Человеку свойственно в процессе общения выражать свои эмоции и чувства, независимо от устного изложения или в виде письменных сообщений. Люди, при непосредственном контакте друг с другом, используя мимику, язык тела и жестов вносят в повествование яркие краски. Появляется возможность понять, заинтересовала собеседника эта тема или оставила равнодушным.
Невербальное общение. Правда или миф?
Некоторые сомневаются в существовании языка тела, считая все разговоры на эту тему пустым вымыслом.
Противники теории поз и жестов утверждают, что изменение положения тела происходит совсем по иным причинам. К примеру, при положении сидя человеку удобней скрестить руки, если нет подлокотников, а вовсе не потому, что тот мизантроп.
Зевать начинают не только от того, что начинают скучать. Недостаток кислорода в тесном кабинете или переутомление могут спровоцировать этот процесс. Следовательно, до формулировки выводов необходимо понять, почему собеседник начал активно жестикулировать или вращает в руках какой-либо предмет.
Раскрыть язык жестов поможет эксперимент. А испытуемыми могут стать друзья и родственники, мимика, позы и жесты которых в разных жизненных ситуациях меняются. Но ни в коем случае не стоит навязываться и давить, иначе можно нанести урон многолетней дружбе и хорошим отношениям.
Невербальные средства коммуникации
Невербальным средством общения является процесс передачи мыслей без использования речи – второй сигнальной системы. Он вбирает в себя 60–80% завуалированной информации.
Каждый из нас, общаясь с оппонентом, грамотно излагающим суть дела и аргументирующим фактами, зачастую чувствует в его словах некий подвох. Но, несмотря на достоверность и правдивость сведений, интуиция подсказывает, что не стоит целиком полагаться на этого человека. И при дальнейшем общении ощущается дискомфорт, человек ищет, к чему бы придраться.
И, действительно, собеседника выдают изменения мимики, позы и жестикуляции, противоречащие его гладкому изложению. Появляется некое несоответствие и возникают серьезные опасения, что он действует совсем не в ваших интересах.
Человеку трудно долго сдерживать эмоции, они должны найти выход. Но в силу обстоятельств, правил приличий и норм общества мы не вольны отдаваться на волю чувств и выражаем их, меняя позу, мимику и жесты. Нередко такое поведение становится нормой и превращается в привычку.
Примеры невербального общения
- Если девушка, демонстрируя свое запястье, общается с представителем противоположного пола, она дает ему понять, что готова сблизиться с ним. А если еще красит губы яркой губной помадой, то он действительно стал объектом ее страсти.
- Существует распространенный метод налаживания контакта с новыми знакомыми: следует копировать его жесты и позы. Если собеседник скрестил руки, можно повторить это телодвижение. Данная манипуляция способствует невербальному единению. Существует целый свод таких небольших хитростей.
Чтобы уловить истинный смысл, необходимо уделить пристальное внимание положению рук и ног собеседника.
Главным образом жесты и позы подчеркивают правоту, а иной раз и противоречат сказанному.
Трудно поверить человеку со скрещенными конечностями, убеждающего другого в благих намерениях. Вряд ли он исполнит обещанное. Наверняка он использует расположение и доверие партнеров в личных интересах.
Посредством жестов и позы можно утаить часть информации от оппонентов. Несмотря на непринужденность и легкость в общении, поза дает понять, что владелец ни с кем не намерен делиться важными сведениями.
Психология жестов
Алана Пиза, известного психолога, называют «мистером языка телодвижений». Автор выпустил свои произведении миллионными тиражами. Алана Пиз задался целью не только научить читателя «расшифровывать» язык тела, но и применять приобретенные знания на практике. Не ускользают от его внимания даже малейшие изменения, вплоть до расширения зрачков и смежевания век.
Во-первых, появляется возможность наладить коммуникации.
Во-вторых, можно с большой долей вероятности просчитать дальнейшие действия человека.
С позиций психологических знаний Алан акцентирует внимание на отличительные особенности поведения и жестикуляции у женщин и мужчин.
Помимо гендерных различий, резко разнятся телодвижения руководителей и подчиненных. Наблюдая беседу, можно зафиксировать быструю смену эмоций.
Невербальное поведение и жесты
- Если знакомый горбится, это свидетельствует о том, что ему нанесли сильнейшую обиду или он пережил мощный стресс. Непомерная «тяжесть проблем» не дает ему расправить плечи. Он испытывает дискомфорт от того, что не может справиться с ситуацией и таким образом закрывается.
- Если собеседник наклоняется в сторону оратора, то это значит, что он заинтересован темой беседы. Так он старается приблизиться к источнику информации.
- Наклоняя голову и одновременно опуская веки, собеседник высказывает полное одобрение. Можно не сомневаться в его уважительном отношении. Напротив, если человек часто трогает руками лицо, касаясь глаз или уголков рта, он вам не доверяет.
- Состояние индивида выдают руки. При волнении и раздражении человеку свойственно поглаживать себя, поправлять волосы или катать и теребить первые попавшиеся предметы в руках. Иногда он засовывает пальцы в рот. В этом случае ему необходимы поддержка и одобрение оппонента.
- Доверие, открытость, готовность к сотрудничеству демонстрируют раскрытые ладони. Если он не скрещивает локти и ноги, то импонирует вам. А если он отвел руки за спину и высоко поднял подбородок, то тем самым демонстрирует свое превосходство.
- Чтобы убедить партнера в серьезном и ответственном подходе к дальнейшему сотрудничеству, следует использовать следующий метод. В ходе деловых переговоров необходимо мысленно нарисовать потенциальному партнеру треугольник между глазами выше переносицы и смотреть в эту зону.
