Механизмы социализации личности. Ролевое поведение

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Как было сказано выше, выделяют понятия социальный статус, роль и ролевое поведение.

Социальный статус - это положение субъекта в системе межличностных отношений, которое определяет его обязанности, права и привилегии. Его устанавливает общество. Социальные взаимоотношения запутаны.

Социальная роль связана со статусом, это нормы поведения человека, занимающего определенный статус.

Ролевое поведение - это конкретное использование человеком социальной роли. Здесь находят отражение его личностные характеристики.

Предложил понятие социальной роли Джордж Герберт Мид в конце XIX-XX вв. Человек становится личностью, когда обретает навык входить в роль другого человека.

Любая роль имеет структуру:

  • · Модель поведения человека со стороны общества
  • · Система представления человека как он должен вести себя
  • · Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.

В случае рассогласования этих компонентов возникает ролевой конфликт. Ролевой конфликт - это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей, а также другими причинами. Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию.

Во-первых, это конфликты, вызванные различиями в понимании своей роли личностью и окружающими. Например, преподаватель вуза считает, что он может добиться глубокого усвоения программы своего предмета студентами без жесткого давления на них, однако на кафедре преобладает другой методический подход.

Во-вторых, это конфликт между различными аспектами одной и той же роли. Например, от адвоката требуется принятие всех мер по оправданию подзащитного, но от него же как юриста ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества.

В-третьих, это конфликт между необходимыми для исполнения данной социальной роли качествами и ожиданиями значимых для этого человека людей. Так, среди спортсменов высоко ценятся такие черты характера, как твердость, воля, независимость, эмоциональная сдержанность, стремление к победе. Однако исследователи Штайн и Хоффман (1978) установили, что девушкам эти черты неприятны. Их больше привлекают искренность, глубина чувств, способность к сопереживанию. В результате спортсмены вынуждены выбирать между высокими достижениями в спорте и вниманием со стороны представительниц прекрасного пола.

В-четвертых, это конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей. Например, от женщины ее начальник требует высокой самоотдачи на работе, а муж - высокой самоотдачи дома.

В-пятых, это конфликт между личностными качествами индивидов и ролевыми требованиями. Не секрет, что есть немало людей, занимающих должности, для которых они не обладают необходимыми качествами, в результате они вынуждены болезненно перестраиваться, как говорится, переступать через самих себя.

Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных житейских и служебных неурядицах, поэтому важно знать некоторые способы снижения ролевой напряженности, один из них состоит в том, что отдельные роли признаются более важными, чем другие, так, в некоторых случаях следует выбрать, что важнее семья или работа. Для женщин нормальным считается выбор в пользу первого, а для мужчин - второго, разделение между двумя системами ролей, в частности семьей и работой, ослабляет ролевой конфликт.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (Кон). Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество.

Существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности личности. Социальная роль есть «общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности» (Буева). Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли, иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении, другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли.

Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли».

Социальная дифференциация присуща всем формам существования человека. Поведение личности объясняется социальным неравенством в обществе. На него влияют социальное происхождение, этническая принадлежность, уровень образования, должность, проф. Принадлежность, власть, доход и богатство, образ жизни и т.д. Исполнение роли носит индивидуальный характер, но обусловлено социокультурно.

Разновидности ролей:

  • · психологические или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;
  • · социальные (в системе объективных общественных отношений). Категории: профессиональные, демографические.
  • · активные или актуальные - исполняемые в данный момент;
  • · латентные (скрытые) - человек потенциально является носителем, но не в данный момент
  • · конвенциональные (официальные);
  • · стихийные, спонтанные - возникают в конкретной ситуации, не обусловленные требованиями.

Ф. Зимбардо (1971 г.) провел эксперимент (студенты и тюрьма) и установил, что роль сильно влияет на поведение человека. Ролевые предписания формируют поведение человека. Может возникать явление деиндивидуализации - феномен поглощения личности социальной ролью. Личность теряет контроль над своей индивидуальностью (пример - тюремщики).

Ролевое поведение - индивидуальное исполнение социальной роли - общество задает стандарт поведения, а исполнение роли носит личностную окраску. Освоение социальных ролей - часть процесса социализации личности, непременное условие «возрастания» личности в обществе себе подобных.

Юнг отождествляет понятие персоны и роли (эго, тени, самость). При социализации важно не слиться с «персоной», чтобы не потерять личностное ядро (самость).

Отметим, что структура любой социальной ситуации включает в качестве необходимых следующие элементы:

· роли участников взаимодействия. Это набор предписаний, касающийся того, как человек должен вести себя, если он за­нял фиксированную позицию среди людей;

· набор и порядок действий;

· правила и нормы, регулирующие взаимодействие и характер отношений участников социальной ситуации.

На работе, как и в театре, людям приходится играть опре­деленные социальные роли.

Каждая личность в социуме рассматривается в трех ипос­тасях.

«Я - образ» - рефлексивное представление человека о са­мом себе. Это представление бывает более или менее адекват­но реальности или мнению окружающих.

«Реальное Я» - совокупность качеств, стабильно присущих личности, или ее истинная, объективная сущность.

«Имидж-Я» - образ человека во мнениях окружающих. Он складывается под влиянием многих факторов и его можно ва­рьировать в широком диапазоне.

Социальная роль, по сути, близка к понятию «имидж - Я», и характеризуется совокупностью действий, ожидаемых от ее «ис­полнителя».

Рассматривают различные модели личности в общении. Модель общения во многом определяется на генетическом уровне. Например, интроверты - это люди, обращенные в свой внутренний мир. Для них общение, как правило, затрудне­но низкой коммуникабельностью или повышенной тревожностью. Экстраверты наоборот, подсознательно тянутся к людям. Им свойственна, скорее всего, постоянная потребность в обществен­ном одобрении. Они очень общительны вплоть до навязчивос­ти. Одиночество их угнетает.

