«О творчестве В. П

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

«Свобода слова – то, в чем больше всего нуждается арабский мир», так озаглавлена последняя статья Джамаля Хашогги в Washington Post. Редактор его колонки обозначила, что получила текст от переводчика на следующий день после исчезновения Хашогги. Около двух недель Карен Аттия полагала, что журналист выйдет на связь, тогда они бы совместно отредактировали колонку. Однако, по словам редактора, этого уже не произойдет.

В тексте Хашогги, ссылаясь на доклад Фридом Хаус, утверждает, что только одна арабская страна может называться действительно свободной, и это – Тунис. На втором месте Иордания, Марокко и Кувейт. А все остальные государства арабского мира «несвободные». «И людей, живущих в этих странах, не информируют вовсе или дезинформируют». По мнению Хашогги в большинстве арабских стран существует только официальная повестка. Также автор упоминает, что на Арабскую весну 2011 года возлагали большие надежды, но сохранился статус-кво. «Есть несколько «оазисов», где продолжают поддерживать дух Арабской Весны. Правительство Катара поддерживает освещение мировых новостей, в отличие от своего соседа, который предпринимает усилия для контроля над информацией, чтобы сохранить «старый арабский порядок». Под соседом автор, скорее всего, подразумевает Саудовскую Аравию, учитывая что сухопутная граница у Катара есть только с саудитами.

Главное проблемой Хашогги обозначил отсутствие свободы слова в СМИ и жесткую цензуру в арабских медиа.

«Даже в Тунисе или Кувейте СМИ в основном освещают внутренние вопросы, а не те проблемы, с которыми сталкивается Арабский мир в целом. Они опасаются предоставлять платформу журналистам из Саудовской Аравии, Египта, Йемена. Даже Ливан, жемчужина арабского мира, в вопросах свободы прессы стала жертвой влияния Хезболлы»

По мнению Джамаля Хашогги, своего рода «железные занавес» опустился над Арабским миром. Но сделали это не внешние игроки, а внутренние силы..

Если обратиться к предыдущим колонкам журналиста на сайте Washington Post, то можно заметить, что последний текст был в меньшей степени посвящен критике только Эр-Рияда, а затрагивает несколько стран и общие, на взгляд автора, для региона проблемы.

Между тем, генеральный консул Саудовской Аравии в Турции был освобожден от своей должности. Ранее он покинул Стамбул и вылетел на родину.

Президент США Дональд Трамп в четверг, 18 октября, собрался встретиться с госсекретарем Майком Помпео, после того как последний посетил Турцию и Саудовскую Аравию. Помпео встретился с властями двух стран и обсудил ситуацию с предполагаемым убийством журналиста в саудовском консульстве в Стамбуле.

В адрес Вашингтона все чаще звучат упреки о том, что Белый дом недостаточно решителен и жесток по отношению к Эр-Рияду. Однако Трамп настаивает, что не пытается «прикрыть» саудитов, а намерен «узнать, что действительно происходит».

Виктор Петрович Астафьев (1924 - 2001) - известный советский писатель, прозаик, эссеист. Родился 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии (Красноярский край).

Начало жизненного пути

В.П. Астафьев прожил трудную жизнь, наполненную переживаниями, жизненными трудностями, испытаниями эпохой. Виктор был четвертым ребенком в семье, однако старшие его сестры умерли еще в младенчестве. Отца ребенок лишился тоже в юном возрасте. Кормильца, как и деда, посадили по политическим мотивам.

Мать будущего писателя погибла, когда маленькому Виктору едва исполнилось 7 лет. Он рос трудным подростком, лишенным родительской опеки и заботы. Некоторое время находился под покровительством родной бабушки, но после серьезных проступков в школе, его обязаны были отправить в детский дом. Виктор сбежал от преследователей, долгое время, скитаясь, как бездомный.

Испытания взрослой жизнью

По окончанию школы ФЗО, молодой Астафьев устроился работать сцепщиков поездов. Однако, трудовые будни очень скоро сменились ужасом войны. Несмотря на железнодорожную бронь, Виктор в 1942 году отправляется добровольцем на фронт. Там бывший хулиган и дебошир показывает всю свою натуру героя и патриота. Он был и шофером, и связистом.

Отличился в гаубичной артиллерии, где и получил тяжкое ранение, а затем и контузию. Заслуги перед отчеством были подкреплены целым рядом важнейших наград: орден «Красной Звезды», «За Отвагу», «За победу над фашистской Германией».

Демобилизация настигла героя в звании «рядовой» уже по окончанию военных действий в 1945 году. Бывший солдат переехал в городок Чусовой (Пермский край). Здесь он создал семью с Марией Корякиной, родившей супругу троих детей. Кроме этого, Астафьев стал приемным отцом еще двух дочерей.

Навстречу судьбе

Виктор перепробовал себя на многих работах: от слесаря и кладовщика до учителя и дежурного по вокзалу. Переломный момент наступил тогда, когда писатель устроился в редакцию «Чусовский рабочий» (1951 год). Здесь он впервые смог познакомить общественность со своими работами. Спустя 2 года выходит его первая книга «До будущей весны».

