Классификация гласных и согласных звуков. Система гласных и согласных фонем современного русского языка Понятие о фонеме

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

где <у > и <о > – лабиализованные .

Данная таблица демонстрирует гласные, произнесенные изо-лированно от других звуков. При таком произношении максималь-но четко реализуются все дифференциальные признаки каждого звука. Иначе говоря, эта схема представляет весь состав русских гласных фонем. Как видим, их всего 5. Такое количество фонем выделяет МФШ в соответствии с ее основным критерием позици-онных чередований звуков одной фонемы в морфах одной и той же морфемы. Так, звуки [и ] и [ы ] позиционно чередуются: [и ] встреча-ется в начале слова и после мягких согласных, [ы ] – после твердых и является аллофоном фонемы <и > (МФШ).

Таблица представляет не только состав, но и систему удар-ных гласных фонем. В отличие от согласных, которые могут про-тивопоставляться одним ДП, гласные чаще противопоставляются одновременно несколькими признаками. Одним признаком проти-вопоставлены фонемы <и > ~ <э > – подъемом; <о > ~ <у > – тоже подъемом; двумя признаками – <и > ~ <а >, <э > ~ <а > – рядом и подъемом, тремя – <и > ~ <о >, <о > ~ <а >, <а > ~ <у > – рядом, подъ-емом, лабиализацией. Максимально сильная позиция для гласных переднего ряда – после мягких согласных, для гласных непереднего

– после твердых согласных.

Исторические изменения гласных. История русских глас-

ных шла по пути количественного сокращения. Если в исходный период развития древнерусского языка система вокализма насчи-тывала 10 фонем, то к настоящему времени это количество сокра-тилось вдвое.

Уменьшению состава русских гласных способствовали такие явления исторической фонетики русского языка, как смягчение полумягких согласных, падение редуцированных, модификация зву-ка, обозначаемого буквой .

После вторичного смягчения согласных началось объединение гласных и и ы в одну фонему. Процесс этот завершился вследствие падения редуцированных, когда установилась фонологиче-ская категория согласных по твёрдости/ мягкости. Употребление и и ы стало позиционно обусловленным: и – только после мягких согласных, ы – только после твёрдых.

Процесс падения редуцированных привел и к утрате сверх-кратких звуков ъ и ь в слабой позиции и их изменению в сильной позиции, соответственно, в звуки о и е . Одно из следствий этого процесса – появление чередования фонем <е > и <о > с нулём звука: де нь – дня , со н – сна («беглость гласных»).

Что касается звука , то в большинстве русских говоров он изменился в звук [е ] (хлеб < хл бъ), а в некоторых северноруссих говорах он совпал с [и ] (лис < л съ).

Русский язык знает и результат изменения, которое происхо-дило только в восточнославянском диалекте – переход <е > в <о >. Большинство исследователей считает этот процесс самым важным в русской исторической фонетике.

Изменение [е ] в [о ] происходило в положении под ударением после мягких согласных перед твёрдыми, причём при таком изме-нении мягкость предшествующего согласного сохранялась: ср.

[н’есу ] – [н’ос ], [в’еду ] – [в’ол ], [вес’ел ]ье – [вес’ол ]ый , [с’ело ] – [с’ола ] и т.д. В положении перед мягким согласным, как правило, [е ] сохраняется без изменения в [о ]: [д’ен’ ], [в’ес’ ], ве [с’ел’jе ],

п [л’ет’ ], [п’еч’ ], [сел’скии ]и т.д.

Изменение [е ] в [о ] возникло после падения редуцированных, так как такому изменению подвергся и звук [е ], развившийся из редуцированного [ь ] в сильной позиции. Окончание действия фо-нетического закона изменения [е ] в [о ] связано с отвердением ис-конно мягких шипящих [ж’ ], [ш’ ] и [ц’ ]. Шипящие [ж’ ], [ш’ ] отвердели примерно в XIV в.: перед отвердевшими [ж ] и [ш ] обна-руживается [о ]: на [д’ож ]а , о [д’ож ]а . С другой стороны, перед мяг-ким [ц’ ] звук [е ] не изменяется в [о ]: о [т’ец’ ], огу [р’ец’ ], мо-ло [д’ец’ ].Звук[ц’ ]отвердел кXVIв.Таким образом,в периодXIV

– XVI вв. изменение [е ] в [о ] перестало быть живым процессом в русском языке.

