Письмо о желании провести аудит. Организация подготовки аудиторской проверки

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Аудит. Шпаргалки Самсонов Николай Александрович

22. Состав письма-обязательства аудиторской организации о согласии на проведение аудита

Письмо-обязательство о согласии на проведение аудита должно содержать следующие обязательные указания:

По условиям аудиторской проверки:

– об объекте, цели, порядке аудита филиалов, подразделений, о том, должно ли аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента включать заключение о достоверности отчетности филиалов, подразделений, дочерних компаний;

– о законодательных актах и нормативных документах, на основе которых проводится аудит;

– о дополнительных вопросах, решаемых в ходе аудита.

По обязательствам аудиторской проверки:

– о форме отчетности аудиторской организации по результатам проведенной работы;

– об ответственности; обязательство по соблюдению коммерческой тайны;

– о наличии риска необнаружения существенных неточностей или ошибок.

По обязательствам экономического субъекта:

– об ответственности за полноту и достоверность документации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

– об обеспечении свободного доступа к документации и информации, необходимой для проведения аудита;

– о направлении клиентом по указанию аудиторской организации писем в адрес его дебиторов и кредиторов о подтверждении ими соответствующей задолженности;

– о неоказании давления на аудиторскую организацию в любой форме с целью изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Кроме того, по усмотрению аудиторской организации и в соответствии с пожеланиями клиента в текст письма могут быть включены: общие сведения об оказываемых аудиторской организацией услугах, квалификации персонала, наиболее крупных клиентах, членстве в российских и международных аудиторских организациях; примерный календарный план проведения аудита и состав группы аудиторов, направляемой на проверку; общая характеристика методов проверки; предложения об использовании услуг других аудиторов или независимых экспертов и т. д.

При повторном аудите письмо-обязательство направляется клиенту лишь в отдельных случаях.

Из книги 500 советов секретарю автора Энговатова Ольга Анатольевна

2. Состав управленческих документов организации Распорядительные документы Распорядительные документы содержат решения, идущие сверху вниз по системе управления, т. е., от вышестоящего руководства к подчиненным, от руководителя организации к структурным

Из книги Банковский аудит автора Шевчук Денис Александрович

6. Организация внешнего банковского аудита. Технология аудиторской проверки кредитной организации. Банковский аудит является одним из видов аудиторской деятельности, который может осуществляться физическим лицом (аудитором) при наличии аттестации и лицензии, а также

Из книги Экономический анализ автора Литвинюк Анна Сергеевна

Из книги Банковское дело: шпаргалка автора Шевчук Денис Александрович

37. Экономическая сущность, содержание и состав доходов и расходов организации Содержание и состав доходов и расходов определено Положениями РФ по бухгалтерском учету: ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организаций».Доходами организации признается

Из книги Бухгалтерское дело автора Бычкова Светлана Михайловна

41. Состав, структура и движение денежных средств по видам деятельности организации Большинство видов хозяйственных операций организации в той или иной форме связано с поступлением или выбытием де нежных средств.Для осуществления своих расходов организация должна

Из книги Аудит. Шпаргалки автора Самсонов Николай Александрович

Тема 70. Региональные финансы: состав и роль в организации рыночных отношений Государственные финансы – это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием

Из книги Типичные ошибки в бухгалтерском учете и отчетности автора Уткина Светлана Анатольевна

3.3. Профессиональные аудиторские организации и их роль в регулировании аудиторской деятельности Профессиональным регулированием аудиторской деятельности в развитых странах занимаются профессиональные институты (например, в Великобритании – АССА (Ассоциация

Из книги Основные средства. Бухгалтерский и налоговый учет автора Сергеева Татьяна Юрьевна

ГЛАВА 9 Проведение аудита фактов хозяйственной жизни 9.1. Понятие и цели аудиторской деятельности В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» «аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность по

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

1. Понятие аудиторской деятельности. Сущность, цели и задачи аудита Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.К числу

Из книги Управление рисками, аудит и внутренний контроль автора Филатов Александр Александрович

