Конспект мероприятия по поэзии в детском саду. Сценарий день поэзии в доу

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Продолжать формировать способность детей к выразительному чтению стихотворений наизусть.

Развивать вкус к поэзии, умение понимать поэтические образы стихотворения.

Развивать исполнительское мастерство дошкольников.

Воспитывать любовь к поэтическому жанру художественной литературы.

Вызвать у детей эмоциональный отклик на процесс участия в конкурсе.

Оборудование: мультимедийное оборудование, грамоты участникам, подарки.

Зал празднично украшен.

Ход конкурса:

— Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Очень приятно видеть улыбки на ваших лицах. Я знаю, почему у вас хорошее настроение: во-первых, наступила весна, а во-вторых, у нас сегодня праздник….. конкурс стихов «О маме, о весне».

(на экране «весенняя заставка»)

— Весна, весна, какое чудное время года!.Все оживает, цветет и радуется.. — Да и как не радоваться такому чудесному времени года. Ведь на душе у всех веселье, хочется танцевать, петь. Давайте,ребята все вместе споем песню, которая так и называется «Весна» (Муз. слова

(Песня о весне в исполнении старших дошкольников)

— Сегодня мы прочтём стихи, а уважаемое жюри оценит мастерство каждого участника конкурса юных чтецов (представление жюри),

— Ребята, первый весенний месяц март и я предлагаю вам заглянуть в календарь!

(на экране заставка -листок календаря с месяцем- «март»).

Весна идёт, весне дорогу! И мы начинаем наш конкурс стихами о весне.

Приглашаю Наташу Романову, которая прочтет Г.Сапгир «Тише

всех», (номинация: индивидуальное чтение).

(Выступление каждого участника

конкурса сопровождается слайдами в соответствии с текстом стихотворения).

— Вот так тихо и незаметно к нам пришла весна, ей рады все. Не верите? Тогда послушайте стихотворение в исполнении Ефрема Акимова и Лизы Колгиной «Идёт весна по городу» Ю.Мориц, диалог.

— Весна пришла в наш город, и природа оживает, а на душе становится тепло и радостно. Об этом стихотворение «В лучах весны», которое прочтёт Чепурная Ольга из группы «Почемучки», мелодекламация.

— Молодцы ребята, спасибо! Листаем дальше наш календарь. Что же было 4 марта? 4 марта исполняется 112 лет со дня рождения художника-иллюстратора Константина Павловича Ротова. Что же он иллюстрировал? Множество книг: «Дядя Стёпа», «Кот в сапогах», «Старик Хоттабыч», «Три поросёнка»… Его иллюстрации яркие, красочные.

(На экране заставка: 4 марта — 110 лет со дня рождения художника иллюстратора К. П. Ротова; далее идут иллюстрации с небольшим, комментарием ведущего: название произведений, которые иллюстрировал К.Ротов.)

— А вот ещё одна знаменательная дата: 6 марта - 195 лет со дня рождения Петра Павловича Ершова. Полюбуйтесь на иллюстрации его знаменитого «Конька-Гор бунка» (на экране по аналогии идёт показ иллюстраций с комментарием ведущей).

— Перелистываем календарь — и, конечно же, самый важный и светлый весенний праздник — Международный Женский день! Этому празднику посвящено много стихов, и вы сейчас в этом убедитесь!

— Приглашаю Метальникова Тимофея со стихотворением «День 8 Марта» из группы «Дюймовочка», индивидуальное чтение.

— 8 Марта - праздник наших любимых мам. Стихотворение про маму прочтёт Меланья Елистратова «Мама — верный друг» , с автором этого стихотворения она нас познакомит.(мелодекламация).

— Ребята, вы все очень любите своих мам и, я думаю, всегда и во всём готовы ей помочь. А убедиться в этом нам помогут Даша Иванова и Никита Ревунов с диалогом «Вот какой помощник» Н. Бобков.

— а ещё послушаем мелодекламацию в исполнении Насти Кольцовой «Мама -верный друг» М. Садовского из группы «Лучики».

Делу время — а потехе час, предлагаю ребята вам отдохнуть и поиграть в игру. А сейчас послушайте песню в исполнении ребят из средней группы «Ягодка» «Из чего наш мир состоит?».

— Ребята, я думаю, что вы со своими мамами очень дружны, а без мамы вам скучно. И ещё плохо, когда мы с мамой ссоримся. Послушайте Лёню Кочеткова, который прочтет стихотворение «Я сегодня в ссоре с мамой» М.Садовского.

— Ребята, а 8 Марта мы поздравляем не только мам, но и наших заботливых бабушек. Стихотворение про бабушку прочтёт Соколова София из группы «Калинка».

— Молодцы ребята! Вы очень порадовали нас стихами. Вы, я вижу — настоящие знатоки и любители поэзии. В марте есть ещё одна дата - Всемирный день поэзии, отмечается он 21 марта,

(слайды с портретами поэтов).

— Ребята, у мамы самые добрые руки на свете, а ещё у мамы очень доброе сердце! Об этом расскажут Суслина Катя и Белов Максим в диалоге М.Садовского «Доброе сердце».

— Приглашаю Маркова Илью порадовать нас всех. Он прочтёт стихотворение М. Садовского «У кого мы учимся доброте».

— Маша Шашкова и Миша Косимов хотят показать своё мастерство в чтении стихотворения М. Садовского «Доброе сердце».

— Спасибо, ребята, вы прочитали стихи о самом главном в человеке качестве — о доброте.

— И вот последний листок нашего мартовского календаря. 31 марта исполняется 130 лет со дня рождения русского поэта, писателя Корнея Ивановича Чуковского. Я уверенна, что вам всем очень хорошо известны его произведения.

— А сейчас наступает самый волнительный момент нашего конкурса. Я представляю слово нашему уважаемому жюри, которое оценивало ваше мастерство.

(слово жюри, вручение грамот, фото на память).

Слово учителя. Писатель Борис Пастернак – крупнейший поэт ХХ века, «талант исключительного своеобразия», как сказал о нем М. Горький.

В 2010 году исполняется 120 лет со дня рождения Пастернака. Он родился и жил в эпоху великих преобразований, переворотов, революций. Он пережил царя, временное правительство, три революции, две мировые войны… Все это не могло не отразиться на его поэзии.

