История появления считалки. Интересные факты о считалочках История появления считалок

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

То, что считалочка является устным народным творчеством, ни для кого не секрет.

Но откуда пришли к нам эти стишки и для чего они использовались ранее, зачем они нужны сейчас? Начнем с самого начала.

История появления детских считалочек

Считается, что такой народный жанр появился еще в глубокой древности. И первоначально он предназначался совсем не для детей, а для взрослых, которым необходимо было выполнять какую-либо опасную или очень тяжелую работу.

Чтобы никого не заставлять насильно и были придуманы различные считалки. Они являлись своеобразным способом распределения обязанностей.

Существует и другая версия, по которой эти рифмованные небольшие стихи, применялись при гадании, ворожбе. В каждой из них присутствует в обязательном порядке счет.

В те далекие времена люди были очень суеверные, и все что связывалось со счетом, считалось запретным.

Подсчитывать добытую на охоте дичь было нельзя, чтобы хозяин леса не узнал о гибели своих обитателей и не беспокоился за них. Предполагают, что именно в таких случаях и использовались считалки.

В них счет могли заменять какие-либо бессмысленные с первого взгляда слова. У разных народов это выражалось по-своему, но в устном творчестве каждого из них очень четко прослеживается данная мысль.

Придумаем сами, считалки придуманные детьми

Считалки это народная выдумка, представленная в виде небольшого стишка, правильнее их назвать русские народные считалки. У древних людей с ними было связано множество различных представлений.

Но те времена давно канули в лету и сегодня дети сами придумывают новые считалки и используют их для игр. Иногда они у них получаются очень даже смешными.

С их помощью они устанавливают очередность при выполнении каких-либо действий, в играх или при распределении каких-либо заданий. Со временем считалочка полностью перешла в детскую игру, да так и сохранилась до сегодняшнего дня.

И то, что она изменила свое назначение, привело к появлению новых, именно детских считалочек. Дети очень любят придумывать такие стишки сами, так и появляются все новые и новые, уже истинно детские рифмы.

Детские считалки сегодня

Эти короткие рифмованные стишки были модными всегда. Не утратили своей популярности они и сегодня. Считалки и для детей дошкольного возраста использовались в играх.

С их помощью малыши могут выбирать ведущего в играх и делать это по справедливости, без обмана. Ведь на ком остановится считалочка, тот и будет водить.

Они направлены на развитие в них таких необходимых в современном обществе чувств, как честность, дружба. Имеют хорошее развивающее значение, поскольку детям приходится запоминать их наизусть, что способствует развитию памяти, совершенствует чувство ритма, внимательность.

С помощью считалочки, возможно, вовлечь маленького человечка в любую игру и научить его концентрировать внимание на различных ее моментах. Да и просто выучить наизусть интересный стишок.

Прочитав любую озорную считалочку, даже взрослый готов сорваться с места и убежать, тем более с огромным удовольствием это делают дети.

Считалочки для детей. Нужны или нет?

Сегодня идет много споров вокруг этих стишков. Нужны ли они детям или только засоряют их память.

И конечно ответ однозначный – да.

Ведь считалка не только позволяет распределить роли, она необходима для полноценного развития малыша.

Их используют все родители, они начинают рассказывать считалочки своему маленькому крохе, когда он еще только начинает учиться говорить.

Эти рифмованные стишки становятся самыми первыми выученными наизусть стихами. Они позволяют познакомить ребенка с такой математической операцией как счет, без нее не сможет обойтись ни один человек на земле.

Как правило, при заучивании считалочек выполняются различные движения, способствующие развитию координации и моторики у детей. А есть считалочки, обучающие именно счету.

Крохе легче выучить цифры, повторяя их в забавном детском стишке. Каждый такой стишок – это вереница образов, способствующих развитию креативного мышления и фантазии у ребенка.

Множество различных образов появляются в мыслях при повторении любого из них. В большинстве своем это сказочные персонажи или забавные и милые животные.

