Григорий кащеев. Леший из вятских лесов

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Григорий Ильич Кощеев родился 12 (24) ноября 1873 года в починке Салтыковский Вятской губернии в крестьянской семье.

Поражал всех огромной силой - рост 2м.08см., вес 160 кг.

В 15 лет ростом Гриша был выше всех мужиков в деревне. Отец, довольный таким сыном говорил: «Будешь хорошим помощником

в семье.» В крестьянской работе он не жалел себя, любил землю и так привязался к ней, что не мог представить жизнь без хлебопашества.

В 1896 году прокладывалась Пермь - Котласская железная дорога. Гриша ушел на строительство железной дороги в Зуевку. Трудился больше, чем за двоих: один поднимал рельс, носил громадные бревна, справлялся с копром, который до него обслуживало шестеро.

Гриша в Зуевке не вытерпел, видя, как подрядчик обсчитывает рабочих. Раньше срока ушел с работы, а осенью снова решил идти в извоз.

В зимнее время, когда кончались полевые работы, Григорий занимался извозом на Соколовском винокуренном заводе, выполнял разные тяжелые работы: взвешивал бочки со спиртом на скалочных весах, один взгромождал на весы сорокаведерную бочку. Обоз с бочками шел в уездный город Слободской на местный винный завод.


В конце 19 начале 20 века все европейские страны захлестнула волна увлечения борьбой. Цирки ломились от публики. Хозяева русских цирков выписывали на гастроли прославленных иностранцев: Миллер, Дирикс Понс, Олаф Андерсон и других. Россия родила своих богатырей: Ивана Поддубного, Василия Бабушкина, Григория Кощеева.

Волна увлечения борьбой докатилась и до Вятской губернии, до уездного городка Слободского. В ноябре 1905 года на его улицах появились афиши о гастролях русского силача Федора Бесова. Тихая жизнь Слободского нарушилась. В город потекли толпы людей из ближайших деревень. Все хотели посмотреть на знаменитого силача. Бесов демонстрировал свою силу - гнул подковы, рвал цепи, кулаком вбивал в дерево гвозди. В заключении Бесов вызывал желающих на борьбу, обещая победителю 25 рублей.

Григория Кощеева уговорили побороться с Бесовым. Улучив момент, Кощеев поднял Бесова в воздух, несколько раз крутнул его над головой и бросил на спину.

Салтыковский мужик поборол именитого борца. Это была первая победа Григория на арене.

Конечно, Бесову было обидно, но в нем прежде всего заговорил делец, и он понял, что на этом самородке можно заработать деньги.

Он уговорил Гришу оставить извоз и пойти с ним в цирк. Перспектива была заманчива, и Гриша согласился.

Трудно себе представить, что человек в течение 3-4 лет сделал себе почти европейское имя. Кощеев, будь он иностранцем, зарабатывал бы такие же деньги, как Понс или Антонич.

Но Гриша безгранично любил одно на свете - свою родную деревню.

Побывал он только в Париже в 1908 году, сделал там огромные сборы, произвел сенсацию своей фигурой и медвежьей силищей и … больше за границу - ни за что.

О похождениях салтыковского богатыря ходило много легенд разного рода. То говорили, что он снял шапку с кладовщика, поднял плечом угол склада и положил туда шапку, то гири подвесил, да такие, что их не могли снять, подпиливали бревна. Но достоверно известно, что Григорий Кощеев, ухватившись за колесо, останавливал тройку лошадей на полном скаку…

В глубине души Гриша Кощеев был очень добрый, даже застенчивый человек. Он любил русскую землю, её раздольные поля, березы, тосковал по родной деревне, по лошадям, бороне. Пользуясь огромным успехом, он все чаще и чаще повторял: «Нет, уйду из цирка. Вернусь домой, землю пахать буду.» И вот, совершенно неожиданно для всех, он покинул цирк на взлете своей славы, и предпочел мирный труд пахаря грому аплодисментов…

Антрепренер И. В. Лебедев так о нем сказал: «Жизнь сыграла с этим хорошим человеком одну из своих злых и обидных шуток: только наступили для него светлые дни - и перерезаны нити жизни… Улыбаются с карточки добрые, всегда грустные глаза этого черноземного богатыря, вышедшего из земли и обратно ушедшего в неё»

Похоронен Григорий Ильич Кощеев в селе Коса. Могила до настоящего времени не сохранилась.