«На протяжении жизни поэт проходит несколько творческих циклов, проделывает несколько витков вверх по спирали постижения природы, общества, духовного мира индивидуума. И вместо с ним тот же путь проходит читатель, чтобы понять поэта… Но уже сейчас очевидно и доказано, что наследие Пастернака входит в сокровищницу русской и мировой культуры ХХ века», — говорил Лев Озеров.

Говорить о пастернаковской судьбе невозможно, не затвердив наизусть его слова из автобиографической повести «Охранная грамота»: «Я не пишу своей биографии. Я к ней обращаюсь, когда того требует чужая… настоящего жизнеописания заслуживает только герой, но история поэта в этом виде просто непредставима».

Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к славе и величию
Своею жертвой путь прочертишь.

1 ВЕДУЩИЙ. Эти строки Бориса Пастернака как нельзя лучше отражают суть его жизни, жизни художника, жертвой прочертившего путь к славе и величию.

2 ВЕДУЩИЙ. Борис Леонидович Пастернак родился 29 января 1890 г. в Москве. В семье молодого живописца Леонида Пастернака и пианистки Розалии Исидоровны Пастернак-Кауфман искусство сливалось с повседневностью.

1 ВЕДУЩИЙ. Дома устраивались музыкальные вечера, на которых бывали друзья отца — Поленов, Левитан, Серов. Послушать известную пианистку приезжал Л.Н. Толстой. Одним из ближайших друзей семьи был С. Скрябин

2 ВЕДУЩИЙ. Мальчик рос под звуки фортепиано, окруженный живописными работами отца. Этот синтез музыки, живописи и поэзии отразился в его творчестве даже текстуально.

Октябрь серебристо-ореховый,
Блеск заморозков оловянный.
Осенние сумерки Чехова,
Чайковского и Левитана.

2 ВЕДУЩИЙ. Поэт считал обстановку родительского дома основой своего художественного становления. Позже он писал: Я, сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как живой норме.

1 ВЕДУЩИЙ. Летом 1903 г. Б. Пастернак был поражен и очарован, услышав, как на соседней даче Скрябин сочиняет 3-ю симфонию. В этой гениальной, рождавшейся у него на глазах музыке, мальчик с удивлением узнавал окружающую природу, гудение леса, пение птиц.

Тянулось в жажде к хоботкам
И бабочкам и пятнам,
Обоим память оботкав
Медовым, майным, мятным.

Не ход часов, но звон цепов
С восхода до захода
Вонзался в воздух сном шипов,
Заворожив погоду.

Бывало — нагулявшись всласть,
Закат сдавал цикадам,
И звездам, и деревьям власть
Над кухнею и садом.
Не тени — балки месяц клал,
А то бывал в отлучке,
И тихо, тихо ночь текла
Трусцой, от тучки к тучке.

Скорей со сна, чем с крыш; скорей
Забывчивый, чем робкий,
Топтался дождик у дверей,
И пахло винной пробкой.

Так пахла пыль, так пах бурьян.
И, если разобраться,
Так пахли прописи дворян
О равенстве и братстве.

2 ВЕДУЩИЙ. Впечатление было таким сильным, что вызвало решение, не откладывая, профессионально учиться музыкальной композиции. Одновременно с гимназией он прошел предметы композиторского факультета консерватории.

1 ВЕДУЩИЙ. Ему прочили стезю музыканта, его композиторские опыты одобрял сам Скрябин, которого он боготворил. Однако композитором он не стал, пронеся сквозь всю жизнь любовь к музыке, мелодичность поэзии, саму музыку в стихе.

Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.
Я вытянул руки, я встал на носки,
Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.

И было темно. И это был пруд
И волны. — И птиц из породы люблю я,
Казалось, скорей умертвят, чем умрут
Крикливые черные крепкие клювы.

И это был пруд. И было темно.
Пылали кубышки с полуночным дегтем.
И было волною обглодано дно
У лодки. И грызлися птицы у локтя.

И ночь полоскалась в гортанях запруд.
Казалось, покамест птенец не накормлен,
И самки скорей умертвят, чем умрут,
Рулады в крикливом, искривленном горле.

2 ВЕДУЩИЙ. Как прошло расставание с мечтой стать композитором поэт рассказал в автобиографической повести «Охранная грамота».

ЧТЕЦ Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней Скрябина. Под влиянием обожания, которое я питал к нему, тяга к импровизациям и сочинительству разгорелась у меня до страсти. Меня прочили в музыканты, мне все прощали ради музыки. И, несмотря на это, я оставил музыку.

Я ее оставил, когда был вправе ликовать и все кругом меня поздравляли. Но никто не знал о тайной беде моей, и скажи я о ней, никто бы мне не поверил. Я едва играл на рояле и даже ноты разбирал почти по складам. Все это, а также отсутствие абсолютного слуха превращали подарок природы в предмет постоянной муки, которой я в конце концов не вынес.

1 ВЕДУЩИЙ. В 1908 г. Борис поступает в Московский университет сначала на юридический, а затем на философский факультет. Он хочет проникнуть в суть вещей.

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало.
И повторял ее имен
Инициалы …

2 ВЕДУЩИЙ. В 1912 г. Б. Пастернак на 3 летних месяца поехал в Марбургский университет, тогдашний центр философской мысли, где преподавали такие светила, как Наторп, Коген, Гартман.

1 ВЕДУЩИЙ. Город поразил его своим великолепием. «С десятого шага я перестал понимать, где нахожусь, — писал Пастернак. — Я вспомнил, что связь с остальным миром забыл в вагоне… Если бы это был только город! А то какая-то средневековая сказка!»

2 ВЕДУЩИЙ. Здесь же, в Марбурге, Пастернак встречает свою первую любовь. Он знакомится с дочерью чаеторговца Идой Высоцкой и делает ей предложение. Девушка отвечает отказом. Это событие запечатлено в вершине любовной лирики поэта, стихотворении «Марбург», который бормотали на улицах студенты, сокурсники, провожая ее домой уже в конце 20-х годов из института.

Я вздрагивал. Я загорался и гас,

Я трясся: я сделал сейчас предложенье, —
Но поздно, я сдрейфил, и вот мне — отказ.
Как жаль ее слез: я святого блаженней!

Я вышел на площадь. Я мог быть сочтен
Вторично родившимся. Каждая малость
Жила и, не ставя меня ни во что,
В прощальном значеньи своем подымалась.