Мнение специалистов

Психологи считают, что при проведении выбора при помощи такого стишка дети дотрагиваются до каждого участника игры, что помогает устанавливать дружеские и доверительные отношения в коллективе. Чем больше считалочек знает малыш, тем больше у него шансов стать лидером в игре, а в последующем и во всем коллективе.

Участвуя в подвижных и ролевых играх, он учится сопоставлять свои желания с общепринятыми правилами, это позволяет ему научиться находить компромиссы и подчиняться законам общества.

Существует еще одна разновидность – это считалки на иностранных языках. Они позволяют ребенку осваивать новый для него язык в игровой форме, что приводит к очень хорошим результатам. Их заучивание наизусть позволяет запоминать незнакомые слова, не прилагая при этом особых усилий.

В современных дошкольных учреждениях им отводится особое место. Ведь это самый простой и быстрый способ не только научить детей счету, но и привлечь их внимание, научить элементарным правилам поведения в коллективе, помочь выбрать лидера.

Самым маленьким

Для самых маленьких считалка является хорошим помощником в развитии речи. Ведь они написаны все в игровой форме, которая наиболее понятна и близка ребенку. Главное в ней даже не само содержание и смысл, а ритм. Он позволяет малышу четко и ритмично произносить все слова.

Разучивая с ним такую считалку, вы тренируете его память, ритм, фантазию. Очень хорошо знакомить маленького человечка со считалочками во время игры в прятки. Самая известная всем детям считалочка именно из этой игры: Ее помнят не только дети, но и каждый взрослый.

Есть множество различных считалочек, которые можно разучивать со своим крохой, развивая вместе с этим не только память, но и моторику. Когда вы, рассказывая тот или иной стишок, просите малыша прятать ручки, если он не успевает спрятать их, значит, ему водить.

Сохранение традиций

Считается, что устное народное творчество постепенно изживает себя на смену ему приходят компьютеры и планшеты, заменившие детям все и даже книги. Но на самом деле это совершенно неправильное суждение.

Современные дети не только не забыли старых считалочек, но и в новых стишках смогли сохранить все их свойства. И не зависимо от того, где проживает ребенок, если он говорит на русском языке, то обязательно будет знать множество этих рифмованных стишков.

Самое главное их достоинство – это вариативность, подвижность самого текста. Причин, по которым считалка осталась до сих пор и смогла выдержать натиск книг и компьютеров, много.

Одна из них заключается в том, что взрослые просто не заинтересовались этими на первый взгляд совершенно бесполезными стишками.

Если мыслить логически, то в них и на самом деле нет ничего необходимого. Однако, это неверное суждение. Они способствуют развитию речи и моторики у малышей, развивают чувство товарищества, справедливости у старших детей и напоминают о детстве взрослым.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО НАРОДОВЕДЕНИЮ ПО ТЕМЕ:

« ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАГАДОК И СЧИТАЛОК»

выполнила ученица 4 класса Мехрина Анастасия

2014 год. Январь.

Проверила Волженина С.А.

Считалка – жанр устного народного творчества. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работ были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то приходилось. Кого же назначить? Кто сделает эту опасную работу? Вот тут и придумали способ распределения работы – считалку.

Считалка использовалась в реальной жизни, и поэтому она являлась не самостоятельным литературным жанром, а прикладным, так как имеет практическую жизненную задачу- помочь распределить работу.

В те далекие времена люди, не умея объяснять законы природы, боялись её, и поэтому приписывали природе человеческие качества добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту, боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные «тайные» слова, заменявшие обычные слова. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными:

Ази, двази,

Тризи, зизи,

Пятом, мятом,

Шума, рума,

Дуба, крест.

Так что в древности считалка играла серьёзную роль. И это была серьёзная роль ещё и потому, что люди тогда верили в силу слова, и считалка была близка к заклинанию.

Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре да так, чтобы было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже «детских» считалок:

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке - теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отомкни.

И теперь нам трудно понять, какие считалки пришли к нам из глубокой древности, а какие - недавно. Тем более, что живут-то они в устном творчестве, а значит меняются, появляются новые варианты.

История возникновения загадки.

