Конспект урока на тему «Звуки Д, Дь. Буква Д

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Тема: Звуки [д] и [д"]. Буква Дд.

Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение артикуляции звуков [д] и [д"]. Формирование умений различать звуки [д] и [д"]. Сравнение звуков по твердости и мягкости. Развитие фонематического слуха и восприятия. Выделение заданных звуков на слух и в произношении из звукового ряда, ряда слогов, слов. Составление характеристики звуков с опорой на символы. Определение местонахождения звука в словах. Звукобуквенный анализ слов дым, дом. Знакомство с буквой Д. Рисование буквы в воздухе, выкладывание из палочек. Нахождение образа буквы в предметах ближайшего окружения.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Совершенствование тактильного восприятия.

Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание чуткого отношения друг к другу.

Оборудование. Картинки маленький и большой дома, синий и зеленый домики, мяч, схемы слов, фишки, тетради, счетные палочки, карандаши.

Ход занятия.

1. Организационный момент. (Создание эмоционально положительного фона занятия).

Логопед. Сегодня мы будем строителями, будем строить дом. Напрягите мышцы, покажите, какие вы сильные. (Дети напрягают и расслабляют мышцы рук.)

Ручки растираем и разогреваем

И лицо теплом своим мы умываем,

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро,

Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом уходим пальцами на щёчки.

Щёчки разминаем, чтобы надувались,

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Как утята к утке клювики потянем,

Разомнем их мягко, не задев ногтями.

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения «улыбка - трубочка», «почистим зубки», «качели», «лошадка».

3. Уточнение артикуляции звуков [д] и [д"].

Логопед показывает картинку большого дома.

Мы построить дом хотим.

Работу язычку дадим.

Молоточки мы возьмем

Дружно гвоздики забьем

[д] легко произнесем.

(Дети ударяют кончиком языка по верхним зубам, прикладывая тыльную сторону ладони к гортани, и дают характеристику звука [д] – согласный, звонкий, твердый.)

Логопед показывает картинку маленького дома.

Мы построить дом хотим.

Работу язычку дадим.

Молоточки мы возьмем

Дружно гвоздики забьем

[д"] легко произнесем.

(Дети легко ударяют кончиком языка по верхним зубам, прикладывая тыльную сторону ладони к гортани, и дают характеристику звука [д"] – согласный, звонкий, твердый.) Логопед показывает символы твердого и мягкого звуков – синий и зеленый кружки.

  1. Игра «Путешествие». (Формирование умений различать звуки [д] и [д"].)

Логопед. Мы отправляемся в путешествие. Кто находится в самом начале дороги? (Крокодил) Он нас пропустит, если вы определите, какой звук есть в слове крокодил - [д] или [д"]. Возьмите карандаш и нарисуйте под крокодилом зеленый кружок. Найдите место звука в слове. Аналогично проводится работа со словами медведь, дракон, динозавр, дуб, сундук.

Логопед. Чтобы сундук открылся, вам нужно поделить слова на слоги и назвать ударный слог.

5. Игра «Эхо». Дети повторяют за логопедом цепочки слогов и находят лишний.

Да – да – дя – да, до – ди – ду – да, ды – ды – ды – до – ды, дя – дю – де – ду.

6. Игра «Тук – тук - тук». (Координация речи с движением.)

Тук – тук – тук. Строим дом. (Дети ударяют кулачком о кулачок.)

Дом высокий. Дом с окном. (Поднимают руки вверх, разводят в стороны.)

С острой крышей и трубой. (Соединяют руки над головой, поднимают одну руку вверх.)

В доме я живу с тобой. (Показывают на себя и на соседа.)

7. Игра «Доскажи словечко».

Логопед начинает слово, а дети заканчивают слогом с изучаемыми звуками: во..(да), яго…(да), пого…(да), коман…(да), сле…(ды, ди), награ..(ды, ди), са…(ды, ди).

Логопед. Закончите предложение словом, которое начинается со звука [д].

Мою подругу зовут …(Даша).

Машина едет по …(дороге).

Из трубы идет…(дым).

У белки теплое … (дупло).

Папа построил …(дом).

Слова дом и дым дети выкладывают из разрезной азбуки и делают звукобуквенный анализ.

8. Игра с мячом «Все на букву Д».

Логопед. Замените первый звук в слове на звук [д]: сом – дом, вождь – дождь, кочка – дочка, пороги – дороги, пушка – душка, круг – друг, туш – душ, пачка – дачка, волк – долг, пух – дух, рама – дама, пар – дар, ночь – дочь.

