Морской фрахт судна: стоимость, ставки, цена, страхование. Фрахт судна (морской фрахт судов)

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Фрахтование судна - это поиск необходимого тоннажа (судна или места на судне) для перевозки груза с последующим заключением с судовладельцем договора морской перевозки. Другими словами можно сказать, что фрахтование есть соглашение о найме судна для выполнения определенной перевозки (рейса) или наем судна на определенный период времени.

В случае, когда судовладелец ищет груз и заключает договор на его перевозку, называется отфрахтованием судна. На практике, в обоих случаях принято применять единый термин: «фрахтование».

Покупатель, продавец, отправитель груза, который фрахтует тоннаж (судно) называется фрахтователем. Судовладелец, предоставляющий тоннаж (судно) для морской перевозки грузов - фрахтовщиком. По договору фрахтования фрахтовщик принимает на себя обязательство перевезти груз из порта отправления в порт назначения и выдать его грузополучателю, а фрахтователь обязуется уплатить за это определенную плату (фрахт).

Можно сказать иначе: договор морской перевозки - это соглашение, по которому одна сторона (судоходная компания, судовладелец, перевозчик, фрахтовщик) принимает на себя обязательство произвести перевозку грузов из одного порта в другой, а другая сторона (фрахтователь, грузовладелец) обязуется уплатить за это установленную плату (фрахт).

Фрахтование обычно производит специальный посредник - фрахтовый брокер. В качестве посредника могут выступать специальные организации - брокерские фирмы или отдельные лица. Фрахтовый брокер - это высокопрофессиональный специалист, обладающий большим опытом и специальными знаниями. Он должен быть хорошо информирован о конъюнктуре мирового фрахтового рынка, спросе и предложении на тоннаж, различных грузопотоках.

Брокеры фрахтового рынка пользуются различными сведениями, бюллетенями и прочими изданиями крупнейших мировых фрахтовых бирж и брокерских контор. Многие брокеры обладают обширными контактами в области морских перевозок, и нередко личные связи брокера позволяют в кратчайший срок найти необходимый тоннаж под перевозку.

Судовладелец, имеющий свободный тоннаж (судно или суда), обращается к фрахтовому брокеру с предложением найти на рынке груз, который подходит для перевозки на условиях судовладельца (как правило, чаще всего это относится к морским перевозкам контейнеров). Предложение, с которым фрахтовый брокер выходит на рынок от имени судовладельца называется офертой. Бывают твердые и условные предложения.

Таким же образом грузовладелец (фрахтователь) выступает на фрахтовом рынке через фрахтового брокера с предложением найти судно, отвечающее условиям перевозки данного груза. Поручение фрахтователя, выданное в письменном виде своему брокеру о поиске и зафрахтовании тоннажа (судна) для перевозки груза, называется фрахтовым ордером. Фрахтовые ордера бывают: обычные (фрахтовая сделка может быть заключена в течение 20–30 дней), срочные и сверхсрочные.

Фрахтовый рынок подразделяется по форме организации перевозок на рынок трампового и линейного тоннажа, по типам судов - на рынок сухогрузного и танкерного тоннажа, по роду груза - на рынок лесного, зернового, рефрижераторного тоннажа и т.д., а также по направлениям перевозок по географическим областям.

Весь объем фрахтового рынка определяется количеством фрахтовых сделок, а его конъюнктура - соотношением между предложением тоннажа и предложением грузов, т.е. спросом на тоннаж. Это соотношение подвержено резким колебаниям в силу различных объективных и субъективных причин: спад или увеличение объема перевозок, уменьшение или увеличение стоимости топлива и т.д.

Для оценки транспортного рынка и величин изменения цен используются фрахтовые индексы. С их помощью возможен подробный анализ изменения фрахтовых ставок на мировом рынке, а также ставок фрахта на определенные виды грузов или конкретных секторов фрахтового рынка. Индексы и информацию по заключенным сделкам и фрахтовым ставкам публикуют многие известные издания.

Заключение чартеров представляет собой сложный процесс переговоров между судовладельцем и фрахтователем, т.к. им предстоит согласование множества условий договора морской перевозки. Фрахтовые сделки заключаются между сторонами, которые находятся в разных уголках планеты, и благодаря современным средствам коммуникаций эта задача значительно упрощается.