Иногда произношение [о ] на месте [е ] наблюдается там, где его быть не должно. Во всех этих случаях речь может идти только об аналогических, а не фонетических процессах. Например, перед мягким согласным по аналогии с бе [р’оз ]а возникает на бе [р’оз’ ]е ,

· ве [с’ол ]ый ве [с’ол’ ]енький ,с[кл’он ]– на [кл’он’ ]е и т.д.;в гла-

гольных формах не [с’от’е ], ве [з’от’ ]е и т.п. [о ] возник по аналогии

· не [с’ом ], нe [c’от ], ве [з’ом ], ве [з’от ].

· результате перехода е в о в русском языке стало возможным произношение звука [о ] как после твёрдого, так и после мягкого согласных: [вол ] – [в’ол ]. Позиция перед [о ] стала для согласных фонем позицией противопоставления по твёрдости/ мягкости.

Ещё одно изменение русской фонетической системы – развитие аканья в период после падения редуцированных, ставшее результатом смены исконного музыкально-тонического ударения экспираторным. Это привело к появлению редукции безударных гласных в русском языке.

Состав гласных фонем выделяется в сигнификативно и перцептивно сильной позиции. Такой позицией для гласных фонем является положение под ударением перед твёрдыми согласными. Разные фонологические школы выделяет разное количество гласных фонем: МФШ – 5 фонем (, <э>, <и>), СПФШ – 6 фонем (, <э>, <и>, <ы>). Спорным явялется вопрос о существовании фонемы <ы>. МФШ не рассматривает <ы> как самостоятелоьную фонему, а звук [ы] считают позиционной разновидностью фонемы <и>, то есть вариацией. Аргументы: 1) звук [ы] отсутствует в абсолютно силной позиции в начале слова под ударением; встречается только в одном русском слове – названии буквы ы и в терминах ыкать,ыканье. 2) звук [ы] не произноситься после мягких согласных, в одной и той же морфеме он позиционно чередуется с [и]: игра – подыграть, июль – предыюльский(в корнях слов); волосы – лоси, умных – зимних (во флексиях).

Представители СПФШ считают <ы>и <и> разными фонемами, прежде всего из-за осознанности звуков [ы] и [и], умения их различать и самостоятельно произносить.

Таким образом, в зависимости от признания самостоятельности <ы> в современном русском языке выделяют пять или шесть гласных фонем (, <э>, <и>, <ы/и>).

Состав согласных фонем. Московские фонологи считают, что в русском языке 34 согласных фонемгубно-губные: <п п" б б" м м"ф ф" в в"тт" д д" с с" з з" ц л л" н н"ш ж ш": ж": ч" р р" j к г х>. При этом не признаются самостоятельными фонемами: 1) мягкие [г’], [к’], [х’], т.к., по мнению представителей МФШ, эти звуки являются лишь вариантами фонем<г, к, х> т.к. самостоятельно, без помощи других фонем не могут различать звуковые оболочки слов или морфем: они не могут быть противопоставлены по твердости/мягкости в абсолютном конце слова; встречаются только в фонетически зависимом положении – перед гласными переднего ряда [и] и [э], где невозможно определить, палатализуются ли согласные или мягкость у них самостоятельная; не могут быть в позиции перед гласными непереднего ряда [у], [о], [а];

Петербургские фонологи насчитывают 35 согласных фонем.СПФШ рассматривает /г’, к’, х’/ как самостоятельные фонемы, т.к. в некоторых случаях они выступают как смыслоразличители: [к]ури – [к’]юри, т[к’]ет. Несмотря на невозможность употребления мягких /г’, к’, х’/ в конце слова, в современном русском языке в некоторых случаях они противопоставляются по твёрдости-мягкости перед гласными непереднего ряда [а, о, у] в заимствованных словах: киоскёр, ликёр, кюре, гяур и др., но такого рода случаи исключительно редки.

Разногласия существуют и по поводу трактовки сложных звуков [ш’], [ж’]. МФШ рассматривают их как самостоятельные особые фонемы, ссылаясь на то, что они не могут быть расчленены на два кратких мягких звука. Представители CПФШ отказываются видеть в данном случае особого рода фонемы, указывая на незначительную фонологическую активность такого рода сложных звучаний.

Таким образом, оценивая обе школы, следует отметить, что каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны, причем зачастую недостатки одной школы автоматически оказываются достоинствами другой. Согласно Петербургской фонологической школе, в русском языке 41 фонемы: [а э и о у ы п п" б б" м м" ф ф" в в" т т" д д" н н" с с" з з" р р" л л" ш ж ц ч й к к" г г" х х"].Московская фонологическая школа не выделяет фонему [ы], считая её равной фонеме [и]; также не различаются твёрдые и мягкие варианты фонем [к], [г] и [х]. В таком случае получается 39 фонем.

