Из чего сделаны краски? Из чего делают краски.

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Никитина Ульяна

Цель:

Изготовить акварельные краски из природных компонентов в домашних условиях.

Задачи:

1. Изучить состав и свойства акварельных красок.

2. Выяснить функциональное значение компонентов красок.

3. Рассмотреть основные этапы производства красок.

4. Приготовить основу акварельных красок из растительного сырья и

получить растительные пигменты.

Гипотеза:

Работая только с растительным материалом, возможно получение акварельных красок на основе природных пигментов даже в домашних условиях.

Методы исследования:

Изучение и анализ научной и научно-популярной литературы по проблеме исследования

Эксперимент: методы получения растительных пигментов и красок на их основе

Обработка и анализ данных эксперимента

Скачать:

Предварительный просмотр:

Аннотация к работе «Краски акварельные. Их состав и изготовление»

Цель:

Изготовить акварельные краски из природных компонентов в домашних условиях.

Задачи:

1. Изучить состав и свойства акварельных красок.

2. Выяснить функциональное значение компонентов красок.

3. Рассмотреть основные этапы производства красок.

4. Приготовить основу акварельных красок из растительного сырья и

получить растительные пигменты.

Гипотеза:

Работая только с растительным материалом, возможно получение акварельных красок на основе природных пигментов даже в домашних условиях.

Методы исследования:

Изучение и анализ научной и научно-популярной литературы по проблеме исследования

Эксперимент: методы получения растительных пигментов и красок на их основе

Обработка и анализ данных эксперимента

Введение.

Акварель (фр . аquarelle - водянистая; итал . acquarello) – живописная техника, использующая специальные акварельные краски. Акварельные краски наносятся, как правило на бумагу, которую часто предварительно смачивают водой для достижения особой размытой формы мазка.

Акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи. Однако, несмотря на ее позднее возникновение, она в короткое время сделала такие успехи, что может соперничать с живописью масляными красками.

Акварель – один из поэтичных видов живописи. Акварелью можно передать безмятежную синеву небес, кружева облаков, пелену тумана. Она позволяет запечатлеть явления природы.

Лист белой зернистой бумаги, коробочка с красками, мягкая, послушная кисть, вода в небольшом сосуде – вот и все что нужно художнику. Можно писать по сырой или сухой бумаге сразу, в полную силу цвета. Но в любом случае нельзя или почти нельзя исправить испорченное место: акварель не выносит добавления или исправления цвета.

В России позапрошлого века было немало выдающихся акварелистов. П.А. Федотов, И.Н. Крамской, Н.А. Ярошенко, В.Д. Поленов, И. Е. Репин, В.А. Серов, М.А. Врубель, В.И. Суриков… каждый из них внес богатейший вклад в русскую акварельную школу.

Нередко художники используют акварель в сочетании с другими материалами: гуашью, углем.

Целью нашей работы является изготовление акварельных красок в домашних условиях из природных компонентов.

Теоретическая часть.

Состав и свойства красок.

Акварельные краски приготовляются главным образом на клеях растительного происхождения, поэтому они называются водяными красками. Краски для акварельной живописи должны обладать следующими качествами.

1.Большой прозрачностью.

2.Хорошо браться влажной кисточкой и легко размываться.

3.Акварельная краска должна ровно ложиться на бумагу и не образовывать пятен и точек.

4.После высыхания давать прочный, не трескающийся слой.

5. Не проникать на обратную сторону бумаги.

Главные составные части акварельной краски – краситель и вода. Далее, нужны вязкие вещества, они помешают краске растекаться по бумаге, заставят ее лечь ровным слоем; хороши для этого мед, патока, глицерин.

Производство красок.

Акварельные краски выпускаются в фарфоровых чашечках и тюбиках. Техника производства:

1) смешение с пигментом;

2) перетирание смеси;

3) сушка;

4) наполнение краской чашечек или тюбиков;

5) упаковка.

Особенности акварельных красок.

Акварельная живопись прозрачна, чиста и ярка по тону, что трудно достигнуть масляными красками. Акварельные краски употребляются также в подмалевке для масляной живописи.

Сильное разбавление красок водой при тонком нанесении на бумагу уменьшает количество краски, и краска теряет в тоне и становится менее прочной. При нанесении нескольких слоев акварельной краски на одно место появляются пятна.

Практическая часть.

Проанализировав литературу, статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски.

Сначала ищут сырьё. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырьё нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка.

Уголь, мел и глину можно измельчить и в домашних условиях, а вот малахит и лазурит очень твердые камни, для их измельчения необходимы специальные инструменты. Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок и есть пигмент.

Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.

В старых книгах часто встречаются названия экзотических красителей: красный сандал, кармин, сепия, кампешевое дерево.… Некоторые из этих красителей применяют и поныне, но в очень небольших количествах, главным образом для приготовления художественных красок. И все же можно попробовать приготовить краски с использованием минеральных веществ - пигментов, которые могут находиться в школьной лаборатории или в домашнем хозяйстве.