5 долгих лет понадобилось молодому писателю, чтобы стать частью Союза писателей СССР, С 1959 по 1961 Виктор обучается на Высших литературных курсах. Затем следовали года длительных переездов с Перми в Вологду, а затем в Красноярск. С 1989 по 1991 год писатель числился в чиновницких рядах.

Творчество

Ключевые темы творчества Астафьева - военно-патриотическое направление и романтика деревенской жизни. Первым его произведением, написанным еще в школе, стал рассказ «Васюткино озеро». Спустя много лет свою детскую работу писатель трансформировал в полноценную публикацию. Из ранних повестей самыми известными считаются «Стародуб», «Звездопад», «Перевал».

Эдвар Кузьмин в свое время охарактеризовал «язык» Астафьева, как живой, но корявый, исполненный неточностями, но с невероятной свежестью восприятия реальности. Писатель сибиряк писал, как простой солдат, часто описывая рабочих, воинов, простых сельских жителей.

Особую подачу, умению надрывно выражаться, раскрывая читателю свои личные переживания, отметил и маршал Д. Язов. О мирной жизни Астафьев писал сурово, не прикрывая всю бытовую горечь и трагедию «маленького человека».

Умер Виктор Астафьев в 2001 году в Красноярске.

"ЗАВТРА". Владимир Сергеевич, вы много писали о Солженицыне. Почему вы уделяете ему такое большое внимание?

Владимир БУШИН. Дело в том, что хотим мы этого или нет, но он действительно сыграл большую роль в жизни нашей страны, он был известен и популярен во всём мире. Сейчас, наверное, уже мало кто им интересуется, но в своё время, когда он появился со своими произведениями, с рассказом "Один день Ивана Денисовича", его все приветствовали - вплоть до Шолохова. Были статьи о нём Симонова, Маршака, Григория Бакланова, и я оказался в этой компании в ленинградском журнале "Нева". Потом выяснилось, что он много врал, когда рассказывал и о себе, и о войне, и о стране. Его, тем не менее, подхватили, использовали, раздули. Наша пропаганда не нашла силы и возможности своевременно и убедительно ответить на его писания. И так получилось, что он сыграл важную роль в том, что произошло со страной в 90-е годы, в разрушении страны. Предстоящий его 100-летний юбилей в нынешнем декабре - это весьма странное торжество.

"ЗАВТРА". С какой целью власть возносит эту фигуру, которая, как вы правильно сказали, сыграла негативную роль в истории нашей страны и способствовала разрушению государства?

Владимир БУШИН. Ведь власть-то у нас антисоветская, она взошла на отрицании и поношении всего того, что было в советское время. Делаются попытки вообще выбросить из истории нашего народа героический 75-летний Советский период. И Солженицын тут - очень подходящий человек. Дело дошло до того, что его писания сейчас в школах рекомендуют изучать. Не знаю, в какой точно форме, но во всяком случае, его вдовица сократила "Архипелаг ГУЛАГ" в 4 раза и предложила для чтения юношеству. Ну как же! Человек вроде бы ни за что сидел, отбыл в неволе, и вот он разоблачает тот режим, который его туда отправил. Хотя Солженицын сам признаёт, что его совершенно закономерно посадили. Будучи на фронте, он писал и рассылал своим знакомым письма, в которых поносил руководство страны, командование Красной армии, лично Сталина.

"ЗАВТРА". Но ведь он, будучи офицером, наверняка знал о том, что письма могут просмотреть, последуют какие-то меры.

Владимир БУШИН. Он не мог этого не знать, потому что на конвертах стоял штамп "просмотрено военной цензурой". Поэтому есть все основания считать, что он действовал сознательно. У него ведь была такая идея, и он об этом писал своей жене Решетовской: вот кончается война отечественная и начнётся война революционная. Т.е. с фашизмом покончили, а теперь будет война против Англии, Франции и Америки. И он считал, что это будет ещё более ужасная война. Ну, и хорошо бы от неё улизнуть. Он стал писать эти письма, провокационные по сути. И должен был понести за такое поведение наказание, это очевидно. Офицер действующей армии поносит своё командование! В любой армии в любое время такое расценивается как действие в пользу противника. И ведь он, надо сказать в своих хитроумных построениях был недалёк от истины. Теперь-то мы знаем, что Черчилль готовил немыслимую операцию против СССР. Вот мы взяли Берлин, остановилась, а он планировал англо-американскими силами с помощью сохранившихся немецких частей нанести удар по измотанной Красной Армии. Об этом писали многие авторы, в том числе бывший секретарь ЦК ГКБ КПСС и зав. международным отделом ЦК КПСС Валентин Фалин. Все эти документы известны. Не состоялся этот удар только потому, что американцы отказались его поддержать. Им нужна была наша помощь для борьбы против Японии. Кажется, Рузвельт говорил о Черчилле, что у него ежедневно возникает множество великих идей, из них две-три дельных. Но это была не дельная идея.

"ЗАВТРА". Мне кажется, сам факт того, что Солженицын такие письма писал в военное время, провоцируя внимание к себе и предвидя последствия, опровергает утверждения, что Советский Союз был немыслимой репрессивной машиной, которая за любое неосторожно сказанное слово в застенки бросала, а то и расстреливала. Он прекрасно, как видим, понимал, что за антигосударственную деятельность в пользу противника, когда осуждается и руководство страны, и действия армии, его отнюдь не расстреляют.

