Как раскрывается тема родины творческих поэтов. Тема родины в творчестве русских писателей XX века

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:


« Русь моя, жена моя!»

Тема Родины в лирике А.А.Блока.

Урок-исследование.

11 класс

Учитель МКОУ «КСОШ №2» Фролова Л.В.

Дата проведения: 25.12.2018г.

Цели урока:

образовательная – путём анализа стихотворений показать, как развивалась тема Родины в творчестве поэтов России на протяжении 19-20 веков, каким видел поэт прошлое, настоящее и будущее России.

развивающая создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, готовить учащихся к исследовательской деятельности; обучение выразительному чтению стихотворений.

воспитательная прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, учить понимать авторскую позицию, философские идеи, формировать интерес к филологическому анализу как особому виду творческой деятельности, учить чувствовать, воспитывать чувство патриотизма.

Методические приёмы: слово учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя.

Оборудование: мультимедимедийное.

Ход урока

Эпиграф: … Стоит со мной моя тема, тема о России…

Этой теме я сознательно и бесповоротно

Посвящаю жизнь…

Учитель:

Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались поэты во все времена. Ей посвящали вдохновенные строки Жуковский и Рылеев, Кюхельбехер и Баратынский, Лермонтов и Тютчев, Евтушенко и Тальков. В Пушкинской любви к Отечеству главное – высокая гражданственность: «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы». М.Ю.Лермонтов пишет: «Люблю Отчизну я, но странною любовью». Любовь поэта к Родине сочетается с ненавистью к стране господ. Любовь – ненависть особенно характерна для поэзии Н.А.Некрасова. Но в творчестве А.Блока, на мой взгляд, эта тема обретает особое звучание. Какое? Это и предстоит выяснить на сегодняшнем занятии. Подумайте, пожалуйста, каковы цели урока?

1) какая же она, Россия, у Блока?

2)определить, какой видится нам Родина в стихах Блока,

3)из чего складывается наше чувство Родины.

Изучение нового материала

I .Слово учителя

Блок назвал своё творчество процессом “вочеловечивания” и поделил его на три этапа.

Первым было поклонение идеалу – «Прекрасной Даме».

Вторым – жизненное разочарование, связанное с утратой идеала.Россия предстает в лирике Блока с совершенно новой, неожиданной стороны. Переживания лирического героя носят личный, интимный характер.

На третьем этапе происходит “синтез”- обретение новых положительных ценностей.

Собирательным образом всех утраченных ценностей становится Родина. Поэт охвачен тревогой за её судьбу.

Россия – это сама жизнь, она неотделима от сердца поэта: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» Это вопрос риторический. Ответ ясен: вместе.

Тема России – центральная в творчестве А.А.Блока. Разные обличья, в которых она предстает в лирике поэта, отражают её противоречивость, ее драматическую историю, ее неизменную притягательность. Блок стремится проникнуть за внешнюю оболочку видимого мира и интуитивно постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну.

Попробуем ответить на вопрос: какая же она, Россия у Блока, определить, какой видится нам Родина в стихах Блока, подумаем, из чего складывается наше чувство Родины.

Кто впервые заговорил о «странной» любви к Отчизне?

Звучит стихотворение М.Ю.Лермонтова «Россия».

Попробуем разобраться, как «странная» любовь к родине прозвучала в творчестве А.Блока.

В 1908 году в письме к К.С.Станиславскому он писал: «…Стоит со мной моя тема, тема о России… этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.

2. Индивидуальное задание: презентация «Тема Родины в творчестве А.А.Блока».(Представлена в мультимедийном приложении).

I I . Чтение и анализ стихотворений.

Россия народная, с её историей, традициями, нераскрытым, но огромным потенциалом давала мужество поэту и надежду на будущее преображение. Именно она помогала противостоять «страшному миру», направляла движение к человеку «общественному»

Образ Родины проявляется в стихах Блока постепенно . Она будто открывает то один свой лик, то другой. Одно чувство пронизывает все стихи – чувство безоглядной любви: «Как и жить и плакать без тебя» («Осенняя воля» 1905г.), понимание того, что свою судьбу невозможно отделить от судьбы Родины. В 1915 году выходит книга под названием «Стихи о России». В лирическом трёхтомнике, который автор назвал «романом в стихах», в третьей части цикл «Родина» объединяет написанное в 1907-1916 гг.

Никто до Блока не сказал тех пронзительно-щемящих слов, которые хранятся в душе каждого русского. «Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку...». Что-то древнее, языческое встаёт в памяти художника. Недаром он говорил, что любит родную страну «по-народному, как можно любить мать, сестру и жену в едином лице – России»

1.Стихотворение «Русь» ( 24 сентября 1906 ) - одно из первых, посвящённых Родине.

Вопросы для анализа:

Какова история создания этого стихотворения?

Краткая история создания . Стихотворение «Русь» написано 24 сентября 1906 года и вошло во второй том лирики . В этом произведении чувствуются отголоски творчества , образы из фольклора и старинных преданий.

Какова тема стихотворения?

Тема стихотворения . С приходом революции 1905-1907 гг. тема Родины становится одной из ключевых в творчестве Блока.

Установите элементы сюжета. О каком важнейшем событии в жизни героя здесь рассказывается?

Сюжет . На улице ночь и автор находится в легком состоянии дремоты, где переплетаются грани реальности и сна. Мысленно он пытается перенести нас в те далекие времена, когда Русь была «необычайна» : «где ведуны с ворожеями» , «и ведьмы тешатся с чертями» . Все стихотворение пропитано духом древности. И даже вихрь поет нам «преданья старины» .

Какой рисуется родина в представлении Блока?

Но вместе с необычайностью своей Руси поэт с грустью замечает «страны родимой нищету» и лоскутки «ее лохмотий» . Мы видим Русь разную: и сказочную, и волшебную, и убогую, но все же необычайную

Почему именно Русь, а не Россия? (древняя, языческая, заколдованная)

Каковы поступки лирического героя?

Лирический герой стихотворения влюблен в свою Родину и относится к ней с трепетом и благоговением. Для него Русь таинственна и необычайна. Даже во сне лирический герой не решается приоткрыть завесу этой тайны «твоей одежды не коснусь». Она разная - его Русь. В ней есть не только очарование древности, сказка, тайна, но и нищета, печаль, страдания. Однако, живая душа лирического героя при этом не потеряла своей душевной чистоты. И в этом главная загадка Руси, которую наш герой пытается постичь. В начале стихотворения он обращается к Руси «ты и во сне необычайна» , а в конце подводит итог своим размышлениям «она и в снах необычайна»

Какими средствами создается образ Руси?

Художественные средства.

    стихотворный размер , четырехстопный ямб (ударение на втором слоге), чередующийся с пиррихием (два кратких безударных слога). Схема:

    Ты/ и/ во/ сне′/ не-/о-/бы-/ча′й-/на.
    Тво-/е′й/ о-/де′ж-/ды/ не/ кос-/ну′сь.
    Дрем-/лю′/ - и/ за/ дре-/мо′-/той та′й-/на,
    И/ в та′й-/не/ - ты/ по-/чи′-/ешь/, Ру′сь.

    _ _ /_ _′/_ _ /_ _′/_
    _ _′/_ _′/_ _ /_ _′
    _ _′/_ _ /_ _′/_ _′/_
    _ _′/_ _ /_ _′/_ _′

    рифма перекрестная (АбАб), чередуются мужская (ударение падает на последний слог) коснусь-Русь и женская (ударение на предпоследнем слоге) необычайна-тайна рифмы. По точности созвучия рифма считается богатой, т.к. совпадают опорные согласные звуки.

    • Необычайна.(А)

      Коснусь.(б)

      Тайна,(А)

      Русь.(б)

    тропы :

    • гипербола (преувеличение) опоясана реками, дебрями окружена. Блок показывает нам, насколько велика Русь .

      олицетворение (персонификация) Русь сравнивается с женщиной: твоей одежды не коснусь, ты почиешь, живую душу укачала .

      метонимия (переименование) горящих сел .

    стилистические фигуры :

    • кольцо (повтор речевой конструкции) - в данном случае повторяется целая строфа. С нее начинается стихотворение, ею и заканчивается. Таким образом, автор выделяет главную мысль, что Русь была и будет всегда непостижимой тайной.

      эпитеты (образные определения) мутным взором, ночные хороводы, снеговых столбах, утлое жилье, злого друга, живой клюкой, голых прутьях, страны родимой, тропу печальную, ночную, первоначальной чистоты .

