История восстановления монастыря. Восстановление Страстного монастыря: мечта или реальность

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы, Денис Гришкин

В Новоспасском монастыре продолжаются масштабные восстановительные работы. В этом году главным объектом реставрации станет колокольня, на которой установят колокол весом 1000 пудов.

В Москве завершилась реставрация 33 храмов и монастырей. Об этом сообщил во время осмотра с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом хода реставрационных работ в Новоспасском монастыре.

«Мы с вами отреставрировали 33 старейших храма Москвы. Ещё примерно столько же находится в активной фазе работы. Это действительно восстановление огромного исторического пласта не только Москвы, но и нашей страны. И это можно видеть по замечательному Новоспасскому монастырю, удивительным храмам, каждый из которых олицетворяет те или иные вехи истории нашей столицы», — отметил Сергей Собянин.

По его словам, основные реставрационные работы планируется завершить в 2017 году.

«И дополнительные работы, в частности по этому храму, я надеюсь, что мы продолжим. Реставрационные работы во всем монастыре будут проведены таким образом, чтобы он стоял веками и радовал и прихожан, и всех москвичей», — подчеркнул Мэр Москвы.

Также он поздравил Патриарха с годовщиной интронизации, которую предстоятель Русской православной церкви отмечал 1 февраля.

«Я хотел, пользуясь случаем, поздравить Вас с очередной годовщиной Вашего служения на этом великом посту. Восемь лет, которые Вы находитесь на нём, можно назвать годами созидания. Это хорошо видно по Москве», — добавил Сергей Собянин.

Семь веков истории

Православный Новоспасский мужской монастырь был основан в 1282 году московским князем Даниилом Александровичем к югу от города на месте современного Данилова монастыря. Здесь он просуществовал полвека, пока около 1330 года князь Иван Калита не перенёс обитель непосредственно в Кремль. Она была посвящена Преображению Господню и приобрела статус «комнатного монастыря».

После разрушительного кремлёвского пожара 1488 года по решению великого князя Ивана III Спасо-Преображенская обитель в 1490 году была вновь перенесена за пределы города — теперь на юго-восток, на Крутицы (название напоминает о крутом левом береге Москвы-реки). Монастырь получил название «Спас на Новом», или «Новоспасский» (современный адрес: Крестьянская площадь, дом 10).

Окружённый крепкой стеной, при необходимости Новоспасский монастырь мог служить и крепостью, защищавшей Москву от набегов крымских татар. Огромное значение для истории монастыря имел тот факт, что с первых лет своего существования на Крутицах он стал родовой усыпальницей бояр Романовых, спустя 100 лет давших начало новой царской династии.

«Это одна из самых почитаемых московских святынь. И конечно, место, имеющее очень большое историческое значение. Монастырь связан с династией Романовых. Михаил Фёдорович — первый русский царь из этой династии, собственно говоря, он построил этот собор. И в этом же месте находится усыпальница Романовых», — отметил Патриарх Кирилл.

Постепенно монастырский комплекс пополнялся новыми сооружениями:

— первый собор во имя Преображения Господня был построен в 1491-1497 годах;

— в 1640-1642 годах при царе Михаиле Фёдоровиче монастырь был обнесён каменной стеной с башнями;

— в 1645-1649 годах при царе Алексее Михайловиче на подклете разобранного монастырского собора возведено новое здание, сохранившееся и поныне;

— в 1652 году построена церковь Святого Николая Чудотворца при кельях и больнице;

— в 1673-1675 годах — церковь Покрова Богородицы с трапезной и хлебодарной палатами;

— в XVIII веке сооружена церковь Знамения Пресвятой Богородицы;

— в 1759-1785 годах установлена новая колокольня с церковью Преподобного Сергия Радонежского на втором ярусе;

— в 1791-1795 годах возведена постройка с усыпальницей князей Черкасских и графов Шереметевых.

Монастырь серьёзно пострадал от огня и грабежей во время французской оккупации Москвы в 1812 году, но в течение следующих восьми лет был полностью восстановлен.

В 1810 году на монастырском кладбище была похоронена инокиня Досифея — легендарная дочь императрицы Елизаветы Петровны и графа Алексея Разумовского. В начале ХХ века над её могилой установили небольшую белую часовню, сохранившуюся до наших дней рядом с колокольней.

В 1919 году Новоспасский монастырь был закрыт, а его территория была передана в ведение Всероссийской чрезвычайной комиссии под концентрационный лагерь. На территории обители проводились расстрелы. Подобная участь постигла ещё три московских монастыря.

В 1920-х годах в бывшем монастыре работали женский исправительный дом и детская колония. Монастырское кладбище было разграблено и снесено в 1927-1930 годах. В Знаменской церкви разместили вытрезвитель. С 1935 года ансамбль монастыря находился в ведении хозяйственного управления НКВД. Большая часть зданий тогда была превращена в жильё и общежития.

В начале 1940-х годов было решено полностью снести монастырь, но реализовать проект не успели — этому помешала Великая Отечественная война. После её окончания от планов уничтожения обители отказались, однако здания находились в плохом состоянии. В относительной сохранности оставался лишь Спасо-Преображенский собор, превращённый в архивохранилище.

Отселять жильцов с территории монастыря начали только в 1960 году. В 1968-м было решено организовать на базе монастыря Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР, однако идея до конца так и не была реализована. Правда, с 1985 по 1990 год здесь существовал крупный реставрационный центр.

В 1980-х годах были проведены первые работы по восстановлению исторического облика обители. Тогда частично отреставрировали многие здания.

Процесс возвращения монастыря Русской православной церкви и возрождения в нём монашеской жизни начался в 1991 году. Спустя четыре года здесь перезахоронили обнаруженные в Кремле останки великого князя Сергея Александровича, а усыпальница Романовых вновь открылась для посещения.

На месте уничтоженного погоста разбили один из лучших в Москве садов. Кроме того, в монастыре можно посетить живописный Итальянский дворик, ставший в начале ХХ века местом массовых расстрелов.

Масштабное восстановление обители

С 2012 года при поддержке Правительства Москвы и ряда коммерческих фирм в Новоспасском монастыре начались масштабные восстановительные и реставрационные работы. До конца 2016 года было выполнено примерно 50 процентов из них.

«Хотел бы поблагодарить Вас, Сергей Семёнович, за понимание важности этой работы и за тот большой объём работы, которая сейчас во всей Первопрестольной совершается: восстанавливаются замечательные памятники архитектуры, наши национальные святыни», — заявил Патриарх.

По словам Патриарха, монастырь был в плачевном состоянии: полуразрушенные стены, проржавевшие купола, обрушившаяся штукатурка. Церковь исключительно на свои средства вела реставрацию. «Но в последние годы, благодаря Сергею Семёновичу, Мэру нашего города, монастырь стал получать субсидии на проведение реставрационных работ, в первую очередь касающихся фасадов, кровли — вот, то есть таких капитальных работ, без которых невозможно проводить и внутреннюю реставрацию, которая совершается на церковные средства», — отметил Патриарх.

В 2017 году главным объектом реставрации станет монастырская колокольня, на которой планируют установить колокол весом 1000 пудов (16,38 тонны).

