Образ человека в философии эпохи возрождения. Возрождение (Ренессанс), эпоха Возрождения Роль человека в эпоху возрождения

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Образ человека в философии Возрождения


ВВЕДЕНИЕ

философия возрождение человек

Культура эпохи Возрождения характеризуется глобальной сменой общемировоззренческих позиций. В центре возрожденческого мировосприятия оказывается уже не Космос античности и не Бог средневековья, а Человек.

Возрождение - достаточно спорная эпоха. Она не определяется точными рамками времени, так как везде она начиналась в свое, неопределенное точно, время. Эпоха Ренессанса очень обширна, богата и непроста, что так же создает трудности в определении временного ареола, обозначающего данный период времени. Эта эпоха ознаменовывает собой переход к новому времени, к новому отсчету жизни. Но ученым достаточно трудно это определить, так в некоторых обсуждениях Ренессанс вообще перестали выделять. Очень много споров до сих пор существует по поводу эпохи Возрождения. А называется она так именно потому, что отличительные черты возвращаются к античным началам, то есть, возвращается культурное наследие античности.

Целью данного реферата является рассмотреть образ человека в философии Эпохи возрождения. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

.изучить философию Эпохи Возрождения;

.выявить проблемы философии Эпохи Возрождения;

.рассмотреть образ человека в философии Эпохи Возрождения;

.проанализировать концепцию человека в философии того времени;

.познакомиться с проблемой личности, часто поднимаемой в философии данного периода.

Реферат состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении определена цель и задачи работы. В первой главе содержится характеристика философии Эпохи Возрождения, а также рассматриваются проблемы философии данного периода. Во второй главе раскрываются образ человека в философии Эпохи Возрождения. В заключении сделаны выводы о проделанной работе.

Завершается данный реферат списком источников и литературы, которые были изучены при подготовке настоящей работы.


ГЛАВА 1. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ


1.1Общая характеристика философии эпохи Возрождения


Философия Возрождения - направление в европейской философии XV -XVI веков . Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности . Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт +польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук .

Философия эпохи возрождения (14-16 века) это эпоха философии ране буржуазных революций. Она характеризуется: становлением в странах Западной Европы капиталистических производственных отношений, рождением новых классов (буржуазия и пролетарий). Свобода буржуазного предпринимательства сказывается не только в экономической, но и политической, религиозной, научной, технической, философской и особенно в художественной.

В духовной сфере идет процесс освобождения культуры от религиозных идеологии и церковных институтов. Распад корпоративной системы средневековья привел к тому, что человек стал представлять самого себя, осознавать собственную силу и талант. Новая эпоха это возрождение античной культуры: образа жизни и стиля мышления.

Философия эпохи возрождения антропоцентрична. Человека, а не богу уделяется преимущественное внимание, хотя бог полностью и не отвергается. Мыслители этой эпохи интересует природа человека, его самостоятельность и творчество. Человек трактуется как одухотворенная личность, которая как бы перенимает творческие функции бога. Он не просто творец, а творец и художник одновременно. Возлюбленным сюжетом живописи эпохи возрождения становится богородица с младенцем.

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое .

В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV - началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере.

В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику - природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя, тем самым, обожествляется.

Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс применял магико-алхимическое понимание природы, выраженное стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил, характерное именно для XV-XVI веков. Натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.


1.2Проблемы философии эпохи Возрождения


)Гуманизм - понимается воззрения признающие ценность человека как личность. Его права на свободу, самовыражения, счастья и развития. Гуманизм имел место в античности, средних веках, но как широкое общественное явление складывается в эпоху возрождения. Проявилось это прежде всего в критике схоластики, появлении нового нравственного идеала. Схоластика вершину нравственного совершенства видела в его сопричастности богу (для чего осуществлялся аскетический подвиг).

)Этика эпохи возрождения - это этика благородства, заключающаяся в доблести духа, а не богатства. Новая этика представляется этикой активной молодой буржуазии. Схоластика допускала преклонение перед авторитетом, этому противопоставляется право на поиск новой философии - научной истины. В эпоху возрождения создаются новые концепции о человеке, человек рассматривается не просто природным существом, а творцом самого себя, который сам определяет свое место в мире. В связи с этим гуманисты подвергают критике так называемый астрологический детерминизм. Согласно которому расположение звезд и других небесных тел полностью предопределяет все особенности человеческой жизни.

)Детерминизм - взаимообусловленность. В эпоху возрождения ослабевает убежденность мыслителей в греховности человека, в испорченности человека природы. Это связано с тем, что человек уже не нуждается в боге для своего спасения (условия уже не те). Человеку не нужна милость бога он сам творец, становится символом ренессанса. (Да Винчи, Рафаэль). Центром гуманистического движения в 14-ом веке стала Флоренция. Гед родился Данте (1265 -1321) автор: Божественной комедии. В своей комедии он изображает нового человека судьба, которого определяется не условностью рождения, а складывается на основе не уставного стремления к знанию. Не знатное происхождение, богатый внутренний мир, настойчивость, яркость, талант - становятся мерилом человеческой личности. Гуманисты эпохи возрождения говорят о принципиальности, доброте человека, равенстве вех людей независимо от рождения. Для гуманистов главные учителями в жизни были не церковные авторитеты, сколько собственный опыт.

)Пантеизм - это философское учение, отождествляющее бога и природу. Бог находится во всех объектах. Философия данной эпохи тяготеет к отрицанию божественного творения мира. Обожествление природы человеком Она коренным образом пересматривает содержание таких понятий как бог, человек, природа. Бог философии возрождения это не бог ортодоксальный религии, он лишается свободы, он не творит мир из ничего, природа из служанки творения бога превращается в обожествленное первоначало вещей, наделение внутренними силами. Крупнейшим представителем пантеизма был Жор дано Бруно (1548-1600). Согласно его учению вселенная не сотворена богом, она существует вечно и не может исчезнуть, бог не противостоит природе, как творец и создатель, а находится в ней самой, как внутреннее деятельное начало.

Натурфилософия - философия природы, т.е. совокупность онтологических и космических проблем. Она ставит и решает проблемы о вечности и бесконечности вселенной, самодвижение материи (природы) материальности небесной субстанции, существование множества миров и.т.д. Жор Дано Бруно разрабатывает учение о материи, как активном творческом начале, полном жизненных сил. Новыми были его представления о самодвижении материи необходимости поисков источников движения в недрах природы. Внутренняя способность материи к изменению называется - душой мира. Душа мира находится внутри материи и главенствует над ним. Мировая душа это не что иное, как всеобщая физическая действующая причина. Бруно высказывал мысли о единстве земли и неба. Это был новый подход к изучению движения небесных тел и космических тел, порывающий с богословием. Небесные тела лишались своего привилегированного положения, оказывались вместе с земными телами во власти единых физических законов, это означало отказ от внешних двигателей, отказ от перводвигателя.


ГЛАВА 2. ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ


1 Концепция человека в философии эпохи Возрождения


Возрождение или Ренессанс - целая историческая эпоха (XIII-XVI вв.), характеризующаяся тремя основными тенденциями: широким свободным чувством человечности и человеческой индивидуальности, освобождением человеческого разума от незыблемых религиозных и схоластических догм, возвращением к высоким идеалам античной цивилизации. Эти тенденции обеспечили соединение экономических, политических и духовных стимулов, позволивших преодолеть длительную стагнацию предшествующей средневековой экономики, политики, культуры, человеческой личности. Но главными, являющимися внутренней силой развития цивилизации в ту эпоху, были ценностные стимулы. Важный сдвиг, осуществленный возрожденческой мыслью, произошел на уровне мировоззренческих и этико-эстетических ценностей и норм. Соответственно этому был пересмотрен, прежде всего, вопрос о человеке: о его положении в обществе, о назначении, о достоинстве человеческой личности, потребностях человека, обусловливающих его бытие и поведение. Фактически легитимными становятся все потребности человека: материальные, духовные, тела и души. Ценностный аспект философской антропологии Ренессанса подтверждается обилием философских трактатов с такими названиями: «О преимуществе и превосходстве человека» Фацио, «О наслаждении как истинном благе» Лоренцо Валла, «О достоинстве» Манетти, «О средствах против счастливой и несчастной судьбы» Франческа Петрарки и др.

Философские ориентации и размышления подводятся к наиболее важному для Возрождения вопросу «велик или ничтожен человек?», а философское мышление этого периода характеризуется как антропоцентрическое. Оно должно было сменить господствующее теоцентристское представление о сущности, возможностях и достоинстве человека.

