Где живет Баба Яга: сказка, миф и реальность. Баба-яга - сказочный персонаж

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Давайте сначала ответим на вопрос: кто такая сказочная Баба-Яга? Это старая злая ведьма, которая живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой. Любит полакомиться человечиной - маленькими детьми и добрыми молодцами. Однако в некоторых сказках Баба-Яга вовсе не злая: она помогает добру молодцу, подарив ему что-то волшебное или указав путь к нему.

Вот такая противоречивая старуха. В вопросе о том, как попала Баба-Яга в русские сказки, и почему ее так зовут, исследователи до сих пор не пришли к общему мнению. Предлагаю познакомиться с самыми популярными версиями.

По одной из них, Баба-Яга - это проводник в потусторонний мир - мир предков. Она и живет-то на границе миров живых и мертвых, где-то в "тридевятом царстве". А знаменитая избушка на курьих ножках - как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Да и сама Баба-Яга - оживший мертвец. В пользу этой гипотезы говорят такие детали. Во-первых, ее жилище - избушка на курьих ножках. Почему именно на ножках, да еще и "курьих"? Полагают, что "курьи" - это видоизмененное со временем "курные", то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили "избу смерти", в который помещали прах умершего. Такой погребальный обряд существовал у древних славян в VI-IX веках. Возможно, избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних - хоронить умерших в домовинах - специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги.


Да и сама Баба-Яга - лохматая (а косы в те времена расплетали только умершим женщинам), подслеповатая, с костяной ногой, крючковатым носом ("нос в потолок врос") - настоящая нечисть, живой мертвец. Костяная нога, возможно, напоминает о том, что покойников хоронили ногами к выходу домовины, и если в него заглянуть, можно было увидеть лишь их ноги.

Вот почему Бабой-Ягой часто пугали детей - точно так же, как пугали мертвецами. Но, с другой стороны, в древности к предкам относились с уважением, почтением и страхом; и, хотя старались не тревожить их по пустякам, так как боялись навлечь на себя беду, в трудных ситуациях все же обращались к ним за помощью. Точно так же Иван-царевич обращается к Бабе-Яге за подмогой, когда ему нужно победить Кащея или Змея Горыныча, и она дарит ему волшебный клубок-проводник и рассказывает, как можно одолеть врага.

По другой версии, прототип Бабы-Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от поселений, в лесу. Многие ученые выводят слово "Яга" от древнерусского слово "язя" ("яза"), означающего "немощь", "болезнь" и постепенно вышедшего из употребления после XI века. Страсть Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд "перепекания", или "припекания", младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в "пеленку" из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. По другим версиям, собаку (щенка) засовывали в печь вместе с ребенком, чтобы на него перешла хворь.

И это действительно часто помогало! Только вот в сказках этот обряд поменял знак с "плюса" (лечение ребенка) на "минус" (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало утверждаться христианство, и когда активно искоренялось все языческое. Но, по-видимому, до конца одолеть Бабу-Ягу - наследницу народных целительниц - христианство все же не смогло: вспомните, разве хотя бы в одной сказке Бабе-Яге удалось кого-нибудь изжарить? Нет, она только хочет это сделать.

Еще выводят слово "Яга" от "ягать"- кричать, вкладывая в свой крик все силы. Ягать учили рожающих женщин бабки-повитухи, ведуньи. Но также "ягать" означало "кричать" в смысле "браниться", ругаться". Выводят Ягу и из слова "ягая", имеющего два значения: "злая" и "больная". Кстати, в некоторых славянских языках "ягая" означает человека с больной ногой (помните костяную ногу Бабы-Яги?). Возможно, Баба-Яга вобрала в себя какое-нибудь или даже все эти значения.

Сторонники третьей версии видят в Бабе-Яге Великую Мать - великую могущественную богиню, праматерь всего живого ("Баба" - это в древнеславянской культуре мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу. Во времена охотничьих племен такая жрица-ведунья распоряжалась важнейшим обрядом - церемонией инициации юношей, то есть посвящения их в полноправные члены общины. Этот обряд означал символическую смерть ребенка и рождения взрослого мужчины, посвященного в тайны племени, имеющего право вступать в брак. Обряд заключался в том, что мальчиков-подростков уводили в глубину леса, где они проходили обучение, чтобы стать настоящим охотником. Обряд инициации включал имитацию (представление) "пожирания" юноши чудовищем и последующего «воскрешения». Он сопровождался телесными истязаниями и повреждениями. Поэтому обряда инициации боялись, особенно мальчики и их матери. Что делает сказочная Баба-Яга? Она похищает детей и уносит их в лес (символ проведения обряда инициации), жарит их (символически пожирает), а также дает полезные советы выжившим, то есть прошедшим испытание.

По мере развития земледелия обряд инициации ушел в прошлое. Но страх перед ним остался. Так образ ведуньи, проводившей важные обряды, трансформировался в образ косматой, страшной, кровожадной ведьмы, которая похищает детей и съедает их - совсем не символически. Этому помогло и христианство, которое, как мы указали выше, боролось с языческими верованиями и представляло языческих богов как демонов и ведьм.

Есть и другие версии, согласно которым баба-Яга пришла в русские сказки из Индии ("баба-яга" - "наставник йоги"), из Центральной Африки (рассказы русских моряков об африканском племени людоедов - ягга, которыми руководила женщина-королева)... Но мы остановимся на этом. Достаточно понять, что Баба-Яга - это многоликий сказочный персонаж, вобравший в себя множество символов и мифов прошлого.

Кто такая Баба Яга?

Исследовательский проект для школьников. Тема: Баба Яга

методист МУДО ДДЮ г. Черемхово Ольга Николаевна Пилипей.
Описание материала: данный материал будет полезен педагогам и учащимся общеобразовательных учреждений, педагогам дополнительного образования.
Слайд 1(титульный)

