Движение пионеров тимуровцев молодые парни. Тимуровцы: чем они занимались в ссср

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Проблема. В законодательном акте – «Закон об образовании»- дается определение, что «…образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства…». Именно воспитание стоит на первом месте. Образование – в первую очередь – целенаправленный процесс воспитания. И с этим нельзя не согласиться. Моя позиция такова: обучить наукам можно почти всегда и почти всех, а вот научить стать человеком – задача посложнее. В этом вопросе в современной школе имеются недостатки. Увлекшись всевозможной техникой, электроникой, современными образовательными технологиями, мы забываем порой о нравственности. Мы воспитываем и обучаем через отдельные мероприятия (День вежливости, милосердия, декада борьбы с курением и т.п.), а ведь это процесс постоянный, системный. Мы всегда должны быть вежливыми, милосердными, вести здоровый образ жизни. И вот когда это станет потребностью, а не сиюминутной необходимостью, мы сможем сказать, что воспитали нравственного и образованного человека, который будет вершить добрые и нужные людям дела. Нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания школьников. В предыдущие годы это направление воспитательной деятельности было недостаточно развито. Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого чуждо понятие "Родина", "Патриотизм", "Отечество". Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия. Патриотическим воспитанием, как и всем прочим, в первую очередь обязаны заниматься классные руководители. В Федеральной программе патриотического воспитания развитие тимуровского движения выделено отдельной строкой. А это означает важность его для общества в целом. По многим причинам социально-экономического и политического характера мы надолго были лишены организации, призванной воспитывать детей и организовывать их разумный досуг. Это не могло не вызвать всплеск многих негативных явлений, которые начали серьезно беспокоить общество: усиление криминогенности среди подростков и, в частности, движение так называемых скинхедов, фанатов спортивных клубов, алкоголизм и наркомания, праздное времяпрепровождение, крайний индивидуализм и агрессивность одних и уход от действительности в компьютерные игры других. Во избежание углубления и расширения этих негативных процессов необходимо возрождение и развитие тимуровского движения, цель которого помочь организовать разумный и созидательный досуг детей, способствовать воспитанию детей в духе национальных морально-нравственных ценностей: патриотизма, чувства милосердия, сострадания и взаимопомощи, стремления трудиться на благо ближних . И начинать это воспитание нужно, как можно раньше. Возможно, что со старшего дошкольного возраста.

Сегодня ставится задача возрождения и развития тимуровского движения в России. Возможно ли это, и нужно ли? Мое мнение следующее: нужно, но следует учесть ряд особенностей:

Первое, тимуровское движение нужно обществу. Как это ни покажется странным, но без помощи детей мы уже не сможем обойтись. А возможно ли тимуровское движение, то есть добровольная и безвозмездная помощь детей взрослым в наш меркантильный век? Разумеется, в той форме, в которой оно описано в повести «Тимур и его команда», возрождение тимуровского движения практически невозможно. Дело в том, что дети организовали свою команду в каникулы, в дачном поселке, будучи там не вместе с родителями. Досуг, не ограниченный повседневными учебными обязанностями, отсутствие мелочного надзора и позволили детям самостоятельно создать свою самоуправляющуюся маленькую организацию (команду). Такого неограниченного досуга у современных школьников нет.

Второе, школа также не должна стоять в стороне от организации тимуровского движения. Но есть опасность того, что классные руководители, в 80-е годы имевшие опыт работы в этом направлении, не смогут избежать искушения использовать «старые, проверенные» методы работы, которые в свое время и привели тимуровское движение к вырождению в обычную обязаловку, «отработку», не вызывающую у детей ничего, кроме скуки и ощущения потерянного времени. Перед школой стоит задача найти новые формы организации тимуровской работы , которые могут заинтересовать современных детей. На мой взгляд, это:

Деловые игры, специализированные смены в лагерях «Я - лидер», опыт проведения которых имеется во многих городах. Помочь в работе новым Тимурам могут, в том числе и так называемые уличные психологи , которые достаточно давно работают с подростками на Западе, а теперь эту должность пытаются ввести и в наших крупных городах.

- Замена командно-административных форм партнерскими отношениями взрослых и детей. Это одна из центральных задач при организации тимуровского движения на современном этапе.

- Работа с родителями . Родители нынешних 10-12-летних ребят, пережившие все экономические и политические потрясения и испытавшие массированное давление средств массовой информации, пропагандировавших западные ценности индивидуализма и личного преуспеяния любой ценой, вряд ли благосклонно отнесутся к тому, что их дети тратят время на «чужого дядю». Классным руководителям нужно предусмотреть соответствующую работу с родителями.

