К какой группе музыкальных инструментов относится фагот. Фагот - это музыкальный инструмент

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Фагот принадлежит к группе музыкальных инструментов, которые делаются из дерева. Фагот музыкальный инструмент, жизнь которому в 1539 году дал канонический аббат Афраньо дэльи Альбонэзи.

Собственно, слово «фагот» может означать «связанный», так как Афраньо изготовил более длинную свирель по сравнению с обычной, а затем просто согнул ее вдвое. Таким образом, был получен музыкальный инструмент, издающий очень мелодичный голос.

Также он оснастил низкие свирели мехом, который позволяет нагнетать воздух.

Инструмент получил название фагот, потому как очень напоминает несколько связанных между собой свирелей.

Фагот завоевывает музыкальный олимп

Со временем фагот усовершенствовал С. Шейцер, проживающий в Нюрнберге. Этот специалист исключил из фагота трубы, подсоединенные к меху. В Италии, Франции и Германии фагот приобрел изумительную популярность и успех.

В 17 столетии фагот стал обязательным музыкальным инструментом, который стали использовали в составе симфонических и военных оркестров. Никоим образом без фагота не обходятся и российские музыкальные коллективы.

Начиная с 19 века, конструкция фагота стала такой, которая дожила до наших времен. Над его видоизменением потрудились многие талантливые мастера:

  • Бюффэ,
  • Эжен Жанкур,
  • Крампон.

Короче говоря, к совершенствованию конструкции фагота приложили свою руку многие специалисты, к которым можно также отнести:

  • Альменрэдера,
  • Хэккеля,
  • Сакса,
  • Трьебэра
  • Бёма.

Последний из упомянутых изобрел клапанный механизм, который успешно выполняет свои задачи в современных фаготах.

Как выглядит фагот нашего времени

Фагот музыкальный инструмент, который сейчас выглядит как довольно длинная деревянная трубка, согнутая посредине и напоминающая собой перевязанную букву «U». На этой трубке последовательно располагаются отверстия и клапаны, которые предназначены для извлечения звуков самого различного тембра и насыщенности. Сверху инструмент оснащен металлической трубкой небольшого диаметра, которая напоминает букву «S», на ее конце имеется мундштук для нагнетания воздуха.

Фагот издает звуки, как только музыкант подует в мундштук. Для того чтобы сыграть на фаготе мелодию, необходимо в определенной последовательности нажимать на разные клапаны и перекрывать пальцами отверстия, расположенные в трубке инструмента.

Работа фагота заключается в том, что воздух, перемещаясь в трубке, встречает на своем пути препятствия, роль которых играют клапаны, а затем выпускается через открытые отверстия. Так этот инструмент способен издавать звуки в диапазоне двух октав: начиная от си бемоль контр-октавы и заканчивая высокой ре второй октавы.

Фагот – оркестровый инструмент

Несмотря на то, что на протяжении 18 и 19 веков многие мастера не раз пытались модернизировать фагот, он так и не стал полноценным самостоятельным музыкальным инструментом и до сих пор применяется в музыкальных коллективах в сочетании с другими инструментами.

Зачастую фаготу отводятся басовые партии в оркестре. А вот сольных произведений для исполнения на фаготе композиторы создали совсем немного.

Существует такая разновидность фагота, которую называют контр-фагот. В его конструкции используется металлическая трубка, которая имеет первоначальную длину почти 6 метров. Эта трубка согнута три раза. Контр-фагот предназначен для получения басовых звуков, очень низких и насыщенных. Такие звуки, кроме контр-фагота, в состоянии воспроизвести только органы.

Видео: Играет фагот

Фагот – духовой музыкальный инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра, изготовленный из древесины клена. Считается, что наименование этого инструмента произошло от итальянского слова fagotto, что в переводе обозначает «узел, пучок, вязанка». И в самом деле, если инструмент разобрать, то получится что-то напоминающее вязанку дров. Общая длина фагота составляет 2,5 метра, у контрафагота – 5 метров. Инструмент весит около 3 кг.