Д.Б. Ропер (1966, США) предложил различать людей на ориентированных изнутри и ориентированных извне. Первые имеют внутренний локус контроля - это интерналы. Они убеждены, что в любой момент способны повлиять на окруже­ние. Им свойственно брать на себя ответственность за то, что с ними случается. Это активные и динамичные люди. В случае неудачи они, не колеблясь, упрекают себя в том, что приложи­ли недостаточно усилий. Интерналы чаще всего считают свои успехи и неудачи не случайными, а зависящими от самих себя.



Люди, верящие в существование внешнего контроля, имеют внешний локус контроля - это экстерналы. Они убеждены, что в обстоятельствах их жизни всецело повинны другие люди, везенье или случай. Это более пассивные и менее дееспособ­ные личности. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой при­знательности от экстернала ожидать не приходится.

Роли, связанные с межличностными отношениями, обычно делят на ведущих и ведомых. Ведущих играют так называе­мые «предпочитаемые» - «звезды», авторитетные, честолюби­вые или чем-то иным привлекательные для окружающих лица. Ведомые - все остальные, включая «непредпочитаемых», с ко­торыми сотрудничают только вынужденно и делают их ответ­ственными за все.

Социальная роль как идеальная модель поведения

Вступая в те или иные взаимодействия, люди бессоз­нательно, исходя из привычки, быстро входят в роли, соответ­ствующие обстоятельствам. Это позволяет реагировать на со­бытия быстро и адекватно. В трудовом коллективе, например, важно, чтобы сам работник осознанно полностью слился с той ролью, которая ему предписана должностными обязанностями.

Интерактивное взаимодействие с ролью. Важной про­блемой является воздействие выполняемых личностью соци­альных ролей на ее психологические особенности. Например, работник в роли начальника ведет себя не так, как в роли низо­вого исполнителя.

Важным условием в коллективе является создание возмож­ностей для эффективного выполнения каждым его членом сво­их социальных ролей.

Важной характеристикой деятельности личности является уровень ее притязаний. Он формируется под воздействием ряда факторов: возраста; образования; пола; социального про­исхождения; стандартов успеха, существующих в социальных группах, к которым относится данная личность; уровня ее са­моуважения; прошлого опыта; успехов и неудач в процессе дви­жения к цели.

Обнаружено, что с увеличением возраста (до определенно­го периода) уровень притязаний, связанных с «творческими» потребностями, повышается, а затем снижается. Эта перелом­ная точка различна в разных профессиональных группах.

Возрастает уровень притязаний и с ростом образования.

Если профессия не содержит возможностей для творчества, то это приводит к перемене специальности.

Если говорить об условиях труда, то уровень притязаний у женщин гораздо выше, чем у мужчин.

Установлено, что лица с низким социометрическим статусом в первичном производственном коллективе характеризуются большими притязаниями в зарплате, чем лица с высоким стату­сом.

Гендерные роли

Полоролевые стереотипы. На поведение мужчин и жен­щин влияют как психофизиологические особенности, так и ген­дерные (полосоциальные) стереотипы.

Считается, что женщины более общительны, активны, эмпа­тичны и заботливы.

Мужчины воспринимаются как более автономные, настойчи­вые, авторитарные и интеллектуальные.

Независимость отмечается как одна из главных психологичес­ких черт мужчин, а взаимозависимость - как женская черта Мужской стиль - более аналитический и манипулятивный. В общении женщины проявляют больше интуиции, легче уга­дывают состояние партнера. Они настроены на партнерский стиль общения. Мужчины бессознательно стремятся к домини­рованию.

Мужчины считаются более способными к пространственным и математическим знаниям.

Женщины показывают лучшие способности к языковым на­выкам.

Мужская концепция морали формируется в терминах абст­рактных правил, границы которых неподвижны, постоянны. Жен­щины более ситуативны, привносят больше личного в свою ин­терпретацию этики, границы которой более открыты и подвиж­ны в зависимости от ситуации.

Ролевая структура группы

Ролевая структура группы также может подразделяться на формальную и неформальную. Формальный статус человека определяется его служебным положением. Оно обусловлено: рангом организации; уровнем должности, значимостью решае­мых задач, обеспеченностью обслуживающим персоналом (ре­ферент, персональный шофер, охрана и пр.), транспортом, до­ступом к источникам информации, контактом с вышестоящими руководителями.

Способы укрепления авторитета: не бросать слов на ве­тер; быть справедливым и беспристрастным; не уклоняться от решения проблем; беречь время подчиненных; не отдавать не­выполнимых распоряжений; не проявлять излишних эмоций; ин­формировать подчиненных.

Официальное и неофициальное взаимодействие. Наря­ду с системой официального взаимодействия значительно вли­яние неофициальной организационной структуры. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют здоровый климат. Недоброжелатель­ные отношения порождают ссоры и конфликты.

В пределах одной бригады могут существовать две и более неформальные группы, причем члены каждой из них противо­действуют членам «не своих» групп.

Наиболее силен конформизм в малых группах, особенно три­адах, где все находятся на виду.

Отмечается в целом, что женщины более конформны, чем мужчины.

Оказавшись в одиночестве, человек часто уступает, если даже он и прав. В противном случае давление окружающих мо­жет перерасти в открытое принуждение.

Обычно человек принимает взгляды большинства не столько под прямым внешним групповым давлением, сколько из-за бо­язни испортить отношения с окружающими.

Но конформизм имеет и важные преимущества. Во-первых, он обеспечивает выживаемость человека в критические момен­ты, облегчает организацию совместной деятельности людей, во-­вторых, - придает коллективу свое «лицо», поддерживая сис­тему ценностей и норм, закрепляя роли и стандарты поведения. А это помогает взаимодействию.