Плитняк раскалялся, и улицы лоб
Был смугл, и на небо глядел исподлобья
Булыжник, и ветер, как лодочник, греб

По липам. И все это были подобья.

Но как бы то ни было, я избегал
Их взглядов. Я не замечал их приветствий.
Я знать ничего не хотел из богатств.
Я вон вырывался, чтоб не разреветься…

Когда я упал пред тобой, охватив
Туман этот, лед этот, эту поверхность
(Как ты хороша!) — этот вихрь духоты…
О чем ты? Опомнись! Пропало. Отвергнут…

1 ВЕДУЩИЙ. В университете Борис занимается с таким успехом, что ему даже предлагают через год вернуться в Марбург для защиты докторской диссертации. Занятия философией отразятся и в поэзии. Целый цикл Пастернак так и назовет «Занятье философией», а открывать его будет стихотворение «Определение поэзии».

Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок,
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.

Это — сладкий заглохший горох,
Это — слезы вселенной в лопатках,
Это — с пультов и флейт — Фигаро
Низвергается градом на грядку.

Все, что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях.

Площе досок в воде — духота.
Небосвод завалился ольхою,
Этим звездам к лицу б хохотать,
Ан вселенная — место глухое.

2 ВЕДУЩИЙ. Но философия не станет судьбой. Серьезно и глубоко занимаясь философией, Пастернак в то же время тяготился академической узостью. После поездки в Марбург он решает бросить философию и всецело посвятить себя поэзии.

1 ВЕДУЩИЙ. Весной 1913 г. Пастернак блестяще закончил университет. Одновременно в созданном несколькими молодыми людьми издательстве «Лирика» вышел альманах, в котором напечатаны пять его стихотворений. Первым из них Пастернак неизменно потом открывал свои сборники.

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен
Чрез благовест, чрез клин колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И, чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

2 ВЕДУЩИЙ. Ранняя лирика Пастернака переполнена преклонением перед природой, в которой есть душа, любовь и язык. Поэт прислушивается к ее голосам и фиксирует их. Его стихи «срываются» и «обрушиваются», и надо или отойти в сторону от этого потока, или выдержать его, не захлебнувшись.

1 ВЕДУЩИЙ. Существовала какая-то таинственная, глубинная связь между обликом, психическим складом этого человека и характером его стихов. С первых шагов в поэзии он обнаружил особый почерк, особый строй средств и приемов. К стихам Пастернака надо было привыкать, надо было в них вживаться.

2 ВЕДУЩИЙ. Сам Б. Пастернак писал: Стихи не заражают больше воздуха, каковы бы ни были их достоинства. Разносящей средой звучания является личность. Старая личность разрушается, новая не сформировалась. Без резонанса лирика немыслима.

Иль я не знаю, что, в потемки тычась,
Вовек не вышла б к свету темнота,
И я урод, и счастье сотен тысяч
Не ближе мне пустого счастья ста?

И разве я не мерюсь пятилеткой,
Не падаю, не подымаюсь с ней?
Но как мне быть с моей грудною клеткой
И с тем, что всякой косности косней?

Напрасно в дни великого совета,
Где высшей страсти отданы места,
Оставлена вакансия поэта:

Она опасна, если не пуста.

1 ВЕДУЩИЙ. С 1914 Пастернак примыкает к содружеству футуристов «Центрифуга», близко знакомится с Маяковским.

2 ВЕДУЩИЙ. В 20-е годы он полностью отдается поэтическому творчеству. Выходит его сборник «Поверх барьеров», в котором он стремится встать «поверх» войны, «поверх» революции, «поверх» борьбы классов в стране и искусстве.

1 ВЕДУЩИЙ. На войну 1914 года он ответил призывом к гуманности, к сочувствию, желанием избавиться от «дурного сна» или, вернее, заснуть накрепко, закрыть глаза перед страшным ликом жизни, уйти в любовные переживания.

2 ВЕДУЩИЙ. В 1921 году родители Пастернака и его сестры покидают советскую Россию и обосновываются в Берлине. Начинается активная переписка Пастернака с ними и русскими эмиграционными кругами вообще, в частности с М. Цветаевой. В 1922 году выходит программная книга поэта «Сестра моя – жизнь».

1 ВЕДУЩИЙ. И в том же году он женится на художнице Евгении Лурье

Песня « Никого не будет в доме» (исполняется под видеофонограмму)

1 ВЕДУЩИЙ. Семейная жизнь складывалась непросто. «Обостренная впечатлительность была равно свойственна им обоим, и это мешало спокойно переносить неизбежные тяготы семейного быта», - позже напишет в своих воспоминаниях их сын Евгений. К тому же оба были «людьми искусства».

2 ВЕДУЩИЙ. Евгения Владимировна была талантливой портретисткой и нуждалась в освобожденном быте. Обустройством семейного очага больше приходилось заниматься поэту. Их совместная жизнь была полна ссор и раздоров. В разговорах постоянно мелькает тема развода. Евгения Владимировна мечтает о «лучшей доле».

Ты так играла эту роль!

Я забывал, что сам – суфлер!

Что будешь петь и во второй,

Кто б первой ни совлек.

Вдоль облаков шла лодка. Вдоль

Лугами кошеных кормов.

Ты так играла эту роль,

Как лепет шлюз – кормой!

И, низко рея на руле

Касаткой об одном крыле,

Ты так! – ты лучше всех ролей

Играла эту роль!

1 ВЕДУЩИЙ. На конец 20-х – начало 30-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Издаются его книги, а критики с удовольствием размещают в прессе положительные отзывы. Правда, поэту приходилось читать нарекания за некоторую вычурность.

Весна, я с улицы, где тополь удивлен,

Где даль пугается, где дом упасть боится,

Где воздух синь, как узелок с бельем

У выписавшегося из больницы.

Где вечер пуст, как прерванный рассказ,

Оставленный звездой без продолженья

К недоуменью тысяч шумных глаз,

Бездонных и лишенных выраженья.

2 ВЕДУЩИЙ. Пастернак принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР. Его большой однотомник с 1933 по 1936 годы ежегодно переиздается. Познакомившись с Зинаидой Нейгауз, в то время женой пианиста Нейгауза, вместе с ней в 1931 году совершает поездку в Грузию, где знакомится с грузинскими поэтами и их творчеством.