. Тимуровское движение – это не только массовое патриотическое движение пионеров и школьников, содержанием которого является гражданская забота о нуждающихся в помощи людях, но и действенная (с элементами игры) форма общественно-полезной деятельности детей, способствующая их духовно – нравственному, физическому, героико-патриотическому воспитанию, развитию инициативы и самодеятельности, социализации личности подростка.

В нашем классе ребята давно заботятся о пенсионерах и ветеранах. Постепенно эта добровольная помощь переросла в организацию отряда быстрого реагирования. К нам часто присоединяются старшеклассники, родители. В этом году нами был разработан Устав отряда.

ОТРЯД БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ (ОБР) – это объединение, созданное для мальчишек и девчонок, пап и мам, учителей, всех желающих творить добрые и полезные дела, любящих свой родной край, свой народ.

В ОБР входят дети, которых с полным правом можно назвать добрыми, дружными, бескорыстными, общительными.

Они очень любят совершать добрые дела, активно участвовать в жизни школы, поселка, района.

Они очень не любят , когда обижают малышей, не уважают старших, не берегут свое здоровье и наносят вред окружающей природе.

УСТАВ.

Членами ОБР являемся МЫ - дети и наши друзья взрослые, объединенные общим стремлением, общей идеей: «Гори сам, зажги другого».

Мы собрались вместе в своем отряде для того, чтобы творить добрые дела и совершать только хорошие поступки , делать окружающий мир теплее и добрее.

Нас объединяет ВЕРА в то, что ДОБРО может спасти мир.

Мы ставим и реализуем высокие ЦЕЛИ:

Приобщение к заботам и проблемам людей;

Оказание помощи нуждаюшимся;

Проявление любви и заботы к родной природе и животному миру.

В нашем отряде царит ДУХ …

Понимания,

Доброты

Милосердия.

Сострадания,

Заботы,

Дружбы,

Доверия.

Мы защищаем:

Слабых,

Престарелых и одиноких,

Природу.

Наш отряд отличает особое родство :

Душ,

Мнений,

Единого благородного дела.

Мы чтим и бережем ТРАДИЦИИ:

Уважения к старшему поколению: забота о ветеранах,

Памяти о тех, кто отдал свои жизни за свой народ, за свою Родину,

Дружбы: не оставлять друг друга в беде,

Взаимопомощи: помоги всем в трудную минуту,

Слова и дела: выполнять все обещания,

Точности: не опаздывать.

В нашем отряде действуют ЗАКОНЫ:

ДОБРОТЫ: «Доброта порождается добротой»;

ПРАВДЫ: «Где правда, там и счастье»;

ОТВЕТСТВЕННОСТИ: «Если не я, то кто – же?!»;

ЧЕСТИ: «Не тот прав, кто сильней, а тот, кто честней»;

ЗАБОТЫ: «Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим».

Здесь бережно относятся:

К человеку,

Его здоровью (физическому и моральному),

К взаимоотношениям,

К красоте и гармоничности природы во всякое время года.

Здесь всегда помнят о том, что:

Жизнь – главная ценность.

Милосердие – это высшая бескорыстная форма любви.

Добро способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.

Наша главная деятельность – ЗАБОТА о:

Ветеранах труда и войн,

Одиноких и престарелых людях,

Четвероногих и пернатых.

В нашем отряде разрешается:

Творить только добрые дела,

Совершать только хорошие поступки,

Фантазировать и воплощать свои фантазии.

В нашем отряде поощряется:

Доброта,

Уважение,

Трудолюбие,

Любовь к природе,

Здоровый образ жизни.

Отношения взрослых и детей в отряде строятся на основе взаимопомощи и взаимопонимания. Здесь берегут добрые отношения.

Взрослые для младших являются помощниками и единомышленниками.

Самоуправление.

В нашей школе тимуровская работа ведется уже много лет. Ведется систематически, а главное - с желанием. Наша работа нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание. Кроме того, общаясь с пожилыми односельчанами, ребята узнали много нового о своем селе, традициях и обычаях, а также слушали их воспоминания о событиях давно минувших дней.

Ребята участвовали в различных операциях “Снег”, “Ветеран живет рядом”, “Салют ветеранам” и “Обелиск”. Ребята ходили к своим подшефным и оказывали им посильную помощь: расчищали дорожки от снега, сбрасывали снег с крыши, убирали в комнате, мыли пол, носили воду.