В мировой практике фрахтования были выработаны типовые (стандартные) проформы чартеров, применительно к основным видам перевозимых грузов. Условия проформы чартера отражают правила перевозки грузов морским транспортом и специфические особенности таких перевозок.

Разработку чартеров проводили крупнейшие международные фрахтовые и судоходные организации, которые по возможности попытались учесть все спорные вопросы, возникающие при морем.

Основные виды чартеров:

  • Рейсовый чартер (Voyage charter) - судно фрахтуется на определенный рейс. Судно может также быть зафрахтовано на круговой рейс, т.е. в порт назначения и обратно. Такой фрахт наиболее выгоден судовладельцу, поскольку он обеспечивает загрузку судна в обратном направлении и исключает порожний рейс (переход в балласте). Рейсовый чартер дает фрахтователю право на перевозку своего груза на конкретном судне. В этом случае право на владение судном и его управление не передаются фрахтователю.
  • Тайм-чартер (Time Charter) - это договор фрахтования судна на время. В этом случае судовладелец обязуется за обусловленную плату предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или других целей морского плавания. Судно передается в тайм-чартер в мореходном состоянии, снаряженным, с укомплектованным экипажем. Но право на владение судном и его управление не передаются фрахтователю.
  • Бэрбоут-чартер (Bareboat charter) - разновидность договора фрахтования судна на время. Отличается от тайм-чартера тем, что фрахтователь нанимает экипаж и принимает на себя все расходы по содержанию судна, в том числе и расходы по оплате экипажа. В этом случае капитан и команда судна состоят на службе у фрахтователя. Таким образом, фрахтователь становится временным владельцем судна.

Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, стоимость фрахта, наименование места погрузки судна, а также наименование места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки. Чартер подписывается перевозчиком (судовладельцем, фрахтовщиком) и фрахтователем (грузовладельцем) или их представителями.

При фрахтовании нередко возникает вопрос о распределении расходов между судовладельцем и фрахтователем по погрузке и разгрузке судов (оплата стивидорных работ). Эти расходы обычно находятся в пределах 10–30% от конечной стоимости транспортной составляющей при перевозке груза морским транспортом. Поэтому при заключении договора морской перевозки заранее оговаривается, кто из сторон будет нести эти расходы. Вот некоторые наиболее употребляемые термины:

  • фри ин (free in) - судовладелец свободен от расходов по погрузке груза на судно. При заключении договора перевозки с таким условием расходы по погрузке берет на себя фрахтователь;
  • фри аут (free out) - судовладелец свободен от расходов по выгрузке груза;
  • фио (free in and out) - судовладелец по договору перевозки с фрахтователем свободен от расходов по погрузке и выгрузке груза;
  • фиос (free in and out, stowed) - судовладелец свободен от расходов по погрузке и укладке груза в трюме. Эта формулировка указывает, за чей счет будут выполняться так называемые трюмные работы (укладка груза, если груз тарно-штучный и штивка (разравнивание), если груз навалочный или насыпной ;
  • фиост (free in and out, stowed and trimmed) - судовладелец полностью свободен от расходов по погрузке, укладке, штивке и выгрузки груза. Оплачивает эти работы грузоотправитель (фрахтователь).

- В помощь экспедитору - Статьи по логистике - Стр 2 - Морской фрахт. Слагаемые цены морской перевозки контейнера.

Из чего складывается общая стоимость морской перевозки контейнера ? Что входит в понятие «морской фрахт»? Такие вопросы часто возникают у начинающих коммерсантов. Попробуем разобраться в структуре ценообразования морского фрахта при перевозке груза в контейнерах.

Общая стоимость контейнерной морской перевозки состоит из нескольких компонентов: основной ставки, обязательных доплат и оплаты дополнительных услуг. Для наглядности представим составляющие морского фрахта в виде инфографики с кратким описанием каждого компонента.

Основная (базовая) ставка фрахта (BAS)

Основная ставка фрахта, является платой за перевозку груза судном. Величина ставки зависит от различных факторов, таких как: , порт отправления-назначения и др.