В России в середине XIX века в царском кабинете существовала должность «Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения». Развившиеся под таким наблюдением представители русского населения до сих пор удивляют этим самым своим развитием.

Например, в тяжелой атлетике тем, кто "тянул" меньше 100 килограммов, в Клубе сильных было делать нечего.

Сергей Елисеев (1876 – 1938). Легкий тяжелоатлет

Сергей Елисеев и Георг Гаккеншмит

Рекордсмен мира, потомственный богатырь небольшого роста, он случайно прославился на городском празднике в Уфе – выиграл в турнире поясной борьбы у многократного чемпиона. На следующий день к дому Елисеева привезли трех баранов, как великодушный акт признания от поверженного экс-чемпиона.

Трюк . Брал в правую руку гирю весом 62 кг, поднимал ее вверх, затем медленно опускал на прямой руке в сторону и несколько секунд удерживал руку с гирей в горизонтальном положении. Три раза подряд он вырывал одной рукой две несвязанные двухпудовые гири. В жиме двумя руками он поднимал 145 кг и толкал 160,2 кг.

Иван Заикин (1880 – 1949). Шаляпин Русских мускулов

Чемпион мира по борьбе, Чемпион по поднятию тяжестей, цирковой артист, один из первых русских авиаторов.

Зарубежные газеты назвали его "Шаляпиным русских мускулов".

Его атлетические номера становились сенсацию. В 1908 году Заикин гастролировал в Париже. После выступления атлета перед цирком были выставлены разорванные Заикиным цепи, погнутая на его плечах железная балка, "браслеты" и "галстуки", завязанные им из полосового железа. Некоторые из этих экспонатов были приобретены Парижской кунсткамерой и демонстрировались наряду с другими диковинками.

Трюк. Заикин носил на плечах 25–пудовый якорь, поднимал на плечи длинную штангу, на которую усаживалось десять человек, и начинал ее вращать ("живая карусель").

Георг Гаккеншмидт (1878 – 1968). Русский лев

Чемпион мира по борьбе и рекордсмен мира по тяжелой атлетике. С детства Гаак тренировался: прыгал в длину на 4,9 метров, в высоту с места – на 1,4 метра, 180 метров пробегал за 26 секунд. Для укрепления ног практиковал подъемы по винтовой лестнице к шпилю церкви Оливеста с двухпудовыми гирями.

В спорт Гаак попал случайно: доктор Краевский - «отец русской атлетики» - убедил его в том, что «он легко может стать самым сильным человеком в мире». В 1897 году Гаак сорвался в Петербург, где разнес в пух и прах столичных тяжеловесов. Тренируясь у Краевского, Гаак быстро берет все первые места в России (кстати, он ел все, что хотел, но пил только молоко), и едет в Вену. Далее – Париж, Лондон, Австралия, Канада, Америка - и звание Русского льва и Самого сильного человеком конца XIX - начала XX века.

Трюк. Одной рукой выжимал штангу весом 122 кг. Брал в каждую руку гантели по 41 кг и разводил прямые руки горизонтально в стороны. Выжимал на борцовском мосту штангу весом 145 кг. Скрещенными на спине руками Гаак поднимал из глубокого приседа 86 кг. С 50-киллограмовой штангой приседал 50 раз. Сегодня трюк так и называется "гаак–упражнение" или просто "гаак".