75 признаков языка тела по Максу Эггерту
Физический знак | Возможные значения |
|
---|---|---|
Движения кадыка | Тревога, ложь |
|
Руки перед корпусом, прикосновения к сумочке, украшениям, воротнику рубашки и т.п. | Неуверенность |
|
Одна рука поперек тела, закрепившись за другую руку | Неуверенность |
|
Руки и ладони открыты | Открытость, искренность |
|
Руки скрещены на груди | Отгораживание от кого-то или чего-то, не признаваемого, выражение отрицательного отношения |
|
Руки скрещены, одна держит другую | Неуверенность |
|
Руки держатся за сумочку, чашку и т.п. как за барьер | Неуверенность |
|
Съеживание | Желание защититься |
|
Моргание (учащенное) | ||
Глубокий вздох | Расслабление, согласие |
|
Поглаживание подбородка | Обдумывание решения, оценка |
|
Искренняя улыбка | Приветствие, стремление к сближению, одобрение |
|
Потирание глаз | Смущение, усталость |
|
Потухший взгляд | Скука, обдумывание |
|
Прикосновения к лицу (включая рот, глаза, уши, шею) | Стремление скрыть правду или нервозность |
|
Палец (дужка очков и др.) во рту | Оценка или ожидание подтверждения |
|
Направление носков ступней | Указание, куда направлено внимание (к двери, если человек хочет уйти, к собеседнику, если тот привлекателен) |
|
Притопывание | ||
Поглаживание собеседника | Стремление к близости |
|
Прихорашивание | Проявление интереса к собеседнику |
|
«Рубка» ладонью | Агрессивность |
|
Обхват запястья руки за спиной | Полное доверие или наоборот - фрустрация |
|
Рука покоится на голове | Заинтересованная оценка |
|
Поглаживание шеи сзади | Ощущение угрозы или гнев |
|
Лицо, опертое на раскрытые ладони, локти на столе | Женский прием для придания себе более привлекательного вида или привлечения внимания мужчины |
|
Стиснутые кулаки | Фрустрация (чем сильнее фрустрация, тем выше кулаки) |
|
Руки за спиной | Уверенность, властность |
|
Руки в карманах | Стремление выглядеть уверенным, призыв «Убедите меня» или демонстрация отстранения |
|
Руки с раздвинутыми локтями на коленях | Использование пространства для демонстрации главенства |
|
Руки раскрыты ладонями вверх | Покорность |
|
Потирание ладоней | Надежда на успех |
|
Руки сцеплены | Уверенность, расслабленность, самонадеянность |
|
Опора на руки | Выражение власти путем использования пространства |
|
Рукопожатие с обхватом локтя | Попытка демонстрации тесной дружбы |
|
Протягивание руки ладонью вниз | Попытка оказать давление |
|
Протягивание руки ладонью вверх | Признак подчинения |
|
Рукопожатие, другая рука на плече | Попытка демонстрации близости |
|
Рукопожатие с другой рукой сверху | Желание показать главенство |
|
Рукопожатие с вертикальными ладонями и примерно одинаковой силой | Проявление уважения, признание равенства и «приглашение» к раппорту |
|
Рукопожатие с обхватом запястья | Проявление радости при встрече. Допустимо при близких отношениях |
|
Жестикуляция перед лицом | Отрицательное отношение; ложь или нервозность |
|
Усиленное дыхание | Страх или тревога |
|
Наклон вперед | Интерес, одобрение |
|
Скрещенные ноги | Замкнутость, поза покорности или защиты; у женщин - признак комфортности |
|
Нога закинута на ногу так, что дальняя от соседа оказывается ближней к нему | Знак одобрения или симпатии |
|
Ноги «четверкой»: лодыжка одной на колене другой | Уверенность, главенство, поза соперничества |
|
Носки врозь (мужчины) | Открытость или главенство |
|
Ноги расставлены | Использование пространства для утверждения главенства |
|
Кусание губ | Тревога, нежелание высказываться |
|
Облизывание губ | Тревога, привлечение внимания |
|
Поглядывание на часы | Желание уйти, скука, безразличие |
|
Отзеркаливание | ||
Прикрывание рта | Желание спросить, не лгут ли вам, или нежелание сказать лишнее |
|
Движение назад | Несогласие или тревога |
|
Движение вперед | ||
Ладонь согнута, указательный палец направлен вперёд | Стремление добиться согласия или подчинения |
|
Ладони обращены вниз | Демонстрация власти |
|
Ладони обращены вверх | Согласие, готовность слушать |
|
Прихорашивание | Желание быть привлекательным |
|
Быстрый или резкий вдох | Удивление, шок |
|
Сидение напротив друг друга | Позиция соперничества или обороны |
|
Сидение рядом, стулья чуть повернуты друг к другу | Позиция сотрудничества |
|
Улыбка одними губами | Покорность или неискренность |
|
Улыбка во все лицо | Приветствие, доброжелательность, приглашение к признанию |
|
Высокомерие или неискренность |
||
Речь свободная и быстрая | Страстность |
|
Внезапное замедление речи | ||
Поза во весь рост | Стремление к главенству, к привлекательности |
|
Стиплинг | Доверие или, при слушании, знак «Убедите меня!» |
|
Сжатые зубы | Фрустрация, гнев |
|
Игра большими пальцами, например засовывание их в карманы пиджака или брюк | Знак превосходства, главенства, властности |
|
Большие пальцы засунуты за пояс или в карманы | Поза сексуальной агрессии |
|
Учащение тиков | Тревога |
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
Наши представления о невербальном общении находят отражение во многих общепринятых фразеологических оборотах. О счастливых людях мы говорим, что они «переполнены» счастьем или «сияют» от счастья. Про людей, испытывающих страх, мы говорим, что они «замерли» или «окаменели». Гнев или злость описывается такими словами, как «лопнуть» от злости или «дрожать» от ярости. Нервничающие люди «кусают губы», т. е. чувства выражаются средствами невербального общения. И хотя мнения специалистов в оценке точных цифр расходятся, можно с уверенностью сказать, что более половины межличностного общения приходится на общение невербальное. Слушать собеседника поэтому означает также понимать язык невербального общения.
ЯЗЫК НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Невербальное общение, широкоизвестное как «язык жестов», включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.
Учиться понимать язык нсвербалы;ого общения важно lie нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но, чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Иногда мы говорим: «Я не знаю, как выразить это словами», имея в виду, что наши чувства настолько глубоки или сложны, что для их выражения мы не можем найти подходящих слов. Тем не менее чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на
Невербальное общение
языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Если говорящему трудно справиться с гневом, он повышает голос, отворачивается, а подчас ведет себя и более вызывающе. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. Собеседник, который указывает пальцем, смотрит пристально и постоянно перебивает, испытывает совершенно другие чувства, чем человек, который улыбается, ведет себя непринужденно и (главное!) нас слушает. Наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно, как правило, спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то что люди взвешивают свои слова и иногда контролируют мимику, часто возможна «утечка» скрываемых чувств через мимику, жесты, интонацию и окраску голоса. Любой из этих невербальных элементов общения может помочь нам убедиться в правильности того, что сказано словами, или, как это иногда бывает, поставить сказанное под сомнение.
Хорошо известно, что невербальный язык понимается всеми людьми одинаково. Например, скрещенные на груди руки соответствуют защитной реакции. Но это не всегда так. Конкретные невербальные выражения, как, например, те же скрещенные руки, понимаются по-разному: значение зависит от конкретной ситуации, в которой эта поза возникает естественно. Однажды я был на сеансе гипноза. Из желающих участвовать в опыте, как я заметил, гипнотизер выбрал тех, кто сидел в кресле свободно, а также тех, кто сидел, ссутулившись или развалившись. Он не пригласил ни одного, кто сидел скрестив руки или ноги. По невербальным выражениям он определил установку зрителей на гипноз. Скорее, вероятно, он придерживался первого правила невербального общения, а именно: понимание языка невербального общения возникает в контексте ситуации.