Групповые взаимодействия

Так называются определенные правила, выработанные груп­пой. Особенно остро стоит проблема принятия групповых норм для новичка. Возможны четыре варианта его поведения:

· сознательное принятие норм группы;

· вынужденное принятие под угрозой санкций группы;

· демонстрация антагонизма по отношению к группе («не та­кой, как все»):

· сознательное отвержение групповых норм с учетом всех воз­можных последствий, вплоть до ухода из группы.

Виды деловых взаимодействий проявляются в совмест­ной деятельности, деловых беседах и совещаниях.

Беседа при приеме на работу носит характер интервью и состоит из следующих основных блоков:

· что представляет собой соискатель;

· почему он ищет работу;

· его сильные и слабые стороны;

· его представления о хорошем начальнике;

· на какую зарплату он рассчитывает;

· его притязания в части карьеры и роста зарплаты.

Беседа при увольнении обычно связана с добровольным уходом сотрудника, в ситуации увольнения или сокращения.

Проблемные и дисциплинарные беседы обычно вызваны либо сбоями в деятельности сотрудника, либо фактами наруше­ния дисциплины.

Основная задача начала беседы - установить контакт с собеседником, создать атмосферу взаимопонимания, пробудить интерес к разговору. Есть несколько эффективных приемов для начала беседы:

· метод снятия напряженности - использование теплых слов, личного обращения, комплиментов, шуток;

· метод «зацепки», т.е. использование какого-либо события, сравнения, личного впечатления, анекдота или необычного вопроса для образного представления сути проблемы;

· метод «прямого подхода», т.е. непосредственный переход к делу без какого-либо обсуждения - краткое сообщение о при­чинах, по которым назначена беседа.

Откровенной, конструктивно-критической атмосфере деловой беседы противоречат:

· бестактное обрывание на полуслове;

· неоправданное лишение собеседника возможности высказать свое мнение;

· навязывание мнения ведущего беседу;

· игнорирование или высмеивание аргументов собеседника;

· грубая реакция на высказывание партнерами противополож­ных точек зрения;

· подтасовка фактов;

Деловое совещание определяется как форма организован­ного, целенаправленного взаимодействия руководителя с кол­лективом посредством обмена мнениями.

Опыт показывает, что при решении проблем группу следует использовать в тех случаях, когда:

· проблема является скорее сложной, чем простой, и нет уве­ренности, что один человек обладает всей информацией, не­обходимой для решения;

· требуется разумно разделить ответственность за решение проблемы;

· желателен не один, а несколько вариантов решения пробле­мы;

· полезна проверка различных взглядов;

· руководитель стремится утвердить демократический стиль уп­равления или хочет заручиться доверием подчиненных;

· членам группы необходимо лучше узнать друг друга.

Типы взаимоотношений в группе

Можно выделить четыре типа сотрудников:

· люди, стремящиеся к лидерству, которые могут решать зада­чу, лишь подчиняя себе других членов группы;

· индивидуалисты, пытающиеся решить задачу в одиночку;

· приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся прика­зам других ее членов;

· коллективисты, которые стараются решить задачу совмест­ными усилиями.

На характер взаимодействия в группе влияют и социально-­психологические факторы, определяемые видом деятельности:

· совместно-индивидуальная - каждый член коллектива дела­ет свою часть общего задания независимо от других;

· совместно-последовательная - общая задача выполняется последовательно каждым членом коллектива (конвейерное производство);

· совместно-взаимодействующая - задача выполняется при не­посредственном и одновременном взаимодействии каждого члена коллектива со всеми другими членами.

Сплоченность в пределах данной деятельности достигает­ся быстрее при третьей модели, чем при второй и тем более ­первой.
Задачей изучения социально-психологического климата яв­ляется определение его показателей. Кроме продуктивности труда коллектива необходимо учитывать косвенные показатели: текучесть кадров, состояние трудовой дисциплины, уровень конфликтности.

Межличностные взаимодействия могут регулироваться тре­мя путями:

Совместимостью партнеров на личном уровне. Эту совместимость можно определить как способность членов группы, совместной деятельности, основанную на их оптимальном со­четании. Психологическая совместимость может быть обуслов­лена как сходством каких-либо характеристик членов группы, так и различием их. В итоге это при водит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности. Высокий уровень психологической совместимости благоприятно влияет на соци­ально-психологический климат коллектива. Он определяется стойким настроением группы.

Совместимость партнеров улучшается при сходстве: в соци­альном происхождении, уровне интеллекта, возрасте, во взглядах на жизнь, этнических корнях, характерах (общительность. тревожность, мечтательность).

Совместимость повышается при взаимодополняемых свой­ствах темперамента (сангвиник-меланхолик, холерик-флегматик).

Сработанность - это согласованность в работе участни­ков совместной деятельности. Подобное качество характеризу­ет успешную совместную деятельность, порождающую высокую удовлетворенность членов группы.

Суть сплочения группы в том, чтобы превратить ее в пси­хологическую общность. Сплоченность определяют следующие факторы: эмоциональная привлекательность членов группы, наличие совместимости, предпочитаемый группой способ взаи­модействия, особенности групповых целей, удовлетворенность группы и каждого члена своим положением в группе, коллеги­альный, корпоративный стиль руководства, способствующий сплочению группы.

В группе высокой сплоченности растет самооценка челове­ка, снижается уровень его тревожности и повышается эффек­тивность работы всей группы.

Межличностное поведение в игр��

Игра - это свободная, неутилитарная упорядоченная дея­тельность в намеренно ограниченном пространстве и времени, в рамках которой воссоздаются социальные отношения между людьми.