Итак, велик или ничтожен человек? Постановка этого вопроса и выдвижение его на передний край исследования, в том числе и философского, обусловливалась субъективными и объективными процессами, происходящими в ту эпоху. Анализ содержания эпохи Ренессанса показывает, что в ней превалировали субъективные процессы. Это была эпоха стихийно-человеческого самоутверждения на уровне сознания. Как говорил Р. Монье, человек как-то по-иному подумал о себе, о том, что он не Бог, не Сатана, но и не человек в истинной его сути.

Естественно встает вопрос, почему это произошло именно тогда, почему именно в эту эпоху возникла идея самоутверждения личности человека? Конечно, ответ нужно искать, во-первых, в характере общественного бытия, всей системе объективных потребностей зарождающегося буржуазного общества, реализация которых потребовала нового человека, «человека-личности», мыслящей, рассуждающей, активной, ответственной, то есть свободной. Во-вторых, идея самоутверждения шла от самого человека как индивида, от его стремления иметь другое, собственное материальное и духовное бытие, другой образ жизни, другое понимание смысла жизни и своего собственного предназначения с учетом всей своей природной и социальной сущности. То есть возрожденческому человеку важно было, прежде всего, утвердить свое самостоятельное существование и удовлетворять все, что он считал важным и нужным лично для себя как для человека. Заходя вперед, скажем: человек считал, что достичь всего этого он сможет любыми способами, лишь бы самоутверждение произошло, лишь бы была достигнута конечная цель - свобода. По его мнению, такая цель оправдывала все средства ее достижения.

Но какова же была объективная реальность? С одной стороны, возрожденческий человек считал необходимым удовлетворять свои материальные потребности: хорошо поесть, красиво одеться, иметь удобное жилище, без предрассудков удовлетворять и другие свои физические потребности, что само по себе не должно быть ни запретным, ни греховным. Но не характерно ли это в своей основе (отбросив эстетическую форму) и для животного, не остается ли человек с такими потребностями на уровне животного? К счастью, возрожденческий человек поставил себе такой вопрос. А потому, с другой стороны, самоутверждаясь на такой основе, человек все-таки хотел (прежде всего, хотел) оставаться духовным существом, пусть вне всякого культа, вне религиозных и этических норм. Человек хотел, чтобы при всем этом не были потеряны, изгнаны идеалы Добра, Благородства, Красоты и из его человеческой духовности, и из условий его реального обыденного бытия. Именно они должны были быть не только ценностными ориентирами его жизни, но и выполнять роль внутренних и внешних «тормозов», не позволяющих человеку перейти грань, за которой терялась бы его сущность.

Где же эти ценности можно было взять возрожденческому человеку? Как они могли сформироваться в его сознании, если действительность (бытие) была другой и ориентировала человека на другие ценности. Новые ценности возрожденческий человек брал из прошлого. но все прежние высшие начала: Бог, Истина, Прекрасное - снижались до обыденного человеческого отражения, упрощались до обыкновенного житейского понимания.

Итак, ответ на вопрос «велик или ничтожен человек», казалось бы, должен быть однозначен. Да, велик. И его величие состоит в его желании быть свободным, в свободном проявлении (так ему хотелось!) индивидуальности, в осознании необходимости и свободном поиске возможностей всестороннего совершенствования, и таким образом «творения себя самим» (Пико делла Мирандола). Причем телесная индивидуальная субъективность, вплоть до самых глубинных тайн, совершенно по-новому, в сравнении со Средневековьем, ориентирует человека. Физическое совершенство становится такой же целью, как и духовное. А их гармония и есть человеческое счастье. Как бы подводя итог, Пико делла Мирандола говорит, что человек рожден с тем условием, что он становится тем, кем он может быть.

Если принять такого рода учение о человеке классиков возрожденческой философии, то можно предположить, что в эпоху Ренессанса происходило буквально прямое обожествление человека, абсолютизация человеческой личности со всей ее материальной телесностью. Это в следующие века философы будут выводить сущность и существование человека из мысли о человеке или из его моральной сути. Для возрожденческой же философии ни та, ни другая концепция не была определяющей. Здесь «работала» идея, что человек исходит и базируется на материальной основе. И поскольку такая жизнь мыслилась личностно-материально, то она была свободна от всяких тяжелых и трудно выполняемых заповедей и норм. Рисуя образ такого человека, Мишель Монтень утверждает, что для него нет большего блаженства на Земле, чем жить спокойно и счастливо. Этот человек гонит от себя горе как нечто, не стоящее внимания, ведет себя так, как диктуют ему его эгоизм и сила. Он нисколько не страдает от разобщенности с людьми. Его действия и желания стоят на высоте, сила гармонирует с волей. Это какая-то девственная сила бытия, которой еще никогда не пользовался человек.

Однако историческая справедливость заставляет признать, что ранняя «беззаботная» юность Ренессанса завершилась довольно быстро, так как человеку стала понятной полная невозможность опираться в своей жизни только на свободу, проистекающую исключительно из своей личностно-материальной основы, личностного видения этой основы и способов ее созидания.

Так возникает желание базировать свою жизнь на чем-то ином, более солидном, чем иллюзорная человеческая свобода. И чем далее шел исторический процесс, подчиняясь объективным законам, тем более интенсивно вызревало противоречие, дошедшее, в конце концов, до человеческой трагедии между иллюзорной свободой человека и реальностями жизни.

Эту трагедию и ее возможные следствия поняли не все и не сразу. Ее поняли великие личности, «титаны мысли и дела». А может быть, вернее было бы считать, что это противоречие эпохи и породило титанов, сумевших проникнуть в ее сущность и сущность антропологических проблем. Они-то и есть лицо, субъект той эпохи. Именно фигура человека-творца, а не просто свободного человека, доведшего имеющуюся и желаемую свободу до эгоцентризма, становится символом Ренессанса.

Но естественно встает новый вопрос о субъекте Возрождения. Можно ли считать этот возрожденческий индивидуализм (и со знаком плюс, и со знаком минус) и титанизм конечной целью истории? И этот вопрос имеет двоякий ответ. Да, можно и нужно, так как именно в индивидуализме была реализована необходимость самоутверждения человека, который предъявил, силой исторических обстоятельств, свои права на человеческое достоинство, свободу. Но правомерен и другой ответ: нет, нельзя, это не оправдано. Философы той эпохи прекрасно поняли всю ограниченность человека-индивидуалиста, даже если он и титан мысли и дела. И что более важно, они поняли всю порочность способа борьбы за самоутверждение, дошедшее до эгоцентризма, до потери не только чувства меры, границ свободы, но и сопричастности к общечеловеческим ценностям как надежной точке опоры. Для индивидуалиста же такой точкой опоры является он «сам» и только. В этом его «величие», и «трагедия», и в этом его «ничтожество».

Доказательством тому является вся реальная жизнь возрожденческого человека, все творчество и личная судьба великих писателей, художников, ученых особенно периода Высокого Ренессанса. Примеры тому, творчество Боттичелли и Микеланджело, черты бессилия и отчаяния у могучего Леонардо да Винчи, трагедия жизни и творчества Дж. Бруно и Галилея. Герои Шекспира и Сервантеса, с одной стороны, полны жажды самоутверждения, но, с другой, - еще большего трагизма, т.к. такая личность-титан, безудержная в своей жажде самоутверждения, наталкивается на себе подобную, и гибнет в этой борьбе.

Особого внимания заслуживает антропология философа, поэта, политического деятеля Пико делла Мирандола (1443-1495 гг.) В создании образа человека и определении его сущности он сливает в единое целое личности Платона и Аристотеля, образы Христа, Моисея и Заратустры, Авицены и Ф.Аквинского и многих других исторических, мифических и религиозных персон. Под этим скрывалось стремление определить человека как нечто бесконечное в его характеристиках и в его личностной активности.

В своем трактате «О достоинстве человека» Пико показывает, что человек, представляя собой «четвертый и последний мир», после поднебесного, небесного и подлунного, в своей сути есть максимальный синтез всех областей бытия, не свойственных ни одному из трех названных миров. Счастье человека в том и заключается, чтобы восходить к синтезу, свойственному только божеству. Он говорит, что счастье - это возвращение объекта к своему началу. Оно есть высшее благо, а благо - то, чего желают все, что есть начало всего. Из этой платоновской онтологии Пико выводит три этапа восхождения человека к высшему благу: очищение от страстей при помощи этики и эстетики, совершенствование разума диалектикой и философией природы, познание божественного при помощи теологии.