12. Структура аудиторской организации Все аудиторские фирмы могут быть условно разделены на универсальные и специализированные.Универсальные аудиторские фирмы имеют несколько аудиторских лицензий и численность аудиторов от 10 человек и более.Специализированные

Из книги автора

49. Использование работы другой аудиторской организации При аудите сводной бухгалтерской отчетности экономического субъекта часто возникает ситуация, когда заключение о финансовых показателях его подразделения (филиала, дочерней фирмы, отделения, представительства и

Из книги автора

Пример 13. При выбытии объектов основных средств организации не списывает накопленные отложенные налоговые обязательства (активы), отраженные по счету 77 «Отложенные налоговые обязательства» (09 «Отложенные налоговые активы») Согласно п.18 ПБУ 18/02 отложенное налоговое

Из книги автора

6.7. Отражение расходов на проведение аудиторской проверки в бухгалтерском учете Затраты, связанные с проведением обязательной ежегодной аудиторской проверки, в бухгалтерском учете согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 г. N 33н) могут

Из книги автора

ПРОВЕДЕНИЕ РЕВИЗИИ ОРГАНИЗАЦИИ Ревизия организации проводится в четыре этапа:1. Анализ существующего устройства и тех факторов, которые могут повлиять на организацию в настоящем или будущем.2. Оценка того, что необходимо сделать для усовершенствования структурирования

Из книги автора

Методические рекомендации по организации взаимодействия с внешним аудитором в процессе организации и проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Введение Взаимодействие совета директоров (наблюдательного совета), в том числе его комитета

Из книги автора

1. Организация и проведение конкурса по выбору аудиторской фирмы Формирование отношений с внешним аудитором начинается с организации и проведения конкурса по выбору аудиторской фирмы23, которая будет оказывать обществу услуги по внешнему аудиту. Выбранная в ходе такого

Подготовка аудиторской проверки включает составление письма о проведении аудита и заключении договора. Письмо о проведении аудита составляется на основании федерального стандарта № 12.

Аудитор и руководство аудируемого лица должны достичь согласия в отношении условий проведения аудита. Согласованные условия необходимо отразить документально в договоре оказания аудиторских услуг.

В ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица аудитор может использовать письмо о проведении аудита - документ, направляемый аудитором предполагаемому аудируемому лицу и подписываемый руководством аудируемого лица в случае согласия с основными условиями задания по проведению аудита.

Целью письма о проведении аудита является регламентация обязательств экономического субъекта и аудиторской организации или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, на этапе заключения соглашения о проведении аудиторской проверки.

Положения федерального стандарта № 12 могут быть применены при оказании услуг по проверкам, не являющимся аудитом, или специальным аудиторским заданиям, а также к аудиторским услугам. В случае предоставления сопутствующих аудиту услуг может оказаться уместным составление по этим услугам отдельных писем.

Хотя цели и объем аудита, а также обязанности аудитора установлены законодательством РФ, аудитору рекомендуется включить эти положения в договор либо в предшествующее договору письмо о проведении аудита.

В интересах аудитора и аудируемого лица целесообразно заблаговременное подписание с предполагаемым аудируемым лицом договора оказания аудиторских услуг.

  • - цель аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • - ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • - объем аудита, включая ссылки на законодательство РФ и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
  • - аудиторское заключение и любые иные документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита;
  • - информация о том, что в связи с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования и другими свойственными аудиту ограничениями наряду с ограничениями, присущими системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, имеется неизбежный риск того, что некоторые, в том числе существенные, искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности могут остаться необнаруженными;
  • - требование обеспечения свободного доступа ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита;
  • - цена проведения аудита (либо способ ее определения), а также порядок признания услуги оказанной и порядок расчетов.

В письме о проведении аудита могут также указываться:

  • - договоренности, связанные с координацией работы аудитора и сотрудников аудируемого лица в ходе планирования аудита;
  • - право аудитора получить от руководства аудируемого лица официальные письменные заявления, сделанные в связи с аудитом;
  • - обязательство руководства аудируемого лица содействовать в направлении запросов кредитным организациям и контрагентам аудируемого лица в целях получения информации, необходимой для проведения аудита;
  • - обязательство руководства аудируемого лица обеспечить присутствие сотрудников аудитора при проведении инвентаризации имущества аудируемого лица.