1 ВЕДУЩИЙ. А в 1932 году, прервав первый брак, женится на Зинаиде Нейгауз, уведя ее от своего друга. Став новой музой поэта, она появилась как раз тогда, когда поэту нужен был упорядоченный образ жизни, домашний уют, порядок. Актер Василий Ливанов в своей книге «Невыдуманный Борис Пастернак» описывал Зинаиду как женщину редкой душевной чистоты и стойкости, «чтобы осознавая исключительный поэтический дар Пастернака, нести тяжелый крест ничем не запятнанной любви к Борису Леонидовичу».

Любить иных – тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить, не засоряясь впредь,

Все это – не большая хитрость.

2 ВЕДУЩИЙ. А между тем надвигалась вторая половина 30-ых годов. Страну накрыла волна политических репрессий. Выступая в 1934 году на Всесоюзном съезде советских писателей, Пастернак при зывал: «Не жертвуйте лицом ради положения». Над его головой стали сгущаться тучи, поэту дали понять, что ему не избежать ареста.

1 ВЕДУЩИЙ. С 1936 года поэт поселяется в подмосковном поселке Переделкино. С середины 30-ых годов и до конца жизни одним из главных занятий Пастернака становится переводческая деятельность. Он переводит трагедии Шекспира, Шиллера, «Фауста» Гете и многое другое, стремясь при этом не к передаче языковых особенностей оригинала, но, напротив, к созданию «русского Шекспира». Эти переводы были не только источником заработка, но давали ему нравственную опору в жизни.

Гул затих. Я вышел на подмостки,
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси,
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И не отвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе,
Жизнь прожить — не поле перейти.

2 ВЕДУЩИЙ. Одновременно он переводил и грузинских поэтов. И так вышло, что переводы эти дошли до Ста лина и, более того, очень ему понравились. Есть воспоминания свидетелей о поведении Стали на, когда ему доложили, что готовится арест Пастернака. Вождь внезапно вслух произнес гру зинские стихи в переводе Пастернака:

1 ВЕДУЩИЙ.

Цвет небесный, синий цвет,

Полюбил я с малых лет,

С детства он мне означал

Синеву иных начал.

И теперь, когда достиг

Я вершины дней своих,

В жертву остальным цветам

Голубого не отдам…

1 ВЕДУЩИЙ. В начале сороковых годов после долгого перерыва Пастернак вновь начинает писать стихи, которые вошли в книгу «На ранних поездах». В начале Великой отечественной войны Пастернак добивался разрешения уйти на фронт, но был с семьей эвакуирован в г. Чистополь на Каме, где в ту пору жили другие писатели.

2 ВЕДУЩИЙ. В 1943 совершил поездку на фронт, результатом чего явились очерки «В армии», а стихи «Смерть сапера», «Ожившая фреска», «Победитель» вошли в книгу «На ранних поездах», в которой предстает образ автора как гуманиста и патриота.

И вот пришло заветное мгновенье:

Он разорвал осадное кольцо.

И целый мир, столпившись в отдаленьи,

В восторге смотрит на его лицо.

Как он велик! Какой бессмертный жребий!

Как входит в цепь легенд его звено!

Все, что возможно на земле и в небе,

Им вынесено и совершено.

1 ВЕДУЩИЙ. Радость победы в войне возрождала надежды на долгожданное обновление общества. Но радостные предвестия свободы оказались ложными, и в их свете Пастернак начал писать роман Доктор Живаго — свое последнее, любимое и трудное дитя. Над этой книгой он работал более 10 лет, она бы ла завершена в 1956 году, получив окончательное название «Доктор Живаго».

Собственно, это первая настоящая моя работа. В ней я хочу дать исторический образ России за последнее 45-летие, и в то же время всеми сторонами своего сюжета, тяжелого, печального и подробно разработанного, как в идеале, у Диккенса и Достоевского, — эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое…

2 ВЕДУЩИЙ. Роман стал почти автобиографическим. Поэт давно чувствовал, что ему чего-то не хватает. Он долго вынашивал идею большого романа, но никак не мог приступить к воплощению своего замысла. Справиться с нерешительностью ему помогло «пробуждение резкого и счастливого личного отпечатка».

1 ВЕДУЩИЙ. В 1946 году в редакции журнала «Новый мир» он познакомился с Ольгой Ивинской, заведующей отделом начинающих литераторов. Ей было 33 года. За ее плечами - нелегкий жизненный опыт. Впрочем, жизненные невзгоды никак не отразились на ее внешности. Ольга была необычайно хороша - нежная, женственная, с огромными глазами и золотистыми волосами.

2 ВЕДУЩИЙ. Их любовь вспыхнула, как свеча, жизнь вплелась в роман, а роман стал жизнью.

Песня «Свеча горела» (исполняется под фортепиано). Гиперссылка с 27 слайда: видео «Свеча»

1 ВЕДУЩИЙ. Однажды вечером Ольгу Ивинскую увезли на Лубянку. Пастернак был уверен: Ольгу посадили из-за него - «чтобы на мучительных допросах под угрозами добиться достаточных оснований для судебного преследования». «Ее геройству и выдержке я обязан тем, что в те годы меня не трогали», - был убежден поэт. Ивинскую приговорили к пяти годам лагерей. У Пастернака случился инфаркт.

2 ВЕДУЩИЙ. Однако история на этом не закончилась… Во время разлуки Пастернак писал Ивинской письма и посвящал стихи. После возвращения из лагеря она была по-прежнему неотразима. Любовь вспыхнула с новой силой. Ивинская взяла в свои руки издательские дела поэта и переехала жить поближе к писателю, сняв комнату в Переделкине. Поэт в буквальном смысле дневал и ночевал у нее. Он даже «узаконил» их отношения, сказав Зинаиде Николаевне, что теперь будет жить там, где захочет. Но из семьи не ушел и от налаженного быта не отказался.

Не плачь, не морщь опухших губ,

Не собирай их в складки.

Разбередишь присохший струп

Весенней лихорадки.

Пройдут года, ты вступишь в брак,

Забудешь неустройства.

Быть женщиной – великий шаг,

Сводить с ума — геройство.

Но как не сковывает ночь

Меня кольцом тоскливым,

Сильней на свете тяга прочь

И манит страсть к разрывам.

1 ВЕДУЩИЙ. Работа над романом, которую Пастернак рассчитывал закончить за 2-3 года, растянулась на целое десятилетие. Тем не менее «Доктор Живаго» был закончен и разослан в редакции. Однако его издание затянулось еще больше, более чем на 30-летие. В Советском Союзе никто не решался напечатать его. В 1956 г. Пастернак дал согласие на публикацию романа в Италии.