Система гласных фонем

Гласные различаются по степени подъема языка и наличию или отсутствию лабиализации (огубления) (табл. 1).

Табл.1 Система гласных фонем

Подъем Лабиализация нелабиализованные лабиализованные

Верхний |и| |у|

Средний |е|

Нижний |а|

Система согласных фонем

Система согласных фонем

  • -губные
  • -зубные
  • -небные
  • 1)заднеязычные(гкх)
  • 2)незаднеязычные(сзрч j-йот)

По способу артекуляции делятся на смычные, носовые, взрывные и дрожащие аффрикаты ц ч

чисто щелевые –ф в

Понятие о редукции в фонетике

Редукция, в фонетике

  • - под этим термином в европейской фонетической литературе (главным образом в немецкой) разумеется сокращение и ослабление гласных или согласных звуков человеческой речи, влекущее за собой сначала неясное и неотчетливое произношение, а затем и совершенное исчезновение их.
  • 1. Закон редукции безударных гласныхРедукция - закон ослабления гласных звуков в безударном положении. Безударные гласные - редактированные гласные. Различают позиции в первом предударном слоге(слабая позиция первой степени) и позицию в остальных безударных слога(второй степени)Гласные во второй позиции подвергаются большей редукции, чем в первом предударном слоге(первой слабой позиции)25) Позиционные чередования звуков. Аллофоны, как разновидности фонем

В связи с наличием сильных и слабых звуков в фонетической системе русского языка имеются позиционные череования звуков. Они обусловлены фонетически, т. е. вызываются действующими в современном языке фонетическими законами, например редукцией гласных.

Аллофо?н (греч. ????? другой и???? звук) - реализация фонемы, её вариант, обусловленный конкретным фонетическим окружением. В отличие от фонемы, является не абстрактным понятием, а конкретным речевым звуком. Несмотря на широкий диапазон аллофонов одной фонемы, носитель языка всегда в состоянии их распознать.

В современном испанском языке согласные звуки д, г, б, имеют ослабленные леницией позиционные аллофоны в положении между гласными. В некоторых говорах, например в испанском языке Кубы и других странах Карибского региона межзубный аллофон "Д" между гласными вообще превращается в ноль звука: enamorado > enamoradho > enamorao "влюблённый". В данном конкретном примере замена звука -d- на межзубный -dh- или -ноль звука- не несёт никаких семантических или грамматических изменений значения слова, кроме разве что по ним можно судить (и то не всегда) о происхождении и/или уровне образования говорящего.

Фонетика.Основные понятия.Система звуков.Слог.Слогоделение

Фонетика – (греч. фоне – звук) – учение о звуковой системе языка, раздел языкознания, который изучает звуковые средства языка (звуки, ударение, интонацию). Особый раздел фонетики – орфоэпия описывает совокупность норм литературного произношения. Орфоэпия занимает особое место среди лингвистических дисциплин. Она изучает те единицы языка, которые не имеют значения, но они обусловливают существование значимых единиц языка.

Таким образом, морфология, синтаксис, лексикология изучают языковые единицы, имеющие лексическое значение. Фонетика изучает языковые единицы, которые не имеют лексического значения, но служащие для различения единиц грамматики и лексики. При этом некоторые языковые явления находятся на границе фонетики и грамматики, так как невозможно верно определить основу слова не зная фонетических законов.

В зависимости от задач исследования различают фонетику:

Частную и общую;

Описательную и историческую;

Сопоставительная;

Экспериментальная;

Социофонетика.

Частная фонетика занимается изучением звуковой системы конкретного языка, общая изучает общие закономерности. Описательная изучает фонетическую систему языка в определённый период её развития. Историческая изучает изменения, происходившие в звуковой системе языка на протяжении всей её истории. Сопоставительная изучает фонетический строй нескольких языков. Социофонетика изучает особенности произношения отдельных групп населения. Экспериментальная изучает язык с помощью экспериментов.

Речь – поток звуков и, кажется, что он непрерывен. Поток можно расчленить на отдельные части. Членение может быть различным. Если это членение основано на грамматическом оформлении, то мы говорим о членении на предложения, слова и морфемы. При фонетическом членении выеляются единицы: текст, фраза, речевой такт или синтагма, фонетическое слово, слог и звук.

Текст – только исходная величина фонетического членения речи, т.к. речь носит не фонетический, а коммуникативный характер. Текст имеет также фонетические характеристики: ограничение паузами. Пауза в начале и конце текста. Фразы выделяются из текста интонацией. Фраза – отрезок текста, который имеет логическое ударение (|| – пауза). Фраза – фонетическая единица, предложение – грамматическая. В сложном предложении одна фонетическая фраза.