Исследовательская работа

Тема моего исследования: Баба Яга - мифический персонаж или реальная женщина.
(слайд 2) Цель исследования: Изучить и проанализировать образ Бабы Яги.
(слайд 3) Задачи исследования:
- Познакомиться с особенностями образа Бабы Яги.
- Изучить историю имени.
- Узнать историческую основу образа Бабы Яги.
(слайд 4) Гипотеза:
Предположим, что Баба Яга - реальная женщина. Тогда почему она является представителем темных сил в русских народных сказках, живет одна в дремучем лесу и ее все боятся. Попробуем в этом разобраться!
1. Сказка - прекрасное творение искусства. (слайд 5) Учёные по-разному толкуют сказку. Одни из них стремятся охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, а другие желают понять, как в фантазии сказок преломилось отношение народных рассказчиков к окружающей действительности. (слайд 6 фото Б.Я. с медведем)
Мы привыкли считать сказку чем-то неправдоподобным. Помните пушкинское: «Сказка - ложь...»? (слайд 7) Однако наши предки относились к сказкам серьезнее. Ни о какой «сказочной небывальщине» и речи не было. В древности мир русского человека делился на две равные части - добрый мир, реальность, и злой, потусторонний, но также абсолютно реальный. Эти миры постоянно соприкасались между собой.(слайд 8 фото Б.Я.) Все мы помним, как трудна и полна опасностей дорога в Тридевятое царство, что вход в таинственный мир находится где-то на границе земли и неба, в дремучем непроходимом лесу, куда еще не ступала нога человека. Так и появился в сказках образ Бабы Яги. У кого спросить дорогу в невиданную страну, у кого узнать правду о волшебных чарах и неслыханном оружии? Только у Бабы Яги.
Кто же такая Баба - Яга - одна из самых известных фигур русских народных сказок или неизвестных? (слайд 9 опрос кто такая баба яга?)
Этот вопрос я задала детям из своего детского объединения и предложила 3 варианта ответа: большая часть ребят (73%) считают, что это старая ведьма, живущая в дремучем лесу. В представлении других ребят (27%)-это ведьма и колдунья.
(слайд 10) Баба-Яга - самый сложный и противоречивый образ в сказочном мире. По самым общим представлениям, это страшная Старуха, с длинным носом и костяной ногой, которая, в основном, лежит на печи в своей избушке на курьих ножках, (слайд 11 фото Б.Я.) или носится над Русью на своей ступе, и имеет очень скверный характер. Хотя, если с ней вежливо поговорить, то она может разжалобиться и даже указать путь и дать заветный клубочек, который доведет до места.
2. Многие ученые, исследователи пытались угадать, что же скрывается за страшной оболочкой этой Старухи. (слайд 12 опрос Почему же Б.Я. называют Ягой?) Почему Бабу Ягу называют Ягой? Я спросила об этом у ребят своего объединения. Из предложенных ответов 44% выбрали вариант: потому, что она хромая и горбатая; 39% от класса считают Бабу Ягу Ягой потому, что она летает в ступе; и всего 17% ребят выбрали вариант: живет одна и одевается не так как все.
Как сообщает нам энциклопедический словарь:
«ЯГА,- баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма».
Владимир Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» пишет, что яга - «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи».
Образ Бабы Яги в сказках слагается из разных деталей.(слайд 13) По мнению В.Я. Проппа, «сказка знает три разные формы яги». Это, во-первых, яга-дарительница, к которой приходит герой. Она выспрашивает героя, вручает коня, богатые дары. (слайд 14) Второй тип - яга-похитительница, уносящая детей. (слайд 15) Третий тип - яга-воительница.
(слайд 16) Баба - первая часть имени показывает, что наша героиня весьма преклонного возраста. Ведь наши слова «баба - бабушка», предназначены для обозначения людей старшего поколения, имеющих внуков. Поэтому первая часть имени не только отмечает, что она женщина, но и указывает на ее детородную немощь, на определенный жизненный опыт.
Яга - вторая часть имени однозначной трактовке не поддается. Некоторые считают, что наши предки, называли «ягой» лесную женщину, отмечая ее вздорный характер или особенную одежду.
(слайд 17 фото Яги в ступе) Передвигается Баба-Яга обычно также подобно ведьме или нечистому духу. Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом и заметая следы помелом.
В сказках Баба-Яга обитает чаще всего в густой и непроходимой лесной чаще, в избушке на курьих ножках; при этом не только ее вид, но и сам образ жизни противоестественны человеческим.
(слайд 18 фото избушек)
Забор вокруг ее избы - из человеческих костей, а на заборе вместо горшков висят черепа. В печи Баба-Яга жарит (или, по крайней мере, старается изжарить) похищенных детей.
Внешность Бабы-Яги практически нигде не описывается. Она всегда в действии - летает на ступе, кричит на своих слуг, догоняет героев. И, судя по ее действиям, она не слабая и немощная старая женщина, а довольно энергичная, сильная и волевая.
(слайд 19) Проведя анализ литературы, я пришла к выводу, что Баба - Яга это:
- старуха, наделённая магической силой, ведьма, лесная старуха-волшебница, воительницы и похитительницы;
- нечистая сила женского пола, воровка детей, злой дух;
- в большинстве поверий Баба-Яга весьма напоминала колдунью, а также лесных и стихийных духов (лешиху, русалку) и духов, обитающих в избе и связанных с прядением.
3. (слайд 20, 6 фотографий) Все сказки о Бабе Яге начинаются с того, что главный герой уходит из родного дома, и судьба его приводит в чужой странный мир.
Дело в том, что у древних народов существовал обряд инициации - посвящения юношей в мужчины. Юноша должен был доказать, что он уже достаточно взрослый, что на него можно положиться, что он усвоил мудрость старших, что он достойный воин и охотник. Обряд посвящения всегда сопровождался различными испытаниями в силе, ловкости и смекалке. Кто же проводил такие испытания и где?
Это должен был быть особый, умудренный жизненным опытом человек, и происходить обряд должен был в особом месте - там, где, по поверьям древних, молодые люди могли получить Мудрость и Знание от предков. Очень может быть, что Баба Яга в реальности - это женщина-жрица, глава рода, которая в укромном и священном месте леса испытывала претендентов на взрослость. Она мудра, и способно научить любого - от Ивана-царевича до Иванушки-дурочка.
Ученые очень заинтересовались тем фактом, что в некоторых сказках к Бабе Яге попадают не только юноши, но и красные девицы. Причем живут подолгу, выполняют тяжелую работу. Очень может быть, что в глубокой древности красивым и умным девушкам (Василисам Прекрасным и Василисам Премудрым) отводилась особая роль в племени, и они тоже проходили некий обряд посвящения. Кстати, есть еще одно толкование слова «Яга» - оно означает «решающая».
Еще одним прообразом Бабы Яги в реальной жизни могли служить знахарки и ведуньи, которые селились вдали от людей, часто в лесу. Там они собирали лекарственные травы и в случае необходимости лечили больных людей из окрестных деревень. Многие считали их связанными с нечистой силой и боялись. Поэтому в воображении людей они вполне могли воплотиться в страшный и таинственный образ Бабы Яги.
(слайд 21 опрос Вам нравится Б.Я.?)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. По сказкам и дополнительной литературе я сделала вывод о сущности образа Бабы Яги. Проводя опрос среди учащихся своего объединения в заключении я спросила, а вам нравится Баба Яга? Половина ребят сказали: «не очень» (50 %), 45-ти% от класса Баба Яга не нравится. И всего 5% ребят находят Ягу интересным персонажем.
(слайд 22 в ходе исследования…)
Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба Яга зла и коварна, но при этом смешна и забавна. Последнее время у Бабы - Яги находят всё больше положительных черт и даже называют её хранительницей домашнего очага.
(слайд 23 фото Яги) Исследование показало, что образ Бабы Яги несёт в себе большую смысловую нагрузку. Я выяснила, что волшебные сказки о Бабе Яге являются во многом отражением народных мифов и поверьев, а те, в свою очередь, являются полузабытыми фактами из настоящей жизни. В Бабу Ягу, которую современные люди считают просто сказочным персонажем, когда-то верили не только дети, но и взрослые. Сказки о Бабе Яге - хранилище информации о древней жизни народа, о реальных событиях, происходящих очень-очень давно.
(слайд 24 литература)
Таким образом, можно сказать, что поставленные в данной работе цель и задачи мною выполнены. На этом моя работа закончена. Спасибо за внимание!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Даль В.И. Энциклопедия русского слова. - М., 2002.
2. Русские сказки. ООО Издательство «Родничок» М., 2011.
3. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - М., 1989.
4. Устное народное творчество // Русская литература: Энциклопедия для детей. - М., 1998.
5. Этимологический словарь / Семенов А.В.- Москва 2003.

Презентация к исследовательской работе.

