекреститесь, приложитесь к Евангелию и ко кресту и начинайте перечислять заранее записанные грехи. После исповеди священник прочтет разрешительную молитву и скажет, допущены ли Вы ко причастию.

Очень редко бывает, когда священник для Вашего исправления не допускает Вас ко причастию. Это, в том числе, и проверка Вашей гордыни.

Важно во время исповеди, называя грех, дать себе обещание не повторять его. Очень важно накануне причастия примириться с недругами и простить своих обидчиков.

Как исповедоваться в первый раз?

Первая исповедь часто называется генеральной исповедью. Как правило, в листочек со списком грехов попадают практически все грехи из списка грехов против Бога, ближнего и себя. Батюшка наверняка поймет, что Вы пришли на исповедь первый раз и поможет Вам советом, как постараться не повторять грехи и ошибки.

Надеюсь, статья «Как подготовиться к исповеди и причастию?» поможет Вам решиться и пойти на исповедь и причастие. Это важно для Вашей души, ведь исповедь — это очищение души. Тело мы моем каждый день, а о чистоте души не заботимся!

Если Вы никогда не исповедовались и не причащались и Вам кажется, что подготовиться очень трудно, рекомендую Вам всё равно совершить этот подвиг. Награда будет велика. Уверяю Вас ничего подобного Вы раньше не испытывали. После причастия Вы ощутите необыкновенную и ни с чем не сравнимую духовную радость.

Самым трудным обычно кажется вычитывание канонов и последования ко святому причащению. Действительно, в первых раз читать тяжело. Воспользуйтесь аудиозаписью и прослушайте все эти молитвы в течение 2-3 вечеров.

Послушайте в этом видео рассказ священника Андрея Ткачева о том, сколько времени (обычно несколько лет) отделяет человека от желания пойти на первую исповедь до момента первой исповеди.

Желаю всем радоваться жизни и благодарить Бога за всё!

Алёна Краева

Моя знакомая сказала, что в современных условиях можно причащаться без исповеди. Она уверена, что это разрешено и не несет в себе никакого греха. Например, в греческой церкви верующие могут постоянно причащаться, а исповедуются лишь в случае необходимости снять тяжесть с души. Я обратилась за разъяснениями к своему духовнику, можно ли причащаться без исповеди? Оказывается, в Русской Православной церкви не принято причащаться Святых Даров без покаяния. И вот с чем это связано.

Причастие

Безгрешным является только Христос, который смог попрать дьявола и победить смерть. Именно через святую Кровь Христа человек может быть прощенным и обрести царство божие в вечности. Перед крестными муками Спаситель провел Тайную Вечерю, на которой назвал хлеб своим Телом, а вино — своей Кровью.

Что это значит для верующего? Это значит, что через Кровь и Плоть Христа человек становится причастным к спасению души. Теперь встает вопрос: а можно ли причащаться без исповеди? Если совесть позволяет, то можно. Но будет ли такое причастие истинным, о чем поведали апостолы верующим?

Верующий должен осознать, что причащаться можно только с чистой совестью, а чистая совесть может быть только после Таинства покаяния.

Причастие в осуждение

Недостойно причащающиеся христиане не получают благодати божьей, а наказывают сами себя. Если человек не осознает до конца смысл крестных страданий Спасителя и принимает хлеб как простой продукт, то он осуждает себя в своем неверии.

Также к недостойно причащающимся относятся те, кто в сердце своем враждует на ближнего, кто тайно занимается оккультизмом и не исповедал смертные грехи. Недостойное причащение приводит к духовным и телесным недугам .

Однако и уклонение от причастия по причине осознания греховной природы тоже не правильно. Человек должен осознавать свою грешную природу, стремиться к исправлению с помощью Святого Духа и раскаиваться в своих прегрешениях. Иначе путь в небесную обитель будет закрыт.

Жизнь верующего — это постоянная борьба с дьявольскими соблазнами и противостояние им силой Духа Святого. Все великие святые осознавали свою греховную природу, вели с ней борьбу и не отказывались от принятия Святых Тайн.

Не причастился перед смертью

Неужели душа человека попадет в ад, если он не успеет причаститься перед скоропостижной смертью? Однозначного ответа не существует, так как все зависит от состояния души человека. Если он в сердце своем осознавал свою грешную природу и искренне раскаивался, то будет прощен. Речь идет о крещенном человеке, а не атеисте.

Например, если к тяжело больному верующему не успел приехать священник, то душа пойдет в рай, если больной искренне скорбел о своих грехах. Не его вина, что священник не смог успеть причастить его перед смертью.