Если прислушаться к ритму стихотворения, то все оно звучит как заклинание того самого колдуна, который стоит над костром и монотонно приговаривает «опоясана реками и дебрями окружена» . Магия звучит в каждой строфе «ночные хороводы» , «ведуны с ворожеями» , «ведьмы с чертями» . Но постепенно общая картина становится более реальной «вьюга» , «утлое жилье» , «девушка» , «злой друг» . Такой автор видит «страны нищету» . Трагическую атмосферу нагнетают образы «тропы печальной, ночной» , погоста, кладбища. И все же торжествует светлое «живая душа» и незапятнанная первоначальная чистота. .К какому литературному направлению относится творчество Блока?

Блок относится к поэтам-символистам. В его стихотворениях, посвященных Родине, наблюдается глубина эмоций и переживаний. Блоковское понимание России трагическое, лиричное и очень личное. Автор идеализирует прошлое, в котором переплелись сказочные и реальные события.

- “Русь” - одно из первых посвященных Родине стихотворений - появилось в 1906 году. Посмотрите на 1 строфу. В каком состоянии оказывается Русь? (сон, тайна)

Как вы понимаете слово “почиешь? Зачем его использует Блок? (устаревшая форма “спать”, придает торжественность стихотворению)

2 строфа. С какой стихией сливается Русь? (природа)

3 и 4 строфы. Откуда поэт взял эти образы? (из фольклора) . Найдите однокоренные слова (ведут, ведьмы, ведуны). Что обозначает этот корень?

Какой символ отражен в 5 и 6 строфах? (символ движения – вьюга, вихрь) О чем поет этот вихрь? (предания старины)

Посмотрите на следующие строфы. Какой теперь видится лирическому герою Русь? (нищая)

Предпоследняя строфа. Действительно ли нищета – это главный признак Руси? Что еще отмечает поэт? (первоначальную чистоту)

Последняя строфа. Какую строфу она повторяет? Зачем нужен этот кольцевой повтор? (сон связывает героя и Русь)

Почему стихотворение звучит так мелодично? (ассонанс: а, о, у) На какой фольклорный жанр это похоже? (на песн

2. Стихотворение «Россия» .

- Что видит и слышит Блок на просторах России?

Видит «плат узорный до бровей», т. е. крестьянку; лес, поле и дорогу, «расхлябанные колеи», серые избы; слышит «песни ветровые» и как «гремит тоской острожной глухая песня ямщика»

-Как звучит главная мысль стихотворения? Прочитайте.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,

Как слёзы первые любви.

4.С каким художественным произведением вызывает ассоциацию это стихотворении?

Самое начало произведения вызывает ассоциацию с поэмой , точнее, со знаменитым лирическим отступлением про «Русь-тройку», которая мчится куда-то вдаль и не дает ответа куда. Очевидно, поэтому блоковская «Россия» начинается со слова «опять»:

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…

Именно образ мчащейся гоголевской тройки возникает перед мысленным взором читателя. И вслед за этим он слышит пронзительное признание в любви к «нищей России» с ее «серыми избами». Конечно, в невольно возникает вопрос:

За что же любить нищую страну, которая ничего взамен не может дать?

В первой публикации Блок давал ответ на этот вопрос, ведь в стихотворении содержалось больше строф, и в них говорилось об ископаемых богатствах России:

Россия, нищая Россия,
Обетованный край твой щедр!

Конечно, намного легче любить страну за ее богатство. Но любовь героя рождена совсем не этим. Он принимает ее и в нищете, и в унижении. Для лирического героя это «как слезы первые любви» , а значит, раздумывать, за что любить Россию, он и не пытается. Кстати, у Блока в соответствии с орфографией того времени - «как слезы первыя любви» , что означает «как слезы первой любви» . Так поэт подчеркнул, что любовь к родине является первой и самой главной для каждого русского человека.

Обратимся к следующей строке «И крест свой бережно несу» . Какие ассоциации вызывает у вас эта строка?

Она обращает читателя к еще одной традиции русской литературы – ассоциации с подвигом Иисуса Христа. Нести на себе свой крест означало, что человек не волен выбирать себе судьбу, а должен проживать ту, что определена свыше. Кому суждено родиться в России, значит, и жизнь его должна быть связана с этой страной.

Традиционно образ родины ассоциируется с образом матери, поэтому и принято говорить «Родина-мать». Однако символисты, следуя идее философа Владимира Соловьева о Вечной Женственности, создали совершенно новый образ – Родины-жены . Жена, как известно, не рукавица: с руки не сбросишь. Поэтому у Блока Россия – Вечная Жена, и признание в любви, горькой и неизбежной, звучит совершенно искренно. Герой нисколько не рисуется: он действительно любит свою Родину-жену такой, какая она есть.

В то же время предчувствие трагической судьбы своей страны прозвучало в таких пророческих строках:

Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

В них можно наблюдать чисто блоковское чудо преображения образа женщины в образ родины, и наоборот. Его Россия – красавица, но уже не спящая, как в стихотворении «Русь». Ее красота – «разбойная» , непокорная. Поэтому даже во власти «чародея» она не пропадет, «не сгинет» . Только «забота затуманит» ее «прекрасные черты» .

Прочитай строчки, где эти прекрасные черты проступают особенно ясно?

В последних строчках, когда вновь возникает образ русской женщины с ее строгим старообрядческим ликом: «Да плат узорный до бровей» .

Да, действительно, такое сдержанное описание русской красоты – тоже своеобразная традиция, ведь вплоть до начала XXI века не принято было подчеркивать физическую красоту.

Какой мотив звучит в конце стихотворения?

В конце вновь звучит мотив пути , дороги, устремленной в будущее. Вера в светлое будущее очень традиционна для русского человека, поэтому «и невозможное возможно» .

Однако звенящая «тоской острожной глухая песня ямщика» возвращает к «разбойной красе» России и напоминает о начале «высоких и мятежных дней» , приближение которых пророчески было предсказано в цикле «На поле Куликовом» поэтом, осознающим ответственность за судьбу Родины.

Учитель:

Постепенно Блок уходит от мистицизма и символизма, в его поэзию вливается реальная жизнь со своими печалями и радостями, тревогами и заботами. В этом плане стихотворный цикл «На поле Куликовом» имеет большое значение.

Цикл «На поле Куликовом», включающий 5 стихотворений, - одно из центральных произведений третьего тома «Родина». Цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, точнее о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего России .

«Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение.
Разгадка их еще впереди».
(А. Блок)

3. Стихотворение «Река раскинулась» (из цикла «На поле Куликовом»)

Вопросы для анализа:

Что такое цикл? Объясните порядок слов в названии цикла.

Какая картина предстаёт перед нами в первой строфе?

Как поэт обращается к родине? В чем необычность обращения? Какое изобразительно-выразительное средство использует автор для создания образа?

Какое слово во 2 и 3 строфах повторяется четырёхкратно? Что вы понимаете под словом «путь»?

Как показано движение воинов? Что вы можете сказать о движении в стихотворении? Проанализируйте, как автор использует глаголы - движения и с какой целью?

Какой образ противопоставлен ленивой грусти текущей реки? Опишите движение степной кобылицы – что оно символизирует? Традиции русской литературы в этом образе.

Какие строчки стихотворения отражают не только сущность времени, но и человеческой жизни в целом?

Тема родины связана непосредственно с представлениями поэта об историческом процессе. В примечании к циклу « На поле Куликовом » Блок написал: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их ещё впереди». Таким образом, указано на современное звучание стихов, на тесную связь истории, искусства, жизни прошлого, настоящего и будущего. «Прошлое страстно глядит в грядущее»,- сказал Блок в стихотворении «Художник»(1913 г.). Эти слова можно поставить эпиграфом к циклу.

Цикл «На поле Куликовом» - предчувствие грядущих бурь, предвидение трагедии. Поэт видит весь исторический путь страны – от «поля Куликова» до современных ему событий. Лирический герой – и древний русич-воин, и современник поэта.

Сюжет цикла «На поле Куликовом» имеет историческую основу – вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно- историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли - и цепь пережи­ваний лирического героя, способного осмыслить весь многове­ковой исторический путь Руси.

Когда был создан цикл?

Цикл создан в 1908 году. Это время реакции после поражения революции 1905 года.

Какая тема является центральной?

Цен­тральной темой в цикле становится тема родины, мысли о ее сложной исторической судьбе.

Анализ стихотворения «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»

1) Как начинается стихотворение? (неторопливо, дважды упоминается грусть описываемой неяркой красоты)

- Какой пейзаж предстаёт в стихотворении?

«Скудная глина жёлтого обрыва», « в степи грустят стога».

Вспомним пейзаж у Пушкина «Дорога, изрытая дождями», «мельница скривилась» Пушкинские мотивы звучат в стихах Блока.