слайд 1

слайд 2

слайд 3

слайд 4

слайд 5

слайд 6

слайд 7

слайд 8

слайд 9

слайд 10

слайд 11

слайд 12

Зитеров Ю.А. 1 Нагих П.О. 2

2 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №3

Зитерова Н.П. 1 Мухина Т.И. 1

1 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №3

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность

Сказки - прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. Почти во всех волшебных сказках одним из героев является Баба - Яга. Что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает к сказкам? Нас всегда интересовал вопрос: кто такая Баба, откуда она появилась в русских народных сказках и что значит ее имя?

Баба-Яга - одно из самых известных и таинственных существ на земле. Большинство людей считают её обычной злой ведьмой.

Побывав в селе Кукобой Первомайского района, мы узнали, что некоторые люди величают Бабу-Ягу древнеславянской берегиней, богиней, хозяйкой леса и зверей.А жила ли Баба-Яга на самом деле?

Основа проекта: Образовательные стандарты.

Цель : Выяснить, кто такая Баба- Яга - образ выдуманный, или имя злой старухи, существовавшей в действительности.

Задачи : Изучить происхождение имени, атрибутов. Выяснить, всегда ли отрицательным героем является Баба -Яга. Изучить след, который Баба - Яга оставила в литературе, в жизни современного человека. Выяснить

встречаются ли фамилии и названия населенных пунктов Тутаевского района Ярославской области с названиями от слова «Яга».

Объект исследования : русские народные сказки.

Предмет исследования : образ Бабы Яги, ее волшебные атрибуты (избушка на курьих ножках, ступа).

Определены методы исследования:

поиск информации;

анкетирование;анализ;наблюдение;классификация;обобщение.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и викторин.

Проведено анкетирование 628 учеников .

Вопросы анкет 1-9 классов:

Кто такая Баба- Яга?

Как выглядит Баба- Яга?

Добрая или злая?

Что делает с теми, кто к ней попал?

Сколько ей лет?

Результаты анкетирования

1.Кто такая Баба- Яга?

98% обучаемых считают Бабу- Ягу ведьмой, персонажем русских народных сказок. 2% опрошенных затруднились с ответом

2.Как выглядит Баба-Яга?

Описывая внешность Бабы -Яги школьники указывают, что это безобразная старуха с длинными лохмами нечесаных волос, крючковатым носом. На эти особенности указали 98% опрошенных, 2% затруднились с ответом.

3.Добрая или злая?

Из числа опрошенных 80% учеников считают Бабу- Ягу злой, 14% - и злой, и доброй, 6% - доброй.

4.Что делает с теми, кто к ней попал?

94% учеников отвечают, что Баба- Яга кормит, поит, расспрашивает, куда путь держит, парит в бане, хочет съесть, зажаривает в печи; 6% считают, что она помогает тем, кто к ней попал.

5.Сколько ей лет?

Возраст указывается разный: от 36 до 1000 лет. Возраст от 36 до55 лет назвали 3% опрошенных; от 55 до100 лет 9% опрошенных, от 100 до 300 -28% опрошенных, более 300 -60% опрошенных.

Выводы : Большинство учеников (98%) знакомы с образом Бабы- Яги из русских народных сказок, имеют представление о том, как она выглядит,что делает с теми кто к ней попал. Не все считают её злой (6% считают доброй, 14% и злой и доброй). Большинство опрошенных учеников (60%)считают, что Бабе -Яге более 300 лет.

Возраст, предположительно, Бабе -Яге от 30 до 40 лет, т.к. в 16 веке средняя продолжительность жизни составляла 30 лет, и в 40 лет человек выглядел дряхлым стариком. Сейчас Бабе Яге было бы около 460 лет.

Первое упоминание о Бабе-Яге датируется 1588 годом, то есть, если считать до 2018 года, то о ней знают уже 430 лет.

Результаты исследования названий населенных пунктов

Результаты исследования фамилий жителей города Тутаев (7832)

В дошкольных учреждениях города и района от слова «Яга» обнаружена фамилия Ягилева. (Проверено 3339 фамилий)

В школах города и района от слова «Яга» обнаружена фамилия Ягилева.

(Проверено 3485 фамилий)

Результаты исследования фамилий по телефонным справочникам.

В городе и районе от слова «Яга» найдена фамилия Ягилева. (Проверено 1008 фамилий)

Проведены исследования названий населенных пунктов, исследования фамилий жителей города Тутаева

В Ярославской области населенных пунктов с названиями от слова «Яга» нет.

В городе и районе от слова «Яга» найдена фамилия Ягилева. (Проверено 7832фамилии)

Выводы : Слова, близкие по звучанию к слову «Яга» встречаются и в наше время, так, например, в фамилии Ягилева (ягель - олений мох, когда-то он назывался «яг». Есть версия, что Баба- Яга получила такое имя, так как проживала в местности, где растет ягель.)

Основная часть

Кто такая Баба-Яга? Значение имени Баба -Яга

По одной из версий Баба-Яга - это проводник в потусторонний мир - мир предков. Она и живет-то на границе миров живых и мертвых, где-то в "тридевятом царстве".

Имя "Баба Яга» из словаря В. Даля: первое слово «баба» происходит от слова «бабайка», которым пугают детей; второе слово «яга» означает лесную женщину с наглым, ворчливым характером; в некоторых славянских языках слово «ягая» обозначает человека с больной ногой: Яга - костяная нога.

По мнению Макса Фасмера, Яга имеет соответствия во многих индоевропейских языках со значениями «болезнь, досада, чахнуть, гневаться, раздражать, скорбить» и т. п., откуда вполне ясен первоначальный смысл названия Бабы-Яги.

По другой версии , прототип Бабы-Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от поселений, в лесу.

По некоторым сведениям, имя своё она получила от старинного слова «ягать». В. И.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» толкует это слово таким образом: «кричать, шуметь, бушевать, браниться, вздорить, ругаться». Там же можно найти: «Яга - род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи.Русский этнограф Н. Абрамов в середине XIX издал «Очерки Березового края», где высказал предположение, что слово «яга» происходит от названия верхней одежды («яга» или «ягушка»), которую носили всегда шерстью наружу. Такая одежда в мифологии древних славян являлась обязательным атрибутом «нечисти».

По другой гипотезе , в языке народов коми «яг» - это сосновый бор, созвучно ему и хантыйское слово «яхэм» - бор. И Баба-Яга в такой трактовке - лесная женщина. Можно предположить, что Яга проживала в сосновом лесу. Об этом же свидетельствуют и сказки. Она живет в дремучем лесу или на болоте.

Также есть предположение, что она получила такое имя, так как проживала в местности, где растет ягель - олений мох, когда-то он назывался «яг».

Есть и иные версии , согласно которым Баба-Яга пришла в русские сказки из Индии ("Баба-Яга" - "наставник йоги"), это подтверждает и знаменитый исследователь русского фольклора А. Подъяпольский.

Есть версии, согласно которым Баба-Яга пришла в русские сказки изЦентральной Африки (рассказы русских моряков об африканском племени людоедов - ягга, которыми руководила женщина-королева). Моряки, приходили в ужас от сложенных там веками порядков.

Есть версия , что Баба -Яга (Йога) - это Богиня, которая передает (сопровождает) умерших с этого Света - на тот Свет.