Писатель Юлиус Фаст рассказывает о пятнадцатилетней пуэрто-риканской девочке, котору-ю застали в группе курящих девочек. Большинство курильщиц отличались недисциплинированностью, но за Ливией не наблюдалось нарушений школьного порядка. Тем не менее директор школы, поговорив с Ливией, решил наказать ее. Директор ссылался на ее подозрительное поведение, выразившееся в том, что она не смотрела ему в глаза:
он принял это за выражение виновности. Этот инцидент вызвал протест матери. К счастью, школьный учитель испанского языка объяснил директору, что в Пуэрто-Рико вежливая девочка никогда не смотрит взрослым прямо в глаза, что является знаком уважения и послушания. Этот случай показывает, что «слова» невербального языка у разных народов имеют разное значение. Обычно в общении мы добиваемся точного понимания невербального языка, когда связываем его с конкретной ситуацией, а также с социальным положением и культурным уровнем конкретного собеседника.
В то же самое время одни люди понимают невербальный язык лучше других. Результаты ряда исследований показывают, что женщины более точны как в передаче своих чувств, так и в восприятии чувств других, выражаемых невербальным языком. Способности мужчин, работающих с людьми, например психологов, преподавателей, актеров, оцениваются так же высоко. Понимание невербального языка в основном приобретается при обучении. Однако следует помнить, что люди очень отличаются друг от друга в этом плане. Как правило, чуткость в невербальном общении повышается с возрастом и опытом.
ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА (МИМИКА)
Выражение лица - главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции - счастье, любовь и удивление. Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции - печаль, гнев и отвращение. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:
удивление - поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ. приоткрытый ро-": ( nav - i"p" ...-ч.^^-, : ",^.....^.^ ,.^м пс^спи^ицси
брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;
гнев - брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;
отвращение - брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;
Невербальное общение
печаль - брови сведены, глаза потухшие. Часто уголки губ слегка опущены;
счастье - глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.
Художникам и фотографам давно известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая стороны нашего лица могут отражать эмоции по-разному. Недавние исследования объясняют это тем, что левая и правая стороны лица находятся под контролем различных полушарий мозга. Левое полушарие контролирует речь и интеллектуальную деятельность, правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью. Связи управления перекрещиваются так, что работа доминирующего левого полушария отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся большему контролю. Поскольку работа правого полушария мозга отражается на левой стороне лица, то на этой стороне лица труднее скрыть чувства. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой стороне. Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются нюансов выражения. Особенно экспрессивны губы человека. Всем известно, что плотно сжатые губы отражают глубокую задумчивость, изогнутые губы - сомнение или сарказм. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении. В то же самое время улыбка как элемент мимики и поведения зависит от региональных н ку.1иТ;,пных различий: тах, южане склонны улыбаться чаще, чем жители северных районов. Поскольку улыбка может отражать разные мотивы, следует быть осторожным в истолковании улыбки собеседника. Однако чрезмерная улыбчи-вость, например, часто выражает потребность в о.чобпр-НИИ Н."Н Г^^ ^"гP "^^^ " ^"^"^ ""-. "-."...., ^„..^^^^.i, даемая приподнятыми бровями, выражает, как правило,-готовность подчиняться, в то время как улыбка с опущенными бровями выражает превосходство.
Лицо экспрессивно отражает чувства, поэтому говорящий обычно пытается контролировать или маскировать выражение своего лица. Например, когда кто-либо случайно сталкивается с Вами или допускает ошибку, он обычно испытывает такое же неприятное чувство, как и Вы, и инстинктивно улыбается, как бы выражая тем са-
мым вежливое извинение. В этом случае улыбка может быть в определенном смысле «заготовленной» и поэтому натянутой, выдавая смесь беспокойства и извинения.
ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТАКТ
Визуальный контакт является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд может мешать собеседнику сосредоточиться. Как говорящий, так и слушающий смотрят друг другу в глаза не более 10 секунд. Это, вероятнее всего, происходит перед началом разговора или после нескольких слов одного из собеседников. Время от времени глаза собеседников встречаются, но это продолжается значительно меньше времени, чем задерживает взгляд каждый собеседник друг на друге.
Нам значительно легче поддерживать визуальный контакт с говорящим при обсуждении приятной темы, однако мы избегаем его, обсуждая неприятные или запутанные вопросы. В последнем случае отказ от прямого визуального контакта является выражением вежливости и понимания эмоционального состояния собеседника. Настойчивый или пристальный взгляд в таких случаях вызывает возмущение и воспринимается как. вмешательство в личные переживания. Более того, "настойчивый или пристальный взгляд обычно воспринимается как признак враждебности.
Необходимо знать, что отдельные аспекты взаимоотношений выражаются в том, как люди смотрят друг на л^^я. Ha^pi^"^p. ";." ( .:."!".": -. --"" i-CTL c.j..„^ ;ia тех, кем восхищаемся или с кем у нас близкие отношения. Женщины к тому же склонны на больший визуальный контакт, чем мужчины. Обычно люди избегают визуального контакта в ситуациях соперничества, чтобы этот контакт не был понят как выражение враждебности. Кроме того, мы склонны смотреть на говорящего больше, когда он находится на расстоянии: чем ближе мы к говорящему, тем больше избегаем визуального контакта. Обычно визуальный контакт помогает говорящему почувство-
Невербальное общение
вать, что он общается с Вами, и произвести благоприятное впечатление. Но пристальный взгляд обычно создает о нас неблагоприятное впечатление.
Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, то отводит глаза в сторону, это значит, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь Ваша очередь».
Умеющий слушать, как и тот, кто читает между строк, понимает больше, чем значат слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает отклонения в построении фраз, как, например, незаконченность предложений, отмечает частые паузы. Эти вокальные выражения наряду с отбором слов и выражением лица полезны для понимания сообщения.
Тон голоса - особо ценный ключ к пониманию чувств собеседника. Один известный психиатр часто спрашивает себя: «Что говорит голос, когда я кончаю слушать слова и слушаю только тон?» Чувства находят свое выражение независимо от значения слов. Можно ясно выразить чувства даже при чтении алфавита. Легко распознаются обычно гнев и печаль, нервозность и ревность относятся к тем чувствам, которые распознаются труднее.
Сила и высота голоса также полезные сигналы для расшифровки сообщения говорящего. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом. Гнев и страх тоже выражаются высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звукоп. такие чувства.
Скорость речи также отражает чувства говорящего. Люди говорят быстро, когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо, когда говорят о своих личных трудностях. Тот, кто хочет нас убедить или уговорить, обычно говорит быстро. Медленная речь чаще свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.