Рождение нового музыкального инструмента

Кто именно первым изобрел фагот неизвестно, но родиной инструмента считают Италию 17 века. Его прародителем называют древнюю бомбарду — басовый инструмент семейства язычковых. Фагот отличался от бомбарды конструкцией, трубку разделили на несколько частей в результате чего инструмент стало проще изготавливать и переносить. В лучшую сторону изменился и звук, поначалу фагот называли дульцианом, в переводе «нежный, сладкий». Он представлял собой длинную, согнутую трубку, на которой расположена система клапанов. Первый фагот был снабжен тремя клапанами. Позднее в 18 веке их становится пять. Вес инструмента составлял приблизительно три килограмма. Размер трубы в развернутом виде — более двух с половиной метров в длину. У контрфагота еще больше – около пяти метров.

Усовершенствование инструмента

Вначале инструмент использовали с целью усиления, дублирования басовых голосов. Только начиная с 17 века, он начинает играть самостоятельную роль. В это время для него пишут сонаты итальянские композиторы Бьяджо Марини, Дарио Кастелло и другие.
В начале 19 века Жан-Николь Саварр предложил музыкальному миру фагот, имевший одиннадцать клапанов. Немного позже, два мастера из Франции: Ф. Требер и А. Бюффе усовершенствовали и дополнили этот вариант.
Важный вклад в развитие фагота внесли немецкие мастера Карл Альменредер и Иоганн Адам Геккель. Именно они, в 1831 году в Бибрихе, основали предприятие по изготовлению духовых инструментов. Альменредер в 1843 году создал фагот с семнадцатью клапанами. Эта модель и стала базовой в производстве фаготов фирмой «Геккель», которая стала лидером в производстве этих музыкальных инструментов. До этого момента были распространены фаготы австрийских и французских мастеров.
С самого рождения и до сегодняшнего дня существует три вида фаготов: квартфагот, фаготино, контрфагот. Современные симфонические оркестры по-прежнему продолжают использовать контрфагот в своих выступлениях.

Место фагота в истории

В Германии в 18 веке инструмент был на пике популярности. Звуки фагота в церковных хорах подчеркивали звучание голоса. В произведениях немецкого композитора Райнхарда Кайзера инструмент получает свои партии в составе оперного оркестра. Фагот использовали в своем творчестве композиторы Георг Филипп Телеман, Ян Дисмас Зелекан. Сольные партии инструмент получил в произведениях Ф.Й. Гайдна и В.А. Моцарта, особенно часто звучит репертуар фагота в Концерт B-dur, написанный Моцартом в 1774 году. Солирует он в произведениях И.Стравинского «Жар-Птица», «Весна Священная», у А. Бизе в «Кармен», у П. Чайковского в Четвертой и Шестой симфониях, в концертах Антонио Вивальди, в сцене с Фарлафом у М. Глинки в «Руслане и Людмиле».
Майкл Рабинауиц – джазовый музыкант, один из немногих, кто в своих концертах стал исполнять партии на фаготе.

Сейчас инструмент можно услышать на концертах симфонических, духовых оркестров. Кроме того он может солировать или играть в ансамбле.

С другой стороны, у того же Чайковского фагот наравне со всей деревянной духовой группой служит воплощением пасторальных умиротворенных картин. И, о чудо, – тембр фагота преображается. Секрет этого перевоплощения – в обертоновом богатстве, заложенном в самой природе инструмента.

Возможно, далекой прабабушкой тембра фагота была волынка, однако у нее совершенно другое строение. Название ближайшего предка современного фагота – «дульциан» – переводится с итальянского, как «нежный, приятный». Таким образом, мы снова видим, что «Дедушка» Прокофьева (фаготовая пьеса из «Пети и волка») не мог появиться в музыке прошлого. Для барочного фагота писались пьесы, столь же изящные как для других инструментов. Антонио Вивальди создал 39 концертов для фагота, во многом предвосхитив дальнейший путь, по которому совершенствовался фагот. Купить сегодня ноты несложно. В том числе и для такого инструмента, как фагот – цена будет гораздо меньшей, чем в XVIII веке, когда любители этого деревянного духового инструмента из аристократии заказывали музыку великим классикам – и поныне одним из самых популярных произведений мировой литературы остается Си-бемольный концерт Моцарта, заказанный ему бароном Дюрницем. Некоторые поклонники фагота сами писали сочинения для него, например, в XIX веке свое имя в музыке увековечил сотрудник Австрийской тайной придворной и государственной канцелярий барон Николаус фон Круфт.