Обязательные доплаты

Обязательные доплаты не входят в основную ставку и существуют для компенсации расходов судовладельца, которые являются непостоянными по отношению к непосредственно морскому перемещению груза. Это могут быть расходы на терминалах в портах или закупка топлива. Такие сборы применяются при каждой перевозке.

Рассмотрим три основных вида обязательных доплат:

  • Топливрная надбавка (BAF ) учитывает колебания цен бункера (масло и топливо, используемое на судах). Надбавка корректируется ежемесячно.
  • Плата за терминальную обработку груза (THC ) в портах, в том числе погрузки и выгрузки контейнеров на / из судна.
  • Сбор за документы (DOCS ) собирается за издание транспортных документов в порту погрузки или выгрузки, на основании инструкций, полученных от грузовладельца.

Стоимость дополнительных услуг (VAS)

Дополнительные услуги оказываются по требованию заказчика, в целях расширения сервиса обслуживания клиентов. Например: зачистка контейнера после выгрузки, перевозка негабаритного груза, навешивание холодильной установки и т.п.

Нередко дела бизнеса связаны с потребностью транспортировать товар в в другие страны или даже на другие континенты. И тогда встает вопрос – каким видом транспорта оптимальнее всего перевезти груз?

Одним из наиболее выгодных на сегодняшний день способов доставки грузов является морской транспорт. Для того, чтобы воспользоваться им, заключается договор фрахта.

Само по себе понятие фрахт имеет несколько значений. Чаще всего под этим определением подразумевают наем всего судна либо его части для доставки груза в порт назначения. Также фрахтом может называться плата за транспортировку товара. Но на практике эти два понятия неразрывны. Отличительной чертой морских перевозок является то, что суда следуют по определенному маршруту, а на грузоперевозки уже заранее составлены тарифные ставки, которые зависят от объема груза и его специфики. Таким образом, заказчик уже заблаговременно имеет возможность рассчитать стоимость транспортировки своего товара.

Обычно суда не фрахтуются полностью, чаще всего на одном и этом же морском транспорте перевозится груз сразу от нескольких отправителей. При этом обладатель судна не вправе увеличивать тарифную ставку на транспортировку, даже если судно уходит из порта частично загруженным.

Наша компания проводит предлагает услуги фрахта на многих направлениях, одним из них является морской фрахт в Израиль. Взяв его за основу, ниже изложены различные особенности данной услуги.

Из чего состоит морской фрахт

Главной ставкой фрахта считается плата за транспортировку груза. Значение этой суммы находится в зависимости от таких моментов:

  • вида и объема контейнера,
  • порта отправления;
  • места назначения.

Помимо фиксированной суммы фрахта существуют также обязательные доплаты, которые служат для компенсации затрат судовладельца. Например, это могут быть затраты на терминалах в портах либо на закупку топлива.

Терминология

Обязательных доплат существует три вида:

BAF – корректируемая ежемесячно топливная надбавка, которая предусматривает колебания расценок бункера (топливо и масло).

THC – оплата за терминальную обработку груза в портах, включая работы по погрузке/выгрузке товара.

DOCS – документный сбор (намерен за газета транспортных документов в порту погрузки или же выгрузки, на основании руководств, приобретенных от грузовладельца.

Стоимость дополнительных услуг VAS – применяется по просьбе клиентов в целях улучшения сервиса обслуживания. Например, предоставление на время транспортировки морозильной камеры, перевозка грузов нестандартных размеров и так далее.

От чего зависит стоимость морского фрахта

Стоимость фрахта в первую очередь зависит от длительности маршрута. На нее воздействует и уровень безопасности в тех районах, по которым проложен маршрут. К примеру, если судно будет проходить в непосредственной близости к регионам с нестабильной политической ситуацией, где происходят вооруженные конфликты, то сумма фрахта будет увеличена.

Кроме того, если маршрут морского транспорта проложен через Панамский канал или пролив Босфор, то следует учесть большую пошлину, которая взымается местными властями с проходящих судов.

Также влияние на стоимость фрахта оказывает применение специальных нестандартных контейнеров для особого вида грузов. Цена фрахта формируется и с учетом стоимости погрузочно-разгрузочных работ. Кроме того, в эту сумму входят всевозможные международные пошлины и сборы.