Григорий Кащеев (настоящ. – Косинский, 1863 - 1914). Великан-дауншифтер

Богатырь из деревни с преимуществом в росте - 2,18 м. На деревенской ярмарке победил заезжего циркача Бесова, который сразу же его убедил поехать с ним - «являть силу».

«Приезжаем с Гришей в глухой- преглухой городишко. Там таких людей как мы, и не видели. Кащеев (псевдоним Косинского) - косматый, как зверюга, а моя фамилия Бесов. Облика человеческого у нас нет. Решили, что мы - оборотни... Не говоря дурного слова, заарканили нас, вывезли за град и говорят: "Ежели ни уйдете из нашего города добром, так пеняйте на себя!», - вспоминал Бесов.

В 1906 году Григорий Кащеев впервые встретился с борцами мирового класса и подружился с Заикиным, который помог ему выйти на большую арену. Вскоре Кащеев клал на лопатки всех именитых силачей, а в 1908 году вместе с Поддубным и Заикиным поехал в Париж на Всемирный чемпионат, откуда привезли победу.

Трюк. Казалось бы, что теперь и началась настоящая борцовская карьера Кащеева, но, отказавшись от самых выгодных предложений, он бросил все и уехал к себе в деревню, пахать землю.

«Мне полно приходилось зреть оригинальных людей в мою бытность директора борьбы, но все же самым интересным по складу характера я должен мнить великана Григория Кащеева. На самом деле тяжело себе представить, чтобы джентльмен, в течение 3 - 4 лет сделавший себе европейское имя, добровольно ушел с арены назад в свою деревню, сызнова взялся за соху и борону. Громадной силы был тот самый джентльмен. Почти в сажень ростом, Кащеев, будь он иноземец, зарабатывал бы большие капиталы, оттого что силой он превосходил всех иностранных великанов» (Журнал "Геркулес", №2, 1915 год).

Петр Крылов (1871 – 1933). Король гирь

Москвич, который сменив профессию штурмана торгового флота на ремесло атлета, прошел весь путь от ярмарок и «балаганов живых чудес» – до крупных цирков и чемпионатов по французской борьбе. Он же (внимание!) был бессменным призером конкурсов на лучшую атлетическую фигуру, взяв еще в детстве пример с атлета Эмиля Фосса, который выходил на арену в шелковом трико и леопардовой шкуре. Первые тренировки начал дома с утюгами, которые он привязывал к половой щетке.

Трюк. Крылов установил несколько мировых рекордов. В положении "борцовский мост" он выжимал двумя руками 134 кг, левой рукой– 114,6 кг. Жим в «солдатской стойке»: левой рукой 86 раз подряд поднимал двухпудовую гирю. Родоначальник зрелищных трюков, которые тогда повторяли другие атлеты, а сегодня десантники: сгибание рельса на плечах, проезд автомобиля по телу, поднятие платформы с лошадью и всадником. Выполняя атлетические номера, Крылов их весело комментировал. Его реплики всегда отличались убедительностью. Например, когда он разбивал камни кулаком, то неизменно обращался к публике с такими словами:

«Господа, если вы думаете, что в этом номере есть фальшь, то могу разбить этот камень кулаком на голове любого желающего из публики».

От практики Крылов мог легко перейти на теорию и прочитать лекцию о физической культуре.

Александр Засс (1888 – 1962). Русский Самсон

Отец Александра Засса был как раз тем человеком, который мог выйти в цирке против приезжего силача и выиграть бой. Неудивительно, что Александр попал в цирк и занялся сразу всем: воздушной гимнастикой, джигитовкой, борьбой. В 1914 году грянула мировая война, и Александра призвали в армию в 180 Виндавский кавалерийский полк. Однажды он возвращался из разведки и вдруг, уже вблизи от русских позиций, его заметил противник и открыл огонь. Пуля прострелила ногу лошади. Австрийские солдаты, увидев, что лошадь со всадником упала, не стали преследовать кавалериста и повернули назад. А Александр, убедившись, что опасность миновала, не пожелал оставлять раненую лошадь на ничейной территории. До расположения полка оставалось, правда, еще полкилометра, но это его не смутило. Взвалив на плечи лошадь, Александр так и принес её в свой лагерь. В дальнейшем Александр будет включать в свой репертуар ношение на плечах лошади. Попав в австрийский плен, силач сбегает с третьей попытки, благо разгибать решетки и рвать цепи он умел. Оказавшись в Европе, он победил всех силачей Европы и стал "Русским Самсоном".

