Главные герои о 1 любви. Главные герои повести

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Разделы: Литература

Чтобы состояться как личность,
Подвергнуться испытанию любовью,
Ибо именно в ней выявляется истинная
Сущность и ценность любого человека.
И.С.Тургенев

Дома вы познакомились с повестью И.С.Тургенева “Первая любовь”. Ваши впечатления?

Кстати, это произведение и современниками Ивана Сергеевича было воспринято неоднозначно.

В письме Луи Виардо к Тургеневу мы читаем резкую критику повести: “Мой друг, я хочу высказаться перед вами начистоту по поводу вашей “Первой любви”.

Откровенно говоря, если бы я был редактором, я тоже отказался бы от этого небольшого романа и по тем же причинам. Боюсь, что его, хотите вы этого или нет, следует отнести в разряд той литературы, которую справедливо именуют нездоровой…

Кого же среди своих обожателей выбирает эта новая Дама с камелиями? Человека женатого. Но почему бы по крайней мере не сделать его вдовцом? К чему эта печальная и бесполезная фигура его жены? И кто рассказывает всю эту скандальную историю? Его сын, о стыд! И ведь не в 16 лет он это делает, а в 40, когда у него самого уже серебрятся волосы; и он не находит ни единого слова порицания или сожаления по поводу жалкого положения своих родителей. Чему, после всего этого, служит талант, расходующий себя на подобный сюжет?” Луи Виардо

Однако друг Тургенева писатель Гюстав Флобер оценивает “Первую любовь” иначе. В марте 1863 г. он пишет Тургеневу: “…я особенно хорошо понял эту вещь потому, что это точь-в-точь история, которая произошла с одним из моих очень близких друзей. Все старые романтики… должны быть вам признательны за этот маленький рассказ, который так много говорит им об их юности! Какая зажигательная девушка эта Зиночка. Одно из ваших качеств - это умение создавать женщин. Они идеальны и реальны в одно и то же время. Они обладают притягательной силой и окружены сиянием. Но всю эту повесть и даже всю книгу осеняют следующие две строчки: “Против отца у меня не было никакого дурного чувства. Напротив: он как будто еще вырос в моих глазах”. Это, на мой взгляд, мысль поразительно глубокая. Будет ли это замечено? Не знаю. Но для меня это вершина”.

Для того чтобы разобраться, кто же прав в своей оценке повести, обратимся к ее анализу.

Как вы считаете, первую любовь испытывает каждый человек?

Тургенев в своем произведении говорит, что нет. В прологе автор изображает сцену ночного разговора хозяина с двумя задержавшимися в его доме гостями. Из разговора мужчин мы понимаем, что первая любовь обходит стороной пошлое и обыденное сознание. 1-ый гость, Сергей Николаевич, говорит: “У меня не было первой любви…я прямо начал со второй… Когда я в первый раз приволокнулся за одной весьма миленькой барышней…я ухаживал за ней так, как будто дело это было мне не внове…”

Какое слово в его речи настораживает?

“Приволокнулся”.

Этот человек не только опошляет само понятие любви; он пытается зачеркнуть принципиальное свойство первой любви - ее способность делать хорошо знакомый мир новым.

Будничной, приземленной, ритуализированной, неискренней, вынужденной выглядит история первой влюбленности хозяина дома: “нас сосватали, мы очень скоро полюбились друг другу и вступили в брак, не мешкая, словом, “все у нас шло как по маслу”.

А И. С. Тургенев считал, что любовь- это удар. Она забирает всего человека без остатка и требует преображения, поэтому ее потом и вспоминаешь всю жизнь.

Владимир Петрович, 2-ой гость, был одарен первой любовью, он знает, что она значит для человека в юности и для всей его последующей судьбы. Он отчетливо сознает, кто перед ним и что ему предстоит защищать само понятие “любовь”, поэтому он просит время, чтобы записать историю, до сих пор живущую в нем, ведь говорить о таком нельзя всуе…

Многих своих героев Тургенев испытывает любовью, потому что это чувство преображает человека, делает его лучше. Обратимся к образам главных персонажей повести, одаренных первой любовью.

Рассказ учащихся о героях произведения и выводы учителя.

Образ Вольдемара.

Рассказ ведется от лица главного героя Владимира Петровича, человека лет сорока. Он вспоминает историю, произошедшую с ним, 16-летним юношей. Прототипом молодого героя повести, по словам самого писателя, послужил он сам: “Этот мальчик- ваш покорный слуга…”

Сменяют друг друга длинные, светлые, теплые дни лета… Жизнь идет своей чередой… без гувернера… в прогулках с книгой в руке, вскачь на верховой лошадке. Мальчик представляет себя рыцарем на турнире. Дамы сердца у него пока еще нет, но вся его душа готова к встрече с ней.

