Печорин и контрабандисты. Какие черты личности Печорина проявились в истории с контрабандистами? (ЕГЭ по литературе) Что проясняет печорина история с контрабандистами

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Печорин – герой очень противоречивый. Его характер, с глубокими душевными качествами, сочетает парадоксально несовместимые черты, и этим он интересен. Глава Тамань, и сама история с контрабандистами впервые ставит нас перед загадкой этого странного офицера, которая нам будет постепенно открываться на протяжении всего дневника Печорина.

Самое главное, что первое бросается в глаза, это любопытство Печорина. Но каждому ли читателю понятно, чем оно вызвано? Я не сразу понял причину его поведения. Но вчитавшись в текст – разобрался. Наш герой – очень умный и образованный молодой человек. В первый же день В Тамани ему стало скучно. «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России» - писал он в своем дневнике.

И его желание - найти себе развлечение - вполне объяснимо. Неудивительно, что Печорин, заметив силуэт слепого мальчика, поплёлся за ним разведать: что могло заинтересовать такого обделённого природой ребёнка ночью на берегу моря.

Тайна слепого мальчика, загадочное явление ундины и другие необъяснимые вещи не дают покоя его фантазии. Посмеиваясь и иронизируя над собой, Печорин всё же не может не откликнуться на зов такой манящей, свободной и тревожной жизни. В этом ярком моменте он проявляет себя как авантюрист, идущий навстречу опасности, стремящийся разгадать тайну контрабандистов. Кульминацией его встречи с «таинственной шайкой», на мой взгляд, стала сцена бешенной схватки ундины с офицером. Каждый из них, стремясь победить соперника, прилагал неимоверные усилия, ведь на кону стояла жизнь. Отчаяние и злость коварной девушки чуть было не погубили растерянного, но тогда еще бесконечно любящего жизнь, Печорина. Мне кажется, что именно эта любовь к жизни, к красоте и тайне мира помогла сейчас преодолеть страх.

Но все же он слишком потерял контроль за этим чувством, ведь оно его чуть не сгубило. Когда ундина повела его к морю, он уже заподозрил неладное, но решил идти до конца. И если бы не его сила, он вполне мог бы сейчас покоиться на дне океана.

Как это важно, что, уезжая из Тамани, он огорчился, так как «невольно нарушил быт честных контрабандистов». Это явно показывает, что он умеет анализировать свои поступки и готов отвечать за них. И пусть в главе «Фаталист», Печорин приходит к неутешительным выводам: он так и не поборол судьбу, но, возможно, в этом и заключается противоречивость характера Печорина. Он –человек очень неглупый и очень интересный, хоть часто его поступки не обременены здравым смыслом, и он сам подчиняется лишь своим чувствам, но от чего-то его честное, поэтическое восприятие мира, любовь к жизни привлекательны.

Контрабандист не может быть честным, потому что занимается противозаконными действиями. Почему Печорин называет контрабандистов честными? Ответ можно найти в главе «Тамань».

Григорий признается, что ему становится грустно в конце описания случившейся с ним истории в Тамани. Печорин видит, как плачет оставшийся один слепой мальчик. Янко и Ундина уносятся вдаль моря. За свой труд и преданность мальчишка получил монету на пряник. Читателю жалко слепого, страшно за Ундину, обидно за Печорина.

Сам Григорий понимает, что совершил. Он сравнивает себя с камнем, брошенным в гладкий источник. Эпитет гладкий соотносится с чистым, спокойным. Контрабандисты занимаются своим делом, чтобы выжить. Их убогое жилье доказывает нищету и скудность. «Мирный круг» состоит из нескольких человек, все они вызывают только жалость.

Осуждать можно Янко, но и его судьба незавидна: темной ночью мчаться по бушующему морю сможет не каждый. Что станет со старухой и слепым, где найдут они себе пропитание?

Честные контрабандисты «Герой нашего времени», честность, в данном случае, - это забота. Янко и Ундина пытались облегчить участь обездоленных. Печорин вмешивается в их жизнь и заставляет контрабандистов покинуть выбранный для жизни город. Они справятся и смогут найти себе новое пристанище, а слепой мальчишка вряд ли встретит таких же друзей. Единственный способ быть сытым разбивается о камень человеческой души, занятой поиском развлечений для своего ума.