Допуская в речи незначительные ошибки, как, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается удивить нас. Обычно речевые недостатки более выражены в состоянии волнения или когда собеседник пытается нас обмануть.
Важно также понимать значение междометий, вздохов, нервного кашля, фырканья и т. п. Этот ряд бесконечен. Ведь звуки могут означать больше, чем слова. Это также верно для языка жестов.
ПОЗЫ И ЖЕСТЫ
Установку и чувства человека можно определить по моторике, т. е. по тому, как он стоит или сидит, по его жестам и движениям.
Когда говорящий наклоняется к нам во время разговора, мы воспринимаем это как любезность, видимо, потому, что такая поза говорит о внимании. Мы чувствуем себя менее удобно с теми, кто в разговоре с нами откидывается назад или разваливается в кресле. Обычно легко беседовать с теми, кто принимает непринужденную позу. (Такую позу могут принимать и люди с более высоким положением, вероятно, потому, что они больше уверены в себе в момент общения и обычно не стоят, а сидят, причем подчас не прямо, а откинувшись назад или склонившись на бок.)
Наклон, при котором сидящие или стоящие собеседники чувствуют себя удобно, зависит от характера си-тл""чч H.-v." от ^аз."нчнй в их положении и культурном уровне. Люди, хороши знающие ^uvi л^)"ч -.". --.с.,Л ничающие по работе, обычно стоят или сидят боком друг возле друга. Когда они встречают посетителей или ведут переговоры, то чувствуют себя более удобно в положении лицом друг к другу. Женщины часто предпочитают разговаривать, несколько склонясь в сторону собеседника или стоя с ним рядом, особенно если хорошо знают друг друга. Мужчины в беседе предпочитают положение лицом друг к другу, кроме ситуаций соперничества. Американцы и англичане располагаются сбоку от собе-
Невербальное общение
седника, тогда как шведы склонны избегать такого положения. Арабы наклоняют голову вперед.
Когда Вы не знаете, в каком положении Ваш собеседник чувствует себя наиболее удобно, понаблюдайте, как он стоит, сидит, передвигает стул или как движется, когда думает, что на него не смотрят.
Значение многих жестов рук или движений ног в определенной мере очевидно. Например, скрещенные руки (или ноги) обычно указывают на скептическую, защитную установку, тогда как нескрещенные конечности выражают более открытую установку, установку доверия. Сидят, подперев ладонями подбородок, обычно в задумчивости. Стоять, подбоченившись, - признак неповиновения или, наоборот, готовности приступить к работе. Руки, заведенные за голову, выражают превосходство. Во время разговора головы собеседников находятся в постоянном движении. Хотя кивание головы не всегда означает согласие, оно действенно помогает беседе, как бы давая разрешение собеседнику продолжать речь. Кивки головой действуют на говорящего одобряюще и в групповой беседе, поэтому говорящие обычно обращают свою речь непосредственно к тем, кто постоянно кивает. Однако быстрый наклон или поворот головы в сторону, жестикуляция часто указывает на то, что слушающий хочет высказаться.
Обычно и говорящим, и слушающим легко беседовать с теми, у кого оживленное выражение лица и экспрессивная моторика.
Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерное жестш\\лирование, однако, может быть выражением беспокойства или неуверенности.
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Другим важным фактором в общении является межличностное пространство - как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Иногда наши отношения мы выражаем пространственными категориями, как, например, «держаться подальше» от того, кто нам не нравится или кого мы боимся, или «держать-
ся поближе» к тому, в ком заинтересованы. Обычно чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят друг к другу. Однако существует определенный предел допустимого расстояния между собеседниками (по крайней мере в Соединенных Штатах), он зависит от вида взаимодействия и определяется следующим образом:
интимное расстояние (до 0,5 м) соответствует интимным отношениям. Может встречаться в спорте - в тех его видах, где имеет место соприкосновение тел спортсменов;
межличностное расстояние (0,5-1,2 м) -для разговора друзей с соприкосновением или без соприкосновения друг с другом;
социальное расстояние (1,2-3,7 м) - для неформальных социальных и деловых отношений, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям;
публичное расстояние (3,7 м и более) - на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения.
Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда стоят или сидят на расстоянии, соответствующем указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно близкое, как и чрезмерно удаленное, положение отрицательно сказывается на общении.
Кроме того, чем ближе находятся люди друг к другу, тем меньше они друг на друга смотрят как бы в знак взаимного уважения. Напротив, находясь на удалении, они больше смотрят друг на друга и используют жесты для сохранения внимания в разговоре.
Эти правила значительно варьируют в зависимости от возраста, пола и уровня культуры. Например, дети и старики держатся ближе к собеседнику, тогда как подростки, молодые люди и люди средних лет пре,1,по";пта-i^ ffn.-r^ "т-.^.-;,- -; -.:_....._.i. _ 061^410 женщины стоЯТ
или сидят ближе к собеседнику (независимо от его пола), чем мужчины. ^Личностные свойства также определяют расстояние между собеседниками: уравновешенный человек с чувством собственного достоинства подходит к собеседнику ближе, тогда как беспокойные, нервные люди держатся от собеседника подальше. Общественный статус также влияет на расстояние между людьми. Мы обычно держимся на большом расстоянии от тех,
Невербальное общение 73
чье положение или полномочия выше наших, тогда как люди равного статуса общаются на относительно близком расстоянии.
Традиция - также важный фактор. Жители стран Латинской Америки и Средиземноморья склонны подходить к собеседнику ближе, чем жители стран Северной Европы.
На расстояние между собеседниками может повлиять стол. Стол обычно ассоциируется с высоким положением и властью, поэтому когда слушающий садится сбоку от стола, то отношения принимают вид ролевого общения. По этой причине некоторые администраторы и руководители предпочитают проводить личные беседы, сидя не за своим столом, а рядом с собеседником - на стульях, стоящих под углом друг к другу.
ОТВЕТ НА НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
Интересно, что, отвечая на невербальное поведение говорящего, мы невольно (подсознательно) копируем его позы и выражение лица. Таким образом мы как бы говорим собеседнику: «Я Вас слушаю. Продолжайте».
Как же реагировать на невербальное общение собеседника? Обычно следует отвечать на невербальное «сообщение» с учетом всего контекста общения. Это значит, что если мимика, тон голоса и поза говорящего соответствуют его словам, то проблем никаких нет. В этом случае невербальное общение помогает точнее понять сказанное. Когда, однако, невербальные «сообщения» противоречат словам говорящего, мы склонны отдавать предпочтение первому, поскольку, как гласит популярная пословица, «судят не по словам, а по делам».