Охарактеризуйте внутреннее состояние героя.

В нем живут два полярных чувства: грусти и радости. Грустит и плачет он от созерцания “красоты вечера” и чтения “ певучего стиха”. Но одновременно так радостно наблюдать ему вокруг себя красивый мир, что “сквозь слезы и сквозь грусть” неудержимо “проступало… чувство молодой, закипающей жизни”.

Тургенев называет предчувствие Володи “полусознанным, стыдливым”, так как оно связано с грезами юного сердца о “призраке женской любви”. Юношеское сознание сосредоточено на мечте о рыцарском служении Прекрасной Даме. И в этом он достойный сын своего отца.

Образ Петра Васильевича.

Прототип героя - отец писателя Сергей Николаевич, который женился на Варваре Петровне (матери Ивана Сергеевича) по расчету. В течение всей жизни он сохранит свою внутреннюю независимость и подчеркнутую холодность в супружеском союзе.

Почему именно после “воробьиной ночи” Тургенев рассказывает об отце Владимира?

“Воробьиная ночь” показала, что чувство, которое испытывает Владимир настоящее и очень серьезное, его счастливый сон на заре словно затишье перед той бурей страданий и страстей, которые обрушатся на юношу, и именно отец станет причиной этих страданий.

Сейчас о своем отце говорит 40- летний человек, но даже по прошествии двух десятков лет после его смерти он продолжает смотреть на него с обожанием и преклонением. “Я любил его, я любовался им, он казался мне образцом мужчины”. По- прежнему незабываемо лицо отца: умное, красивое, светлое, незабываемы те короткие минуты, когда он позволял мальчику находиться рядом с собой. Но от этого привязанность к отцу не делалась меньше.

Именно отец помогает сыну понять вековечный смысл любви: “ Чужое я внедрилось в твое: ты расширен - и ты нарушен… и твое я умерщвлено”.

В памяти Владимира Петровича отец остался человеком чести. Женившись по расчету на женщине “старше его десятью годами” и будучи зависим от нее материально, он терпит много лет недостойное себя положение. Единственное, что помогает ему в вынужденных жизненных обстоятельствах оставаться внутренне независимой личностью - это его строгость, холодность и отдаленность в отношениях с женой. Поэтому трудно представить ситуацию, в которой бы отец мог о чем-либо просить ее. Тем не менее дважды Петру Васильевичу придется встать на колени перед женой, заботясь о Зинаиде.

Когда их связь перестает быть тайной благодаря анонимному письму графа Малевского и в доме происходит ссора с жестокими словами и угрозами, он находит в себе душевные силы пойти к жене и “с нею наедине” долго говорить о чем-то. Стремясь оградить княжну от наветов, он соглашается, по-видимому, с условием жены оставить дачу и переселиться в город. Однако самой потрясающей является сцена, когда, по словам Владимира Петровича, за несколько дней до смерти отец получил письмо из Москвы и “ходил просить о чем-то матушку и, говорят, даже заплакал, он, мой отец”!

По- рыцарски ведет себя отец и в ситуации с автором анонимного письма его жене графом Малевским, отказав ему бывать в своем доме: “…имею честь вам доложить, что если вы еще раз пожалуете ко мне, то я вас выброшу в окошко. Мне ваш почерк не нравится”.

Красивый, глубокий, страстный человек, он оказал решающее воздействие на резвую, кокетливую шалунью- княжну.

Даже когда все обнаруживается, мальчик- рыцарь “не зарыдал, не предался отчаянию”, а главное, “не роптал на отца”. Рыцарское поведение отца в последующие дни не только не даст повода сыну для упреков, но еще более утвердит юношу в отцовском праве на любовь. Знаменательна в этом смысле сцена (после свидания отца с Зинаидой в городе), когда ему вдруг открывалось, “сколько нежности и сожаления могли выразить… строгие черты” его отца, истово любившего и одновременно скорбящего по невозможности своей любви.

Образ Зинаиды Александровны Засекиной.

Прототипом Зинаиды стала поэтесса Екатерина Шаховская, она была соседкой по даче 15-летнего Тургенева.

Зинаида занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ей 21 год. Об этом свидетельствуют ее поступки, от которых веет ребячеством, необдуманностью (игра в фанты или приказ Вольдемару прыгнуть со стены). Любовь поклонников ее забавляет. К Вольдемару она тоже относится как к очередному поклоннику, вначале не понимая, что он еще никогда не влюблялся, что его жизненный опыт еще меньше, чем ее собственный.