2 ВЕДУЩИЙ. Выход итальянского перевода остановить было невозможно. И роман, запрещенный на Родине более чем на 30 лет, выходит в Италии в 1957 г. За этим последовали зарубежные и русские издания и переводы практически на все языки мира. Пастернак становится знаменитым на весь мир.

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

1 ВЕДУЩИЙ. Победа оказалась равной поражению. В 1958 г. стало известно о присвоении Пастернаку Нобелевской премии «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы». Это было мировое признание, но….

2 ВЕДУЩИЙ. Разразился скандал на политической основе. Поэта вызвали к Генеральному прокурору и предъявили обвинение по статье «Измена Родине». На общем собрании Союза писателей был поставлен вопрос об исключении Пастернака из Союза писателей и лишении его советского гражданства.

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно,
Путь отрезан отовсюду,
Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

1 ВЕДУЩИЙ. Ответивший первоначально благодарностью за заслуженную им награду, Пастернак через неделю травли и угроз был вынужден отказаться от премии.

2 ВЕДУЩИЙ. Телеграмма: Стокгольм. В шведскую академию. «В связи со значением, которое придает награде то общество, к которому я принадлежу, я должен отказаться от присужденного отличия. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ…» Б. Пастернак»

1 ВЕДУЩИЙ. После отказа Пастернака международный скандал утихает, но страсти переходят на бытовой уровень. Гонорары за переводы не выплачиваются, договоры расторгаются, спектакли по переводам Пастернака сняты из репертуаров театров. Жить не на что.

2 ВЕДУЩИЙ. Но газеты пишут, что Пастернак получил миллионы за изданный в Европе роман. На самом деле он занимает на жизнь. Тем временем, юридическая коллегия по иностранным делам сообщает Пастернаку, что у него на счетах в Швейцарии и Норвегии большая сумма денег.

1 ВЕДУЩИЙ. Пастернак просит ЦК о получении некоторой суммы с обязательством передать часть денег в помощь престарелым писателям. В ответ от Пастернака требуют отказаться от всех гонораров, но перевести их полностью в Москву и передать в официальный комитет защиты мира.

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.

Но старость — это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

1 ВЕДУЩИЙ. Нелегкая действительность существования не нарушала поддерживаемый всеми силами ритм работы Пастернака. Новые стихи, которые он начал писать, составили его последнюю книгу «Когда разгуляется». На пороге своего семидесятилетия он начинает писать пьесу о России времен крепостного права. Название пьесы «Слепая красавица» — символ исторического образа России.

2 ВЕДУЩИЙ. С начала 1960 года Пастернак стал чувствовать себя хуже. Он отчетливо осознавал неизлечимость своей болезни. 30 мая 1960 года Б. Пастернака не стало.

1 ВЕДУЩИЙ. С тех пор прошло много лет. Издан, наконец, «Доктор Живаго», печатаются массовыми тиражами, о которых автор не мог и мечтать, его стихи и проза. Его читают, о нем много говорят и пишут. Все это заставляет с горькой радостью вспомнить слова, сказанные Пастернаком за два года до смерти: «Вероятнее всего через много лет после того, как я умру, выяснится, какими широкими, широчайшими основаниями направлялась моя деятельность последних лет, чем она дышала и питалась, чему служила».

2 ВЕДУЩИЙ. Все, кто знал Пастернака, помнят особенный – густой, гудящий звук его голоса, его раскатистые протяжные старомосковские «а», «о», «у», ошеломляющие пылкие его повествования, в которых штрихи и блестки наблюдений, внезапных мыслей, кипя и вспыхивая, расходились вширь еле уловимыми, невероятными кругами и эллипсами.

1 ВЕДУЩИЙ. Поэзия и проза Пастернака органично соединили традиции русской и мировой классики с достижениями русского символизма и авангарда. Роман «Доктор Живаго» на протяжении нескольких десятилетий оставался одним из самых читаемых русских романов во всем мире, во многом определяя представление о русской литературе ХХ века.

Песня «Поэты не рождаются случайно» (исполняется под фонограмму). Гиперссылка с 37 слайда: видео «Поэты»

Заключительное слово учителя. Наше выступление мне хотелось бы закончить словами известного критика, исследователя творчества поэта Льва Озерова: «Наследие Б. Пастернака законно входит в сокровищницу русской и мировой культуры нашего века. Оно завоевало любовь и признание самых взыскательных и строгих ценителей поэзии. Знание этого наследия становится насущной необходимостью… и поводом для раздумий над коренными вопросами человеческого бытия».

21 марта 2019 года отмечается Всемирный день поэзии. Праздник, который был установлен в 2000 году ЮНЕСКО, за несколько лет успел стать популярным. Предлагаем возможный вариант проведения праздника, посвященного Дню поэзии в детском саду или начальной школе.

Сценарий праздника Всемирный день поэзии для детей

Ведущие начинают праздник:

– Дорогие друзья! Сегодня мы отмечаем День поэзии. С раннего детства мы слышим поэтическую речь.

– Что есть поэзия?
Она – волшебных звуков сочетанья,
Души волнуемой мечтанья,
Терзанья гордого ума.
В стихе – напев, знакомый с детства,
Он так давно нам всем известен.
А сердце, вняв ему, трепещет,
И голос вновь и вновь дрожит.
А строки льются чередой,
Манят, уводят за собой…

Затем, следуя сценарию детского праздника, посвященного Международному дню поэзии, ведущие расскажут о поэзии Пушкина.

– Со стихами великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина мы знакомимся в детстве. Каждый находит в его поэзии что-то свое, близкое и понятное только ему. Сегодня мы поговорим о сказках Пушкина.

Дети читают стихи:

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…

За дверью слышится мяуканье. В зале появляется Кот.

Кот :
– Здравствуйте, мои друзья!
Кот ученый – это я.
Со стихами я дружу,
В гости к детям прихожу!

Ведущий :
– Милости просим!

Кот :
– Дорогие ребята, я хочу пригласить вас в чудесный мир сказок Пушкина.
Закрываем глазки и повторяем заклинанье:
«Сказки Пушкина мы знаем,
Любим очень и читаем.
В сказку мы попасть хотим.
Раз, два, три, карабарим!»