Сторонники другой версии видят в Бабе-Яге Великую Мать - великую могущественную богиню, праматерь всего живого ("Баба" - это в древнеславянской культуре мать, главная женщина). Детей - сирот Йогиня «Баба Йога- золотая нога», то есть в золотых сапожках, доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножья Ирийских гор (Алтай) и детей потом посвящали Богам. Все это она делала для того, чтобы спасти от неминуемой гибели этих последних представителей из древнейших Славянских и Арийских Родов. Детей одевали в чистое белое одеяние, украшали цветами, давали им выпить сон-травы и укладывали в нишу пещеры. Там было две ниши. Детей укладывали в заднюю нишу. Потом в первую нишу накладывали валежником хвороста и заднюю нишу задвигали вовнутрь пещеры. Но никто не видел, что, когда она задвигалась, опускалась каменная стена, которая отгораживала хворост от детей. Далее жрец или сама Йогиня Матушка поджигала хворост, и для всех мирян и присутствующих, хворост сгорал. Считалось, что детей сожгли, зажарили в печке, а потом некоторые домыслили и сказали, что детей съели. На самом деле этих детей разносили по комнатам или кельям в скале и воспитывали из них жрецов и жриц. Когда приходило время, этих детей сирот, мальчиков и девочек, соединяли в семейный союз, чтобы они могли продолжать свой Род. Но через 10 или 20 лет в молодом жреце или жрице никто не мог узнать того маленького оборванного ребёнка сироту. И выражение «посвятить Богам» означало служить Богам своего Рода, своего народа.

Ну и заключительная версия , Баба -Яга прибыла на нашу Землю из космоса и является инопланетянкой. Ее ступа - это своего рода космический корабль, устройство, которое составляет одну из ступеней огромного космического корабля необходимое для мобильного перемещения в пространстве на небольшие расстояния.

2.2 Избушка „на курьих ножках

А знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. "Курьей ножкой" когда-то называли именно перекрёсток или развилку дорог, а такое место у славян считалось "нечистым" и опасным. Но, скорее всего "курьи" - это видоизмененное со временем "курные", то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили "избу смерти" небольшой сруб с прахом покойника внутри, домовину (погребальное сооружение в виде человеческого жилища). Есть предположение, что избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних - хоронить умерших в домовинах - специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги, — вероятно, отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога».

2.3 Ритуалы

Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-яге. В частности, В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную, по его мнению, деталь: после узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, Яга обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых.

2.4 Атрибуты Бабы Яги

Баба -Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной, огненной и т.д. ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает (поэтому метла на картинках всегда развернута рукоятью вперед, веником назад). С ХII века стали хоронить покойников в долбленых дубовых колодах — ступах (отсюда до наших дней дошло выражение "дуба дать" или "дать дуба раньше срока", то есть умереть). В 1703 году Петр I издал указ, запрещающий под страхом смертной казни рубить дубовый лес.

2.5 Волшебные помощники

Волшебными помощниками Бабы-яги выступают гуси-лебеди в одноименной сказке «три пары рук» и три всадника — белый, красный и чёрный (соответственно день, заря и ночь).

2.6 Характерные фразы

Фу-фу, русским духом пахнет.

2.7 «Родина» и день рождения Бабы-яги

В 2004 году село Кукобой Первомайского района Ярославской области было объявлено «родиной» Бабы-Яги, там же был создан музей Бабы-Яги.

2.8 Как выглядит Баба Яга.

Баба-Яга - лохматая (а косы в те времена расплетали только умершим женщинам), подслеповатая, с костяной ногой, крючковатым носом ("нос в потолок врос") - настоящая нечисть, живой мертвец.

2.9 Перепекание Ребёнка

Есть предположение, чтопрототип Бабы-Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Страсть Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд "перепекания", или "припекания", младенцев, больных рахитом или атрофией, иногда грыжей: ребенка заворачивали в "пеленку" из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам.

Во Владимирской губернии «перепекали» всех детей непосредственно после родов. В России обряд был известен преимущественно в Поволжье, центрально - и южнорусских губерниях, а также в Сибири. Подобным образом лечили детей постарше, если они заболевали: их сажали на лопату и осторожно подносили к горящей печи. В этом случае считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом выходят через трубу, а "заново перепеченный" ребенок становится более здоровым. И это действительно часто помогало! Выполняла этот ритуал деревенская знахарка. Только вот в сказках этот обряд поменял знак с "плюса" (лечение ребенка) на "минус" (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало утверждаться христианство, и когда активно искоренялось все языческое. Но до конца одолеть Бабу-Ягу - наследницу народных целительниц - христианство все же не смогло: ни в одной сказке нет доказательств, что ей это хоть раз удалось кого-нибудь изжарить.

2.10 Типы Бабы -Яги

Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три вида Бабы-Яги:«Яга-дарительница», которая принимает героя, испытывает его и вручает ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы и т.п.; наиболее распространенный, — это «Яга-похитительница», уносящая людей и в особенности детей, которых она потом пытается изжарить и съесть; Третий тип — это «Яга-воительница», сражающаяся с героями и побеждающая многих из них.

Есть ещё разные формы (форматы) Бабы Яги:

«Яга-советчица». Она сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью.

«Яга-повелительница» сил природы и животного мира (повелевает ветром, утром, вечером, ночью; волками, медведями и другим лесным зверьем).

«Яга-охранительница» (покровительница), следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя.

«Яга-прародительница» (мать, бабка для нескольких своих дочерей -внучек-ягишн).Есть и ещё один "тип" Яги «Яга - обольстительница».

2.11 Баба -Яга: положительный или отрицательный персонаж?

Проанализировано 10 сказок. Пришли к выводу, что Баба-Яга может быть как отрицательным, так и положительным героем.

«Гуси-лебеди» -

Отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть.

«Царевна-лягушка»-

Положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея)

«Баба Яга»

Отрицательный, так как хотела съесть девочку.

«Баба Яга и Заморышек»-

Отрицательный, так как хотела погубить всех братьев.

«Василиса Прекрасная» -

Положительный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами).

«Марья Моревна»-

Отрицательный, так как хотела убить Ивана-царевича.

«Иван-царевич и Белый Полянин»-

Отрицательный, так как билась с богатырями.

«Заколдованная королевна»-

Положительный, так как помогла найти королевну.

«Финист - ясный сокол» -

Положительный, так как все трое помогли найти Марьюшку.

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Положительный, так как дала совет, как найти воду и яблоки.

Образ Бабы -Яги используется в литературе, музыке, живописи, кино, мультфильмах. Есть игры, стихи, загадки про Бабу-Ягу (см. авторскую книгу «Кто такая Баба-Яга?», приложение).

Выводы: образ Бабы- Яги образ собирательный, а не имя конкретного человека.

Сказка - продукт своей эпохи, она изменяется во времени, народная мысль вносит свои поправки. В волшебных сказках описывается несколько образов Бабы -Яги как отрицательных, так и положительных.

Заключение

В ходе исследования нашли ответы на многие вопросы,прочитали русские народные сказки, узнали значение непонятных слов, провели опрос среди учащихся по теме исследования. Нужно всегда внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия. Баба -Яга всегда разная. У нее много ролей, много видов. Она бывает не только злой, но и доброй, хозяйственной, гостеприимной. Сказки рассказывают нам о том, что доброта, ум, вежливость и смелость помогают не только дойти до цели, но и остаться в живых, остаться человеком. Пройдя все этапы исследования, пришли к выводу, что происхождение Бабы- Яги связано с образом хозяйки зверей и мира мертвых, хранительницей обычаев и традиций. Баба -Яга может выступать и в функции вредителя, и в функции дарителя, волшебного помощника. Такие атрибуты, как избушка на курьих ножках, ступа, лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с языческими дохристианскими верованиями, представлениями и обрядам. Баба Яга одна из наиболее значимых берегинь рода. Со временем Баба-Яга из берегини рода превратилась в зловредную старуху. Баба-Яга не просто сказочный персонаж, это образ, в котором воплощены история, верования и обряды восточнославянских племен. Баба-Яга свидетельствует об огромном значении женщины в период матриархата и в последующие периоды развития общества.Баба - Яга, остается вечной загадкой для человека.