Во второй сюжетной сцене появится сквозной и очень важный в решении образа Зинаиды мотив света. Свет сквозит в Зинаидиной “лукавой усмешке на чуть-чуть раскрытых губах”, светом озаряет брошенный на Владимира быстрый взгляд княжны. А “когда ее глаза, большею частию полуприщуренные, открывались во всю величину свою”, то свет как будто проливался по всему лицу девушки.

Почему свет сопровождает героиню Тургенева?

Ощущение исходящего света от взгляда, лица Зинаиды принадлежит влюбленному юноше-рыцарю, обожествляющему свой идеал, видевшему перед собой женщину- ангела. Но вместе с тем свет- знак особой чистоты, говорящий о внутренней чистоте Зинаиды, чистоте ее души, несмотря на всю противоречивость поведения княжны.

Мотив света достигает кульминации в портретном описании Зинаиды, сидящей на фоне окна. “ Она сидела спиной к окну, завешенному белой сторой, солнечный луч, пробиваясь сквозь эту стору, обливал мягким светом ее пушистые золотистые волосы, ее невинную шею, покатые плечи и нежную, спокойную грудь”. Обволакиваемая оконным светом, сама излучающая свет, она как будто находилась в световом коконе, сквозь который “лицо ее казалось еще прелестнее: так все в нем было тонко, умно и мило”. Вот “веки тихо поднялись”, и в ласково засиявших глазах девушки словно отразилась душа.

C трудом и слезами входит Зинаида в мир взрослых. В ее характере – любить человека сильного, “кто бы сам меня сломил”. Она ждет именно такой любви, хочет подчиниться своему избраннику. Ее уже не устраивает флирт с поклонниками, ей “все опротивело”, и она готова к большому, сильному чувству. Вольдемар первым понимает, что она по- настоящему полюбила.

Почему произведение называется “Первая любовь”? Как вы понимаете название повести?

Это произведение о первой любви в жизни главных героев повести. В словосочетании “первая любовь” для Вольдемара ключевое слово “первая”, для отца –“любовь”, а для Зинаиды важны оба слова. Название повести многозначно. “Первая любовь”- это не только рассказ о первом прекрасном чувстве мальчика, ставшего юношей. Это мучительная последняя страсть для отца и единственная, роковая любовь для Зинаиды. Таким образом, у каждого своя “первая любовь”.

Д. з.: на след. уроке (26 марта) - проверка домашнего задания. Просьба задание выполнить всем, т. к. отсутствие на уроке не является причиной невыполненного домашнего задания. Все оценки за домашнее задание будут выставлены в журнал.

26 марта, (если не выйдет Н. В.) - закончим "Первую любовь" и начнём А. Н.Островского (пьеса "Бедность не порок")

Эпизоды
В художественном произведении, как и в жизни, большую роль играет эпизод. Ведь в нашей жизни характеры раскрываются именно в маленьких ситуациях. Хотите понять лучше какого-то человека? Смотрите, как он ведёт себя в минутных ситуациях.
Писатели это активно используют. Поэтому обратимся к любому эпизоду повести.
Возьмите один из эпизодов
(например, “Игра в фанты” (гл. VII);
“Гроза” (гл. VII);
“Прыжок со стены” (гл. XII);
“Объяснение Зинаиды с отцом” (гл. XXI), но вы для анализа можете взять абсолютно любой эпизод) и охарактеризуйте его, пожалуйста, по предложенному плану.

П л а н а н а л и з а э п и з о д а
1. Место эпизода В развитии сюжета и композиции произведения. Его условное название.
2. Речевой строй эпизода : диалог (речевые характеристики героев, особенности авторских ремарок), повествование (изображение событий), описание (портрет, пейзаж, психологическое состояние героев), авторские рассуждения (лирические отступления).
3. Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются? (Или: Что и как описывается? Какие детали описаний можно считать ключевыми? Какой тезис доказывается в авторском рассуждении? Каков пафос авторского повествования?)
4. Как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности? (Или: Какие аргументы приводит автор для доказательства своих тезисов?)
5. Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью?
6. Каков эмоциональный настрой эпизода. Как он создаётся?
7. Определите тему и проблему произведения. Какое развитие получили они в этом эпизоде? Каково значение эпизода для раскрытия главной мысли произведения, выражения авторской позиции?

Характеристика героев повести
Конечно, главное внимание сосредоточим на героях "любовного треугольника": Зинаиде, Вольдемаре и отце

План, который поможет вам разобраться в герое повести
- Портрет (основываться только на цитатах)
- Пейзаж и его роль в раскрытии характеристики персонажа
- Речь
- Поступки (ключевые эпизоды)
- Выводы.