Когда нссоотг^т-^тпч" . ^ ..,"у c.^;J.iMii и невероальны-ми «сообщениями» невелико, как это имеет место, когда кто-либо неуверенно приглашает нас несколько раз куда-либо, мы можем отвечать или не отвечать словами на эти противоречивые выражения. Многое зависит от участников общения, характера их отношений и конкретной ситуации. Но мы редко игнорируем жесты и мимику. Они часто заставляют нас отложить выполнение, например, высказанной просьбы. Другими словами, понимание нами невербального языка имеет тенденцию
опаздывать. Следовательно, когда мы получаем от говорящего «противоречивые сигналы», то можем выразить ответ примерно в такой форме: «Я подумаю» или «Мы вернемся с Вами к этому вопросу», оставляя себе время для оценки всех сторон общения до принятия твердого решения.
Когда несоответствие между словами и невербальными сигналами говорящего выражено ярко, на «противоречивые сигналы» вполне уместен и вербальный ответ. На противоречивые жесты и слова собеседника следует отвечать подчеркнуто тактично. Например, если говорящий соглашается что-либо сделать для Вас, но проявляет при этом признаки сомнения, например делает частые паузы, задает вопросы или его лицо выражает удивление, возможно такое замечание: «Мне кажется, что Вы к этому относитесь скептически. Не объясните ли почему?» Это замечание показывает, что Вы внимательны ко всему, что говорит и делает собеседник, и таким образом не вызовете у него беспокойства или защитной реакции. Вы всего лишь предоставляете ему возможность выразить себя более полно.
Итак, эффективность слушания зависит не только от точного понимания слов говорящего, но и в неменьшей степени от понимания невербальных сигналов. Общение включает также невербальные сигналы, которые могут подтверждать, а иногда и опровергать устное сообщение. Понимание этих невербальных сигналов - жестов и мимики говорящего - поможет слушающему правильно интерпретировать и слова собеседника, что позволит повысить результативность общения.
УПРАЖНЕНИЯ
При первой удобной возможности понаблюдайте за двумя знакомыми во время их беседы, но так, чтобы не слышать, о чем они говорят. Внимательно последите за их жестами, выражением лица. Удалось ли Вам определить, о чем они говорили? Какие выражения лица послужили ключом? Отметили ли Вы улыбку и хмурый вид? Какие чувства Вам удалось угадать? Если это возможно, спросите мнение одного из них или обоих, чтобы убедиться в правильности Вашей оценки.
Невербальное общение
Визуальный контакт. Цель этого упражнения - убедиться в зависимости между визуальным контактом и речью.
Это упражнение можно делать, наблюдая в разговоре за другими или за собой.
При наблюдении за другими ответьте на следующие вопросы:
Смотрели ли собеседники друг на друга или отворачивались во время разговора?
Как часто они прямо смотрели в глаза друг другу? Когда каждый из них смотрел на собеседника больше: когда говорил или когда слушал?
Посмотрел ли говорящий на собеседника после того, как кончил говорить, как бы давая понять: «Теперь Ваш черед»?
При наблюдении во время разговора за самим собой ответьте на те же самые вопросы. Убедились ли Вы в том, что взгляд собеседника помогает Вам слушать более внимательно?
Тон голоса. Это упражнение особенно удобно делать во время телефонного разговора, когда отвлекающих факторов меньше, чем в прямом общении. Когда кто-либо попытается выразить Вам свои чувства то ли в телефонном разговоре, то ли при непосредственном общении, специально обратите внимание на тон голоса. Как Вы охарактеризуете голос говорящего? Соответствует ли высота и тон голоса смыслу сообщения? Или голос передает нечто иное, отличающееся от значения слов? Не находите ли Вы, что некоторым людям свойствен определенный тон голоса, проявляющийся, например, в монотонности, возбуждении или взволнованности речи?
Вариантом этого упражнения является запись, например, своих выступлений на магнитофон. Затем следует прослушать запись, сосредоточив внимание на тоне своего голоса. Как Вы его характеризуете? Привлекает ли он внимание? Не звучит ли он монотонно? Согласны ли Вы с тем, что тон голоса также выражает чувства?
Позы и жесты. Это упражнение можно делать, наблюдая во время беседы за поведением других или за собой. И в том, и в другом случае главное - познакомиться с тем, какие мы принимаем позы и какими пользуемся жестами в качестве средств выражения своего отношения к другим. При наблюдении за другими ответьте на следующие вопросы:
Что выражают собеседники своими позами? «Открыты» или «закрыты» их установки? Что они «говорят» руками? В каком положении находятся ноги? Обратите внимание на движения головы каждого собеседника. Помогают ли эти движения ходу разговора?
Интересно с этих позиций посмотреть фильм без звука, пытаясь угадать смысл диалогов по выражению лиц, а затем посмотреть фильм снова, включив звук. Удалось ли Вам угадать содержание фильма?
Межличностное пространство. Выберите удобный момент, когда кто-либо вступает с Вами в разговор, заметьте, как близко от Вас стоит или сидит собеседник. Если Вы сидите за столом, определите расстояние между Вашим стулом и стулом собеседника. Затем понаблюдайте, как это расстояние будет меняться (если будет). Проследите, как на пространственное расстояние между Вами и собеседником влияют следующие факторы: тип отношений;
взаимное расположение друг к другу; статус или полномочия; пол, возраст;
социальный, культурный уровень.
Во многих случаях межличностное расстояние не оказывает заметного влияния на общение. Были ли Вы в ситуации, когда это расстояние имело существенное значение? Не было ли это в случае, когда собеседник подходил к Вам слишком близко? Вызывает ли это у Вас чувство неудобства или это зависит от свойств конкретной личности?
Есть два основных способа коммуникации и обмена информацией между людьми: при помощи речи, то есть вербально и по средствам мимики , жестов, позы – не вербально. Вербально люди учатся общаться в раннем детстве, перенимая опыт старшего поколения.
Что такое невербальное общение легко можно понять на простом примере: спорят два человека, при помощи речи (вербально) они высказывают свое мнение. Но они не стоят, как истуканы неподвижно, а жестикулируют, машут руками. Именно позы, жесты, выражение лица, взгляд – это способы передачи невербальной информации, называемый еще язык тела. Он более информативен, и обогащает человеческую речь эмоциями, наделяет слава большей смысловой нагрузкой.
Выделяют три основных способа невербальной передачи информации:
- Телесные позы;
- Мимика лица;
- Жесты;
- Взгляд;
- Внешний вид.
Невербальную информацию человек передает неосознанно, можно говорить о своеобразной утечке информации. По тому, как человек сидит, стоит или просто курит, можно легко понять, что у него на уме.
«Язык тела» или, как понять, что у человека на уме?
Чтобы понять истинные намерения и помыслы человека достаточно внимательно следить за его поведением.
Признаки лжи:
- Первым признаком того, что человек лжет, является изменение в жестикуляции . У лгунов прослеживается скованность движений, которые сопровождают разговор. Это происходит из-за того, что человек, говоря неправду, контролирует себя.