Соборование и причастие

Многие верующие считают, что елеосвящение автоматически снимает все грехи, поэтому исповедоваться не нужно. Это большое заблуждение. Елеосвящение снимает те грехи, о которых человек забыл или не обратил внимание по своему духовному неведению. Однако елеосвящение не снимет утаённый грех, который человек намеренно не исповедал священнику по какой-либо причине.

Поэтому если после соборования верующий вспомнил о грехе, то должен его рассказать на исповеди. Не важно, на следующий день после соборования был обнаружен неисповеданный грех или через месяц — необходимо исповедоваться.

Итог

Верующий человек может исповедоваться без причастия, но без исповеди причащаться не принято. Несмотря на то, что в греческой церкви верующие причащаются без исповеди, в Русской церкви к причастию не допустят без покаяния. Сначала нужно полностью очистить совесть от прегрешений, а потом с чистой совестью причащаться Святых Даров.

«Вам сегодня лучше не причащаться…» Такая епитимья, налагаемая священником, часто воспринимается как незаслуженное наказание. По каким причинам можно не допустить человека к причастию? Отвечает настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии протоиерей Константин Островский.

Самое опасное -- формализм

Отец Константин, иногда священники не допускают к причастию за то, что человек говел не три дня, а два. Некоторые отказываются причащать на Светлой седмице или на святках, поскольку в это время прихожане не постятся. С другой стороны, есть мнение, что говение перед причастием вообще не нужно -- по церковному календарю в году и так около половины постных дней.
-- Нарушение поста само по себе не относится к таким тяжким грехам и состояниям, при которых человек должен быть запрещен в причастии Святых Христовых Тайн. Церковные правила, в том числе и о посте, это дар Церкви ее чадам, а не обуза, которую приходится с тоскою нести, чтобы батюшка не ругал. Если человек по какой-то не зависящей от него причине не способен воспользоваться даром Церкви, это предмет для терпения и смирения. Если по легкомыслию, или пристрастию, или забывчивости человек нарушил дарованное Церковью правило, это повод для покаяния, но еще не для запрещения. Всем нарушителям поста и других подобных церковных установлений я советую не отлучать себя от причастия самовольно, а прийти на службу и вынести вопрос на решение духовника. А решения могут быть разными, но они никогда не должны быть формальными. Задача священника не правило соблюсти, а принести человеку пользу или, по меньшей мере, не навредить. Бывает, человек так рассеялся и объелся (пусть даже и постной пищей) накануне причастия, что сам чувствует необходимость отложить причащение. Ну и пусть отложит, попостится, а потом причастится. А бывает, кто-то по забывчивости положил сметану в суп. Не думаю, что в таких случаях уместна строгость.

Что касается поста перед причастием, я считаю, вообще отменять его не следует, но строгость и продолжительность поста должны соответствовать ситуации: разным людям в разных обстоятельствах должны даваться разные советы. Одно дело, когда человек по какой-то причине причащается один раз в год, и совсем иное -- когда во все воскресные и праздничные дни. И здоровье, и привычный для человека образ жизни имеют значение. Для кого-то отказ от мясного и молочного -- настоящий подвиг, а для кого-то подсолнечное масло в картошке -- поблажка чревобесию.

Самое плохое в решении вопросов о посте -- это формализм. Одни требуют скрупулезного соблюдения того, что они вычитали в Типиконе, другие требуют отмены строгих правил. А на самом деле, пусть правила остаются в качестве нормы, ориентира, а как и в какой мере их применять, пусть священник решает в каждом конкретном случае особо, молясь о человеке, движимый любовью к нему и желанием помочь ему на пути спасения.
Что касается причащения на Светлой седмице и в Святые дни после Рождества, то, разумеется, если в Церкви служится литургия, то причащаться можно. Как быть с постом? Тем, кто меня спрашивает, я советую есть в эти дни всякую пищу, но не объедаться. Но я не хочу никому ничего навязывать; самое плохое, я считаю, в этой области -- споры из-за буквы. Если кто-то хочет есть на Пасху зелень, ничего в этом страшного нет, только пусть не гордится этим и не осуждает тех, кто питается по-другому. И пусть те, кто постятся не строго, не считают постников отсталыми и недуховными.

Позволю себе привести обширную цитату из апостола Павла: «…Иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. …А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. …Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. …Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14: 2-6, 10, 13-15, 17).

