Обряды и обычаи адыгов. Свадебные традиции черкесов

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Майкоп, 25 декабря - АиФ-Адыгея. Много столетий назад жизнь людей была насыщена множеством обрядов. Одним из самых красочных ритуалов, конечно же, была и остается свадьба. У адыгов она проходила в несколько этапов.

В начале, как это и принято во всем мире, было сватовство. Данную миссию выполняли старшие из рода жениха – дядя по материнской линии и трое-четверо мужчин по отцовской. С семьей предполагаемой невесты сваты договаривались о трех визитах. Если после трех визитов гостям ни разу не накрывали на стол и не обещали дать ответ, то это расценивалось как отказ. Если же семьи договаривались, то начиналась подготовка к свадьбе. Все эти ритуалы, включая и сам процесс свадьбы, были оговорены в неписаном этикете адыгов «хабзэ».

Бывало, что влюбленным не разрешали жениться. Тогда жених мог выкрасть свою невесту, но исключительно по договоренности с ней. Если после того, как ее привозили в дом жениха, она уходила – это сильно портило репутацию молодого человека, а учитывая, что для адыга его имя было превыше всего, то это было подобно смерти.

Сегодня частенько крадут невест - в большинстве случаев это очень молодые ребята и девушки, и многие из них создают хорошие и крепкие семьи.

За счастье придется побороться

На первом этапе свадьбы около пятидесяти всадников во главе с женихом приезжали забирать невесту из дома. При этом им мешали проезжать, создавали различные препятствия. Около трех дней гости жили в доме невесты, где их также пытались вывести из равновесия различными провокациями, тем самым проверяя терпение жениха и его сопровождающих. Уезжая с будущей женой, жених дарил теще лошадь, и молодые отправлялись к родственникам будущего мужа. Причем, когда он увозил невесту, жители аула не давали их кортежу спокойно проехать, могли нападать на всадников с кольями. Бывало, что убивали лошадей или даже людей. С невестой все время находился ее родственник – молодой парень, который оберегал ее и следил, чтобы все с ней обращались хорошо. Подъезжая к дому жениха, кортежу вновь не давали свободно въехать.

Такие жестокие ритуалы объяснялись тем, что в обоих родах при создании нового союза возникало нежелание, в одном случае, отдавать свою дочь чужим, а в другом, принимать чужую женщину.

Свадьба сегодня

Впрочем, и в наше время свадьба для всех ее участников это стресс. И нередко в порыве эмоций происходят различные происшествия. Но все же свадьба - это всегда радостное событие, и стройный ряд красивых машин, медленно и достойно движущихся по городу одно из самых завораживающих зрелищ. Молодые люди и девушки сегодня гордятся своими обычаями, и многие свадьбы проходят в традиционном стиле.

Традиционные свадебные обряды - это очень красиво. Особенно, когда невесту приводят в новый дом, в котором она не была, и выводят потом во двор к гостям. Еще мне очень нравится, когда невесты одевают национальные платья - "сай". Тем более, что сейчас их так красиво шьют. Это наша культура, приоритеты, и мне бы тоже хотелось, чтобы моя свадьба была с такими красивыми ритуалами, - рассказала студентка МГТУ Дарина Хоретлева.

Часты и межнациональные браки, когда соединяются целые культуры и появляется новое прочтение свадебных обрядов, когда каждая сторона привносит свой колорит в общий праздник.

Чтобы судьба была как шелк

Когда невеста оказывалась во дворе жениха, перед ней расстилали дорожку из шелковой ткани, и она заходила в дом. Для молодоженов отводили специально подготовленное помещение, в котором невеста могла находиться от одного месяца до года, или даже больше. Во время ее пребывания там, она не занималась хозяйственными делами, а принимала гостей и подарки. Чем большее уважение оказывалось девушке, тем дольше она находилась в этой комнате.