Реставрационные работы начались в колокольне, построенной в 1759-1785 годах архитектором И. Жеребцовым. Общая площадь здания — 766,7 квадратного метра. С декабря здесь занимаются укреплением конструктивных (несущих) элементов, реставрацией фасадов и белокаменных элементов (колонн, вазонов, карнизов, обрамлений), воссозданием столярных заполнений, реставрацией и золочением купола, креста и подкрестного блока, реставрацией надвратного храма Преподобного Сергия Радонежского с воссозданием живописи, раскрытием (расчисткой) и реставрацией живописи в арке, установкой 1000-пудового колокола, ремонтом внутренних помещений с приспособлением их под современное использование, полной заменой инженерных систем.

Второй объект реставрации — Никольская церковь при больничных палатах общей площадью 445,9 квадратного метра. С июня по октябрь 2016 года в здании проводили следующие ремонтно-восстановительные работы: реставрацию кровли, креста и барабана, реставрацию фасадов, в том числе лицевой поверхности кирпичной кладки, реставрацию кирпичных архитектурных деталей карнизов, поясков, наличников, укрепление расслоившейся кирпичной кладки, воссоздание лицевой части цоколя, работы по фрескам над центральным входом с расчисткой от загрязнений и укреплением лакокрасочного слоя пропиткой, воссоздание подоконных досок, расчистку металлических элементов оконных решёток с последующей окраской, замену окон на восточном фасаде, смену водосточных труб, фигурных элементов водосточных труб, ухватов, воссоздание белокаменного крыльца.

Следующий объект — церковь Знамения, построенная в 1793-1795, 1802 годах архитекторами Е.С. Назаровым и В.И. Баженовым. Общая площадь здания — 59,6 квадратного метра. С июня по октябрь здесь реставрировали фасады и белокаменный цоколь, воссоздавали оконные заполнения, кованые решётки и белокаменные крыльца.

С октября 2015 по октябрь 2016 года работы проходили и в трапезной палате с церковью Покрова, построенными в XVI-XVII веках. В здании площадью 1930,9 квадратного метра были проведены инъектирование трещин фасадов, раскрытие дверного проёма в хлебодарной палате, раскрытие и консервация настенной живописи в интерьере, реставрационные работы на белокаменных поверхностях погребов, раскрытие дверного проёма и воссоздание белокаменной лестницы из трапезной в подвал, воссоздание заполнений дверных проёмов подвала, реставрация белокаменного покрытия пола подвала, реставрация с докомпоновкой белого камня на лестнице, ведущей в подвал. Работы на всех перечисленных объектах проводят за счёт субсидий из бюджета Москвы.

С мая 2015 по май 2016 года были отреставрированы стена и малая башня хозяйственного двора постройки XVIII века. Для них были укреплены фундамент и грунт. Кроме того, воссоздан разрушенный корпус воскресной школы.

В ходе ремонтно-реставрационных работ, проведённых в 2012-2016 годах, на угловой юго-западной башне была воссоздана утраченная кровля.

Православная Москва: строительство и реставрация

Московские храмы и монастыри, являющиеся памятниками архитектуры, реставрируют за счёт религиозных общин, благотворителей, а также средств из бюджета столицы. Правительство города финансирует работы в храмах, находящихся в государственной собственности, напрямую в рамках программы «Культура Москвы» либо выделяя субсидии (300 миллионов рублей в год) религиозным организациям, которые сами организуют реставрацию.

С 2011 по 2016 год работы проводились в 69 храмах и монастырях. На сегодня завершена реставрация 33 памятников церковной архитектуры, среди которых такие знаковые объекты, как церковь Святого Климента на Пятницкой улице, храмы Черниговского подворья, Московский епархиальный дом в Лихове переулке, храмы Зарядья, храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке.

Новые храмы в столице строят за счёт средств религиозных общин, спонсоров и благотворителей. Крупнейшей строительной программой стала «200 храмов», по которой храмы возводят в жилых районах города в шаговой доступности от прихожан. Начиная с 2010 года в рамках этой программы завершено строительство 36 храмов: 27 введено в эксплуатацию, в девяти завершается ввод в эксплуатацию, проводятся регулярные богослужения. Ещё в пяти храмах закончены основные строительно-монтажные работы, и 43 храма находятся в различной стадии строительства.

На местах работ устанавливаются временные деревянные храмы, в которых проводят богослужения. Уже возведено 106 таких храмов.

Кроме того, вне программы в Москве в 2011-2016 годах построено 11 церквей, крупнейшим из которых стал воссозданный Преображенский собор на одноимённой площади.

Таким образом, за последние пять лет в столице возвели более 50 православных храмов.

Культовые выставки, Рождественские чтения и парады кадет

Самым заметным и популярным совместным общественным проектом с Русской православной церковью последних лет стала ежегодная выставка «Православная Русь — к Дню народного единства» в Манеже, которую посещают десятки тысяч людей. Экспозиции послужили основой для создания нового музея «Россия. Моя история» на ВДНХ.

Кроме того, Правительство Москвы помогает реализации ряда духовно-просветительских мероприятий Русской православной церкви, среди которых:

— издание многотомной «Православной энциклопедии»; Международные Рождественские образовательные чтения (январь, более 10 тысяч участников);

— духовно-просветительские мероприятия в честь Дня православной книги (март, более 40 тысяч участников);

— организация доступа верующих к православным святыням, которые привозятся в Москву;

праздничный концерт на Красной площади в честь Дня славянской письменности и культуры, равноапостольных Кирилла и Мефодия (24 мая, более 10 тысяч участников);

крестные ходы, выставки, концерты, юбилейные мероприятия.

Есть на Вологодчине озеро Кубенское. А на озере том островок. 100 на 50 метров. Стоит на том островке колоколенка. Рыбакам она как маяк. Озеро хоть и мелкое, но штормовое. Большевики взорвали храм, разогнав монастырь, но колоколенку оставили. Сколько людей она спасла. И сколько душ еще спасет...

Белозерский князь Глеб Василькович в августе 1260-го попал в бурю. Если бы не Каменный остров, потонул бы на своем челне. Распорядился в честь этого события заложить обитель. Так появился старейший на Вологодчине и самый крохотный в России Спасо-Каменный монастырь.

От острова до Большой земли 10 километров. Летом можно нанять моторку. А зимой - или снегоход, или на лыжах. Единственный обитатель - игумен Дионисий. Еще ретривер Юстин и две кошки Пуся и Муся. Приезжают на вахту рабочие. Они потихоньку восстанавливают монастырь. И еще летом, в сезон, паломники да любопытные туристы. А так - тишина.

С игуменом Дионисием мы договорились встретиться в Вологде. У него были неотложные дела. Машина уже была забита подоконниками. Поехали на строительный рынок - надо было купить выключатели. Пока добрались до берега стемнело. Деревянные подоконники сгрузили в сани. Меня поместили сверху. Сам игумен сел за водителем на снегоход.