Выделяют минимум два типа игровой деятельности ­ «целевую» и «ролевую».

К целевому типу можно отнести все игры, ориентированные на достижение успеха, победы над соперником или обстоятель­ствами (детские игры, спортивные, викторины и пр.).

«Ролевые» игры - это те, в которых происходит исполне­ние ролей, использование масок различной природы, реализа­ция заранее заданного текста. Сюда относится игра актеров. Или ролевые игры во время тренингов и деловых игр.

Э. Берн (1988) ввел понятие трансактного анализа. Суть этой идеи в том, что при анализе поведения человека в игре можно выделить трансакции как стержневую основу игры. По Берну этой основой и скрытым смыслом является неосознанное стремление каждой из сторон к достижению превосходства над другой и получению вознаграждения. При этом для трансакций чаще всего свойственно притворство, скрывающее истинные цели под видимыми манипуляциями.

В соответствие с этой теорией можно сказать, что люди с комплексами неполноценности играют не только для того, что­бы получить ценный приз или развлечься и удовлетворить «ад­реналиновый голод». Их основным подсознательным мотивом будет, в том числе, желание самоутвердиться. Выигрышем в данном значении будет и моральное удовлетворение от самого нахождения решения, поставленного условием игры.

Игровое поведение выявляет важные аспекты межличност­ного взаимодействия, которые находятся в тени или отсутству­ют в других видах человеческого общения. В игре «тренируют­ся» такие полезные навыки, как:

· ролевое поведение;

· следование правилам;

· способность скрывать подлинные состояния и мотивы, если их проявление неуместно;

· способность делать выбор в условиях неопределенности.

Сценарии и механизмы взаимодействия

Сценарии - стандартные последовательности действий в тех или иных привычных ситуациях. Если ситуация знакома, знание сценария помогает автоматически совершать последо­вательные действия, в противном случае отсутствие сценария затрудняет адекватное поведение.

Взаимодействие является тем фундаментальным процес­сом, который скрепляет в диадную общность. Основные меха­низмы, обеспечивающие формирование межличностного взаи­модействия, - это взаимопонимание, координация и согласо­вание.

Взаимопонимание - это результат познания партнера, фор­мирования общих целей и методов взаимодействия.

Координация - поиск таких средств общения, которые в наи­лучшей степени соответствуют намерениям и возможностям партнеров.

Согласование - механизм взаимодействия, касающийся в ос­новном мотивационно - потребностной стороны общения.

На социально-ролевом уровне значение имеет не искреннее самовыражение и поступки человека, а правильное с точки зре­ния окружающих поведение в конкретной ситуации.

Техника самопрезентации и виды распределения роле��

Самопрезентация - это кратковременный специфи­чески мотивированный и организованный процесс предъявления информации о себе в вербальном и не вербальном поведении (В.Н. Куницына).
Свойства личности, способствующие успешной самопрезентации:

· социальный интеллект (чутье на людей и на обстоятель­ства, умение подстраиваться к окружающим);

· эгокомпетентность (знание своих недостатков и достоинств);

· природное обаяние;

· способность к мобилизации и переключению;

· манипулятивные умения.

Тормозящие факторы в самопрезентации:

· неспособность к самораскрытию;

· зажатость;

· застенчивость;

· комплексы и недостаток коммуникативных умений и навыков.

Техника самопрезентации включает следующие приемы:

· Инграциация (iпgгаtiаtiоп) - приукрашивание, самовосхвале­ние, стремление сделать себя привлекательным.

· Самоподдержка - стремление произвести впечатление, описывая свои таланты и выдающиеся познания.

«Греться в лучах чужой славы» - выстраивание своего об­раза путем подчеркивания тесной связи с успешными, знамени­тыми, выдающимися людьми.

Успешность самопрезентации предваряет работа над собственным имиджем, начиная с внешности и одежды.

Три вида распределения ролей. Пространство межлич­ностного взаимодействия.

Определить положение человека в социальном пространстве означает определить его отношение к другим людям и соци­альным явлениям, взятым за точку отсчета.

При знакомстве, представляясь, каждый из нас обычно сообщает определенные сведения о себе, называя свое имя, род занятий, профессиональную группу, семейное положение и пр. Эти сведения составляют как бы систему координат для опре­деления социального положения любого индивида. Определив ситуацию, участники взаимодействия начинают выстраивать позиции, позволяющие им достичь своих целей в заданных об­стоятельствах.

Под этим углом зрения межличностное взаимодействие предполагает:

· выбор позиции по отношению к другому, пристройку к позици­ям друг друга, проверку их на прочность;

· оформление занятой позиции посредством использования вербальных и невербальных средств коммуникации.

Различают три типа пристройки .

1. Пристройка сверху может выглядеть как поучения, осуж­дения, советы, порицания, обращение на «ты», «сынок». Невер­бальные выражение того же - высокомерные или покровитель­ствующие интонации, похлопывание по плечу, подача руки ла­донью вниз, взгляды сверху вниз и другое.

2. Пристройка снизу означает позицию подчинения и диктует свои стереотипы поведения. Здесь человек демонстриру­ет зависимость, требует защиты, лишен инициативы и власти. Все это может сопровождаться заискивающими интонациями. наклоном туловища вперед, опускание головы и Т.п.

3. Позиция равенства сторон предполагает соответствующие вербальные и невербальные формы поведения: спо­койный взгляд в глаза собеседнику, открытое выражение чувств и ожиданий, обоснованные высказывания и готовность выслу­шать критические замечания в свой адрес и т.д.

Эффект контраста - способность к быстрой смене психологических позиций в зависимости от возникшей ситуации. Это один из существенных показателей мастерства общения. Дан­ный тип поведения может быть использован любым человеком, ибо все мы в подавляющем большинстве бываем во всех трех положениях.