Несмотря на то, что раньше существовало несколько разновидностей фагота – альтовый фагот, фагот пикколо, фаготтино, или малый фагот – сегодня в оркестровой практике применяются только непосредственно фагот, а также контрафагот.

Изготовителей деревянных инструментов на сегодняшний день достаточно. Хорошо зарекомендовали себя немецкие фаготы, а также инструменты (и не только фагот), купить которые предлагает фирма Yamaha. Изготовленные из клена долгой выдержки, тонкостенные инструменты (клен – самое лучшее дерево, из каких делают фагот), цена которых соответствует качеству, имеют разные модификации, отвечающие поставленным музыкальным задачам. Все эти инструменты имеют гибкую механику, соответствующую требованиям современных музыкантов.

итал. fagotto, букв. - узел, связка; нем. Fagott, франц. basson, англ. bassoon

Духовой язычковый музыкальный инструмент. Появился в 20-30-х гг. 16 в. в результате реконструкции старинной бомбарды (поммера). Состоит из ствола, раструба и эса. Ствол - в форме лат. буквы U (как бы сложен пополам) и имеет 3 колена: басовая труба, "сапожок" (имеет 2 канала; в нём находится обратный ход трубки Ф.) и флигель (крыло). Благодаря изменению конструкции исчезли свойственные поммеру и др. предшественникам Ф. сила и грубость звучания, что отразилось в назв. инструмента (в 16 в. - дольчиан, дульциан - dolcian, dulcian; от итал. dolce - нежный, сладкий). Ф. изготовляется из клёна (в прошлом делался из бука, самшита, явора или пальмового дерева), ныне иногда делается из пластмассы. Звук извлекается при помощи камышовой двойной трости, надеваемой на эс. Канал (длина более 2,5 м) имеет пологоконическое; расширяющееся к раструбу сверление. Звуковые отверстия (25-30) б. ч. прикрыты клапанами, лишь 5-6 из них открытые, закрываются пальцами. Имеет спец. клапаны для облегчения передуваний. Почти повсеместно (кроме франц. оркестров) используются Ф. с клапанным механизмом нем. системы. Такой Ф. создан в 1834 нем. мастером И. А. Хеккелем и фаготистом К. Альменредером (фирма "Хеккель", осн. в 1831, существует и ныне). Ф. их конструкции - с 24 клапанами и 5 открытыми отверстиями. Ф. изготовляется in С., в партитурах записывается в действит. звучании, диапазон - В1 (иногда А1 напр. в "Кольце нибелунга" Р. Вагнера) - e2 (g 2). У совр. Ф. тембр сочный и полный в нижнем (B1 - G) и менее плотный в среднем (G - g) регистрах; высокий регистр (g - с2) обладает певучестью. Своеобразие тембра в высоком регистре придаёт звучанию особую выразительность, оно приближается к жалобным интонациям человеческого голоса (напр., в балете "Весна священная" Стравинского); высший регистр (с2 - е2) сдавлен и очень напряжён. Технич. и художеств. возможности Ф. велики и разнообразны - от виртуозных стаккатных и легатных пассажей, различных скачков до нежной кантилены. Ф. используется главным образом в симф. оркестре (постоянным его участником стал с кон. 17 в.; в совр. симф. оркестре два-три, редко четыре Ф.; иногда 4-й Ф. меняется во время исполнения на контрафагот), часто используется в камерных, дух. и эстр. оркестрах, а также в ансамблях и соло (концерты для Ф. с оркестром написали А. Вивальди, И. К. Бах, В. А. Моцарт, К. М. Вебер, И. Пауэр, а также Л. К. Книппер, Б. В. Савельев и др.). Партия Ф. нотируется в басовом, теноровом, скрипичном (редко) ключах и (как исключение) в альтовом (в опере "Псковитянка" Римского-Корсакова).