Фары выхватили из северной мглы белоснежную колокольню. Навстречу с лаем выскочила здоровенная собака. Думал, руку откусит. Она же кинулась лизаться, пока я барахтался на подоконниках. Возница сгружал припасы. По пути заехали в универсам. Макароны, гречка, капуста - все постное. Кстати, алкоголь и табак здесь под строжайшим запретом. Об этом таблички на каждом шагу. Привозить животных тоже нельзя. А вот если кто возьмет с собой камень или пакет земли - тому особая благодарность. Это давняя традиция. Остров же каменный, а коварное озеро подтачивает берега.

Утром я пошел гулять по острову. Прогулка заняла немного времени. Две минуты. В центре острова гора развалин. Это остатки пятикупольного собора. Хорошо видно, как строили. Кладка в пять кирпичей! В 1937 году варвары-большевики взорвали собор да и братский корпус с трапезной ради стройматериала для местного Дома культуры. Собор рухнул, а кирпич так спаялся за века, что толку от этих взрывов никакого. Потом здесь был рыбзаводик. Потом бурьян с крапивою. И только колоколенка указывала путь.

Надо рассказать еще об одном человеке, без которого монастырь - не монастырь. В шестидесятые молодежь мечтала о других планетах, рвалась в космос. А подросток Саша Плигин хотел побывать на Каменном острове. Посмотреть на озеро с колоколенки. Увидел ее с берега во время велосипедного похода и влюбился. Прошли годы. Саша превратился в директора завода Александра Николаевича. В лихие 90-е он оставил должность и посвятил себя своей мечте - восстановлению Спасо-Каменного. Бегал по инстанциям, доказывал. Добился хоть какого финансирования, хотя все свои сбережения тратил на остров. Потратил он и свою жизнь. Без остатка. В 57 его не стало. Похоронили его здесь же, под колоколенкой.

Игумен Дионисий не любит распространяться о своей мирской жизни. Но за ужином он проговорился, что впервые ступил на остров еще студентом художественного училища. Поплыли с друзьями на рыбалку. Причалили. Был у будущего монаха с собой этюдничек. Тут же взялся за кисть. И навсегда влюбился в это чудо.

Господь исподволь ведет нас. Мне было суждено оказаться здесь. Пусть пока я один. И официально мы называемся подворьем, но скоро восстановим братский корпус. Тогда появятся другие монахи, - говорит, чуть улыбаясь игумен.

На вид ему лет сорок. Худощав. Лицо острое, но доброе. Мы сидим в доме для паломников. Четыре крохотных кельи. Кухня и трапезная. Рядом котельная на дровах. Их летом на барже привозят. Недавно на остров местные власти проложили кабель. Есть свет. А за окном вьюга. Поздний вечер. Беседуем.

Летом туристы приезжают, - говорю. - Сувениры покупают. Делают пожертвования. Так, может, построить для них причал бетонный. Набережную. И на средства, полученные от туров, восстановить взорванное?

Игумен покачал головой.

Монастырь - это место для уединения, - тихо сказал он. - Конечно, туристы помогают. Но как братия будет молиться, когда тут дискотеку начнут устраивать? Летом причалили одни. Нетрезвая компания в плавках и купальниках. Говорят: проведи экскурсию. Щедро отблагодарим. От экскурсии я отказался. Объяснил им, что это место святое. Намоленное. И не стоит срамиться.

Все уяснили. Извинились и уплыли. Нормальные ребята, в общем. Надо только найти путь к сердцу.

А как же закон о защите чувств верующих? Можно было и полицию вызвать. Участковый у вас есть?

Игумен промолчал. А потом посмотрел на меня внимательным взором и опять-таки тихо промолвил:

Истинной вере не требуется защиты. Она непоругаема по определению. А те ребята просто сошли с пути истинного. Временно. Думаю, после беседы им будет легче осознать свой путь.

Чем больше я беседовал, тем больше понимал, что я ничего не понимаю. И когда я поднимался на колокольню, была окрест хмарь, в какой и берега не видно. А только поднялись - из-за туч солнышко осветило снежные поля. И следы от снегоходов, и черные точки рыбаков, и золотые берега вологодчины. Снимай хоть целый альбом!

Намолили погоду? - хитро спрашиваю игумена.

Нет. Говорю честно. Это, наверное, там так решено...

Пока погода, пошел по льду. Рядом остров Банный. Туда тянется рукотворная тропа. Монахи сто лет свозили камни чтобы сделать перешеек. На Банном были пастбища и, наверняка, баня. Подо льдом и снегом перешеек не видно. И вообще, что Каменный - это остров, зимой не видно. Отойдешь метров на триста - поднимается колоколенка прямо из снежной целины. Да еще кустики черные. Деревянная спасательная станция XIX века с башенкой. И пара катеров на зимнем приколе. Вот и все. А тишина такая, что слышно сердце. И дыхание Юстина, который увязался за мной.

А из баньки идет дымок. Сегодня банный день. На растопку идут строительные отходы. Сортовые дрова только для котла. Экономия! Воды в колодце осталось немного. Сели на снегоход да поехали с бочками к ближайшей проруби. Навозили воды.

Рабочий Женя показывает улов. Окуньки с ладонь Майка Тайсона. Мелочь, что у нас удачей зовется, - кошкам. Они трутся о мои валенки. Упитанные и ласковые. Пуся черная с белыми пятнами. Муся белая с черными. Или наоборот. Обе откликаются на "кис-кис". Совершенно не боятся морозов, а также людей.

А котята у них есть?

Монастырь же. Котов не держим, - говорит помощник старосты Денис.

Ну а с берега? По снегу? Котяры они такие...

Сожрут волки. Их сейчас много расплодилось. Тут даже медведи шастают. А на том берегу заповедник зубров. Но вы не волнуйтесь. Юстин на сторожке. Кого хочешь отпугнет.

Отпугнет - не отпугнет это еще вопрос... Но на острове нет оружия. Это факт. Здесь надеются на провидение Господне. И пока оно не подводило.

Наутро я увидел паломницу. Бабушка преклонных лет с сумками и складным табуретом обходила колоколенку и крестилась. Нацелил фотоаппарат. Она отмахнулась:

Только не снимайте меня!!!

Я потом выяснил. Женщина откуда-то с Урала. Путешествует не один месяц. Ночь провела в полицейском участке. Нет, она не правонарушительница. Просто в поселке Устье нет более общественных мест, которые работают круглосуточно. А в полиции тепло. Чаем напоили. С рассветом двинулась в путь по льду. Слава Богу, что он был уже не тонкий. Но проваливалась в снег. А человеку за 70 это равносильно смерти. Дошла. Ее накормили обедом.

Можно я туточки посижу, погреюсь, - просила старушка, указывая на тамбур. - Дождусь утренней службы...

Ее проводили в тепло. Она сидела на своем стульчике-раскладушке и молилась. Ее хлопчатобумажный чулок совсем сполз к старомодной галоше. На все она неземно улыбалась. И страшно расстраивалась, если доставляла кому-нибудь неудобства. Даже Юстину. Многие назовут ее не от мира сего. Может, она тоже ищет спасения.

Вы меня спросите, а как же паства? Как службы справлять? Один Дионисий в наличии. Как же там услышат молитвы бескорыстного монаха?