В случае необходимости в письме о проведении аудита или приложениях к нему могут быть также приведены:

  • - договоренность о привлечении к работе по каким-либо вопросам аудита других аудиторов и экспертов;
  • - договоренность о привлечении к совместной работе внутренних аудиторов, а также других сотрудников аудируемого лица;
  • - договоренности, способствующие взаимодействию предполагаемого аудитора с предшествующим аудитором (при его наличии);
  • - любые ограничения ответственности аудитора в соответствии с законодательством РФ и федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
  • - информация о любых дополнительных соглашениях между аудитором и аудируемым лицом.

Если аудитор головной организации является также аудитором дочерних организаций, то на решение аудитора о том, заключать ли отдельный договор оказания аудиторских услуг с указанными дочерними организациями или направлять отдельное письмо о проведении аудита, влияют следующие факторы:

  • - порядок назначения аудитора дочерних организаций;
  • - необходимость составления отдельного аудиторского заключения по дочерней организации;
  • - требования законодательства РФ;
  • - объем работы, выполненной другими аудиторами;
  • - доля собственности головной организации;
  • - степень независимости руководства дочерней организации от головной организации.

В случае повторяющихся на протяжении ряда лет аудиторских проверок аудитор должен решить, есть ли необходимость пересмотреть условия аудиторского задания или напомнить аудируемому лицу о существующих условиях задания.

Аудитор может принять решение не составлять каждый раз новое письмо о проведении аудита. Однако следующие факторы могут сделать целесообразным составление нового письма:

  • - любой признак, указывающий на неправильное понимание аудируемым лицом цели и объема аудита;
  • - любые пересмотренные или особые условия аудиторского задания;
  • - кадровые изменения в высшем руководстве, совете директоров или в структуре аудируемого лица;
  • - изменения в структуре собственности аудируемого лица;
  • - значительные изменения характера или масштабов деятельности аудируемого лица;
  • - требования законодательства РФ.

Если аудируемое лицо до завершения выполнения аудиторского задания обратится к аудитору с просьбой изменить его условия на условия, предусматривающие более низкий уровень уверенности в достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, чем разумная уверенность, аудитор должен рассмотреть целесообразность такого изменения.

Просьба аудируемого лица к аудитору об изменении аудиторского задания может быть вызвана изменением обстоятельств, влияющих на необходимость оказания услуги, неправильным пониманием характера аудита или сопутствующих услуг, запрашиваемых изначально, или ограничением объема аудита, устанавливаемым руководством аудируемого лица или связанным с другими причинами. Аудитору необходимо тщательно изучить причину такой просьбы и возможные последствия ограничения объема аудита.

Изменение обстоятельств, влияющих на требования аудируемого лица, или неправильное понимание характера услуги, запрашиваемой изначально, обычно рассматривается как обоснованная причина просьбы об изменении задания. Изменение аудиторского задания не может рассматриваться как обоснованное, если оно вызвано неточной или неполной информацией.

Прежде чем согласиться на изменение условий аудиторского задания, которое может привести к замене аудита сопутствующими аудиту услугами, аудитор должен рассмотреть возможные правовые последствия таких изменений.

Если аудитор придет к заключению о том, что изменение условий аудиторского задания обоснованно, а также если работа аудитора соответствует федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности, которые могут быть применены к измененному заданию, то отчет или заключение должны соответствовать пересмотренным условиям задания. Во избежание введения в заблуждение пользователя в отчет или заключение не должны включаться ссылки:

  • - на первоначальное задание;
  • - на любые процедуры, которые могли быть выполнены в соответствии с первоначальным заданием, за исключением случаев, если задание меняется на задание о согласованных процедурах и, следовательно, ссылка на проведенные процедуры составляет один из элементов отчета.

В случае изменения условий задания аудитору и хозяйствующему субъекту, ранее являвшемуся аудируемым лицом, необходимо согласовать новые условия.