2) Почему поэт обращается к родине? (вводит в цикл тему России)

3) Какое слово во 2 и 3 строфах повторяется четырехкратно? (путь – степной, в тоске безбрежной)

4) Как показано движение воинов? (Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами степную даль)

5) - Какое настроение создает отрывистость этого ритма? (напряженное, тревожное, ожидание предстоящего, темп скачки и настроение тревоги нарастают: «Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль»)

У Блока по степи мчится степная кобылица. А какой образ находим у Гоголя?

У Гоголя Русь сравнивается с птицей-тройкой.

«Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несёшься?»

6) Какой образ противопоставлен ленивой грусти текущей реки народной жизни? (образ степной кобылицы, которая «несется вскачь»)

7) Какие строчки отражают сущность времени и человеческой жизни в целом? («И вечный бой! Покой нам только снится.»)

В третьем стихотворении образ Руси многогранен. В каких же образах проявляется Русь?

Кому адресовано обращение «Ты» в 3-ей части?

(это слова к образу Богородицы, к жене, к матери. К родине? Как вы поняли?

Какими чувствами наполнено это стихотворение?

Четвёртое стихотворение полно тревоги и тяжких предчувствий, но здесь и смысл победного движения. В чём он?

И мглою бед неотразимых

Грядущий день заволокло.

Вл. Соловьёв

В пятом стихотворении Куликово поле осмысливается автором как что?

Какой показывает Россию Блок?

- Почему последняя часть заканчивается словами:

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем,

Теперь твой час настал. - Молись!

К кому обращены последние слова?

Здесь родина – любимая и единственная жена, с которой связано будущее, и поэт, его лирический герой, как и герои древности, не мыслят себя без России.

Какие образы и картины напоминают ту далёкую эпоху?

(Река Непрядва, хан Мамай; «И Непрядва убралась туманом, что княжна фатой», «лик нерукотворный», «тихие зарницы князя стерегли»)

4. Стихотворения из цикла «На поле Куликовом» прозвучат в литературно-музыкальной композиции, составленной на музыку нашего земляка, композитора, поэта и исполнителя Игоря Талькова.

Почему поэзия А. Блока была в композиции связана именно с творчеством Игоря Талькова?

Тальков во многом продолжал традиции М.Ю Лермонтова и А.А.Блока. Творчество нашего земляка, родившегося в Щёкинском районе Тульской области, будет изучаться позже. Из прочитанных стихотворений и прослушанных песен мы уже сделали вывод, что чувство родины Талькова было таким же пронзительным, честным и страстным, как у Лермонтова и Блока. Стихотворения А.Блока из цикла «На поле Куликовом» наложены на песню В.Талькова «Россия», и нам кажется, что звучат они очень гармонично.

Композиция представлена в мультимедийной презентации.

5. Вершиной творчества А.Блока стало стихотворение А.Блока «Скифы». В нем заложен глубокий философский смысл, понимание им великой роли России для развития человечества.

Стихотворение звучит в исполнении учащихся. (Представление в мультимедийном приложении).

6.Выводы:

Александр Блок в своих произведениях создал удивительно точный образ Родины, рассматривая его в историческом развитии, от языческих времен («годы золотые») до современных ему испытаний. Поэт доказал необыкновенное своеобразие России, ее силу и способность возрождаться несмотря на трудные времена. Блок подчеркнул необходимость любить и защищать эту страну. Поэт считает, что путь России – особенный, и этот путь никогда не был легким. Во все времена Россия любила, боролась и возрождалась.

Любовь, если она настоящая, выражается в делах. И чем глубже и трепетнее будет у нас чувство Родины, тем более действенны и нужны для народа станут наши дела. Ведь, в конце концов, жизнь каждого из нас – во имя Родины, во имя Человека.

7. Подведение итогов урока.

1. Чем взгляд на Россию у Блока отличается от взгляда историков? (Россия для Блока – это не государство, это символ единения духовного, женского и природного начал.)

2. Каким чувством наполнены стихотворения А.Блока?

В своей статье о творчестве А.Блока поэт Михаил Дудин писал: “Россия! Сколько раз А.Блок прикасался к твоим ранам и к твоей истории, какой верой в твою судьбу он наполнил музыку твоего имени, прославляя тебя!”.

3. Какой след в душе оставила лирика Блока?

4.Что нового вы узнали о личности поэта и о его лирике?

В стихах о России А.А. Блок достиг пронзительного понимания ее разнообразия, языческого, сказочного и исторического. Блок создал особенный поэтический образ России. Ее необъятные просторы, песни ветровые, дороги дальние, тройки удалые, туманные дали – такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия. Он ее любил, ждал ее перемен, надеялся, что с приходом 1917 года свет одолеет ТЬМУ.

Любовь, если она настоящая, выражается в делах. И чем глубже и трепетнее будет у нас чувство Родины, тем более действенны и нужны для народа станут наши дела. Ведь, в конце концов, жизнь каждого из нас – во имя Родины, во имя Человека.

VI. Домашнее задание.

Написание мини-сочинения.

    Тема родины в творчестве А. Блока.

    Тема родины в творчестве М.Лермонтова, А.Блока, И.Талькова.

    Что такое патриотизм в моём понимании?

    Какой след оставила в душе лирика А.Блока?

Тема Родины звучит, наверное, в творчестве всех поэтов, и у каждого по-разному. Вариации этой темы определяются историческими и социальными условиями, в которых живет поэт, его гражданской позицией, творческими идеалами. Сергей Александрович Есенин родился под Рязанью, в старинном приокском селе Константинове. Здесь прошли его детство и юность, здесь он написал свои первые стихи. Мир народнопоэтических образов окружал его с первых дней жизни. Поэтому у Есенина с Родиной прежде всего ассоциировалась деревенская, крестьянская Россия. «Моя лирика, - говорил Есенин, - жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве».

Тема Родины звучит в самых ранних стихотворениях С. Есенина. В 1912 году Есенин приезжает в Москву, а в 1916-м выходит его первый сборник «Радуница». За эти четыре года Есенин утверждается как поэт крестьянской культуры. Молодой Есенин проповедует христианство в своей поэзии, хотя в его стихах мы можем найти элементы язычества и пантеизма. Земная Русь в лирике Есенина периода «Радуницы» мифологизируется, она становится воплощением рая на земле. Картина рая создается при помощи библейских образов, с которыми ассоциируются детали крестьянского быта и русской природы:

Гей ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа…

Между сосен, между елок,

Меж берез кудрявых бус,

Под венком, в кольце иголок,

Мне мерещится Исус.

Он зовет меня в дубровы,

Как во царствие небес…

В елях - крылья херувима,

А под пеньком - голодный Спас.

Ивы - кроткие монашки.

Для ранней поэзии Есенина характерна гармония в его стихах нет тех противоречий, душевных надрывов раздвоения лирического героям, которые появятся позже в его лирике. В ранних стихах Есенин является выразителем народного миропонимания, которому присуща органическая связь человека с природой и с мирозданием вообще.

В новом сборнике стихов, названном «Голубень» и вышедшем в 1918 году, Есенин продолжает развивать мотивы ранней лирики. Православное восприятие Есениным Родины как духовного отечества мы видим в стихотворении «Запели писаные дроги…». В этом стихотворении вся Русь вырастает в образ храма, вся она становится воплощением Божьего мира:

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

В стихотворении мы ощущаем полное единение лирического героя с Родиной, что было для Есенина подсознательным

Чувством, безотчетной потребностью, которая не поддается разуму и не управляется самим человеком:

Но не любить тебя, не верить

Я научиться не могу.

В этот же период в лирике Есенина появляются и другие мотивы, связанные с Родиной. В стихотворениях «Край ты мой заброшенный…», «Сторона ль моя, сторонка», «О край дождей и непогоды…» Русь предстает печальная, серая, тоскливая:

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

Однако Есенин любит Россию и такой. Есенин чувствует наступающие перемены, он верит в будущие, события, которые разбудят дремлющую Русь. И вот произошло то, что с нетерпением ждали многие русские поэты и писатели, - свершилась революция.

Есенин с огромным воодушевлением принял революцию. Революция для Есенина стала воплощением христианской идеи преображения, очищения. Он создал целый ряд стихотворений и поэм, в которых приветствовал Октябрь как величайшее обновление мира («Пришествие», «Преображение», «Инония», «Иорданская голубица»). (Революция, по представлениям Есенина, должна была стать в том смысле обновлением жизни, что она вернёт человека вновь к природе, а поэзию - к народно-метафорическому миропониманию. Такое понимание революции выражено в стихотворении «О Русь, взмахни крылами…»:

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными племенами

Встает иная степь.