Повесть “Первая любовь” – это произведение о сложности человеческих взаимоотношений, о том, как могут быть трагичны отношения между людьми, если они не основаны на любви. Это трагедия отца, связанного супружескими узами, семьёй, в которой нет любви. Это трагедия Зинаиды, которая полюбила человека своей мечты, но в силу обстоятельств не имела возможности с ним соединиться. Это трагедия мальчика Вольдемара, первая любовь которого оказалась такой драматичной.
Но всё-таки самое главное – это Любовь как прекрасное чувство, как вечная человеческая ценность. Даже трагическая, безответная любовь прекрасна уже хотя бы потому, что она пробуждает в человеке самые лучшие струны его души.

Год написания: Публикация: в Викитеке

«Первая любовь» - повесть Ивана Сергеевича Тургенева , рассказывающая о чувствах и связанных с ними душевными переживаниями юного героя, полудетская влюблённость которого пришла в неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви . Впервые опубликована в 1860 году в Российской империи .

История создания

Писалась Иваном Тургеневым в январе-марте 1860 года в Санкт-Петербурге . Написана на основе личного эмоционального опыта и событий в семье писателя. Как сам выразился о повести Тургенев: «Описано действительное происшествие без малейшей прикраски,…я изобразил своего отца. Меня многие за это осуждали, а в особенности осуждали за то, что я этого никогда не скрывал. Но я полагаю, что дурного в этом ничего нет. Скрывать мне нечего » .

Краткое содержание

Художественно повесть выполнена как воспоминание пожилого человека, рассказывающего о своей первой любви. Главный герой произведения шестнадцатилетний Владимир прибывает вместе с семьей в загородное поместье, где встречает красивую двадцатиоднолетнюю Зинаиду Александровну Засекину. Владимир влюбляется в Зинаиду, однако помимо него вокруг героини присутствует ряд других молодых людей, добивающихся её расположения. Чувства героя не вызывают взаимности, Зинаида, отличающаяся капризным и игривым характером, разыгрывает героя, иногда насмехается над ним, высмеивая его сравнительную молодость. Позже Владимир обнаруживает, что истинным объектом любви Зинаиды является его собственный отец - Петр Васильевич. Владимир тайно наблюдает встречу между отцом и Зинаидой и понимает, что отец бросает её, и покидает поместье. Немногим позже Петр Васильевич умирает от инсульта . Некоторое время спустя Владимир узнает о браке Зинаиды с господином Дольским и последующей смерти во время родов.

Герои и прототипы

Экранизации

  • Первая любовь (1968) - режиссёр Василий Ордынский ; в ролях Вадим Власов, Ирина Печерникова, Иннокентий Смоктуновский
  • Первая любовь (1995) - режиссёр Роман Балаян ; в ролях Анна Михалкова, Андрей Ищенко, Марина Неёлова

Примечания

Литература

Н. В. Богословский . Жизнь замечательных людей . Тургенев. - Москва: ЦК ВЛКСМ «Молодая Гвардия», 1964.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Первая любовь (повесть)" в других словарях:

    - (фильм) несколько одноимённых фильмов. Первая любовь (повесть) литературное произведение Ивана Сергеевича Тургенева … Википедия

    повесть - эпический жанр; по характеру развития действия сложнее рассказа, но менее развернут, чем роман. Рубрика: роды и жанры литературы Вид: городская повесть Пример: И. Тургенев. Вешние воды В. Белов. Привычное дело Повесть это тот же роман, только в… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Дата рождения: 1906 Дата смерти: 1976 Гражданство: СССР Род деятельности: писатель Жанр: исторический роман Произведения на сайте Lib … Википедия

    Любовь Воронкова Дата рождения: 1906 Дата смерти: 1976 Гражданство: СССР Род деятельности: писатель Жанр: исторический роман Произведения на сайте Lib … Википедия

    - «ПОВЕСТЬ О НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1948, ч/б, 94 мин. Героическая драма. По одноименной повести Бориса Полевого. Экранизация популярной в послевоенные годы повести Бориса Полевого о летчике Алексее Маресьеве, потерявшем в бою с… … Энциклопедия кино

    У этого термина существуют и другие значения, см. Вешние воды. Вешние воды Жанр: Повесть

    Призраки Обложка сборника мистических повестей И.С. Тургенева (2011) Жанр: повесть

    Филиал Жанр: повесть

    Любовь Воронкова Дата рождения: 1906 Дата смерти: 1976 Гражданство: СССР Род деятельности: писатель Жанр: исторический роман Произведения на сайте Lib … Википедия

Тургенева, отзывы о которой приведены в этой статье, была впервые опубликована в России в 1860 году. В ней рассказывается о душевных переживаниях юного главного героя, его первой настоящей влюбленности, которой пришлось столкнуться с драматичными и жертвенными отношениями между взрослыми.