Гипотеза: Я предположила, что акварельные краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных.

Для проведения экспериментов мне надо было раздобыть природные пигменты и связующие вещества.

В моем распоряжении оказалась глина, уголь, мел, луковая шелуха, перманганат калия,канцелярский клей, мед и куриное яйцо.

Я составила план 5-ти экспериментов.

План 1-го эксперимента:

1)Очистить уголь от посторонних примесей.

2)Измельчить уголь в порошок.

3)Просеять порошок.

4)Смешать уголь с водой.

План 2-го эксперимента:

1) Очистить глину от посторонних примесей.

2) Измельчить глину в порошок.

3) Просеять порошок.

4) Смешать глину с канцелярским клеем.

План 3-го эксперимента:

1) Очистить мел от посторонних примесей.

2) Измельчить мел в порошок.

3) Просеять порошок.

4) Смешать мел с яичным белком.

План 4-го эксперимента:

1) Сделать густой отвар луковой шелухи.

2) Остудить отвар.

3) Смешать отвар с медом.

План 5-го эксперимента

1) Измельчить перманганат калия в тонкий порошок.

2) Просеять порошок.

3) Смешать перманганат калия с водой.

В ходе экспериментов я получила черную, коричневую, белую, бежевую, желтую краски.

Краски у нас получились не твердые, какие продают в магазинах. Однако художники пользуются похожими полужидкими акварельными красками в тюбиках. После проведения экспериментов мне захотелось попробовать и другое сырье, а также нарисовать новыми красками свой рисунок.

Результаты экспериментов.

Теперь я знаю, из чего состоят акварельные краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях. Полученные краски отличаются по консистенции и качеству от магазинных.

Так, уголь с водой дал краску металлического оттенка, она легко набиралась на кисточку и оставляла на бумаге яркий след, быстро высыхала.

Глина со клеем дала грязно-коричневую краску, плохо смешивалась с клеем, на бумаге оставляла жирный след и долго высыхала.

Мел с яичным белком дал белую краску, которая легко набиралась на кисточку, оставляла на бумаге густой след, долго высыхала, но оказалась самой прочной.

Отвар луковой шелухи с медом дал желтую краску, она хорошо набиралась на кисточку, оставляла на бумаге интенсивный след и быстро высыхала.

Перманганат калия с водой образовал светло-коричневую краску, она легко набиралась на кисточку и оставляла на бумаге бледный след, быстро высыхала.

Полученные краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественный цвет, но трудоемкие по производству, неудобно их хранить и нет среди полученных растворов насыщенных цветов.

Заключение.

Акварель - один из самых поэтичных видов живописи. Она позволяет запечатлеть кратковременные явления природы. Но ей доступны и произведения капитальные, графические и живописные, камерные и монументальные, пейзажи и натюрморты, портреты и сложные композиции.

Выводы, которые можно сделать из работы:

1. История красок началась вместе с появлением человека. Они были известны задолго до того, как появились письменные сообщения о них. Первоначально эта живопись преимущественно встречалась в альбомах «на память» и сувенирах, затем вошла в альбомы художников и появилась в картинных галереях и на художественных выставках.

2. Техника акварельной живописи весьма разнообразна как по своим приемам, так и по способу использования красок. Она отличается от других техник своей последовательностью, своим результатом. Пишут акварелью по-разному. Некоторые живописцы предпочитают работать постепенно - один слой краски кладут на другой, подсохший. Потом тщательно передают детали. Многие берут краску в полную силу и пишут в один слой. Это трудно - сразу точно показать и форму, и цвет предметов.

3. Краски состоят из пигмента и связующего вещества. А именно, акварельные краски – из сухого красителя и клея. Еще они могут содержать в себе некоторое количество сахара и при употреблении натираются с водою на блюдечках, или же прямо (медовые краски) берутся кистью, смоченною водою, с плиток или чашечек.

4. В ходе экспериментов в домашних условиях мне удалось получить акварельные краски разных цветов и оттенков, сравнить их качество с магазинными красками, проанализировать преимущества и недостатки.

5. Если у акварели будущее? Мы можем уверенно ответить на этот вопрос. Будущее у акварели есть!

Без акварели мир художественной живописи будет скучен и однообразен!

Список литературы:

1.Кукушкин Ю.Н. - Химия вокруг нас - Дрофа, 2003г.

2.Петров В.- Мир искусства. Художественное объединение 20 века.-М.: Аврора, 2009

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №107» г. Перми

Секция: естественно-математические науки.

Изготовление акварельных красок в домашних условиях из природных компонентов.

Ученица:6-б

Никитина Ульяна

Преподаватель:

Акварель (фр. аquarelle - водянистая; итал. acquarello) - живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварельные краски наносятся, как правило на бумагу, которую часто предварительно смачивают водой для достижения особой размытой формы мазка.

Акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи; еще в 1829 году Монтабер в упоминает о ней лишь вскользь, как об искусстве, не заслуживающем серьезного внимания. Однако, несмотря на ее позднее возникновение, она в короткое время сделала такие успехи, что может соперничать с живописью масляными красками. Акварель только тогда стала сильною и эффектною живописью, когда для нее начали употреблять прозрачные краски, с ретушью теней. Живопись водяными красками, но густыми и непрозрачными (живопись, гуашью) существовала гораздо ранее прозрачной акварели.

Акварель - один из поэтичных видов живописи. Лирическую, полную зарисовку или новеллу часто называют акварелью. С ней сравнивают и музыкальное сочинение, чарующее нежными прозрачными мелодиями. Акварелью можно передать безмятежную синеву небес, кружева облаков, пелену тумана. Она позволяет запечатлеть кратковременные явления природы.

Но акварели доступны и произведения капитальные, графические и живописные, камерные, монументальные, пейзажи и натюрморты, портреты и сложные композиции.

Лист белой зернистой бумаги, коробочка с красками, мягкая, послушная кисть, вода в небольшом сосуде - вот и все > акварелиста. Плюс к этому - зоркий глаз, твердая рука, знание материалов и владение техникой этого вида живописи.

Можно писать по сырой или сухой бумаге сразу, в полную силу цвета. Можно работать в многослойной технике, постепенно уточняя цветовое состояние, каждую частность. Можно избрать смешанную технику: идти от общего к детали или, напротив, от детали к общему, целому. Но в любом случае нельзя или почти нельзя исправить испорченное место: акварель не выносит малейшей затертости, замученности, неясности. Прозрачность и блеск придает ей бумага, которая должна быть белой и чистой. Белила акварелисту, как правило, не нужны.

Еще в конце 15 века выдающийся мастер немецкого возрождения А. Дьер создал много великолепных акварелей. Это были пейзажи, изображения животных и растений.

Но в полной мере акварель утвердилась в странах Европы сравнительно недавно - в конце 17 - начале 18 века одними из первых ее оценили английские живописцы, в 19 веке особенно прославился своими акварелями У. Тернер, певец лондонских туманов и пенистых волн, сумрачных скал и солнечного света.

В России позапрошлого века было немало выдающихся акварелистов. К. П. Брюллов доводил листы с жанровыми сценками, портретами и пейзажами до филигранной завершенности. А. А. Иванов писал просто и легко, соединяя живой безупречный рисунок с чистыми сочными красками.

П. А. Федотов, И. Н. Крамской, Н. А. Ярошенко, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. А. Серов, М. А. Врубель, В. И. Суриков. каждый из них внес богатейший вклад в русскую акварельную школу.

Нередко художники используют акварель в сочетании с другими материалами: гуашью, темперой, углем. Но в этом случае теряются главные ее качества - насыщенность, прозрачность, светоносность, т. е. именно то, что отличает акварель от любой другой техники.

Гуммиарабик (от лат. gummi - камедь и arabicus - аравийский) - вязкая прозрачная жидкость, выделяемая некоторыми видами акаций. Относится к группе растительных веществ (коллоидов), хорошо растворимых в воде. По своему составу гуммиарабик не является химически чистым веществом. Это смесь сложных органических соединений, состоящих большей частью из глюкозидо-гуммикислот (например, арабиновой кислоты и ее кальциевых, магниевых и калиевых солей). Применяется в производстве акварельных красок как клеящее вещество. После высыхания образует прозрачную, хрупкую пленку, не склонную к растрескиванию и не гигроскопичную.

Мед - смесь равных количеств фруктозы и глюкозы с примесью воды (16 - 18%), воска и небольшого количества белковых веществ.

Патока - продукт, получаемый осахариванием (гидролизом) крахмала (главным образом картофельного и маисового) разбавленными кислотами с последующим фильтрованием и увариванием сиропа до нужной консистенции.

Глицерин - густая сиропообразная жидкость, смешивающаяся с водой в любых соотношениях. Глицерин принадлежит к группе трехатомных спиртов. Весьма гигроскопичен и вводится в связующее акварельных красок для сохранения их в полусухом состоянии.

Пигменты (от лат. pigmentum - краска), в химии - окрашенные химические соединения, применяемые в виде тонких порошков для крашения пластмасс, резины, химических волокон, изготовления красок. Подразделяются на органические и неорганические.

Теоретическая часть.

Состав и свойства красок.

Акварельные краски приготовляются на водорастворимых связующих веществах, главным образом на клеях растительного происхождения, поэтому они называются водяными красками. Краски для акварельной живописи должны обладать следующими качествами.

Большой прозрачностью, ибо вся красота красочного тона при нанесении тонким слоем заключается в этом свойстве. Хорошо браться влажной кисточкой и легко размываться. Красочный слой должен легко смываться водой с поверхности бумаги или грунта.

Акварельная краска, разжиженная водой, должна ровно ложиться на бумагу и не образовывать пятен и точек. При действии прямых солнечных лучей краска должна быть светостойкой и не изменять цвета. После высыхания давать прочный, не трескающийся слой. Не проникать на обратную сторону бумаги.