По золотой долине,

Меж телок и коров,

Идет в златой ряднине

Твой Алексей Кольцов…

Конкретные идеалы социалистической революции, а затем и практика социалистического строительства 20-х годов оказались, однако, весьма мало похожими на есенинские поэтические представления о революции и социализме. Социалистическая практика оказалась не возвратом к народно-крестьянскому миропониманию, а угрозой для него, разрушением дорогого Есенину «мира таинственного, мира древнего».

Мир таинственный, мир мой древний,

Ты, как ветер, затих и присел,

Вот сдавили за шею деревню

Каменистые руки шоссе

Напишет Есенин в 1920 году

И тогда Есенин решает собственными силами и силами небольшого кружка единомышленников-поэтов противостоять этому процессу разрушения, культивируя в своих стихах народно-крестьянское миросозерцание. Так возникает Есенин-имажинист, член небольшой группы, в которую, кроме него, входили поэты Р. Ивнев, А. Мариенгоф, В. Шершеневич, а также художники Б. Эрдман, Г. Якутов. В поэзии Есенина появляются сложные, метафорические образы, неожиданные сравнения: «Лижет теленок горбатый Вечера красный подол», «По пруду лебедем красным Плавает тихий закат и т. д.

Однако скоро Есенин разочаровывается в имажинизме. Есенин не приемлет наднациональности имажинистской поэзии. «У собратьев моих, - замечает Есенин, - нет чувства родины». Хотя Есенин противопоставляет свою поэзию идеологии имажинизма, в создании образных рядов, насыщенных яркими, неожиданными тропами, он остается имажинистом.

В 1920 году Есенин создает стихотворение «Я последний поэт деревни…». Это стихотворение - плач, панихида по уходящей Руси, погибающей крестьянской культуре. Как и в ранних стихах, посвященных Родине, здесь Россия - храм:

За прощальной стою обедней

Кадящих листвою берез.

Герой переживает близкую гибель этого храма словно свою собственную. В стихотворении крестьянской культуре противостоит пролетарская, городская. Новую, железную, бездуховную культуру символизирует образ-метонимия трактора - «железный гость». В этом стихотворении чувствуется тема неизбежной судьбы, с которой лирический герой не борется, а смиряется.

Судьба как предначертанный свыше путь, как данное стране, и лирическому герою испытание - эта тема нашла, свое выражение и в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…».

В 1922-1923 годах Есенин создает драматическую оперу «Страна негодяев», которая свидетельствует о том, что Есенин встал в оппозицию по отношению к советской власти. В сборнике «Москва кабацкая», встав на сторону отверженного, униженного крестьянства, Есенин выразил протест против политики советской власти.

Цикл «Персидские мотивы», написанный в 1924-1925 годах, свидетельствует о желании Есенина преодолеть духовный кризис, успокоиться, очиститься от всех негативных эмоций. Работая над «Персидскими мотивами», Есенин ещё раз убеждается, что любовь к Родине для него самое главное чувство. Тегеранская экзотика только обостряет любовь лирического героя к северной Родине. Тема Родины в цикле переплетается с темой любви. В стихотворений «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», написанном в жанре послания, не тема любви, а тема Родины оказывается основной. В стихотворении вся эмоциональная нагрузка ложится на образ девушки с севера. Шаганэ для лирического героя лишь символ счастья, надежда на успокоение. В «Персидских мотивах» мы чувствуем неразрывную связь между душой лирического героя и его Родиной. В чужом прекрасном мире поэт не находит ничего ценнее, чем свое чувство к Родине. Есенин понимает, что он любит Россию любую, и он говорит о своей вере в будущее России.

Стихотворения последних лет жизни Есенина, посвященные Родине, наполнены трагическим пафосом. Если лирический герой первых сборников Есенина был гармонично слит с природой родной деревни, олицетворял духовную культуру крестьянина, (то теперь в стихотворения о Родине вошел мотив одиночества, отверженности, ненужности.

В стихотворении «Русь советская» Есенин пишет о Родине, пострадавшей от «урагана» (то есть от революции), и о переменах, происшедших в ней. Изменилась родная деревня в худшую сторону, изменились сами крестьяне, новое поколение крестьян поет совсем другие песни, читает и любит других поэтов, у них надкрестьянское, непатриотическое мышление («Уж не село, а вся земля им мать»). Есенинский лирический герой оказывается одиноким, никому не нужным в родном селе.

Вот так страна!

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен, -

Восклицает поэт

Однако стихотворение заканчивается очень противоречиво:

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Готов пойти по выбитым следам.

Отдам всю душу Октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

Творчество и душа впервые в лирике Есенина противостоят друг другу. Есенин принимает все новое, что принесла с собой революция, но разумом, а не сердцем, поэтому он не хочет воспевать постреволюционную Россию. У Есенина до конца его жизни осталось восприятие Родины не как Советской России, а как Руси.

В стихотворении «Неуютная жидкая лунность…» лирический герой, словно превозмогая себя, пытается полюбить новую деревню, новую Россию:

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

Однако за искренним желанием увидеть в новой, стальной России гуманное, цивилизованное начало мы видим драму лирического героя Есенина:

Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь…

Есенин понимает, что мир социалистической деревни для него чужой.

Таким образом, стихотворения, написанные на тему Родины, отражают основные идеи творчества Есенина, его миропонимание в. целом. Есенин не сомневается в законности и необходимости перемен в жизни России. Но сам он кровно привязан к старой Руси, он остался до конца с крестьянско-деревенским миром, его эстетикой. Ведь именно в этой эстетике находятся корни его собственной поэзии, она определяет и тему Родины в его стихах.

Иное настроение содержится в стихотворении “Кавказ”. С детства Лермонтов бывал на Кавказе. Его вдохновляла природа юга России, он рисовал пейзажи гор, моря, описывал величественные явления природы. Позже Михаил Юрьевич прибывал здесь во время ссылки. “Кавказ” показывает невероятную любовь поэта к природным красотам. Лирический герой рассказывает о том, какие мысли и чувства вызывает природа. Кавказ успокаивает поэта, смиряет его душевные тревоги. Таким образом, все произведения Михаила Юрьевича Лермонтова противопоставлены друг другу.

Они выражают различные эмоции: любовь и ненависть; противоположные отношения лирического героя к России: восхищение природой и отвержение казённого патриотизма. В этом и заключается странность любви поэта к Родине. Поэзия Лермонтова- поэзия глубокой мысли, гражданского долга и жажды жизни. Его стихотворения согреты чувством великой любви к народу.

Отношение Лермонтова к Родине (эссе)

Прекрасная по своей форме и глубокая по своему смыслу поэзия Лермонтова Михаила Юрьевича не перестает волновать читателей даже спустя сто шестьдесят лет после своего рождения. Всем нам известно, что Родину не выбирают. Лермонтов учит нас проявлять любовь к России, к ее необъятным просторам, убожеству и богатству. Михаил Юрьевич способен увидеть в обычном пейзаже красоту магической величины, проникнуть в самый смысл сущего. Его патриотизм не показной, сусальный, а прочувствованный, вытекающий прямо из глубины души, иногда “отдающий некоторой горчинкой”.

Двойственные чувства Лермонтова к отчизне сквозят чуть ли не в каждой строчке его романов. Это “обильная и убогая” Россия - его самая любимая родина, однако временами прорываются гнев и боль на долготерпение людей, смирение рабов, которых Михаил Юрьевич не хочет и не может ни понять, ни принять, ни объяснить. Вынужденная ссылка на Кавказ воспринимается Лермонтовым как благо, ведь всеобщая подозрительность, внимнаие к нему властей, а также апатия к подобному “порядку” поэту попросту ненавистно.

Патриотические мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова

Родина для Лермонтова - понятие широкое и многоплановое. Его отношение к России проникнуто болью и гордостью за ее судьбу.

В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства (“Жалобы турка”), прославление революционного подвига (“10 июля 1830”), возвеличение былого могущества России (“Новгород”, “Приветствую тебя, воинственных славян…”). Социальные проблемы Лермонтов связывает с какими-то глубинными, историческими процессами.

В стихотворении “Монолог” поэт приходит к неожиданному и трагическому выводу - сама Родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель талантов:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете…

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Когда мы их употребить не можем?