Фразы членятся на речевые такты или синтагмы. Синтагмы выделяются интонационно, но на границе синтагмы слышится незаконченная интонация.

На берегу пустынных волн || стоял он || дум великих холм

Членение речевого потока на синтагмы обусловлено обусловлено всегда смыслом, поэтому возможны варианты.

Надо учиться работать и отдыхать.

Фонетическое слово характеризуется ударением. Фонетическое ударение – комплекс звучаний или отрезок звуковой цепи. Пауз между словами может не быть. При этом фонетическое слово может соответствовать первому лексическому слову или нескольким словам.

В ту же ночь || широкая лодка || отчалила от гостиницы.

3 речевых такта, по 2 фонетических слова в каждом.

Слог – толчок речевого выдоха. Звук – минимальный элемент речевого потока.

Классификация гласных и согласных звуков

Звук с акустической точки зрения – колебания частиц воздуха. Источник – колебание звуковых связок. С точки зрения артикуляции выделяют гласные и согласные звуки речи.

Артикуляция – совокупность действий органов произношения в момент звука. Основное различие состоит в следующем. Согласные – при образовании воздух преодолевает преграду, таким образом, гласные характеризуются течением голоса, а согласные наличием голоса и/или шума.

Гласные – тоновые звуки. При их образовании участвует музыкальный тоновый голос. Шум не учитывается. Различие гласных определяется разным укладом органов речи.

В современном русском языке 6 гласных [а] [о] [э] [у] [ы] [и].

по месту образования

Учитывается различие между гласными, которые вызывают движение языка в горизонтальном направлении:

Гласные переднего ряда – при артикуляции язык сильно продвинут вперёд [и] [э]

Гласные среднего ряда – язык немного отодвинут назад [ы] [а]

Гласные заднего ряда [у] [о]

по степени подъема языка по вертикали по отношению к небу

Гласные верхнего подъема [и] [ы] [y]

Гласные среднего подъёма [э] [о]

Гласные нижнего подъёма [а]

Гласные верхнего подъёма по сравнению со средними будут закрытыми, или узкими, нижними – открытыми или широкими. Средние гласные по сравнению с нижними – закрытые, по сравнению с верхними открытые.

по участию или неучастию губ

Наличие или отсутствие лавиализации – вытягивание или округление губ.

Лавиализованные [y] [o]

Нелавиализованные (все остальные)

Деление на 3 ряда и подъем не отражает всего богатства СРЯ. В безударных слогах гл. произносятся с разной степенью редукции – изменение, сокращение гласных звуков в безударном положении. Безударные гласные произносятся менее явственно. Некоторые гласные не различаются.

Согласные классифицируются по 4 признакам:

Санорные и шумные

Санорные – согласные в образовании которых участвует голос и незначительный шум [р] [н] [м] [л]

Шумные глухие – только шум [п] [ф] [к] [т] [с] [ш] [ц] [х]

Характерной особенностью русской системы согласных является наличие пар звуков, которые соотносятся по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости. Соотносительность заключается в том, что в одних фонетических условиях они различаются как два звука, а в других условиях неразличаются.

Роза – роса, раз – рос.

По месту образования шума (губные и язычные)

губно-губные [м] [п] [б]

губно-зубные [ф] [в]

переднеязычные:

зубные [c] [з] [л] [н] [т] [д] [ц]

передненёбные [ш] [ж] [р] [ч]

среднеязычные [й]

заднеязычные [к] [г]

По способу образования шума

Смычные (взрывные) – [п] [т] [к] [г] [д]

Прекативные (щелевые) – [ф] [в] [с] [з] [ш] [ж] [х]

Аффрикаты – [ц] [ч] [щ]

Смычнопроходные [н] [м] [л]

Дрожащие [р]

По наличию или отсутствии смягчения (твёрдые и мягкие)

без парных мягких ж, ц, ш

Фонетические единицы. Звук .

1. Звук – это минимальная единица звучащей речи. В слове рука 4 звука.

3. Слог – сегментная фонетическая единица - сочетание нескольких звуков, один из которых непременно гласный.

Открытый слог – тот, который оканчивается гласным звуком: го-ло-вА, ра-мА, ю-лА.

Закрытый – в конце согласный звук: сон, кар – касс, бол-тик.

Прикрытый – начинается с согласного: СА-ды, мо-ю, я-рмар-ка.

Неприкрытый – начинается с гласного: о-сень, ар-ка.