9. Работа с буквой Д.

Логопед. На что похожа буква Д?

Буква Д – как будто дом,
Но всего с одним окном.

Задание: Нарисовать букву Д в воздухе, выложить из палочек, выделить зашумленные буквы Д. Нарисовать картинки на звуки [д] и [д"] (дом, дым, дерево, дорога, дрова).

Исправить ошибки – дописать недостающие элементы буквы Д.

10. Окончание занятия. (Оценка работы детей.)


Учёт структуры дефекта, компенсаторных возможностей, максимальная ориентация на ведущую игровую деятельность позволяют наиболее эффективно использовать и развивать у детей с ОНР потенциально сохранные психические звенья, такие как, зрительное восприятие и память, пространственные представления, конструктивная деятельность, инициативность.

Коррекционную работу по развитию фонетико-фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи провожу по аналитико-синтетической системе с использованием основ звукового метода Д.Б. Эльконина и самостоятельно разработанных игровых способов успешного коррекционного обучения.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы. Тема: Звуки [Д], [Дь]. Буква «Д, д»

Цель.

  • Развивать у детей навыки анализа и синтеза речевых единиц.

Образовательные задачи:

  • уточнять артикуляционный уклад звука [Д], его характеристику при узнавании звуков по словесному описанию;
  • закреплять у детей навыки словообразования и словоизменения при образовании уменьшительной формы слова «дом» и при образовании имени прилагательного «музыкальный» от имени существительного «музыка»;
  • закреплять у детей навык звуко-слогового анализа слова «домик» при работе с индивидуально-раздаточным материалом;
  • продолжать закреплять у детей навыки чтения слогов и слов в дидактических играх «Музыкальный домик», «Составь цветок!».

Коррекционные задачи :

  • развивать у детей темпо-ритмические компоненты, мелодику речи, плавный длительный речевой выдох при пропевании слогов на мотив хорошо знакомой песни;
  • продолжать развивать у детей мышление при отгадывании загадок.

Воспитательные задачи:

  • продолжать воспитывать у детей интерес и желание заниматься.

Оборудование:

  • Дюймовочка (персонаж на занятии);
  • корзинка с лепестками для поощрения детей;
  • индивидуально – раздаточный материал для звукового и слогового анализа слов;
  • авторское демонстрационное наглядное пособие «Музыкальный домик» для хоровой фонации звуков [Д], [Дь] между гласными.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Приветствие детей. Сосредоточить их внимание на готовности к занятию.

II. Работа по теме: Звуки [Д], [Дь]. Буква «Д, д».

1. Постановка цели занятия.

У нас на занятии гостья… Вы её не заметили?! Она крохотная и живёт в бутоне цветка.

Кто догадался, как её зовут? Это — Дюймовочка!

Здравствуйте, ребята! Я хочу посмотреть, как вы работаете на занятии. Каждому из вас я приготовила по белому лепестку за правильный ответ. Целая корзина белых лепестков, смотрите!!! (Корзина с белыми лепестками, Дюймовочка на фланелеграфе)

В конце занятия мы посчитаем ваши лепестки и узнаем, кто отлично занимался, правильно отвечал, кто очень-очень старался!!!

2. Сообщение темы занятия.

Какая буква, какие звуки «дежурят» у нас сегодня на занятии? Давайте узнаем поскорее!

А. Узнавание букв по описанию их элементов и по их краткой характеристике.

Слов-то мы прочитаем, но буквы скрыты от наших глаз! Давайте угадаем буквы!

Последняя буква состоит из четырёх элементов. Когда мы называем эту букву, получается звук согласный, звонкий, твёрдый, его произносят губами! («М»).

Вторая буква в слове состоит из одного элемента. Когда называем эту букву, губы похожи на «овал» («О»).

Когда называем первую букву в этом слове, получается согласный, звонкий, твёрдый звук. Мы произносим этот звук языком: кончик язычка «барабанит» за верхними зубами! («Д»)

Дети читают слово «дом».

Итог. Дюймовочка хвалит нас: «Молодцы вы, ребята! Правильно назвали все буквы.

И слово прочитали правильно!»!

Б. Сообщение темы занятия через выделение первого согласного звука в слове.

Какой звук звучит в начале слова «дом»?

Какой звук звучит в начале имени «Дюймовочка»?

Какая буква первая в этом слове?

Сегодня на занятии мы будем учить звуки [Д], [Дь] и читать слоги, слова с буквой «Д, д».

3. Словоизменение слова «дом» и анализ слова «домик».