Трюк . Несколько десятилетий с цирковых афиш многих стран не сходило его имя, а точнее псевдоним - Самсон. Удивителен был репертуар его силовых номеров: он носил по арене лошадь или пианино с пианисткой и танцовщицей, располагавшейся на крышке, ловил руками 90–килограммовое ядро, которое выстреливалось из цирковой пушки с расстояния 8 метров. "Русский Самсон" отрывал от пола и удерживал в зубах металлическую балку с сидящими на ее концах ассистентами. Продев голень одной ноги в петлю каната, зафиксированного под самым куполом, держал в зубах платформу с пианино и пианисткой. Лёжа голой спиной на доске, утыканной гвоздями, Заас держал на груди камень весом в 500 килограммов, по которому желающие (из публики) били кувалдами. В знаменитом аттракционе "Человек–снаряд" он ловил руками ассистентку, вылетавшую из жерла цирковой пушки и описывающую над ареной 12–метровую траекторию. В 1938 году в Шеффилде на глазах собравшейся толпы его переехал груженный углем грузовик. Самсон встал и, улыбаясь, раскланялся перед зрителями.

Фредерик Мюллер (1867– 1925). Евгений Сандов

Мало кто знает, что рекордсмен тяжелой атлетики и «чародей позы» Евгений Сандов - Фредерик Мюллер. Не только сильнейший атлет, но и смекалистый бизнесмен, Мюлер понял, что карьера в силовом спорте пойдет быстрее, если взять русское имя. Новоиспеченный Сандов отличался от хилого Мюллера выдающейся силой, достигнутой благодаря тренировкам и занятиям физической культурой.

Трюк . С весом менее 80 кг, он установил мировой рекорд, выжав одной рукой 101,5 кг. Делал сальто назад, держа в каждой руке по 1,5 пуда. В течение четырех минут мог отжаться на руках 200 раз.

Бизнес-трюк. В 1930 году под своим русским именем он выпустил книгу "Bodybuilding", дав название этому виду спорта во всех англоязычных странах и также дав основание полагать, что бодибилдинг придумали русские.

Уже который час, позабыв обо всём, роюсь в книжных завалах у ларьков парижских букинистов. Увидел русские журналы за 1915 год. Перелистал. В глаза бросился заголовок статьи: «Смерть русского чемпиона». Автор её, некий М. Жуве, рассказывает о русском богатыре Григории Кощееве: однажды он получил приглашение приехать в Москву на встречу цирковых борцов. В столице его встретили, устроили в гостинице, потом угостили обедом в ресторане. За столом Григорий увидел своих бывших соперников, русских и иностранных, которых он в своё время на турнирах укладывал на лопатки.
Вскоре Кощеев уехал на родину, в деревню Салтыки Вятской губернии, и через день после приезда домой скоропостижно умер.
- Что же случилось? Не был ли он отравлен из зависти, из желания отомстить удачливому сопернику? - размышлял я. - Тогда, значит, виноваты в его смерти те, кто был с ним в ресторане. А были там...
Я, волнуясь, торопливо перелистываю страницы журнала... Какая жалость! Следующая страница, где, возможно, были названы имена людей, бывших с Григорием в тот день, вырвана...