В России Ф. известен с кон. 17 - нач. 18 вв. Ф. широко использовался в качестве солирующего инструмента в рус. классич. музыке, напр. М. И. Глинкой ("Руслан и Людмила", испан. увертюра для оркестра "Арагонская хота"), Н. А. Римским-Корсаковым (оперы "Садко", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" и др.).

Из многочисл. разновидностей Ф., появлявшихся в 16-19 вв., были распространены разл. типы малых Ф., в т. ч. фаготтино (итал. fagottino), звучащий октавой выше Ф., теноровый Ф. in G (реже in F; диапазон G - f1), применяющийся гл. обр. для обучения игре на Ф., и рус. Ф. (диапазон G (F, E) - g1), сходный с серпентом (отличался металлич. котлообразным мундштуком), использовавшийся в воен. оркестрах. В России такие Ф. бытовали под назв. пехотных и драгунских басов, производились в 1744-59 на фабрике Е. Т. Мецненинова, изготовлялись из самшита (мастер Я. И. Рогов). В совр. практике сохранился контрафагот, к-рый включали в свои партитуры В. А. Моцарт (орк. пьеса "Масонская траурная музыка" и серенады для оркестра), Й. Гайдн (оратории "Сотворение мира" и "Времена года"), Л. Бетховен (опера "Фиделио", 5-я и 9-я симфонии, "Торжественная месса" и др.), в 20 в. - К. Дебюсси, П. Дюка, М. Равель. К семейству Ф. относится также редко применяемый субконтрафагот (изобретён в 1872 мастером В. Ф. Червеным), звучащий на октаву ниже контрафагота.

Литература: Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, Л., 1950, с. 115-20, 1972; Рогаль-Левицкий Д., Фагот, в его кн.: Современный оркестр, т. 1, М., 1953, с. 426-66; Левин С., Фагот, М., 1963; его же, Духовые инструменты в истории музыкальной культуры, Л., 1973; Неклюдов Ю., О конструктивных усовершенствованиях фагота, в кн.: Методика обучения игре на духовых инструментах. Очерки, вып. 2, М., 1966, с. 232-45.

А. А. Розенберг

В оркестре применяется с конца XVII - начала XVIII века, занял в нём постоянное место к концу XVIII века. Тембр фагота весьма экспрессивен и на всём диапазоне богат обертонами. Наиболее употребительны нижний и средний регистр инструмента, верхние ноты звучат несколько гнусаво и сдавленно. Фагот применяется в симфоническом, реже в духовом оркестре, а также как сольный и ансамблевый инструмент.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ 9K111 Fagot - Russian Anti-tank missile

    ✪ Музыка 12. Интервалы в музыке. Фагот - Академия занимательных наук

    Субтитры

История возникновения и развития фагота

Появление фагота относится к первой половине XVI века . Его изобретение в течение многих лет приписывалось канонику из Феррары по имени Афранио дель Альбонези . В XX веке, однако, было установлено, что инструмент Афранио представлял собой подобие волынки с металлическими язычками и ничего общего с фаготом не имел .

Непосредственным предшественником фагота был старинный духовой инструмент под названием «бомбарда ». В отличие от неё, фагот для удобства изготовления и переноски был разделён на несколько частей. Изменение конструкции благотворно повлияло на тембр инструмента, что отразилось в его названии ― на первых порах его называли «дульцианом» (от итал. dolce ― «нежный, сладкий»). Имя подлинного изобретателя фагота всё ещё остаётся неизвестным.

На начальном этапе фаготы имели лишь 3 клапана, в XVIII веке - 5 клапанов, а также октавные клапаны, значительно расширившие верхний регистр.

В начале XIX века ведущее место на музыкальном рынке занимали инструменты французской системы, имевшие 11 клапанов. Автором этих моделей был Жан-Николь Саварри. Позже появились инструменты образца французских мастеров А. Бюффе и Ф. Требера.

Особое место в истории совершенствования инструмента занимает фаготист и капельмейстер Карл Альменредер , в г. вместе с Иоганном Адамом Геккелем основавший в Бибрихе производство деревянных духовых инструментов. В г. Альменредер представил сконструированный им усовершенствованный, 17-клапанный фагот. Эта модель была принята за основу и доведена до совершенства фирмой «Геккель». Французские, а затем и австрийские фаготы, выпускавшиеся в середине XIX века фирмой «Циглер и сын» , не выдержали конкуренции с инструментами Геккеля и были вытеснены в ряде стран.