Данная работа имеет большую просветительскую и практическую направленность: подготовлен сборник материалов с информацией о Бабе-Яге, подборкой стихов, рисунков. Исследования будут интересны и ученикам, и учителям и пригодятся при проведении уроков и внеклассных мероприятий.

Список использованных источников и литературы

Народные русские сказки А.Н. Афанасьева - М.: Детская литература.,- 1992. - 245 с.

Толковый словарь живого великорусского языка. В. Даль - М.: Мир книги, 2002.

Любимые сказки. Сборник русских народных сказок / Составитель И.И. Комарова. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - 512 с.

Бабушкины сазки. Сборник русских народных сказок / Составитель И.И. Комарова. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - 608 с.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - М., 1985. - 248 с.

http://pedsovet.su/load/387-1-0-45817

http://ww.paganism.ru/babayagahtm

http://infourok.ru/issledovatelskaya_rabota_obraz_baby-yagi-142126.htm

Приложение 1 Приложения 2

Васин Стас, 8 лет

Швец Артём, 13 лет

Палажов Егор, 8 лет

Рябков Александр, 13 лет

Старостина Наталья, 13 лет

Евгеньева Екатерина, 13 лет

Суворова Лера, 9 лет

Амерян М., 13 лет

Ишутин Андрей, 13 лет

Назаров Василий, 10 лет

Калинычева Дарья, 13 лет

Пирогова Алина, 13 лет

Ануфриев Антон, 8 лет

Ротэрмель Юлия, 13 лет

Ларионова Анна, 13 лет

Смирнова Полина, 11 лет

Серафименко Алина, 8 лет

Копатова Алина, 13 лет

Сулоева Екатерина, 9 лет

Сорокина Анна, 13 лет

Лапшин Сергей, 9 лет

Баба Яга

Жила-была Баба Яга

На лесной опушке.

Она жила совсем одна

В своей простой избушке.

И все ее считают злой,

Детей в ночи пугают…

А как живется ей одной

Никто ведь и не знает…

И я решил-таки узнать

Действительно ли злая?

Всем расскажу, не стану врать!

Все-все о ней узнаю!

Собрался в путь дорогу я

В леса ее густые.

Прошел широкие поля

Пшеничные, златые.

Забрел в дремучий темный лес.

Мне страшно стало очень.Сосны большие - до небес…

И дело ближе к ночи!

И звуки странные вокруг-

То треск, то вой, то стуки.

В глазах моих один испуг,

Но взял себя я в руки!

И побежал что было сил,

Куда глаза глядели.

Про Бабу Ягу даже забыл.

И вдруг, смотрю у ели

Стоит себе одна избушка

Приложение 3

В ней огонек мерцает,

А в ней сидит одна старушка

И песню напевает.

У бабушки совсем нет сил,

Вся сгорбилась, седая.

Я подошел к ней и спросил

Кто же она такая?

И рассказала мне она -

Зовут ее Ягою!

Живет в лесу совсем одна -

Одна с своей бедою.

Нога у бабушки болит,

Совсем стала хромою.

Никто ее не навестит -

Прозвали Костяной ногою!

Забыли внуки про нее

И сочинили сказки,

Что злая, вредная живет,

Что для детей опасна!

Мне жалко стало бабушку.

Мы с нею чай попили!

И вкусные оладушки

Для угощенья были!

Нет страшной Бабы Яги!

Все это просто сказки!

Забытые есть внуками,

Без их любви и ласки!

Не обижайте бабушек!

Их чаще навещайте!

Любите своих бабушек!

О них не забывайте!

Приложение 4

Высказывания детей о Бабе -Яге

3 -4 классы

Злая, некрасивая карга, ведьма, черный маг, анти-герой, женщина, которая выглядит неприлично, отвечает за похищение детей из деревни, никого не любит, даже животных, бабушка Кощея, живет в избе с ногами; у избы есть лапы.

Злая, потому что есть нечего, заставляла залезать в печку людей, а потом ела их; злая, потому что не любили в детстве. Добрая - сажала в печь, чтобы вылечить. Греет всех у печки, но бывает, что кого-то хочет съесть.

Хитрая и шустрая женщина в пожилом возрасте; старая, кривое лицо, изо рта торчит один зуб, корявый вытянутый нос, красные глаза. Костлявое тело, кожа темная, сморщенная, Спина скрипучая, руки как у белки, длинные желтые ногти, ноги как ветки хрустят. В порванном виде.

5-6 классы.

Пожилая женщина с домом на курьих ножках; бабушка, которая колдует; коварная ведьма, которая всем пакостит; любит себя одну, портит всем жизнь; кто попадется на глаза, посадит в клетку. Забирала детей и взрослых в рабство, заставляла их работать на неё за еду; заманивает людей в свою избу и что-нибудь с ними делает, а потом ест. Летает на ведре или метле.

Чуть-чуть добрая; добрая, когда ей что-то дарят, злая когда охота есть. Злая, потому что не хватает друзей. Она злая, потому что её все боятся, а если её боятся, значит, она злая. В сказках злая, но может в нашей жизни все наоборот.

Старенькая бабушка незавидной внешности; злые зеленые глаза, сумасшедший взгляд; большие ярко-красные губы; с кучей бородавок; у неё есть прыщики, кожа шершавая; прическа как какое-то гнездо; волосы дыбом; седые волосы, чем-то похожие на швабру; волосы завязаны в пучок; лицо в шрамах, в морщинах; на голове платок, снизу галоши; спина как знак вопроса.

Фигурирует во многих русских сказках, загоняет в плен. Если обидеть - будет злой, если хвалить - будет доброй; и детей хотела есть, но и характер добрый; зла на людей, которые думают о ней плохо. Худощавое телосложение, дряблая кожа, летает в корзине с метлой, живет в избушке, которая может ходить.

Старуха с клюшкой, выглядит как бомж, постоянно чем-то недовольна.

Афоризмы Приложение 5

(Вик Степанов)

Для кого-то и Баба Яга - Муза.*Ступа Бабы Яги служит первой ступенью к мастерству.*Мемуары Бабы Яги хранятся в Кащеевом сундуке.*Избушка Бабы Яги писала как курица - лапой.*Язык как помело - морщился Кощей, потирая голый, зацелованный Бабой Ягой, череп.*Два сапога пара -костяной протез Бабы Яги и Кощей, сам как протез.*Баба Яга писала так, как подсказывала её левая костяная нога.*Баба Яга была отъявленной графоманкой, выстукивая степ и чечётку с утра до ночи костяной ногой.

Образ в искусстве Приложение 6

К образу Бабы-яги в своём творчестве неоднократно обращались русские писатели и поэты А. С. Пушкин, В. А. Жуковский («Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке»), Н. А. Некрасов («Баба-яга, костяная нога»), А. Н. Толстой, В. И. Нарбут и др.