ПЕРВАЯ ПОБЕДА

В 1904 году в городок Слободской приехал цирковой артист и борец Фёдор Басов, выступал перед местной публикой: с завязанными глазами жонглировал двухпудовками, рвал цепи, разрывал колоду карт, гнул пальцами медные пятаки, на своих могучих плечах сгибал металлическую балку. Слобожане были в восторге от силы артиста!
В конце выступления Фёдор обратился к зрителям:
- Может, кто-нибудь пожелает со мной побороться?
Зал присмирел. Бороться? С таким силачом?..
И вдруг чей-то бас пророкотал:
- Давай попробую!
На арену вышел огромного роста бородатый мужик в лаптях и холщовой рубахе.
- Да это же Григорий! Ну да, он самый, наш земляк из Салтыков родом, - заговорили зрители.
Началась схватка. И что вы думаете? Салтыковский мужик поборол именитого молодца. Это была первая победа Григория на арене.

СИЛУШКА У НЕГО БЫЛА НЕОБЫКНОВЕННАЯ!

Мог, связав двенадцать двухпудовок, взвалить их на плечи и похаживать по деревне. Однажды положил в сани подрядчика, обманывавшего и обсчитывавшего рабочих, сорокапудовую «бабу» для забивки свай. Подрядчику пришлось просить десятка два мужиков, чтобы стащили «железяку» с саней.
Как-то в праздник увидел Григорий дюжину дерущихся парней Посмотрел,- посмотрел на них, потом сгрёб их всех своими длинными руками и загнал в ручей. Проговорил с о суждением:
- Эй вы, мухи! Охолоньте-ка.
Бывало, помогал соседям пахать на их участках, вытаскивал из снега тяжело гружённые дровами сани. За то, что всем помогал своей силушкой, любили и уважали Григория в деревне.

ПУТЬ К СЛАВЕ

Жил бы да жил, работал бы да работал Григорий в родной деревне, если бы не встреча с Фёдором Басовым. Стал тот уговаривать его выступать перед народом, «силушку показывать», бороться на арене: мол, ждёт тебя большое будущее и слава!
И Григорий согласился. Так началась его жизнь циркового артиста и борца. Конечно, не сразу пришли к нему известность, слава, деньги. Пришлось Григорию немало потренироваться, приобретая опыт выступлений на арене, изучая приёмы французской борьбы. Колесил по провинции, часто боролся за гроши в холодных, насквозь продуваемых помещениях. Даже подумывал: а не уйти ли ему из цирка домой землю пахать...
А меж тем уже шёл по России слух, что появился на арене спортсмен небывалой силы, равный самому Ивану Поддубному! Григорий с огромным успехом выступал на чемпионатах борьбы в Москве, Одессе, Харькове. На всемирном чемпионате в Париже, в 1908 году, французы были поражены могуществом русских богатырей Кощеева и Поддубного: таких они никогда не видели!
С победой возвратились они домой.

«ИЗ СТАРОЙ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ»

“Много приходилось мне видеть оригинальных людей за мою бытность директором борьбы, но всё же самым интересным по складу характера я должен считать великана Гришу Кощеева, - пишет в своих воспоминаниях «Из старой записной книжки» антрепренёр И.В.Лебедев. - Громадной был силы этот человек, не уступал иностранным великанам, но был гораздо крепче их и отличался большой выдержкой в борьбе. Безгранично любил одно на свете - свою родную деревню, тянуло его к земле... Человек, в течение трёх-четырёх лет сделавший себе почти европейское имя, добровольно ушёл с арены в свою деревню - опять взялся за соху и борону, устроил себе в деревне хороший дом, захозяйничал, женился, родилась у него дочурка...