Эффект ассимиляции - использование в новых услови­ях готовых умений и навыков без их существенного изменения. Такой негибкий тип ролевого поведения может быть свойственен крайне самоуверенному человеку или аферисту или главе государства, например, в официальной обстановке.

Техника бихевиоральных (поведенческих) подкрепле­ний состоит в том, что, выполняя социальную роль, человек не должен ограничиваться только вербальными и невербальными взаимодействиями. Он должен подкреплять свою роль по­ступками и действиями.

5. Стили педагогического общения (Классификация А.В.Петровского, Я.Л.Коломинского, В.В.Шпалинского, М.Ю.Кондратьева).

Доминирующая роль в формировании личности ребенка, в том числе особенностей его общения, отношения к себе и окружающим, принадлежит семье. Родители лучше всех знают своего ребенка и ока­зывают решающее влияние на его развитие. Однако в дошкольном детстве есть еще одна важная составляющая жизни малыша - это детский сад, в котором он проводит значительную часть времени.

Приобретенный ранее опыт общения в семье подвер­гается серьезному испытанию в дошкольном учрежде­нии. В группе детского сада ребенку нужно не только су­меть построить отношения с незнакомыми взрослыми (педагогами), но и научиться общаться со сверстниками, соотносить свое поведение с общепринятыми правилами, организовывать собственную деятельность. И кто, как не воспитатель, поможет ребенку сделать первые шаги в мир новых взаимоотношений?

Каждый педагог имеет индивидуальный стиль дея­тельности и общения, то есть характерное именно для него сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности. От личности педагога и его стиля взаимо­действия с детьми зависят результаты воспитательного воздействия. В процессе общения с ребенком взрослый должен не только теоретически передавать детям свой опыт и знания, но, прежде всего, транслировать своим собственным поведением личностное отношение к дру­гому человеку. Реальное педагогическое общение предпо­лагает субъектные отношения: партнеры по общению строят свое взаимодействие так, чтобы учитывать психо­логические особенности друг друга: интересы, мотивы, цели, темперамент, способности. При таком типе обще­ния педагог, обращаясь к ребенку, предполагает опреде­ленное отношение к своему обращению с его стороны, аргументирует свои требования, объясняет поведение. Если в общении педагога с детьми нет взаимной направ­ленности, т. е. дети выступают только объектом воздей­ствия, то нельзя говорить о полноценном общении.

Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значи­мым фактором, определяющим содержание, характер и особенности влияния его на личность ребенка. Слова и поступки педагога определяют особенности и дальней­шее развитие его взаимодействия с детьми, влияют на рост самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников.

У каждого педагога есть своя воспитательная страте­гия, а точнее, модель взаимодействия с детьми. Наиболее содержательные характеристики моделей взаимодействия педагога с детьми даются В. А. Петровским.

Каждый человек в своей жизни каждый день играет какие-то роли. Некоторым сложно переключаться с роли строгой начальницы в роль нежной и заботливой жены.

Ролевое поведение – социальная функция человека. Это поведение, которое ожидается от личности. Оно обуславливается ее статусом или же позицией в структуре межличностных отношений.

Понятие ролевого поведения включает в себя такую структуру:

  1. Модель ролевого поведения со стороны общества.
  2. Представления человека о собственном поведении.
  3. Реальное поведение человека.

Рассмотрим основные модели ролевого поведения.

Ролевое поведение личности

В мире существует множество социальных ролей. Порой человек может встретиться со сложной ситуацией, в которой его личностная деятельность в одной социальной роли мешает, оказывает трудности в выполнении других ролей. Будучи членом группы, личность подвергается сильному давлению и обстоятельствам, в результате чего может отказаться от своего истинного «я». Когда происходит такая ситуация, внутри человека возникает ролевой конфликт.

Считается, что, когда личность сталкивается с таким видом конфликта, она подвергается психологическому стрессу. Это способно привести к возникновению проблем эмоционального плана, которые будут проявляться при взаимодействии данного человека с другими, а также в возникновении сомнений в принятии решений.

Каждый статус человека на работе предусматривает свои роли. В ролевом наборе каждая роль являет собой общность различных ролей, которые не похожи на другие отношения. К примеру, одной из ролей начальника является роль кормильца. Данная роль не зафиксирована никаким уставом в организации. Она является неформальной. Руководителю, словно главе семьи, приписываются обязанности, согласно которым он должен заботиться о пропитании членов своей семьи, то есть подчиненных.

Ролевое поведение в семье

Основным параметром структуры ролевого поведения в семье является то, какой характер преобладает в системе главенства. Это определяет соотношения власти и подчинения. Для того, чтобы в семье не было конфликтных ситуаций, ролевое поведение каждого члена семьи должно соответствовать следующему:

Роли, которые образуют целую систему, не должны противоречить друг другу. Выполнение определенной роли каждым человеком в семье должно удовлетворять потребности всех ее членов. Роли, которые были приняты, обязаны соответствовать личностным возможностям каждого человека. Не должно возникать ролевых конфликтов.

Стоит отметить, что у каждого человека должна быть не одна роль на протяжении долгого времени. Ему необходимы психологические изменения, разнообразия.

4.1.2. Особенности ролевого поведения в конфликтном общении

4.1.3. Поведенческие маскировки конфликтного общения

4.2. ПСИХОТЕХНИКА КОНТРИГРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИЯХ КОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ

Типология личных затруднений конфликтного общения

4.2.2. Игровые формы позиционных конфликтов

4.2.3. Психотехника контригрового поведения

4.2.4. Анализ ситуаций контригрового поведения

4.1. Ролевое поведение в общении

4.1.1. Виды ролевого поведения

В социальной психологии роль понимается как представление о шаблоне поведения, ожидаемого от человека, занимающего определенную позицию в данной ситуации контакта .

