Где расположен монумент рабочий и колхозница. "Рабочий и колхозница"

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

"Рабочий и колхозница" является выдающимся памятником монументального искусства, символ и идеал эпохи Советского Союза, который представляет собой подвижную скульптурную группу, составленную из двух фигур, которые поднимают над головами серп и молот. Автором этой скульптуры является Вера Мухина; композиционная идея и концепция зодчего Бориса Иофана. Памятник вылит из нержавеющей стали. Высотой достигает примерно 25 м, пьедестал насчитывает 33 метра, масса всего монумента составляет 185 тонн. Памятник этот создали для советского павильона на мировой выставке, которая проходила в Париже в 1937г. Скульптурный замысел, а также самый первый макет выполнил архитектор Б. М. Иофан, который победил в конкурсе на сооружение павильона. У зодчего ещё при работе над проектом для конкурса сразу появился образ статуи: девушка и юноша, которые олицетворяют собой хозяев советского пространства - колхозного хозяйства и рабочий класс. Над ними высоко вздымается эмблема Советского Союза - серп и молот. На выполнение скульптуры объявили конкурс, который смогла выиграть ваятель В. И. Мухина. Для того чтобы создать огромный монумент велась работа на опытном заводе машиностроения, а также металлообработки где руководителем выступал профессор П. Н. Львов. Отсюда рекомендуем отправиться на посещение .

Реконструкция скульптуры

Во время транспортировки из Парижа в Москву ее повредили. А уже в 1939 году скульптуру направили на реконструкцию и установили на постаменте около Главного входа ВСХВ. Эту скульптуру назвали эталоном социалистического реализма. В 2003г. памятник разобрали на 40 деталей. Скульптура должна была быть отреставрирована и возвращена на место в 2005 году, но так как возникли финансовые трудности, реконструкция затянулась и завершилась только лишь в 2009 году. Во время реконструкции эксперты ЦНИИПСК им. Мельникова смогли в значительной степени укрепить основной остов композиции. Все элементы скульптуры очистили, а также обработали антикоррозийными составами. Скульптуру вновь установили на новый построенный специально для неё постамент, который повторял оригинальный пьедестал Иофана 1937г., но немного укороченный сзади. Установка проходила в 2009 году 28 ноября посредствам специального крана. Праздничное открытие памятника проходило в Москве 2009 году 4 декабря. Пьедестал, на котором сегодня размещена статуя, почти на 10 метров выше, нежели предыдущий. Смотрите, где находится

10 ФАКТОВ О "рАБОЧЕМ И кОЛХОЗНИЦЕ"

Памятник соцреализма, самая известная работа Веры Мухиной, эмблема "Мосфильма" и одна из наиболее узнаваемых достопримечательностей ВДНХ.

Вот среднестатистический набор знаний о монументе "Рабочий и колхозница". Правильный, но не исчерпывающий.

1. Дебют в Париже. Именно здесь ровно 80 лет назад скульптуру впервые представили публике: 24-метровый монумент стал финальным "штрихом" в оформлении советского павильона на Всемирной выставке, открывшейся 25 мая 1937 года. В числе прочих нестандартных экспонатов, представленных Советским Союзом, была "Карта индустриализации СССР", выполненная из драгоценных и полудрагоценных камней, проекты станций московского метро "Сокольники" и "Кропоткинская", а также аромат "Юбилей", посвященный 20-й годовщине Октябрьской революции. Все это вполне укладывалось в концепцию "Искусство и техника в современной жизни", ставшую девизом мероприятия.

2. Соперничество с Германией. "Рабочий и колхозница" сразу же стали участниками негласного соревнования между СССР и Германией. Помимо гонки за числом наград и главным призом, противостояние проявилось и в высоте выставочных павильонов, расположенных друг напротив друга. Несмотря на формальную победу немцев - герб Третьего рейха находился значительно выше серпа и молота советской скульптуры - большинству посетителей все равно запомнился именно павильон Советского Союза.

"Немцы долго выжидали, желая узнать высоту нашего павильона вместе со скульптурной группой, - вспоминала скульптор Вера Мухина. - Когда они это установили, тогда над своим павильоном соорудили башню на десять метров выше нашей. Наверху посадили орла. Но для такой высоты орел был мал и выглядел довольно жалко".