Большой – дом, а как сказать, если маленький? (Домик)

Индивидуальная работа детей: составление звуко – слоговой схемы слова «домик». Предварительный устный анализ слова:

Сколько слогов в слове «домик»?

Почему? (Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов)

Два гласных звука. Дети называют их по-порядку: [О[, [И].

Какой согласный звук в первом слоге перед [О] ? (Звук [Д] — твёрдый, берём синий квадратик)

Какой согласный звук во втором слоге перед [И]? (Звук [Мь] — мягкий, берём зелёный квадратик)

Какой согласный звук во втором слоге после [И]? (Звук [К] — твёрдый, берём синий квадратик)

Итог. Все правильно выполнили задание? Проверим, правильно ли составила схему слова «домик» наша крохотная гостья Дюймовочка! (Образец на фланелеграфе)

Физкультминутка.

Дождик, дождик, не дожди! Дождик, дождик, подожди!

Дай дойти до дому дедушке седому!

4. Хоровая фонация звуков [Д], [Дь] между гласными нараспев.

А. Постановка задачи. Вот и мы дошли до необычного домика. Чем же он необычен, узнаем, когда прочитаем на крыше название домика!

Б. Отгадывание загадок и выделение первого звука из слов – отгадок.

Первая буква. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице! (Морковь)

Последняя буква. Стоит на крыше, всех труб выше. (Антенна)

Вторая буква. Кто на себе свой домик возит? (Улитка)

Третья буква. Это что за зверь лесной, — встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы – уши выше головы? (Заяц)

Пятая буква. Усатенький, мохнатенький, как есть начнёт, так песенку поёт! (Кот)

Четвёртая буква. Эта буква ходит с палочкой, увы! (Ы)

Итог. Дети читают, открывшееся на крыше слово « музыка». Наш домик необычный, потому что в нём живёт музыка! Если в доме живёт музыка, значит он какой? (Музыкальный домик)

5. Хоровое чтение – пропевание слогов (В окошечках домика на мотив любой хорошо знакомой всем детям песенки)

Прочитаем и споём хором нашу любимую песенку!

Дети хором протяжно, на мотив песни «Ёлочка» поют слоги в окошечках домика:

АДА — АДО – АДЫ – АДУ — АДИ

ОДО – ОДА – ОДЫ – ОДУ

ОДИ – УДА – УДО – УДЫ

УДУ – УДИ – ИДА – ИДО – ИДИ….

Итог. Какая буква была в каждом окошечке? («Д») Назовите слоги, в которых звучал звук <Дь>? Что можно составить из слогов? (Слова)

6. Чтение слов.

Прочитаем слова, составим из лепестков цветы и подарим Дюймовочке!

Дети составляют на фланелеграфе цветы из лепестков, подставляя их к сердцевинке, читают на лепестках слова.

Что читали на лепестках? Дюймовочке очень понравились наши красивые цветы и то, как вы читали слова. Молодцы, ребята!

III. Итог занятия.

Дюймовочке понравилось заниматься с вами, ребята! Давайте посмотрим, кто из вас очень хорошо работал, — посчитаем лепесточки, которые дарила Дюймовочка за правильные ответы!

Оценивается деятельность детей, подводится итог.

Лариса Ивановна Дереча,
учитель-логопед
Казённого образовательного учреждения Омской области
«Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад «301″.
Дошкольный инклюзивный центр «АБВГДейка»

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка определять количество услышанных им звуков.

2. Учить вслушиваться в шепот.

3. Научить ребенка четко произносить звуки [Д], [Д"], дифференцировать их на слух и в произношении.

4. Закрепить умение определять место звуков в начале и середине слов.

5. Учить ребенка удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из 3—4 элементов.

6. Объяснить ребенку, что имена людей пишутся с большой буквы.

7. Учить анализировать слова: дом, Дима.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Слушай внимательно» (развитие слухового внимания).

Взрослый хлопает в ладоши, а ребенок, закрыв глаза, считает про себя, сколько раз хлопнули, и затем поднимает соответствующую цифру.

Задание 2 . Дидактическое упражнение «Выполняй команды» (развитие остроты слуха).

Взрослый произносит шепотом различные команды (например, поднять руки вверх, спрятать руки за спину и т.д.), а ребенок слушает их внимательно и выполняет.

Задание 3 . Знакомство со звуком [Д].

Отгадать загадку, назвать первый звук в слове-отгадке.

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес —

И исчез. (Дым)

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Д]: когда мы произносим звук [Д], то:

Губки свободны;

Зубки сближены, но не сомкнуты;

Язычок стучит кончиком за верхними зубками;

Горлышко «работает».