Роль фагота в музыке

XVI―XIX век

На первых порах своего существования фагот выполнял функцию усиления и дублирования басовых голосов. Более самостоятельную роль он начал играть в начале XVII века. Появляются произведения для дульциана и одного-двух инструментов в сопровождении бассо континуо ― сонаты Бьяджо Марини, Дарио Кастелло, Джованни Батиста Буонаменте, Джованни Батиста Фонтаны и других авторов . Первое сочинение для солирующего дульциана ― Фантазия из сборника Canzoni, fantasie et correnti Бартоломе де Сельма-и-Салаверде, опубликованного в 1638 году в Венеции. Автор поручил солирующему инструменту достаточно сложную по тем временам партию в диапазоне, расширенном вниз до B 1 (си-бемоль контроктавы). Высокие требования предъявляет к исполнителю и Соната Филиппа Фридриха Бёдекера (1651). В монументальном труде Grunde-richtiger … Unterricht der musicalischen Kunst, oder Vierfaches musicalisches Kleblatt (1687) авторства Даниэля Шпеера есть две сонаты для трёх дульцианов. Все эти произведения рассчитаны на инструмент с двумя клапанами.

На рубеже XVII―XVIII веков популярность стремительно начал набирать новый, усовершенствованный инструмент ― фагот. Прежде всего он вошёл в состав оперного оркестра: в некоторых операх Райнхарда Кайзера используется до пяти фаготов. Жан-Батист Люлли трактовал фагот как басовый голос в духовом трио, где верхние голоса поручались двум гобоям, а само трио противопоставлялось по тембру струнной группе оркестра (например, в опере «Психея», 1678).

Фагот часто применялся как один из солирующих инструментов в концертных симфониях . Наиболее известные из них принадлежат Гайдну (для гобоя, фагота, скрипки и виолончели) и Моцарту (для гобоя, кларнета, фагота и валторны). Несколько концертов были написаны для двух фаготов с оркестром.

Сочинения для фагота, начиная со второй половины XVIII века, могут быть условно разделены на две группы. Первая из них ― сочинения самих фаготистов, таких как Ф. Гебауэр, К. Якоби , К. Альменредер . Предназначенные для собственных выступлений, они часто были написаны в форме вариаций или фантазий на популярные темы. Вторая ― произведения профессиональных композиторов с расчётом на исполнение конкретным музыкантом. К ней можно отнести концерты К. Стамица, Девьена, Кроммера, Данци, Рейхи, Гуммеля, Калливоды, М. Гайдна, Кожелуха, Бервальда и др. Карл Мария фон Вебер в 1811 написал Концерт F-dur, op. 75, для мюнхенского придворного фаготиста Брандта, кроме того, ему принадлежит Анданте и Венгерское рондо, первоначально предназначенное для альта . Сравнительно недавно был обнаружен Концерт Джоаккино Россини (1845).

Намного реже фагот использовался в камерной музыке. Известно лишь несколько сонат с фортепиано: Антона Листе, Иоганнеса Амона, Антонина Рейхи , Камиля Сен-Санса , небольшие пьесы написали Людвиг Шпор и Кристиан Руммель. Французский фаготист Эжен Жанкур пополнял свой репертуар переложениями произведений, написанных для других инструментов.

Роль фагота в оркестре XIX века также достаточно скромна. Берлиоз упрекал его за недостаток экспрессии и силы звука, хотя и отмечал особый тембр его верхнего регистра. Только со второй половины столетия композиторы начинают поручать фаготу сольные эпизоды, например, Бизе в опере «Кармен », Чайковский в Четвёртой и Шестой симфониях и др.