Основанием для запрещения в причащении на больший или меньший срок может быть только или тяжкий грех (блуд, убийство, воровство, колдовство, отречение от Христа, явная ересь и тому подобное), или совершенно несовместимое с причащением нравственное состояние (например, отказ от примирения с раскаявшимся обидчиком).

Легализация нецерковности

В девяностые годы многие священники не допускали к причастию живущих в невенчанном браке. Патриарх Алексий II указал на недопустимость этого. Но как быть с живущими в так называемом гражданском браке? Формально -- блуд, но по факту его не всегда можно назвать таковым.
-- Действительно, покойный патриарх Алексий II указывал на недопустимость отлучения людей от причастия только на том основании, что они живут в невенчанном браке. Конечно, благочестивые православные христиане не начнут супружескую жизнь без церковного благословения, которое в наше время как раз и преподается в таинстве венчания. Но ведь есть множество случаев, когда люди некрещеные вступили в законный брак, имеют детей, любят друг друга, хранят верность. И вот, скажем, жена уверовала во Христа и крестилась, а муж пока нет. Что же делать? Неужели теперь их брак превратился в блуд и его необходимо разрушить? Конечно, нет. Да об этом и апостол Павел пишет: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1 Кор. 7: 12-13). Неужели же исполнение апостольского указания должно влечь за собой запрещение в церковном общении? Мало того, в первые века христианства церковного венчания вообще не существовало. Христиане вступали в брак с ведома епископа, но по законам страны, а потом вместе со всей общиной причащались Святых Христовых Тайн, это и было церковным признанием их брака. Церковный чин бракосочетания складывался постепенно в течение нескольких веков и повсеместно обязательным для вступающих в брак христиан стал только в конце первого тысячелетия.

Относительно «гражданского брака» давайте уточним терминологию. Гражданский брак (без всяких кавычек) -- это брак, заключенный по обычаям и законам народа или государства, к которому относят себя муж и жена. Я не случайно употребляю здесь совместно сами по себе различные термины «обычай» и «закон», «народ» и «государство», потому что в разное время и в разных местах законность брака может определяться по-разному. Как относиться к людям, живущим по-семейному, но никак законно не оформившим свои отношения? Можно ли их допускать до причастия Святых Христовых Тайн? В подавляющем большинстве случаев такие сожительства недопустимы с церковной точки зрения, и люди должны или вступить в законный брак, или расстаться со своими сожителями, а уже потом получать разрешение грехов в таинстве исповеди и приниматься в церковное общение. Но бывают сложные ситуации, когда беззаконную семью создали люди нецерковные и у них родились дети. Вот пример из жизни: люди живут как супруги уже много лет, считают себя мужем и женой, но брак не зарегистрировали. У них трое детей. Года два назад жена уверовала во Христа и пришла в Церковь, ей объяснили, что брак необходимо зарегистрировать. Она согласна, пытается уговорить мужа, а он отказывается, говорит, что у него все друзья, которые расписались, уже развелись, а он не хочет разводиться. Я с ним, конечно, не согласен, то есть считаю, что надо расписаться, но он же ко мне не подходит за советом. А жена его переубедить не может. Она ходит в храм, причащает детей (муж даже помогает ей в этом), дети учатся у нас в воскресной школе. Неужели в этой ситуации нужно было бы запретить этой женщине причащаться или требовать от нее разрушить семью, пусть и незарегистрированную? Правило, требующее от христиан заключать браки в соответствии с государственными законами, мудрое и должно, конечно, исполняться. Но нельзя забывать, что, хотя закон выше беззакония, любовь все же выше закона.

За некоторые тяжкие грехи (убийство, занятия оккультизмом) предполагается отлучение от причастия чуть ли не на 20 лет. Правила эти никто не отменял, но сегодня они практически не применяются.
-- Мне кажется, сегодня многолетняя епитимия не может выполнять свои функции -- врачевания души, примирения ее с Богом. В Византии это было возможно. Весь народ там жил церковной жизнью, и совершивший тяжкий грех оставался членом общины, которая была собрана вокруг Церкви. Вот и представьте: все идут на службу, а он остается на паперти. Не в кино идет и не у телевизора на диване лежит, а на паперти стоит и молится! Через некоторое время начинает входить в храм, но не может причащаться. Все эти годы епитимии он молитвенно кается, осознавая свое недостоинство. А что будет сегодня, если мы человека на пять лет отлучим от причастия? Не члена общины, а скорее всего того, кто впервые в жизни в 40-50-60 лет пришел на исповедь. Как не ходил он в церковь раньше, так и теперь не будет. Причем «законно» -- скажет: мне батюшка не разрешил причащаться, вот я и лежу дома, пью пиво, а когда пройдет срок епитимии, пойду причащаться. Так ведь будет, только не все доживут до конца епитимии, а из тех, кто доживет, многие забудут о Боге. То есть сегодня, в современных условиях, накладывая многолетнюю епитимию на человека, впервые пришедшего в храм, мы по сути легализуем его нецерковность. Смысл? Ведь человек, пребывающий в смертном грехе и не желающий каяться, менять свою жизнь, и так не может причащаться до покаяния. Если же он изменился, сокрушается о содеянном, я считаю, даже при самых тяжких грехах если и запрещать ему причащаться, то ненадолго, особенно пришедшим впервые.