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует…

Поэтому так силен в лирике Лермонтова мотив противопоставления современного, ущербного существования былому могуществу свободной России. Одно из высших проявлений силы русского духа Лермонтов находит в недавнем прошлом: в войне 1812 года. Победу России над Наполеоном Лермонтов воспринимает как символ торжества справедливости, огромной духовной силы нации. В стихотворении “Бородино” противопоставлены “нынешнее время” и время “былинных” богатырей:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Современное поколение неспособно на подвиги, утратило духовную связь с народом. От имени прошлого поколения в поэме говорит старый солдат: он выступает и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Не случайно в стихотворении постоянно звучит местоимение “мы” - так Лермонтов передает важнейшее свойство русской национальной психологии: личность существует не сама по себе, а в слиянии с другими. Но это не обезличивает человека. Именно русские солдаты принесли России победу:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Солдаты идут в бой за родину, повинуясь нравственному закону: “Как наши братья умирали!” Они с любовью вспоминают о погибшем командире:

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Эти естественные взаимоотношения противостоят тем безнравственным законам, по которым живет “нынешнее племя”.

В 1841 году написаны два стихотворения, в которых Лермонтов наиболее полно и глубоко раскрывает всю противоречивость, сложность своего отношения к Родине:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ…

Впервые в русской литературе прозвучало осуждение не каких-либо отдельных сторон русской действительности, а всей николаевской России:

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Речь идет одновременно о беде и о вине России и ее народа. Стихотворение выражает чувство безнадежности: в этой стране покорности, жестокости и несвободы жить нельзя.

В стихотворении “Родина” Лермонтов называет свое отношение к Родине “странной любовью”. Стихотворение построено на противопоставлении “казенного патриотизма” и естественного человеческого чувства. Картины истинной России ничуть не отрицают в сознании Лермонтова Россию как государство.

Сложное отношение Лермонтова к Родине, принятие ее душой, а не умом, отказ объяснить, за что человек любит свою отчизну, положили начало целой традиции в русской поэзии:

Умом Россию не понять…

В Россию можно только верить.

(Ф. И. Тютчев)

«Странная любовь» к Родине в поэзии М.Ю. Лермонтова

Все большие русские поэты болели душой за Россию: , Некрасов, Блок, . Немалое место тема Родины занимает и в творчестве М.Ю. Лермонтова.

В любви к родине поэт признается в стихотворении «Прекрасны вы, поля земли родной»:

Прекрасны вы, поля земли родной,

Еще прекрасней ваша непогода.

Мечты Лермонтова о гармонии, единении с природой привели к рождению строк стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива». Когда поэт наедине с родной природой, когда «свежий лес шумит при звуке ветерка», когда по оврагу играет «студеный ключ», когда приветливо из-под куста качает головой «ландыш серебристый» - тогда лирическому герою хорошо, спокойно, радостно. Забываются все тревоги, огорчения, а в небесах «он видит бога».

Новаторство произведений Лермонтова заключается в том, что впервые в русской литературе крупное историческое событие в жизни страны показано глазами простого человека, рядового участника событий войны 1812 года – солдата. Это стихотворение «Бородино», в котором звучит живая народная речь. «Дядя», рассказывающий о войне 1812 года, о великом бородинском сражении, - носитель народного начала. Поэт утверждает, что рядовые участники сражения - солдаты, крестьяне - внесли огромный вклад в победу русского народа над Наполеоном.

Не могут оставить равнодушным строки стихотворения «Родина». Оно родилось под впечатлением путешествия через Россию после неурожая 1839 года, когда в русских деревнях ели даже кровельную солому.

Россия в стихотворении Лермонтова – огромная, необъятная. Поэт любит

… степей холодное молчание,

Ее лесов безбрежных колыхание,

Разливы рек ее подобные морям…

Образ степи сразу вызывает представление о чем-то привольном, широком. Второй образ – лес… Трудно представить себе Россию-матушку без лесов, зеленых дубрав, белоствольных берез. Как и степь, лес напоминает о богатстве русской земли, ее необъятных просторах.

Третий замечательный образ – образ реки. Много их в России. Это, прежде всего, великие и могучие Волга и Дон. Автор прибегнул к сравнению - разливы рек ее подобны морям.

Поэту дороги:

… дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

Он признается, что радуется, видя «полное гумно, избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно». А во время деревенского праздника, когда уставшие от работы крестьяне отдыхают, лирический герой любит смотреть «на пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков».

Примечательно, что все это – атрибуты не помещичьей, обеспеченной, сытой России, а Руси крестьянской, народной. Важно обратить внимание на такие строки:

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно.

«С отрадой, многим незнакомой», - говорит поэт. Что же он имеет в виду? Не каждому помещику свойственно радоваться, глядя на следы достатка крестьянского быта: «полное гумно», «нарядное, резное окно».

Поэт называет свою любовь к родине странной любовью:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветное предание

Не шевелят во мне отрадного мечтания.

Мы видим, что поэт отрицает «славу, купленную кровью». Дело в том, что после победы русского народа над Наполеоном слава о России прогремела по всему миру, но все лавры достались царю, правительству, генералам, командирам. Эта слава была куплена кровью солдат, рядовых участников войны, а о них-то было забыто.

Почему же поэт называет странной свою любовь к отчизне? Надежда Лермонтова на счастливое будущее России была связана с народной Русью. В русском народе поэт видел потенциальные силы для возрождения России. И конечно, такая любовь казалась необычной, «странной» в те годы, когда был провозглашен казенный патриотизм с его требованием любви к самодержавию, когда большая часть дворянства была далека от народа. Любовь поэта к России ничего общего не имеет ни с казенным монархизмом, ни со славой империи, купленной кровью народа. Она искренняя, душевная, народная.

« Русь моя, жизнь моя»

(Тема Родины в лирике Блока)

(11 класс)

Учитель МБОУ «СОШ №18»: Харитонова Н.Н.

Дата проведения: 18.11.2015г.

Цели урока:

образовательная – путём анализа стихотворений показать, как развивалась тема Родины, каким видел поэт прошлое, настоящее и будущее России.

развивающая – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, готовить учащихся к исследовательской деятельности;

воспитательная – прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, учить понимать авторскую позицию, философские идеи, формировать интерес к филологическому анализу как особому виду творческой деятельности, учить чувствовать, воспитывать чувство патриотизма.

Методические приёмы: слово учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя.

Оборудование:

Ход урока

Эпиграф: … Стоит со мной моя тема, тема о России…

Этой теме я сознательно и бесповоротно

Посвящаю жизнь…

Учитель:

Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались поэты во все времена. Ей посвящали вдохновенные строки Жуковский и, Рылеев, Кюхельбехер и Баратынский, Кольцов и Тютчев. В Пушкинской любви к Отечеству – главное – высокая гражданственность: «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы». М.Ю.Лермонтов пишет: «Люблю Отчизну я, но странною любовью». Любовь поэта к Родине сочетается с ненавистью к стране господ. Любовь – ненависть особенно характерна для поэзии Н.А.Некрасова. Но в творчестве А.Блока, на мой взгляд, эта тема обретает особое звучание. Какое? Это и предстоит выяснить на сегодняшнем занятии. Подумайте, пожалуйста, каковы цели урока?

1) какая же она, Россия у Блока,

2)определить, какой видится нам Родина в стихах Блока,

3)из чего складывается наше чувство Родины.

Ш. Изучение нового материала

I.Слово учителя

Блок назвал своё творчество процессом “вочеловечивания” и поделил его на три этапа” .Назовите эти этапы.

Первым было поклонение идеалу – «Прекрасной Даме».

Вторым – жизненное разочарование, связанное с утратой идеала.Россия предстает в лирике Блока с совершенно новой, неожиданной стороны. Переживания лирического героя носят личный, интимный характер.

На третьем этапе происходит “синтез”- обретение новых положительных ценностей.

Собирательным образом всех утраченных ценностей становится Родина. Поэт охвачен тревогой за её судьбу.

Россия – это сама жизнь, она неотделима от сердца поэта: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» Это вопрос риторический. Ответ ясен: вместе.

Тема России – центральная в творчестве А.А.Блока. Разные обличья, в которых она предстает в лирике поэта, отражают её противоречивость, ее драматическую историю, ее неизменную притягательность. Блок стремится проникнуть за внешнюю оболочку видимого мира и интуитивно постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну

Попробуем ответить на вопрос: какая же она, Россия у Блока, определить, какой видится нам Родина в стихах Блока, подумаем, из чего складывается наше чувство Родины.

Тема Родины, России занимала в творчестве Блока особое место и была для него поистине всеобъемлюща.

В 1908 году в письме к К.С.Станиславскому он писал: «…Стоит со мной моя тема, тема о России… этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своём устремлении – как стрела, прямой…».

Как вы думаете, какие 2 географические названия были соединены для поэта понятием Родина?

(Два географических названия были для поэта соединены с понятием Родина – подмосковное Шахматово и Петербург – жизнь и искусство, поиски и драмы связаны с ними неразрывно).