Главные составные части акварельной краски - краситель и вода, но есть и другие обязательные компоненты. Прежде всего, такие вещества, которые скрепляют краску с бумагой, например гуммиарабик или древесные клеи - вещества с повышенной липкостью. Далее, нужны вязкие вещества, они помешают краске растекаться по бумаге, заставят ее лечь ровным слоем; хороши для этого мед, патока, глицерин. И последняя добавка - антисептик и дезинфицирующее вещество. Ведь мы имеем дело с веществами растительного происхождения, а их надо защищать от действия микроорганизмов(плесневелых грибков, которые обязательно захотят питаться нашими красками).

Производство красок.

Акварельные краски выпускаются в фарфоровых чашечках и тюбиках. Техника производства этих видов красок не имеет принципиального различия и в основном проходит следующие стадии обработки:

1) смешение связующего с пигментом;

2) перетир смеси;

3) подсушка до вязкой консистенции;

4) наполнение краской чашечек или тюбиков;

5) упаковка.

Для смешения пигментов со связующим веществом применяются обычно механические смесители с опрокидывающимся кузовом. Для небольших количеств чаще всего замесы приготовляются вручную в металлических эмалированных бачках при помощи деревянных лопаток. В смеситель загружается связующее вещество и вводится небольшими порциями пигмент в сухом виде или водной пастой.

При перетире на краскотерочной машине пигмент тщательно смешивается со связующим веществом в однородную красочную пасту.

Перетертая краска поступает на подсушку с целью удаления излишней влаги и получения густой пасты для фасовки в чашечки или тубы.

Подсушка пасты ведется в специальных сушильных камерах или на гранитных плитах при температуре 35 - 40° С.

После удаления части воды сгустившаяся паста раскатывается в ленты толщиной в 1 см, разрезается на отдельные квадратные кусочки размером по площади кюветки и укладывается в чашечку.

Сверху краска закладывается листочком целлофана и, наконец, обертывается фольгой и бумагой с этикеткой. При выпуске акварельных красок в тубах, наполнение туб пастой производится автоматически тубонабивочными машинами.

Особенности акварельных красок.

Акварельная живопись прозрачна, чиста и ярка по тону, что трудно достигнуть посредством лессировок масляными красками. В акварели легче достигнуть тончайших оттенков и переходов. Акварельные краски употребляются также в подмалевке для масляной живописи.

Оттенок акварельных красок при высыхании изменяется - светлеет. Изменение это происходит от испарения воды, в связи с этим промежутки между частицами пигмента в накраске заполняются воздухом, краски значительно более отражают свет. Разница показателей преломления воздуха и воды вызывает изменение цвета высохшей и свежей накраски.

Сильное разбавление красок водой при тонком нанесении на бумагу уменьшает количество связующего вещества, и краска теряет в тоне и становится менее прочной. При нанесении нескольких слоев акварельной краски на одно место получается перенасыщение связующим веществом, и появляются пятна.

При покрытии картин, исполненных акварелью, очень важно, чтобы все краски более или менее равномерно и в достаточном количестве были насыщены связующим веществом.

Если отдельные части красочного слоя содержат недостаточное количество клея, то лак, проникая в красочный слой, создает для пигмента иную среду, не сходную в оптическом отношении с клеем, и сильно изменит ее в цвете. Когда же краски содержат достаточное количество связующего, то при покрытии лаком восстановится их интенсивность и первоначальный блеск.

Практическая часть.

В старых книгах часто встречаются названия экзотических красителей: красный сандал, кверцитрон, кармин, сепия, кампешевое дерево. Некоторые из этих красителей применяют и поныне, но в очень небольших количествах, главным образом для приготовления художественных красок. Ведь природные красители с такими красивыми названиями получают из растений и животных, а это дорого и сложно. Зато натуральные красящие вещества очень ярки, прочны, светостойки.

Любопытно было бы проверить. Но каким образом? Кампешевое дерево растет в Южной Америке, сандал - в Южной Азии, сепию добывают из каракатиц, кармин - из кошенили (крошечных насекомых).

И все же получить природные красители даже в домашних условиях, даже в средней полосе нашей страны вполне возможно! И в привычных для нас растениях есть красящие вещества, пусть даже не такие и не такие стойкие. Наши предки часто ими пользовались. Мы тоже попробовали извлечь красители из растений, а потом на их основе изготовили акварельные краски.

Все красители готовились одним и тем же способом: измельчением растений или каких-либо их частей и получением концентрированных отваров путем долгого кипячения в воде.

Очень важное замечание: для опытов мы брали только те растения, которые разрешено собирать, и ни в коем случае не использовали растения, взятые под охрану.

Опыт 1. Получение красного красителя.

Мы получили его из стебля зверобоя (отвар подкислили столовым уксусом). Можно также использовать ольховую кору, которую необходимо положить в воду на несколько дней, а потом приготовить отвар. Красный краситель можно извлечь также из корней конского щавеля, но в этом случае необходимо прибавить к готовому отвару немного алюминиевых квасцов - иначе цвет будет тусклым.