Сказки

Баба-Яга;

Гуси-лебеди;

Царевна-лягушка;

Василиса Прекрасная;

Марья Моревна;

Иван-царевич и Белый Полянин;

Избушка на курьих ножках;

Пёрышко Финиста ясна сокола;

Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что (обработка А. Н. Афанасьева);

Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что (обработка А. Н. Толстого);

Василий Шукшин: До третьих петухов;

Леонид Филатов: Про Федота-стрельца, удалого молодца;

А. С. Рославлев: Сказка о трёх царских дивах и об Ивашке, поповском сыне;

Сказка о Маше и Ване;

Баба Яга и Заморышек

Заколдованная королевна

Сказка о молодильных яблоках и живой воде

Музыка

В сборнике музыкальных пьес для фортепиано Петра Ильича Чайковского «Детский альбом» 1878 года есть пьеса «Баба-Яга». Образу Бабы-Яги посвящена девятая пьеса «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)» известной сюиты Модеста Мусоргского

Живопись

Живописные интерпретации её образа получили широкое распространение среди художников серебряного века: Ивана Билибина, Виктора Васнецова, Александра Бенуа, Елены Поленовой, Ивана Малютина и др.

Фильмы

Чаще других играл роль Бабы-яги Георгий Милляр, в том числе в фильмах:

«Василиса Прекрасная» (1939)

«Морозко» (1964)«Огонь, вода и… медные трубы» (1967)

«Золотые рога» (1972)

«Огонь, вода и… медные трубы» (1967) — Вера Алтайская (дочь Бабы-Яги)

«Весёлое волшебство» (1969) — Валентина Сперантова

«В тринадцатом часу ночи» (1969) — Зиновий Гердт

«Новогодние приключения Маши и Вити» (1975) — Валентина Кособуцкая

«Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» (1977) — Мария Барабанова

«Там, на неведомых дорожках…» (1982) и «После дождичка в четверг» (1985) — Татьяна Пельтцер (добрая Баба-Яга)

«Лиловый шар» (1987) — Светлана Харитонова

«Остров ржавого генерала» (1988) — Александр Леньков (робот Баба-Яга)

«Дед Мороз» (англ. Father Frost) (1996) — Дональд О"Коннор

«Сказ про Федота-стрельца» (2001) — Ольга Волкова

«Чудеса в Решетове» (2004) — Ёла Санько

«Лесная царевна» (2004) — Галина Морачева

«Новая старая сказка» (2006) — Елена Санаева

«Книга мастеров» (2009) — Лия Ахеджакова

«Приключения в Тридесятом царстве» (2010) — Анна Якунина

«Морозко» (2010) — Кристина Орбакайте

«Реальная сказка» (2011) — Людмила Полякова

«Добрая фея» (исп. Hada Madrina) (сериал, 2015) — Макарена Риверо

Мультфильмы

«Ивашко и Баба-Яга» (1938, озвучил Осип Абдулов)

«Гуси-лебеди» (1949)

«Царевна-лягушка» (1954, озвучил Георгий Милляр)

«Конец Чёрной топи» (1960, озвучила Ирина Мазинг)

«Про злую мачеху» (1966, озвучила Елена Понсова)

«Сказка сказывается» (1970, озвучила Клара Румянова)

«Царевна-лягушка» (1971) (реж. Ю. Елисеев, озвучила Зинаида Нарышкина)

«Василиса Прекрасная» (1977, озвучила Анастасия Георгиевская)

«Жихарка» (1977, озвучил Василий Ливанов)

«Летучий корабль» (1979, женская группа Московского Камерного Хора)

«Баба-яга против!» (1980, озвучила Ольга Аросева)

«Ивашка из Дворца пионеров» (1981, озвучил Ефим Кациров)

«А в этой сказке было так…» (1984)

«Домовёнок Кузя» (1985-1987, озвучила Татьяна Пельтцер)

«Ну, погоди!» (16-й выпуск) (1986)

«Уважаемый леший» (1988, озвучил Виктор Проскурин)

«Два богатыря» (1989, озвучила Мария Виноградова)

«Фантазёры из деревни Угоры» (1994, озвучила Кира Смирнова)

«Бабка Ёжка и другие» (2006, озвучила Татьяна Бондаренко)

«Новые приключения Бабки Ёжки» (2008, озвучила Татьяна Бондаренко)

«Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006; Россия) режиссёр Илья Максимов, Бабу-Ягу озвучила Наталья Данилова.

«Про Федота-стрельца, удалого молодца» (2008; Россия) режиссёр Людмила Стеблянко, Бабу-Ягу озвучил Александр Ревва.

«Иван Царевич и Серый Волк» (2011; Россия) режиссёр Владимир Торопчин, Бабу-Ягу озвучила Лия Ахеджакова.

Стихи

День Рождения бабушки Яги

Треснувшая чашка, И брусничный чай. А на сердце тяжко — Некого встречать. Напекла с вареньем Утром пироги. Вот и День рождения Бабушки Яги… Не приедут гости Передать привет, Пожелать здоровья, Много долгих лет. Старая избушка, А кругом тайга. И грустит старушка Бабушка Яга… Так уж получилось, Так уж повелось — Как-то не сложилось, Как-то не срослось. Вытерла рубашкой Слёзки невзначай… Треснувшая чашкаИ остывший чай…

Т. ГеттеУБабы Яги захромала Избушка -Как Баба Яга, она тоже старушка.Коленка с утра очень сильно болит,Понятное дело- проклятый артрит!Лечить начинает Бабуля Избушку:Горячей воды наливает в кадушку,И, зелья плеская туда понемногу,Попарь- ка,- она предлагает ей,- ногу!Что это за зелье- огромный секрет!Хранит его Бабушка тысячу лет!В нём сто мухоморов и почки берёзы,Две шкуры змеиных, кукушкины слёзы,Ещё паутина с окрестных кустов...Но точный рецепт я сказать не готов.

***Елочки-сосеночки,

Колючие иголочки.

Без метлы я как без рук,

Без моей метелочки!

Без метлы мне не летать,

Следы нечем заметать.

Горе, горе у Яги,

Если можешь, помоги.

Посмотрите на меня,

Ну, чем я не красавица?

Моя девичья краса

Не может не понравиться!

Вот пройдусь я перед вами,

Вот станцую, вот спою.

Ну, какая я милашка,

Как же я себя люблю!

Про Бабу-Ягу Говорят очень глупо:Нога костяная,Метелка да ступа.И руки кривые,И зубы торчком,И нос очень длинныйИ загнут крючком.

Я облик сложившийсяБыстро разрушу:Прошу заглянутьВ мою чистую душу.И там вы такие откроете дали,Каких никогда и нигдеНе видали.

В душе я добра,Хороша, справедлива...Не так чтобы очень,Но все же красива.И в каждом я толькоХорошее вижу,Я даже козявкуВ душе не обижу.

Но если внутри я добраИ прекрасна,То сверху, снаружи,Хитра и опасна.Я в жизни любого из васОдолею,А то и убью...Но в душе пожалею...

(Эдуард Успенский)

В. Косов Баба Яга На опушке есть избушка,Там живёт одна старушкаУже много-много лет,И друзей у неё нет.Вот и вертится избушкаКак желает та старушка.Повернётся к лесу задомИ старушка очень рада.На метле каждую ночь Полетать она не прочь.Та метла тем знаменита,Что стояла у корыта.Тому корыту много летИ замены ему нет.В нём она готовит ужин,Если ей он очень нужен.В нём она бельё стирает,Даже двери подпирает,Чтоб случайный сквознячокНе застудил её бочок.