Аудитор не должен соглашаться на изменение условий задания при отсутствии разумного обоснования. Например, аудитор не должен соглашаться на изменение условий задания, если он не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении дебиторской задолженности. В то же время аудируемое лицо обращается к нему с просьбой изменить это задание по проведению аудита на задание но проведению обзорной проверки, чтобы избежать получения от аудитора мнения с оговоркой или отказа от выражения мнения.

Если аудитор не может согласиться на изменение аудиторского задания на иное задание и аудируемое лицо возражает против продолжения работы в соответствии с первоначальным заданием, то аудитор должен отказаться от выполнения задания или рассмотреть вопрос о необходимости сообщить о возникшей ситуации заинтересованным лицам (например, совету директоров или акционерам).

Ниже приводится примерная форма письма о проведении аудита.

Образец

Бланк или угловой штамп аудиторской организации

Официальное наименование экономического субъекта

Фамилия, имя, отчество и должность ответственного лица

Исходящий № (...)

Дата подписания

ПИСЬМО О ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА

Совету директоров или соответствующему представителю руководства организации

Вы обратились к нам с просьбой о проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в составе (указать состав) за (указать финансовый год). Настоящим письмом мы подтверждаем наше согласие и наше понимание данного задания. Аудит будет проведен нами в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Мы будем проводить аудит в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Эти стандарты требуют, чтобы мы планировали и проводили аудит в целях обеспечения разумной уверенности в том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводится на выборочной основе и включает в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих числовые значения в бухгалтерской (финансовой) отчетности и раскрытие в ней информации о финансово-хозяйственной деятельности. Аудит также включает оценку применяемых принципов и методов бухгалтерского учета, правил подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, определение основных оценочных значений, сформированных руководством аудируемого лица, а также оценку общей формы представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В связи с тем что в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование и в связи с другими присущими аудиту ограничениями, наряду с ограничениями, присущими любой системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля, существует неизбежный риск того, что некоторые, даже существенные, искажения могут остаться необнаруженными.

В дополнение к аудиторскому заключению, содержащему наше мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, мы планируем направить Вам отдельное письмо (отчет, письменную информацию), касающееся любых замеченных нами существенных недостатков в ведении бухгалтерского учета и в системе внутреннего контроля.

Напоминаем, что в соответствии с законодательством РФ ответственность за подготовку бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе за раскрытие в ней необходимой информации, несет руководство Вашей организации. Это включает ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, наличие и надлежащую работу средств внутреннего контроля, выбор и применение учетной политики, а также меры но сохранности и надлежащему использованию активов организации. Нам потребуются от руководства организации (и это является частью процесса аудита) официальные письменные подтверждения, касающиеся наиболее важных разъяснений и заявлений, сделанных в связи с аудитом.

Надеемся на сотрудничество с Вашими работниками и на то, что нам будут предоставлены любые записи, документация и иная информация, запрашиваемая в связи с аудитом. Средства за проведение аудита, выплачиваемые на основе счетов, которые будут выставляться по мере оказания услуги, рассчитываются исходя из времени, затраченного специалистами на выполнение задания, и включают покрытие командировочных расходов. Почасовая оплата варьируется в зависимости от уровня ответственности используемых специалистов, их опыта и квалификации.

Данное письмо считается действительным до тех пор, пока оно не будет изменено или заменено другим либо его действие не будет прекращено.

Просим Вас подписать и вернуть прилагаемый экземпляр данного письма в подтверждение того, что оно соответствует Вашему пониманию договоренности о проведении нами аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Вашей организации.

Организация и проведение аудита

Объем и стадии аудита

В соответствии с ФПСАД №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», объем аудита – это аудиторские процедуры, которые считаются необходимыми для достижения цели аудита при данных обстоятельствах.

Определение объема аудита является предметом профессионального суждения аудитора, которое формируется с учетом:

‑ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

‑ внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности, применяемых в СРОА, членом которых является аудиторская организация, индивидуальный аудитор, аудитор;

‑ правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторской организации, индивидуального аудитора;

‑ федеральных законов и других нормативных правовых актов;

‑ условий аудиторского задания и требований по подготовке заключения (если необходимо).

Объем аудита должен быть таким, чтобы аудитор по итогам аудита смог обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом БФО не содержит существенных искажений.