Опыт 2. Получение синего красителя

Этот цвет получили из корней девясила (он, как зверобой, относится к лекарственным травам). Для этого корни сначала подержали (2-3 часа) в нашатырном спирте - водном растворе аммиака. Так же синий краситель можно добыть также из цветов живокости и корней птичьей гречишки.

Опыт 3. Получение желтого и коричневого красителя

При отваре сухой кожуры репчатого лука получили коричневый краситель разных оттенков, от почти желтого до темно - коричневого (результат зависит от времени кипячения). Другой источник такого красителя - сухая кора жостера.

Опыт 4. Получение черного красителя

Черный пигмент получают из отвара ягод и корней воронца. Но мы получили его другим, более простым способом: добавили железный купорос к одному из полученных ранее отваров. Почти все наши отвары содержат дубильные вещества типа танина. И в присутствии солей двухвалентного железа они становятся черными.

После того, как мы запаслись достаточным количеством густых разноцветных отваров, приступили к изготовлению акварельных красок. Вместо гуммиарабика в качестве клеящего вещества мы использовали вишневую камедь, натеки на стволах, которые можно собирать прямо с деревьев. Правда, такой клей в воде растворяется с трудом, но для ускорения процесса мы добавили немного кислоты.

Для краски каждого цвета приготовили 5-7 мл клеевого раствора примерно 50%-ной концентрации. Смешали его с равным количеством меда, добавили немного глицерина. В качестве антисептика использовали 5%-ный раствор фенола (карболовую кислоту). Этого вещества нужно очень мало, буквально несколько капель.

Все компоненты будущей краски смешали. Основа краски готова, нет только самого важного - красителя. Добавляли его в последнюю очередь в виде густого отвара, взяв его примерно столько же, сколько у нас получилось основы для краски.

Вот, собственно и вся процедура. Краска у нас получилась не твердая, какую продают в магазинах. Однако художники пользуются похожими по консистенции полужидкими акварельными красками в тюбиках.

Лёгкие, как бы воздушные, цветовые линии, кажущаяся полупрозрачность композиции - такой эффект достигается при использовании техники акварель.

Для приготовления акварельных красок можно применять минеральные, анилиновые и растительные краски. Анилиновые краски редко применяются, так как, впитываясь в бумагу, они прокрашивают ее насквозь, вследствие чего их нельзя отмыть с рисунка и ослабить тон. Не смываются они также с кисти.

Самодельные краски

Материал будет полезен родителям, учителям, педагогам дополнительного образования.

История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. До нашего времени сохранились рисунки первобытных людей, выполненные углём и сангиной (глиной). Пещерные люди рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.


Состав красок.


Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и жёлтой глины, тонко ее, растерев, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый – мел, голубой или зелёный даёт малахит и лазурит. Зелёный пигмент дают и окиси металлов. Первая синяя краска из лазурита продавалась 1кг за 600 франков. Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранилась псковская икона "Дмитрий Солунский". Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская. В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути. Фиолетовые краски могут делать из персиковых косточек или из виноградных шкурок.



Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск.


Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля меда, яйца, на долгосохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании оставляет жирный след.
Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.


Проанализировав статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски. Сначала ищут сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка.
Уголь, мел и глину можно измельчить и в домашних условиях, а вот малахит и лазурит очень твердые камни, для их измельчения необходимы специальные инструменты. Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок и есть пигмент. Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.

Рецепты самодельных красок:
1. Рецепт.
1 ст. ложку муки, 2-3 ст. ложки соли, 50 г. воды с пищевыми красителями, 1 ч. ложка растительного масла. Все составляющие смешать и взбить до густоты сметаны. Связующим элементам этих красок является масло. Приготовленные краски очень похожи на гуашь.


2. Рецепт.
1. Высыпать в миску 1 ст. соды.
2. Очень медленно влейте туда же 3/4 стакана уксуса. Не добавляйте все сразу, будет слишком много пузырей.
3. Как только уксус и соды перестанут булькать, перемешайте их венчиком.
4. Отмерьте и добавьте 2 столовые ложки кукурузного сиропа в смесь.
5. Затем добавьте в 1 стакан крахмала. Тщательно взбейте всю смесь венчиком, чтобы она хорошо перемешалась.
6. Залейте смесь в формочки для льда.
7. Окуните палочку в пищевой краситель, а затем в один из отсеков формочки.
8. Используйте палочку, чтобы смешивать разные цвета пищевого красителя в каждом отсеке. Не забывайте, вы можете комбинировать цвета: красный и синий создаст фиолетовый, желтый и синий создаст зеленый, из красного и желтого получится оранжевый.
9. Когда все краски будут смешаны, поставьте их в безопасное место, чтобы они высохли - на это понадобится около 2 дней.
10. Как только ваши акварели высохли, они готовы к использованию точно также как краски из магазина, но без тайных ингредиентов. Немногие знают о том, что все краски: акварельные, масляные, гуашевые, темперные - изготавливают на одной основе на протяжении тысячелетий.