3. Не только Вера Мухина . Общая концепция советского павильона принадлежит архитектору Борису Иофану. Он же выдвинул базовые требования к скульптурной группе: легкость конструкции, поднятые серп и молот, ощущение движения "вперед и вверх", композиционное единство с "постаментом". Эскизы Мухиной объединили в себе все перечисленное, что позволило "Рабочему и колхознице" победить в закрытом конкурсе, обойдя проекты других скульпторов.

4. "Однообъектный синтез". Звучит сложно, но суть понятия довольно проста: скульптура из "дополнения" к зданию превратилась в его продолжение, став "неотделимой" частью композиции. Советский архитектурный тренд, созданный Борисом Иофаном, в полной мере проявился и в "Рабочем и колхознице": по задумке автора, монумент не мог существовать вне постамента/павильона, для которого он был создан.

Идея нашла отображение и в других проектах Иофана, например в нереализованном Дворце Советов: 420-метровом здании, увенчанном огромной статуей Ленина, которое планировалось возвести на месте храма Христа Спасителя. Для сравнения: самое высокое здание современной Москвы - "Башня Федерация" - возвышается над землей на 374 метра.

5. Античный прототип. Исаак Эйгель, секретарь и помощник Иофана, в своих воспоминаниях подчеркивает, что на создание парной композиции архитектора вдохновила античная статуя "Тираноборцы", один из символов афинской демократии, созданный греческими скульпторами Критием и Несиотом еще в V веке до н. э. Что касается символики "Рабочего и колхозницы", то она вполне предсказуема и отвечает духу времени: единство рабочего класса и колхозного крестьянства.

6. Нержавейка. Нержавеющая хромоникелевая сталь, материал, который сегодня применяется практически повсеместно (от строительства до стоматологии), в 1937 году многим казался сомнительным выбором, особенно когда речь шла о скульптуре. В нем настолько сомневались, что перед работой над "Рабочим и колхозницей" было решено выбить из стали "пробную" голову Давида Микеланджело.

Эксперимент оказался удачным - материал оправдал себя, обогнав по характеристикам матовый алюминий и бронзу. Сталь была легкой, блестящей и, как подчеркивала Мухина, позволяла создать "более гибкую и рискованную композицию". В то же время материал выдвигал определенные требования к конструкции: "Рабочего и колхозницу" пришлось разделить на внутренний стальной каркас и прикрепленные к нему "внешние" стальные блоки, состоящие из отдельных спаянных листов (которых насчитывалось около 5000).

7. Шарф для "баланса". Изначально скульптура планировалась обнаженной, и шарф, который держит колхозница, был введен в композицию в качестве "прикрывающей" драпировки. На финальных стадиях согласования проекта "Рабочего и колхозницу" все же одели, но шарф остался, что вызвало немало споров. Так, вопрос о его целесообразности Мухиной задал Вячеслав Молотов, прибывший на просмотр конкурсных работ. Скульптор ответила, что материал нужен для баланса, подразумевая композиционную целостность монумента, но председатель Совета народных комиссаров СССР воспринял ее слова буквально, решив, что "ткань" в прямом смысле уравновешивает "Рабочего и колхозницу". И - одобрил итоговый вариант.

Много споров возбудил введенный мною в композицию развевающийся сзади кусок материи, символизирующий те красные полотнища, без которых мы не мыслим ни одной массовой демонстрации. Этот "шарф" был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием

Вера Мухина, советский скульптор

8. Копия для "Мосфильма". Не все знают, что на официальной эмблеме "Мосфильма" (утвержденной еще в 1948 году) изображены не оригинальные "Рабочий и колхозница", а их глиняная копия, изготовленная Мухиной специально по заказу киностудии. Объяснение довольно простое: из-за внушительных размеров "оригинала" при съемке под углом его пропорции искажались. Создание "компактной" версии скульптуры решило эту проблему.