К церковным людям отношение должно быть более строгое. К счастью, церковные люди не так уж часто впадают в тяжкие смертные грехи, но помню случай, когда сделала аборт постоянная прихожанка, которая не один год ходила в храм, причащалась. Тут епитимия была уместна, и женщина не роптала, когда ей ее назначили, совесть-то есть у человека. Но когда приходит пенсионерка, которую в детстве бабушка водила к причастию, потом она стала пионеркой, комсомолкой, заблудила, сделала аборт, а через 40 лет задумалась о Боге, какая тут может быть епитимия? И даже если недавно был сделан аборт, но женщиной нецерковной, которая ходила по путям мира сего, а теперь уверовала и раскаялась, я тоже не думаю, что надо накладывать на нее епитимию. Замечу, кстати, что священник может накладывать даже небольшие епитимии исключительно с согласия самого кающегося. Право церковного суда есть только у собственно церковного суда и у правящего архиерея. Что касается многолетних епитимий, то это тем более не в компетенции приходского священника.

Как часто, на ваш взгляд, надо причащаться мирянину? Можно ли на святках или Светлой седмице причащаться каждый день?
-- Абсолютно нормально, когда вся община собирается в воскресный или другой праздничный день на литургию и все причащаются Святых Христовых Тайн. Правда, эта норма большинством из нас забыта. А ежедневное причастие как раз не было нормой, потому что и литургию служили не каждый день. Но с тех пор много воды утекло, церковные обычаи изменились, и не только из-за недостатка духовности у прихожан и духовенства, есть и не зависящие от конкретных людей факторы. Сейчас, я думаю, невозможно вводить или даже рекомендовать общие для всех правила.
Есть люди, осознающие себя православными, не впадающие в тяжкие смертные грехи, которые, однако, причащаются всего три-четыре раза в год и не чувствуют потребности в большем. Я не думаю, что их следует понуждать или даже уговаривать причащаться чаще. Хотя по возможности разъяснять всем христианам смысл и спасительность Таинства Тела и Крови я стараюсь.

Если православный человек причащается во все воскресные и праздничные дни, это естественно для христианина. Если так почему-либо не получается, пусть будет как получается. Раз в месяц, мне кажется, всякий человек может выбраться в храм для причастия, но, если это невозможно, что поделаешь. Господь и намерение приветствует. Только не нужно причащение Святых Христовых Тайн считать подвигом! Если так, то лучше совсем не причащаться. Тело и Кровь Христовы -- не наш подвиг, а милость Божия. Если же кто-то на Светлой седмице хочет причаститься несколько раз подряд, не в порядке подвига, а в простоте, то что в этом плохого? Если человеку ничто не препятствует, я обычно не возражаю. Но чтобы постоянно причащаться каждый день, должны быть серьезные основания. Само по себе это никогда не было церковной нормой. Вот святитель Феофан Затворник в последние годы своей жизни причащался каждый день. Пусть каждый смотрит, что его реально побуждает к экстраординарно частому причащению: благодать Божия или собственные тщеславные фантазии. Неплохо и с духовником посоветоваться.
Сами же духовники должны подходить к человеческим душам с большой осторожностью. Помню, пришлось мне как-то исповедовать одну старушку (я тогда еще был начинающим священником), она говорила, что не хочет, но причащается каждый день. «Как же так?» – спросил я. Она ответила, что ей так указал духовный отец. Я попытался отговорить старушку от такого нелепого, на мой взгляд, подвига, но авторитет духовного отца превозмог. Не знаю, чем дело кончилось.

Количество записей: 238

Исповедь - это таинство, но почему оно проводится среди народа? Нужно поститься перед исповедью без причастия? Можно на ней изложить все грехи?