Владимир БУШИН. Он сам признаёт, что его закономерно посадили. Он переписывался со своим школьным товарищем Николаем Виткевичем, жене писал и ещё по нескольким адресам. Наивно и смешно думать, что он не знал о последствиях.

"ЗАВТРА". Вы сказали о том, что он много врал. А какие примеры вранья?

Владимир БУШИН. Если отбросить всякую политику, а взять просто с точки зрения достоверности то, что он говорит, - это сплошное враньё. Например, когда его первая публикация появилась, он говорил о себе: я всю войну, не уходя с передовой, командовал батареей.

В этой фразе уже несколько поразительных выдумок. Во-первых, слово "батарея" многозначное. Поставьте пять бутылок подряд - это уже батарея бутылок. И когда мы слышим слово "батарея" применительно к войне, то мы сразу думаем о пушках. У него на фронте была батарея, в которой не было ни одной пушки. Он командовал батареей звуковой разведки. Это совсем не то, что боевая, огневая батарея. Звуковая батарея располагается на достаточном удалении от фронта. А что это была за передовая, можно понять, вспомнив о том, что к нему на фронт припожаловала супруга.

Фронт в то время был в Белоруссии, Солженицын из Белоруссии в Ростов-на-Дону послал ординарца, и тот по фальшивым документам привёз ему на фронт молодую супругу. Она жила у него в землянке. Они читали Максима Горького "Жизнь Матвея Кожемякина", она переписывала его поэмы и рассказы, посылала их в Москву по разным адресам - Борису Лавренёву, литературоведу Тимофееву Леониду Ивановичу, у которого я потом учился в Литературном институте.

Вот такая "передовая". А когда командиру дивизиона надоело пребывание посторонней женщины, он её попросил удалиться. Что касается рассказов Солженицына о страданиях и ужасах в лагерях, то, конечно, лагерь - не мёд с молоком, не у тещи на блинах... Но вот, например, слова о том, что приговорённых к расстрелу не расстреливали, а отдавали на съедение диким зверям в зоопарке, - это что такое? Причём он очень часто говорит так: мол, за что купил, за то и продаю...

"ЗАВТРА". Ссылаясь на кого-то?

Владимир БУШИН. Да. Мол, говорят люди, а почему не поверить? Действительно, почему антисоветчику не поверить в то, что ему приятно слышать? И бесконечно такого рода ссылки: один узбек, две студентки, три красноармейца… Без имён, без дат, без фактов. Этому верить невозможно. Но это производит на многих впечатление. Хотя иногда есть и цифры. Человек он достаточно был умный, и свою ложь пересыпал порой действительными фактами. Ну, скажем, репрессированы были многие известные политические деятели, он рассказывает об этом, упоминает их.

Его супруга четвертовала "Архипелаг ГУЛАГ" главным образом за счёт самых больших нелепостей там. Она понимает, что это невозможное враньё. Как сто шесть миллионов репрессированных, к примеру. А кто воевал тогда, кто страну отстраивал? Она это всё почистила, придала более достоверный вид. Но всё равно много вранья осталось.

"ЗАВТРА". Владимир Сергеевич, может быть, много чести этой фигуре сказать, что он был одним из грозных орудий, которым били по Советскому Союзу. Говорили, что метили в коммунизм, а попали в Россию. Но изначально метили в Россию. И Солженицын был одним из орудий этой западной машины, которая действовала против нашей страны. Почему же сейчас это орудие, прямого врага страны, не просто не забыли и не положили под спуд, а очень активно пропагандируют? Хотя Путин сказал о том, что развал Советского Союза, (я считаю, это был не развал, а уничтожение) - это трагическое событие, он это признаёт, тем не менее фигуре, которая способствовала убиению нашей страны, нашей Родины, такое внимание, его навязывают обществу.

Владимир БУШИН. Думаю, это просто глупость. Наше руководство не умеет переступать через ненужные страницы. Ведь глупостей таких много. Вот маскируют Мавзолей. Зачем? Так и это - хорошо бы забыть его и всё. Чти его, если тебе нравится. Но делать из этого государственное дело! Он американский гражданин, предатель Родины, и мы его чтим. Не мы с вами, Катя, а они будут его чтить.

"ЗАВТРА". Но ведь они - государственные деятели, и они от имени государства чтут.

Владимир БУШИН. Конечно. Был создан комитет, в котором, правда, ни одного писателя нет. Предложили Юрию Полякову, он отказался, что очень хорошо о нём говорит. В комитете этом губернаторы, чиновники, у них в руках власть. Тут один шаг остаётся до генерала Власова и почестей ему.

"ЗАВТРА". Юрий Поляков, когда отказался, аргументировал это тем, что многим достойным и писателям, и деятелям памятников нет, хотя почили они гораздо раньше, заслуги перед страной огромные.

Создаётся впечатление, что уже абсолютно каждому предателю, врагу Родины, установлен памятник, или его именем названы улицы, центры построены. Зачем власть превозносит предательство?