Несомненно, главное в философии человека Пико - учение о творении человеком самого себя. Он согласен с христианскими догматами о том, что Бог создал человека по образу и подобию своему и что Бог - существо никем не созданное. Но из этих посылок Пико делает вывод, противоположный религиозному: созданный Богом человек должен творить себя как личность, т.е. свободно и без всякого принуждения утверждать себя в Боге, в мире, в вечности. Пико утверждает, что Творец, ставя человека в центр мира, повелел: «... не даем мы тебе, Адам, ни определенного места, ни собственного лица, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Ты, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю»44 <#"justify">.2 Природа личности, проблема этой природы


Можно рассматривать природу человека, как некую постоянную, уже данную и неизменимую, биологическую сущность. К слову, в этом плане можно утверждать, что все люди идентичны друг другу. Но суть не в этом. Человек даже в своем внутреннем мире не похож на самого себя. Наблюдая за человеком длительное время, возможно, не поверить, что разные, совершенные им, поступки, действия все исходят от него одного. Человек противоречив. Противоречив сам себе.... Все, что делает и думает человек, свойственно оставаться крайне непостоянным. Представляя человека постоянным, на самом деле, его сущность, природу загоняют в рамки обобщенного образа, что, конечно же, противоречит идеалу человека эпохи Ренессанс. И более индивидуально, или даже отличительно то, что человек зачастую сам от себя отличается больше, чем от окружающих его людей. Следовательно, проблема противоречия заключается именно в этом, в самом внутреннем мире индивида.

Еще одно обсуждение касается беспомощности человека. Как уже было отмечено, человек по мере своего роста свободы становиться все более и более одиноким. Одиночество это приводит к бессилию перед хаотичным ритмом повседневной жизни. А так же, зачастую в человеке срыта природа, которую не редко приходиться усмирять. Успокаивать порывы, стремление взбушеваться, отомстить за себя. Ибо это означает, что на протяжении долгого времени внутри человека может жить природа, которая долго не даст о себе знать, ровно также, как и не будет знать об этом никто другой. Но при любом подходящем случае, при соблазне, провокации, эта природа может ожить и дать о себе знать, и тогда её придется усмирять, останавливать вовремя её порывы.

Ренессанс исключает магию, тайну и недосказанность. Исключает эти понятия в прямом смысле этих слов. Но, рассуждая логически, можно предположить, что человек сам по себе - магическое существо. То, что он творит своими руками, то, что он может сделать. Во-первых, человек объединяет в себе сущность всех окружающих объектов, конечно в маленькой их доли, в самых необходимых жизненных функциях, человек превосходит всех представителей другого вида живых существ, в данном случае, животных. Но он не превосходит объекты, которые его окружают, - не превосходит материальные вещи, ведь внутри человека не просто телесный дух, в нем преобладают высокие начала. А выделяет его из всего животного царства именно его деятельность. Всю мистичность сказанного наглядно демонстрирует искусство предсказания, развитого с довольно давних времен. Что так же говорит о том, что человек божественен. Не смотря ни на что, существование человека, как индивида не отрицает веру в Бога, не отрицает божественности.

Говоря о проблеме личности человека, проблеме его природы, важно затронуть тему, как самоутверждение человека в стихийном плане. Здесь надо выявить то, что отношение к средневековой, уже прошедшей, ортодоксии, абсолютно независимое. Отношение к ней стало свободным. Мироощущение человека в эту эпоху стало радостным - жизнерадостным, немного поэтическим. Вся природа была наполнена божественными силами, и она понималась именно как божественная. Все эти признаки были определенными условиями к появлению гуманизма. Гуманизма, как единой системе взглядов на морали, на общество и прогресс общества, на отношения. Итак, самая важная проблема, обобщая все сказанное, является проблема противоречия и несоответствия. Тот идеал, кем является сам человек недосказан, не дополнен, не довыполнен... Образ человека не раскрыт до конца, так как слишком грандиозно и красиво отождествляется личность человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Разобрав философию эпохи Возрождения, остается неизгладимая благодарность за то, что человек был сильно идеализирован, приятное ощущение, осознавая то, что человек все же занимает важное место в жизни, что многое все же происходит вокруг него, для него, из-за него. Взаимосвязанные между собой, следующие друг за другом во времени, Средневековье и Ренессанс представляют две взаимоисключающие эпохи. Это особо касается видения их представителями сущности и предназначения человека.

Религиозно-идеалистическая концепция человека строится на христианских догматах. В ней человек - существо, созданное по образу и подобию Бога, но наделенное им свободой воли со всеми последствиями этого «блага».

Возрожденческая концепция строится на рационалистическом и натуралистическом подходах к человеку. Она рождена потребностями веры человека в свои собственные силы, в возможности созидания естественной свободной жизни для себя и построения гуманистического общества.

Поставленные задачи в ходе настоящей работы выполнены и получены следующие результаты:

)изучена философию Эпохи Возрождения;

)выявлены проблемы философии Эпохи Возрождения;

)рассмотрен образ человека в философии Эпохи Возрождения;

)проанализирована концепция человека в философии того времени;

)исследована проблема личности, часто поднимаемая в философии данного периода.

В результате изучения данной темы был рассмотрен образ человека в философии Эпохи Возрождения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


1.Брагина Л.М. «Гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и практика культуры» // М.: «Гардики», 2002. - 353 с.

2.Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. - М.: Просвещение, 2002. - 502 с.

Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В. Философия: учебник. - М.: Академический проект, 2008. - 589 с.

Иванов В.А. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М.: АСМ, 2001. Т. 1.-838 с.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: ЭКСМО, 2006. - 367 с.

Невлева И. М. Философия. Учебное пособие.- М.: Изд-во «Русская Деловая Литература», 2006. - 347 с.

Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека. // Эстетика Реннесанса.- М.: Верста, 2002. - 340 с.

Спиркин А. Г. Философия.- М.: Изд-во «Гардарики», 2006. - 600 с.

Человек: Антология. М., 1991. с. 217-277.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Для европейцев закончился период мрачного Средневековья, сменившийся эпохой Возрождения. Она позволила возродить почти исчезнувшее наследие Античности и создать великие произведения искусства. Немаловажную роль в развитии человечества сыграли и деятели науки эпохи Возрождения.

Парадигма

Кризис и уничтожение Византии привели к появлению в Европе тысяч эмигрантов-христиан, которые привезли с собой книги. В этих манускриптах были собраны знания античного периода, полузабытые на западе континента. Они стали основой гуманизма, ставившего во главу угла человека, его идеи и стремление к свободе. Со временем в городах, где возросла роль банкиров, ремесленников, торговцев и мастеровых, стали возникать светские центры науки и просвещения, которые не только не находились под властью католической церкви, но и нередко боролись с ее диктатом.

Живопись Джотто (эпоха Возрождения)

Деятели искусства в Средние века создавали произведения преимущественно религиозного содержания. В частности, долгое время основным жанром живописи была иконопись. Первым, кто решился вывести на своих полотнах обычных людей, а также отказаться от канонической манеры письма, присущей византийской школе, был Джотто ди Бондоне, которого считают пионером Проторенессанса. На фресках церкви Сан Франческо, расположенной в городе Ассизи, он использовал игру светотени и отошел от общепринятого композиционного строения. Однако главным шедевром Джотто стала роспись капеллы дель Арена в Падуе. Интересно, что сразу же после этого заказа художника позвали украсить городскую ратушу. В работе над одной из картин, для того чтобы добиться наибольшей достоверности в изображении «небесного знамения», Джотто консультировался с астрономом Пьетро д’Абано. Таким образом, благодаря этому художнику живопись перестала изображать людей, предметы и явления природы согласно определенным канонам и стала более реалистичной.

Леонардо да Винчи

Многие деятели эпохи Возрождения имели разносторонний талант. Однако никому из них не сравниться по его многогранности с Леонардо да Винчи. Он проявил себя как выдающийся живописец, архитектор, скульптор, анатом, естествоиспытатель и инженер.

В 1466 году Леонардо да Винчи отправился учиться во Флоренцию, где кроме живописи изучал химию и черчение, а также приобрел навыки работы с металлом, кожей и гипсом.

Уже первые живописные полотна художника выделили его среди товарищей по цеху. За свою долгую, по тем временам, 68-летнюю жизнь Леонардо да Винчи создал такие шедевры, как «Мона Лиза», «Иоанн Креститель», «Дама с горностаем», «Тайная вечеря» и пр.

Как и другие выдающиеся деятели эпохи Возрождения, художник интересовался наукой и инженерным делом. В частности, известно, что изобретенный им колесцовый пистолетный замок использовался вплоть до 19 века. Кроме того, Леонардо да Винчи были созданы чертежи парашюта, летательной машины, прожектора, зрительной трубы с двумя линзами и пр.

Микеланджело

Когда обсуждается вопрос о том, что дали миру деятели эпохи Возрождения, список их достижений обязательно содержит произведения этого выдающего архитектора, художника и скульптора.

К числу наиболее известных творений Микеланджело Буонарроти относятся фрески потолка Сикстинской капеллы, статуя Давида, скульптура Бахуса, мраморное изваяние Мадонны Брюгге, живописное полотно «Мучения Святого Антония» и многие другие шедевры мирового искусства.