Жених скрывался у своего друга до тех пор, пока все вопросы по поводу уплаты калыма и бракосочетания не были урегулированы. Современные свадьбы сохранили элементы древних обычаев, так невест и сегодня заводят в дом по дорожке, уплачивают за нее калым и выделяют специальную комнату, но все это делается в более короткие сроки.

Ах эта свадьба...!

Самым насыщенным днем был «нысэщэджэгу» - празднование свадьбы с танцами, играми, обрядами ухода бабушки из дома, ввода невесты в большой дом и на кухню. В честь бракосочетания могли устраиваться скачки. Свадьбу начинали и завершали хороводным танцем. Все празднества длились до трех дней, княжеские свадьбы могли длиться до девяти дней. Как и раньше, на современных свадьбах распоряжается специальный ведущий «джегуако» - «играющий». В своих руках он держит символ власти – фундуковую палочку, и направляет весь ход мероприятия по традиционному плану.

Свадьба – это сложный комплекс обрядов, и большое испытание для молодых. Но в первую очередь это красивый ритуал, через который люди говорят всему миру о своей любви.

Слайд 1

Традиции и обычаи адыгов

Слайд 2

Я бы вечность сидел бы и слушал свирель Чабана, что играет с любовью сейчас. Жалко, голоса нет, а то бы запел Горы, реки, долины Кавказа про Вас. Но ошибку свою постараюсь исправить, Если голоса нет, то в душе можно петь И к тому же хочу я вот это прибавить- Каждый может свирель в своем сердце иметь. И я, слушая песню свирель чабана, Начинаю твердить себе только одно- Я так счастлив, СВЯТАЯ МОЯ КАБАРДА, Что я твой, и что жить на тебе мне дано! Кабардинская, что сердцу родная Земля Где жил прадед мой, дед, где отец мой живет В моем сердце натянута горца струна Тронь ее и она о тебе запоет.

Слайд 3

Известный кавказский историк начала XIX века П. Бутков писал о горцах следующее: "В домашнем быту кротки, почтительны к старости, умерены в пище, трезвы, правила гостеприимства соблюдают даже против своих неприятелей".

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Этика кабардинцев
Адыгский культурный этнос (сумма представлений о том, как следует поступать в тех или иных ситуациях) полностью подчинен адыгагъэ - системе нравственных принципов, традиций, обычаев, присущих только адыгам. Адыгагъэ в переводе на русский язык означает «адыгская этика». Слово «этика» означает набор норм и принципов, согласно которым живут люди.

Слайд 7

Адыги выстраивали свой образ жизни на следующих принципах: 1.Личный нравственный пример старшего поколения, хранение и передача опыта. Об этом говорит народная пословица адыгов «ЩIэблэм ебгъэлъагъур и гъуэгущ» (Какой пример покажешь молодым, такими они и будут). 2. Охрана своего генофонда от негативных влияний. «ЩыкIыр - насып укIыжщ, щыкIыр икIэ мэхъу» (Преступающий нравственные законы будет последним человеком, он убивает свое счастье). 3. Образ жизни, не идущий вразрез с религиозными ценностями. 4. Этикет, известный упорядоченностью, церемониальностью, вежливостью, учтивостью, гостеприимством. 5. Изучение природы, народной медицины. 6. Трудолюбие и предприимчивость. 7. Святость родства и родовых связей. 8. Кодекс чести, принципы взаимопомощи и т.д.

Слайд 8

Адыгские народные пословицы
«Не дождется авторитета не ценящий старших» «Старшего не окликают - догоняют и говорят в лицо» «Почетное место – старшему» « Почет оказав старшему, заслужишь уважение» « Не имеющий намыса не обретет счастья» «За намысом следует счастье» «Если делаешь намыс, то оказываешь честь и себе».