Е. Липатова. Песня Бабы Яги Заросла тропа бурьяном,В огороде лебеда,Нет пути гостям незванымНи туда и ни сюда!Во дворе чертополох,В подполе козявки,Кот Василий ловит блохЦелый день на лавке.Плохо жить одной в глуши -Спой, Василий, для души!Тошно жить в глуши старушке -Ни подружки, ни кино...Курьи ножки от избушкиС Васькой съели мы давно.Тут болит и там болит,Говорят - радикулит,Сон пропал, и свет не мил...Хоть бы Леший позвонил!

К. Стрельник Одиноко Бабке Ёжке. Рядом с ней - сова да кошки,И не радуют еёДаже курьи ножки.Все боятся с нею встреч,Не хотят садиться в печь.Призадумалась бабуля,Чем гостей завлечь?Не водиться бы ей с чёртом, А заняться бы ей спортом,И соседей пригласитьВыпить чаю с тортом. И тогда бы у дорожкиЗаплясали курьи ножки,Подпевали бы гостямИ сова, и кошки.

Соркин В глухом лесу стоит избушкаНа курьих ножках на опушке.Стоит от леса в двух шагахЖивёт там Бабушка Яга

***Баба-Яга целый месяц в постели.Хвори, недуги её одолели.- Ах, я бедняжка! - вздыхает Яга,-Ноет моя костяная нога.

Вот из плесени кисель!Чай, не пробовал досель?Дак испей -- и враз забудешьПро мирскую карусель!Он на вкус не так хорош,Но зато сымает дрожь,Будешь к завтрему здоровый,Если только не помрешь!(Л. Филатов "Про Федота - стрельца, удалого молодца")

Приложение 7

Игры

В лесу тёмном есть избушка, (шагаем) Стоит задом наперёд, (поворот) В той избушке есть старушка, (наклоны) Бабушка Яга живёт. (поворот обратно) Нос крючком, (показать нос) Глаза большие, (показать глаза) Словно угольки горят. Ух, сердитая какая! (грозим пальцем) Дыбом волосы стоят, (руки вверх)

Один из играющих ребят - Баба Яга, он становится в углу комнаты. Ребята подходят к нему и дразнят:

Баба Яга -Костяная нога, С печки упала,Ногу сломала.Пошла в огород,Испугала народ.Побежала в баньку,Испугала зайку!

Бабка Ежка-Костяная ножка,С печки упала,Ножку сломала. Пошла на улицу,Раздавила курицу.Пошла опять -Раздавила сорок пять!

Баба Яга начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать одного из увертывающихся и бегающих детей. Кого Баба Яга поймает, с тем меняется ролями и игра продолжается.

Загадки

В лесу живёт одна старушка.Есть у неё чудо избушка.Она летает на метле.Детей ворует на заре.И костяная у неё нога,Зовут её …

Эта старушка не любит детейЧасто пугают ей малышей.У бабушки есть костяная нога,Зовут же старуху... .

Стоит Старушка,Сзади - избушка.Держит помело.Летает, пока не рассвело.

Стоит избушка, в избушке - старушка.Морда жилиная, нога глиняная,Спина горбатая, голова косматая.Рядом с ней стоит Иванушка,Как зовётся эта бабушка?

В дремучем лесу затерялась избушка.В избушке живет непростая старушка -Берет помело, да в ступу садится,И тут же над лесом взлетает, как птица!

В глухом лесу в своей избушке,Совсем одна живет старушка.Метлой она не пол метет,Метла - старушкин самолет!

Меню Приложение 8

Пирог Баба Яга

Описание: Этот большой и вкусный пирог с яблоками можно выпекать как в духовке, так и в мультиварке.

Яйцо куриное — 5 шт.

Сахар (можно положить 1 стакан) — 3/4 стак.

Масло сливочное (или маргарин, комнатной температуры) — 250 г

Какао-порошок — 2 ст. л.

Корица (по желанию) — 1 ч. л.

Мука пшеничная — 2 стак.

Сода (не разрыхлитель!) — 1 ч. л.

Яблоко (яблоки желательно брать плотные) — 1 кг

Коктейль Баба Яга

Сразу понятно, что тут русским духом пахнет! Коктейль со сказочным названием "Баба-Яга" сразу и надолго погрузит вас в самые глубины мифической реальности народных русских сказок.

Салат Баба Яга

300г. вареного куриного филе; 150г. сырой морковки, натертой на корейской терке;150г. вареной свеклы - тертoй на корейской терке; 1б. кукурузы, 200г. красной капусты - тонко нашинковать; зеленый лук; 1п. чипсов; майонез

Закуска Баба Яга

Горбушка батона;

1 вареный картофель;

2 вареных яйца;

Пучок петрушки;

150 г сыра;

2 маленькие морковки;

Сладкий красный перец;

Трубочка для коктейля;

2 горошины зеленого горошка;

10 листьев щавеля;

2 крупные моркови;

10 хлебных палочек;

Словарь терминов Приложение 9

Баба Яга - популярный персонаж русских народных сказок. Как правило,

злая старуха-колдунья.

Яга - язвить, причинять боль, мучить.

«Курьи ножки» - это название произошло, скорее всего, от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти».

Миф - древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы; недостоверный рассказ, выдумка.

Мифология - совокупность мифов какого-нибудь народа; наука, изучающая мифы.

Пест - короткий тяжелый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе. (Каменный, медный, деревянный пест.)

Помело - палка с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, хвоей для обметания, метла.

Сказка - древнейший народный жанр повествовательной литературы, преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.

Ступа - тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут пестом зёрна, кору, листья и т.п. Ступа с Бабою Ягой (в сказках о Бабе Яге, которая летает в ступе и с метлой).

Все мы любим сказки. Мы их смотрим, читаем с самого раннего возраста и на протяжении всей жизни рассказываем их своим детям и внукам. Баба-Яга, Соловей разбойник, колобок, хитрая лиса, трусливый заяц – персонажей сказок можно перечислять долго.

Где живет Баба Яга: в лесу, в темном чулане, на чердаке или где-то еще – этот вопрос задаем сначала в детстве мы, а потом на этот же вопрос отвечаем своим деткам. Прежде чем на него ответить, давайте разберемся, что это вообще за персонаж такой сказочный?

В одних сказках Баба Яга предстает нам в образе старой злой ведьмы, живущей в лесу в избушке на курьих ножках и летающей в ступе с метлой. А в других сказках, она, напротив, помогает доброму молодцу: укажет путь или подарит что-то волшебное.

Откуда же она к нам пришла? Однозначного ответа на этот вопрос до сих пор не найдено.

Откуда пришла Баба Яга?

По одной из версии, Баба Яга является проводником в потусторонний мир и живет в тридевятом царстве на границе двух миров: живых и мертвых. Избушка на курьих ножках – это ее проходная в мир людей. Именно поэтому в нее не войти до тех пор, пока она не повернется к лесу задом, к ней передом.

Баба Яга – оживший мертвец. Данная гипотеза подтверждается следующими деталями. Считается, что «курьи» ножки произошли от видоизмененного слова «курные», означающего окуренные дымом. Древние славяне хоронили умерших на столбах, окуренных дымом, на которых ставили избу «смерти», и в нее помещали прах.

Существовал еще один способ захоронения в древности: хоронили в специальных домиках, которые размещали на высоких пнях, а корни пней выходили наружу, чем-то по внешнему виду напоминающие куриные ноги.