В деятельности оперативного работника роль есть прежде всего «маска», надеваемая в общении с различными людьми. Ролевые маски оперативного общения носят двоякий характер. Часть их, изменяя подлинные признаки качеств личности, отношений и намерений оперативного работника, сохраняет признаки его принадлежности к правоохранительным органам. Линия или отдельные приемы такого ролевого поведения направлены на обеспечение условий достижения целей контакта.

Примером ролевых масок принадлежности являются варианты поведения, рассчитанного на установление психологического контакта (формирование представления партнера об общности увлечений, личных проблем и пр.), с целью создания у него искаженного представления о своих замыслах и информированности о конкретных фактах.

Другая часть масок предназначена для сокрытия принадлежности к оперативным службам, для исполнения роли представителя какой-либо социальной группы.

Маски, скрывающие принадлежность оперативного работника, имеют более сложную технологическую природу. Соответствующее поведение предполагает необходимость познания содержания роли, ее сложности и точности заданности (например, просто инженер или инженер-выпускник конкретного института и т. п.). Содержание роли должно соответствовать не только имитируемой групповой принадлежности, но и особенностям индивидуального стиля поведения, а порой и внешности оперативного работника. Ролевое поведение предполагает умение воспроизвести жесты, мимику, речь, манеру поведения и психологические особенности другого человека . В юридической психологии отмечается необходимость специальной подготовки к такому поведению .

Любое общение сотрудника правоохранительных органов регулируется официальными и неофициальными правилами поведения, принятыми в контактах с определенными типами людей и в типичных ситуациях. Расчет на выполнение принятых правил поведения в конкретных взаимодействиях людей называется социальным ожиданием. Например, форма одежды сотрудника милиции объясняет вопросы типа: «Как пройти туда-то?». Ожидания регулируют ролевые взаимоотношения людей.

Применительно к ролевому поведению в правоохранительной деятельности можно указать следующие аспекты:

роль как существующая в какой-либо организации совокупность ожиданий относительно поведения сотрудника определенной службы;

роль как понимание сотрудником ожидаемого от него поведения;

поведение сотрудника на основе принятой роли в процессе решения оперативно-служебных задач.

На ролевое поведение сотрудника оказывают влияние его личностные особенности, а также статус, т. е. его соотносительное положение в ситуациях взаимодействия, определяемое по признакам, специфичным для данной ситуации. Статус представителя той или иной правоохранительной службы определяет его права, обязанности и престиж. Статус личности есть ответ на вопрос «Кто он?», роль – «Что он делает?».

Вступая в общение, сотрудник учитывает позицию партнера и подбирает себе соответствующую роль. Являясь носителем многих ролей, в конкретной ситуации он может активно выполнять только одну. Другие будут в данной ситуации скрытыми, потенциальными, но могут стать активными ролями при изменении ситуации взаимодействия. Эффективность ролевого поведения оперативного работника зависит от знания роли, ее субъективной значимости и от искусства (техники, мастерства) выполнения.

Если поведение оперативного работника не соответствует ролевым ожиданиям какой-либо группы, она применяет к нему социальные санкции – тот или иной вид принуждения к нормативному поведению (например, угрозы, оскорбления, шантаж и др.). Возможны и позитивные санкции – подкрепление ожидаемого поведения.

Оперативному работнику в своем поведении приходится выбирать между ожиданиями групп различной принадлежности. Причем в рабочих ситуациях он ведет себя, сообразуясь не только с ожиданиями данной группы, но и в соответствии с нормами законности, профессиональной этики сотрудника правоохранительных органов.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОБЩЕНИИ:

  1. Глава 12. ПРИМЕНЕНИЕ ОПРОСНИКА «НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ» ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КИНЕСИКО-ПРОКСЕМИЧЕСКИХ ПАТТЕРНОВ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП

Особенности ролевого поведения личности


Введение

Заключение

Список литературы


Введение

Необходимость кем-то быть, играть определенные роли, является неотъемлемой частью человеческого бытия. Без этого не может функционировать общественный организм, без этого невозможна самореализация индивида.

В 60-х годах отечественные социальные психологи начали активно разрабатывать основанную на Западе ролевую теорию. Это было обусловлено тем, что понятие «роль», по Е. С. Кузьмину, является «центральным для социально-психологической науки, т. к. роль является звеном связи социальных явлений с психологическими особенностями» (Кузьмин, 1977, 122).

Существует также определение, что ролевое поведение – это поведение индивида в соответствии с задачами роли и ожиданиями окружающих. Необходимыми условиями ролевого поведения являются ясность и приемлемость роли.

Ясность роли предполагает, что человеку, ее исполняющему, известно и понятно не только содержание роли, но и связь его деятельности с другими людьми.

Приемлемость роли состоит в том, что человек готов ее выполнять осознанно, поскольку поведение в соответствии с данной ролью будет приносить ему определенное удовлетворение.

При этом А. Л. Свенцицкий (1999) указывал на то, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. Это значит, что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Оно является продуктом уникального, свойственного только ему способа интерпретации и истолкования ролей.

Поведение человека начинается с выполнения определенной социальной роли. Человек познает себя, оценивает свою роль и свое место в социальной среде и в соответствии с этим направляет, контролирует и корректирует свое поведение.

Процесс вхождения в роль и обладание ею у каждого человека протекает по-разному. Качество ролевого поведения зависит от состояния психических параметров личности, которые подвержены влиянию социальной и производственной среды.

Таким образом, постоянно существует необходимость заботиться о создании такой производственной и морально-психологической обстановки, которая бы благоприятно влияла на качество выполнения социальной роли каждым работающим, способствовала бы повышению его трудовой инициативы и общественной активности.