Давным-давно, ещё тогда, когда боялись люди природы, казалось древнему охотнику, земледельцу и скотоводу, что всюду есть добрые и злые существа. В лесу – Леший, в реке – Водяной, русалки, в избе – Домовой. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птица – все понимают человеческий язык.

И люди в те времена, собираясь на охоту, на рыбную ловлю или просто за стадом в лес, старались в слух не произносить тех слов, которые с успехом предстоящего дела связаны. А для того чтобы и зверя обмануть, и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый «тайный» язык, особую «загадочную» речь. Ещё в начале нашего века сибирские охотники называли медведицу- коровой, а корову – шыкуша, коня – долгохвост. Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась.

Постепенно с веками, сильнее да умнее человек становился, меньше стал «тёмных» сил бояться. Не нужны стали и «обманные» названия, забылись они постепенно. А загадка не забылась.

. Как правило, это небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания (обычно одного) участника из множества. Неслучайным выбором (классификацией) может быть самая простая считалка типа «на первый, второй», результатом которой является разделение первоначального множества объектов на 2.

История

Распространено мнение, что считалки являются прикладным литературным жанром, так как она имеет практическую жизненную задачу, помогая распределять работу.

Известные считалки

См. также

Напишите отзыв о статье "Считалка"

Примечания

Литература

  • Г. С. Виноградов Детские игровые прелюдии // Сибирская живая старина. Иркутск. 1927. стр.47-88

Ссылки

  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Считалка

Долохов остановился. – Вот видишь ли, я тебе в двух словах открою всю тайну дуэли. Ежели ты идешь на дуэль и пишешь завещания да нежные письма родителям, ежели ты думаешь о том, что тебя могут убить, ты – дурак и наверно пропал; а ты иди с твердым намерением его убить, как можно поскорее и повернее, тогда всё исправно. Как мне говаривал наш костромской медвежатник: медведя то, говорит, как не бояться? да как увидишь его, и страх прошел, как бы только не ушел! Ну так то и я. A demain, mon cher! [До завтра, мой милый!]
На другой день, в 8 часов утра, Пьер с Несвицким приехали в Сокольницкий лес и нашли там уже Долохова, Денисова и Ростова. Пьер имел вид человека, занятого какими то соображениями, вовсе не касающимися до предстоящего дела. Осунувшееся лицо его было желто. Он видимо не спал ту ночь. Он рассеянно оглядывался вокруг себя и морщился, как будто от яркого солнца. Два соображения исключительно занимали его: виновность его жены, в которой после бессонной ночи уже не оставалось ни малейшего сомнения, и невинность Долохова, не имевшего никакой причины беречь честь чужого для него человека. «Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, думал Пьер. Даже наверное я бы сделал то же самое; к чему же эта дуэль, это убийство? Или я убью его, или он попадет мне в голову, в локоть, в коленку. Уйти отсюда, бежать, зарыться куда нибудь», приходило ему в голову. Но именно в те минуты, когда ему приходили такие мысли. он с особенно спокойным и рассеянным видом, внушавшим уважение смотревшим на него, спрашивал: «Скоро ли, и готово ли?»
Когда всё было готово, сабли воткнуты в снег, означая барьер, до которого следовало сходиться, и пистолеты заряжены, Несвицкий подошел к Пьеру.
– Я бы не исполнил своей обязанности, граф, – сказал он робким голосом, – и не оправдал бы того доверия и чести, которые вы мне сделали, выбрав меня своим секундантом, ежели бы я в эту важную минуту, очень важную минуту, не сказал вам всю правду. Я полагаю, что дело это не имеет достаточно причин, и что не стоит того, чтобы за него проливать кровь… Вы были неправы, не совсем правы, вы погорячились…

Считалки

Основные понятия: определение, происхождение считалок, связь считалки с другими формами: заговором, игрой, обрядом; своеобразие жеребьевки; классификация считалки, точки зрения, проблематика заумных считалок; особенности считалок: процесс словотворчества, структура, ритмизация, метрическая система, роль повторов, своеобразие синтаксиса, использование формы диалога, обращений, риторических вопросов; словотворчество в считалке и литературе (сравнительная характеристика).