- Во-вторых, лжец часто трогает свое лицо, приглаживает волосы, трет глаза, грызет ногти, прикрывает рукой рот.
- В-третьих, когда мы лжем, то чувствуем себя дискомфортно, и, естественно, хотим покинуть зону дискомфорта и перестать лгать. Это выражается в следующих действиях: частое переступание с ноги на ногу, если человек стоит и ерзанье на стуле, когда он сидит. Еще ему может стать жарко и, поэтому он будет поправлять воротник или расстегивать верхнюю пуговицу.
Признаки влюбленности, заинтересованности
Не зря говорят, что глаза зеркало души, вернее, не глаза, а зрачок. Сужение или расширение зрачка не подвластно воле человека. Сильнее всего зрачок расширяется при одновременном выбросе в кровь адреналина и серотонина, что характерно при сильном чувстве возбужденности и заинтересованности. Если при виде вас у кого-то расширяется зрачок, то, этот человек испытывает сильные положительные эмоции по отношению к вам, возможно – любовь.
Манипуляция собеседником невербальными методами
Счастливчик тот, кого природа наделила даром понимать «язык тела», он непременно станет великим знатоком человеческих душ, успешным манипулятором. Ведь сказать можно что угодно, но трудно приказать своему подсознанию работать. Именно подсознание контролирует все невербальные сигналы, которые мы подаем во время коммуникации. Важно понимать, что это двусторонняя связь, ведь точно так же, как подсознание влияет на наш язык тела, точно так же невербальное общение влияет на подсознание собеседника.
Принимая открытые позы, используя техники открытого слушания и отзеркаливания, легко можно добиться того, что собеседник начнет вам безгранично доверять, выдаст самое сокровенное.
Эти приемы давно известны и ими пользуются все, начиная со спецслужб и заканчивая обычным магазином. Например, менеджеры по подбору персонала очень хорошо понимают язык тела, и придают ему огромное значение при отборе кандидатов. На работу вероятней возьмут человека, который во время собеседования использовал жесты открытости: кисти рук расслаблены, руки и ноги не перекрещены, верхняя пуговица на рубашке расстегнута.
Речь - это основной механизм коммуникаций между людьми. Но если вы хотите увидеть собеседника насквозь, нужно изучить особенности невербального общения. Язык жестов поможет вам узнать то, о чем недоговаривает собеседник, что он думает и как он на самом деле к вам относится.
Невербальные коммуникации зародились, наверное, с появлением человечества, но предметное изучение данного вопроса началось лишь в XX веке, одновременно с возникновением полноценной науки о языке тела. Понятие невербального общения принято трактовать как общение через неречевые знаковые системы. Порой человек не задумывается, как много информации он передает оппоненту, не начав еще даже говорить.
Сравнительная характеристика вербальных и невербальных коммуникаций
Вербальные и невербальные средства общения имеют ряд существенных отличий. Ключевые из них представлены в таблице.
Вербальная коммуникация | Невербальная коммуникация |
Передаваемое сообщение сохраняется в форме пересказа и может быть передано без присутствия первичного оратора | Обмен информацией происходит строго в момент непосредственного взаимодействия людей |
Составляющие (слова, предложения) строго определены и подчиняются конкретным правилам | Невербальные сообщения трудно разделить на составляющие и подчинить определенной закономерности |
Вербальные сообщения, как правило, осознаны, а потому легко поддаются анализу и контролю | Невербальные проявления, как правило, спонтанны и неосознаны, с трудом поддаются контролю, а для интерпретации нужны определенные знания |
Обучение вербальному общению проводится осознанно с раннего детства | Навыки невербальных коммуникаций формируются сами собой или посредством подражания |
Основные виды невербального общения
Не только речь помогает человеку передавать и принимать информацию. Есть еще целый ряд опосредованных коммуникативных механизмов. Вот основные виды невербального общения:
- Кинестика - невербальные коммуникации, осуществляемые посредством телесных движений.
- Вокалика (паралингвистика) - голосовые эффекты, а именно: тон, скорость речи, сила голоса, наличие или отсутствие пауз, интенсивность звука.
- Хаптика (такесика) - коммуникации посредством прикосновений.
- Проксемика - восприятие и использование личного или Речь идет о дистанции между собеседниками, а также организации окружающей среды.
- Артефактика - одежда, украшения и так далее.
Функции языка тела
Чтобы оценить роль языка невербального общения в жизни человека, стоит разобраться в его функциях. Вот их перечень:
- Дублирующая. Посредством мимики, жестов, эмоций и положения тела происходит подтверждение слов оратора.
- Регулирующая. Служит для установления межличностных отношений.
- Разоблачающая. В большинстве случаев жесты и мимику невозможно контролировать а потому они раскрывают истинные чувства и намерения оратора.
- Замещающая. Иногда язык жестов полностью заменяет устную речь (кивок головой, приглашающий жест и так далее).
Факторы, влияющие на язык жестов
Особенности невербального общения определяются целым рядом факторов. Вот основные из них:
- Национальная принадлежность. Люди, проживающие в разных уголках земли, могут по-разному выражать свои эмоции. К тому же один и тот же жест представители разных стран могут трактовать неодинаково.
- Состояние здоровья. На тембр голоса мимику и интенсивность жестов может повлиять самочувствие, а также наличие тех или иных заболеваний.
- Профессиональная принадлежность. У людей, занятых разными видами деятельности, могут формироваться специфические невербальные механизмы. Например, люди творческих профессий отличаются живой мимикой и активной жестикуляцией.
- Культурный уровень. Определяет структуру жестов и умение контролировать эмоции.
- Социальный статус. Как правило, люди, занимающие высокое общественное положение, более сдержаны в жестикуляции.
- Принадлежность к группе (половой, возрастной, традиционной, общественной). Этот фактор может обусловить некоторые особенности невербальной коммуникации.
Невербальное общение: мимика
Лицевые мышцы реагируют на все мысли и эмоции, затрагивающие человека. Таким образом, мимика - это один из важнейших механизмов невербального общения. Если человек пытается скрыть от вас свои мысли и эмоции, мимика все равно его выдаст. В таблице представлено соответствие чувственных проявлений выражения лица.
Чувство | Мимическое проявление |
Удивление |
|
Страх |
|
Гнев |
|
Отвращение |
|
Грусть |
|
Счастье |
|
Язык взглядов
Среди невербальных средств общения стоит выделить взгляды. Всего лишь по направлению зрачков и сощуренности век. Самые распространенные интерпретации приведены в таблице.