Понятие разумной уверенности – это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в БФО, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита .

На возможность обнаружения аудитором существенных искажений БФО влияют ограничения, присущие аудиту, имеющие место в силу следующих причин:

1) в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование;

2) любые системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются несовершенными (например, не могут гарантировать отсутствие сговора);

3) преобладающая часть аудиторских доказательств лишь предоставляет доводы в подтверждение определенного вывода, а не носит исчерпывающего характера .

Дополнительным фактором, ограничивающим надежность аудита, является то, что работа, выполняемая аудитором для формирования своего мнения, основывается на его профессиональном суждении, в частности, в отношении:

‑ сбора аудиторских доказательств, в том числе при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур;

‑ подготовки выводов, сделанных на основе аудиторских доказательств, например, при определении обоснованности оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица в ходе подготовки БФО .

Существуют и другие ограничения, которые могут повлиять на убедительность доказательств, используемых для подготовки выводов в отношении определенных предпосылок подготовки БФО (например, в отношении операций между связанными сторонами). Для таких случаев в некоторых ФПСАД определены особые процедуры, которые в силу содержания отдельных предпосылок обеспечивают достаточные надлежащие аудиторские доказательства при отсутствии:

‑ необычных обстоятельств, увеличивающих риск существенного искажения БФО сверх того, который ожидался бы при обычных условиях;

‑ признака, указывающего на наличие какого-либо существенного искажения БФО .

Выполнение аудиторских процедур, необходимых для достижения цели аудита, осуществляется последовательно в несколько этапов.

Законодательно стадии аудита четко не определены. Но можно выделить следующие основные стадии аудиторской проверки, представленные на рисунке 12.


Рис. 12. Стадии аудита

Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение БФО (ФПСАД № 1).

Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений .

Профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.

При планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства (доверяй, но проверяй). Устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение .

Рассмотрим порядок организации и реализации указанных стадий аудита.

Планирование аудита

3.2.1. Этапы планирования аудита

В ФПСАД № 3 «Планирование аудита» определено, что планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.

Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности .

Процедура планирования аудита включает этапы, представленные на рисунке 13.



Рис. 13. Этапы планирования аудита

Рассмотрим последовательно содержание каждого этапа аудита.

1-й этап. Предварительное планирование аудита.

Для эффективного планирования и проведения аудита аудиторы должны согласовать с руководством потенциального клиента основные условия проведения аудита. Данный порядок регламентирован:

‑ ФПСАД №12 «Согласование условий проведения аудита»;

‑ ФПСАД № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Процедура согласования условий проведения аудита включает следующие процедуры.

Подготовка письма о проведении аудита.

В ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица аудиторская организация, индивидуальный аудитор могут использовать письмо о проведении аудита – документ, направляемый предполагаемому аудируемому лицу и подписываемый руководством аудируемого лица в случае согласия с основными условиями задания по проведению аудита (ФПСАД №12).

Пример письма о проведении аудита представлен в Приложении 1.

В случае повторяющихся на протяжении ряда лет аудиторских проверок аудиторская организация, индивидуальный аудитор должны решить, есть ли необходимость пересмотреть условия аудиторского задания или напомнить аудируемому лицу о существующих условиях задания .

Аудиторская организация, индивидуальный аудитор могут принять решение не составлять каждый раз новое письмо о проведении аудита. Однако следующие факторы могут сделать целесообразным составление нового письма:

‑ любой признак, указывающий на неправильное понимание аудируемым лицом цели и объема аудита;

‑ любые пересмотренные или особые условия аудиторского задания;

‑ кадровые изменения в высшем руководстве, совете директоров или в структуре аудируемого лица;

‑ изменения в структуре собственности аудируемого лица;

‑ значительные изменения характера или масштабов деятельности аудируемого лица;

‑ требования законодательства РФ .

Аудиторская организация, индивидуальный аудитор подготавливают и направляют потенциальному клиенту письмо о проведении аудита в двух экземплярах. В данном письме содержится предложение о сотрудничестве, права, обязанности и ответственность аудитора и аудируемого лица, особенности планирования и подготовки проверки, порядок проведения аудита, процедуры и методы аудита.