рассказывает о случае, который с ним произошел, когда он впервые приехал из Петербурга на Кавказ. Затем следует повесть «Княжна Мери», где Печорин рассказывает о событиях, в которых он участвовал, приехав на воды в Пятигорск. Затем повесть «Бэла», события которой происходят в крепости, куда Печорин был сослан за дуэль с Грушницким. Из крепости Печорин уезжал на некоторое время в казачью станицу и был свидетелем истории с офицером Byличем, описанной в новелле «Фаталист». Затем проходит пять лет. Печорин, выйдя в отставку, живет в Петербурге и, снова заскучав, едет в Персию. По пути он встречается с Максимом Максимычем. Их встреча описана в рассказе «Максим Максимыч». Из краткого предисловия к «Журналу Печорина» мы узнаем, что, возвращаясь из Персии, Печорин умер. Лермонтов отступил от такой хронологии и построил композицию романа таким образом, что сначала мы узнаем о Печорине из рассказов о нем Максима Максимыча и проезжего офицера, а потом уж из дневника «Журнал Печорина». Таким образом характер Печорина раскрывается в различных ситуациях, в столкновении с другими персонажами романа. И каждый раз открывается какая-то новая грань сложной и богатой натуры Печорина.

«Тамань» - третья по порядку повесть. Своей проблематикой и характером окружения героя как бы продолжает «Бэлу» и представляет собой запись об эпизоде из прошлого. Рассказ ведется от первого лица (Печорина). Описывая эпизод из жизни контрабандистов, Печорин о своих мыслях и переживаниях ничего не говорит. Внимание его сосредоточено на показе самих событий, их участников, обстановки. Создать таинственное и романтическое настроение повести помогает пейзаж. С удивительным мастерством Лермонтов описывает беспокойное море, луну, тучи. «Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, а внизу с беспрерывным рокотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля», - пишет Печорин. Вокруг него обстановка таинственности и неизвестности. Ночь, камышовая крыша и белые стены нового жилища, встреча со слепым мальчиком - все это настолько поражает воображение Печорина, что он долго не может уснуть на новом месте. Многое в поведении мальчика кажется непонятным и загадочным: как слепой так легко спускается по узкой крутой тропинке, как он чувствует взгляд человека. Неприятное впечатление на Печорина производит его едва приметная улыбка. Любопытство Печорина подстегивают и действия мальчика. Один, среди ночи, с каким-то узлом, он спускается к морю. Печорин стал наблюдать за ним, спрятавшись за выдавшеюся скалою. Он увидел, как к нему подошла белая женская фигура и заговорила с ним. Из разговора стало понятно, что они ждут Янко, который должен приплыть на лодке по бурному морю, минуя береговых сторожей. Он доставил на лодке какой-то груз. Взяв каждый по узлу, они пустились по берегу и исчезли из вида.

Со старухой и ее дочерью. Услышав песню, Печорин поднял глаза и на кровле крыши увидел девушку в полосатом платье, с распущенными косами, настоящую русалку. Впоследствии он прозвал ее Ундиной. Она была необыкновенно хороша собой: «Необыкновенная гибкость стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос - все это было для меня обворожительно». Заговорив с этой девушкой, Печорин рассказал о ночной сцене на берегу, свидетелем которой он стал, и пригрозил донести обо всем коменданту. Это была большая неосторожность с его стороны, и он скоро раскаялся. Поэтическая девушка - «ундина», «настоящая русалка» - коварно заманивает Печорина в ловушку, намекая на любовь: «Она вскочила, обвила руками мою шею, и влажный, огненный поцелуй прозвучал на губах моих. В глазах потемнело, голова закружилась, я сжал ее в моих объятиях со всей силой юношеской страсти…» Ундина назначила Печорину свидание ночью на берегу. Забыв об осторожности, Печорин садится в лодку. Отплыв от берега на некоторое расстояние, девушка обняла Печорина, отстегнула пистолет и выбросила за борт. Печорин понял, что может погибнуть, так как не умел плавать. Это придало ему силы, и непродолжительная схватка закончилась тем, что он сбросил ее в волны. Надежда на любовь оказалась обманутой, свидание кончилось яростной борьбой за жизнь. Все это вызывает гнев Печорина, пострадавшего из-за своей наивности и доверчивости. Но, несмотря ни на что, ему удалось раскрыть тайну «мирных контрабандистов». Это приносит герою разочарование: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну». Вернувшись, Печорин обнаруживает, что в мешке слепой отнес на берег его вещи - шкатулку, шашку с серебряной оправой, дагестанский кинжал - подарок друга. «Не смешно ли было бы жаловаться начальству, что слепой мальчик меня обокрал, а восемнадцатилетняя девушка чуть-чуть не утопила?» Утром Печорин уезжает в Геленджик.