Символ звука: дятел долбит дерево: ДДД...

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 4 . Фонетическое упражнение.

Дятел долбит дерево: ДДДДДД... (произносить звук [Д] вслед за взрослым: Д Д Д Д Д Д Д Д

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д]»:

а, д, м, д, д, и, д; да, ду, ма, мы, до.

Взрослый просит ребенка загнуть пальчик, если тот услышит слово со звуком [Д]. Сколько пальчиков загнули?

Дуб, корова, дорога, вода, усы, дом, лиса.

Задание 6 . Взрослый предлагает ребенку повторить за ним серию слогов:

да-до-ду, ды-ду-да; да-до-ду-ды, ду-ды-да-до.

Задание 7 . Взрослый предлагает ребенку добавить последний слог к словам, назвать слово целиком:

ДА: пома..., награ..., побе..., пого..., коман..., секун...;

ДЫ: похо..., пара..., наря..., еле..., са..., пру...

Задание 8 . Работа с картинками:

из ряда картинок (5—10 предметов) выбрать те, в названии которых нет звука [Д];

четко перечислить картинки, в названии которых есть звук [Д],

выбрать картинки, в названии которых звук [Д] стоит в начале слова;

четко назвать картинки, в названии которых звук [Д] стоит в середине слова.

Провести игры «Что изменилось?», «Чего не стало?»;

Задание 9 . Вспомнить слова со звуком [Д] (звук [Д] стоит в начале слова, в середине слова).

Задание 10. Подобрать к словам родственные. Какой одинаковый первый звук во всех этих словах?

Друг (дружный, дружить...), дом (домовой, домашний...),

дуб (дубовый, дубрава...), дым (дымоход, дымный...).

Задание 11 . Образовать по образцу новые слова и ответить на вопрос (упражнение в словообразовании). Какой одинаковый первый звук во всех словах?

Дом — домок — домочек — домище; дуб — ...; дым — ...; друг - ...

Задание 12 . Выучить чисто говорки:

Да-да-да — у меня вода.

Ды-ды-ды — нет воды.

Ду-ду-ду — за водой пойду.

Задание 13 . Знакомство со звуком [Д"].

Символ звука: маленький дятел долбит дерево: дьдь...

Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 14 . Фонетическое упражнение. Колокольчик звенит: динь-динь...

Задание 15 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д"]»:

дь, мь, а, дь...; дя, мя, мю, ди...; Дима, Вика, Маша, дело, деньги.

Задание 16 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:

дя-де-дю-ди; дю-ди-дя-де.

Задание 17 . Перечислить нарисованные предметы: диван, одеяло, дерево, деньги.

Игры: «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Определить место звука [Д"] в предложенных словах, используя карточку и зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 18 . Подобрать слова по первому слогу:

ДЕ: -вочка, -душка, -ло...;

ДИ: -во, -ма, -на...

Задание 19 . Дифференциация звуков [Д] — [Д"]. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

да-дя, ды-ди,... ди-ды, дя-да...

Назвать первый звук в именах детей:

Дима, Даша, Денис, Данила, Дуня, Дина.

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [Д] и [Д"].

Задание 20. Дидактическое упражнение «Подари подарки Диме и Даше» (дифференциация звуков [Д] — [Д"] с использованием картинок).

Подобрать слова со звуками [Д] и [Д"], определить место звуков в словах (начало, середина слов), используя карточку, синий и зеленый кружки с колокольчиками.

Изменить существительные по падежам. Это (кто?) — Даша, Дима, нет (кого?) — ..., подарю подарок (кому?) — ..., вижу (кого?) — ..., горжусь (кем?) — ..., говорю (о ком?) — ...

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

Кто приходит,

Кто уходит, —

Все ее за ручку водят. (Дверь)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево)

К вечеру умирает,

Поутру оживает. (День)

Не живая, а идет,

Неподвижна, а ведет. (Дорога)

Задание 21 . Выучить скороговорку и ответить на вопрос: «Какой звук часто в ней слышится?» [Д].

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Задание 22 . Знакомство с буквой Д.

Д — с высокой крышей дом.

В этом доме мы живем.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква Д?

Буква Д из пальцев: указательный и средний пальчики правой руки опущены вниз и разведены в стороны, а остальные сжаты в кулак; указательный палец левой руки образует «перекладину» под пальцами правой руки.

Игра с пальчиками: «Дом и ворота» (взрослый произносит вместе с ребенком стихотворные строки, выполняя при этом действия руками):

На поляне дом стоит - Пальцы обеих рук соприкасаюсь, локти разведены, — «крыша».