Максим

Здравствуйте, Максим! Таинство исповеди предполагает, что кающийся исповедует все свои грехи, которые осознает, помнит и в которых раскаивается перед Богом. И не важно, будете ли Вы после исповеди причащаться. Исповедь называется таинством не потому, что должна проходить в тайне, а потому что в нем невидимо участвует Сам Господь Иисус Христос. Это Он принимает наше покаяния и таинственным образом прощает нам грехи. Священник является только свидетелем нашего покаяния. Подготовка к исповеди состоит в испытании своей совести (например, по десяти заповедям Божиим или по заповедям блаженства). Для того, чтобы настроить душу на соответствующий лад, перед исповедью можно читать Покаянный канон Господу. Поститься не обязательно, если Вы не собираетесь причащаться.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Я несколько раз просила мысленно помощи у умерших родственников. Это грех? Нужно покаяться в этом на исповеди?

Татьяна

Татьяна, это не грех, но и делать этого не следует: мы должны прибегать с просьбой о помощи к тем людям, кто своей жизнью угодил Богу, кто имеет дерзновение пред ним просить Его о других людях, помогать людям - т.е. святым. А наши родственники зачастую сами очень и очень нуждаются в духовной помощи.

игумен Никон (Головко)

Добрый день, батюшка! Пожалуйста, подскажите, обязательно ли соблюдать порядок перечисления грехов на бумаге (первая исповедь), например, по отцу Иоанну Крестьянкину, или можно написать эти грехи произвольно, в своей последовательности? Покаянный канон и последование к причащению читаются в одно и то же время? Заранее благодарна.

Ольга

Ольга, грехи Вы можете исповедовать в том порядке, как Вам удобнее, и бумага с их перечнем для Вас – просто шпаргалка, чтобы что-то не забыть и не упустить. Старайтесь, если позволяет возможность, исповедоваться по памяти, лишь подглядывая в бумагу, а не читая по ней. Что касается правила к Причащению, то если не получается прочесть его накануне, Вы можете совершать его в течение нескольких дней, например, за два или три дня до причастия. В таком случае Покаянный канон также можно прочесть заранее, в иной день.

игумен Никон (Головко)

Что есть исповедь утром и вечером в субботу? Можно исповедовать там все грехи? Перед соборованием каков пост? Можно слушать музыку или аудиокниги?

Максим

Здравствуйте, Максим! Исповедь в любой день одинакова. Исповедь (Таинство покаяния) – это таинство Православной Церкви, во время которого исповедующий свои грехи с искренним раскаянием, получает разрешение и оставление грехов от Бога. Исповедовать нужно все грехи, ничего не умалчивая. Перед соборованием как таковым пост не требуется, так как предполагается, что соборуются чаще всего тяжко болящие. Но очень часто бывает, что священник после соборования благословляет причащаться. В этом случае нужно подготовиться, как полагается к причастию. Музыку и аудиокниги можно слушать христианского характера, если это помогает Вам собраться и подготовиться к таинству, а не развлекает Ваш ум.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! Исповедовалась в субботу, батюшка поставил запрет на причастие, допустил до причастия через неделю (дал определенные наставления). За это время осознала и вспомнила грехи, которые до этого казались не столь отягчающими, их на предыдущий исповеди не упоминала. Могу ли я исповедаться еще раз, и после этого причащаться? Или причастится, и потом уже исповедоваться опять?

Ирина

Ирина, если Вы вспомнили какие-то еще грехи, то обязательно надо сначала исповедоваться в них, а уж потом с чистой совестью причащаться. Храни Вас Бог!

игумен Никон (Головко)

Мне 15 лет. Это началось у меня давно. Сначала просто плохие мысли, с которыми я не могла справиться. Иногда мне казалось, что я схожу с ума. Потом вроде проходило. Но теперь это каждый день. Причем, просто на разные темы, бывает, проклинаю любимых мне людей (молюсь Богу, прошу спасти их, переживаю очень сильно). У меня это как навязчивая идея - может длиться несколько дней, может еще больше. Я иногда думаю, что шизофреничка. Что мне делать? К психологу боюсь идти, к батюшке тоже. Так невозможно уже. Помогите!

Татьяна.