Печорин признается: «Что сталось со старухой и с бедным слепым - не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности».

Беспокойства к полной неподвижности». Ее речи загадочны и по форме близки к народным пословицам и поговоркам; ее песни, напоминающие народные, говорят о ее стремлении к буйной воле. В ней много жизненных сил, смелости, решительности, поэзии «дикой свободы». Богатая, своеобразная натура, полная таинственности, она как бы самой природой создана для вольной, полной риска жизни, которую она ведет. Не менее колоритен образ контрабандиста Янко, выписанный скупыми, но яркими штрихами. Он решителен и бесстрашен, не боится бури. Узнав о грозящей ему опасности, он покидает родные места, чтобы искать промысел в другом месте: «…а мне везде дорога, где только ветер дует и море шумит!» Но в то же время Янко проявляет жестокость и скупость, оставляя слепого мальчика на берегу с несколькими монетами. Личность Печорина дополняется такими качествами, которые проявляются в минуты опасности: это смелость, решительность, готовность идти навстречу риску, сила воли.

В конце повести Печорин всматривается в белый парус, который мелькал между темных волн при свете месяца. Этот символический образ напоминает об одном из самых удивительных по красоте и самых глубоких по мысли лермонтовских стихотворений - «Белеет парус одинокий…». Такой же мятежной, беспокойной была жизнь главного героя - Печорина.

На мой взгляд, Печорин – это человек с очень глубокими душевными качествами, но в то же время не лишенный самых серьезных пороков человека. Его умение анализировать свои поступки и окружающий мир; его зрелый ум, его способ жизни, совершенно не присущий молодому человеку в его годах, раскрываются на протяжении всего произведения и заставляют чувствовать к нему уважение и даже, в некотором роде, восхищение.
Но при встрече с контрабандистами мы можем увидеть в Печорине чрезмерное, на мой взгляд, любопытство и тягу к приключениям. Ему все интересно, важно, нужно все “потрогать”. Особенно это его качество удивило меня в тот момент, когда Печорин, заметив силуэт слепого мальчика, поплелся за ним разведать: что же могло заинтересовать такого обделенного природой ребенка ночью на берегу моря. И это любопытство в конце концов обернулось тем, что Печорин разрушил жизнь контрабандистов и, мало того, сам едва не погиб. Но в это же время его смелость – не испугаться странных событий, чего-то незаконного и пойти по незнакомым местам вслед за приключениями – тоже является не самым дурным его качеством.
Печорин полон предрассудков и предубеждений его мнение о слепом мальчике заранее было предопределено; он говорит: “Всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто с потерею члена душа теряет какое-нибудь чувство”. Мне кажется, это его мнение очень неправильно, но Печорин, заранее предопределив для себя характер слепого, относится к нему сразу с неким пренебрежением.
В обстоятельствах опасных, когда девушка (или как ее называл Печорин “ундина”) пыталась его утопить, опять же проявляются такие качества, как смелость, решительность, готовность идти навстречу риску, сила воли. По отношению к той девушке в нем возникла даже страсть, влечение, вследствие чего он и оказался обманутым.
Может быть, именно в этом и заключается вся противоречивость характера героя. Ведь несмотря на свой глубокий здравый ум, он никогда не подчиняется ему целиком. Посмеиваясь и иронизируя над собой, Печорин все же не может не откликнуться на зов такой манящей, свободной и тревожной жизни.

Сочинение по литературе на тему: Что проясняет в характере Печорина история с контрабандистами?

Другие сочинения:

  1. Историю жизни Печорина рассказывает читателю Максим Максимыч. Психологический портрет, набросанный путешественником, прибавляет к рассказу о жизни Печорина несколько характерных штрихов. Память Максима Максимыча запечатлела отдельные исповеди героя, благодаря чему биография “героя времени” приобрела необычайную убедительность. Печорин принадлежал к высшему петербургскому Read More ......
  2. Как хитро в деве простодушной Я грезы сердца возмущал! Любви невольной, бескорыстной Невинно предалась она… Что ж грудь теперь моя полна Тоской и скукой ненавистной?… А. С. Пушкин В романе “Герой нашего времени” Лермонтов ставит перед собой задачу описать характер Read More ......
  3. Печорин – образованный светский человек с критическим умом, неудовлетворенный жизнью и не видящий для себя возможности быть счастливым. В романе он называется “странным человеком”, так о нем говорят почти все персонажи. Печорин жесток и эгоистичен. Мы видим это уже в Read More ......
  4. Любовь… Такое прекрасное и возвышенное чувство, к которому так бездумно относиться Печорин. Он эгоист, и от этого страдают прекрасные девушки, увидевшие в нем свой идеал. Бэла и княжна Мери, Вера и ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, Read More ......
  5. Главным героем является Григорий Александрович Печорин, молодой человек лет двадцати пяти. В нескольких местах романа автор дает описание внешности героя, указывая некоторые ее признаки с характером. Впервые Печорин предстает в романе перед Максимом Максимычем в крепости за Тереком (“Бэла”):”Он явился Read More ......
  6. Критики писали: “Тайна у Лермонтова – антитеза всеведению, которое ведет к отрицанию смысла жизни”. Мне кажется, к такому отрицанию движется Печорин. Он любит разгадывать чужие тайны, но никакой отрадной для себя цели не достигает. Для Печорина исчезают тайны, их нет Read More ......
  7. Образы Печорина и Онегина похожи не только смысловым сходством. В. Г. Белинский отмечал духовное родство Онегина и Печорина: “Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою… Печорин – это Онегин нашего времени”. Романы “Евгений Онегин” и “Герой Read More ......
  8. “Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитие. В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает все свои действия и поступки”. Read More ......
Что проясняет в характере Печорина история с контрабандистами?

Ответ оставил Гость

В романе Лермонтова «Герой нашего времени» повесть «Тамань» стоит особняком. Открывая «Журнал Печорина», то есть его дневниковые записи, эта повесть вместе с тем открывает нам внутренний мир героя. «Чужая душа – потемки» – эта пословица как нельзя лучше характеризует общую мрачно-таинственную атмосферу «Тамани».

Хронологически эта повесть располагается самой первой, но в романе она – третья. Читатель уже знаком с Печориным, с его непонятными окружающим поступками и холодным сердцем. И тут Лермонтов помещает героя в экстремальную, удивительную, полуфантастическую ситуацию. Герой попадает в круг контрабандистов. Как же это произошло?

Печорин приезжает в Тамань «на перекладной тележке поздно ночью». Новое место сразу произвело удручающее впечатление на Печорина: «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России». К тому же, после долгих поисков казенной квартиры, выяснилось, что свободных нет. Кроме одной, но там, как доложил Печорину десятник, «нечисто».

Григорий Александрович все-таки решил отправиться на эту «фатеру», так как выбирать не приходилось. Очутившись в странном месте, герой встречается с не менее странными людьми. Сначала он знакомится со слепым мальчиком. При знакомстве его не покидает чувство, что слепота мальчика – это обман. «В голове моей родилось подозрение, что этот слепой не так слеп, как оно кажется; напрасно я старался уверить себя, что бельмы подделать невозможно…»

В первую же ночь в «нечистом месте» начинают происходить удивительные события: Печорин невольно становится свидетелем ночного перевоза товара контрабандистами. Так впервые он видит Янко: «Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние 20 верст...» Янко – отважный разбойник, не боящийся бури.

На следующий день главный герой знакомится с еще одной участницей ночной сцены – девушкой, подругой Янко. Она не была красавицей, но «в ней было много породы», «в ее косвенных взглядах» было «что-то дикое и подозрительное», «в ее улыбке было что-то неопределенное». Печорин был зачарован. И более всего, не внешней красотой девушки, а какой-то внутренней тайной, постичь и раскрыть которую, ему было не под силу. И вправду, поведение девушки было довольно загадочно: «…быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности,…загадочные речи,…прыжки, странные песни».

Поведение девушки оправдывалось тем, что наш герой пытался выведать у слепого мальчика подробности об их контрабандной деятельности. Уговорив Печорина ночью совершить прогулку на лодке, ундина, как он ее называл, попыталась утопить Григория Александровича. Но ей это не удалось. Ундина и Янко, испугавшись возможного разоблачения, спешно скрылись.

Первое, что бросается в глаза при прочтении повести «Тамань», – это удивительно красивые описания природы. Так как эта повесть является частью «Журнала Печорина», мы понимаем, что рассказчик в ней – сам главный герой. Подобные пространные описания природы раскрывают нам печоринскую душу с новой стороны. Он тонко, почти поэтически чувствует красоту окружающего мира. И обладает определенным литературным талантом для того, чтобы найти точные определения для описания природы: «Берег обрывом спускался к морю… и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию…»; «Между тем луна начала одеваться тучами, и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»