Еще одна версия происхождения Бабы Яги – она является прототипом знахарок и ведуний, занимающихся исцелением больных. В большинстве случаев ими были нелюдимые женщины, проживающие в лесу вдали от людских поселений.

Слово «яга» переводится с древнерусского слова «язя» как болезнь, немощь. Также происхождение слова яга связывают со словом «ягать», означавшим «кричать»; и со словом «ягая», что означает больная и злая. По всей видимости, образ Бабы яги вобрал в себя все значения этих древнерусских слов.

Согласно третьей версии, Баба Яга – это Великая Мать, великая могущественная богиня и праматерь всего живого, великая мудрая жрица. В древнеславянской культуре «Баба» - это мать и главная женщина, которая была распорядительницей важнейшего обряда по посвящению юношей в полноправные члены общины.

Согласно этому обряду, мальчика уводили глубоко в лес, где его обучали стать настоящим охотником, имитируя при этом его пожирание чудовищем, после чего он воскресал. При этом мальчик подвергался телесным истязаниям и повреждениям. Этого обряда боялись как матери, так и их сыновья. Практически то же самое делает и Баба Яга: она крадет детей, уводит их в темный лес, жарит, а выжившим после всего этого дает полезные советы.

Типы Бабы Яги:

Можно выделить несколько типов Бабы Яги:

    Баба Яга похитительница . Этот образ представляет нам ее как воровку детей, уносящих их в лес и пытающаяся их зажарить и съесть. Но ни в одной сказке ей этого не удалось;

    Баба Яга дарительница . В этом образе она принимает у себя в избушке героя. После того, как он прошел все ее испытания, она его одаривает всевозможными дарами и чудесными предметами;

    Баба Яга воительница – сражается с героями и побеждает многих из них. После возвращения к себе в избу и застав там постороннего человека, она начинает избивать его до полусмерти. Выживает в такой схватке только тот, кто обладает сверхъестественной силой или хитростью.

Где живет Баба Яга?

Сколько существует сказок об этой старухе, столько существует и мест ее проживания: в лесу у болота, в гремучем лесу, в избушке на курьих ножках, летает на метле, летает в ступе и т. д. ответить на этот вопрос современному ребенку довольно трудно.

Ведь ребенок может задать встречные вопросы: где лес? В какой стране? В какой стране болото? Ответить можно, конечно. Для этого стоит вместе с ребенком немного пофантазировать и окунуться назад в детство.

Образ Бабы Яги и сегодня один из востребованных сказочных персонажей. Ни один утренник в детском саду или новогоднее представление в цирке не обойдется без этой растрепанной старухи с непричесанными волосами, длинным носом и костяной ногой.

Любимые сказочные герои Дед Мороз и Снегурочка

Если спросить у ребенка: «Кто такой Дедушка Мороз? », он не задумываясь ответит, что это добрый дедушка с бородой, в валенках. Ездит в оленьей упряжке и приносит послушным детям подарки, которые достает из своего волшебного мешка. А вот откуда он появился и где живет Дед Мороз , знают не все.

Прообраз Деда Мороза – Святой Николай, родившийся в 3 веке в Азии. Он очень любил маленьких деток, послушным дарил подарки, а проказников наказывал. В Голландии он пользовался особенным почетом и популярностью. Именно в этой стране он и появился в роли Деда Мороза. Санта Клаус (еще один прообраз Деда) появился в Америке в 19 веке. Вообще, у разных народов существовали свои предшественники Санта Клауса, например, в Германии – это господин Никто, во Франции – это Дед Январь.

В старину нашего дедушки называли Дедом Трескуном. Это был суровый старичок маленького роста с длинной бородой. На земле властвовал с ноября по март, и его ужасно все боялись. Также у него была жена по имени Зима – злобная старуха. Сведений о детях не существует никаких. Но зато мы все прекрасно знаем внучку Дедушки Мороза – Снегурочку.

Современного Деда Мороза мы все прекрасно знаем по его длинной бороде, красной шубе, посоху и мешку с подарками. На праздник приходит вместе со своей внучкой Снегурочкой. Все остальное время он проводит у себя в Лапландии.

Девочка Снегурочка

Приветливая, яркая, улыбчивая, веселая и вылепленная из снега - именно такой мы знаем эту девочку. Образ прижился только в восточнославянских традициях. В русских народных обрядах этот персонаж отсутствует. Также его нет и в зарубежном фольклоре. В качестве помощников Деда Мороза там выступают всевозможные звери.

Одета Снегурочка в синюю шубку, обшитую белой отделкой. Еще один главный ее атрибут – белая коса, перекинутая через плечо. На голове венец, расшитый серебром и жемчугом, на ногах – белые сапожки.

Деду Морозу она помогает разбирать письма от детей, присланные ему накануне Нового года. Занимается выдумкой всевозможных конкурсов и потешек для детей.

Где живет Снегурочка по завершении праздников – неизвестно. Известно только одно – в каких-то дальних краях.

Самый неординарный и яркий негативный герой русских народных сказок считается Баба-Яга. Во всех сказках её образ меняется кардинально, а в некоторых из них Баба-Яга превращается в гостеприимную хозяйку. Это хитрый и одновременно смешной персонаж загадочной старушки, от которой всегда можно ждать новых сюрпризов.

Что Вы знаете о Бабе-Яге

Что мы знаем о Бабе-Яге из сказок, которые нам читали в детстве? Это старушка с горбом, которая никогда не ходит пешком, а для передвижения использует свою летающую ступу. Волосы её всегда растрепаны, одежда грязная, а нос - длинный и с горбинкой. Баба-Яга стала неким воплощением сил зла, которые постоянно стремятся навредить людям.

Изначально прообраз Бабы-Яги встречалась в славянской мифологии, как злой лесной волшебницы, в её власти все вихри, вьюги и ветра, как охранительницы и проводника между "этим" и "иным" миром. В русском фольклоре Баба-Яга - это не воительница, у неё костяная нога, её слушаются звери и птицы. Загадочная колдунья живёт в самых дремучих лесах, а её изба, в которой все пришло в упадок, стоит на куриных ножках. Большую часть времени старушка проводит в лесу, собирая различные коренья и лекарственные травы для изготовления специальных настоев.

Самые распространённые образы Бабы-Яги в сказках

В большинстве народных русских сказок Баба-Яга выступает в роли похитительницы. Больше всего ей нравятся маленькие дети, которых она постоянно стремиться украсть и посадить в печь. Именно такой образ Бабы-Яги показан в сказке "Гуси-Лебеди", где слуги хитрой колдуньи украли Иванушку для её очередного обеда. Здесь Яга показана очень хитрой, злой и беспощадной, поскольку хочет съесть не только Иванушку, но и Алёнушку.

Значительно реже в наших сказках можно встретить добрую Ягу, которая стремится одарить своего гостя волшебными вещами. Для этого храброму молодцу требуется пройти сложное испытание и ответить на вопросы самой Яги. Именно такой образ показан в русской сказке "Баба-Яга", написанную Афанасьевым. Она дарит нарядные платья девочке за хорошую службу, но и наказывает её за любую ошибку, ломая косточки. Такая Яга может быть отзывчивой и давать дельные советы другим героям, но всё же при любой возможности её злобная натура будет проявляться.

Баба-Яга - это многогранный персонаж русских народных сказок, который может меняться кардинально. Но образ настолько колоритный и яркий, что забыть загадочную Бабу-Ягу не сможет никто!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»