Слайд 9

Требования адыгской этики по отношению к старшему.
Старшие, по требованиям адыгской этики, находятся в особом положении, независимо от статуса, пола. В присутствии старших младший не садится. В присутствии отца или старшего брата младший не вступает в разговор. В присутствии посторонних лиц молодые люди не говорят развязно, не смеются. Скромность, немногословность - достояние адыгской этики. Старших младшие не окликают, но обгоняют и с почтением обращаются. Не переходят дорогу, пока старший не перейдет или не пройдет мимо. Слушают речь старшего с почтением, не перебивая.

Слайд 10

Кабардинская свадьба
Вот как описывает свадьбу Хан-Гирей: «Молодые черкесы, имея с девицами свободное обращение, имеют случай понравиться друг другу и дать понять свои чувствования. После такого объяснения мужчина просит в жены себе избранную девицу у ее родителей через своих поверенных. Если родители согласятся, он делает отцу или брату девицы подарок, что соответствует обручению или сговору. После сего обряда выбранная девица принадлежит жениху ее (т. е. другие не должны добиваться ее руки и сердца).»

Слайд 11

Свадьба для адыгов всегда была радостным событием. И не только для той семьи, чей сын женился, но для всей фамилии, рода и даже целого племени.

Слайд 12

Свадебная церемония сложна, но красива.

Слайд 13

Радостные события сопровождались музыкой, песнями, стихотворными благопожеланиями, танцами

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Обычаи и традиции адыгов. Гостеприимство, куначество, взаимопомощь. Аталычество. Кубановедение 7 класс

1. Проанализируйте фрагмент стихотворения К. Жанэ "У адыгов обычай такой" и сделайте вывод об отношении к старшим в адыгском обществе.

Если где-то в кругу молодых
Держит речь седовласый адыг,
Ты не вздумай его перебить,
Придержи свою гордость и прыть,
Уважай его возраст седой.
У адыгов обычай такой!

Почитание старших, подчинение их авторитету соблюдались неукоснительно и стали неотъемлемым элементом нравственного кодекса народа.

2. Отпределите значение терминов.

Кунак - друг, побратим. Слово восходит к обычаю куначества, когда мужчины, принадлежащие на Северном Кавказе к разным родам, племенам или народностям вступали в дружеские отношения и оказывали друг другу помощь.
Аталычество - обычай обязательного воспитания детей вне родительской семьи.
Наездничество - верховая езда.
Джигит - наездник, отличающийся отвагою, выносливостью, стойкостью.

3. Отметьте знаком + верные утверждения.

Аталычество - это обычай встречи гостей у горских народов.
- Аталыком, как правило, становился представитель знати.
+ Аталычество способствовало подготовке молодёжи к военной жизни.
+ Обычай гостеприимства требовал от хозяина обеспечения гостя кровом, едой и защитой.

- Кунаками могли стать только кровные родственники.
+ Обычай куначества обеспечивал защиту путешественникам.

4. Определите, о каких обычаях идёт речь в приведённых ниже отрывках.

1) Если гость постучит у двери,
Своё сердце ему отвори,
И на время полдома отдай,
и четлибжем его угощай,
Напои ключевою водой.
У адыгов обычай такой!

2) Ребёнка до совершеннолетия отдавали в другую семью на воспитание. Это связывало две семьи узами крепкой дружбы. Девушек в приёмной семье обучали рукоделию, домоводству, всем премудростям ведения домашнего хозяйства. Мальчиков - военному искусству. Воспитатели обучали мальчиков верховой езде, обращению с оружием. Адыгские князья отдавали своих детей на воспитание кому-то из своих подвластных орков или крестьян. Считалось честью воспитывать сына или дочь князя.

3) Старинный кавказский обычай, согласно которому двое мужчин, принадлежавших к разным родам, племенам или народностям, вступали в настолько тесные дружеские отношения, что эти отношения по своему смыслу близки к кровнородственным, что делало для них вопросом чести оказывать друг другу помощь и обеспечивать защиту.

4) Система, характерная практически для всех народов Кавказа. Она заключалась в организации военных походов против соседних племён с целью захвата добычи, в основном скота и рабов. Подобный образ жизни был характерен не только для аристократических племён адыгов (кабардинцев, темиргоевцев, бесленеевцев), но и для демократических племён (шапсугов, абадзехов, натухайцев).