Татьяна, в переходном возрасте у некоторых людей так бывает, не пугайтесь. Хотя и успокаиваться, естественно, не надо, потому что это – очень плохо. В чем причина этого явления? Параллельно с процессом созревания и взросления тела, ум человека, некогда еще свободный от страстей, начинает все больше и больше заниматься вопросами, так сказать, физическими, и терять свою чистоту. А дьявол, видя, что ум загрязняется, очень быстро стремится воспользоваться этой ситуацией и еще больше засорить его своими навязчивыми мыслями. Выход один – в храм, к батюшке, на исповедь. А потом - причаститься. Если сделаете это очень искренне и достойно, почувствуете огромное облегчение и свободу от всей этой грязи. Правда, через какое-то время враг вновь начнет наседать, и тогда снова и снова надо исповедоваться в плохих мыслях и освящать свою душу Причастием. Бог Вам в помощь!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, хотел Вас спросить: если я покаюсь на исповеди второй раз в одном и том же грехе, то так можно делать или нет?

Владимир

Владимир, если Вы повторили этот грех, то, конечно, раскаяться в нем еще раз надо. Но если грех не повторяли, а он просто будоражит память, то нет нужды каяться снова: память о грехе, которая может и на всю жизнь остаться, вещь хорошая – она удерживает нас от его повторения.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! В детстве я с соседом несколько дней жгла пауков. После этого три ночи меня мучили кошмары. Мне казалось, что по мне и вокруг ползали пауки. Может это мне надо рассказать на исповеди? Почему-то я это не могу забыть.

Светлана

Светлана, когда мы случайно наступаем на насекомых, или убиваем их, так как они приносят нам неудобства в жизни - скажем, комары, мы в этом не каемся, т.к. это не грех. Но в данном случае Вы намеренно уничтожали Божии создания, которые Вам ничего плохого не сделали, и притом массово. А это уже жестокость, и Вам, конечно, в этом нужно исповедоваться. Насекомое тоже испытывает боль, тем более, когда его сжигают.

иеромонах Викторин (Асеев)

Живя венчанными в браке, с женой приняли решение делать аборт по социальным факторам и собственной слабости духа на воспитание третьего ребенка. После этого несовершеннолетняя дочь забеременела от случайной связи. Ребёночка Бог помог оставить, и теперь помогаем растить. Чувствую, что как на главе семейства, на мне больший грех за неправедную жизнь семьи. Душа стала мучиться, ночи не сплю, и днем всё думаю о своей греховной жизни. На исповедь идти и привести жену тяжело, а ещё тяжелее с этим грехом жить. Как мне дальше жить? Может, какие молитвы дома почитать, чтобы Бог дал сил духовных преодолеть себя? Утром всегда читаю "Отче наш" и псалом 90. Помогите, пожалуйста, советом, наставьте. Спасибо!

сергей

Очень хорошо, что Вам ничего не надо объяснять и так понимаете. Все, что написали, скажите священнику на исповеди. Если тяжело, то дайте ему прочитать. Если жена к этому не готова, то сначала сходите один. Это примирит Вас с Богом и собственной совестью. Уныние отступит!

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! На исповеди батюшка всегда торопится и перечисляет сам возможные грехи. После спрашивает: "Каешься?". Отвечаешь: "Каюсь". Хотя некоторых не совершала, а некоторые остались неназванными и мучают душу. Не чувствую свою душу очищенной, и в таком состоянии приходится приступать к Чаше. Как быть? Спаси, Господи!

Надежда

Надежда, конечно, я согласен с Вами, так исповедоваться, как Вы описываете, не годится, поэтому если нет возможности исповедоваться подробно на словах, то попробуйте хотя бы написать свои грехи в записку, а затем подать ее священнику, чтобы он во время исповеди ее прочел. Если уж и это не получится, а храм свой Вы оставить не можете, то можно периодически ездить исповедоваться в другой храм, где меньше народу и есть возможность поговорить со священником.

игумен Никон (Головко)

Добрый день. После паломнической поездки рассказала о ней своему батюшке (не буду писать, как это было), в конце разговора он спросил: "Хоть за нас там помолились?" Я машинально качнула головой. Но, к своему великому стыду, я в монастыре о нем даже не вспомнила! Помолилась о себе, о семье, о родных. Как теперь исповедать этот грех этому же батюшке? Можно просто покаяться в грехе обмана? Не смогу я ему сказать подробности, да и обижу правдой. Это и так стало для меня уроком на всю жизнь!

Вера

Вера, я понимаю Вашу слабость, поэтому, если не можете сказать прямо, покайтесь хотя бы в грехе обмана. Но если наберетесь сил сказать всю, как было, то уверяю Вас, священника Вы не обидите, а наоборот приобретете в нем большего друга благодаря Вашему покаянию, да и для себя получите несравненно большую пользу.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, я когда-то делала приворот, грех этот на исповеди говорила, но где-то еще читала, что нужно заказывать вроде бы записки за здравие человека, на которого был совершен приворот. Если это так, то какие именно записки, молебен или что-то другое?