Если потенциальный клиент согласен с предложенными условиями, его руководитель подписывает оба экземпляра письма и один возвращает аудиторской организации, индивидуальному аудитору. Это свидетельствует о достижении договоренности о проведении аудита.

Письмо о проведении аудита может подготавливаться аудиторской организацией, индивидуальным аудитором как по собственной инициативе, так и в ответ на предложение потенциального клиента о проведении аудита.

Арендный блок

Аудиторские услуги могут быть оказаны любому экономическому субъекту. При этом он самостоятельно выбирает аудитора или аудиторскую организацию для оказания аудиторских услуг (АУ).

Аудитор и руководство аудируемого лица должны достичь согласия в отношении условий проведения аудита. Согласованные условия необходимо отразить документально в договоре оказания аудиторских услуг.

Аудитор может использовать в ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица письмо о проведении аудита — документ, направляемый аудитором предполагаемому аудируемому лицу и подписываемый руководством аудируемого лица в случае согласия с основными условиями задания по проведению аудита.

цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;

ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

аудиторское заключение и любые иные документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита;

информация о том, что в связи с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования и другими свойственными аудиту ограничениями, наряду с ограничениями, присущими системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, имеется неизбежный риск того, что некоторые, в том числе существенные, искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности могут остаться необнаруженными;

требование обеспечения свободного доступа ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита;

цена проведения аудита (либо способ ее определения), а также порядок признания услуги оказанной и порядок расчетов.

В письме о проведении аудита могут также быть указаны:

договоренности, связанные с координацией работы аудитора и сотрудников аудируемого лица в ходе планирования аудита;

право аудитора получить от руководства аудируемого лица официальные письменные заявления, сделанные в связи с аудитом;

обязательство руководства аудируемого лица содействовать в направлении запросов кредитным организациям и контрагентам аудируемого лица с целью получения информации, необходимой для проведения аудита;

обязательство руководства аудируемого лица обеспечить присутствие сотрудников аудитора при проведении инвентаризации имущества аудируемого лица.

При необходимости в письме о проведении аудита или приложениях к нему могут быть также приведены:

договоренность о привлечении к работе по каким-либо вопросам аудита других аудиторов и экспертов;

договоренность о привлечении к совместной работе внутренних аудиторов, а также других сотрудников аудируемого лица;

договоренности, способствующие взаимодействию предполагаемого аудитора с предшествующим аудитором (при его наличии);

любые ограничения ответственности аудитора в соответствии с законодательством Российской Федерации и федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

информация о любых дополнительных соглашениях между аудитором и аудируемым лицом.

Если аудитор головной организации является также аудитором дочерних организаций, то на решение аудитора о том, направлять ли отдельное письмо о проведении аудита, влияют следующие факторы:

порядок назначения аудитора дочерних организаций;

необходимость составления отдельного аудиторского заключения по дочерней организации;

требования законодательства Российской Федерации;

объем работы, выполненной другими аудиторами;

доля собственности головной организации;

степень независимости руководства дочерней организации от головной организации.

В случае повторяющихся на протяжении ряда лет аудиторских проверок аудитор должен решить, есть ли необходимость пересмотреть условия аудиторского задания или напомнить аудируемому лицу о существующих условиях задания.

Аудитор может принять решение не составлять каждый раз новое письмо о проведении аудита. Однако следующие факторы могут сделать целесообразным составление нового письма:

любой признак, указывающий на неправильное понимание аудируемым лицом цели и объема аудита;

любые пересмотренные или особые условия аудиторского задания;

кадровые изменения в высшем руководстве, совете директоров или в структуре аудируемого лица;

изменения в структуре собственности аудируемого лица;

значительные изменения характера или масштабов деятельности аудируемого лица;

требования законодательства Российской Федерации.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Основы аудита

Конспект лекций специальности Финансы и кредит. Сущность аудиторской деятельности. Организация аудита и методы нормативного регулирования аудиторской деятельности. Правовой статус аудиторов и аудируемых лиц. Стандарты аудиторской деятельности. Сущность и методы обеспечения качества аудиторских проверок. Организация проведения аудиторских проверок. Предварительное планирование аудиторской проверки. Понятие, сбор и оформление аудиторских доказательств. Оценка результатов аудиторских процедур. Финансовый анализ в аудите.