Звучит «Полет шмеля» и в зал влетают Комар, Муха и Шмель, которые танцуют под музыку.

Кот :
– Из какой сказки эти герои?
Дети :
– Сказка о царе Салтане.

Кот достает яблоко, зеркальце и обращается к ребятам:
– Мой вопрос совсем простой: Как названье сказки той?
Дети :
– Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.

Ведущий :
– У меня в руках – конверт с иллюстрациями к сказкам А.С. Пушкина. Сцены из каких произведений здесь изображены?

Ребята дают ответы, называя знакомые им произведения поэта. Можно заранее выучить с детьми несколько коротких отрывков этих произведений, которые они прочтут вслух.

Кот :
– Ребята, вы молодцы, хорошо знаете сказки Пушкина, много стихов прочли наизусть. Все хорошо отвечали на вопросы и выполняли задания. Спасибо!

В завершение праздника для детей, приуроченного ко Всемирному дню поэзии ведущие обращаются к детям:

– Дорогие ребята! Любите и берегите наш родной язык, любите поэзию, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.

Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно певучий.
В нем есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Любите, храните
Родной наш язык!

Муниципальный конкурс чтецов «Капели звонкие стихов» стал уже традиционным в нашем детском саду, а неизменным ведущим этого конкурса учитель-логопед Борзунова Надежда Александровна. Первый отборочный этап конкурса прошел 26 марта 2018г в первом корпусе, участие принимали дети 3-7 лет всех трех корпусов. Были представлены следующие номинации — «Мир и дружба всем нужны», «Мы друзья твои, природа и «Северчата - спортивные ребята», так же были еще представлены номинации — «За самое выразительное чтение», «За самое проникновенное чтение» и «За самое оригинальное стихотворение».

Стоит сразу отметить, что желающих участвовать в конкурсе было много. Нарядные, радостные и воодушевленные дети ждали своего выхода. Конкурс прошел в атмосфере праздника, громкие аплодисменты, глаза воспитателя и поддержка друзей воодушевляли ребят. Дети не просто читали стихи, а проживали те события, о которых рассказывали. Впервые на таком мероприятии участвовали дети с ограниченными возможностями, которые также показали умение выразительно читать стихи, чувствовать и передавать поэтические образы.

Наши звездочки, Воробьева Полина, Каранкевич Злата и Филиппова Уля выступили на этом мероприятии. Воробьева Полина и Каранкевич Злата получили сертификаты участников, подарки и огромный опыт участия в таких конкурсах. Филиппова Ульяна была награждена дипломом первой степени за победу в первом туре конкурса чтецов и получила грамоту за победу в номинации «За самое выразительное исполнение».

А 4 апреля 2018г в детском саду №17 состоялся второй отборочный этап муниципального конкурса, на котором выступили победители трех корпусов. Филиппова Ульяна, Шабалин Ярослав, Боровов Арсений, Таше Варя достойно представили наш детский сад. Дальнейших успехов вам, ребята!

1. 1-й ведущий. Поэт в России больше чем поэт… «Поэзия не нужна или, наоборот, необходима. Можно спорить до хрипоты по этому поводу. Можно запретить поэтов или придумать им знаки отличия. Поэзия на всё это не обращает внимания. Она была, есть и будет всегда там, где живут человеческие чувства, причём, самые светлые и прекрасные. Там, где говорит Душа».

2-й ведущий. Прекрасный месяц весны не зря выбран для празднования замечательного, романтического Дня поэзии. Ведь март – это месяц, олицетворяющий начало весны, возрождение и пробуждение природы. Поэзия всегда воспевала настроение и тепло, зарождение жизни, новых чувств и надежд.

2. Слайд 3. Ролик об истории возникновения Всемирного Дня поэзии (не весь).

3. Слайд 4.

1-й ведущий

Сколько имен всплывает в памяти!

Есенин, Пушкин, Блок и Фет,
Ахматова, Барто, Твардовский…
В России, если ты поэт –
Ты должен ярким быть и броским.
Знать, словом должен зажигать,
И душу вылечить словами.
Тебе ли этого не знать,
Поэт, живущий рядом с нами?
Поэзия – великий дар!
Кто оседлать сумел Пегаса,
Тот никогда не будет стар,
Рифмуя мысли ежечасно.

(Елена Козлова-Гыра)

А сколько гениальных строк было подписано этими именами! Откуда они брались эти сроки и куда уходят, оставляя след в наших душах? Это великая загадка, которую, однако, никто не хочет разгадывать — просто одни хотят писать стихи, а другие их читать и находить в них отклик своим чувствам.

4. 2-й ведущий. Мне кажется, что писать стихи – это всё равно, что уметь летать как птица. Этому нельзя научиться, а вот понимать поэзию может научиться каждый. Настоящей хозяйкой сегодняшнего вечера будет поэзия, а долгожданными гостями – стихи.

5. Слайд 5.

1-й ведущий

Не забыли мы, что осияно

Только слово средь земных тревог,

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что Слово – это Бог.

Слово, рождённое болью…

Слово, что ранит смертельно…

Слово — с нежнейшей любовью…

Слово – как крестик нательный…

Слово, что светит во мраке,

Слово, что греет в ненастье…

Слово, как Времени знаки, —

Слово – награда и счастье!

Мировая поэзия бережно хранит имена тех, кто вовремя нашел и сказал людям нужные слова – иногда бодрые и добрые, а иногда горькие или ироничные, — и сказал так, что ему захотели поверить. Поэты – всегда живые свидетели времени. И нам, людям 21 века, в нашей бурной, напряженной и требовательной жизни хочется поверить поэту, когда он открывает свои сокровенные чувства…

6. Слайд 6.

2-й ведущий. Огонёк свечи давно стал символом поэтических вечеров. Предлагаю всем нам, следуя давней традиции, зажечь наш очаг поэтического вечера – эти свечи.

7. Слайд 7. Романс «Свеча горела на столе» на стихи Бориса Пастернака в исполнении Ирины Сказиной.

2-й ведущий. Поэзия приходит в нашу жизнь в самом раннем детстве. Мы можем ещё не уметь читать и писать, но уже хорошо запоминаем нехитрые строчки из стихов Агнии Барто и помним их, как ни странно, всю жизнь: «Наша Таня громко плачет…» или «Уронили мишку на пол…». Это лирика, освещенная улыбкой. Цикл стихов — «Игрушки» (1936), адресованный маленьким, оказался читаемым людьми всех возрастов.