9. Жертвы переезда. Чтобы доставить "Рабочего и колхозницу" в Париж, потребовалось разобрать монумент на 65 частей. Для возвращения в Москву его распилили уже на 44 фрагмента. Затем скульптуру ждало несколько десятилетий относительно спокойной жизни у Северного входа ВСХВ (ВДНХ), но в начале 2000-х годов стало ясно, что она нуждается в основательной реставрации. Для этого "Рабочего и колхозницу" вновь разобрали на 40 составляющих. В ходе работ полностью заменили стальной каркас, а также примерно 10% стальных листов, составляющих "внешнюю оболочку" скульптуры.

10. Могли занять место Петра I. В годы перестройки рассматривалась возможность установить "Рабочего и колхозницу" на искусственном острове на Стрелке. Но, как известно, в 1997 году это место занял Петр I работы Зураба Церетели, считающийся одним из самых высоких памятников Москвы.

Отреставрированные "Рабочий и колхозница" расположены рядом с Северным входом ВДНХ. Вместо 11-метрового постамента советского времени, который Вера Мухина насмешливо называла "пеньком", в 2009 году был возведен павильон по мотивам "парижского" проекта Бориса Иофана. Сейчас в нем расположен музейно-выставочный центр.

Над материалом работали:

{{role.role}}: {{role.fio}}

При подготовке материала были использованы следующие источники: Воронов Н. В. "Рабочий и колхозница"; Эйгель И. Ю. "Кремень и кресало"; архив журнала "Наука и жизнь"; Книга рекордов России (http://knigarekordovrossii.ru); официальный сайт МВО "Манеж" (http://moscowmanege.ru); официальный сайт Музея космонавтики (http://space-museum.ru).

Фото: ТАСС (Федор Савинцев, Игорь Зотин, С. Иванов-Аллилуев, Станислав Красильников), Fox Photos/Hulton Archive/Getty Images, Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images, Henri Baranger/wikipedia.org .

Эталон социалистического реализма - так называли это монументальное произведение Веры Мухиной, ставшее одним из главных символов СССР. Идея скульптуры принадлежит архитектору Иофану, который придумал объединить идеи сразу двух античных статуй - "Тираноборцев"(Критий) и "Ника Самофракийская"(неизвестный автор). В первом случае, архитектора вдохновила обща линия скульптур Гармодия и Аристогитона, составивших заговор против тирана Гиппарха. Во втором случае - динамика и патриотическое звучание скульптуры.

Государственный заказ предусматривал размещение скульптуры у входа в Советский павильон на всемирной выставке в . Поскольку павильоны и СССР находились напротив друг друга, скульптурная композиция всеми возможными художественными и монументальными средствами должна была демонстрировать идеологическое превосходство коммунизма над нацизмом.


Вера Мухина подошла к созданию главного идеологического произведения с присущим ей размахом и талантом. Две фигуры - рабочего и крестьянки, высоко поднимающие над головой символы СССР - молоток и серп . Они словно устремлены ввысь, их объединяет момент триумфа, великой победы. Идея побеждающего труда и вечного нерушимого союза пролетариата и крестьянства - главная коммунистическая догма - в исполнении великой Веры Мухиной выглядит непреложной и привлекательной.

Для достижение дополнительного эффекта, скульптуру было решено сделать из тонких листов нержавеющей стали, которая отражала свет и меняла свой цвет в зависимости от солнечного освещения.


В мае 1937 года скульптура, высотой 58 метров (25 метров собственно скульптура и 33 метра постамент) украсила выставочный павильон Советского Союза. Достоверно известно, что разведка СССР всерьез интересовалась оформлением павильона Германии, в результате высота советского павильона была на несколько метров выше, что несомненно обрадовало руководство страны и огорчило немцев.

Парижане ходили смотреть на скульптуру по нескольку раз в день, поскольку она постоянно меняла свой цвет - на восходе она была розовой, днем - ярко-серебристой, а на закате - золотой.

После окончания выставки французы начали собирать средства для того, чтобы выкупить у СССР скульптуру и оставить ее в Париже. Сталин категорически отказал.


С конца 40-х годов "Рабочий и колхозница" является основным символом киностудии Мосфильм. Скульптура часто встречается в документальных и художественных фильмах. Теперь она стала самым впечатляющим и талантливым памятником своей эпохи.