Владимир БУШИН. Это просто от не ума. Жорес Алферов написал книгу "Власть без мозгов". Ничего не остаётся, как поддержать товарища Алфёрова. На каждом шагу эти глупости. Вот была годовщина Курской битвы. Великая битва, после которой немцы уже не оправились. В Курске были торжества, парад. Туда приехал Верховный главнокомандующий. И в беседе с участником парада сказал, что да - это великая битва, и без этой битвы и без многих других ещё неизвестно, что было бы с русским народом и с нашим государством.

Подумайте: не известно! Это известно всем! Его родной город Ленинград был бы уничтожен, стёрт с лица земли. Город, в котором он живёт, тоже бы был уничтожен. Ему можно посоветовать почитать, он знает немецкий, "План Ост", там очень подробно рассказано, что они хотели сделать с нашей Родиной. У них такая была идея - лебенсраум (Lebensraum) - жизненное пространство. Они расчищали жизненные пространства для себя! Главным образом за счёт русских и других славян.

"ЗАВТРА". Владимир Сергеевич, вы - участник Великой Отечественной войны. И Солженицын - участник войны. У вас есть с ним общность, братство фронтовое?

Владимир БУШИН. Я с ним был лично знаком. Я его тоже приветствовал, когда появился его рассказ. Там сказано, что сидят в лагере невинные люди. Да, были такие дела, и я вместе с другими писателями приветствовал то, что об этом стали говорить. У нас завязалась с ним переписка, потом мы виделись несколько раз. Даже случайно на улицах Москвы, в районе площади Маяковского однажды я его встретил, ещё где-то.

Но о каком братстве может идти речь? Он предатель в прямом смысле этого слова, и то, что его называли "литературный власовец" - совершенно справедливо. Никаких тут сомнений не может и не должно быть.

"ЗАВТРА". Почему он вернулся в Россию, по вашему мнению? Соскучился по Родине?

Владимир БУШИН. Он человек очень расчётливый, и с точки зрения того, что он делал для себя, это человек необыкновенного таланта. По своей ловкости, пройдошливости, оборотливости, тороватости - он поразительный человек. И обратите внимание, ведь он не сразу приехал, он выжидал: а как там? а надёжен ли этот переворот? Выждав года три, кажется, приехал. И сделал это помпезно: через Владивосток, там его Светлана Горячева, коммунистка, понимаете ли, встретила и дала потом благостные интервью. Вот когда бы её надо было бы призвать к порядку, а её гораздо позже.

Он прибыл, поехал по всей стране, делал остановки, ему организовывали встречи. В Омске тоже собрался митинг. А там была газета "Омское время", где главным редактором - Галина Ивановна Кускова, я там печатался, и как раз ко времени его приезда была опубликована моя статья "Загадка ареста Солженицына". Потому что он рассказывает разные истории, как его арестовали. Он рассказывает одно, а его ординарец совсем другое рассказывает. И я опубликовал статью, уличая его во лжи. Ему на митинге кто-то говорит: а вот Бушин о вас что пишет. Он: Ааа! Бушин! Это змея, змея, я его знаю!

А такие похвалы он мне писал, когда мы с ним переписывались!

"ЗАВТРА". Вы опубликуете эти письма?

Владимир БУШИН. Я их публиковал. У меня вышла недавно пятым изданием книга о Солженицыне. Правда, в несколько несуразном виде с точки зрения иллюстраций. Туда насовали таких благостных фотографий, как будто это книга ЖЗЛ о хорошем человеке, достойном нашего внимания и уважения. Я попросил, если будет дополнительный тираж, убрать эти фотографии.

"ЗАВТРА". Вернулся он тоже, вы считаете, из-за расчётливости?

Владимир БУШИН. Да, он всё предусматривает. И сам об этом рассказывает! Вот он идёт на заседание секретариата Союза писателей и заранее планирует, в каком порядке с кем здороваться, кому пожать руку, кому только кивнуть, мимо кого пройти и не заметить. Всё он фиксирует! И на этом заседании он сидит и стенографирует. У него мать была стенографом, она его обучила. И он стенографировал всё, что только можно было. Многие его публикации идут в его записи. Когда, скажем, Твардовский говорил ему: "У вас ничего святого, вам хоть плюй в глаза, вам всё божья роса", - он это зафиксировал. И характерная его черта, которая получила сейчас развитие в обществе - он не только совершает какие-то гнусные вещи, он ими хвастается.

Был такой случай. Твардовский написал письмо в защиту Солженицына Константину Федину, который тогда возглавлял Союз писателей. Отправил, и через три дня вдруг оно появляется на Би-Би-Си. Твардовский говорит ему: как это могло быть? Я же с нарочным отправил, я никому, кроме вас, не давал, вы же читали, вы же не могли это списать. И он пишет - да, всё я не мог списать, но самое главное я успел списать. Т.е. списал и передал через соответствующие каналы на Би-Би-Си.

И он любуется своей подлостью. То, что сейчас распространено. Еще Вознесенский Андрей сказал: "нам как аппендицит поудалили стыд". Действительно, стыд удалён.