Рафаэль Санти

Художник родился в 1483 году и прожил всего 37 лет. Однако великое наследие Рафаэля Санти ставит его в первые строчки любого символического рейтинга «Выдающиеся деятели эпохи Возрождения».

К числу шедевров художника относятся «Коронование Марии» для алтаря Одди, «Портрет Пьетро Бембо», «Дама с единорогом», многочисленные фрески, заказанные для Станцы делла Сеньятура и др.

Вершиной творчества Рафаэля считается «Сикстинская мадонна», созданная для алтаря храма монастыря св. Сикста в Пьяченце. Эта картина производит на любого, кто ее видит, незабываемое впечатление, так как изображенная на ней Мария непостижимым образом соединяет в себе земную и небесную сущности Богоматери.

Альбрехт Дюрер

Известные деятели эпохи Возрождения были не только итальянцами. К их числу относится и немецкий живописец и мастер гравюр Альбрехт Дюрер, который родился в Нюрнберге в 1471 году. Наиболее значимыми его работами являются «Алтарь Ландауэра», автопортрет (1500 год), полотно «Праздник венков из роз», три «Мастерские гравюры». Последние считаются шедеврами графического искусства всех времен и народов.

Тициан

Великие деятели эпохи Возрождения в области живописи оставили нам изображения своих наиболее известных современников. Одним из выдающихся портретистов этого периода европейского искусства был Тициан, происходивший из известного рода Вечеллио. Он увековечил на полотне Федерико Гонзага, Карла V, Клариссу Строцци, Пьетро Аретино, архитектора Джулио Романо и многих других. Кроме того, его кисти принадлежат полотна на сюжеты из античной мифологии. О том, насколько высоко художника ценили современники, свидетельствует тот факт, что однажды кисть, упавшую из рук Тициана, поспешил подобрать император Карл V. Монарх объяснил свой поступок тем, что прислуживать такому мастеру — это честь для любого.

Сандро Ботичелли

Художник родился в 1445 году. Изначально он собирался стать ювелиром, однако потом попал в мастерскую Андреа Верроккьо, у которого в свое время учился Леонардо да Винчи. Наряду с произведениями религиозной тематики художник создал несколько картин светского содержания. К шедеврам Ботичелли относятся полотна «Рождение Венеры», «Весна», «Паллада и Кентавр» и многие другие.

Данте Алигьери

Великие деятели эпохи Возрождения оставили свой неизгладимый след и в мировой литературе. Одним из наиболее выдающихся поэтов этого периода является Данте Алигьери, родившийся в 1265 году во Флоренции. В возрасте 37 лет он был изгнан из родного города из-за своих политических взглядов и скитался до последних лет своей жизни.

Еще в детстве Данте влюбился в свою ровесницу Беатриче Портинари. Повзрослев, девушка вышла замуж за другого и умерла в возрасте 24 лет. Беатриче стала музой поэта, и именно ей он посвящал свои произведения, в том числе повесть «Новая жизнь». В 1306 году Данте приступает к созданию своей «Божественной комедии», над которой работает почти 15 лет. В ней он изобличает пороки итальянского общества, преступления римских пап и кардиналов, а в «раю» помещает свою Беатриче.

Уильям Шекспир

Хотя идеи Возрождения попали на Британские острова с некоторым опозданием, там также были созданы выдающиеся произведения искусства.

В частности, в Англии творил один из самых известный драматургов в истории человечества - Уильям Шекспир. Его пьесы уже более 500 лет не сходят с театральных подмостков во всех уголках планеты. Его перу принадлежат трагедии «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Макбет», а также комедии «Двенадцатая ночь», «Много шума из ничего» и многие другие. Кроме того, Шекспир известен своими сонетами, посвященными таинственной Смуглой даме.

Леон Баттиста Альберти

Эпоха Возрождения способствовала и изменению облика европейских городов. В этот период были созданы великие архитектурные шедевры, включая римский собор св. Петра, лестницу Лауренцианы, Флорентийский собор и пр. Наряду с Микеланджело, к числу знаменитых архитекторов эпохи Возрождения относится известный ученый Леон Баттиста Альберти. Он внес огромный вклад в зодчество, в теорию искусства и литературу. В сферу его интересов входили также проблемы педагогики и этики, математика и картография. Он создал один из первых научных трудов по архитектуре, озаглавленный «Десять книг о зодчестве». Эта работа имела огромное влияние на последующие поколения его коллег.

Теперь вам известны наиболее известные деятели культуры эпохи Возрождения, благодаря которым человеческая цивилизация вышла на новый виток своего развития.

1.Концепция мира и человека в эпоху возрождения.

Эпоха возрождения - период в истории культуры Западной и Центральной Европы 14-16 вв., основным содержанием которого было становление новой, "земной", светской по своей сути картины мира, кардинально отличной от средневековой. Строительным материалом для оригинального здания новой культуры послужила античность, к которой обратились через голову Средневековья и которая как бы "возрождалось" к новой жизни, — отсюда название эпохи — "Возрождение", или "Ренессанс" (на французский манер), данное ей впоследствии.

В понятии «Возрождение» отразилось возникшее в трудах гуманистов представление об историческом развитии человечества. Возрождение - культурологический термин, он координируется с употребляемым в исторической науке понятия «эпоха первоначального накопления» (промежуточная стадия между феодальной и капиталистической формациями). К этому времени относятся такие грандиозные трансформации, как переход от гегемонии сельской к гегемонии городской культуры; формирование больших государств и наций; становление национальных языков и национальных культур. Возникает новый культурный идеал - «универсальный человек», реализующий себя в различных сферах деятельности. Великие географические открытия, путешествия Васко да Гамы, Колумба, Магеллана, Дрейка за короткий срок полностью меняют представления европейцев о масштабах земли. Изменилось представление о форме земли: кругосветное путешествие португальца Ф. Магеллана (1519-1522) подтвердило догадку о том, что она имеет форму шара. На смену вертикальной концепции мира приходит горизонтальная концепция, связанная с приоритетным интересом к земным просторам, а не к небесным высям.

*Гуманизм. В XIVв. в Италии складывается идеология Ренессанса - гуманизм. Гуманисты в поисках опоры для нового взгляда на мир обращаются к античности, изучают произведения античных мыслителей. Но происходит не просто возвращение к прежним ценностям. Для гуманизма характерно соединение античного антропоцентризма («Человек есть мера всех вещей»; понимание прекрасного, возвышенного, героического.), относившегося только к свободным людям, со средневековой идеей равенства, вытекающего из теоцентризма («Все люди равны перед Богом»).

новой светской интеллигенции называли себя гуманистами, производя это слово от восходящего к Цицерону понятия "studia humanitanis", означавшее изучение всего, что связано с природой человека и его духовным миром.

В жизни культуры позднего средневековья многое меняется, она ощущает себя принадлежащей к другому времени и чувствует неудовлетворенность прежним состоянием искусств и литературы. Прошлое кажется человеку Возрождения забвением замечательных достижений античности, и он берется за их восстановление. Это выражается и в творчестве писателей данной эпохи (Петрарка, Боккаччо, Эразм Роттердамский, Рабле, Пьер Корнель, Томас Мор, Бэкон и пр.) и в самом их образе жизни: некоторые люди того времени прославились не тем, что создавали какие-либо живописные, литературные шедевры, а тем, что умели «жить на античный манер», подражая древним грекам или римлянам в быту. Античное наследие не просто изучается в это время, а «восстанавливается», и поэтому деятели Возрождения придают большое значение открытию, собиранию, сбережению и публикации древних рукописей.

Человек эпохи Возрождения чувствует себя живущим в особом времени, близком к понятию золотого века благодаря своим «золотым дарованиям».. Человек видит себя центром мироздания, устремленного не вверх, к потустороннему, божественному (как в средние века), а широко открытого разнообразию земного существования. Человек мыслится не просто как индивид, созданный богом, не просто как человек, молящийся богу, а как часть бога, как божьего сына. То есть, человек сравним с Богом, он практически наравне с ним - он - самое светлое, чистое, верное. В нем освещаются только самые чистые и высокие природные начала. В творческих способностях человек проявляет себя как копия Бога, он как небесный отсвет, отсвет божественной славы, божественного величия.