Учитель:

В. Солоухин верно заметил : «Петербург и Шахматово – два крыла поэзии Блока, но парил он на них легко, широко, на таких высотах, что мог видеть дальше двух географических точек, которыми мы подчас хотим его ограничить»

II. Чтение и анализ стихотворений.

1. Учитель: Россия народная, с её историей, традициями, нераскрытым, но огромным потенциалом давала мужество поэту и надежду на будущее преображение. Именно она помогала противостоять «страшному миру», направляла движение к человеку «общественному»

Нет… ещё леса, поляны,

И просёлки, и шоссе,

Наша русская дорога,

Наши русские туманы,

Наши шелесты в овсе…

(«Последнее напутствие», 1914 г.)

Образ Родины проявляется в стихах Блока постепенно . Она будто открывает то один свой лик, то другой. Одно чувство пронизывает все стихи – чувство безоглядной любви: «Как и жить и плакать без тебя» («Осенняя воля» 1905г.), понимание того, что свою судьбу невозможно отделить от судьбы Родины.

Вспомните, какая книга выходит в 1915 году?

Учащиеся: В 1915 году выходит книга под названием «Стихи о России». В лирическом трёхтомнике, который автор назвал «романом в стихах», в третьей части цикл «Родина» объединяет написанное в 1907-1916 гг.

Учитель: Да, действительно, никто до Блока не сказал тех пронзительно-щемящих слов, которые хранятся в душе каждого русского. «Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку...». Что-то древнее, языческое встаёт в памяти художника. Недаром он говорил, что любит родную страну «по-народному, как можно любить мать, сестру и жену в едином лице – России»

2.Стихотворение «Русь» (24 сентября 1906 ) - одно из первых посвящённых Родине.

Вопросы для анализа:

1. Какова история создания этого стихотворения?

Краткая история создания . Стихотворение «Русь» написано 24 сентября 1906 года и вошло во второй том лирики Блока . В этом произведении чувствуются отголоски творчества Гоголя , образы из фольклора и старинных преданий.

2. Какова тема стихотворения?

Тема стихотворения . С приходом революции 1905-1907 гг. тема Родины становится одной из ключевых в творчестве Блока.

3.Установите элементы сюжета. О каком важнейшем событии в жизни героя здесь рассказывается?

Сюжет . На улице ночь и автор находится в легком состоянии дремоты, где переплетаются грани реальности и сна. Мысленно он пытается перенести нас в те далекие времена, когда Русь была «необычайна» : «где ведуны с ворожеями» , «и ведьмы тешатся с чертями» . Все стихотворение пропитано духом древности. И даже вихрь поет нам «преданья старины» .

4.Какой рисуется родина в представлении Блока?

Но вместе с необычайностью своей Руси поэт с грустью замечает «страны родимой нищету» и лоскутки «ее лохмотий» . Мы видим Русь разную: и сказочную, и волшебную, и убогую, но все же необычайную

5. Почему именно Русь, а не Россия? (древняя, языческая, заколдованная)

6.Каковы поступки и душа лирического героя данного стихотворения?

как исповедь лирического героя, его душевные метания, заблуждения:

и сам не понял, не измерил,

Кому я песни посвятил,

В какого бога страстно верил,

Какую девушку любил.

О чём говорит поэт?

(Об интуитивном постижении тайны народного духа, духа Руси, которым она жива)

7.Каков же лирический герой стихотворения?

Лирический герой стихотворения влюблен в свою Родину и относится к ней с трепетом и благоговением. Для него Русь таинственна и необычайна. Даже во сне лирический герой не решается приоткрыть завесу этой тайны «твоей одежды не коснусь». Она разная - его Русь. В ней есть не только очарование древности, сказка, тайна, но и нищета, печаль, страдания. Однако, живая душа лирического героя при этом не потеряла своей душевной чистоты. И в этом главная загадка Руси, которую наш герой пытается постичь. В начале стихотворения он обращается к Руси «ты и во сне необычайна» , а в конце подводит итог своим размышлениям «она и в снах необычайна» .

8.Какова композиция и что она дает для понимания?

9.Какими средствами создается образ Руси?

Мотивы сна и стихии в ее портрете.

Художественные средства.

  • стихотворный размер , четырехстопный ямб (ударение на втором слоге), чередующийся с пиррихием (два кратких безударных слога). Схема:Ты/ и/ во/ сне′/ не-/о-/бы-/ча′й-/на.
    Тво-/е′й/ о-/де′ж-/ды/ не/ кос-/ну′сь.
    Дрем-/лю′/ - и/ за/ дре-/мо′-/той та′й-/на,
    И/ в та′й-/не/ - ты/ по-/чи′-/ешь/, Ру′сь.

    _ _ /_ _′/_ _ /_ _′/_
    _ _′/_ _′/_ _ /_ _′
    _ _′/_ _ /_ _′/_ _′/_
    _ _′/_ _ /_ _′/_ _′

  • рифма перекрестная (АбАб), чередуются мужская (ударение падает на последний слог) коснусь-Русь и женская (ударение на предпоследнем слоге) необычайна-тайна рифмы. По точности созвучия рифма считается богатой, т.к. совпадают опорные согласные звуки.
  • ... необычайна.(А)
  • ... коснусь.(б)
  • ... тайна,(А)
  • ... Русь.(б)
  • тропы :
  • гипербола (преувеличение) опоясана реками, дебрями окружена. Блок показывает нам, насколько велика Русь .
  • олицетворение (персонификация) Русь сравнивается с женщиной: твоей одежды не коснусь, ты почиешь, живую душу укачала .
  • метонимия (переименование) горящих сел .
  • стилистические фигуры :
  • кольцо (повтор речевой конструкции) - в данном случае повторяется целая строфа. С нее начинается стихотворение, ею и заканчивается. Таким образом, автор выделяет главную мысль, что Русь была и будет всегда непостижимой тайной.
  • эпитеты (образные определения) мутным взором, ночные хороводы, снеговых столбах, утлое жилье, злого друга, живой клюкой, голых прутьях, страны родимой, тропу печальную, ночную, первоначальной чистоты .

Если прислушаться к ритму стихотворения, то все оно звучит как заклинание того самого колдуна, который стоит над костром и монотонно приговаривает «опоясана реками и дебрями окружена» . Магия звучит в каждой строфе «ночные хороводы» , «ведуны с ворожеями» , «ведьмы с чертями» . Но постепенно общая картина становится более реальной «вьюга» , «утлое жилье» , «девушка» , «злой друг» . Такой автор видит «страны нищету» . Трагическую атмосферу нагнетают образы «тропы печальной, ночной» , погоста, кладбища. И все же торжествует светлое «живая душа» и незапятнанная первоначальная чистота.

10.К какому литературному направлению относится Блок?

Каков он здесь поэт-символист?

Блок относится к поэтам-символистам. В его стихотворениях, посвященных Родине, наблюдается глубина эмоций и переживаний. Блоковское понимание России трагическое, лиричное и очень личное. Автор идеализирует прошлое, в котором переплелись сказочные и реальные события.

- “Русь” - одно из первых посвященных Родине стихотворений - появилось в 1906 году. Посмотрите на 1 строфу. В каком состоянии оказывается Русь? (сон, тайна)

Как вы понимаете слово “почиешь? Зачем его использует Блок? (устаревшая форма “спать”, придает торжественность стихотворению)

2 строфа. С какой стихией сливается Русь? (природа)

3 и 4 строфы. Откуда поэт взял эти образы? (из фольклора) (Приложение 1 . Слайд 3.) Найдите однокоренные слова (ведут, ведьмы, ведуны). Что обозначает этот корень?

Какой символ отражен в 5 и 6 строфах? (символ движения – вьюга, вихрь) О чем поет этот вихрь? (предания старины)

Посмотрите на следующие строфы. Какой теперь видится лирическому герою Русь? (нищая)

Предпоследняя строфа. Действительно ли нищета – это главный признак Руси? Что еще отмечает поэт? (первоначальную чистоту)

Последняя строфа. Какую строфу она повторяет? Зачем нужен этот кольцевой повтор? (сон связывает героя и Русь)

Почему стихотворение звучит так мелодично? (ассонанс: а, о, у) На какой фольклорный жанр это похоже? (на песню)

II.Анализ стихотворения «Россия»

1.Стихотворение «Россия» читает наизусть ученик.

2.Учитель:

Что видит и слышит Блок на просторах России?

Видит «плат узорный до бровей», т. е. крестьянку; лес, поле и дорогу, «расхлябанные колеи», серые избы; слышит «песни ветровые» и как «гремит тоской острожной глухая песня ямщика»

3.Учитель:

Как звучит главная мысль стихотворения? Прочитайте.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,

Как слёзы первые любви.