Ответы: 1) гостеприимство 2) аталычество 3) куначество 4) система набегов

5. Перечислите основные обязанности аталыка.

Обязанности аталыка заключались в том, чтобы научить воспитанника ловкости, верховой езде, искусно владеть оружием, учтивости в обхождении со старшими, а с младшими соблюдению приличия своего звания. Девочек жена аталыка приучала к рукоделию, к приличному обхождению - словом, ко всему, что необходимо для будущей жизни в супружестве.

От берегов Черного моря далеко на восток до лесистой Чечни с незапамятных времен жили Черкесы или Адыги, как они сами себя называют. Пространство Адыгских народов было пространством богатой и своеобразной культуры. Это был особый мир производивший большое впечатление на европейцев. Стремление к свободе и независимости, сохранение своих обычаев, самобытности, своей системы морально-этнических ценностей во многом обусловили необходимость появления и таких довольно совершенных во всех отношениях институтов, как гостеприимство, куначество, побратимство и в целом всего Адыгского этикета.

Адыгам очень важен их язык и Адыгская этика – это человечность, почтительность, разум, мужество и честь!

Современный быт Адыгов сильно отличается от тех времен, когда практически вся жизнь народа была пронизана многочисленными ритуалами, многие из них канули в лето, часть изменилось, но есть те, которым Адыги неукоснительно следуют и в стремительный век технического прогресса, это обряды, связанные с рождением человека.

«Рождение человека»

Когда в семье рождается ребёнок, то на крышу дома вывешивается флаг в честь рождения ребёнка. Если родилась девочка, то флаг из пестрой ткани, а если мальчик, то ткань однотонная, как правило красная. Флаг символизирует, что ребёнок жив, мама жива, что все хорошо. Все празднуют рождение человека. Это цена рождения человека, когда он появляется на свет. В честь рождения ребёнка в течении года сажается дерево. Дерево сажает дедушка по отцу, в отцовском дворе дома. Ребёнок будет поливать дерево, ухаживать за ним, радоваться, когда оно цветёт, плодоносит, осыпает листву. И воспитание ребёнка растёт вместе с деревом, как часть этой природы. Ребёнок не чужое явление, а единое целое с природой. Человек часть окружающей среды.

Только лишь после рождения изготавливается из дерева колыбель, в которой качают ребёнка. Заранее Адыги ничего не готовят до рождения ребенка. Постельные принадлежности готовятся родителями мамы, говорят, если постельное бельё будет приготовлено отцовской семьёй, то она или он не будут счастливы в браке. Первую в колыбель укладывают кошку, а не ребёнка, чтобы младенец спал также крепко. Как правило ребёнка укладывает в колыбель бабушка по отцу, через две недели после его рождения.

Все в жизни Адыгов воспето от рождения и до смерти. В колыбельной песне воспеваются образы будущего Адыга! Бабушка качает колыбель и поёт песню о том, каким он храбрым будет, каким он щедрым будет, каким он хорошим охотником станет. Девочке поют, какая она красавица будет, какая она будет умница, какая она будет рукодельница, какая она будет добрая мама, это поётся в высокой поэтической форме.

«Первый шаг» или «Встать на Землю»

Когда малыш начинает ходить, семья устраивает обряд «Первого шага». На это торжественное событие приглашается много гостей, готовится праздничный стол, устраиваются игры и танцы. Ноги малыша завязывают ленточкой, и самая старшая представительница семьи разрезает её ножницами со словами: «Расти сильным и здоровым малыш». Это делается, чтобы в будущем малышу ничего не мешало идти вперед.

Следом проводят обряд по определению будущей профессии малыша. На стол кладут разные предметы – книги, ручки, деньги и различные орудия труда. Затем малыша подводят трижды к столу и если во всех случаях он берёт один и тот же предмет, то это знак при выборе его профессии.