Определение . Считалка всегда имела практический характер, она использовалась в детских играх для установления очереди и выбора лиц, исполняющих ту или иную роль. Поэтому исследователи относят ее к игровому фольклору наряду с жеребьевыми приговорами, молчанками.

Согласно одному из словарных определений, считалки представляют собой «словесные формы, чаще всего стихотворные (рифмованные) произведения преимущественно юмористического характера, с помощью которых определяется очередность в игре, избираются ее ведущие или участники» (Сл., с. 342). В считалке счет является ритмизующей основой произведения, скандирование обусловливает правильность счета, и нарушение ритма является показателем неправильно проведенной жеребьевки.

Название «считалка» употребляется чаще других, но встречаются и другие определения. П.В. Шейн называл подобные произведения жеребьевыми прибаутками103 . М.Н. Мельников приводит народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки.

Поскольку считалки используются наряду с жеребьевками или сговорами (сговорками), возникает необходимость определения данной формы. Формы жеребьевки были самыми разнообразными, чаще всего они проводились с помощью рифмованных стихов. Г.С. Виноградов, опубликовавший подборку подобных текстов, предложил для них название «жеребьевки». В современной науке получил распространение термин «жеребьевые сговорки», введенный М.Н. Мельниковым.

Во время игры в лапту, городки, прятки или жмурки играющие разделяются на две партии, каждый из игроков зашифровывает свое имя и затем, выбрав пару, подходит к вожакам («маткам»), самым сильным и ловким игрокам. Они и должны выбрать члена своей команды, руководствуясь следующим предложением:

Коня вороного Или казака удалого? Лисицу в цветах

Или медведя в штанах? Дядю Федю Или белого медведя?

В качестве предмета выбора предлагаются и живые, и неодушевленные предметы, наделяемые необычными качествами (определениями), растения, песенные персонажи.

Иногда выбор совершался по характеру действия:

103 Этот термин близок к английскому «counting-out rhymes» и немецкому «aus-zahlreime» – названиям, указывающим на элемент счета в этом виде детского

Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. «Русский детский фольклор: учебное пособие»

С колокольни пал Али поддерживал? Из Томска на лыжах

Али из Ирбита на ремнях?

Что тебе надо – сено косить или дрова рубить? Коня вороного или седла золотого?

На печке заблудился или в ложке утонул? Тес ломать или деньги воровать?104

Процесс отгадывания основывался на антитезе, сравнивались разные предметы, понятия или явления; «матка» должна не только выбрать, но и угадать, кто «прячется» за данным обозначением. Определенной подсказкой служила интонация. В зависимости от выбора вожака играющие отходят в ту или другую сторону.

По данным Г.С. Виноградова (их подтверждает и М.Н. Мельников), наибольшее количество традиционных текстов связано с образом коня. В них предлагается сделать выбор между конем и золотым тарантасом, золотым хомутом и между занятиями – «коня кормить» или «печь топить». Конь занимает одно из центральных мест в древних языческих ритуалах. Он является олицетворением света, удали, силы, огня.

О древности подобных жеребьевочных формул свидетельствуют материалы этнографов. Жеребьевка являлась частью ритуала инициации. Когда кандидаты на посвящение в члены общества собираются вместе, они договариваются о тайных именах, под которыми будут участвовать в обряде. Как правило, таким именем становится наименование духапокровителя или родового тотема. В дальнейшем при совершении обряда к участнику надлежит обращаться только по этому имени. Имя, которое он носил в детстве, более не существует, поскольку после посвящения кандидат получает новое имя – уже как полноправный член племени105 .

Построение жеребьевки традиционно, она состоит из обращения и вопроса. Обращение может быть простым (Матки, матки, // Дуб или в зуб?) или сложным (развернутым в отдельное четверостишие):

Матки, матки, Чертовы лопатки! Бочку с салом

Или казака с кинжалом?

(Март., № 1241.)