К данному материалу относятся разделы:

Сущность, цели и задачи аудита

Виды аудита и аудиторских услуг

Направления аудиторских проверок. Выбор основных направлений аудиторской проверки

Принципы аудиторской деятельности

Роль аудита в развитии финансового контроля в условиях рыночной экономики. Отличие аудита от других форм экономического контроля: ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Организация аттестации аудиторской деятельности

Профессиональная этика аудитора

Права и обязанности аудиторов

Ответственность аудиторов

Права, обязанности и ответственность аудируемых лиц

Сущность и значение аудиторских стандартов

Международные и национальные (отечественные) аудиторские стандарты

Внутрифирменные аудиторские стандарты

Внешний контроль качества аудита

Организация внутреннего контроля качества аудита в аудиторской организации

Основные этапы аудиторских проверок

ФПСАД № 12 «Согласование условий проведения аудита» может быть применено при оказании услуг по проверкам, не являющимся аудитом или специальным аудиторским заданием, а также по сопутствующим аудиту услугам. В случае предоставления сопутствующих аудиту услуг уместно составлять по ним отдельные письма.

Несмотря на то что цели и объем аудита, а также обязанности аудитора установлены законодательством РФ, ему рекомендуется включать эти положения в договор (либо в предшествующее договору письмо о проведении аудита).

Для этого заинтересованная организация направляет аудитору официальное обязательное письмо предложение о проведении аудита. Официальным ответственным документом, устанавливающим отношения между клиентом и аудитором является письмо-обязательство аудиторской (ПО) организации о согласии на проведение аудита. Для разовых согласий письмо-обязательство может служить формой договора. В этом случае клиент обязан письменно подтвердить согласие на условие проверки. Если цель и масштаб аудита определены долгосрочным договором, то письмо обязательно может не составляться. Форма и содержание ПО определяются необходимостью включения в него ряда обязательных указаний и дополнительных сведений в соответствии с особенностями предстоящей проверки и по желанию экономического субъекта письмо об оказании услуг сопутствует аудиту. Письмо должно содержать обязательные указания по условиям аудиторской проверки по условия, по обязательствам экономического субъекта. По условиям аудиторской проверки ПО должно содержать:

1) об объекте и цели аудита, в частности о порядке аудита филиалов и подразделений экономических субъектов.

2) должно ли ауд. заключение о достоверности б.у. клиента включать ауд. заключение о достоверности бух. отчетности филиалов, подразделений и т.д.



3) по законодательным нормативным актам проводится аудит о других дополнительных вопросах, решаемых в ходе аудита.

1. о форме отчетности ауд. организации по результатам проведенной работы.

2. об ответственности ауд. организации за оказываемые услуги.

3.о соблюдении коммерческой организацией коммерческой тайны.

4. о наличии риска не обнаружения существенных неточностей или ошибок в б.у. и отчетности в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и не совершенствованием внутреннего контроля клиента.

По обязательствам экономического субъекта ПО должно содержать

1. об ответственности экономического субъекта и его исполнительного органа за полноту и достоверность, представленную документацию б.у. и отчетности.

2. об обеспечении свободного доступа к первичным документам и бух. регистрам, компьютерной базе данных и др. документации и информации, необходимой для проведения ауд. проверки.

3. о направлении экономическим субъектам писем в адрес его дебиторам и кредиторам о подтверждении или не подтверждении соответствующей задолженности.

4. о неоказании давления на аудитора организации в любой форме с целью изменения ее мнения о достоверности бух. отчетности.

Ауд. организация по своему усмотрению или по желанию клиента может включить в текст ПО следующие пункты:

1. общие сведения об оказываемых аудиторской организацией услугах, квалификацией персонала, наиболее крупных клиентах, членствах наиболее крупных объединений.

2. примерный план проведения аудита и состав направляемой группы аудиторов.