Слово девушкам группы 24.

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу —
Потому что он хороший.

Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Зайку бросила хозяйка —
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.

Грузовик

Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык —
Опрокинул грузовик.

Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.

Кораблик

Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
— Прокати, капитан!

8. 1-й ведущий. В школе мы все учили стихотворения и потом на оценку рассказывали их у доски. Любовь к стихам есть в каждом, только у кого-то она так и умирает на дне души в зародыше, а у кого-то достигает такой силы, что легко прорывается через толстую кожу, приобретённую с годами. И вот в свободную минутку ты перечитываешь страницы замечательной сказки Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок», написанной им после прочтения только-только появившихся сказок Пушкина. Известны слова, которыми Александр Сергеевич наградил автора «Конька-Горбунка»: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».

9. Слово Анне Владимировне Портных, преподавателю истории.

Слайд 9 – 10.

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба – на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу:

Знать, столица та была

Недалече от села.

Там пшеницу продавали,

Деньги счётом принимали

И с набитою сумой

Возвращалися домой.

В долгом времени аль вскоре

Приключилося им горе:

Кто-то в поле стал ходить

И пшеницу шевелить.

Мужички такой печали

Отродяся не видали;

Стали думать да гадать -

Как бы вора соглядать;

Наконец себе смекнули,

Чтоб стоять на карауле,

Хлеб ночами поберечь,

Злого вора подстеречь.

Вот, как стало лишь смеркаться,

Начал старший брат сбираться,

Вынул вилы и топор

И отправился в дозор.

Ночь ненастная настала;

На него боязнь напала…

(до слов: Много ль времени аль мало с этой ночи пробежало)

10. 1-й ведущий. В веках зарождалось чувство любви к своей земле, к земле предков. И пока у человека не было этого чувства – человечество не знало своего прошлого, не гордилось им, не задумывалось о будущем. Проходили годы, века, тысячелетия. Всё исчезало в мёртвом забвении. И только чувство Родины давало и даёт человеку историческую память.

11. Слайд 11. Видео сна девочки Любы с открытия Олимпиады в Сочи — 2014. (Отрывок о буквах русского алфавита, об истории родины; до слов: «Открывается новая фаза сна – сна о России.)

12. Валерий Духанин. Что такое Россия? Читает Люсов Артём, обучающийся группы №24

Что такое Россия? Это жаркое лето,

Когда много цветов на зелёном лугу,

Когда брызги на море жемчужного цвета,

Когда хлеб созревает и косят траву.

Что такое Россия? Это чудная осень,

Когда в небе, курлыча, летят журавли,

Когда шишки созревшие падают с сосен,

Когда кружатся листья до самой земли.

Что такое Россия? Это зимняя сказка,

Когда снег серебристый лежит на земле,

Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,

Когда виден узор на оконном стекле.

Что такое Россия? Это полная жизни,

Счастья, бодрости, радости, света весна,

Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,

Когда лес зашумит, отошедший от сна.

Когда ветер траву молодую волнует,

Когда птицы поют снова в нашем краю.

Я Россию свою, свою землю родную,

Вот такую простую, очень нежно люблю!

13. Слайд 12.

1-й ведущий. 19-ое столетие в нашей литературе по праву было названо Золотым веком русской поэзии. При этом имени тотчас осеняет мысль о национальном русском поэте. Он родился в Москве, в сердце России, и сам стал сердцем русской литературы. Он родился в чудесном весеннем месяце в день Вознесенья – и весь его жизненный и творческий путь явил собою непрестанное восхождение к недостижимому на земле идеалу Совершенства, который в его понимании представлял собою тройственный образ Истины, Добра и Красоты. Не случайно и последние предсмертные слова его – «выше, пойдём выше» — звали стремиться в высь. Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова. Его стихотворение «Смерть поэта» потрясло Россию. Лермонтов разоблачил заговор вокруг Пушкина, он указал на вдохновителей подлого убийства. Этот ворвавшийся в русскую литературу мятежник имел смелость много высказывать без прикрас и пощады.

14. Слайд 13. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» читает Крюков Илья Петрович, преподаватель спецдисциплин.

15. 2-й ведущий. И 23 апреля 1840 г. был опубликован высочайший приказ. Поручика Лермонтова ссылали под чеченские пули на Северный Кавказ. В доме Карамзиных он простился с литературными друзьями. Стоя у окна и, глядя на тучи, ползущие над Летним садом и Невой, набросал стихотворение «Тучи». Оглядел всех грустным взглядом и прочёл:

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Тройка ждала у подъезда. Отсюда он отправился с милого севера в сторону южную.

16. 1-й ведущий. По пути на Кавказ он остановился в Москве и присутствовал на именинах Гоголя. Лермонтова просили прочесть новые стихи. Он согласился и, по воспоминаниям участников этого вечера, прочёл отрывок из только что завершенной поэмы «Мцыри» — бой юноши с барсом.

17. Слайд14. Слово Жихоренко Наталье Аполлоновне, преподавателю химии. Чтение отрывка из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

18. Слайд 15.

2-й ведущий. Началось XX столетие. Это переломное время вошло в историю литературы под красивым именем — «серебряный век». Вдруг миру явилось невероятное множество поэтов. И все талантливы! Все оригинальны! Все многогранны.

Но жить довелось в тяжелую эпоху, на переломе, на стыке двух времен. В эти жуткие времена Родину, Россию, терзали, жгли, разрывали на части.

По-разному сложились судьбы замечательных поэтов «серебряного века». Кто-то не смог вынести жизни на неприветливой родине, кто-то, как Гумилев, был расстрелян без вины, кто-то, как Ахматова, до последних своих дней остался на родной земле, пережив с ней все беды и горести, кто-то поставил «точку пули в своем конце», как Маяковский, или виток петли, как Есенин. Но все они создали в начале XX века настоящее чудо — «серебряный век» русской поэзии. Им пришлось пережить взлеты и падения, победы и поражения. Творчество стало спасением и выходом, может даже бегством от окружавшей их советской действительности.

19. Слайд 16.

1-й ведущий. Есенин возвратился из-за границы. Разрыв с Айседорой Дункан.