Выражение чуткого отношения ребят к людям проявляется не только в помощи пенсионерам в домашнем хозяйстве. Наряду с этим школьники оказывают им моральную поддержку: поздравляют по случаю праздника, организовывают встречи с ветеранами войны. А разве не забьется взволнованно сердце бывшего воина, когда в День Победы ребята поздравят его и преподнесут подарок, изготовленный своими руками.

Наряду с помощью ветеранам школьники помогают животным и птицам пережить зиму, а весной и летом заботятся о зеленых насаждениях, ухаживают за школьным садом.

Вывод: проведенная работа позволила убедиться в том, что внешкольные коллективы в лице тимуровских отрядов значительно влияют на степень роста требовательности друг к другу. В процессе выполнения тимуровской работы дети входят в контакт с людьми, имеющими большой жизненный опыт, достойными и уважаемыми в обществе. Они оказывают огромное воспитательное влияние на поведение юных тимуровцев. Выполняемые тимуровцами дела – это обретение гражданственности, воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, приобщение к делам взрослых, развитие детской инициативы; это создание условий, благоприятствующих формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты.

ОБЩИЙ СБОР

Комитет «Тревога»

(приём заявок и распределение дел)

Комитет «Шефство»

(тимуровский пост)

Комитет «Творчество»

(сувенирная мастерская «Радость»)


“Вот так и среди нас есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные, но с огромной душой. Они - то и украшают жизнь, вмещая в себя все, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие”, - писал Г. Троепольский.

Милосердие и доброта… в последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы алфавита обозначались самым близкими человеку словами: З – “земля”, Л – “люди”, М – “мысль”, Д – “добро”. Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!

В каждом из нас есть солнце. Это солнце – доброта. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – Человеком.

Да, приучать человека делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы юристами, инженерами, педагогами, но уверены в одном: они всегда будут делать добро, потому что растут неравнодушными людьми. Суть нашего движения - помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду. Не следует забывать, что мир состоит не только из радости: в ней, увы, муки, и страдания старости и одиночества.

Тимуровцы должны помогать тем, кто в этом нуждается. Не все современные молодые люди знают, кто такие тимуровцы. Книгу про них Гайдар написал давно, и это уже не модно. Но всё же, правильно говорят, что “новое - это хорошо забытое старое”.

Тимуровская работа очень нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание. Кроме того, общаясь с пожилыми односельчанами, ребята могут узнать много нового о своем селе, традициях и обычаях, а также выслушать их воспоминания о событиях давно минувших дней.

В нашей школе тимуровская работа ведется уже много лет. Ведется систематически, а главное - с желанием. Задействованы в ней учащиеся 5 - 9-х классов.

Тимуровцы участвовали различных в операциях “Снег”, “Ветеран живет рядом”, “Салют ветеранам” и “Обелиск”. Ребята ходили к своим подшефным и оказывали им посильную помощь: пилили и кололи дрова, складывали их в сарай, расчищали дорожки от снега, сбрасывали снег с крыши, убирали в комнате, мыли пол, носили воду.

Выражение чуткого отношения ребят к людям проявлялось не только в помощи пенсионерам в домашнем хозяйстве. Наряду с этим тимуровцы оказывали им моральную поддержку: поздравляли по случаю праздника, организовывали встречи с ветеранами войны. А разве не забьется взволнованно сердце бывшего воина, когда в День Победы ребята поздравят его и преподнесут подарок, изготовленный своими руками.

Также провели рейды к младшим школьникам: “Учитесь, работайте, веселитесь, как мы”

Кириллова Анастасия командир отряда “Забота” рассказывает: “Нам нравится помогать таким пожилым людям, беспомощным. Это приятно и себе, и другому. Как говорится, жизнь – это зеркало, сделаешь хорошее другому и тебе в будущем или в скором времени это вернется сторицей”.

Проведенная работа позволила убедиться в том, что внешкольные коллективы в лице тимуровских отрядов значительно влияют на степень роста требовательности друг к другу.

В процессе выполнения тимуровской работы дети входят в контакт с людьми, имеющими большой жизненный опыт, достойными и уважаемыми в обществе. Они оказывают огромное воспитательное влияние на поведение юных тимуровцев.

Выполняемые тимуровцами дела – это обретение гражданственности, приобщение к делам взрослых. Тимуровцы придерживаются заповедей:

  • Не навреди, не разрушай, а помогай и улучшай окружающую жизнь;
  • Живи для улыбки товарища;
  • Лучше трудно, чем нудно;
  • Красота, но без прикрас
    И добро не напоказ –
    Вот что дорого для нас.
  • Помогай и защищай нуждающегося в помощи;
  • Думать коллективно,
    Работать оперативно,
    Спорить доказательно –
    Для всех обязательно.