История создания

Повесть "Первая любовь" Тургенева, с отзывами можно познакомиться в этой статье, была написана автором в Санкт-Петербурге в начале 1860 года.

Как признавался сам писатель, произведение было им создано на основе собственного эмоционального опыта, а также событий, которые в действительности происходили в семье писателя. Тургенев позже признавался, что описал все, как было, стараясь ничего не приукрашивать. Одним из главных героев стал его отец. Позже многие осуждали писателя за такую откровенность, а особенно за то, что он не скрывал, что все это реальные события, а не художественный вымысел.

Сам Тургенев был твердо убежден, что в этом нет ничего дурного, так как ему нечего скрывать от общественности.

Сюжет повести

Повесть Тургенева "Первая любовь" отзывы получила преимущественно положительные. И от читателей, и от литературных критиков.

Сюжет повести "Первая любовь" Тургенева, отзывы о которой есть в этой статье, представляет собой воспоминания пожилого человека. На исходе своей жизни он вспоминает о самом первом романтическом чувстве, которое посетило его в годы юности.

В центре повествования главный герой по имени Владимир. Ему всего 16 лет. Вместе со своей семье он живет в загородном поместье родителей. Там он встречает обворожительную 21-летнюю Зинаиду Александровну Засекину, княжну, которая поселяется по соседству. Он сразу влюбляется в красивую девушку, которая к тому же сама оказывает ему знаки внимания.

На его пути оказывается немало преград. Во-первых, Зинаиду окружает большое количество других молодых людей, каждый из которых стремится добиться ее расположения. А во-вторых, его чувства оказываются невзаимными. Зинаида капризна, обладает игривым характером, она часто насмехается над героем, высмеивая его по разным причинам. Например, за его сравнительную молодость.

Тайна Зинаиды

Повесть "Первая любовь" Тургенева", отзывы о которой приведены в этой статье, увлекает читателя. Особенно, когда выясняется, кто был истинным объектом любви самой Зинаиды. Это отец Владимира, которого зовут Петр Васильевич.

Главный герой тайком наблюдает сцену романтической встречи отца с Зинаидой, которая, впрочем, заканчивается разрывом. Петр Васильевич решает бросить юную девушку. Однако об интрижке супруга становится известно его жене. Семья покидает поместье.

Вскоре Петр Васильевич умирает. Его поражает инсульт. В завершении повести главный герой узнает, что Зинаида вышла замуж за господина Дольского. Он собирается с ней увидеться, но не успевает. Княжна Зинаида умирает во время родов.

Прототипы героев повести

Как уже говорилось, на реальных событиях основана повесть Тургенева "Первая любовь". В отзывах о произведении можно найти прямые указания на прототипов основных персонажей.

Прототипом Петра Васильевича является его отец, которого звали Сергеем Николаевичем Тургеневым. Его личная жизнь сложилась не совсем удачно. Женился он по расчету на женщине, которая была значительно старше его, зато состоятельнее. Мать писателя - Варвара Петровна Лутовинова. Когда они поженились, ей было 28 лет, а отцу Тургенева - 22.

Сергей Николаевич никогда не испытывал к своей супруге любви и нежности. Поэтому после нескольких лет относительно счастливой семейной жизни начал откровенно засматриваться на других женщин. В этом он преуспел, у противоположного пола отец Тургенева пользовался популярностью. Самая его известная любовница, с которой он имел наиболее продолжительные отношения, Екатерина Львовна Шаховская. Вскоре после разрыва с ней он умер в сравнительно молодом возрасте. Ему было всего 40 лет.

Любовница отца Тургенева

Княжна Шаховская стала прототипом Зинаиды Александровны в повести Тургенева "Первая любовь". Отзывы о произведении вы можете отыскать в этой статье. Она была поэтессой, сам молодой Тургенев был в нее действительно влюблен, но она отдала предпочтение его отцу.

Судьба ее сложилась так, как описано в повести. Вскоре после расставания с Сергеем Николаевичем Тургеневым она вышла замуж за Льва Харитоновича Владимирова. Спустя полгода у них родился мальчик. Шаховская тяжело перенесла роды, спустя неделю после рождения ребенка она умерла.

Анализ произведения

В анализе произведения "Первая любовь" Тургенева стоит отметить, что лучше всего автору удалось изобразить зарождение светлого и великого чувства, которое посещает каждого человека, а также развитие любви, появившейся из мимолетной юношеской увлеченности.