Наверняка все помнят свои первые акварельные краски - с круглыми цветами и лохматой кисточкой. Медовые. Некоторые пытались акварель съесть, и почти у всех была привычка облизывать кисточку. А между тем, акварель далеко не так съедобна, хотя и в самом деле содержит мед.

Основа всех красок - пигмент и связующее вещество. От того, на чем замешивают краски, и зависит получится она акварельной или гуашевой. А пигмент у всех красок один. Краски существуют так давно, что невозможно сказать, когда и кем они были изобретены. С древнейших времен люди растирали сажу, пережженную глину, замешивали на животном клее и творили в свое удовольствие. Охрами, красками на основе глины, и сажей расписаны пещеры - первые свидетели труда живописцев, дошедших до наших времен.

Со временем люди стали претворять в краски минералы, камни, глины и химические смеси (окиси, оксиды и так далее). Если вы хотите сегодня увидеть, как работали художники тысячи лет назад, придется заглянуть в мастерскую темперной живописи, к иконописцам. Как и много столетий назад мастера иконного дела перетирают краски вручную. Раздробленный в свинцовой ступке и растертый до состояния пыли малахит даст прозрачный зеленый цвет, пережженные виноградные косточки – черный, ртутный минерал киноварь – одноименный красный цвет, а лазурит – синий. Палитра цвета росла и множилась с развитием живописного искусства.

Сегодня для промышленного производства красок используют минеральные и органические пигменты, добытые из недр матушки-земли или пигменты, полученные искусственным путем. Например, вместо того же ультрамарина из дорогого минерала ляпис-лазури, получают синтетический «ультрамарин».

Темперные краски имеют в своем составе водорастворимую эмульсию. В традиционной иконописи – смесь желтка. В промышленном производстве – казеин или ПВА (синтетическая поливинилацетатная смола). Темперные краски очень быстро сохнут, сильно изменяют цвет и тон, но прочнее темперных красок ничего нет. Это - живопись на века.

Самые популярные - акварельные краски - замешивают на основе природного гуммиарабика (растительных смол), с добавлением пластификаторов: меда, глицерина или сахара. Это и позволяет им быть такими легкими и прозрачными. Кроме того, в акварель обязательно включат антисептик, вроде фенола, поэтому есть ее, все-таки, не стоит. Изобрели акварель вместе с бумагой в Китае, а вот в Европу эта техника пришла только в XII веке.

Гуашь по своему составу очень близка к акварельным краскам, в ней тоже пигмент замешан на водорастворимой клеевой основе. Но в цвета добавлены белила, что придает краскам плотность, сильное высветление при высыхании и бархатистую поверхность.

Масляные краски замешивают на сохнущих маслах (чаще всего, используя специально обработанное льняное масло), алкидных смолах и сиккативе (растворителе, позволяющем краске быстрее высыхать). Масляные краски появились в Европе в XV веке, но кому принадлежат лавры изобретателя все же неясно, так как следы росписей краской на основе макового и орехового масла найдены в древних буддийских пещерах, а олифу – вареное масло – применяли еще в Древнем Риме. Масляные краски не меняют цвет при высыхании и позволяют добиваться потрясающей глубины цвета.

Спрессовав льняное масло с пигментом, получают масляные мелки , на основе воска – восковые мелки . Пастель изготавливают также путем прессования, только без применения масла. Современные технологии значительно расширили как линейку красок, так и палитру цвета. Но, по-прежнему, минеральные и органические пигменты составляют основу самых качественных красок.


Акварельные краски выпускаются в фарфоровых чашечках и тюбиках. Техника производства этих видов красок не имеет принципиального различия и в основном проходит следующие стадии обработки: 1) смешение связующего с пигментом; 2) перетир смеси; 3) подсушка до вязкой консистенции; 4) наполнение краской чашечек или тюбиков; 5) упаковка.

Для смешения пигментов со связующим веществом применяются обычно механические смесители с опрокидывающимся кузовом. Для небольших количеств чаще всего замесы приготовляются вручную в мегаллических эмалированных бачках при помощи деревянных лопаток. В смеситель загружается связующее вещество и вводится небольшими порциями пигмент в сухом виде или водной пастой. Перетир акварельных красок производится на трехвальцовых краскотерочных машинах. Из-за чувствительности некоторых красок к железу рекомендуется применять вальцы из гранита или порфира, а стальной съемочный нож заменять деревянным.

При перетире на краскотерочной машине пигмент тщательно смешивается со связующим веществом в однородную красочную пасту.

Качество и количество перетиров зависит от смачиваемости пигментов, вязкости связующего вещества, от степени измельчения и твердости пигментов, от скорости вращения валов и величины зажатия их.

Грубодисперсный пигмент требует дополнительных перетиров, что ухудшает качество краски, загрязняя ее материалами при стирании валов и металлической пылью ножа. Для устранения этого не рекомендуется пасту перетирать более 4-5 раз. Для перетира акварельных красок необходимо иметь на группу пигментов более или менее близких по оттенку отдельные краскотерки. Одну машину для белых красок, другую машину для темно-коричневых и черных, третья машина перетирает желтые, оранжевые и красные, а четвертая - зеленые, синие и фиолетовые.