Люди новой эпохи с жадным любопытством вглядываются в окружающую их реальность не как в бледные тени и знаки небесного мира, а как в полнокровное и красочное проявление бытия, имеющего собственную ценность и достоинство. Человек наслаждается свободой и своей мощью, как природного существа. Из оптимистической убежденности в могуществе человека, его способности к совершенствованию возникает желание и даже необходимость соотносить поведение отдельного индивида, свое собственное поведение со своеобразным образцом «идеальной личности», рождается жажда самосовершенствования. В эпоху Возрождения меняется и сам способ мышления человека. Не средневековый схоластический диспут, а гуманистический диалог, включающий разные точки зрения, демонстрирующий единство и противоположность, сложную многоликость истин о мире и человеке, становится способом мышления и формой общения людей этого времени. Не случайно диалог — один из популярных литературных жанров эпохи Возрождения. Расцвет этого жанра, как и расцвет трагедии, комедии, — одно из проявлений внимания литературы Возрождения к античной жанровой традиции. Но Возрождение знает и новые жанровые образования: сонет — в поэзии, новелла, эссе — в прозе. Писатели этой эпохи не повторяют античных авторов, а на основе их художественного опыта создают, по существу, другой и новый мир литературных образов, сюжетов, проблем.

Понятно поэтому, что стилевой облик эпохи Возрождения обладает новизной и своеобразием. Хотя деятели культуры этого времени изначально стремились возродить античный принцип искусства как «подражания природе», в своем творческом соревновании с древними они открыли новые пути и способы такого «подражания», а позднее и вступили в полемику с этим принципом.

Возрождения характерно идеализированное представление о человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями.
Эстетическое и художественное мышление этой эпохи впервые опирается на человеческое восприятие как таковое и на чувственно реальную картину мира. Эстетика Возрождения ориентирует искусство на подражание природе. Однако на первом месте здесь не столько природа, сколько художник, который в своей творческой деятельности уподобляется Богу.

*о мире в эпоху Возрождения конкретного ничего не нашла. Единственное, что мир начинает восприниматься более реально, глазами возрожденческого человека. Поэтому, наверное, о мире можно рассказывать с точки зрения того, как понимал его человек.

Термин «средние века» возникает в эпоху Возрождения. Понятие «средневековье» является не столько хронологическим, сколько содержательным. В истории мировой культуры этот этап определяется как судьбоносный этап в развитии Европы. В эту эпоху человек определяет свою индивидуальность. Именно поэтому средние века имеют полное право называться гуманной эпохой, эпохой служения человеку.

Однако общий термин, характеризует средние века – теоцентрическая культура . В центре всей средневековой культуры – идея Бога (теос).

Существует несколько периодизаций :

– длинное средневековье: V(VI) вв. – XVII в.

– средневековая культура: V(VI) вв. – XIV–XV вв.

Начальную и конечную точку этой культуры провести довольно сложно. Эти границы очень размыты.

Стержнеобразующее элемент, отличающий средневековую культуру – это понятие Бога (теоса). Кроме того, важнейшими особенностями средневековой культуры являются:

    Иерархичность

    Символичность

    Амбивалетность

Средневековая культура уже не так монолитна как античная.

Амбивалетность средневековой культуры. Этот термин был введен отечественным исследователем М. М. Бахтиным. Он считал, что средневековая культура может рассматриваться как столкновение двух культур:

– ученой, церковной, официальной культуры;

– народной, карнавальной, смеховой, пародийной.

В настоящее время эта научная концепция критикуется. Точнее было бы говорить, что двух автономных культур в пространстве средневековья не существовало. Беспримесной, чистой народной культуры не существовало. Понятие теоцентризма проникло и в народную культуру. В тоже время самые образованные люди средневековья всегда хранили пласт народных верований. Поэтому амбивалетность присутствует в каждом факте культуры средних веков.

Примером амбивалетности может служить и понятие теоцентричности. Главная фигура средневековой культуры – Бог – Иисус Христос, но это троичный Бог (Бог-отец, Бог-сын, святой дух).

Иерархичность – это интегрирующий принцип. Мир представляется как цепочка бытия, что создает идею непрерывности, когда у каждого элемента цепочки есть свое место, предопределенное Богом.

Человек создает в себе двойную природу: он как бы и ангел, и прах – человек. Человек в центре средневековой культуры. Жесткая закрепленность в иерархии предполагает и свободу выбора. В этом также проявляет себя амбивалентность. Религия – моральный регулятор, сформировавшийся под влиянием характера этой культуры.Все в подлунном мире (все видимое) указывает на надлунный мир (невидимый). Все в этом мире существует не само по себе, а как символ. Н-р, красный цвет – это кровь Спасителя.

Символ не просто воспринимается, истолковывается, но и переживается. Символ перестраивает духовную жизнь человека. Настоящий религиозный символ – это переживание и указание на трансцендентное через перестройку жизни человека. Поэтому символ отличается особенностью, в которой присутствует два начала: духовное и чувственное (ощущение и разума). Символ отличается от идеи тем, что идея есть явление сугубо рациональное.

Символизм – это сокровенное познание мира. С одной стороны, символ доступен всем, а с другой – истолковывается учеными. Символ как бы обратная сторона принципа иерархичности.

«Мир – открытая книга, написанная рукой Господа».

Христианский образ жизни – это универсальный символизм. Завершенность этот принцип находит в храме. Храм – зримое архитектурное, скульптурное, иконописное выражение иерархической лестницы. Каждая деталь собора – это символы, который дают представление об устройстве мира.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра « Философия и культурология »

Тема: Идеал человека эпохи Возрождения

Реферат

По дисциплине «Культурология»

Руководитель Разработал

Студент гр. Д-113

Быстрова А.Н. ___________ Баутин Д.А.

(подпись) (подпись)

_______________ ______________

(дата проверки) (дата сдачи на проверку)

201 2 год

Наименование раздела

Стр.

Введение

Глава 1

Человек в эпоху Возрождения

§1.1.

Индивид. Свобода человека и его место в жизни

§1.2.

Природа личности человека, проблема этой природы

§1.3.

Как достичь личности. Какова эта личность

§. 1.4.

Человек и Бог

Глава 2

Идеал человека в культуре эпохи Возрождения

§2.1.

Человек в церковной культуре

§2.2.

Культура эпохи Возрождения

§2.3.

Этапы развития культуры в эпоху Возрождения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Возрождение - достаточно спорная эпоха. Она не определяется точными рамками времени, так как везде она начиналась в свое, неопределенное точно, время. Эпоха Ренессанса очень обширна, богата и непроста, что так же создает трудности в определении временного ареола, обозначающего данный период времени. Эта эпоха ознаменовывает собой переход к новому времени, к новому отсчету жизни. Но ученым достаточно трудно это определить, так в некоторых обсуждениях Ренессанс вообще перестали выделять. А быть может, этот период не закончился до сих пор? Ведь это период главенствования человека и основополагания его как главного в жизни - позиция современного человека. Разве не человеку уделяется все внимание в нашей жизни? Разве не он главный? И разве не вокруг него происходят все события современного мира? Много споров до сих пор существует по поводу эпохи Возрождения. А называется она так именно потому, что отличительные черты возвращаются к античным началам, то есть, возвращается культурное наследие античности. Можно утверждать, что основная концентрация внимания всего осмысляемого остановилась на самом человеке, спустилась с небес, оградилась от религиозных начал, как бы избавилась в большей степени от привязанности к космическому началу. Эта эпоха изучения и отождествления рядом существующего, и она не затрагивает и даже практически избавляется от мистических явлений. Все шедевры культуры того времени стали соизмеримы с человеком, реалистичны, приземлены. Акцент ставится на красоту существующего, окружающего мира, на гармонию, на идеал личности. Творческой личности. Человек становится центром, величественным и высшим началом жизни, главным. Важность этой эпохи состоит именно в этом, так как масштаб идеи величественности человека огромен.

Итак, центром изменений этой эпохи, как уже было отмечено, является человек. Изменяется его образ и его позиция в жизни. Важным стало найти себя, найти свою индивидуальность. Появилось огромное стремление реализовать себя в жизни, работать. Ценным стало считаться, не просто существовать, не просто жить и действовать определенным традициям, жизненным установкам, а стало принципиально важно отличаться от всех, если можно так выразиться, то найти себя.

Чтобы понять сущность человека, идеал человека эпохи Возрождения, необходимо наиболее подробно рассмотреть позицию его в течение жизни, взаимосвязь человека с различными сферами жизни и его влияние на эти сферы. Необходимо изучить проблему личности, индивидуальности человека, а так же его жизненную позицию в рассматриваемый период времени, а так же, что самое необходимое, понять место человека в культуре эпохи Ренессанс. Понять, как изменилась культура со сменой эпохи, что стало важным в ней и как преподноситься человек в самой культуре - в архитектуре, в песнях, в творчестве и в других сферах творческой деятельности.