В начале 21 века монумент пережил серьезную и затяжную реставрацию. С 2009 года эталон соцреализма снова украшает вход во Всероссийский выставочный центр.

«Рабочий и колхозница» - скульптурная группа из двух фигур, поднявших над головами серп и молот. Высота около 25 м. Общий вес - 80 тонн. Автор - В. И. Мухина. Была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Работа по созданию огромного монумента велась по созданной Мухиной полутораметровой гипсовой модели на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки. В январе-августе 1939 скульптура была реконструирована и установлена на постаменте перед Северным входом на ВСХВ (ныне ВВЦ). Реставрирована в 1979. В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Тогда его намеревались отреставрировать и вернуть на место в конце 2005 года, однако же, из-за проблем с финансированием скульптура так и осталась в разобранном состоянии. На данный момент производится сборка скульптуры. Обратную установку монумента на место планируется осуществить в декабре 2009 года.
Собственно "тот самый" гипсовый макет скульптурной группы 1936 года рождения. По нему и по чертежам собирают "Рабочего и Колхозницу"
На макете нанесены пометки, по которым рабочие ориентируются где идут линии стыка деталей и где находятся основные точки сопряжения элементов скульптуры с ее каркасом
Работа ведется практически без остановок и перекуров - у рабочих есть четкие сроки сдачи скульптуры На этом объекте задействованы и сварщики, и маркшейдера, и архитекторы, и скульпторы, и еще много других профессионалов своего дела Скульптура сделана из хромоникелевой стали. К несчастью, из-за возраста к 2003 году скульптура "Рабочий и Колхозница" находилась чуть-ли не в аварийном состоянии. Но благодаря усилиям реставраторов, многие пришедшие в негодность элементы конструкции были заменены новыми, более прочными Сейчас скульптура находится в таком вот огромном павильоне, где и происходит ее сборка. Об уровне готовности можно судить по фотографиям
Буквально на днях "рабочему" уже поставят голову:) Вот оно лицо пролетариата

Масштабы скульптуры просто завораживают. Чувствуешь себя лилипутом в гостях у двух металлических советских Гулливеров.
"Под юбкой у колхозницы"
Сверху композиция увенчана символами советской эпохи - серпом и молотом, которые олицетворяли колхозное крестьянство и рабочий класс. Руки фигур еще не смонтированы и потому символы СССР пока что торчат "голышом" Рабочий без головы
По данному фото очень легко представить себе масштаб
"Тренировка" подъема головы рбочего. Крановщики каждые 15 минут упражняются в этом, потому что на днях придется сделать это, не разбирая лесов, ювелирно и аккуратно "Нам нечего терять, кроме собственных цепей" :)
Внутри скульптур не все так пусто и гладко, помимо основного несущего стального каркаса, на внутренней поверхности каждого элемента есть вот такие вот дополнительные крепежи
Колхозница. Просто поражаешься насколько должен быть сложен и слажен труд архитектора, скульптора и тех, кто собирал скульптуру, чтобы из громадных стальных пластин получились человеческие лица, руки и т. п.
Здесь очень наглядно показано как выглядит каркас скульптуры

Жаль нельзя будет забраться столь же высоко, когда скульптуру уже соберут и установят на постаменте:) Кстати, о постаменте. К сожалению, за строительными лесами его не разглядеть, но можно примерно понять масштаб - 34,5 метра - это не шутки. Представьте, что на него еще поставят 25-метровую скульптуру.. Это будет монументально
А на фасаде постамента разместится вот этот гранитный герб Советского Союза

Знаменитая скульптура, названная в Большой советской энциклопедии "эталоном социалистического реализма", была изготовлена в 1935-1937 годах для советского павильона на Всемирной выставке в Париже, который и был открыт там 25 мая 1937 года. Она создана знаменитым советским скульптором Верой Мухиной и архитектором Борисом Иофаном. Скульптурная группа из двух фигур, поднявших над головами серп и молот, изготовлена из нержавеющей хромоникелевой стали. Ее высота от подножия до вершины серпа - 24 м. Рост рабочего - 17,25 м, рост колхозницы - 10 м. Общий вес - 80 тонн.