При переходе к перетиру другой краски необходимо тщательно промыть и очистить валы машины.

В производстве акварельных паст пользуются обыкновенно разбавленными растворами связующих веществ, так как при употреблении густых растворов при перетире не достигается получения однородной красочной пасты, и пигмент недостаточно насыщается связующим веществом.

Перетертая краска поступает на подсушку с целью удаления излишней влаги и получения густой пасты для фасовки в чашечки или тубы. Подсушка пасты ведется в специальных сушильных камерах или на гранитных плитах при темпера туре 35-40° С. После удаления части воды, сгустившаяся паста раскатывается в ленты толщиной в 1 см, разрезается на отдельные квадратные кусочки размером по площади кюветки и укладывается в чашечку. Сверху краска закладывается листочком целофана и, наконец, обертывается фольгой и бумагой с этикеткой. При выпуске акварельных красок в тубах, наполнение туб пастой производится автоматически тубонабивочными машинами.

Акварельные краски в чашечках удобны для пользования они легко берутся на кисть и долго сохраняют полусухую консистенцию. Недостаток этих красок состоит в том, что они легко загрязняются кистью при получении смесей, кроме того при выполнении больших работ натирание красок кистью в чашечке дает мало красочного материала и отнимает много времени.

С технологической точки зрения производство акварелей в чашечках неизбежно вызывает введение ряда добавочных операций: ручная укладка в чашечки, завертывание в фольгу, подсушивание пасты и т. п.

Краски в тубах значительно удобнее: они не загрязняются легко смешиваются с водой без длительного растирания и дают большое количество красочного материала. Можно пользоваться менее концентрированными растворами клея, что дает возможность лучше очищать гумми от посторонних механических примесей. Акварель более жидкой консистенции удобнее перетирать на краскотерочных машинах и пасту легче фасовать в тубы.

К недостаткам красок в тубах относятся: склонность к загустеванию от высыхания или действия пигментов (особенно плохо очищенных от водорастворимых солей) на связующие вещества, переводя их в нерастворимое состояние и делая их негодными к употреблению.

Часто происходит затвердение пасты изумрудной зеленой, в которой почти всегда присутствует борная кислота, коагулирующая гуммиарабик. Для устранения этого недостатка изумрудная зеленая должна быть хорошо освобождена от борной кислоты и затираться не на гуммиарабике, а на декстрине.

Стронциановая желтая, окись хрома и желтые хрома, также желатинируются, вследствие взаимодействия солей хромовой кислоты и бихроматов с гумми. В связующее этих красок также надо добавлять декстрин.

Желатинизация наблюдается также у акварельных красок, в которых имеются тонко-дисперсные пигменты с высокой адсорбционной способностью, преимущественно органического происхождения, например, крапплак.

Пигменты с большим удельным весом и плохо смачивающиеся связующим веществом иногда отделяются от связующего вещества, и красочная паста расслаивается. При взаимодействии металла туб и пигмента может изменяться оттенок краски. Акварельная живопись прозрачна, чиста и ярка по тону, что трудно достигнуть посредством лессировок масляными красками. В акварели легче достигнуть тончайших оттенков и переходов. Акварельные краски употребляются также в подмалевке для масляной живописи.

Оттенок акварельных красок при высыхании изменяется - светлеет. Изменение это происходит от испарения воды, в связи с этим промежутки между частицами пигмента в накраске заполняются воздухом, краски значительно более отражают свет. Разница показателей преломления воздуха и воды вызывает изменение цвета высохшей и свежей накраски.

Сильное разбавление красок водой при тонком нанесении на бумагу, уменьшает количество связующего вещества, и краска теряет в тоне и становится менее прочной. При нанесении нескольких слоев акварельной краски на одно место получается пересыщение связующим веществом и появляются пятна. По слегка влажной бумаге сверху рисунка наносится слой акварельной краски.

При покрытии картин, исполненных акварелью, очень важно, чтобы все краски более или менее равномерно и в достаточном количестве были насыщены связующим веществом.

Если отдельные части красочного слоя содержат недостаточное количество клея, то лак, проникая в красочный слой, создает для пигмента иную среду, не сходную в оптическом отношении с клеем, и сильно изменит ее в цвете.

Когда же краски содержат достаточное количество связующего, то при покрытии лаком восстановится их интенсивность и первоначальный блеск.

Для однотонного и равномерного покрытия бумагу надо держать не горизонтально, а под небольшим наклоном, чтобы краски медленно стекали вниз.

Глава 14. Пастель, материалы для рисунка и кисти

Слово pasta означает тесто. Такой вид имеет пастельная масса до формования в карандаши.

Пастель представляет собой вид рисунка, выполняемого цветными карандашами.

Вначале цветными карандашами исполнялись главным образом наброски к картинам, а затем в более позднее время пастель приобретает самостоятельное значение и ею пользуются выдающиеся художники.