Глава 1 Человек в эпоху Возрождения

§1.1.Индивид. Свобода человека и его место в жизни

Так, приблизительные рамки времени этой эпохи устанавливаются в последовательности после средних веков, поэтому вся философия идеала человека сравнивается с положениями того времени. Но это опять, же достаточно спорный вопрос. По всей видимости, нормальным явлением является то, что в рамках одной эпохи присутствуют разногласия и противоречивые друг другу явления. Так как в том случае, когда анализируют эпоху Возрождения, то не берут во внимание самокритики, ведь все не так однозначно и просто, как может показаться при поверхностном изучении, а так же упускается аспект, что в средние века индивидуализм все же присутствовал, хоть и проявлялся в достаточно малых количествах.

Принято считать, что главнейшим катализатором является обособление индивида. И тут уже сам человек осознает, что он - индивид. Что все окружающие его люди - тоже индивиды. И это не сводиться только к физическим различиям. Тут нужно понять, что все люди - разные, что у каждого свой характер, у всех разные темпераменты. И так как люди - это индивиды, то природа становиться независимой от человека. Хотя в данном случае точнее сказать, что человек становиться независимым от природы. Независимым здесь имеется в виду то, что человек и природа - сами по себе, это отдельное, а не единое целое... Человек живет, он открывает для себя все новое, открывает мир. Обнаруживает неизвестное и изучает это. Но с каждой существующей единицей времени человек все больше понимает, что он не в силах подчинить себе волю природы, что он ничего не может изменить. И так как он индивидуален, обособлен от других своей неповторимой личностью, то его все более угнетают чувства одиночества, жалости, беспомощности... Возможно, слабости и немощи... В то же время растет чувство свободы, но есть ли эта свобода? Даже на примере того, что человек не может быть свободен полностью, находясь в обществе. Он зависит от своего окружения и это неизбежно. Свобода - это то же самое, что одиночество? Нет, это не так... Свобода - это отсутствие рамок. Но рамки есть везде, ну, или, по крайней мере, практически везде. Значит, свободы нет... Тогда как же тот факт, что человек сам выбирает, как ему жить, как развиваться, как выглядеть, в конце концов. Человек свободен от других в плане того, что он сам по себе. Тут будет уместным употребить такой термин, как двойственность свободы. Это огромное противоречие в её существовании и не существовании. Надо полагать, что она существует в ограничениях на определенные сферы и не выходит за определенные рамки, исключая, конечно, случаи дивиантного поведения, но сама цель жизни заключается в самосовершенствовании. Человек предстает пред миром как идеальное, совершенное, но совершенное притом, что у него остается свобода выбора, творчества, жизненного пути, и он обязан найти себя, этот путь, самосовершенствоваться. И стать тем, кем он необходим и незаменим в этой жизни. Человек заново ощущает мир, заново ориентируется на новую жизнь с другими ценностями, другими идеалами, с ощущением себя в главной роли происходящего.

§1.2. Природа личности человека, проблема этой природы

Можно рассматривать природу человека, как некую постоянную, уже данную и неизменимую, биологическую сущность. К слову, в этом плане можно утверждать, что все люди идентичны друг другу. Но суть не в этом. Человек даже в своем внутреннем мире не похож на самого себя. Наблюдая за человеком длительное время, возможно, не поверить, что разные, совершенные им, поступки, действия все исходят от него одного. Человек противоречив. Противоречив сам себе... Все, что делает и думает человек, свойственно оставаться крайне непостоянным. Представляя человека постоянным, на самом деле, его сущность, природу загоняют в рамки обобщенного образа, что, конечно же, противоречит идеалу человека эпохи Ренессанс. И более индивидуально, или даже отличительно то, что человек зачастую сам от себя отличается больше, чем от окружающих его людей. Следовательно, проблема противоречия заключается именно в этом, в самом внутреннем мире индивида.

Еще одно обсуждение касается беспомощности человека. Как уже было отмечено, человек по мере своего роста свободы становиться все более и более одиноким. Одиночество это приводит к бессилию перед хаотичным ритмом повседневной жизни. А так же, зачастую в человеке срыта природа, которую не редко приходиться усмирять. Успокаивать порывы, стремление взбушеваться, отомстить за себя. Ибо это означает, что на протяжении долгого времени внутри человека может жить природа, которая долго не даст о себе знать, ровно также, как и не будет знать об этом никто другой. Но при любом подходящем случае, при соблазне, провокации, эта природа может ожить и дать о себе знать, и тогда её придется усмирять, останавливать вовремя её порывы.

Ренессанс исключает магию, тайну и недосказанность. Исключает эти понятия в прямом смысле этих слов. Но, рассуждая логически, можно предположить, что человек сам по себе - магическое существо. То, что он творит своими руками, то, что он может сделать. Во-первых, человек объединяет в себе сущность всех окружающих объектов, конечно в маленькой их доли, в самых необходимых жизненных функциях, человек превосходит всех представителей другого вида живых существ, в данном случае, животных. Но он не превосходит объекты, которые его окружают - не превосходит материальные вещи, ведь внутри человека не просто телесный дух, в нем преобладают высокие начала. А выделяет его из всего животного царства именно его деятельность. Всю мистичность сказанного наглядно демонстрирует искусство предсказания, развитого с довольно давних времен. Что так же говорит о том, что человек божественен. Не смотря ни на что, существование человека, как индивида не отрицает веру в Бога, не отрицает божественности.

Говоря о проблеме личности человека, проблеме его природы, важно затронуть тему, как самоутверждение человека в стихийном плане. Здесь надо выявить то, что отношение к средневековой, уже прошедшей, ортодоксии, абсолютно независимое. Отношение к ней стало свободным. Мироощущение человека в эту эпоху стало радостным - жизнерадостным, немного поэтическим. Вся природа была наполнена божественными силами, и она понималась именно как божественная. Все эти признаки были определенными условиями к появлению гуманизма. Гуманизма, как единой системе взглядов на морали, на общество и прогресс общества, на отношения.

Итак, самая важная проблема, обобщая все сказанное, является проблема противоречия и несоответствия. Тот идеал, кем является сам человек, недосказан, недополнен, недовыполнен... Образ человека не раскрыт до конца, так как грандиозно и красиво отождествляется личность человека.

§1.3. Как достичь личности. Какова эта личность

Итак, каждый человек - личность. Он такой потому, что наделен этим с рождения, природой, небом, удачей. Не нам об этом знать на сто процентов. Но факт есть факт, потому каждый человек обладает своими чертами личности, возможностями, своими, ни с кем несравнимыми талантами и своим образом жизни. Человек должен сам понять, каков он, каково его предназначение, он должен почувствовать свое место в жизни и пойти верным путем. Вторым шагом этого верного пути должно быть самоусовершенствование, стремление к бесконечному улучшению и развитию полученных им дарований. Развить знания, навыки, приобрести интересы. Сказав это другими словами, человек стремиться стать универсальным. Но именно в этих ситуациях наиболее четко проявляются различия и противоречия внутри самого индивида.

Важная черта, которая изменила все положение человека в мире, это время. Время стало не просто независимым, идущим от Бога и неуправляемым, как не интересующий и независимый с человеком фактор. Время рассматривалось лишь как огромный ареал культурного пространства, как эпоха, например. Впервые, именно в эпоху, эпоху Возрождения, человек, наконец-то, стал жить во времени, в какой-то мере, он даже стал им управлять. Это может означать то, что появляются зачатки развития прогрессивного разума, то есть, человеку уже почти свойственно прогнозировать будущее, начиная пока с самых маленьких временных границ. Индивид уже осознал, насколько важно время, насколько оно ценно.

Между тем, личность человека остается несформированной. Здесь играет роль сверхличности, идеальной, непобедимой, самой главной, без самокритики, в отсутствии негативных качеств, а с другой стороны, роль как бы ни личности, не до конца личности, скажем. И то и другое совмещено в одном человеке, поэтому нельзя утверждать о наличии истиной индивидуальности. Тут еще нет чего-то, что сделало бы его особенным. Ведь даже взять некоторую группу предметов, например, карандаши - они тоже все разные, отличаются друг от друга цветом, формой, длиной. Конечно, эти отличия делают каждый по-своему особенным. Но это повседневно и не вечно. Все это не содержит настолько содержательной информации, чтобы понять личность, эти отличия не столь существенны, или, не столь видны, чтобы можно было понять сущность каждого индивида, каждой индивидуальности. Но это не означает, что личность не состоялась, что это плохо и недоделано. Да, нельзя понять истину личности, да, все не настолько точно. Но посмотрите, как все идеализировано, как гармонично. Ведь в этом главный отличительный плюс такого возвышения личности. Это огромная культурная ценность, большая ценность эпохи, огромный скачок в понимание сущности человека. Значит, есть то, над чем можно работать дальше, значит, все хорошо и путь выбран достаточно правильно. Исторически очень важно понимание индивида в эпоху Возрождения. По сравнению со средневековым восприятием личности, человек этой эпохи может называться зрелым, он обладает особой мощью, что придает некую безграничность. Словом, можно смело сказать, что человек данной эпохи является человеком ренессансным.