ирина

Ирина, конечно, если Вы причинили духовный вред человеку, то надо помочь ему – очень хорошо писать имя того человека в записках. Лучше всего подавать заказные записки на Божественную литургию, а если нет возможности бывать в храме каждый день, то можно подать записку на полгода или год.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, уважаемые батюшки! Как нужно правильно называть грехи на исповеди? Я раньше говорила так: гневалась на ближних, мужа, детей или, например, осуждала ближних. Потом прочла, что надо каждый эпизод подробно исповедовать: например, осуждала мужа за пьянку. Теперь у меня уже путаница в голове. Не получится ли на исповеди упоминание чужих грехов? И ведь за один день я пробовала записать все, это и уже половина листка: кого осудила и за что, или гневалась на кого и за что. Может быть, все же главное - сердце сокрушенное, что НЕВОЗМОЖНО мне самой победить эти грехи, душа ведь заражена грехом. Я не хочу, но оно исподволь происходит. Батюшка, скажите, пожалуйста, как нужно делать правильно?

Светлана

Здравствуйте, Светлана! Исповедуйтесь так, как Вы делали это раньше. Конкретно описывайте ситуацию тогда, когда без этого невозможно понять, в чем состоит грех. А подробно записывать и исповедовать каждый грех – это больше монастырская практика. Там свои особые правила, связанные с монашеским подвигом.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, отец Никон! Хотела бы вот что спросить. В храме, в который я хожу, служат 4 батюшки. Я у одного из них исповедовалась. И мне он понравился. Он уже не молодой. Я хотела бы у него постоянно исповедоваться. Но не знаю, как это сделать. Дело в том, что батюшки исповедают по очереди. И я не знаю, когда он еще будет исповедовать! Может, в храме узнать? Но не факт, что там знают. Заранее спасибо за ответ!

Альбина

Альбина, в храме есть расписание служб и треб, которые должны совершать священники, и каждый священник знает свое расписание. Поэтому спросите самого батюшку или кого-то из служителей храма, чтобы подсказали Вам дату следующей исповеди согласно этому расписанию.

игумен Никон (Головко)

Добрый день, батюшка! Разъясните, пожалуйста, какая разница между тем, что совершил грех и исповедал его, раскаялся, грех не повторялся, и между тем, что это грех не совершался? Например, грех блуда, если девушка не имела блудной связи до брака, и между тем, что связь была, но она исповедовалась и раскаялась. Я, конечно, понимаю, что лучше не грешить, но всё же тонкостей понять не могу. Спасибо.

Людмила

Я на этот счет слышал такое сравнение: после греха человек подобен разбитой чашке; исповедь склеивает чашку (душу), так что трещина почти не заметна. Чашкой можно пользоваться, из нее ничего не проливается, но трещина – это уже навсегда. Хотя я не совсем с этим согласен, мне кажется, что искреннее раскаяние исправляет все, человек не ограничен в духовном росте своим прошлым. Яркий пример этого – преподобная Мария Египетская, которая превзошла святостью многих преподобных.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте! Каким образом я могу помочь моей бабушке? Она ни разу в жизни не исповедовалась. А когда мы её просим пойти на исповедь, она на нас обижается, плачет, говорит, что мы её к смерти готовим! О чём с ней говорить и что делать? Спасибо!