На церковные праздники в зимний период из Вологды приезжает десант: певчие, они же звонари, они же паства. Снегоход тащит до пяти человек с прицепом. Обязательно приезжает вдова подвижника Александра Плигина, которому монастырь многим обязан, Надежда Александровна. Я дождался приезда кавалькады.

Первыми явились фары снегохода. Я их узрел раньше Юстина. Это только потом раздался рокот двухтактного движка, и мой друг с веселым лаем выскочил на лед. Снегоход взвыл, выезжая на берег. Собака бегала кругами. Я, не переставая фотографировать, помог выйти пастве. Трое певчих. Один с басом. И вдова.

С мороза все отправились в кельи. Был готов горячий чай. И гороховый суп. И гречка с морковно-луковой заправкой. Перед трапезой - обязательная молитва. Ее творил прибывший пономарь густым басом. На руке у него брутальные модные часы. Он налил себе горохового и выдавил поверх майонез в виде креста. Слева направо (со стороны супа). Какие таланты встречаются на земле русской!

Вдова была настолько образованна, что я просто впал в ступор. Иняз. Французское отделение. И при этом настолько добра и улыбчива, что я вышел из него моментально! Мы говорили не только об Александре Николаевиче, любви к Отечеству и собственным гробам, но и о том, как поднимать монастырь.

Монастырь - не курорт. Инвестиции неокупаемы. Но все же без денег даже выключатели не купишь на строительном рынке. Где та грань, которую переступив, превращаешься в делягу? И где тот минимум святости, который почитаем прихожанами?

Игумен Дионисий не заморачивается этими вопросами. Он работает потихоньку. А по канону служит: Богу, Обществу, Истории. У него есть запреты. Он о многом говорить не может. Но он живет среди нас. И восстанавливает остров.

С колоколенки вид захватывающий. Ключик лежит над притолокой. Открываешь дверцу - и теснейший проход. Сделан прямо в стене, пройти можно только тощему монаху. Я чуть не застрял на повороте. А наверху - простор! Я любил Русский север. А теперь я полюбил его стократно! Только выберусь из западни...

До революции на колокольню установили пятитонный колокол. Это никак не связано с религией. В туман или бурю монахи должны были бить набат. Тогда путешественники искали приюта под натиском волн. Коммунисты скинули этот колокол. Он разбился. Отвезли в лом. Один кусок остался. Он сейчас демонстрируется в музее, по-монастырски древнехранилище.

Зимой кроме волков и медведей, а также заезжих журналистов - тишина. А вот летом!

К юго-восточной оконечности острова прибывают баркасы, лодки и катера. Туристы едут пачками. Иногда судно нанимают паломники. Храм пока восстановлен только в трапезной части. Там можно ставить свечки. Но в трапезной уже идут работы.

Второй раз побелили? - спрашивает рабочего отец Дионисий.

Белим третий! - отвечает из-под сводов рабочий.

Выключите музыку, прошу вас...

У рабочих играл дешевый транзистор. Они спрятали музыку. На побелку это не повлияло.

Мы говорим с игуменом об острове. Он окружен дубовыми сваями. И там навалены валуны. Валунам лет сто. И весят они тонны.

Если мы начнем здесь строительство для туристов, построим бетонные акведуки, то все это будет снесено ледоходом. Вы не представляете, когда здесь льды, гонимые ветром, наступают на нас! А у нас валуны. Которые образуют остров. Их болтает, вращает, но они на месте. Остров стоит! В подвижности камней наша сила! Все будет разрушено, если появятся бетонированные заграждения. Всего через пару лет. Валуны держат нас. Перекатываются и держат. Вот мы и стоим. Как вера наша, как Россия.

Колоколенка видна с берега. А на берегу бушуют страсти. Брат убивает брата. Гибнут люди в авиакатастрофах, войнам нет конца, даже министров сажают. И кругом творится суета. Хочется спрятаться от всего на острове. Спастись. Заглянуть в себя. И чтобы мобильник не трещал. Я опять вернусь на Каменный остров, уверен. К игумену Дионисию. К Юстину, к Пусе и Мусе...

Игумения Елисавета (Жегалова), монахиня Анна (Клыгина)

В этом году будет 25 лет, как в полуразрушенном корпусе, примыкавшем к храму святых апостолов Петра и Павла древней Свято-Троицкой Стефано-Махрищской обители, по благословению правящего архиерея Владимирской епархии владыки Евлогия (Смирнова) поселились три первые насельницы. Поначалу это был скит Александровского Свято-Успенского женского монастыря, с 1995 года ставший самостоятельным монастырем. А в 2004 году монастырь получил статус ставропигиального. Как вспоминается начало пути, который привел к рождению крепкой монашеской семьи в одном из самых на сегодняшний день благоустроенных обителей России? Живая история в лицах предстает перед нами из рассказов его настоятельницы игумении Елисаветы и монахини Анны, несущей послушание казначеи.

Матушка, известно, что Вы долгое время подвизались в Пюхтицком Свято-Успенском ставропигиальном женском монастыре в Эстонии, но когда начал разваливаться Советский Союз, когда начало рушиться наше государство, то вернулись в Россию. Здесь стали насельницей возрождающегося Свято-Успенского монастыря в городе Александрове. Наверное, первое впечатление от увиденного в селе Махра на месте древнего мужского монастыря было гнетущим?

Скажу, о чем я подумала, увидев руины монастыря, основанного в XIV веке преподобным Стефаном Махрищским по благословению святителя Алексия, митрополита Московского. За минувшие века монастырь переживал периоды расцвета и упадка. Всякое было. Однако в годы советской власти он оказался настолько разрушенным, так был осквернен людьми без Бога в душе, что в голове пронеслось: потребуются многие десятилетия и неимоверные усилия, чтобы вернуть его к жизни. И еще одна сочувственная мысль вспыхнула: «Несчастный тот настоятель, которого пришлют возрождать обитель. Практически с нуля!» Мы, то есть несколько сестер из Александрова, приехали в Махру с владыкой Евлогием. Посмотрели, погоревали и уехали. Владыка – во Владимир, сестры – в Александров. А через несколько дней меня вдруг назначают сюда старшей монахиней! Все столетия вплоть до революции монастырь являлся мужским, теперь из-за малочисленности братии в возрождающихся православных обителях было решено возобновить его как женский скит. И вот я с двумя сестрами в конце октября прибыла в эту разруху. На территории находился единственный жилой корпус (бывшие архимандритские покои), в котором базировался пионерский лагерь Северного пароходства. Детей из Мурманска привозили лишь на лето. Поскольку их осенью не было, директор лагеря разрешил нам там поселиться. Мы заверили его, что мешать никому не будем. Директор растрогался и подарил владыке Евлогию старую монастырскую икону преподобного Стефана Махрищского, попавшую к нему каким-то образом. В этот момент преподобный как бы вернулся в обитель.

Что сестрам-первопроходцам оказалось под силу? С чего начали?