В ПАМЯТИ НАРОДНОЙ

Жива в народе память о Грише Кощееве, о его легендарной силе. Помнят люди и его доброту, отзывчивость, приветливость: и деньгами помогал соседям, и по хозяйству, а по приезде встретит односельчанина - первым шапку снимет, поздоровается, расспросит, как житьё-бытьё... И никогда не хвастался, что в Москве был первым борцом и что за границей известен. Вот таким был он человеком. Потому и называли его в Салтыках, в Косино уважительно - Григорием Ильичом, привечали как родного, близкого.
Свой очерк о Григории Кощееве И.В. Лебедев заканчивает такими словами: «Жизнь сыграла с этим хорошим человеком одну из своих злых и обидных шуток: только наступили для него светлые дни - и перерезаны нити жизни... Улыбаются с карточки добрые, всегда грустные глаза этого черноземного богатыря, вышедшего из земли и обратно ушедшего в неё».

I
Сей сказ не сказка это быль,
О том, что в тысяча девятисот восьмом,
Приехал в город Вятка богатырь,
Чтобы с любым на поединке удалом,
Проверить, есть ли тот, что пересилит.
И в этот день все решено судьбой!
Ведь там живет, кто Бесова осилит.
Борьба шла в цирке, для куража, пред толпой,
Там Федор Бесов цепи разрывает!
Потом подковы с лёгкостью ломает.
Ликует публика, аж сердце замирает!
Как грозен он и это всех пугает.
Вдруг сей борец, народу излагает -
«Кто может посоперначать со мной?»
За приз, который двадцать пять рублей,
В борьбе я сам, легко любого одолею!
А в цирке кутерьма и нет такого.
В повисшей тишине - сказали: «Есть!»
Протиснувшись через толпу, мужик суровый,
Сказал: «Бороться буду я за Вятку здесь!»
Поднялся шум и свист, да в сердце трепет.
Кощеев, не спеша на помост всходит.
И взглядом Вятский цирк обводит.
С улыбкой, к борцу из Питера подходит,
И в жаркой схватке оба ходят.
Все видят - бой к концу подходит,
Из Бесова веся дерзость сходит,
Короток миг и он лежит, вес цирк от радости шумит!
Кощееву трубач трубит! Виват! Под куполом звенит!

II
Борца Краевского уж не было в ту пору.
Учеником его был Лебедев Иван.
Который стал своих учеников возить по свету,
И первый раз приз был другим отдан.
После борьбы борцы в тот час обнялись,
И на ристалище тяжелом побратались!
Все в зале ахнули, такому удивляясь!
А Федор с Гришей за кулисы удалялись.
Иван - Кощеева с победой поздравляет,
Затем вступить в свою команду убеждает.
После чего, другую жизнь Григорий начинает.
За Петербург он на аренах многих побеждает.
На всем скаку, невероятной силой обладает,
В упряжке, тройки лошадей, за колесо хватает.
У иностранцев это дикий ужас вызывает,
Когда она, в ту же секунду замирает!
Кощеев сорок пудовую колоду поднимает,
И как пушинкой, такой тяжестью играет!
Шутя желающих, с собой бороться, зазывает.
Не стало равных, ни в России, ни в Европе,
С таким, как он богатырём не пропадёте!
Весь мир со славой Русской обойдёте!
Григорию дороже взлёта и забавы,
Земля родная и поля, да травы!
А те, кто думали иначе, вы не правы!
Но все же грех вас осуждать за эти нравы!
Прошло ещё три года и на пике славы,
Вдруг бросил выступать боец удалый!
Как рокот, среди гор, бегущей лавы,
Ушёл, в родную землю, труд вложить не малый!
Кто жив трудом, тем и не нужны награды!
Они и так родным просторам, рады.
В них русский дух и не страшны преграды,
И будут в будущем, на жизнь, такие взгляды!

Илья Цыпляев
https://vk.com/public64626019?w=wall-64626019_1765
Григорий Ильич Косинский (псевдоним Кащеев 12.11.1873 - 25.05.1914), борец
, силач от сохи.
Григорий Кащеев О жизни и спортивной карьере Григория Косинского, выступавшего под сценическим псевдонимом "Гришка Кащеев" известно не очень много. В этой статье мы попытаемся собрать воедино те обрывочные сведения, что нам известны.