Взгляд | Интерпретация |
Выпученные глаза |
|
Прикрытые веки |
|
Слегка прищуренные глаза |
|
"Сверкание" глазами |
|
Взгляд в упор |
|
Взгляд "сквозь собеседника" |
|
Взгляд сбоку |
|
Взгляд снизу |
|
Взгляд сверху вниз |
|
Взгляд "в себя" |
|
Спокойный взгляд |
|
О чем расскажет голос
Одна из составляющих невербального общения - голос. Важны не только слова, но также тон, громкость, интонация, с которыми они произносятся. Вот как можно угадать присутствие у оратора тех или иных чувств и эмоций:
- Волнение - низкий тон, суетливая прерывистая речь.
- Энтузиазм, воодушевление - высокий тон, четкая выверенная речь.
- Усталость - низкий тон, медленная речь с понижением интонации к концу фразы.
- Высокомерие - монотонная медленная речь.
- Неуверенность - сбивчивая речь с ошибками и паузами.
О чем говорят жесты
К невербальному общению относятся многочисленные жесты, на которые мы порой не обращаем внимания во время коммуникаций. Тем не менее они могут многое рассказать об истинных мыслях и намерениях собеседника. В таблице приведены наиболее распространенные комбинации жестов.
Состояние | Комбинация жестов |
Сосредоточение |
|
Критический настрой |
|
Позитивный настрой |
|
Недоверие |
|
Скука |
|
Чувство превосходства |
|
Неодобрение |
|
Неуверенность |
|
Доброжелательность |
|
О чем говорят позы
Одни из ключевых моментов невербального общения - позы и их значение. В зависимости от того, в каком положении находится тело вашего собеседника, можно понять, о чем он думает, каковы его намерения и отношение к вам и вашему диалогу. В таблице приведена расшифровка некоторых поз.
Состояние | Поза |
Уверенность в себе или чувство превосходства |
|
Уверенность в себе, агрессивный настрой, готовность защищаться и отстаивать свою позицию |
|
Ощущение недостаточно полного и откровенного контакта с собеседником |
|
Агрессивная демонстрация уверенности в себе, сигнал полового влечения (при общении с противоположным полом) |
|
Волнение или недоверие к собеседнику |
|
Нетерпение, спешка |
|
Межличностное пространство
Еще один немаловажный прием невербального общения - это соблюдение межличностной дистанции (пространства). На самом деле "границы дозволенного" могут отличаться в зависимости от места жительства, рода деятельности, а также индивидуальных предпочтений человека. Тем не менее есть некоторые стандартные параметры, которыми нужно руководствоваться при :
- Интимное расстояние (до 50 см) допустимо между близкими друзьями или родственниками. Также подобное межличностное расстояние допустимо в спорте, сопряженном с соприкосновением тел соперников или партнеров.
- Межличностное расстояние (50-120 см) допустимо при При этом тактильный контакт может иметь место или отсутствовать.
- Социальное расстояние (120-370 см) характерно для общественных и деловых отношений. Тактильные контакты в данном случае недопустимы.
- Публичное расстояние (более 370 см) подразумевает формальный обмен вежливостями или воздержание от общения.
Как добиться расположения человека
Невербальное общение - это мощное оружие в руках того, кто знаком с его основами. Некоторые приемы помогают добиться расположения людей, убедить их в своей правоте. Невербальные тактики особенно важны в сфере продаж и ораторства. Вот основные хитрости, которые помогут вам добиться успеха:
- Руки должны находиться на уровне пояса или солнечного сплетения, слегка разведенными в стороны. Их положение обязательно должно быть открытым. Можно делать ладонью что-то вроде приглашающего жеста.
- Демонстрируйте "активное слушание", когда говорит ваш собеседник. Внимательно смотрите на него, кивайте головой и периодически поддакивайте, когда это уместно.
- Доказывая свою точку зрения, сделайте лицо одухотворенным. Всем своим видом покажите, что ваша точка зрения правильна, вы в нее искренне верите. Пристально смотрите на собеседника, слегка приподнимая брови.
- Если собеседник возражает, отвечайте ему с серьезной интонацией, постепенно перетекающей в позитивную. Это создаст впечатление того, что вы решили проблему и отразили замечание.
- Завершайте разговор на позитивной интонации и с улыбкой. Таким образом вы запомнитесь собеседнику с положительной стороны и оставите приятные ассоциации с собой.
Невербальные "ошибки"
Даже если человек не знаком с тонкостями невербального общения, он на подсознательном уровне отвергает и отторгает некоторые неприятные моменты. Как правило, общение с собеседником не складывается, если вы допускаете такие ошибки:
- Спрятанные ладони. Держать руки в карманах, за спиной или просто скрещенными - значит, закрываться от собеседника. Его это наталкивает на мысль о том, что вы неискренни или боитесь. Если вам трудно выдерживать открытую позу, возьмите в руки какой-то предмет (ручку или папку), но не прячьте их.
- Отводить взгляд. Смотреть в пол, по сторонам или на посторонние предметы крайне неправильно. Важно установить зрительный контакт. Отвести взгляд можно только в том случае, если вы что-то демонстрируете собеседнику (например, товар или документ). Но в конце презентации обязательно посмотрите в глаза.
- Сутулость и поиск опоры. Все это свидетельство вашей неуверенности в себе. Если вы чувствуете, что не можете совладать с эмоциями, лучше пригласите собеседника присесть.
- Нарушение личного пространства. Если собеседник не является вашим родственником или близким знакомым, не подходите к нему ближе чем на метр и не пытайтесь установить тактильный контакт (прикосновения или объятия). Собеседник может принять это за бестактность или смутиться.
- Не прикасайтесь к лицу, ушам или волосам. Вообще, совершайте как можно меньше манипуляций с частями тела. Это говорит о вашей скрытности, неискренности или неуверенности в себе.
Как распознать лжеца
Ключевая роль невербального общения заключается в том, что вы можете распознать то, что собеседник хочет от вас скрыть. В частности, есть целый ряд признаков, по которым можно определить ложь. Вот основные из них:
- паузы или колебания перед началом речи или новой реплики;
- частое прерывание речи;
- взгляд, направленный вверх, что означает обдумывание сказанного;
- застывание выражения лица более чем на пять секунд;
- запоздание эмоций (мимическая реакция наступает через несколько секунд после произнесения речи);
- натянутая улыбка, выражаемая прямой узкой линией губ;
- попытки прервать зрительный контакт или взгляд мимо собеседника;
- манипуляции с любой частью тела: постукивание пальцами, топанье ногой, покусывание губы, касание к носу;
- скудная жестикуляция, обусловленная попытками самоконтроля;
- повышенный тон голоса, неконтролируемый оратором;
- затрудненное дыхание и одышка, которая мешает речи;
- повышенное потоотделение в области подмышечных впадин, лба и ладоней;
- сгорбленность;
- скрещенное положение конечностей;
- бегающие зрачки, которые не останавливаются на какой-то одной точке;
- преувеличенные жесты и эмоции, которые могут не соответствовать содержанию и характеру речи;
- чрезмерно быстрое и неритмичное моргание.