XX-XXI век

Благодаря усовершенствованию конструкции фагота и техники игры на нём его репертуар в XX веке значительно расширился. Сольную литературу для фагота писали:

  • Эдвард Элгар , «Романс» для фагота с оркестром, Op. 62 (1909)
  • Эрманно Вольф-Феррари Сюита-концертино F-Dur для фагота, струнного оркестра и двух валторн, Op. 16 (1932)
  • Эйтор Вилла-Лобос , «Танец семи нот» для фагота и струнного оркестра (1933)
  • Виктор Брунс 4 концерта для фагота: Op. 5 (1933), Op. 15 (1946), Op. 41 (1966) и Op. 83 (1986)
  • Жан Франсе Дивертисмент для фагота и струнного оркестра (1942); Концерт для фагота и 11 струнных (1979); Четверной концерт для флейты, гобоя, кларнета и фагота с оркестром
  • Эжен Бозза Концертино для фагота и камерного оркестра, Op. 49 (1946)
  • Гордон Джакоб Концерт для фагота, ударных и струнного оркестра (1947)
  • Пауль Хиндемит Концерт для трубы, фагота и струнного оркестра (1949)
  • Франко Донатони Концерт для фагота с оркестром (1952)
  • Андре Жоливе Концерт для фагота, арфы, фортепиано и струнного оркестра (1954)
  • Стьепан Шулек Концерт для фагота с оркестром (1958)
  • Анри Томази Концерт для фагота с оркестром (1961)
  • Бруно Бартолоцци Conzertazioni для фагота, струнных и ударных инструментов (1963)
  • Хенк Бадингс Концерт для фагота, контрфагота и духового оркестра (1964)
  • Лев Книппер Двойной концерт для трубы, фагота с оркестром (1968); Концерт фагота с оркестром (1970)
  • Софья Губайдулина Концерт для фагота и низких струнных (1975)
  • Нино Рота Концерт для фагота (1974-77)
  • Пьер Булез «Диалог двух теней» транскрипция для фагота и электроники (1985-1995)
  • Лучано Берио Sequenza XII для фагота соло (1995)
  • Джон Уильямс «The Five Sacred Trees» концерт для фагота с оркестром (1995)
  • Юрий Каспар ов Концерт для фагота с оркестром(1996)
  • Моисей Вайнберг Соната для фагота соло, Oр. 133
  • Эдисон Денисов 5 этюдов; Соната для фагота соло.
  • Александр Тансман Сонатина для фагота и фортепиано
  • Франк Бедросян «Transmission» для фагота и электроники (2002)
  • Марьян Мозетич Концерт для фагота, маримбы и струнного оркестра (2003)
  • Пьерлуиджи Биллоне «Legno. Edre V. Metrio» для фагота соло (2003); «Legno.Stele» для двух фаготов и ансамбля (2004)
  • Калеви Ахо Концерт для фагота с оркестром (2004)
  • Вольфганг Рим «Psalmus«» для фагота и оркестра (2007)

Ответственные оркестровые партии поручали фаготу Морис Равель , Игорь Стравинский , Карл Орф , Сергей Прокофьев . Развёрнутые сольные партии есть в Седьмой, Восьмой и Девятой симфониях Дмитрия Шостаковича .

В камерной музыке фаготу отведена важная роль. Фагот используется в камерных сочинениях таких композиторов, как Камиль Сен-Санс (Соната для фагота и ф-но), Франсис Пуленк (Соната для кларнета и фагота),Альфред Шнитке (Гимн III, IV), Пауль Хиндемит (Соната для фагота и ф-но), Эйтор Вилла-Лобос (Бразильские бахианы), Софья Губайдулина , Жан Франсе , Игорь Стравинский («История солдата »), Андре Жоливе («Рождественская пастораль» для флейты, фагота и арфы), Юн Исан , Калеви Ахо и других.

Строение фагота

Фагот представляет собой длинную трубку полого-конической формы. Для большей компактности воздушный столб внутри инструмента как бы сложен вдвое. Основной материал для изготовления фагота ― древесина клёна .

Корпус фагота состоит из четырёх частей: нижнего колена («сапога», имеющего U-образную форму), малого колена («флигеля»), большого колена и раструба. От малого колена отходит тонкая длинная металлическая трубка, изогнутая в виде буквы S (отсюда её название ― эс), на которую насаживается трость ― звукообразующий элемент фагота.