1. Понимание личности в психологии

Личность - сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Она продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития - с другой.

Понятие личности начало складываться в древности. Вначале термин «личность» означал маску, которую надевал актер древнего театра, затем самого актера и его роль в представлении. Впоследствии термин «личность» стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.

Психология под личностью понимает конкретного человека, являющегося представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающегося каким-либо видом деятельности, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями.

В определении личности следует выделить, прежде всего, ее общественную сущность. Человек рождается человеком, но личностью он становится в процессе общественной и трудовой деятельности. Термин «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом, начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» как «личность новорожденного». Мы всерьез не говорим о личности двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои наследственные особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения. Таким образом, психология социальное и биологическое в человеке рассматривает в диалектическом единстве, выделяя в этом единстве в качестве основных и определяющих социальные факторы.

Отношение к пониманию «личности» у различных исследователей было и остается различным.

Психоаналитические теории личности. Уже в начале века венский психиатр и психолог З. Фрейд предложил свою трактовку личности человека, оказавшую огромное влияние не только на психологическую науку и психотерапевтическую практику, но и на культуру во всем мире. Дискуссии, связанные с анализом и оценкой фрейдистских идей длились не одно десятилетие. Согласно взглядам Фрейда, разделяемым значительным числом его последователей, активность человека зависит от инстинктивных побуждений, и, прежде всего, полового инстинкта, и инстинкта самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут обнаружить себя столь же свободно, как в животном мире, так как общество накладывает на человека множество ограничений, подвергает его инстинкты, или влечения, «цензуре», что вынуждает человека подавлять, тормозить их. Инстинктивные влечения оказываются, таким образом, вытесненными из сознательной жизни личности как позорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в сферу бессознательного, «уходят в подполье», но не исчезают. Сохраняя свой энергетический заряд, свою активность, они исподволь, из сферы бессознательного, продолжают управлять поведением личности, перевоплощаясь (сублимируясь) в различные формы человеческой культуры и продукты человеческой деятельности. В сфере бессознательного инстинктивные влечения объединяются в зависимости от своего происхождения в различные «комплексы», которые и являются, по утверждению Фрейда, истинной причиной активности личности. Соответственно, одной из задач психологии признается выявление бессознательных «комплексов» и содействие осознанию их, что ведет к преодолению внутренних конфликтов личности (метод психоанализа). К числу таких побуждающих причин, например, относили «эдипов комплекс».

Все дальнейшее развитие личности мыслилось как столкновение между вытесненными в сферу бессознательного различными «комплексами».

Внимательное рассмотрение концепции личности Фрейда, позволяет заметить, что активность человека понимается как биологическая, природная сила. Она аналогична инстинктам животных, т.е. такая же бессознательная, при всех ее изменениях, «сублимациях» и конфликтах с внешне ей противопоставленным обществом. Функция последнего сводится только к ограничению и «цензурированию» влечений. Подобная трактовка личности и ее активности фактически превращает личность в существо, по сути, биологическое. При этом предполагается, что человек и общество принципиально чужды друг другу, что их «гармонические» отношения возможны лишь при подавлении одного силой другого, вечном насилии одного над другим, при постоянной угрозе бунта бессознательного, прорыва в агрессию, невроз и т. д.

Гуманистическая психология (преимущественно американская) в понимании личности и ее активности на первый взгляд кажется чем-то противоположным психоаналитическому направлению. Однако, как это далее станет очевидным, они смыкаются в своих основных характеристиках. В отличие от психоаналитиков, которые, пытаясь открыть источник активности, обращаются к прошлому, к «вытесненным в бессознательное» впечатлениям и переживаниям ребенка, «гуманистическая психология» главным фактором активности личности считает устремленность к будущему, к максимальной самореализации (самоактуализации). Ее развитие связано с трудами К. Роджерса, А. Маслоу, Г. Олпорта и др.

Топологическая психология. Используя принятое в физико- математических науках понятие «поле», К. Левин объясняет поведение личности тем, что различные точки и районы «жизненного пространства» (поля), в котором существует индивид, становятся мотивами его поведения в силу того, что он испытывает в них потребность. Когда потребность в них исчезает, то и значение объекта утрачивается. В отличие от психоанализа, К. Левин не видит в потребности биологической предопределенности. Мотивация детерминируется не природными свойствами человека, а его взаимодействием с «полем», в котором объекты по-разному притягательны: обладают либо положительной, либо отрицательной валентностью.

Наличие трех-четырех ведущих направлений в понимании личности, сложившихся в мировой психологической науке, и несовпадение их исходных принципов вполне закономерно порождало постоянную полемику.

В отечественной психологии понимание «личности» также не однозначное.

Как справедливо отмечает И. С. Кон, многозначность понятия личности приводит к тому, что одни понимают под личностью конкретного субъекта деятельности «в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей», в то время как другие понимают личность «как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения». (Кон, 1967, 7).

Все разделы психологической науки рассматривают личность как изначально данную в системе социальных связей и отношений, детерминированную общественными отношениями и притом выступающую в качестве активного субъекта деятельности. Собственно социально-психологические проблемы личности начинают решаться на этой основе.

2. Механизмы социализации личности. Ролевое поведение

Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие - свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление - это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений.

Выделяют понятия социальный статус, роль и ролевое поведение.

Социальный статус – это положение субъекта в системе межличностных отношений, которое определяет его обязанности, права и привилегии. Его устанавливает общество. Социальные взаимоотношения запутаны.

Социальная роль связана со статусом, это нормы поведения человека, занимающего определенный статус.

Ролевое поведение – это конкретное использование человеком социальной роли. Здесь находят отражение его личностные характеристики.