Автор утверждает, что любовь способна подарить человеку огромный спектр различных чувств. Причем они могут оказаться не всегда положительными. Любовь дарит не только восторг или умиротворение, но и способно поселить в душе ненависть и злость.

В данном произведении можно проследить за всеми этапами любви. Главный герой поначалу испытывает мгновения счастья и упоения, затем чувство черной ревности. А также досаду и разочарование, когда оказывается, что его главный соперник - собственный отец.

Особенности повествования

Простота изложения - одно из главных преимуществ всей прозы Тургенева. Читателю не приходится постоянно выстраивать в единую цепочку сложные факты. Вместо этого незамысловатый сюжет создает впечатление реалистичности и искренности. Очень натурально звучат все реплики, ведь все на самом деле происходило в жизни автора. По этой причине работа над этой повестью доставляла ему такое удовольствие.

Повесть "Первая любовь" Тургенева, анализ которой приведен в этой статье, поделена на главы. Каждая из них содержит в себе определенный, вполне самостоятельный сюжет. Благодаря такому построению писатель может доступнее донести свои идеи до читателя, продемонстрировать весь спектр развития чувств героев.

Кульминация повести наступает в 12 главе. В ней подробно описывается вся гамма мощных и противоречивых чувств, который главный герой испытывает к княжне Зинаиде. У читателя появляется уникальная возможность как будто заглянуть в души героев. Узнать, что они на самом деле чувствуют, как переживают происходящие события.

Образы героев

Важно и то, что практически все персонажи повести Тургенева находятся в развитии. Ярко и контрастно представлен отец главного героя. В какой-то момент читатель может ему даже посочувствовать, потому что его жизнь обречена. Он женат на нелюбимой женщине, а все его отношения на стороне обречены.

Кардинальным образом на протяжении повести меняется и образ главной героини - княжны Зинаиды. Ее образ проходит процесс эволюции. Она превращается из легкомысленной девушки, которой была в самом начале, в искренне любящую, сильную и независимую женщину.

Интересно, что в конечном счете она оказывается не такой уж легкомысленной, какой могла показаться в самом начале повести. Ближе к середине произведения она предстает перед нами в образе несчастной девушки, которая обречена в этой жизни страдать из-за любви. Ее буквально изнутри постоянно мучает и гложет мысль, что у ее любви к женатому мужчине нет никакого будущего. Однако она стойко и мужественно переносит все лишения, которые ее постигают. Это говорит только об одном - за время романа с Петром Васильевичем она превратилась в мудрую женщину, которая знает цену своим чувствам.

Главный герой повести

По сути, главный герой повести является настоящим ребенком. Юношеский максимализм в нем превалирует над многими рациональными чувствами. Например, он хочет убить своего соперника, который мешает ему воссоединиться с Зинаидой Александровной.

Однако, когда он узнает, что соперничать ему приходится с собственным отцом, весь его бурный настрой проходит. Он прощает всех вокруг и совершенно по-другому смотрит на ситуацию, в которой оказался. Согласитесь, поступок очень наивный и по-своему детский.

Скрытый любовный сюжет. Роль литературных реминисценций. Самый резкий сюжетный поворот - на сцене появляется отец Володи, который становится его соперником. Любовь, которая заведомо не может быть счастливой, вспыхнула в сердцах двух людей. До времени мы можем догадываться об этой тайной страсти лишь на основании литературных реминисценций. Для внимательного читателя этого оказывается достаточно. Мы видим, как мучительно для девушки признать свою капитуляцию перед лицом пробудившегося чувства. Чтение «На холмах Грузии…» Зинаида сопровождает словами «что не любить оно (сердце) не может - и хотело бы, да не может!» Слушая трескучие фразы поэмы Майданова, героиня не смогла скрыть своего волнения. «Боже мой! Она полюбила!» - впервые подозревает Володя.

Влюбленная Зинаида оказывается талантливой поэтессой, автором своеобразных живых импровизаций. На пороге своей любви она предлагает сюжет для поэмы из времен Древней Греции и Рима. Княжна придает своим чувствам античную одержимость: «Вакханки зовут к себе девушек в лодке… И вот вдруг одна из них тихо поднимается… Она перешагнула край лодки, вакханки ее окружили, умчали в ночь, в темноту…»

В другой раз героиня воображает «пурпуровые паруса, которые были на золотом корабле у Клеопатры, когда она ехала навстречу Антонию». При этом завязывается любопытный разговор. «А сколько лет было тогда Антонию?» - вдруг интересуется девушка. Обывательские рассуждения Майданова - «Уж, наверное, был молодой человек…» - прерывает историческая справка доктора: «Ему было за сорок лет». «За сорок лет, - повторила Зинаида, взглянув на него быстрым взглядом».