Печется круглый, сладкий, твердый хлеб на молоке, но не дрожжевой – это символ Земной тверди. Этот хлеб кладут на круглый ритуальный Адыгский стол с тремя ножками и ребёночка ставят одной ножкой и вырезают аккуратно вокруг ноги. Этот кусок хлеба даётся скушать малышу, а остальной хлеб делится детям и взрослым по маленькому кусочку. Все должны отведать кусок этого хлеба в поддержку уверенной жизни малыша, чтобы он не спотыкался в жизни.

«Первый раз побрить ребёнка»

Этот праздник проводится родителями отца. До года волосы девочек и мальчиков не стригут. Волосы, с которыми ребёнок родился, называют «Мышиные волосы». После года надо официально сбрить волосы. Приглашается человек покладистого характера и деловой. Кладётся кругом веревочка на колени бабушки и сажают на эту веревочку ребёнка. Если побрить по обряду, то считается, что вырастут волнистые волосы. Человек, который бреет, в дальнейшем считается, что он курирует жизнь ребенка и сопровождает его по жизни.

«Первый зуб выпал»

Пока не выпадут все молочные зубы их нельзя выбрасывать просто так. Выпавший зуб и один кусочек древесного угля заворачивают в белую однотонную тряпочку и перебрасывают через крышу дома. Никто не следит за кулёчком, попал на крышу или перелетел крышу.

«Институт девичьей комнаты»

Адыги для устойчивости семьи изначально обеспечивали свободу выбора молодым людям и девушкам. Для этого у Адыгов существует «Институт девичьей комнаты». Девушка выезжает на праздники, свадьбы, а вечером она психологически готова принять всех, кто с ней захочет поговорить, познакомится, поженихаться, и принимает она всех в этой девичьей комнате. Молодой человек приходит, чтобы поближе познакомиться с девушкой, а девушка принимает всех, кто приходит, как дорогих гостей. Этот обряд длится от совершеннолетия до замужества. Предложение делает молодой человек. Он может ходить к одной, ко второй, к третьей, и выбирать себе невесту. При этом, никто не обижается, она тоже всех принимает и выбирает до пары до времени, но она выбирает из тех, кто сделал ей предложение, а он выбирает из тех, кого видит и с кем общается. И вот, он сделал выбор! Он приходит с другом в специально отведённый день и делает предложение этой девушке. Спрашивает: «Ты обещала подумать, расскажи, как моя судьба решается в твоей судьбе?» Если девушке жених не нравится, то она не называет причин и не обижает его и к примеру, говорит: «Не могу за тебя выйти, я тебя не достойна, у меня есть человек, которому я дала слово». Очень деликатно отказывает.

Когда обе стороны согласны, парень просит назначить день свадьбы. Парень просит назначить, девушка назначает день свадьбы. В назначенный день, приезжает эскорт. Но в дом все не заходят и спрашивают невесту: «Ты дала слово, подтверждаешь своё слово о замужестве?» Девушка на этом уровне может передумать. Основная мысль заключается в том, что дается право выбора девушке, чтобы потом возврата не было, потому что Адыги на развод очень трудно идут, почти запрещен развод, т.к. было время право выбора.
На свадьбе не присутствуют родители невесты и сам жених. В дом он входит уже мужем.

Все традиции записываются и передаются из поколения в поколение.

Канокова Фаризет
Конспект занятия «Семейные обычаи адыгов»

Тема : "Семейные обычаи адыгов . Первое укладывание ребёнка в колыбель"

Данный материал будет полезен для педагогов дошкольных образовательных учреждений,с целью формирования у детей региональной культуры.

Виды детской деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкльно-художественная.

Цель :Приобщение детей к культуре своего народа,пополнение запаса знаний детей о родной республике, воспитание любви и уважения к традициям и обычаям адыгов .