Предложил понятие социальной роли Джордж Герберт Мид в конце XIX – XX вв. Человек становится личностью, когда обретает навык входить в роль другого человека.

Любая роль имеет структуру:

Модель поведения человека со стороны общества.

Система представления человека как он должен вести себя.

Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.

В случае рассогласования этих компонентов возникает ролевой конфликт.

1. Межролевой конфликт. Человек является исполнителем множества ролей, требования которых не совместимы или у него нет сил, времени выполнять эти роли хорошо. В основе этого конфликта лежит иллюзия.

2. Внутриролевой конфликт. Когда к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальных групп. Пребывание внутри ролевого конфликта очень опасно для личности.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (Кон). Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности личности. Социальная роль есть «общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности» (Буева, 1967, 14). Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли, иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении, другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе роль не определяет Деятельности и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли».

Социальная дифференциация присуща всем формам существования человека. Поведение личности объясняется социальным неравенством в обществе. На него влияют социальное происхождение; этническая принадлежность; уровень образования; должность; проф. принадлежность; власть; доход и богатство; образ жизни и т.д.

Исполнение роли носит индивидуальный характер, но обусловлено социокультурно.

Разновидности ролей:

Психологические или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;

Социальные (в системе объективных общественных отношений). Категории: профессиональные, демографические.

Активные или актуальные – исполняемые в данный момент;

Латентные (скрытые) – человек потенциально является носителем, но не в данный момент

Конвенциональные (официальные);

Стихийные, спонтанные – возникают в конкретной ситуации, не обусловленные требованиями.

Ф. Зимбардо (1971) провел эксперимент (студенты и тюрьма) и установил, что роль сильно влияет на поведение человека. Ролевые предписания формируют поведение человека. Может возникать явление деиндивидуализации – феномен поглощения личности социальной ролью. Личность теряет контроль над своей индивидуальностью (пример – тюремщики).

Ролевое поведение – индивидуальное исполнение социальной роли – общество задает стандарт поведения, а исполнение роли носит личностную окраску. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «возрастания» личности в обществе себе подобных.

Юнг отождествляет понятие персоны и роли (эго, тени, самость). При социализации важно не слиться с «персоной», чтобы не потерять личностное ядро (самость).

Социальная роль – есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Ряд ролей предписан от рождения (быть женой/мужем). Социальная роль всегда имеет некоторый диапазон возможностей для своего исполнителя – «стиль исполнения ролей». Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Личность выступает (является) тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место в жизни. Необходимо использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям (Андреева, 1994, 98).


Заключение

Личность - сложное понятие, которое является одним из центральных понятий социологии, философии и психологии. На социологическое понятие личности заметно влияют философские концепции и психологические теории. Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого. В социологических работах личность трактуется как совокупность ролей и статусов, которые она занимает в обществе.

Социальная роль - суть ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Основные требования вырабатывались, шлифовались обществом и существуют независимо от конкретных людей, вопреки их желаниям и представлениям. Основные характеристики социальной роли - эмоциональность; способ получения; масштаб; формализация и мотивация. Любая социальная роль включает некоторое сочетание этих характеристик. В целом, социальная роль, которую выполняет человек, весьма значительна в его жизни, в его умении эффективно функционировать в рамках общества.

Одной из важнейших категорией при изучении социальных ролей личности является социальный статус. Именно социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Конкретная социальная роль, как совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе, распадается на ролевые ожидания - то, чего ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение - то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Несоответствие последних нередко приводит к ролевым конфликтам.

На протяжении различных периодов развития личности нередки случаи так называемых ролевых конфликтов. Человек на протяжении своей жизни выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляют противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей. В этом плане важной профилактической мерой предотвращения таких ситуаций является обучение личности социальным ролям. Процессы развития личности, обучения ее социальным ролям является важным инструментом взаимодействия общества и личности. Если в процессе развития личности и освоения ею социальных ролей допущены ошибки, то у личности может возникнуть внутреннее ролевое напряжение. Напротив, развитая личность, в отношении которой было допущено минимальное количество ошибок в воспитании, может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, не сливаясь, не идентифицируясь с ролью, в то же время «врастая» в общество себе подобных. В целом освоение социальных ролей - часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных.

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является, а процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.


Список литературы

1. Бергер, П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива / П. Бергер; пер. с англ. Под ред. Г.С. Батыгина.- М., 1996.

2. Буева, Л. П. Социальная среда и сознание личности / Буева Л. П. – М., 1967.

3. Василенко, И.В. Общество: элементы взаимосвязи: учеб. пособие / И. В. Василенко, Н.В. Дулина; ВолгГТУ.- Волгоград, 2001.

4. Козлова, О. Н. Личность - граница и безграничность социального / О. Н. Козлова //Социально-гуманитарные знания.- 2003.- №4.- С. 81-97.

5. Комаров, М. С. Введение в социологию: учеб. для вузов /М. С. Козлов.- М.: Наука, 1994.

6. Кон, И. С. Социология личности / Кон И. С. – М.: Политиздат, 1967.

7. Кузьмин, Е. С., Семёнов, В. Е. Методы социальной психологии / Е. С. Кузьмин. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977.

8. Лебедева, С.О. Социология: учеб. пособие /С. О. Лебедева, Ю. П. Дубровченко; ВолгГТУ.- Волгоград: Политехник, 2006.

9. Общая социология: учеб. пособие /ВолгГТУ.- Волгоград: Политехник, 2007.

10. Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс.- М., 2002.

11. Свенцицкий, А. Л. Психология управления организациями / А. Л. Свеницкий. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999.

12. Тернер, Дж. Структура социологической теории /Дж. Тернер.- М., 1985.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»