Следующая импровизация переносит нас в рыцарские времена. Зинаида воображает себя молодой королевой. «А там, возле фонтана <...> стоит и ждет меня тот, кого я люблю, кто мною владеет <…>. Никто его не знает, но он ждет меня и уверен, что я приду, - и я приду, и нет такой власти, которая бы остановила меня…» Слушатели несколько раз перебивают рассказ, пытаясь понять скрытый смысл. К истине приближаются наиболее любящие и потому проницательные: «Ты сама эта королева!»

Поражение в борьбе с чувствами оборачивается для девушки первой нравственной победой. Зинаида наконец указала на дверь негодяю Малевскому. Ловкий граф склоняет наивного Володю следить за Зинаидой. Юноша соглашается, воображая себя романтическим мстителем, героем прочитанных поэм: «Мне все мерещились: Алеко, молодой цыган». В настроениях Володи серьезность чувств соседствует со смешной наивностью ребенка. То же настроение отражает пейзаж. В описание романтической ночи («Ночь была темна, деревья чуть шептали; с неба падал тихий холодок…») повествователь добавляет прозаическую деталь: «От огорода тянуло запахом укропа». В первую ночь ожидания оказались неудачными. Володе показалось, что он увидел: «промелькнула женская фигура». «Шаги ли мне слышатся…? подавленный ли смех?.. или шорох в листьях?» Спустя минуту «окошко где-то звякнуло». «Мне стало страшно» - замечает Володя. Не как ребенку в темноте, но как взрослому, который святотатственно нарушил чужое уединение. Спугнул счастье, которое благоговейно охраняет сама природа: «И вдруг все стало глубоко безмолвно кругом… Даже кузнечики перестали трещать в деревьях». Возвратившись домой, Володя отчетливо осознал, что «прошел мимо чужого счастия». На следующую ночь Володя «достал из письменного стола недавно купленный английский ножик». Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы… он не рассмотрел закутанную в плащ фигуру. «Показался человек… боже мой! это был мой отец!»

Это открытие заставляет читателя заново переосмыслить предшествовавшие эпизоды, словно прокручивая назад кинопленку. Нам становятся понятны необъяснимые прежде слова и поступки Зинаиды в отношении Володи. К примеру, вспышку немотивированной жестокости, когда она, «…ухватив меня за волосы, начала крутить их.

Больно…- проговорил я наконец.

А! больно! а мне не больно? не больно?

Сразу же за тем у Зинаиды следует страстное раскаяние. «Я ваши волосы себе в медальон положу и носить их буду, - сказала она, а у самой на глазах все блестели слезы». Писатель исследует психологический феномен: влюбленная девушка отождествляет юношу с его отцом. Володю ни в коем случае нельзя назвать сторонним наблюдателем. Он по-своему и сам того не ведая, многое определил в отношениях своего отца и Зинаиды.

В седьмой главе он поведал о «странных отношениях» своих с отцом. Воспоминатель рисует его как умного, обаятельного, но холодного и эгоистичного человека. Володя страстно к нему привязан: «Я любил его <…>, он казался мне идеалом мужчины <…>. Бывало, стану я рассматривать его умное, красивое, светлое лицо <...>, сердце мое задрожит, и все существо мое устремится к нему...» Рассказчик признает, что Петр Васильевич «уважал свободу сына», «никогда не оскорблял» его. Но во сто крат хуже всякого физического оскорбления было для Володи это равнодушие в ответ на «безмолвные, но понятные мольбы». «Припадки» отеческого желания поговорить «о чем угодно», «пошалить с сыном» были «редки» и проистекали из собственного капризного импульса. В памяти Володи, подобно драгоценности, сохраняется воспоминание, как отец «всего только раз! приласкал» его. Обычно отец избегал проявления чувства, мальчик «сжимался и тоже холодел».

Привязанность близких Петр Васильевич воспринимал как должное и она мало его интересовала. Эпикуреец, он жил ради собственного удовольствия - «насладился этим другим вполне», «больше всего хотел жить - и жил». В минуту откровенности он раскрыл сыну свои жизненные правила: «Сам бери, что можешь, а в руки не давайся». Еще более натуру гордого Петра Васильевича раскрывает рассуждение о том, насколько выше свободы - воля. «Собственная воля, и власть она даст, которая лучше свободы <…>, командовать будешь». Эти самолюбивые слова больше всего напоминают нам … Зинаиду. И в том, и в другом случае мы становимся свидетелями того, как страсти против воли захлестывают эгоистичного самолюбивого человека.