Ну, а к дому путь закрыт. - Обе руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие пальцы — вверх — ворота».

Мы ворота открываем, - Ладони разворачиваются параллельно друг другу.

В этот домик приглашаем

Игры с буквой.

Задание 23. Звуковой анализ слов дом, Дима (составление схем слов из кружков разного цвета, анализ слов: называть первый и последний звук в словах, назвать и подсчитать гласные звуки в словах).

Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание печатными буквами.

Перед написанием слова Дима взрослый объясняет ребенку следующее правило: имена пишутся с большой буквы.

У п р а ж н е н и е 1.

Вспомните установку речевого аппарата для этих звуков. Сделайте тренировочные упражнения для языка.

Поочередно, следя за чистотой и верностью звучания, про­износите:

Д -Т Д-Т Д-Т ДЬ-ТЬ ДЬ-ТЬ ДЬ-ТЬ

У п р а ж н е н и е 2.

Тренируйте Д, Т и ДЬ, ТЬ в слогах:

ДЫ – ТЫ ДИ – ТИ ДЫТ – ДИТЬ

ДЭ – ТЭ ДЕ – ТЕ ДЭТ – ДЕТЬ

ДА – ТА ДЯ – ТЯ ДАТ – ДЯТЬ

ДО – ТО ДЁ – ТЁ ДОТ – ДЁТЬ

ДУ – ТУ ДЮ – ТЮ ДУТ – ДЮТЬ

ДЫ – ТЫ ДИ – ТИ ДЫТ – ДИТЬ

ДИ – ДИ – ДИ – ДИ – ДИТ

ДЭ – ДЭ – ДЭ – ДЭ – ДЭТ

ДА – ДА – ДА – ДА – ДАТ

ДО – ДО – ДО – ДО – ДОТ

ДУ – ДУ – ДУ – ДУ – ДУТ

ДЫ – ДЫ – ДЫ – ДЫ – ДЫТ

ДИ – ДИ – ДИ – ДИ – ДИТЬ

ДЕ – ДЕ – ДЕ – ДЕ – ДЕТЬ

ДЯ – ДЯ – ДЯ – ДЯ – ДЯТЬ

ДЁ – ДЁ – ДЁ – ДЁ – ДЁТЬ

ДЮ – ДЮ – ДЮ – ДЮ – ДЮТЬ

У п р а ж н е н и е 3.

Тренируйте различие звонкого Д и глухого Т в словах:

ДАЧКА- ТАЧКА

ДОН - ТОН]

ДОЧКА- ТОЧКА

ДУШ – ТУШЬ

КАДУШКА - КАТУШКА

ДЕЛО-ТЕЛО

ДЕНЬ-ТЕНЬ

ДРАП- ТРАП

У п р а ж н е н и е 4.

Тренируйте звуки ДЬ и ТЬ в словах, внимательно следите, чтобы не было «цоконья» и «дзяканья».

ТИНА ТЕРЕМ ПУСТЯК ТЮЛЬПАН

КАРТИНА УТЕХА ТЯГА ТЮЛЕНЬ

ТИШИНА КАНИТЕЛЬ КОТЯТА ТЮЛЬ

НЕВИДИМКА ТЕСТО ОКТЯБРЬ ДЮНЫ

СЕДИНА ДВЕРИ ДЯТЕЛ ДЮЖИНА

ДИВО КАДЕТ ДЯДЯ ДЮШЕС

Упражнение 5.

Тренировка Д и Т, ДЬ и ТЬ в текстах.

Терпенье и труд всё перетрут.

Безделье - мать всех пороков.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Огонь - беда и вода - беда, а пуще беды - и без огня и без воды.

Тетерев сидел на дереве, от дерева тень тетерева.

На улице деготник - мне не до деготника, не до деготниковой жены, не до деготниковых детей.

В редьке пять блюд: редька триха, редька ломтиха, редька с квасом, редька с маслом да редечка так.

Каждый день идет там диво.

И, блистая сединами,

Дядька впереди идёт

И ко граду их ведёт.

А. Пушкин

Северный ветер дышал стужей в темные окна домов.

А. Толстой

Говорила она на южном диалекте - часто делала непра­вильные ударения (поняла, заняла) и произносила звук «г» придыхательно.

Ф. Гладков

Жить,- даже и не будучи влюбленным,- славное занятие.

М. Горький

На другой день народу в театре было видимо-невидимо.

А. Макаренко

Пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое бельё.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»