Перво-наперво стали восстанавливать корпус с трапезной внизу, кельями наверху и отдельным помещением – жильем для священника. И крохотный Петропавловский храм, сначала превращенный в спортивный зал, затем со временем оказавшийся без окон и дверей, без отопления. Два месяца мы ходили молиться в городской храм в Карабаново. Шли шесть километров пешком, в резиновых сапогах, в телогрейках, стараясь не обращать внимание на осенне-зимнее ненастье. Эти два месяца ушли у нас на восстановление храма, в котором пришлось тогда жить. 30 декабря храм освятили, и как начались в нем службы в предпоследний день 1993 года, так богослужения и совершаются в монастыре каждый день. Никогда они больше не прерывались… Сама я очень люблю клиросное послушание, люблю хор, но нередко с грустью думала, что в этой Владимирской глуши уж точно сестринского хора не будет. Видимо, думала я, придется смиряться и петь с бабушками без всяких красивых песнопений, совсем просто. И тут случилось чудо: прошло всего несколько месяцев и Великим постом, особо запомнившимся пургой и метелями, сюда друг за другом прибыли в качестве послушниц пять выпускниц музыкального училища из Вологды. Четверо из них сразу стали петь на клиросе. Духовные чада одного батюшки они приехали к нам по его благословению. Хор сложился сразу. Мы жили службами. Восстанавливать что-либо не могли, поскольку нам ничего не принадлежало – ни монастырская территория, ни здания на ней. И так прошло два года. Сестры обязательно бывали на полунощнице, утрене, Литургии, вечерне и повечерии. Три канона, трехсотница, Евангелие, Апостол, вечерние молитвы – все прочитывалось в храме, и тоже никто никогда не уклонялся. Такая сосредоточенность на службах, возможность усиленно молиться стали, можно сказать, той закваской или основой, которая держала монастырь, когда началось его восстановление с бурным строительством. Строительство нас не раздавило, поскольку мы сохранили внутренний стержень, заложенный в течение первых двух лет.

А как началось бурное строительство?



Этот этап и последующие годы связаны с именем замечательного человека – Эрика (в крещении Эраста) Николаевича Поздышева, возглавлявшего в то время концерн «Росэнергоатом». Вышли мы на него, находясь в напряженном поиске угля. Дело обстояло следующим образом: через два года нашего пребывания на монастырской территории истопники отправились праздновать Новый год, бросив огромную угольную котельную, как говорится, на произвол судьбы. Пришлось сестрам заступить «на вахту», и с тех пор она стала для нас постоянной, круглосуточной. Какое-то время с углем помогал район, затем не смог. В стране были тяжкие времена, кругом разруха страшная, а мы в зиму оказались без угля. Стали искать благотворителей в Москве. Куда только и к кому только не обращались – увы, безрезультатно. В конце концов дозвонились до президента концерна «Роэсэнергоатом» и услышали от него: «Что, шуб вам не хватает? Замерзаете?» – «Нет, не шуб, а угля!» – закричали мы в трубку. И тут же спросили: «Можно, кто-то из сестер к Вам приедет и покажет фотографии, как на сегодняшний день выглядит монастырь?» Он согласился. А вскоре последовал ответный визит. Эрик Николаевич приехал к нам как раз на праздник святой великомученицы Екатерины. Со своим заместителем и еще с одним сотрудником концерна. Они все посмотрели, обо всем расспросили, посовещались. «Будем восстанавливать» – услышали мы их решение. Позже наш благотворитель рассказывал, как он пришел к вере. Будучи атомщиком, он, много поездив по заграницам, задавался вопросом: почему там люди просто живут, а в России выживают? В какой-то момент осенило: причина скорее всего в том, что в других странах не разрушали свои святыни. Мы же кощунственно их разрушили. Осквернили, взорвали, где-то разобрали по кирпичику. И единственный путь возрождения нормальной жизни в России – это восстановление ее святынь. Поэтому ехал он к нам осознанно.


Люди, привыкшие иметь дело с атомными станциями (а Эрик Николаевич, замечу, после страшной катастрофы на Чернобыльской АЭС был назначен ее директором, строил «саркофаг» или объект «Укрытие» над 4-м блоком) взялись за монастырь очень серьезно. Работы шли в стремительном темпе. Восстанавливались жилые корпуса, монастырская трапезная, появилась новая котельная (теперь уже на солярке), были переложены инженерные коммуникации по всей территории. Первое время кормить десятки людей приходилось в крохотной трапезной. Было около70 рабочих, плюс студенты духовной семинарии, которые летом вели раскопки на месте взорванного в 1942 году храма преподобного Стефана Махрищского. И владыка Евлогий часто приезжал, и благотворители из «Росэнергоатома». Крупных специалистов в своей области, настоящих подвижников – археолога Леонида Андреевича Беляева, архитектора-реставратора Сергея Васильевича Демидова – словом, всех, кто у нас появлялся, тоже там принимали. Когда нам говорят: «Вы восстановили монастырь», отвечаем: «Мы только кормили людей». Кормили изо дня в день, с семи утра до одиннадцати вечера… Службы и готовка еды – вот что прежде всего вспоминается из тех лет. Но, конечно, самым памятным явилось возвращение к жизни главной святыни монастыря – Стефановского храма – и его освящение Святейшим Патриархом Алексием II. Это было 25 ноября 1997 года. Вообще то событие казалось совершенно невероятным: в монастырь в глухом селе, где подвизается 30 сестер, приехал Предстоятель Русской Православной Церкви! Потом Патриарх Алексий посетил нашу обитель летом 2005 года, а Патриарх Кирилл за время своего предстоятельства побывал здесь уже шесть раз.

Матушка Елисавета, если говорить о детском приюте: начало 2000-х в России было не из легких, но обездоленные дети обрели в обители свой дом и прекрасные возможности развиваться в духовном и творческом плане. Это ведь потребовало не только мобилизации сестринских сил, но и немалых денежных средств?

За строительством комфортного уютного дома для девочек из неблагополучных семей и девочек-сирот стоит еще один замечательный человек, которого Господь к нам направил, тоже из Москвы, но пусть об этом поведает монахиня Анна, казначея обители.

Мать Анна, расскажите, пожалуйста.



Во всем, что у нас происходит, чувствуется чудесная и скорая помощь преподобного Стефана Махрищского. Второго благотворителя – частного предпринимателя, Виталия Ивановича Даниленко – вымолили дети. Сама идея организовать при монастыре детский приют исходила от Эрика Николаевича Поздышева. В общем стали строить дом для детей, которые к нам «прибились» и жили на первых порах кто в библиотеке (где поставили двухъярусные кровати), кто в келье у старшей сестры. Девать их в наших условиях было совершенно некуда, а они, бездомные, так намыкались за свою еще недолгую жизнь и так мечтали о своем доме! В какой-то момент у Эрика Николаевича не хватило средств, стройка должна была встать. Я сказала: «Дети, молитесь! У меня только долги. Вымолите помощь, будет у вас дом. Не вымолите – не будет». Они молились. Сотни писем мы тогда разослали c просьбой помочь, откликнулись единицы. Прислали какие-то небольшие суммы. И вдруг звонок из Москвы. Звонивший сообщил, что хочет помочь детскому приюту. В итоге он нам профинансировал весь остаток за строительство дома, благодаря чему дом был закончен в течение нескольких месяцев. Когда девочки туда вселились, радости было! А Виталий Иванович, человек глубокой веры, продолжает помогать монастырю, как бы приняв эстафету от Эрика Николаевича, которому пошел 82-й год. Главным детищем Даниленко стал храм Живоначальной Троицы, знакомый нам только по старой фотографии. В богоборческие годы были разрушены четверик, алтарь, пол-колокольни. На месте алтаря стоял жилой дом. Мы браться за него боялись. Он был за оградой обители, к монастырю не относился, частью монастырского ансамбля не являлся, и все же при взгляде на него душа отзывалась болью. Но как поднять эту махину? Представляете: 53 метра длина, высота будущего купола 23 метра, да один только алтарь 8 на 11 метров? Появились люди, москвичи, которые сказали, что хотят восстановить храм. Колокольню они возвели, на храм средств не хватило. Строительство началось и остановилось. На это было смотреть еще больнее, чем когда он стоял разрушенный.