Условия оплаты

В практике международной транспортировки грузов используются такие условия оплаты морского фрахта:

Pre-paid – когда фрахт оплачивает отправитель груза.

Collect – получатель оплату транспортировки берет на себя.

Цена терминальной обработки может входить либо не входить в ставку фрахта:

FIFO (от Free In / Free Out) – цена чистой морской транспортировки без учета стоимости обработки на терминалах в портах отправления и назначения.

FILO (от Free In / Liner Out) – в ставку фрахта входит стоимость обработки груза в порту назначения: FILO = FIFO + DTHC

LIFO (от Liner In / Free Out) – ставка фрахта включает цену терминальной обработки при отправке товара: FILO = FIFO + OTHC

LILO (от Liner In / Liner Out) – фрахт включает обработку на терминалах и в порту отгрузки, и по месту прибытия: FILO = FIFO + OTHC + DTHC

Соотношение морской терминологии и терминов ИНКОТЕРМС

Терминология морских перевозок грузов неразрывно связана интернациональными торговыми определениями ИНКОТЕРМС

EXW – всевозможные способы транспортировки.

FCA – разные виды транспорта;

FAS, FOB – перевозка морская и по внутренним водам;

CFR, CIF – перевозка морская и по внутренним водам.

Факторы, влияющие на ставку фрахта:

1. Тип грузоперевозок

Регулярные транспортировки , когда корабль заходит в определенные порты с фиксированной частотой, т.е. линейные перевозки. Ставка фрахта в таком случае зависит от типа груза и его размеров;

Трамповые перевозки – определяются условиями договора. Судно может плыть без четкого курса определенный период, так как время захода в порт для погрузки и разгрузки может быть неизвестно ни капитану, ни судовладельцу до утверждения условий чартера.

Тарифы на морской фрахт кораблей для трамповой перевозки пересматриваются чаще. И ставка фрахта значительно больше, чем у линейных. Это можно объяснить нерегулярным использованием судов. Такие корабли перемещаются свободно по рынку фрахта и эксплуатируются на различных направлениях. Цены и условия доставки товаров обсуждаются на каждый рейс или на их серию на основе соглашения о доставке, которое является составляющим договора фрахта.

2. Общая стоимость морского фрахта

Она из нескольких факторов: основной ставки, обязательных доплат и платежей за дополнительные услуги.

1) BAS – базовая, основная ставка фрахта

Основная ставка фрахта – это оплата за перевозку груза судном. Она зависит от различных факторов: тип и размер груза, пункт отправления и назначения.

2) Обязательные доплаты

Они не входят в основную ставку и существуют для возмещения расходов владельца судна. Они непостоянны по отношению к морской перевозке груза. Это траты в терминалах порта и на закупку топлива. Эти сборы применяются к каждой доставке.

Три основных вида:

BAF – топливная доплата. Она учитывает изменения цен бункера (топливо и масло) и корректируется ежемесячно;

THC – плата за обработку груза в терминалах портов, в том числе погрузочные и разгрузочные работы на судне;

DOCS – сбор за документацию. Взимается за выдачу транспортных документов в порту погрузки или выгрузки. Предоставляются на основании инструкций, полученных от владельца груза.

3) Дополнительные услуги

Оказываются по требованию заказчика, например: перевозка негабаритного груза, монтирование установки для поддержания определенной температуры и т.п.

Компания Артмарин – ваш надежный помощник

Уже более 8 лет мы предоставляем услуги по транспортировке грузов, а именно:

  • морское фрахтование судов;
  • хранение и обработка грузов в портах;
  • мультимодальные и интермодальные перевозки;
  • услуги сюрвейера;
  • выпуск коносамента FIATA.

За годы работы компания «Artmarine» сформировала партнерскую сеть из надежных судовладельцев и представителей крупных морских портов. Мы гарантируем сохранность товара. Наше компания разработает оптимальную схему транспортировки морскими путями сообщения, подберет подходящий корабль и займется оформлением всех необходимых документов.

Мы обеспечим:

  • выбор надежной морской линии;
  • оптимальную ставку фрахта;
  • транзитное время, удобное вам, для доставки груза в пункт назначения;
  • помощь профессионала в порту отправки.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»