"ЗАВТРА". Вы писали о том, что юбилей Горького сделали региональным юбилеем, в Нижний Новгород его увели, а юбилей Солженицына на всю страну собираются справлять, намерены ставить ему памятник, государственный размах придают.

А что за странная фигура - его вдова? Почему, например, открывают памятник святому Владимиру, и она там, на открытии рядом с руководством страны. Где князь Владимир святой и где Солженицына? Почему эта вдова имеет такое влияние в стране?

Владимир БУШИН. Когда говорят, мол, зачем отмечают его юбилей, тут юбилеи Тургенева, Горького… Это нельзя сопоставлять. Никакого отношения эти юбилеи к юбилею Солженицына не имеют. Это писатели, а этот - враг народа. А вдова его просто достаточно шустрая, пронырливая, деловая и ловкая особа. Открывался памятник Твардовскому, она тут как тут. Подошла к дочерям Твардовского и пыталась с ними говорить. А Валентина Твардовская сказала: нет, сударыня, нам с вами разговаривать не о чем. Но этой вдовушке тоже - хоть плюй в глаза.

"ЗАВТРА". Мало ли кто какой активный, ведь это поддержка на государственном уровне. Когда открывали памятник князю Владимиру, было ограниченное количество людей. И - она.

Владимир БУШИН. Я думаю, что не сама она припожаловала. Её пригласили организаторы этого торжества, и она даже какую-то речь сказала. Женщина она образованная.

"ЗАВТРА". Опять - таки: образованных, не глупых женщин много, но ведь она - определенный символ. Власть подобными поступками, например, учреждением юбилеев, памятниками, приглашениями таких людей показывает, на что делает акценты и что считает важным и нужным для страны. Но это совершенно расходится с мнением большинства населения. Вы говорите, что она не глупа. Но не так, мне кажется, всё-таки власть глупа.

Владимир БУШИН. Власть несомненно глупа. Она ловка, пройдошлива, но делает глупости сплошь и рядом. Я уже о некоторых из них говорил, и можно без конца об этом говорить. Вот был, скажем, у нас срок давности за экономические преступления - десять лет. В других странах примерно так же. Пришёл товарищ Путин и сказал - это много, давайте сделаем три года. И стало три года.

"ЗАВТРА". Отсиделись три года на Лазурном берегу, и всё, неподсудны? Приезжай и дальше воруй. Вот тогда Станкевичу, который после уличения его в получении взятки умотал в Польшу, не пришлось бы так долго там отсиживаться, дожидаясь, когда закончится этот самый срок преследования. Припожаловал бы раньше, чтобы с экранов не сходить, поучая нас, что такое хорошо, и что такое плохо, как нам обустроить Россию.

Владимир БУШИН. Да, после трёх лет уже нельзя преследовать. Это с точки зрения национальных интересов - глупость. Это вредное решение, антинародное.

"ЗАВТРА". Наверное, по терминологии того же Солженицына, экономические преступники - духовно близкие власти люди: это те, кто ворует в огромных масштабах, коррупционеры. Они духовно близки власти, и поэтому власть им идёт навстречу, либерализирует наказание. Медведев вообще предлагал за экономические преступления штрафами ограничиваться. А ведь едва ли не все преступления совершаются ради денег.

Владимир БУШИН. Для власти Солженицын - фигура нужная, полезная, необходимая. Путин его посещал, был у него в гостях. И никто бы без соизволения высшего руководства не додумался устраивать торжества по случаю его столетия.

"ЗАВТРА". Нужная для чего?

Владимир БУШИН. Посмотрите: большевики к власти шли долго, шли через ссылки, тюрьмы, иммиграции. А эти пришли к власти моментально. Они вчера были успевающими советскими чиновниками, сегодня стали ещё более успевающими антисоветскими чиновниками. Так им же надо это как-то оправдать, надо доказать, что та эпоха, та власть была настолько отвратительной, что не предать её нельзя было, порядочный человек просто обязан был это сделать. И тут Солженицын как раз уместен, как раз он и доказывает. С большим энтузиазмом доказывает.

"ЗАВТРА". Солженицын был среди авторов, которые, по словам Александра Проханова Советскую власть заканчивали книгами. Они слово в буквальном смысле превратили в оружие, которым били по своей стране. И власть, которая превозносит предателей, на что рассчитывает? Ведь сейчас, когда санкции, когда нашу страну демонизируют во всём западном мире, который, собственно говоря, только и является авторитетом для нашего руководства, надо сплотиться, чтобы держать удар. Но в то же время человека, который был разрушительным оружием, который был в одном строю с Западом и с отношением Запада к стране, устами героя призывал сбросить атомную бомбу на Советский Союз, власти запускают внутрь страны.

Владимир БУШИН. Это и говорит о небольшом уме. Всё можно было сделать гораздо деликатнее, тоньше, даже при их ненависти к коммунистической партии можно было умнее и деликатнее поступить. Можно было сказать: она выполнила свою роль, исчерпала свои возможности, пусть уйдёт на покой. Но ведь этого ничего не было! Началась травля. По телевидению идёт передача, какая-то ведущая, перед которой девочка, говорит: ты могла бы выбить табуретку под коммунистом, у которого на шее петля? Та: да, я могла бы выбить. Или, например, изготовлен торт в виде Ленина, сходятся люди, жрут этот торт и восхищаются. Но это же патологично! Это же только совершенно другие биологические особи могут проделывать. Они существуют, и ими наша власть пользуется очень охотно.