§. 1.4. Человек и Бог

Эпоха Ренессанс отождествляет человека не просто как индивида, созданного богом, не просто как человека, молящегося богу, а как часть бога, как божьего сына. То есть, человек сравним с Богом, он практически наравне с ним - он - самое светлое, чистое, верное. В нем освещаются только самые чистые и высокие природные начала. В творческих способностях человек проявляет себя как копия Бога, он как небесный отсвет, отсвет божественной славы, божественного величия. Человек - святой, наичистейший, он в данном случае, как государь, который служит ступенькой от Бога к людям. Человек невероятно преображается, он верит в то, что плоть человеческая воскресима.

Так же совершенство передается в физическую область, что понимается как совершенство тела человека, нагота так же становиться чертой совершенства, которая отождествляет чистоту, истину, правду. Возьмем слова А.Ф.Лосева, который замечает, что материальность телесности выражается абсолютизацией личности человека. Значение этих слов можно рассматривать, как воплощение всего живого в творческой деятельности и наиболее реалистичным способом. Можно сказать, что при этом раскрываются творческие возможности человеческого разума. Но как отметил крупнейший мыслитель, Николай Кузанский, самой надежной опорой для человека является мир. Конечный мир. То есть, каждая вещь, каждый человек знают свое место в жизни, имеют свои определенные существования, свою жизнь. И все они не собираются менять свой способ существования на любой другой. Получается, что ничто не хочет менять свою жизнь на другую. Так как на примере любого предмета ситуация определяется тем, что этот предмет более совершенный, чем все остальные, жизни которых он может получить вместо своей. Отсюда еще раз наблюдается идеальность бытия. А так же его индивидуальность в каждом проявлении жизни. Все, что содержит в себе человек, то есть, всю его индивидуальность и неповторимость идеального сочетания всего вокруг, является не первообразами, как это можно наблюдать в образе Бога, а отношениями к окружающему, в данном случае, как отношение к ценности. Тут хочется отметить цитату мыслителя Кузанского, которая наиболее просто и приземленно объясняет это положение: «Бог - это чеканщик монеты, а человек - меняла, определяющий ценность монеты. Бог может все создать, мы - познать, ибо и мы потенциально несем в себе все».

В эпоху Возрождения функция возрождения света присуждается уму человека и его душе. Если попробовать разобрать это суждение, то получается, что человек создан Богом, он есть, это неизбежно, но, как уже было сказано, мало просто существовать, нужно еще стремиться к своему самоусовершенствованию. То есть, если человек не сидит на месте, не бездельничает и не пускает свою жизнь на самотек, он ищет, он старается. И тогда кроме природного дара, который он принимает со своим рождением, он приобретает в процессе жизни второй очень важный дар, как уже понятно, этим даром является свет.

Мне очень импонирует высказывание крупного деятеля итальянского Ренессанса - Пико делла Мирадола. Он предположил следующую фразу: «Если Бог есть создатель самого себя, а человек сотворен по его образу и подобию, стало быть, и сам человек может преобразовать себя, изменить и пересотворить...». Как можно предположить, в этой фразе скрыт не один мотив эпохи Ренессанс. Во-первых, подчеркивается божественное начало человека, то есть, сравнение его с Богом, во-вторых, еще раз наблюдается мотив практически всемогущества человеческой деятельности. А так же, можно заметить, что раз человек сам себя может пересоздать, то ему доверяется определить центр жизни, таким, какой он его видит. Всю важность эту доверяют ему, а значит, человек оценивается наравне с Богом, способный, возможно, даже сам создавать этот мир и управлять им. Значит это так же то, что внутри человека все безыскусные положения находятся в полном согласии. Пико вложил в свои мысли идею о том, что каждый человек наделен своей сущностью, своей природой, которая объясняет, обуславливает все его действия, поступки, поведение. Именно поэтому человек живет так, как человек, а не как, допустим, собака. А уже собака живет так, как собака, а не кто-либо другой. Но опять, же природа не сдерживает человека, он не в состоянии оставаться на месте, человек неуловим, пластичен, подвижен. Человек может быть ангелом, а может демоном, может быть вверху и внизу, что подчеркивает то, что небесное и земное могут сосуществовать. В эпоху Ренессанса максимально соединились две эти сферы жизни - небесная и земная. А человек может находиться где угодно и кем угодно, как уже сказано, на примере ангела и дьявола. Человек - это все. Он есть все. И единственное условие, которое имеет человек (по теории Идеала человека эпохи Возрождения) - это свобода, это полное отсутствие условий. И в этот момент открывается для мира природа человека, как незавершенная, как открытая для продолжения усовершенствования, для его само изменений. Что касается чувств, до Пико выдвигает теорию превосходства чувств любви, желания над абстрактным знанием, то есть, по его теории культура духа современного человека должна статься открытой для обучения, для усовершенствования, но Пико вошел в историю мыслителей, как инакомыслящий. Ему не запрещали рассуждать именно так, не как все, в этом он нашел себя, развивал свое собственное мировоззрение, а уж остальные приняли решение, и выбрали другой путь развития, опираясь на свободу мыслей, на свободой выбора, на индивидуальность каждого.

Глава 2 Идеал человека в культуре эпохи Возрождения

§2.1. Человек в церковной культуре

Итак, господствующим религиозным чувством становиться триумф, что имеет свое отражение в новых канонах церковной культуры. То есть, церковная культура так же поменялась, стала развиваться по уже новому мировоззрению с человеком в центре мира. В церковной архитектуре появились некие подобия триумфа, его формовыражения, как, например, портал, который имел свою форму, похожую на триумфальную арку. Колонны, которые так же триумфально вздымались вверх. Витражи наполнились праздничным сверканием и сиянием, высокие своды церквей буквально тонули в лучах света. Так же, что касается неба и земли, они максимально приблизились друг к другу, условная граница между ними, как разные миры практически исчезла. И если раньше главным, безусловно, было небо, то сейчас центром жизни является человек, а он, само собой, находиться на земле. Но так как человек - самая близкая часть от Бога, а Бог, как известно, находиться на небесном пространстве, как нечто возвышенное, то и получается, что небо и земля - практически единое целое, две равноправные территории жизни. Этот довод максимально развился в эпоху Возрождения путем росписи потолков в церквях. Это создает иллюзия плавного безграничного перехода земного пространства в пространство неземных (небесных) светов. Апофеозы, а так же вознесение - это самые главные и центральные темы в религиозной живописи эпохи Ренессанс, и наиболее развито они господствуют на потолочной фрески. До сих пор мы видим отсветы религиозной культуры той эпохи в христианских церквях. Их потолки выделана фреской, что и в наше время расценивается, как максимальная близость с Богом.

§2.2. Культура эпохи Возрождения

В эту эпоху в культуре наиболее четко выделяется важность человека. Сам смысл, вкладываемый в творческие аспекты культуры, отождествляется сущностью процесса освобождения человека и утверждении его силы, важности, разумности. А так же других гармонических признаков жизни человека. Гармонии и утверждения красоты, свободы личности, единства человека и природы. Эти качества проявились во всех видах культуры эпохи Ренессанс. В частности, это архитектура, скульптура, живопись, поэзия, и, конечно же, театр, как наиболее раскрытая тема описания и отождествления человека - идеала культуры этой эпохи.

Культуру эпохи Возрождения условно разделяют на три этапа - это раннее, высокое и позднее Возрождение. В позднем этапе проявляется кризис гуманизма и очевидность утопии идеального человека.

Самая важная черта культуры - разносторонность и целостность понимания индивида. Понимания его жизни и культурной среды, в которой он находиться. А так же той культуры, которой он следует в своей жизни, той, которой придерживается. Все формы деятельности человека на тот момент сравнялись друг с другом и были одинаково ценны. То есть, важность культуры и ремесла осталось не менее важной, чем все искусство. Высокого уровня достигло прикладное искусство, и, особенно высокого, архитектура. Именно это возвышение, на мой взгляд, совместило все сферы творчества и подняло их на один уровень, так как в архитектуре и прикладных искусствах соединены ремесла, конструирование, а так же творческая сторона культуры, то есть, художественное творчество.