3. общую характеристику применяемых методов проверки.

4. условия оплаты аудита.

5. предложения об использовании услуг экспертов и др. аудиторов в тех областях деятельности, которые ауд.организация и экономический субъект сочтут необходимыми.

6. согласие экономического субъекта на использование результатов предыдущей проверки.

7. списание важнейших ограничений ответственности аудитора и т.д.

После подписания ПО на проведение аудита составляется договор на проведение аудита. Договор на оказание аудиторских услуг регулирует взаимоотношения аудитора и клиента.

В договоре следует точно, т.е. не двусмысленно сформулировать права, обязанности и ответственности сторон. В договоре целесообразно отразить случаи, когда аудитор может выдать отрицаительное заключение или отказаться от выдачи заключения. Необходимо также указать сроки предоставления клиентам, необходимые на проведение аудита. Это связано с тем, что часто организация приглашает аудитора, когда отчет еще не готов, что осложняет работу аудит. Важным условием при заключении договора аудиторских услуг является указание стоимости услуг, которые исчисляются исходя из объема, трудоемкости предстоящих работ, необходимого времени их выполнения, а также уровня их аудиторского риска. Желательно, чтобы в договоре была предусмотрена предоплата, которая в какой-то мере обеспечивает фин. независимость аудитора. В договоре также необходимо предусмотреть обязанности клиента по оказанию помощи аудитору в ходе проверки, например привлечение внутренних аудиторов, предоставление транспорта, кабинета. Кроме того, в договоре можно предусмотреть оказание клиенту сопутствующих услуг и порядок их оплаты. В договоре должна быть отражена обязанность клиента предоставлять все необходимые материалы и документы. В договоре должна быть отражена ответственность аудитора за разглашение данных, представляющих коммерческую тайну.

При аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности аудитор должен собрать предварительную информацию о деятельности экономического субъекта в соответствии с ФСАД 8 "Понимание деятельности ауд. лица, среда, в которой она осуществляется и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности". Полученную информацию представляется в виде карты предварительной экспертизы (или аналитической записки в свободной форме)

Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению для получения информации о деятельности ауд. лица, список не является исчерпывающим,и не является обязательным:

1. Общие экономические факторы:

2. Особенности отрасли, влияющие на деятельность ауд. лица:

3. Управление и структура собственности ауд. лица:

4. Продукция, рынки, поставщики, расходы, производственная деятельность ауд. лица:

5. Факторы, относящиеся к финансовому положению ауд. лица, включающие основные финансовые показатели и тенденции их изменения.

6. Условия, в которых осуществляется подготовка финансовой (бухгалтерской) отчетности ауд. лица, в том числе внешние факторы, оказывающие воздействие на руководство в процессе подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

7. Особенности законодательства:

До заключения договора оказания аудиторских услуг аудитор должен получить предварительные сведения об отрасли и структуре собственности, руководстве и собственниках ауд. лица и определить, может ли он получить объем информации о деятельности ауд. лица, необходимый для проведения аудита.

После заключения договора оказания аудиторских услуг следует расширить объем и степень детализации информации. По мере возможности аудитор должен получить требуемый объем информации в начале аудита. В ходе аудита полученная ранее информация оценивается, обновляется и пополняется.

Приобретение информации о деятельности ауд. лица – это непрерывный процесс сбора и оценки информации, а также соотнесения ее с аудиторскими доказательствами и полученными сведениями на всех стадиях аудита.

Аудитор может получать сведения о сфере деятельности и аудируемом лице из нескольких источников, например, таких, как:

· предыдущий опыт работы с данным аудируемым лицом и в сфере деят-ти этого лица;

· информация, полученная от сотрудников ауд. лица

· информация, полученная от внутренних аудиторов ауд. лица и из отчетных документов внутренних аудиторов и других аудиторов;

· информация, полученная от специалистов, не являются сотрудниками данного ауд. лица;

· публикации, относящиеся к данной сфере деятельности

· нормативные правовые акты, регулирующие деятельность ауд. лица;

· посещение административных зданий и производственных помещений ауд. лица;

· документы периода деятельности ауд. лица

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»