На корпусе инструмента находятся многочисленные отверстия (около 25―30), открывая и закрывая которые, исполнитель изменяет высоту звука. Лишь 5―6 отверстий управляются пальцами, для остальных используется сложный клапанный механизм.

Частотный диапазон - от 58,27 Гц (си-бемоль контроктавы) до 698,46 Гц (F2, фа второй октавы). Спектр - до 7 кГц. Форманты - 440-500 Гц, Динам. диап. - 33 дБ. Звук направлен вверх, назад, вперед.

Техника игры на фаготе

В общих чертах техника исполнения на фаготе напоминает таковую на гобое , однако дыхание на фаготе расходуется быстрее в силу его бо́льших размеров. Стаккато фагота отчётливое и острое. Хорошо получаются скачки́ на октаву и более; смена регистров практически незаметна.

Технике фагота более всего свойственны чередования мелодических фраз среднего дыхания с различными оттенками гаммообразных пассажей и арпеджио, преимущественно в стаккатном изложении и с применением разнообразных скачков.

Диапазон фагота - от B 1 (си-бемоль контроктавы) до (фа второй октавы), возможно извлечь и более высокие звуки, однако они не всегда устойчивы по звучанию. Фагот может оснащаться раструбом, позволяющим извлекать ля контроктавы (этот звук используется в некоторых произведениях Вагнера). Ноты пишутся в басовом, теноровом, изредка в скрипичном ключе в соответствии с действительным звучанием.

Новейшие техники игры, вошедшие в исполнительскую практику фаготистов в XX веке ― двойное и тройное стаккато, исполнение нескольких звуков на инструменте одновременно (мультифоники), четвертитоновая и третитоновая интонация, фруллато, тремоло, глиссандо , циркулярное дыхание и другие. Эти техники наиболее востребованы в сочинениях композиторов-авангардистов, в том числе для фагота соло.

Французская и немецкая традиции

Большинство фаготов, использующихся в современных оркестрах, принадлежат к немецкой системе, копирующей в, общих чертах, механику, разработанную немецкой фирмой Геккель. В то же время, во франкоязычных странах имеет хождение инструмент французской системы, существенно отличающейся от немецкой. Французский фагот также отличается более «лирическим», тембром.

Разновидности фагота

В современной оркестровой практике наряду с непосредственно фаготом, сохранилась только одна его разновидность контрафагот ― инструмент с такой же системой клапанов, что и у фагота, но звучащий на октаву ниже его.

В разное время существовали также более высокие по звучанию разновидности фагота. Михаэль Преториус в одном из первых в истории крупных трудов по инструментоведению Syntagma musicum (1611) упоминает семейство дульцианов высокого строя в трёх разновидностях, обозначенных как Diskantfagott , Altfagott и Fagott Piccolo . Они были в ходу до конца XVII века, но и с появлением и распространением современного фагота мастера продолжили изготавливать инструменты высоких строев, многие из которых дошли до наших дней. Обычно они настраивались на квинту (реже на кварту или малую терцию) выше обычного фагота. В англоязычной литературе такие инструменты известны под названием tenoroon , а во франкоязычной как basson quinte . Существовала и ещё более высокая разновидность, звучавшая на октаву выше фагота, под названием «фаготтино» или «малый фагот». В Бостоне хранится ранний экземпляр такого инструмента работы И. К. Деннера .

Малый фагот эпизодически использовался в партитурах XVIII века. В начале XIX века в некоторых оперных театрах Франции им заменяли английский рожок , а Эжен Жанкур практиковал сольное исполнительство на нём. Тем не менее, к концу XIX века все высокие разновидности фагота вышли из употребления.

В 1992 фаготным мастером Гунтрамом Вольфом малый фагот впервые за много лет был изготовлен для британского фаготиста Ричарда Мура, который заказал композитору Виктору Брунсу несколько сочинений для него. Ещё одна сфера применения малого фагота ― обучение игре: ещё Карл Альменредер советовал начинать обучение с десяти лет именно на малых разновидностях фагота, чтобы в более старшем возрасте без проблем переходить на большой инструмент. Вольф также разработал инструмент контрафорте с более широкой мензурой и большей тростью, но с тем же диапазоном, что у контрафагота, способного производить более громкие звуки (отсюда название).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»