Александр

Здравствуйте, Александр! Начните с усердной молитвы о своей бабушке. Периодически предлагайте ей исповедаться и причаститься, приведите ей в пример себя: ведь после причастия вы не умираете, а радуетесь соединению со Христом. Скажите, что таинства церкви, а больше всего благодатные Христовы Тайны укрепляют душу и тело. Я знаю множество примеров тому, как древние старушки, после так нелюбимого многими соборования вставали со смертного одра и жили много лет. Но насильно заставлять идти к Причастию не следует.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Мне к сорока годам. К вере пришел недавно. Решил исповедоваться. Раньше никогда этого не делал. Долго готовился к этому шагу. Много прочитал об исповеди, о вере, о жизни по заповедям Христовым, в том числе и на вашем сайте. Решился. Подошел к батюшке, попросил о подробной частной исповеди, он назначил встречу. Пришел в храм, ужасно волновался. В голове старался держать все, что лежало на душе, на листке, чтобы не забыть и не сбиться, написал перечень грехов против Бога, ближних, себя, в каких хотел покаяться. Все прошло как -то не так, как я себе представлял, или как описывают частную исповедь (подробная беседа с батюшкой на час полтора). Повторюсь, сильно волновался. Батюшка в храме попросил меня присесть, подождать, пока он подготовится. Так, просидев, даже не заметил, как батюшка начал читать молитву, хорошо, что женщина, служащая при храме, сделала замечание, чтобы я встал. Батюшка накрыл меня епитрахилью, и я начал исповедь. Не то, чтобы я прочитал все по списку. Каждый грех, что я записал, я кратко изложил касательно моей ситуации, особенно те, что тяжким грузом лежали на сердце, блуд и его последствия, прелюбодеяние, отношения с отцом. Но у меня сложилось впечатление, что подробной исповеди как-то не получилось. Все длилось минут десять, не больше, каялся я искренне, повторюсь, долго к этому готовился. Батюшка прочитал разрешительную молитву, велел порвать и выкинуть листок, и стараться больше не грешить, но дальше разговора как-то не получилось. Скажите, нужно ли повторить подробную исповедь? Осталось какое то странное ощущение, что я что-то не то сделал и не высказал все подробнее. Хотя везде пишут, что детали и "статистика" не нужны священнику вовсе, а тем более Богу, Он и так все знает, главное - искреннее покаяние. Подскажите, пожалуйста. Заранее спасибо!

Максим

Здравствуйте, Максим! На самом деле достаточно Вашего искреннего покаяния. Ведь покаяние – это не только «называние» грехов на исповеди. Оно начинается с подготовки к исповеди, самоукорения, желания больше не грешить, и продолжается изменением своей жизни после исповеди. Это Ваша первая исповедь, надеюсь, она не будет последней. В следующий раз в Вашей памяти всплывут другие грехи, которые Вы еще не вспомнили. По мере очищения души Вы будете видеть на ней и менее заметные греховные «пятна». Примите с благоговением вразумление священника и старайтесь выполнять его благословение. Повторять грехи, названные на исповеди не нужно.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, мы с мужем женаты 10 лет, сейчас ждем ребенка. Хотим повенчаться, можем ли мы это сделать сейчас? Если да - то как правильно подготовиться к этому таинству? К своему стыду, прихожанами не являемся (крещеные), ходим изредка на службы. В храме спросили, сказали - записаться за три дня до даты, накануне поститься три дня, исповедаться и причаститься. Я думала, для этого нужно сначала прийти на беседу с батюшкой? И такие вопросы еще: какая допустима одежда, какие можно приобрести кольца для венчания, как выбрать день по календарю, в который венчание совершается (спрашивали в регистратуре, нам что-то конкретно не ответили), хотели 13 октября, но там 14 Покров, спросили, нам не ответили, будут ли венчания в этот день. Вот и пишу сюда, извините, пожалуйста, за беспокойство. Если можете, проясните немного ситуацию для нас. Спасибо! И еще вопрос-могут ли гости на венчании быть -неурещеные? Спасибо всего Вам доброго!!!

Светлана

Здравствуйте, Светлана! Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей. Венчанием Церковь соединяет людей для их взаимного вспоможения и возрастания в любви к Богу и друг к другу. Для того чтобы они вместе учились исполнять заповеди Евангелия и научили этому своих детей. Если супруги подходят к венчанию с такой целью, то Бог помогает им пережить вместе все жизненные невзгоды и сохранить взаимную любовь. Желающие венчаться должны быть верующими, крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех. Венчания не совершаются: во вторник, четверг, субботу, накануне великих двунадесятых и храмовых праздников, накануне и в продолжение многодневных постов, во время Святок, Сырной и Светлой Седмицы, в праздники Воздвижения Креста и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Для венчания вы должны приготовить две иконы: Спасителя и Богородицы, которыми вас благословит Церковь после Таинства, две венчальные свечи и длинное новое полотенце. Кольца можно взять ваши обручальные, но, если желаете, купите золотые или серебряные, можно купить в храме со словами «Спаси и Сохрани». Одежда должна соответствовать торжественности события, быть строгой и не слишком откровенной. Для женщины обязателен головной убор. Макияж должен быть скромным, без помады на губах, так как Вы будете прикасаться к священным предметам. Женщинам нельзя участвовать в Таинстве во время критических дней. Перед Венчанием подготовьтесь к исповеди и причастию. Можно причаститься накануне или в день совершения таинства, как вам будет удобнее. Но поговорить со священником все же желательно, чтобы выяснить нюансы. Если это невозможно сделать в дежурный день, то можно подойти к батюшке на исповеди.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»