- Введение.
- Общее представление о языке телодвижений.
- Восприимчивость, интуиция и предчувствия.
- Врожденные, генетически приобретенные и культурно обусловленные сигналы.
- Основные коммуникативные жесты и их происхождение.
- Пальцы колечком, или «о’кей!»
- Большой палец, поднятый вверх.
- Знак «V».
- Как понять девушек?
- Трогать или не трогать?
- Молодая пара.
- На конференции.
- Влияние профессии и т.п. факторов.
· Влияние социального статуса и власти.
- Можно ли подделать язык телодвижений?
- Заключение.
- Список литературы.
Введение.
В структуре общения можно выделить три взаимосвязанных стороны: коммуникативную (обмен информацией между общающимися индивидами), интерактивную (организация общения между общающимися индивидами) и перцептивную (процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания).
Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют ввиду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, представлениями, чувствами, установками и т.д. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык.
Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы:
· оптико-кинетическую, которая включает в себя жесты, мимику и пантомимику;
· паралингвистику и экстралингвистику (паралингвистическая – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапозон, тональность. Экстралингвистическая – включение в речь пауз, плача, смеха);
· организация пространства и времени коммуникативного процесса (также выступает особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации);
· визуальный контакт («контакт глаз», имеющий место в визуальном общении).
В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Чарльзом Дарвином, который считал, что выражения лица, которые служат для передачи различных эмоций, едины для всех человеческих существ вне зависимости от культурной среды. При этом он исходил из своей теории об эволюции человеческого рода. Однако уже в начале 50-х гг. два исследователя Брюнер и Тагири опубликовали исследование, явившееся плодом тридцатилетней работы, в котором доказывалось, что единых и неизменных образцов для выражения эмоций не существует.
И все же через 14 лет три исследователя: Экман, Фризен (из Нейропсихиатрического института Лэнгли Портера в штате Калифорния) и Соренсон (из Национального института неврологических заболеваний и слепоты) обнаружили свидетельства, которые подтвердили положение Дарвина.
Они провели свои исследования в Новой Гвинее, на Борнео, в Соединенных Штатах, Бразилии и Японии, среди представителей культур сильно отличающихся друг от друга на трех различных континентах и пришли к выводу о том, что: "Показ одного набора фотографий человеческих лиц, на которых были запечатлены различные эмоциональные выражения, вызвал среди представителей всех исследуемых культур одинаковые оценки".
По мнению этих трех исследователей, их вывод противоречит теории, исходящей из того, что выражения лица являются результатом заученного поведения. Исследователи считали, что мозг человека запрограммирован таким образом, чтобы поднимать уголки губ вверх, когда он испытывает удовлетворение, опускать уголки вниз, когда он чем-то недоволен и так далее – в зависимости от эмоций, которые генерируются в мозгу.
Помимо этих способов для выражения эмоций исследователи перечислили "обусловленные культурой поведенческие правила, которые усваиваются в начале жизни".
"Эти правила, - писали они, - предписывают как выражать то или иное эмоциональное состояние в различных ситуациях в обществе; они зависят от социальной роли человека и его демографических характеристик; они отличаются друг от друга в зависимости от типа культуры".
В ходе проведения своего исследования его организаторы старались свести к минимуму посторонние влияния. В настоящее время это нелегко сделать из-за повсеместного распространения телевидения, кино и печатных материалов. Однако исследователи старались проводить работу в изолированных регионах и там, где преобладает неграмотное население. Кажется, эта работа доказала, что мы можем с помощью генетического кода получать и передавать по наследству некоторые основополагающие реакции. Мы рождены с элементами бессловесной связи. Мы можем сделать так, что ненависть, страх, веселое настроение, печаль и другие наши эмоции благодаря нашей мимике, становятся известны другим людям, хотя нас не обучают этому.
Разумеется, это не противоречит тому, что мы должны также научиться многим жестам, которые означают одно в одном обществе и нечто иное - в другом обществе. В западном мире мы привыкли покачивать головой из стороны в сторону для того, чтобы сказать "нет" и кивать головой сверху вниз, чтобы сказать "да", но в ряде общин в Индии смысл этих жестов будет противоположным. Движение головой сверху вниз будет означать отрицательный ответ, а покачивание головой из стороны в сторону - положительный.
Вообще, именно общая моторика различных частей тела вызывает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Причем, как я уже сказала выше, эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например, в различных национальных культурах.
Общее представление о языке телодвижений.
Каждому из нас приходилось заниматься изучением языков, мы изучали родной язык, иностранный, многие изучают языки программирования, другие изучают международный язык эсперанто. Но существует еще один международный, общедоступный и понятный язык - это язык жестов, мимики и телодвижений человека – «боди лэнгвидж».
Впервые серьезным исследованием этого языка занялся в конце 70х годов Аллан Пиз, который является признанным знатоком психологии человеческого общения и автором методики обучения основам коммуникации.
Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных.
Эти данные заставляют нас задуматься о значении «невербалики» для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка – языка телодвижений, на котором все мы с вами разговариваем, даже не осознавая это.
Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.
Восприимчивость, интуиция и предчувствия.
Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами. Другими словами, когда мы говорим, что у нас предчувствие, или что «шестое чувство» подсказывает нам, что кто-то сказал неправду, мы в действительности имеем в виду, что заметили разногласие между языком тела и сказанными этим человеком словами. Опытные лекторы называют это «чувством аудитории». Представьте, что ваши слушатели все как один откинулись на спинки кресел и скрестили на груди руки. Восприимчивый оратор сразу же почувствует, что его слова не достигают цели. Он поймет, что нужно изменить подход, и попытается изменить настроение аудитории. А если лектор не обладает восприимчивостью, он будет продолжать в том же духе, и его постигнет неизбежный провал.
Женщины обычно более чувствительны, чем мужчины, и этим объясняется существование такого понятия, как женская интуиция. Женщины обладают врожденной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы, фиксировать самые мельчайшие подробности. Вот почему очень немногим мужьям удается обманывать своих жен, тогда как женщины способны запудрить мозги любому мужчине, да еще так, что он сам об этом никогда не догадается.
Врожденные, генетически приобретенные и культурно обусловленные сигналы.
Несмотря на то, что проделано много исследований, ведутся горячие дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или обусловлены культурной средой. Разрешить эту проблему помогли наблюдения за слепыми, глухими и глухонемыми людьми, которые не могли научиться невербальным сигналам у окружающих или визуально. Проводились также исследования жестов, существующих в различных странах мира, а также поведения наших ближайших родственников, человекообразных обезьян и мартышек.