И тогда Виталий Иванович взялся за дело?

Виталий Иванович, пожалуй, года два отказывался, говоря, что он будет устанавливать коммуникации, очистные сооружения, помогать со строительством котельной – иными словами, решать хозяйственные вопросы. А купола золотить, говорил он, мол, другие люди найдутся. Когда нам стало совершенно невыносимо видеть остановленную стройку, сестры пошли среди строительных лесов, бетономешалок, мешков с цементов – поставили аналой, положили на него икону преподобного Сергия Радонежского, в честь которого храм был прежде освящен, и стали читать акафист Преподобному. Ходили туда каждое воскресенье в течение месяца. Просто читали акафист! После того, как они, наверное, раза четыре прочитали акафист, Виталий Иванович вдруг неожиданно согласился восстанавливать порушенную святыню. И за три года она была полностью восстановлена, восстала из небытия. Здесь, мы верим, помощь пришла от преподобного Сергия, побывавшего в нашей обители в гостях у преподобного Стефана, с которым его связывала духовная дружба.

Удивительное чувство испытываешь в этом благолепном, дивно расписанном храме. Понятно, что место намоленное, но храм возведен в наши дни, а ощущения «новодела» нет. Кажется, все в нем дышит древностью.



С росписями тоже было интересно. Восстановив храм, наш благотворитель сказал, что ему нравятся белые стены – расписывать их не будем. А среди сестер есть иконописцы, которые обратились к матушке Елисавете с просьбой: несмотря на то, что они никогда стены не расписывали, уж больно хочется попробовать. «Пробовать» решили в небольшом придельчике преподобного Сергия. Наш монастырь около 20 лет связан с прекрасной и удивительной семьей, глава которой Александр Александрович Лавданский – один из ведущих отечественных иконописцев – руководит иконописной мастерской «Киноварь» и все пятеро его детей работают в сфере церковного искусства. Мы попросили его проверить наш проект. Он посмотрел и сказал, что мыслим неправильно: надо на видном месте – да-да, во всю стену! – писать Матерь Божию. Добавил, что поможет, поддержит сестер. Те сделали эскиз, перенесли все по квадратику на стену. Александр Александрович заверил, что у них хорошо получается. Потом, когда своих сил не хватило – объем-то огромный! – разработал проект росписей и сам возглавил работы.

Мать Анна, не могу не спросить и о подсобном хозяйстве. Сестры начинали с маленького участочка, где сажали картошку – их спасительницу в трудные годы. Сегодня у монастыря такое подсобное хозяйство, что каждый его объект – коровник, курятник, молочный заводик – поражает воображение. Это нужно иметь талант руководителя-хозяйственника, чтобы выйти на столь высокий уровень?

Нужно иметь натуру, как у нашей матушки-настоятельницы. Человек неравнодушный, необычайно творческий она открыта всему новому. В монастыре жизнь выстроена так, что сестрам разрешается многому учиться. Например, регенты хора прошли обучение в Регентской школе при МДА и других регентских курсах, певчие совершенствуют свое мастерство с профессиональным педагогом-вокалистом, сестры-иконописцы прошли стажировку в иконописной школе при МДА. А сестру, которая коров видела лишь по телевизору, отправили на послушание в коровник. Матушка ей сказала, что она может вызывать, откуда посчитает нужным, опытных зоотехников. Хороших специалистов, легких на подъем, нашли в Питере, пригласили. Кроме того, сама эта сестра ездила на Российскую агропромышленную выставку «Золотая осень» на ВДНХ. По истечении четырех лет она настолько освоила премудрость выращивания и разведения коров, ухода за ними, что ее стали приглашать для консультаций в другие монастыри.


Беседа с игуменией Елисаветой и монахиней Анной состоялась в непростой для обители день. После Божественной литургии в Стефановском храме началось отпевание схимонахини Венедикты (Свеженцовой). Позже, на поминальной трапезе, матушка Елисавета скажет, что это был чистый человек с детской душой. Безропотная она была, скажет матушка, отметив, что мать Рахиль (такое имя монахиня носила до принятия великой схимы) всегда находилась в мирном расположении духа, и это, вероятно, было результатом серьезной внутренней работы. Другие вспоминали о непосредственности монахини Рахили, которая все время что-то напевала. У нее душа пела, говорили сестры. Многие видели, как мать Рахиль с радостной улыбкой кормила уточек или кошек, работала на скотном дворе, в огороде или просто шла по монастырской аллее и пела! Особенно любила – «Царице моя Преблагая…» На следующий день после того, как ее, измученную тяжелой болезнью, привезли из больницы в родную обитель, клирик монастыря игумен Порфирий (Клименко), разделяющий с сестрами их тяготы и радости практически четверть века, постриг монахиню в великую схиму с именем Венедикты. Ее духовным отцом был приснопоминаемый наместник Оптиной Пустыни архимандрит Венедикт (Пеньков). Татьяне (мирское имя) хотелось всю жизнь быть при батюшке, трудиться во славу Божию, однако тот сказал, что ей полезно уйти в женский монастырь, принять монашество. За послушание она выполнила наказ духовника. Схимонахиня Венедикта ушла в мир иной через два с небольшим часа после принятия великой схимы – в возрасте 59 лет. Не дожила до своего юбилея. Но, по словам матушки Елисаветы, чувствовалось, что она уже была готова для Царства Небесного. Став первой великосхимницей Стефано-Махрищского монастыря, преобразованного в конце XX века в женский, схимонахиня Венедикта вписала в его современную летопись пронзительно-светлую страницу.


Беседовала Нина Ставицкая

Фотограф: Владимир Ходаков

Также представлены снимки из архива монастыря

На территории снесенного 14-го корпуса Кремля теперь будет сквер? А как же идея восстановления двух монастырей — Чудова и Вознесенского?


Как известно, не так давно был снесен 14-й корпус Кремля. В свое время активно обсуждалась идея восстановления на этой территории двух монастырей — Чудова и Вознесенского. Какова ситуация на сегодняшний день? Есть ли шанс, что эта идея все-таки осуществится? Об этом мы поговорили с советником директора Федеральной службы охраны, д.и.н., профессором МГУ Сергеем ДЕВЯТОВЫМ .