Правила переноса:

1. Слогов столько, сколько гласных звуков.

2. Граница между словами в середине слова проходит обычно после гласного звука: за-кон, та-бу-ре-тка.

3. Если между гшласными звуками в слове располагается сочетание нескольких согласных, то всё сочетание согласных, как правило, отходит к следующему слогу

Из последнего правила есть 2 исключения:

1) сонорный согласный «йот», находясь в середине слова между гласным и согласным, всегода отходит к предыдущему слогу: май-ка, пой-те, тай-на, пой-мал;

2) остальные 8 сонорных звуков (р, р/,л, л/, м, м/, н, н/) ведут себя в этой позиции несколько иначе. Если они находятся перед шумными согласными, то всегда отходят к предыдущему слогу, шумный же звук присоединяется к следующему слогу: маар-ка, галь-ка, рам-па, и-юнь-ский. Если сонорные звуки находятся перед каким-то другим сонорным, то всё сочетание согласных по общему правилу отходит к последующему слогу: во-лна, ко-рма, Ма-рья.

4. На установлении границ между слогами может сказываться выделение в слове значимых частей слова, в результате чего появляются варианты слогоотделения. например, на стыке приставки и корня (если приставка оканчивается согласным звуком, а корень с него начинается)граница между слогами может проводиться как по фонетическим правилам слоотделения, так и с учётом выделения приставки и корня: ра-збить и раз-бить; по-дска-зать и под-ска-зать.

языка.

Звук речи - конкретный звук, произнесённый конкретным лицом в конкретном случае. Человек не может воспроизвести один и тот же звук в точности дважды. Звук речи - точка в артикуляционном и акустическом пространстве.

Звук языка - множество звуков речи, близких друг другу в артикуляционно-акустическом отношении, определяемых говорящими как тождество. Звук языка - это звуковой тип, эталон звука, существующий в языковом сознании говорящих. Как и всякое множество, звук языка уже не конкретный звук, а абстракция.

Фонема - это мельчайшая, далее линейно не членимая единица звуковой системы языка, способная дифференцировать оболочки значимых единиц языка.

Фонема - языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для различения (майка - сайка - чайка - гайка) и отождествления ([л’эс] - [л ’и 3 с]пой - [л ’ьс]овод) слов и морфем.

Фонема - минимальная фонетическая единица, которая служит для различения и отождествления значимых единиц языка.

Фонемы существуют в нашем сознании как единые комплексы звуков. Говорящие обычно не обращают внимания на разницу между звуками, относящимися к одной фонеме, отождествляют их. Фонема - это ряд позиционно чередующихся звуков.

В образовании звуков принимают участие голосовые связки, язычок, задняя стенка глотки, нёбо (твёрдое и мягкое),

язык, зубы и губы. Всё это вместе составляет речевой аппарат. Материальная сторона звука - выдыхаемый воздух, который вместе с работой речевого аппарата и создает звуки речи.

Движение органов речи при образовании каждого конкретного звука строго индивидуально. Работа органов речи, необходимая для образования конкретного звука, называется артикуляцией.

Гласные и согласные звуки. Все звуки речи делятся на гласные и согласные.

Гласные образуются при наличии голоса (чистые юны), согласные - при наличии шума (акустический аспект).

При образовании гласных воздушная струя в ротовой полости не встречает препятствий; при образовании согласных на пути выдыхаемого воздуха встречается преграда в виде сближённых или даже сомкнутых органов речи (артикуляционный аспект).

Гласные образуются с помощью голоса при обязательном участии голосовых связок. Главную роль в образовании согласных играет ротовая полость (физиологический аспект).

Основная функция согласных - передача информации, главная функция гласных - объединение звуков (функциональный аспект).

    Методическое примечание . Различение гласных и согласных звуков младшими школьниками и старшими дошкольниками должно строиться главным образом на акустическом и артикуляционном признаках.

В современном русском языке 6 гласных фонем:

<а>, <э>, <и>,<ы>,<у>,<о>.

Гласные фонемы классифицируются по трём основным признакам:

а) по участию губ: лабиализованные - <у>,<о>,

    нелабиализованные - <а>, <э>, <и>,<ы>;

б) по степени подъёма языка по вертикали по отношению к нёбу: верхнего подъёма - <и>,<ы>,<у>,

    среднего подъёма - <э>, <о>,

    нижнего подъёма - <а>;

в) по степени продвинутости языка вперёд или отодвинутости назад по горизонтали (напряжённость языка):

    переднего ряда - <э>, <и>,

    среднего ряда - <ы>, <а>,

    заднего ряда - <у>,<0>.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»