В 1937 году памятник был переправлен из Москвы в Париж на Всемирную выставку. Для того чтобы вывезти из Союза и провезти через тоннель в Париже, а потом снова установить на родине 24-метровые фигуры пришлось резать и сваривать каркас на месте. Скульптуру везли в Париж, разобрав ее на 65 частей и уместив детали в 28 железнодорожных вагонах. Для сборки на месте в Париж направились ведущие инженеры, монтажники, слесари, сварщики и жестянщики. Потом в помощь им наняли французских рабочих. Одиннадцать дней ушло на сборку - и уже 1 мая 1937 года скульптура была собрана. Там скульптуру водрузили в павильоне СССР как раз напротив немецкого павильона с гитлеровским орлом на макушке.

После выставки скульптуру планировали переплавить, но она очень понравилась французам; парижане даже хотели оставить ее у себя.
Из Парижа скульптуру вернули расчлененной на 44 части. При перевозке она была повреждена. За восемь месяцев (январь - август 1939 года) в Москве скульптура была реконструирована и установлена на постаменте перед Северным входом на ВСХВ (ныне ВВЦ).

Скульптура стала не просто гордостью страны, в 1947 году "Рабочий и колхозница" стала маркой отечественного кинематографа - символом киностудии «Мосфильм». С её изображения на фоне Спасской башни Кремля в 1947 году начался фильм Григория Александрова "Весна". В июле 1948 года Министерство кинематографии утвердило эту эмблему "Мосфильма" официально. Но поскольку скульптура большая и при её съемках под углом происходило некоторое искажение изображения, в ноябре 1950 года был заключён специальный договор с Мухиной, по которому она приняла на себя обязательство изготовить для "Мосфильма" уменьшенную модель своих "Рабочего и колхозницы". Выполненная из гипса, скульптура перешла в собственность студии 29 мая 1951 года - она получила право использовать её объёмное изображение на заставке к своим лентам. В соответствии с действующим российским законодательством "Мосфильм" произвёл перерегистрацию торговой марки в качестве охраняемого законом товарного знака сроком вплоть до 2009 года. С марки "Рабочий и колхозница" начинались такие фильмы, как "Летят журавли", "Баллада о солдате", "Андрей Рублёв", "Калина красная" и сотни других картин, составивших всемирную славу отечественного кино. Весь кинематографический мир стал ассоциировать это изображение как с именем "Мосфильма", так и с великими именами российских мастеров кино. А сама скульптурная группа теперь с особой бережностью хранится на "Мосфильме".

В 1979 году скульптуру реставрировали. В перестроечные годы появилась идея установить монумент на стрелке Большого Каменного острова, между "Ударником" и Крымским мостом, однако это место оказалось занято Петром I работы Зураба Церетели. Чуть позже судьбой памятника заинтересовался адвокат Анатолий Кучерена, обратившись в Управление охраны памятников архитектуры Москвы с просьбой продать одной американской фирме "Рабочего и колхозницу". Ему отказали, решив, что деньги на реставрацию рано или поздно найдутся и у России.

В октябре 2003 году начались работы по реконструкции скульптуры "Рабочий и колхозница". Ее демонтировали, разобрав сначала на 17 частей, потом - на сорок. Реставрация такого уровня осуществляется впервые. Согласно новому проекту высота павильона-постамента составит 34,5 метра (раньше скульптура стояла на десятиметровой отметке). При "росте" скульптуры в 24,5 метра общая высота памятника с постаментом будет около 60 метров. У подножия скульптуры появятся особые горельефы, как и было на парижской выставке. Памятник будет вписан в красивый многофункциональный комплекс. За все, что будет располагаться под памятником, отвечает инвестор - хозяин многоярусной подземной автостоянки, которая будет "утоплена" под многофункциональным комплексом.

Сроки окончания реставрации постоянно отодвигаются - ее планировали завершить в 2005 году, потом 2006 году, обещали, что в 2007 году, к 70-летию Всемирной парижской выставки, "Рабочий и колхозница" снова займет свое место. Но в марте 2007 года первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин сообщил, что скульптура вернется на свое историческое место - на постамент у павильона "Москва" Всероссийского выставочного центра - не позднее 2008 года.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»