Познакомить детей с обрядом первого укладывания ребенка в колыбель (кущъэхапхэ) ;

Продолжать знакомить детей с традиционной – бытовой культурой адыгского народа ;

поддерживать и развивать интерес к традициям Малой родины;

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях ;

Закреплять знания старинных адыгейских имен ;

Обогатить словарный запас существительными : оберег, колыбелька.

Предварительная работа :

Беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы адыгейской старины » ; «Я и мое имя» , Посещение районного музея;

Чтение адыгейских народных сказок , былин, рассматривание иллюстраций, слушание адыгейских народных песен , колыбельных; организация и проведение с детьми адыгейских народных игр .

Оборудование : предметы адыгейского быта и культуры , люлька адыгейская , кукла-младенец, яйцо белого цвета, игрушка-кошка.

Ход занятия

Дети входят в зал, оформленный в соответствии с темой занятия .

Орг. момент

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение? Правильно солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснёмся ими друг друга и подарим тепло своим друзьям. (Дети становятся в хоровод, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом).

Дети :

Солнышко, солнышко!

Мы – твои лучи!

Быть людьми хорошими

Ты нас научи!

Воспитатель : Вот мы и согрели своим теплом своих друзей и гостей, и поделились с ними хорошим настроением.

Ребята, скажите, как называется наша страна : (Россия)

Наша Россия - огромная, могучая страна. В состав России входит много маленьких республик. Мы с вами живём в одной из таких республик. Как называется наша республика? (Республика Адыгея )

Правильно. От берегов Черного моря далеко на восток с незапамятных времен жили Черкесы или Адыги . В Адыгее живут люди разных национальностей : и русские, и адыги , и многие другие национальности.

В нашей республике есть красивые города, сёла, хутора, станицы.

Мы с вами живём в селе. Как оно называется? (село Красногвардейское) .

А ещё в республике есть селения, в которых живут адыги .

А как называют селения, в которых живут адыги ? (аул)

Сейчас в аулах большие современные дома, а раньше, в старые времена адыги жили в домах , построенных из обмазанных глиной плетней, крытых соломой или камышом.

Как назывались дома в ауле в старые времена? (сакля) .

Ребята сегодня в детский сад, в нашу группу пришло письмо из аула. Посмотрите, какой конверт необычный с адыгейским орнаментом . Хотите узнать, что в нём (ответы детей) .

Открываем конверт и читаем.

Воспитатель : Уважаемые ребята! Мы очень рады, что наше письмо дошло до вас. У нас в ауле сегодня большой праздник - родился наш долгожданный первенец! Ждем вас в гости! До встречи и удачи!

Итак, ребята, вы готовы отправиться в путешествие? (ответы детей) .

А на чём мы с вами отправимся в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку :

Дом с тремя крылечками

Ездит с Человечками (Автобус)

Музыкальная игра «Автобус»

Воспитатель : Вот мы с вами и приехали. Где же мы? (В ауле)

Ребята, посмотрите, на доме вывешен красный флаг! Хотите узнать, что это означает?

Когда в семье рождается ребёнок, то на крышу дома вывешивается флаг в честь рождения ребёнка. Если родилась девочка, то флаг из пестрой ткани, а если мальчик, то ткань однотонная, как правило, красная.

Флаг символизирует, что ребёнок жив, мама жива, что все хорошо. Все празднуют рождение человека.

Какой флаг висит на этом доме? (красный) Значит, кто здесь родился? (мальчик) .

Наверное, сюда нас и пригласили в письме! Давайте, постучим! (стучим) .

(выходит бабушка приветствует детей и на адыгейском , и на русском языке).

Бабушка : Добрый день! Как много пришло гостей, рады вас видеть, проходите, будьте как дома, присаживайтесь. (дети садятся на стульчики) .

(Раздается звук плача ребенка.)

Воспитатель : Ребята, что это за звук? Кто плачет?

Бабушка : Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш, Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Его нужно покачать, чтобы он успокоился

(Бабушка достаёт куклу, качает, плач стихает.)

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»