"ЗАВТРА". Солженицын в советское время являлся членом Союза писателей, был обласкан вами в том числе. Когда он вернулся, у него была среда писательская, он продолжал общаться с писателями, к Союзу какое-то отношение имел? Или обособился?

Владимир БУШИН. Он состоял на учёте в Рязанской писательской организации, и его там исключили. И он опять в этом случае признал справедливость, говорит, ну какой я советский писатель? А когда он вернулся, наверное, он и не нуждался, и не вступал вновь в советские писатели, хотя Союз писателей ему какую-то премию присудил.

После возвращения, по-моему, он ни с кем из известных писателей не общался. Была в "Советской России" статья "Убить дракона" одного автора тамошнего, члена редколлегии, не буду её называть, женщина. Она обвиняет писателей в том, что сами, мол, советские писатели породили этого дракона. Ничего подобного. Как только он обнаружился, были многочисленные заявления и выступления против него. В начале, когда он появился, он написал письмо съезду писателей. Четвертый, кажется, был съезд писателей, он написал письмо туда, и я помню, ко мне пришёл почивший ныне Эмка Мандель с предложением подписать просьбу о том, чтобы тому дали слово. Я подписал.

Тогда даже такие писатели, как Валентин Катаев, Вениамин Каверин его поддержали. Они-то могли знать лучше, чем кто-либо другой, историю нашей литературы, судьбы многих писателей. Но потом, когда он достаточно обнаружил себя, тем более, когда опубликованы были его "Пир победителей" и другие вещи, то один за другим последовали многочисленные самые жестокие и жёсткие оценки его фигуры, вплоть до предложения исключить его из Союза писателей.

"ЗАВТРА". Аргументированно?

Владимир БУШИН. Да. Кто-то передал Твардовскому, что после прочтения первого рассказа Солженицына Шолохов сказал: поцелуйте за меня Солженицына. А потом он сказал: да нормальный ли он человек? У меня полное впечатление, что это какое-то болезненное бесстыдство.

Он прочитал несколько его вещей и дал самую жестокую оценку этим писаниям. И многие другие писатели и московские, и ленинградские, и из национальных республик выступили совершенно решительно против этой фигуры. И не только писатели, учёные, военные. Это была весьма дружная реакция на всё то, что он со временем обнаружил и показал нам.

"ЗАВТРА". Он - лауреат Нобелевской премии. Эти премии сейчас явно политизированы.

Владимир БУШИН. Да. Недавно попалась мне статья, автор пишет, что такой-сякой Солженицын, но он же Нобелевский лауреат.

Боже мой, да кто же всерьез воспринимает какие-нибудь премии? Премия - это чаще всего политика, а Нобелевская премия по отношению к России особенно пристрастна. Она существует с девятисотого года, и дважды выдвигали на Нобелевскую премию Толстого. Потом ему какие-то европейские писатели прислали своё сочувствие, мол Лев Николаевич, как досадно. Он их чуть-ли не послал куда подальше. Горького выдвигали неоднократно. Не дали. Дали Бунину за антисоветчину. Как не дать? Известный писатель, антисоветчик махровый, до конца жизни остался таким.

"ЗАВТРА". Алексиевич дали.

Владимир БУШИН. Да.

"ЗАВТРА". Недавно у нас в газете была беседа с губернатором Белгородской области Евгением Степановичем Савченко, и он сказал, что любое произведение надо оценивать по такому критерию: это способствует согласию в обществе, укреплению взаимоотношений в обществе или наоборот вносит раздор, разлад в общество. А книги Солженицына, его произведения, его деятельность способствуют чему?

Владимир БУШИН. Конечно, такой взгляд как один из критериев литературы вполне закономерен. Но всё творчество, вся личность Солженицына только сеет раздор и вражду среди людей. Ему памятник поставили во Владивостоке и буквально на другой же день на памятнике появилась вывеска "Иуда". В Москве около какого-то медицинского центра появилось его изображение, и то же самое произошло. Зачем это власти нужно, она сама это не понимает. Многое делается для того, чтобы людей столкнуть лбами. Или опять-таки, не от большого ума.

"ЗАВТРА". Владимир Сергеевич, спасибо за беседу.

Медякова Ольга Владимировна

Тема урока : Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Класс : 5

Цель: Систематизировать и обобщить знания по изученному произведению.

Задачи:

1. Создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком.

2. Активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий.

3. Развивать навыки монологической речи, выразительного чтения, анализа текста.

4. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Планируемые результаты:

Предметные – давать характеристику поступкам героя, определять значение картин природы; выявлять художественную идею рассказа, состоящую в утверждении необходимости содружества человека и природы, умения быть настойчивым и действенным в любых обстоятельствах, бороться и достигать победы сложных ситуациях.

Метапредметные УУД:

познавательные – умение извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализировать объект с целью выделения существенных признаков;

регулятивные – умение соотносить свои знания с целью, комментировать полученную информацию, уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата;

коммуникативные – умение планировать учебное сотрудничество в коллективе, оценивать действия одноклассников;

личностные – формирование личностных ценностей на основе оценки содержания художественного произведения, поступков литературного героя.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, раздаточный материал, географическая карта.