4.С каким художественным произведением вызывает ассоциацию это стихотворении?

Самое начало произведения вызывает ассоциацию с поэмой Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» , точнее, со знаменитым лирическим отступлением про «Русь-тройку», которая мчится куда-то вдаль и не дает ответа куда. Очевидно, поэтому блоковская «Россия» начинается со слова «опять»:

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…

Учитель:

Именно образ мчащейся гоголевской тройки возникает перед мысленным взором читателя. И вслед за этим он слышит пронзительное признание в любви к «нищей России» с ее «серыми избами». Конечно, в невольно возникает вопрос:

5.За что же любить нищую страну, которая ничего взамен не может дать?

Учащийся:

В первой публикации Блок давал ответ на этот вопрос, ведь в стихотворении содержалось больше строф, и в них говорилось об ископаемых богатствах России:

Россия, нищая Россия,
Обетованный край твой щедр!

Учитель :

Конечно, намного легче любить страну за ее богатство. Но любовь героя рождена совсем не этим. Он принимает ее и в нищете, и в унижении. Для лирического героя это «как слезы первые любви» , а значит, раздумывать, за что любить Россию, он и не пытается. Кстати, у Блока в соответствии с орфографией того времени - «как слезы первыя любви» , что означает «как слезы первой любви» . Так поэт подчеркнул, что любовь к родине является первой и самой главной для каждого русского человека.

Учитель:

Обратимся к следующей строке «И крест свой бережно несу» . Какие ассоциации вызывает у вас эта строка?

Учащиеся:

Она обращает читателя к еще одной традиции русской литературы – ассоциации с подвигом Иисуса Христа. Нести на себе свой крест означало, что человек не волен выбирать себе судьбу, а должен проживать ту, что определена свыше. Кому суждено родиться в России, значит, и жизнь его должна быть связана с этой страной.

Учитель:

Традиционно образ родины ассоциируется с образом матери, поэтому и принято говорить «Родина-мать». Однако символисты, следуя идее философа Владимира Соловьева о Вечной Женственности, создали совершенно новый образ – Родины-жены . Жена, как известно, не рукавица: с руки не сбросишь. Поэтому у Блока Россия – Вечная Жена, и признание в любви, горькой и неизбежной, звучит совершенно искренно. Герой нисколько не рисуется: он действительно любит свою Родину-жену такой, какая она есть.

В то же время предчувствие трагической судьбы своей страны прозвучало в таких пророческих строках:

Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

В них можно наблюдать чисто блоковское чудо преображения образа женщины в образ родины, и наоборот. Его Россия – красавица, но уже не спящая, как в стихотворении «Русь». Ее красота – «разбойная» , непокорная. Поэтому даже во власти «чародея» она не пропадет, «не сгинет» . Только «забота затуманит» ее «прекрасные черты» .

Учитель:

Прочитай строчки, где эти прекрасные черты проступают особенно ясно?

Учащиеся:

В последних строчках, когда вновь возникает образ русской женщины с ее строгим старообрядческим ликом: «Да плат узорный до бровей» .

Учитель:

Да, действительно, такое сдержанное описание русской красоты – тоже своеобразная традиция, ведь вплоть до начала XXI века не принято было подчеркивать физическую красоту.

Учитель:

Какой мотив звучит в конце стихотворения?

Учащиеся:

В конце вновь звучит мотив пути , дороги, устремленной в будущее. Вера в светлое будущее очень традиционна для русского человека, поэтому «и невозможное возможно» .

Учитель:

Однако звенящая «тоской острожной глухая песня ямщика» возвращает к «разбойной красе» России и напоминает о начале «высоких и мятежных дней» , приближение которых пророчески было предсказано в цикле «На поле Куликовом» поэтом, осознающим ответственность за судьбу Родины.

IV. Анализ стихотворения «Железная дорога»

Учитель: Стихотворение «На железной дороге» (1910) включено в цикл стихов Блока «Родина».

Стихотворение «Железная дорога» навеяно романом Л. Толстого «Воскресение». Послушаем отрывок из романа, имеющий отношение к стихотворению Блока.

Читает ученик. «Была тёмная осенняя,дождливая,ветреная ночь. В поле, под ногами не было видно дороги, а в лесу было черно, как в ночи, и Катюша, хотя и знала дорогу, сбилась с неё в лесу и дошла до маленькой станции не загодя, как она надеялась, а после второго звонка. Выбежав на платформу, Катюша тотчас в окне вагона первого класса увидала его… Как только она узнала его,она стукнула в окно зазябшей рукой. Но в это самое время ударил третий звонок, и поезд тронулся.

Катюша отстала, но всё бежала по мокрым доскам платформы. Она бежала, но вагон первого класса был далеко впереди. Мимо неё бежали уже вагоны второго класса, потом вагоны третьего класса, но она всё-таки бежала.

«Он в освещённом вагоне, на бархатном кресле сидит, шутит, пьёт, а я вот здесь, в грязи, в темноте, под дождём и ветром – стою и плачу»- думала между тем Катюша.

Стих- е «Железная дорога» читает наизусть ученик.

Учитель:

1.Что общего вы заметили в стихотворении «Россия» и «Железная дорога»?

Как и в стихотворении «Россия», судьба родины осмысляется здесь через женскую судьбу:

Под насыпью, во рву некошенном,

Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Так начинается стихотворение.

2. С кем отождествляется Россия?

Героиня, отождествляемая с Россией, - красивая и молодая девушка, лежащая под насыпью, во рву некошенном.

2.О чем говорит Блок во втором четверостишии?

Уже во втором четверостишии поэт возвращает нас в прошлое, когда героиня «ждала, волнуясь» счастья и любви. Но вера и надежда сменились безверием и безнадежностью:

Да что - давно уж сердце вынуто!

Так много отдано поклонов,

Так много жадных взоров кинуто

В пустынные глаза вагонов...

Не подходите к ней с вопросами,

Вам все равно, а ей - довольно:

Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена - все больно.

  1. Какие символы использует поэт?

Железная дорога - символ пути, символ судьбы . Изображая непрерывные вереницы пассажирских вагонов, Блок задает тему дороги, жизненного пути человека. Поезд, паровоз, станция - символ этапа или момента пути. Но путь, дорога - еще и предвестники исхода, к которому движется каждый человек.

2) Прочитайте. пожалуйста, 1-ую и последнюю строфы.

Какой мотив звучит в них?

Первая и последняя строфы , в которых отчетливо звучит мотив смерти, замыкают стихотворение в своеобразное «пессимистическое» кольцо. Железная дорога - это знак страшного мира, безжалостного к людям.

Вопросы к анализу текста.

1)Как дана внешность героини? Подтвердите текстом.(В цветном платке, на плечи брошенном, Красивая и молодая).

2) Как показано равнодушие едущих?

(Вставали, сонные, за стёклами

И обводили ровным взглядом

Платформу, сад с кустами блёклыми,

Её, жандарма с нею рядом.

Пояснение.Жёлтые - вагоны первого класса, где ездили аристократы; синие – вагоны второго класса; зелёные – вагоны для бедных.

(Не подходите к ней с вопросами; вам всё равно, а ей довольно; Любовью, грязью иль колёсами Она раздавлена – всё больно.)

4) Как связано это стихотворение с темой Родины?

(Оно о женской судьбе, о народе, о его Родине.)

4.Учитель:

Постепенно Блок уходит от мистицизма и символизма, в его поэзию вливается реальная жизнь со своими печалями и радостями, тревогами и заботами. В этом плане стихотворный цикл «На поле Куликовом» имеет большое значение.

Цикл «На поле Куликовом», включающий 5 стихотворений, - одно из центральных произведений третьего тома «Родина». Цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, точнее о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего России .

«Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение.
Разгадка их еще впереди». (А. Блок)

Послушаем 1-е стихотворение.

Читает ученик.

Б) Стихотворение «Река раскинулась» (из цикла «На поле Куликовом»)

Вопросы для анализа:

  1. Что такое цикл? Объясните порядок слов в названии цикла.
  2. Какая картина предстаёт перед нами в первой строфе?
  3. Как поэт обращается к родине? В чем необычность обращения? Какое изобразительно-выразительное средство использует автор для создания образа?
  4. Какое слово во 2 и 3 строфах повторяется четырёхкратно? Что вы понимаете под словом «путь»?
  5. Как показано движение воинов? Что вы можете сказать о движении в стихотворении? Проанализируйте, как автор использует глаголы - движения и с какой целью?
  6. Какой образ противопоставлен ленивой грусти текущей реки? Опишите движение степной кобылицы – что оно символизирует? Традиции русской литературы в этом образе.
  7. Какие строчки стихотворения отражают не только сущность времени, но и человеческой жизни в целом?