Пастель в противоположность акварели не имеет прозрачных красок, так как она готовится с очень незначительным количеством связующего вещества, чтобы образовать из пигмента палочки карандаша без оправы для более удобного втирания краски и лучшего сцепления порошка с поверхностью.

Для приготовления пастели употребляют слабые растворы клеев траганта, гуммиарабика, декстрина, желатина, сахара, мыла, меда, сильно разбавленные эмульсией темперы, особенно восковые, молоко, отвар солода, овсяный клей и т. п. Желатин употребляется в растворах не выше 3%.

Гуммиарабик (выше 2%) образует на поверхности карандашей твердую корку и сообщает хрупкость краскам.

Введением добавок меда, леденца и глицерина можно увеличить гибкость красок.

Снятое молоко, слабые растворы мыла, меда и сильно разбавленные темперные эмульсии применяются главным образом для карандашей из каолина и цинковых белил ввиду их очень слабой вяжущей силы. Овсяный клей и отвар солода применяются для таких пигментов, которые имеют наклонность к отвердеванию, как, например, крапплак, парижская синяя и красный кадмий.

Для приготовления различных карандашей, в зависимости от качества пигмента, нужны разные связующие вещества.

Некоторые пигменты без связующего образуют плотные карандаши. Карандаши, приготовленные на гипсе или каолине, требуют очень незначительного количества связующего. Одним из лучших связующих веществ для цветных карандашей считается трагант.

Гумми трагант относится к веществам, выделяющимся при поранении некоторых растений.

Трагантовая камедь бесцветная или слабо окрашенная, в воде очень сильно набухает и употребляется в качестве связующего вещества для многих целей.

Цветные карандаши изготовляются трех сортов: твердые, полутвердые и мягкие, что зависит от свойств и качества связующего вещества и от примесей различных веществ, придающих им мягкость.

Перечислим требования, которые предъявляются к цветным карандашам: цвет по эталону; карандаш не должен крошиться и ломаться; обладать достаточной светостойкостью и легко растушевываться; хорошо держаться на загрунтованной поверхности; иметь интенсивно чистый цвет и сообщать рисунку матово-бархатистый вид; легко писать по бумаге и не скользить.

Из пигментов в пастели применяют только прочные и светоустойчивые, т. е. такие, которые входят в состав масляных красок, и тонкодисперсные, как для акварели.

В качестве белых пигментов употребляют: каолин, плавленный мел, гипс, легкий шпат, тальк и др.

Вследствие легкой изменяемости гипса и каолина при закреплении фиксативами рекомендуется их применять в смеси с цинковыми белилами в соотношении 1: 1 или 2:1.

Цинковые или титановые белила, как кроющие пигменты, вполне пригодны.

Связующее вещество для цветных карандашей состоит обычно из клея и воды и представляет собой раствор слабой концентрации не выше 3%.

Для приготовления раствора взвешивают 3 г траганта и всыпают в 100 см3 теплой воды и оставляют в покое на 8-10 часов.

Затем содержимое нагревают до тех пор, пока не образуется клейстер.

Если пигмент требует меньшей связи, например, охры, сиены (содержащие глинозем), то 3% раствор гумми разбавляют водой вдвое и втрое по объему.

Количество связующего для пигментов устанавливается в каждом отдельном случае опытным путем на основании предварительных проб, так как одни и те же по названию пигменты часто обладают различными свойствами.

Приготовление карандашей

Порошок пигмента стирают с водой в ступке в крутое тесто и затем прибавляют раствор связующего вещества

Паста немного подсушивается на воздухе, чтобы можно было формовать из нее карандаши. Тесто не должно быть сильно обезвоженным, чтобы оно не крошилось и не клеило.

Слегка обезвоженное тесто выкатывается в руках или между двух стекол (сильно нажимать не рекомендуется).

Можно также получить карандаши прессованием в гильзах, а также в металлических трубочках.

Часто масса продавливается в виде тонкой «колбаски» через матрицу винтового пресса; для этих целей можно легко приспособить обыкновенную небольшую мясорубку.

Шкала тонов получается при помощи разбавления белыми наполнителями.

Пигмент в тесте делится на две части: одна часть идет как первоначальный полный тон, к другой половине прибавляют наполнитель и раствор клея, затем перемешивают и снова делят на две части. Эту операцию повторяют до 10 раз, получая карандаши многих оттенков, содержащие различные количества наполнителя.

Некоторые пастельные карандаши например, изумрудная зеленая, скользят по бумаге; этот недостаток устраняется прибавкой в состав теста талька или стеариново-кислого кальция.

Сухие карандаши должны быть гигроскопичны и легко набирать влагу.

Если карандаши получились слишком твердые, то их надо вновь размельчить, смешать с водой и извлечь связующее вещество, а потом прибавить немного снятого молока или очень разведенного раствора мыла или овсяного клея.

Карандаши сушатся на бумаге при невысокой температуре в 20-40° С.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»