Чудов монастырь появился на территории посольства Золотой Орды

— Сергей Викторович, можно ли надеяться, что решение о восстановлении монастырей все-таки будет реализовано? Или от этой идеи отказались окончательно?

— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно начать издалека, с истории этого уникального места.

Наиболее почитаемый мужской монастырь в Московском Кремле — Чудов — был основан в 1365 году митрополитом Алексием . История появления этого монастыря такова.

Алексий был достаточно серьезным политиком и дипломатом. Однажды он предпринял поездку в Золотую Орду и во время этой поездки излечил от слепоты ханшу Тайдуллу . В знак благодарности золотоордынский хан передал митрополиту землю в юго-восточной части Московского Кремля. Ранее эта территория принадлежала Колымажному двору, где находилось посольство Золотой Орды в Московском Кремле.

Именно там митрополит закладывает церковь Чуда Архангела Михаила в Хонех. Именно с этого храма началась история кремлевских святынь.

Несколько позднее, в 1390-е годы княгиня Ефросинья , вдова Дмитрия Донского , основывает рядом со Спасской башней еще один монастырь, который получил название Вознесенского. Монастырь был построен на месте светлицы княгини, отсюда она провожала своего супруга на Куликовскую битву.

Чудов монастырь, 1900-е годы

Чудов и Вознесенский монастыри переживали самые разные времена, перестраивались вместе с Кремлем. Последние изменения относятся ко времени изгнания Наполеона из России. Тогда монастыри достаточно сильно пострадали.

В тяжелом состоянии оказалась восточная часть монастырей, которая выходила к Спасской башне. Дело в том, что Спасская башня была заминирована, но, к счастью, ее не успели взорвать: в последний момент потушили горящие фитили.

После Отечественной войны 1812 года восстановлением двух святынь занялась архитектурная комиссия под руководством Осипа Бове . Если монастыри в целом уцелели, то церковь Святого Георгия в составе одного из монастырских комплексов была сильно разрушена.

На ее месте решили возвести Храм Святой Екатерины в неоготическом стиле. Между прочим, он неплохо вписался в существующую застройку, сочетаясь с готическими мотивами шатра Спасской башни.

Вознесенский монастырь

В таком виде оба монастыря просуществовали до декабря 1929 года, когда было принято решение об их сносе. Музейным работникам удалось вывезти часть иконостасов и уникальные надгробия великих русских княгинь. Дело в том, что именно в Вознесенском монастыре находились усыпальницы женской половины царской семьи. Они были перенесены в Архангельский собор.

Мы потеряли сами монастыри, но их подземная часть сохранилась — то есть все, что находилось ниже уровня земли, не было снесено. Мы практически обладаем всей подземной частью. Поэтому если все-таки будет принято решение о реконструкции двух святынь, это обстоятельство значительно облегчит дело.

— Почему с восстановлением монастырей пока все-таки решили повременить? В чем причина? Нет денег? Не тот момент? Не посоветовали специалисты?

— Примерно год назад Президент России Владимир Путин дал поручение проработать вопрос о возможности восстановления двух монастырей. Но, согласитесь, вначале здесь нужно провести весь комплекс научных исследований. Дело даже не в обсуждении этого вопроса с общественностью. Нужно провести тщательнее археологическое изучение этой древней территории. И такое изучение пока только начинается.

Снос 14-го корпуса Кремля

Кроме того, Кремль является особо охраняемой территорией ЮНЕСКО, и любые действия здесь согласуются с этой уважаемой международной организацией. Я бы сказал так: сейчас говорить о восстановлении монастырей преждевременно с точки зрения тех процедур, которые нужно пройти.

Самая ценная находка для археологов — древняя свалка

— Всем понятно, что Московский Кремль — это ценнейший объект исследований для историков и археологов. Поэтому решение об археологических раскопках на территории Кремля было воспринято научным сообществом как уникальный дар, значимость которого чрезвычайно велика…

— Безусловно, это так. Во всяком случае, первые же сделанные шурфы показывают, что подземная часть находится в удовлетворительной степени сохранности.

Раскопки, которые сейчас проводятся, дали очень хорошие результаты. Удалось вскрыть часть некрополя Чудова монастыря, который (опять же чудом!) не был разрушен при строительстве 14-го корпуса. В этом месте вполне могут быть найдены еще более древние слои. Ведь на месте Чудова монастыря, напоминаю, находилось подворье Золотой Орды!

Проведение работ на месте снесенного 14-го корпуса

— Как известно, на государственном уровне принято решение о проведении в Кремле комплексных археологических исследований. Как долго они могут продлиться?

— Археологические изыскания — дело не быстрое. На месте древней церкви Чуда Архангела Михаила сейчас идут активные исследовательские мероприятия. На ближайшие годы это огромная работа для российских археологов.

Должен сказать, что здесь ожидаются серьезные археологические находки. Ведь культурный слой в этом месте насчитывает не один, не два и не пять метров. В свое время по территории Чудова монастыря проходил ров Ивана Калиты — тут пролегал овраг, превращенный в оборонительный ров. Впоследствии туда сбрасывали все ненужное. В результате, возможно, мы найдем «кладбище бытовых вещей», ценность которого для сегодняшних исследователей трудно даже определить.

Новодел — это не всегда плохо

— Как Вы считаете, Сергей Викторович, если ничего не сохранилось от исторического памятника, стоит ли возводить новодел? И в каком виде это может быть сделано?

Сложный вопрос. Не рискну однозначно на него ответить. Приведу пример: самое начало Никольской улицы. В 1926 году там был отреставрирован храм, который построили после окончания польской интервенции. Однако уже в 1929 году он был снесен советской властью. В результате в этом месте оказалась непонятная зияющая пустота.

В таком виде территория в самом центре Москвы просуществовала до начала 1990-х годов. Московские власти приняли решение восстановить храм. Причем пошли не по пути возрождения того храма, который был разрушен, а по пути восстановления храма, который строил еще князь Дмитрий Пожарский .

Чудов монастырь. Рисунок XVIII века

Слава Богу, обмеры старого здания сохранились. Восстановленный храм на 70% — новодельный, но зиявшая до него проплешина в архитектурном облике Никольской улицы очень портила вид этой части Красной площади. Фактически произошло возрождение древней градостроительной среды. Поэтому считаю, что здесь возрождение было логичным шагом.

— Дворец Алексея Михайловича в Коломенском — тоже новодел, но очень, по-моему, качественный. Сразу создается представление о той эпохе, о людях…

— Насчет Коломенского согласен. Действительно, удачная реконструкция. Достаточно удачный опыт и восстановление дворца в Царицыно. Там смогли сделать настоящую культурно-историческую площадку. А вот стилизованный дворец в Измайлово, на мой взгляд, очень странный. Это как раз пример современного китча.

На форумах муссируются слухи, что будет снесен Кремлевский дворец съездов?

— Ни о чем таком не слышал. Думаю, это из разряда слухов, не более. Что касается территории бывших монастырей, считаю огромным достижением то, что сейчас они вводятся в археологический оборот. Это очень важный момент в жизни Московского Кремля.