Я усталым таким еще не был.
В эту серую морозь и слизь
Мне приснилось рязанское небо
И моя непутевая жизнь.
Много женщин меня любило, Слайд 17.
Да и сам я любил не одну,
Не от этого ль темная сила
Приучила меня к вину…

Появилась ОНА. Встречались ежедневно. Бродили по Москве, ездили за город и там подолгу гуляли. При встречах Есенин часто повторял: «Я с вами как гимназист». Миклашевская не слышала от него ни одного не только грубого, а даже резкого слова. Как будто во время встреч с ней отходило куда-то в сторону всё, что мучило его в эти месяцы, улетучивались тяжелые, невеселые думы, и сам он преображался на глазах. Он называл ее сестрой и подругой, вблизи Миклашевской он чувствовал себя спокойным и уравновешенным. Именно Августе Миклашевской он посвятил 7 стихотворений знаменитого цикла «Любовь хулигана». Вот одно из них …

20. Слайд 17

Сергей Есенин. «Заметался пожар голубой…». Читает Дыгало Евгений, обучающийся группы №22 по профессии «Сварщик».

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз златокарий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали…
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить. 1923

А вообще Есенин не мог любить никого и ничего, кроме своей ПОЭЗИИ. Вспоминает Рюрик Ивнев: «…У Есенина жизнь и творчество тесно были сплетены, как веревка одного каната. При всей своей изумительной теплоте его лирики его любовь была «беспредметна».

21. Слайд 18

2-й ведущий. Владимир Даль писал: «Всякий порядочный русский человек состоит из трёх частей: души, тела и паспорта». А всегда паспорт был таким как сейчас? В Киевской Руси своеобразным удостоверением личности был пояс. По его орнаменту можно было определить, из какой области её обладатель. Мужской пояс был широкий и длинный, а женский – узкий, изящный, ярко раскрашенный. Ребёнок опоясывался нитью. История паспорта России начинается с 18 столетия.

22. Слайд 19. «Стихи о советском паспорте» Владимира Владимировича Маяковского прочитает Крюков Илья Петрович, преподаватель спецдисциплин.

23. Слайд 20

2-й ведущий. Ахматова заявила о себе как об истинном поэте уже в 1912 году с выходом сборника «Вечер». В основном стихи того периода посвящены любви, что так неудивительно: ведь ей было чуть больше двадцати лет. Но она не кажется в этих стихах ни юной, ни наивной, ни изнеженной, ни хрупкой. Напротив, мы видим сильную, мудрую женщину. Стихи её первых сборников – о любви, о радости встреч и горечи расставаний, о несбывшихся надеждах. Стихи эти напоминали своей простотой страницы дневника, они волновали тонкостью чувств и глубиной переживаний.

24. Анна Андреевна Ахматова. «А, ты думал – я тоже такая…». Читает Соловьева Екатерина, обучающаяся 1 курса.

А, ты думал – я тоже такая,

Что можно забыть меня,

И что брошусь, моля и рыдая,

Под копыта гнедого коня.

Или стану просить у знахарок

В наговорной воде корешок

И пришлю тебе страшный подарок –

Мой заветный душистый платок.

Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом

Окаянной души не коснусь,

Но клянусь тебе ангельским садом,

Чудотворной иконой клянусь

И ночей наших пламенных чадом –

Я к тебе никогда не вернусь. (1921)

25. 1-й ведущий. Другая женщина — Екатерина Васильевна, жившая многие годы ради мужа, не видела от него ни заботы, ни ласки. Он обращался с ней… Вот строки из его стихотворения «Жена»:

С утра он все пишет да пишет,
В неведомый труд погружен.
Она еле ходит, чуть дышит,
Лишь только бы здравствовал он.

… и в возрасте 48 лет, она уходит к Василию Гроссману — писателю, известному сердцееду. «Если бы она проглотила автобус, — пишет сын Корнея Чуковского Николай, — Заболоцкий удивился бы меньше!»

За удивлением последовал ужас. Поэт был сокрушен, беспомощен и жалок. Несчастье прибило его к одинокой, молодой (28 лет), умной женщине Наталье Роскиной. У него хранился телефон какой-то дамы, любившей его стихи. Вот и все, что он о ней знал. Она же с юности читала наизусть чуть ли не все его стихотворения. Он ей позвонил. Потом они стали любовниками - с ее стороны это больше была жалость (по крайней мере, так она объясняла в воспоминаниях). Любопытно, что Гроссман был для Натальи чем-то вроде приемного отца. Все переплелось, но никто не был счастлив. Каждый в этом треугольнике (Заболоцкий, его супруга и Роскина) мучился по-своему. Екатерина Васильевна вернулась к мужу в 1958-м. Пережить радость соединения им было не суждено: поэта постиг второй инфаркт. Спустя полтора месяца, 14 октября 1958 года, он умер.

26. Николай Заболоцкий. «Признание». Читает Диц Никита, обучающийся группы №22

Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!

Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумасшедшая.

Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.

Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.

Что прибавится – не убавится,
Что не сбудется – позабудется…
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится? 1957,

26. Слайд 21

2-й ведущий. «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя, вся гордость мира – от матерей!» Эти мудрые слова принадлежат М. Горькому.

Стихотворение Елены Благининой «Не забывайте матерей!» читает обучающаяся первого курса Струнина Яна.

Не забывайте Матерей!
Они печалятся в разлуке.
И нет для них страшнее муки –
Молчанье собственных детей.
Не забывайте Матерей!
Они ни в чём не виноваты.
Как прежде их сердца объяты
Тревогой за своих детей.
Пишите письма Матерям,
Звоните им по телефону!
Они так радуются вам,
Любому вашему поклону.
Не забывайте Матерей!
Ведь для молчанья нет причины,
И глубже с каждым днём морщины
От равнодушия детей.
Средь суеты и праздных дней
Услышьте, Господа и Дамы:
Болит душа у вашей Мамы!
Не забывайте Матерей!
Пишите письма Матерям!
Звоните им по телефону,
Они так радуются вам,
Любому вашему поклону.

27. 1-ведущий. Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил: «Добро – это счастье всех людей, это умение видеть и ощущать прекрасное». Человеческая доброта, душевная чуткость, милосердие, расположение к людям, умение радоваться и переживать за других людей, доброжелательность создают основу человеческого счастья.

Стихотворение Марка Шехтера «Жизнь дана на добрые дела» читает Мацко Денис, обучающийся второго курса.

Немало встречается злого

В любой человечьей судьбе,

А скажут лишь доброе слово-

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, все же

Мы вслух произносим его.

Нам жизнь дана на добрые дела!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»