Смысловая наполненность жеребьевки отмечалась рядом исследователей. Г.С. Виноградов писал, что такого «сжатия элементов речи в предельно тесную форму» нет в других жанрах детского фольклора. Анализируя сговорку

С маху под рубаху Или с разбегу под телегу?

104 Молотилов X. Говор русского старожилого населения северной Барабы (Томской губ.) //Труды Томск, общ. науч.

Сибир. – Томск, 1913. – В.1. – С.14.

105 См. Howitt A. The native tribes of south-east Australia. – L.. 1904. – P.156.

Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. «Русский детский фольклор: учебное пособие»

исследователь приходит к следующему выводу: «лаконизм образного языка сговорок может быть сопоставим с малыми формами русского фольклора: пословицами и поговорками. Не случайно пословицы и поговорки выступают подчас в функции жеребьевок: «Грудь в крестах али голова в кустах?», «Вошь на аркане или блоха на цепи?»106

Особенности жеребьевок . Выразительность исполнения жеребьевок, как полагает А.Н. Мартынова, отличает их от считалок, «которые произносятся, как правило, невыразительно, монотонно».

Происхождение считалок . Считалки появились благодаря ритуально-бытовой практике. Обычай ритуального пересчитывания предметов известен у большинства первобытных народов. Во время счета выделялись счастливые и несчастливые числа, результат счета хранился в тайне. Приведем пример обрядовой считалки, записанной на Гавайских островах в середине XIX века:

В Кохале есть дерево хау, Не одно дерево, много деревьев,

И семь, из которых строят каноэ. Первое хау – балансир каноэ, Второе хау – укосина каноэ, Третье хау – корпус каноэ, Четвертое хау – обшивка каноэ Пятое хау – корма каноэ, Шестое хау – мачта каноэ, Седьмое хау – парус каноэ. Если назовешь еще одно, живи, Не назовешь – умрешь107 .

Аналогичный текст, связанный с гаданием, приводит И.П. Сахаров: – «Четыре и более девушек садятся на полу в кружок. Каждая из них кладет на колени соседкам по два пальца. Тогда старшая начинает скороговоркой проговаривать:

Первенчики, друженчики, Трынцы, волынцы, Поповы ладынцы, Цыкень, выкень.

Произнося каждое из этих слов, она указывает на один из протянутых пальцев. На который достанется слово – «выкень» тот и выкидывается»108 . Приведенная игра используется во время гадания на близкое замужество.

Эти тексты подтверждают вывод В.П. Аникина о связи считалок с верой в числа: «обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед настоящими, неигровыми делами… было правилом прибегать к жеребьевке и счету» (Аник., Младенч., с. 15).

Считалки можно расценивать как способ сохранения во времени информации сакрального характера, поскольку в результате ее применения выявляется тот, кто будет выпол-

106 Виноградов Г.С. Русский детский фольклор: Игровые прелюдии. – Иркутск 1930. – С.114.

107 FomanderA. Hawaian antiquites and folklore. – Honolulu, 1916. – P. 164.

108 Сахаров И.П. Песни русского народа. Часть IV. – СПб-,1839. – С. 145.

Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. «Русский детский фольклор: учебное пособие»

нять в игре особую роль. По этой причине Г.С. Виноградов сближал считалки с гаданиями, поскольку выбор в них зависит не от разумного расчета, а от случая, от воли судьбы. Отсюда и название, бытующее у детей и подростков Куйтунского района – «гадалка», в Барнаульском округе считалку называют «ворожинка».

Английский исследователь детского фольклора Г. Бетт на основании сопоставления обширного английского материала и записей, сделанных у других народов, приходит к заключению, что «числовые песенки отразили на себе те ступени, которые прошло человечество, обучаясь счету»109 .

В ходе развития жанр считалки испытал разные влияния. Г.С. Виноградов считает, что наиболее значительным было воздействие книжной поэзии. Но все книжные тексты сильно приспосабливались к детской среде, «принимая иной вид, иной облик», хотя функция считалок оставалась без изменений.

109 Bett H. Nursery rhymes and tales. Their origin and history. – London, 1924. – P. 245–246.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»