Какие еще перемены ждут сердце нашей родины?

— Очень важный момент, который сейчас обсуждается, — это оптимизация входных комплексов. И, как результат, создание более комфортной, с точки зрения туристов, зоны.

Уже работает один из таких комплексов в районе Кутафьей башни. Эти комплексы несут двойную нагрузку, обеспечивая безопасный, комфортный проход в Кремль и одновременно создавая безбарьерную среду для людей с ограниченными возможностями.

Еще один момент. Когда проходят массовые мероприятия в Кремлевском дворце, как правило, на входе скапливаются большие очереди. Теперь же люди смогут комфортно пройти на территорию Кремля.

Входной комплекс будет сооружен и в районе Спасской башни, он обеспечит вход в Кремль со стороны Красной площади.

Никакого урона Кремлю все это не нанесет. Ведь входные группы — это быстровозводимые сооружения, и их не нужно согласовывать с ЮНЕСКО.

Беседу вела Елена МАЦЕЙКО

Милостивые братья и сестры!

По благословению Архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла началось возрождение женского монастыря в честь иконы Покрова Пресвятой Богородицы. Монастырь был основан в XIX веке, здесь совершали свой иноческий подвиг 200 насельниц. Был закрыт в 1919 году. Монастырь находится в отдалении от крупных населенных пунктов. Восстановление монастыря ведется на скудные пожертвования народа. Из истории нашего православного народа видно, что в старину храмы и монастыри строили всем миром. Активно в этом участвовали многие благочестивые люди. Благодарная Церковь всегда молилась за них. Сегодня, среди страшного безверия и разрухи, восстановление женского монастыря дает возможность возродить здесь дух христианского подвижничества. Экономическое процветание России невозможно без духовного возрождения народа – Православия. Без истинной веры в Бога никто еще не нашел ни смысла жизни, ни спасения, ни благополучия.

Когда-то монастырь назывался Мологский Покровский монастырь. Город Молога скрылся под водами Рыбинского водохранилища в 1940-м году вместе с храмами и монастырями. Наш монастырь милостью и промыслом Божиим один остался вне зоны затопления, он - единственный в этих местах хранитель прошлого. При монастыре было построено три церкви:

  • деревянная Воскресения Христова, построена в 1883 году (полностью разрушена);
  • в честь Покрова Пресвятой Богородицы, построена в 1889 году (полуразрушена);
  • в честь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, домовая. Устроена в 1885 году внутри 3-этажного келейного корпуса. Восстановлена, в ней регулярно совершаются богослужения;

Колокольня каменная, построена в 1904 году, полностью разрушена.

В 1889 году в городе Рыбинске было создано подворье монастыря в пожертвованном местным купцом двухэтажном доме. В настоящее время в этом доме находятся городская биржа труда и магазины.

В 3-этажном корпусе (2500 кв.м) была организована богадельня для престарелых монахинь, больница для лечения крестьян из окрестных деревень, иконописная и золотошвейные мастерские. Действовала церковно-приходская школа. Имелись свой кирпичный завод, пекарня, лесные угодья, земли – 500 десятин. Всего при монастыре было 14 капитальных зданий. Вокруг монастыря была ограда с центральными воротами с колоннами.

Чтимые иконы в честь Покрова Пресвятой Богородицы и Воскресения Христова были конфискованы в 1919 году, ныне их местонахождение неизвестно.

После закрытия монастыря богоборческой властью на его территории размещались: сельхозучилище, в храме Покрова Пресвятой Богородицы – мастерские, в храме Преподобного Сергия Радонежского – клуб. На монастырском кладбище было сооружено футбольное поле. За годы разгула атеизма обитель лишилась всех своих ценностей. В настоящее время, после возвращения монастырских земель РПЦ, на территории монастыря остался единственный полуразрушенный трехэтажный келейный корпус, в котором и сосредоточена сейчас вся монастырская жизнь. В настоящее время, по милости Божией, ведутся строительно-восстановительные работы за счет участия монастыря в Православных ярмарках и на скудные народные пожертвования. Работы в возрождающейся обители – непочатый край. Богатых жертвователей монастырь не имеет, так как, среди возрождающихся по всей территории Святой Руси, наш монастырь малоизвестен. 28 декабря 2010 года исполняется 125 лет со дня его основания.

Милостиво просим Вас, по мере своих возможностей, помочь возрождению нашей обители, а значит, Православию на Святой Руси.

В основу программы возрождения обители закладывается параллельное развитие деятельности монастыря по двум основным направлениям:

  • основное – духовно-восстановительное;
  • хозяйственно-экономическое.

В данной части программы дана перспектива развития по второму, хозяйственно-экономическому направлению:

Разработка программы восстановления монастыря

Разработка проекта реконструкции монастырского комплекса, в том числе:

  • подготовка исходной документации;
  • техническое обследование существующих зданий и составление дефектных ведомостей;
  • топографическая съемка территории;
  • составление обмерочных чертежей действующих зданий (на основании проведенных обмеров);

Разработка проектно-сметной документации:

  • Разработка раздела «генплан», в том числе
    - проект планировки территории;
    - генплан;
    - проект благоустройства территории.
  • Разработка проекта реконструкции существующих зданий – трехэтажного каменного келейного корпуса площадью 2500 кв.м.
  • Разработка проекта воссоздания зданий и сооружений:
    - храм каменный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в настоящее время полуразрушен;
    - каменная колокольня - утрачена;
    - двухэтажный деревянный (бывший игуменский) дом - полуразрушен.

Разработка проекта зданий и сооружений:

  • устройство металлической ограды длиной 1000 метров вокруг монастыря с башней и воротами (для предотвращения воровства и других непотребных нарушений на территории монастыря, мешающих монастырской жизни);
  • установка металлических решеток на 30 окон в келейном корпусе, где расположен храм в честь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца.

В реконструированном монастырском комплексе предполагается возродить:

  • богадельню для престарелых монахинь;
  • детский приют для девочек;
  • детский православный лагерь;
  • выделить территорию бывшего монастырского кладбища (установить металлическую ограду), возродить память погребенных насельниц с установкой часовни, тем самым предотвратив посещение святого места праздными туристами с их пикниками;
  • восстановить святой источник с сооружением купальни при нем;
  • восстановить подворье монастыря в городе Рыбинск
  • Развитие монастырского хозяйства по направлениям:
    – очистка прудов для возобновления рыбного хозяйства;
    – животноводство;
    – садоводство и огородничество;
    – сбор лекарственных трав, грибов и ягод, их заготовка и реализация.

Нелегко восстанавливать утраченное, но с нами покровительство Царицы Небесной, благословение Архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, молитвы и благотворительная помощь всех, кому не безразлично возрождение святынь земли русской, ее духовно-нравственных основ.

БЛАЖЕННЫ МИЛОСТИВЫЕ, ИБО ОНИ ПОМИЛОВАНЫ БУДУТ (Матфей, 5.7.)

Молитвами Всемилостивой нашей Пресвятой Богородицы Господь да сохранит Вас, Ваших родных и сотрудников Ваших на многая лета!

И.о. настоятельницы монастыря
Монахиня Феодорита

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»