Прилагаемые медиаматериалы: презентация, фонозапись «Пение птиц», музыка Э. Грига «Утреннее настроение».

Использованная литература и ресурсы сети Интернет:

1. Курдюмова Т.Ф. Литература. Учебник-хрестоматия для учащихся 5 класса. ООО «Дрофа», 2012г.

2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе для 5 класса. – М.: ВАКО, 2014г.

3. «И открой в себе память». Вып. 2. Воспоминания о В.П. Астафьеве жителей Овсянки и Дивногорска: материалы к биографии писателя. Красноярск, 2006г.

4. Заболоцкий Н.А. Стихотворения. М: Советская Россия, 1985г.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1990г.

6. https :// xmuzic . me / q / ls 68 wrTQ 5 cmR _3 qE 2 ZKCs 8 eD 66 HpR 6 jSpeSnzbbe /

7. https :// my - hit . fm /григ-утреннее-настроение

8. http :// www . youtube . com / watch ? v = rGvaKqk -4 ss

9. testedu.ru/test/literature/5-klass/astafev-vasyutkino-ozero.html

Портал «Образовательные тесты»

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Работа по теме урока.

4. Физразминка.

5. Итог урока.

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент (Слайд 1 – заставка)

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Я хочу, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом. Надеюсь, что вам будет интересно на уроке.

II. Актуализация знаний, пробуждение интереса к теме.

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами. Для этого вам предстоит разгадать ребус, который состоит из двух частей.

Первая часть ребуса: (Слайд 2)

Действительно, это тайга. (Слайд 3)

Вторая часть ребуса: (Слайд 4)

Вы правы: это главный герой рассказа В.П. Астафьева “Васюткино озеро” – Васютка. (Слайд 5)

Маленькой песчинке легко затеряться в океане. Так же легко человеку заблудиться в тайге и погибнуть. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание.

Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется ”. Как вы понимаете это высказывание? (Слайд 6)

Что же помогло герою рассказа Астафьева выжить, не погибнуть в тайге? Об этом мы и поговорим сегодня на уроке. (Слайд 7)

Можно ли назвать наш урок «Поединок Васютки и тайги?» Давайте проверим по словарю, что означает слово «поединок».

(Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.)

Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока. (Васютка и тайга, человек и природа.)

О чём можно порассуждать на этом уроке? (Природа – друг или враг? Спасение Васютки – чудо или закономерность? Какие уроки дает природа герою и читателю?)

Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: «Человек и природа в рассказе

В.П. Астафьева «Васюткино озеро» (Слайд 8)

Ребята, откройте свои тетради, запишите дату и тему урока.

Эпиграфом урока служат слова В. П. Астафьева: «Природа – не только источник жизни. Она воспитатель души». (Слайд 9)

Итак, мы отправляемся на экскурсию в лес вместе с главным сибирским писателем В. П. Астафьевым и с главным героем рассказа Васюткой.

III . Работа по теме урока

В.П. Астафьев – писатель со сложной, но интересной судьбой. Гибель родителей, детский дом, война, душевные раны – все это было в его жизни. Но было и другое - то, что давало ощущение радости и полноты жизни. Это - творчество и целительная сила природы, которая сопровождала его на протяжении всей жизни. Вы уже знакомы с рассказом этого писателя, сегодня заключительный урок по произведению. И мы вновь обращаемся к страницам автобиографического произведения В.П. Астафьева «Васюткино озеро», попытаемся выявить авторскую идею, определить взаимосвязь между человеком и природой.

Первый привал

Какова история создания рассказа «Васюткино озеро»? Почему рассказ «Васюткино озеро» можно назвать автобиографичным? (Сообщение учащегося)

Виктор Петрович Астафьев говорил: «Я твёрдо знаю – заставили писать меня книги и жизнь». Думал он, думал, и вышло, что ему надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и о прочей родне. Они были интересны ему и любимы им такими, какие они есть на самом деле. В основе рассказа «Васюткино озеро» лежит история его собственной жизни, т. е автор поставил героя в ситуацию, в которой оказался он сам.

Второй привал

Вопросы по содержанию рассказа в форме разгадывания кроссворда. (Раздаточный материал)

Что помогло Васютке выжить в трудных условиях?

(Васютка умел анализировать происходящее: «Склонность к пространным рассуждениям, как у всякого таёжника, рано появилась у Васютки». Ему пригодились навыки, полученные в общении со взрослыми, смекалка, сноровка и вера в себя)

Вывод: человек и природа находятся в неразрывной связи.

Итак, знание законов тайги помогли мальчику выжить: в лесу он нашел и пищу, и кров, и тепло. Можно сказать, что природа – это открытая книга! Но открывается она не всем, нужно уметь её читать. Итак, природа – это открытая книга!

Давайте запишем этот важный вывод в тетрадь, все интересные и важные мысли по ходу урока мы будем записывать в тетрадь. (Дети по ходу урока записывают в тетрадь основные выводы.)