Все искусство этой эпохи максимально приближено к оригинальному миру, все максимально реалистично. То есть, если привести пример, допустим, из творчества, то получается, что если мастер рисует некий объект, то он вложит все свои силы и все свое умение на то, чтобы этот объект был наиболее похож на свой оригинал. Но в центре искусства так же, как и в центре мира стоит человек, а так же природа, так как искусство старается показать тесное и неразлучное единство человека и природы. Художники, изображая мир, ищут наиболее подходящие средства для более реалистичного изображения картины мира, то есть, это говорит о том, что сфера искусства не только преображается в пользу реалистичного, но она так же продвигается вперед в плане новых технологий, новых средств выразительности. Отмечается прогресс развития искусства, что, безусловно, очень важно и для настоящего времени, так как продвижение вперед к знаниям и усовершенствованию - есть хорошо практически в любое время нашей жизни. Так же важно отметить, что не просто в картинах и других видах искусства проявляются красота и гармония жизни, изящество, а эти качества являются свойствами реального мира, того который существует на самом деле. В период позднего Возрождения появились черты кризиса гуманизма, - обозначился разрыв между наукой и между жизнью человека духовной и физической, а так же красоты и изящности мира.

Эпоха Возрождения - очень важна для истории мировой культуры, в ней наиболее полно отразился идеал человека, гармонического и свободного бытия в искусстве, все это питало культуру того времени и до наших времен сохранило многие положения, в особенности, определило место человека в жизни и его ценность. Давайте конкретно рассмотрим три этих этапа культуры Возрождения, чтобы понять, как развивалась культура и как она пришла к пониманию невозможности данного существования идеального человека и утопии.

§2.3.Этапы развития культуры в эпоху Возрождения

Итак, в ранней эпохе Возрождения господствует в полной мере идея гуманизма, то есть это принцип высшего развития человеческих способностей как культурных, так и нравственных. Абсолютно все слои общества охвачены и объединены этой идеей. Основным утверждением гуманизма является вера в безграничные возможности человека. Благодаря этому свобода суждений, предпочтений, свобода своего авторитета не караются и считаются обыденным явлением, центром становиться не просто человек, центром становиться его могучий, сильный дух, его прекрасная личность. Первым духом гуманизма, первым так сказать, гимном всем достоинствам человека в эпоху Ренессанс стала «Божественная комедия» Данте Алигьери. Это произведение объединило в себе и поэзию, и философию, и так же науку.

В эту эпоху очень необыкновенно совмещались и уживались рядом, в тесноте, но вроде бы, гармонии, добро и зло. Так, например, многие властители того времени становились покровителями творческой деятельности, искусства. Тем самым, в них совмещались одновременно черты злодеев и, одновременно, добрых и положительных ценителей красоты, искусства.

Что касается самого искусства, то наибольший интерес художники проявляли к античному искусству, наиболее полно это выразилось в изобретении книгопечатания. В искусстве происходил постепенный переход с плоскостных и малореальных изображений к объемным, к рельефным. Все больше росла реалистичность изображаемого. Главное описание земного мира, того, который видят люди, и который существует на самом деле. Человек не просто переносится в шедевры искусства, он изображается в них, как величественный, передаются все его переживания, страсти, сострадания, все чувства, которые только можно выразить с помощью различных средств выразительности, все воплощения жизни в шедеврах искусства. Утверждали тем самым мастера этическую ценность человека, его красоту. Пространство заполнялось настоящим.

Перейдем к высокому Возрождению - пику этой эпохи и наиболее полного отражения централизации человека и его идеальности. Здесь мастера не просто старались изобразить человека со всеми его эмоциями, чувствами, не просто подчеркнуть его важность, не просто передать его единство с природой. Мастера стремились передать гармонию всех прекрасных сторон реальной жизни. Возьмем примером известного нам всем художника - Рафаэля. Он синтезировал все достижения своих предшественников и создал в своих шедеврах традицию гуманистического образа идеального человека. Большое распространение получили портреты, - они передавали индивидуальность каждого, в каждом из них были переданы свои эмоции, свои достоинства и совокупность прекрасного. Человеческая телесность, как прекрасное. Большого расцвета достигли героические поэмы, так, например, писали их Франсуа Рабле (Франция, «Гаргантюа и Пантагрюэль»), Л.Пульчи (Италия) и многие другие. В центре всех этих произведений человек и его героическое поступки. Человек, который творит великие дела, ведь он рожден для этого. Получается, что в произведениях отражается картина общества и идеалов этого общества. Героических идеалов.

Последним этапом эпохи Возрождения остался в истории такой, как позднее Возрождение, или, кризис гуманизма. Кризис гуманиста, потому что начинает расходиться реальность, реальная картина мира и ренессансные представления о человеке. Не сходятся в единое целое, не соответствуют больше друг другу они. Сами гуманисты не ожидали такого результата, такого противоречия. Кризис созревал изнутри, постепенно, так Коперник публикует то, что существует гелиоцентрическая система, и гуманисты понимают, что земля вовсе не центр мироздания, что она маленькая и совсем затерянная в огромной вселенной. Это выразилось в создании утопий. Все это вымышленное, не имеющее корней, надуманное и слепое устройство идеального общества. Это устройство не имеет реальных корней в реальном мире. Что показывают эти утопии? Они показывают, что исчезло доверие к истории, к природе человека, то есть, его существование ограничивается первичными потребностями - только жизненно необходимыми установками. Все творческое начало оказывается не присуще человека - в этом ему теперь и отказывают. Между искусством и наукой - разрыв, между красотой и пользой - разрыв, даже между духовным и физическим миром человека - разрыв. Разлад всех гуманистических идеалов, что породило невозможность дальнейшего развития личности в плане гармонических отношений. В этот период человек изображается в театре, особенно в трагедиях, и наиболее четко и правильно у Шекспира. Это необходимость жить и действовать в условиях окружения неидеального общества. Где все действия, так или иначе, противоречат духу и идеям гуманизма. В драматургии, а еще в литературном жанре наиболее полно отразились моменты и сомнения переходного, переломного этапа. Человек в искании реальных потребностей, его сомнения, терзания, все противоречия отражались в искусстве двух этих направления этого времени. Это столкновение гуманистического и реального вызывают огромное разочарование, в частности, разочарование гуманистов. Все представления о человека после кризисной ситуации гуманисты стали переносить не на самого человека, а на конкретные жизненные ситуации, и тогда, претерпев изменение мировоззрения, их гуманизм стал уже совсем не гуманизмом Ренессанса.

Заключение

Разобрав эпоху Возрождения, остается неизгладимая благодарность за то, что человек был сильно идеализирован, приятное ощущение, осознавая то, что человек все же занимает важное место в жизни, что многое все же происходит вокруг него, для него, из-за него.

Главной деятельностью этой эпохи было искусство, так как оно позволяло наиболее полно раскрепоститься, само выразиться, осуществляло возможность творить, создавать, подражать в своих шедеврах реально существующему миру. Все искусство подчинено одной главной задаче, - выразить место человека в мире, в культуре. И это место было центральным, главным. Основные виды искусства, прогрессирующие и вызывающие наибольший интерес - литература, театр, музыка. Наиболее полно идеал человека выразили: скульптура, живопись (выходит на первый план, так как имеет намного больше возможности выразить мир в реалистичном содержании), архитектура. Но, все же, все виды искусства оставались равноправными и одинаково важными как для той эпохи, для мастеров эпохи Ренессанс, так и для настоящего временя, для истории культуры. Так же тесноту всех видов творческой деятельности подчеркивает особо тесная связь искусства и науки. Характерные черты эпохи - одаренность, разносторонность, универсальность, а так же реалистичность - все это воплотилось в союзе художника и ученого, в гармонии мира и собирании всего самого лучшего.

Именно в эту эпоху получают развитие новые стили, новые направления, и это очень во многом определило дальнейшее развитие культуры, а так же расцвет современной культуры.

И напоследок, хочется отметить, что индивид, который в философии Ренессанса рассматривался, как полностью изолированный от окружающей его природы, не мог трактоваться как единственное, как последнее основание для природы, для общества, для истории. Отсюда ощущение недостаточности, неокончательности сложившегося образа человека в эпоху Возрождения. Это единственная эпоха, которая с такой огромной силой и желанием утверждала могущественность и грандиозность человеческой личности, а так же её величие, красоту и гармонию.

Список использованной литературы:

  1. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие/П.С.Гуревич. - М.,1996 [электрон.ресурс http://www.philosophy.ru/iphras/library/gurevich.html ]
  2. Мартынов М.И. Философия: Учебно-методическое пособие для студентов вузов. – Мн., 2001
  3. Основы философии: Учебное пособие для вузов/ Под ред.Е.В.Попова. – М., 1997
  4. Краткий словарь по эстетике/под ред. Овсянникова М.Ф.-М.,1983.
  5. Малая Советская энциклопедия, 10 т. - М.,1930.
  6. Энциклопедический словарь/под ред. Введенского Б.А. 2 том.-М.,1963.5)электронный ресурс http://www.philosophy.ru/

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»