Григорий Кащеев родился 12 ноября 1873 года в селении Салтыки Вятской губернии, в семье самого обычного крестьянина. Семья была многодетной, однако все дети, кроме Гриши, были обычного роста и обычной силы. Григорий же в возрасте 12 лет сравнялся по силе с самыми сильными мужчинами Салтыков. Это и немудрено - к 20 годам Кащеев был ростом в сажень (212 сантиметров) и весил 10 пудов (160 килограммов). Одежду и обувь Григорий делал себе сам - лапти огромного размера летом и валенки зимой. На валяние валенок Кащееву уходило 10 фунтов шерсти, в то время как другим мужикам хватало на валенки и 5 фунтов. Отец не мог нарадоваться на силу и стать сына: "Хороший помощник растёт!", - с нескрываемой гордостью говаривал он своим знакомым.

Пробуя свою силу, Григорий Кащеев выполнял множество силовых упражнений, которые не могли выполнить самые сильные мужчины их села. Так, он запросто поднимал над собой бревно, на концах которого висели несколько человек и вращался вместе с этим снарядом, повторяя тем самым знаменитую "живую карусель" своего будущего учителя Короля Железа и Капитана Воздуха Ивана Заикина. Односельчане припоминали случай, когда Гришка Косинский перекинул через забор лошадь, которая застряла между штакетами изгороди, пытаясь пролезть на другую сторону. В другой раз Косинский за рога вытянул корову из оврага, однако, не рассчитал с усилиями и свернул ей шею, едва не оторвав голову. Ради проверки своей силы, подростком Григорий Кащеев таскал за собой воз, груженый мешками с зерном. Вес такой повозки достигал немногим более 400 килограмм. Помимо чудовищной физической силы Кащеев обладал ещё и потрясающей выносливостью - он с утра и до вечера пахал в поле, а после тяжёлого рабочего дня шёл на гулянки в соседнее село. Присутствие чудо - богатыря дисциплинировало парней из соседнего села, и Гришка Кащеев служил своего рода гарантом порядка на деревенских гулянках.

Чтобы подзаработать денег, Григорий Кащеев устраивается на грузчиком на винокуренный.
Григорий Кащеев завод в соседнее село Сосновку. Мужики втроём - вчетвером ворочали огромные бочки со спиртом, перетаскивая их по территории завода. Гриша такие бочки таскал в одиночку, вызывая справедливое восхищение коллег по цеху. Чтобы закрепить успех в развитии мускульной силы, мог по двадцать раз креститься двухпудовой гирей. Один раз, на спор обошёл вокруг склада, неся на себе 12 двухпудовых и одну пудовую гирю - всего 208 килограмм. Уходя с этого места работы из-за ссоры с кладовщиком, подвязал к балке под потолком все гири, что были на складе. На следующий день вся работа встала - несколько часов пришлось потратить мужикам, чтобы снять многоцентнерную "гирлянду".

Следующим местом работы Григория Косинского-Кащеева стало железнодорожное депо в
соседней Зуевке. Однако начальник ему попался жуликоватый и каждый раз старался обсчитать великана. Потеряв терпение, в один из дней Кащеев положил 40 пудовый кусок рельса в повозку своего начальника. Тот долго недоумевал - почему лошадь никак не может сдвинуться с места?

В 1905 году Григорию посчастливилось схватиться с известным цирковым силачом Фёдором Бесовым. Тот предлагал 25 рублей тому, кто сможет победить его в честном борцовском поединке. Кащеев откликнулся на его призыв и в первой схватке сумел добиться ничьей, а во второй эффектно приложил лопатками об пол Бесова, выиграв заветный приз.