А как вы думаете, можно назвать природу величественным храмом? Что такое храм?

(Работа со словарём: храм - святое место, куда приходят люди очищать душу.)

Вот и Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать ее живую душу: разговаривает с ней, ищет поддержки, замечает малейшие изменения, чувствует ее состояние. Через природу он пытается подать весточку родным, очищается, становится мудрее. Действительно, красота природы подобна великолепию храма. Так писал об этом французский поэт Шарль Бодлер: (читает учитель)

Природа – некий храм, где от живых колонн

Обрывки смутных фраз исходят временами.

Как в чаще символов, мы бродим в этом храме,

И взглядом родственным глядит на смертных он.

Итак, запишем ещё одну важную мысль: Природа – это величественный храм.

В.П. Астафьев называет тайгу ласково - «кормилица». Как вы думаете, почему? (Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостлива, нужно её изучать, уважать и следовать её законам). Давайте запишем наш следующий вывод: Природа – это мать, кормилица.

Музыкальная физразминка.

Третий привал

Расскажите о тайге как о природной зоне России. Покажите на географической карте.

- На с. 158 найдите и зачитайте описание тайги со слов «Тайга… Тайга» (чтение под фонозапись «Пение птиц» ). Как рисует тайгу автор? Какие изобразительные средства использует? Для чего? (Передает состояние главного героя, находим описание тайги в тексте) (Слайд 10)

- Почему тайга показалась мальчику «молчаливой», «равнодушной»? Почему она напомнила Васютке море?

Сделаем выводы: что же помогает нам разобраться в чувствах и эмоциях героя? (Картины природы - описание тайги) Итак, природа в произведении - это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути.

Древний китайский философ Сюнь-цзы сказал: «Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг…» (Слайд 11) Подумайте над этими мудрыми словами! Какой можно сделать вывод? Что такое природа по отношению к человеку? Совершенно верно, природа – это не враг, природа - учитель и друг . Это ещё один важный вывод.

Покажите на карте реку Енисей. Расскажите, что вы о ней знаете. (Сообщение учащегося)

Давайте найдем в тексте встречу Васютки с Енисеем и зачитаем этот эпизод. (Сначала мальчик радуется, прыгает от счастья, хватает жадными глотками воду, но потом берёт себя в руки) (Слайд 12)

Как обращается мальчик к Енисею? («Енисеюшко, славный, хороший…» (олицетворение) - для мальчика он словно добрый старый друг). Выход к Енисею означает спасение.

Почему отражение в Енисее удивило Васютку? Главный герой изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за пять неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

Выход к Енисею Васютке подсказало озеро, которое он нашёл в лесу. А как вы считаете, можно ли сказать, что Васюткино озеро – «озеро надежды»?

У поэта Николая Заболоцкого есть стихотворение «Лесное озеро», давайте послушаем его и сделаем вывод, можно ли соотнести озеро, которое нашел Васютка, и лесное озеро, изображенное Заболоцким.

( Чтение стихотворения на фоне музыки Э. Грига «Утреннее настроение»)

В асюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь - любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине. Значит, можно сделать ещё один вывод. Природа – это зеркало души человека . (Слайд 13)

Четвертый привал

- Предлагаю вам познакомиться с памятками «Советы идущему в лес» (Слайд 14) и «Если ты заблудился в лесу» (Слайд 15)

VI. Итоги урока

- Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?

Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судья. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

- В чем проявляется умение выжить? (Быть смелым, сильным духом, знать законы природы, не забывать заветы и традиции отцов и дедов)

1. Память о традициях стала для Васютки спасательным кругом. Воспользовавшись им, он делает свою памятную зарубку – открывает озеро.

Пусть и для нас его уроки станут ориентиром в жизни. «С памятью – к памяти».

2. В.П. Астафьев своим творчеством старается показать, что все животные и растения проживут без человека, но человек без природы обречен на гибель.

Вместе с Васюткой мы путешествовали по тайге, переживали, отчаивались, радовались. Помните, чтобы не заблудиться, мальчик оставлял затеси – зарубки на деревьях, указывающие путь людям? Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения.

Послушайте стихотворение «Зарубки на сердце».

Зарубки на сердце

Уроки мужества, уроки доброты
Ты в сердце сохранишь навеки,
И озеро, как символ чистоты,
Тебе откроется, пусть на изломе лета.
Увидишь в струях чистого ручья
Природы первозданной отраженье,
И собственная грешная душа
Почувствует истоки очищенья.
Вольется в сердце неба синева,
И звезд на небе тихое мерцание,
И щебет птиц, и росная трава -

Васюткиного озера сияние!

V . Рефлексия

Выразите своё отношение к герою. Чему вы научились у Васютки? (слайд 16)

Опорные конструкции для рефлексивного анализа:

Мне было страшно, когда Васютка …

Я переживал, потому что …

Если бы я оказался в такой ситуации …

Меня восхищает в Васютке …

А ведь Васютка мог…

Сумел ли Васютка добраться до своего берега Успеха? А мы? Оцените работу. (Приём светофора: зелёный – 5, жёлтый – 4, красный - 3)

VI . Домашнее задание (слайд 17)

Написать Васютке письмо о том, чему вы у него научились.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»