Автор позволяет судить о чувствах и намерениях отца не прямо, а глазами простодушного Володи. В отличие от наивного юноши, читатель начинает догадываться о взаимном притяжении Петра Васильича и Зинаиды прежде. Возможно, все началось в тот день, когда он, выспросив у наивного Володи подробности посещения интересного дома, решил нанести визит. А может, взаимный интерес возник раньше - в день посещения матерью и дочерью Засекиными семьи Володи? Петр Васильевич решился, тряхнув стариной, поухаживать за интересной соседкой, надеясь, что недалекая мать не догадается или не станет возражать. Скорее всего, он, как доктор Лушин, считал себя неуязвимым для любви. И уж вовсе не подозревал, что их встречи окажутся для него самого долгими и мучительными. Первая их верховая прогулка напоминает ухаживания Печорина за княжной Мери: «Отец говорил ей что-то, перегнувшись к ней всем станом и опершись рукою на шею лошади; он улыбался. Зинаида слушала его молча, строго опустив глаза и сжавши губы». «Он красен, как рак, - подумал я, - а она <…>. Отчего она такая бледная?»

Искренняя самозабвенная любовь Зинаиды к Петру Васильичу поразила всех, кто знал эту гордую девушку. «Одна мысль не выходила у меня из головы: как могла она, молодая девушка - ну, и все-таки княжна, - решиться на такой поступок, зная, что мой отец человек несвободный <…>? Как не побоялась погубить всю свою будущность?» - размышляет потрясенный Володя. Его раздумья сливаются с восклицаниями посрамленного скептика Лушина: «А я, дурак, думал, что она кокетка! Видно, жертвовать собою сладко - для иных».

Рассказчик кратко говорит о скандалах между родителями, которые привели к переезду семьи сперва в московский дом, а затем в Петербург. Ключевую роль в этих печальных событиях сыграл все тот же граф Малевский, в порыве ревнивой ярости отправив анонимное письмо матери Володи. Разыгрывается параллельная сцена: отец Володи так же изгоняет графа из своего дома. При этом он подчеркивает, что поступает так по стопам Зинаиды: «Несколько дней тому назад вашему сиятельству в одном доме указали на дверь <…>. Я вас выброшу в окошко».

Видимо, замешались и денежные дела. Ловкая княгиня, очевидно, сумела обратить себе на пользу любовь дочери и взяла с отца Володи какой-то вексель. На память приходят тютчевские строки. Содрогаясь от напора человеческой пошлости, поэт восклицал: «О если бы живые крылья / Души, Парящей над толпой, / Ее спасали от насилья / Бессмертной пошлости людской!» Те же, кто имел право негодовать, ведут себя на редкость благородно. Справедливо оскорбленная мать, соблюдая приличия, велела даже «поклониться княгине и изъявить ей сожаление, что по нездоровью не увидится с ней до отъезда». Володя, несмотря на то, что испытал настоящий шок, «даже не роптал» на отца. «То, что я узнал, было мне не под силу: это внезапное откровение раздавило меня».

Накануне отъезда Володя отправляется в соседский флигель для последнего разговора. При встрече юноша произносит слова, достойные настоящего преданного рыцаря: «Поверьте, Зинаида Александровна, что бы вы ни делали, как бы ни мучили меня, я буду любить и обожать вас до конца дней моих». Зинаида оценила этот великодушный порыв: «Она <…> крепко и горячо поцеловала меня». Но эта ласка имела и другое значение. Утешая княжну, Володя выступает еще и как бы от имени отца, который по условиям приличия не мог с нею проститься. «Бог знает, кого искал этот долгий, прощальный поцелуй», - замечет повествователь, Володю или Петра Васильевича?

От имени своего героя писатель высказывает задушевную мысль. Есть мгновения жизни, которые стоят многих лет, за которые платят запредельным напряжением душевных сил. И все же человек может почитать себя нищим, не испытав их. «Я знал, что он уже никогда не повторится <…>, - заключает постаревший Владимир Петрович об этом поцелуе и обо всей своей любви. - Я бы не желал, чтобы оно когда-нибудь повторилось; но я почел бы себя несчастливым, если бы я никогда его не испытал». Володя искренне полагает, что это свидание с Зинаидой было последним. Он смог благородно простить любимую. Он не перестал уважать отца: «Против отца у меня не было никакого дурного чувства <…>. Он как будто еще вырос в моих глазах…» Рассказчик именует подобное благородство «психологическим противоречием». Но, несмотря на это, Володя долгое время не в состоянии избыть боль, стряхнуть чары угасающей любви. «Все было кончено, - подводит он итог своему мироощущению. - Все цветы мои были вырваны разом и лежали вокруг меня, разбросанные и истоптанные».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»