Иван Заикин и Григорий Кащеев Циркач, увидев в Кащееве необыкновенный потенциал, ринулся уговаривать его выступать на арене и преуспел - на следующий день Григорий Кащеев отдал свою лошадь односельчанам и начал карьеру борца. Целый год Григорий выступал вместе с Бесовым, а в 1906 году судьба свела его с Иваном Заикиным, умным и сильным борцом, который смог раскрыть весь потенциал Кащеева. Месяцы тренировок не прошли даром - уже в 1907 году Григорий Кащеев стал самым ярким борцом в Российской Империи, завоевав несколько престижных наград, а в 1908 году занял призовое место на чемпионате мира в Париже, уступив только своему учителю Ивану Заикину и Чемпиону Чемпионов Ивану Поддубному. Схватка с Поддубным длилась больше шести часов, и только огромный опыт помог Поддубному победить вятского великана.

По возвращении в Москву Кащеева ждал триумфальный приём, его завалили предложениями о выступлениях в лучших цирках города. Однако, устав от интриг и зависти соперников, Кащеев решил вернуться к родной земле, и стал землевладельцем, в качестве которого и пробыл до самой своей смерти в 1914 году.

Николая Поликарпова, Александра Веприкова и Дмитрия Сенникова объединяет
многое. Все они родились, жили, работали и по сей день работают на вятской земле,
посвятили ей свое творчество, стали опытными профессионалами, получили звание «Заслуженный художник России» и передают секреты своего мастерства молодым.

Всем троим недавно перевалило за шестьдесят пять, и, видимо, связывает их не только цеховое товарищество, но и простая человеческая дружба. 25 лет назад у них уже была общая выставка. И вот теперь, спустя четверть века, они показывают зрителям свои работы, созданные за последние десять лет.

Во-первых, надо сказать, что все трое – превосходные пейзажисты.

Николай Поликарпов верен теме русской деревни с ее трудной судьбой, он любит живописать труд и быт простых людей, пишет их портреты. Последние пять лет он работал на своей малой родине, в вятской глубинке – деревне Ожигановы Орловского района и создал там немало новых произведений. Многие его работы («Родина моя», «Истобенск», «Село Полом на Вятке») можно назвать монументальными эпическими полотнами, хотя не менее интересны и волнующи его этюды.

Александр Веприков тоже отдал дань своей малой родине – городу Уржуму. Веприков – мастер лирического пейзажа, романтик в душе, часто он создает пейзажи-картины, будь то город или деревня. В его творчестве так же, как и в творчестве Сенникова, особое место занимают васнецовские места. Оба они – лауреаты премии правительства Кировской области имени бр. Васнецовых. Кстати, Сенников – участник всех васнецовских пленэров, начиная с 2006 года.

Дмитрий Сенников, как известно, уже вошел в историю вятской живописи как художник, создавший целостный образ старой Вятки, в первую очередь он - мастер городского пейзажа. Уже давно нет в реальности тех домов, улочек и переулков, которые он навсегда запечатлел своей кистью.

Но, естественно, что у каждого из них есть и другие излюбленные темы. Так Сенникова можно назвать художником-анималистом: он любит изображать животных, птиц и прочую живность. При этом он проявляет не только наблюдательность, но и юмор, а порой как бы очеловечивает животных. Миру животных не так давно была посвящена его персональная выставка.

Александр Веприков может удивить зрителей «обнаженкой», выполненной очень тактично и изысканно, или же оригинальным женским портретом. Запоминаются его натюрморты, в которых чувствуется любовь к жизни и радость бытия. Его натюрморты могут существовать не только в доме на столе, но и в огороде, на полянке или на опушке леса.

Все три художника работают в рамках традиционного искусства, однако пытаются осваивать и новые техники. Так Александр Веприков, например, представил на выставку картину-коллаж «Памяти родных», где использованы небольшие живописные пейзажи, фотографии, стихи, реальные бытовые предметы и природные материалы.

На фото слева направо: Н.Поликарпов, Д.Сенников, А.Веприков.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»