Анализ поэтического цикла А.Блока «На поле Куликовом»

Тема родины связана непосредственно с представлениями поэта об историческом процессе. В примечании к циклу « На поле Куликовом » Блок написал: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их ещё впереди». Таким образом, указано на современное звучание стихов, на тесную связь истории, искусства, жизни прошлого, настоящего и будущего. «Прошлое страстно глядит в грядущее»,- сказал Блок в стихотворении «Художник»(1913 г.). Эти слова можно поставить эпиграфом к циклу.

Чтение стихотворения учащимся.

Цикл «На поле Куликовом» - предчувствие грядущих бурь, предвидение трагедии. Поэт видит весь исторический путь страны – от «поля Куликова» до современных ему событий. Лирический герой – и древний русич-воин, и современник поэта.

Сюжет цикла «На поле Куликовом» имеет историческую основу – вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно- историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли - и цепь переживаний лирического героя, способного осмыслить весь многовековой исторический путь Руси.

Учитель:

Когда был создан цикл?

Учащиеся:

Цикл создан в 1908 году. Это время реакции после поражения революции 1905 года.

Учитель:

Какая тема является центральной?

Учащиеся:

Центральной темой в цикле становится тема родины, мысли о ее сложной исторической судьбе.

Учитель:

8Анализ стихотворения «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»

1) Как начинается стихотворение? (неторопливо, дважды упоминается грусть описываемой неяркой красоты)

- Какой пейзаж предстаёт в стихотворении?

«Скудная глина жёлтого обрыва», « в степи грустят стога».

Учитель: Вспомним пейзаж у Пушкина «Дорога, изрытая дождями», «мельница скривилась» Пушкинские мотивы звучат в стихах Блока.

2) Почему поэт обращается к родине? (вводит в цикл тему России)

3) Какое слово во 2 и 3 строфах повторяется четырехкратно? (путь – степной, в тоске безбрежной)

4) Как показано движение воинов? (Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами степную даль)

5) - Какое настроение создает отрывистость этого ритма? (напряженное, тревожное, ожидание предстоящего, темп скачки и настроение тревоги нарастают: «Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль»)

6)Учитель : У Блока по степи мчится степная кобылица. А какой образ находим у Гоголя?

У Гоголя Русь сравнивается с птицей-тройкой.

«Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несёшься?»

6) Какой образ противопоставлен ленивой грусти текущей реки народной жизни? (образ степной кобылицы, которая «несется вскачь»)

7) Какие строчки отражают сущность времени и человеческой жизни в целом? («И вечный бой! Покой нам только снится.»).

  1. Звучит 3-е стихотворение цикла «На поле Куликовом»

В третьем стихотворении образ Руси многогранен. В каких же образах проявляется Русь?

Кому адресовано обращение «Ты» в 3-ей части?

(это слова к образу Богородицы, к жене, к матери. К родине? Как вы поняли?)

  1. Звучит 4-е стихотворение цикла «На поле Куликовом»

Учитель: - Какими чувствами наполнено это стихотворение?

Четвёртое стихотворение полно тревоги и тяжких предчувствий, но здесь и смысл победного движения. В чём он?

Скажите это время прошедшее или настоящее?

Докажите свою точку зрения.

  1. Чтение 5 -го стихотворения.

Что объясняют слова В.Соловьева. взятые эпиграфом к 5 главе?

И мглою бед неотразимых

Грядущий день заволокло.

Вл. Соловьёв

В пятом стихотворении Куликово поле осмысливается автором как что?

Какой показывает Россию Блок?

- Почему последняя часть заканчивается словами:

„Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем,

Теперь твой час настал. - Молись!

  1. К кому обращены последние слова?

(Здесь родина – любимая и единственная жена, с которой связано будущее, и поэт, его лирический герой, как и герои древности, не мыслят себя без России.)

Учитель:

Какие образы и картины напоминают ту далёкую эпоху?

(Река Непрядва, хан Мамай; «И Непрядва убралась туманом, что княжна фатой», «лик нерукотворный», «тихие зарницы князя стерегли»)

Урок заканчивается составлением таблицы

Вопросы

Стихотворение Блока «Русь»

Стихотворение Блока «Россия»

Стихотворение

«На железной дороге»

Цикл стихотворений «На поле Куликовом»

В каком году создано произведение?

1910 г.

Какой предстает родина в каждом произведении?

Русь – спящая красавица, пришедшая из глубины веков, автор благоговеет перед ней, боится нарушить ее покой. Она – загадка, которую невозможно разгадать. Поэтому возможно только преклоняться.

Россия – прекрасная молодая женщина , обманутая ухажером. Да, у нее были трудные времена, но она сумела выжить и с достоинством продолжать свой путь. Это страна радости, приходящей через слезы и испытания, страна, где возможны любые чудеса, так как в основе всего, всей жизни – любовь. Россия переживала много трудностей, переживет и возрождалась.

Здесь Родина – любимая и единственная жена, с которой связано будущее. Поэт (и его лирический герой), как и герои древности, не мыслят себя без России. Поэтому ее нужно не просто любить, а прежде всего - ЗАЩИЩАТЬ.

Какой из образов родины соответствует современности?

да

да

да

Выводы:

Александр Блок в своих произведениях создал удивительно точный образ Родины, рассматривая его в историческом развитии, от языческих времен («годы золотые») до современных ему испытаний. Поэт доказал необыкновенное своеобразие России, ее силу и способность возрождаться несмотря на трудные времена. Блок подчеркнул необходимость любить и защищать эту страну. Поэт считает, что путь России – особенный, и этот путь никогда не был легким. Во все времена Россия любила, боролась и возрождалась.

Я начала урок со слов из летописи, а закончить хочу словами нашего современника поэта Е.Евтушенко:

Что же такое родина для поэта?

Составление синквейна

План синквейна

  • 1 строка – 1 имя существительное
  • 2 строка – 2 имени прилагательных
  • 3 строки – 3 глагола
  • 4 строка – высказывание
  • 5 строка – синоним 1-го имени существительного

Россия
Нищая, живая
Встречала, вдохновляла, открывала
“Живую душу укачала” Русь

Русь
Древняя, языческая
Окутала, приласкала, заколдовала
“на своих просторах ты…”
Снежная маска

Родина
Невеста и жена
Предвещает, утешает, радует
“Это всё – о России”
Птица – тройка

Поразительно, сколько стихов посвящено любимому поэту! (учитель читает наизусть стихотворение)

v. Подведение итогов урока.

1)- А теперь скажите, чем взгляд на Россию у Блока отличается от взгляда историков? (Россия для Блока – это не государство, это символ единения духовного, женского и природного начал.)

2)-Каким чувством наполнены стихотворения А.Блока?

В своей статье о творчестве А.Блока поэт Михаил Дудин писал: “Россия! Сколько раз А.Блок прикасался к твоим ранам и к твоей истории, какой верой в твою судьбу он наполнил музыку твоего имени, прославляя тебя!”.

3)- Какой след в душе оставила лирика Блока?

Что нового вы узнали о личности поэта и о его лирике?

В стихах о России А.А. Блок достиг пронзительного понимания ее разнообразия, языческого, сказочного и исторического. Блок создал особенный поэтический образ России. Ее необъятные просторы, песни ветровые, дороги дальние, тройки удалые, туманные дали – такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия. Он ее любил, ждал ее перемен, надеялся, что с приходом 1917 года свет одолеет ТЬМУ.

Было ли занятие полезным?

VI. Закончить урок я хочу словами нашего современника поэта Е.Евтушенко:

Нет чувства Родины без чувства человечности.

От бессердечности ничто не родилось.

Любите Родину, как чудо бесконечности,

Как ветер вечности, коснувшийся волос.

Любите Родину как вашу наречённую,

чтобы за вас ей не почувствовать стыда.

Любите Родину, но только нерасчётливо.

Любите Родину, и только навсегда.

Любовь, если она настоящая, выражается в делах. И чем глубже и трепетнее будет у нас чувство Родины, тем более действенны и нужны для народа станут наши дела. Ведь, в конце концов, жизнь каждого из нас – во имя Родины, во имя Человека.

VI. Домашние задание

1.Выучить наизусть наиболее понравившееся стихотворение о Родине.

2. На следующем уроке мы познакомимся с поэмой А.Блока “Двенадцать”, написав которую поэт воскликнул: “Сегодня я – гений!” Вам необходимо прочитать поэму, отыскать в ней ассоциативно-символические образы и раскрыть их смысл.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»