Совершенно особую роль играет песня. Она вызывает чувства, которые трудно передать словами. Главное в песне то, что она сближает, роднит людей. Наша традиционная коллективная песня:

Дорога добра

Слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова

1. Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда
Иди дорогою добра.

2. Забудь свои заботы,
падения и взлеты.
Не хнычь, когда судьба
Себя ведет не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо.
Спеши к нему, всегда
Иди дорогою добра.

3. Ах, сколько будет разных
сомнений и соблазнов.
Не забывай, что жизнь -
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный.
Иди, мой друг, всегда
Иди дорогою добра.

Программа “Милосердие”

Задачи:

  1. Воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности.
  2. Возрождение лучших отечественных традиций и благотворительности.
  3. Развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым и одиноким людям, ветеранам и инвалидам войны и детям – инвалидам.
  4. Создание условий, благоприятствующих формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты.

Направление деятельности

Срок реализации

Ожидаемые результаты

Выявление при сотрудничестве с местной администрацией нуждающихся в помощи престарелых, одиноких, ветеранов войны и инвалидов. Оказать посильную помощь в быту.

Оказать моральную и посильную материальную помощь

Сотрудничество с детским садом “Шaнкaрав” Провести концертно – театральную работу, оказать посильную и материальную помощь нуждающимся детям Воспитание гражданственности и нравственности у учащихся. Сформированное чувство сострадания и милосердия.
Шефская работа с начальными классами школы Помощь маленьким в организации досуга и познавательной деятельности Воспитание гражданственности и нравственности у учащихся. Сформированное чувство сострадания и милосердия.

Основные направления деятельности

Дом без одиночества

Постоянное общение с ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны, с теми, кто находится практически только в стенах своего дома

1. Окружение заботой и вниманием, оказание конкретной помощи одиноким престарелым людям.

2. Организация и проведение:

  • “огоньков”, встреч, концертных программ
  • дня пожилых людей “Согреем ладони, разгладим морщинки”
  • операций “Ветеран живет рядом”, “Подарок ветерану”, “Примите наши поздравления”.

“Шаг навстречу”

1. Окружение заботой и вниманием детей-сирот, находящихся на опеке.

2. Организация и проведение:

  • благотворительных акций “доброта спасет мир”, “Творим добро своими руками”;
  • эстафеты милосердия “Мир во мне и я – в мире”;
  • праздников, игровых программ, концертов;
  • операций “Письмо другу”, “Фонарик дружбы” (поздравительные открытки, мини-газеты).

“Ты знаешь – я рядом!”

1. Создание кружков по интересам, клубов и других детских объединений, куда входят больные дети и их здоровые сверстники, степень социального благополучия которых различна: здесь и дети из полных и опекаемых, малообеспеченных и неблагополучных семей и другие.

2. Организация совместной деятельности, помогающей вхождению детей с ограниченными физическими возможностями и социально незащищенных подростков в социум.

З. Проведение совместных экскурсий, поездок, походов и т.п.

“Мы - твои старшие друзья”

Забота о младших, стремление сделать их жизнь увлекательной и интересной, “Заветная шкатулка”, “4 + З”, “Волшебная карусель”, “Наша школьная планета”, “Солнечные лучики”, “Республика ребячья”, “Цветик-семицветик”, “Теремок чудес”, “Сказочные домики”, “Динь-дон” и др.

Забота о младших, стремление сделать их жизнь увлекательной и интересной через реализацию программ “Сотвори добро”, “Заветная шкатулка”. Игры, праздники для воспитанников детских садов.

В кругу друзей

Организация и проведение для своих сверстников:

  • уроков добра “Кто, если не ты”, “Жизнь дана на добрые дела”, “Забота и внимание”, “Доброта приносит людям радость”, “Волшебное могущество добра”.
  • Коллективно- творческих дел “Человек человеку нужен”, “Мы нужны друг другу”, “Добру – дорогу”, “Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно”, “Колокольчики добра”

Вы были тимуровцем? Лет тридцать назад этот вопрос, заданный недавнему школьнику, вызвал бы недоумение. Тимуровцами были практически все ребята Советского союза. Помочь тому, кто нуждается в твоей помощи и сделать это бескорыстно было нормальной человеческой реакцией на событие. Это можно называть нравственностью, можно воспитанием, но суть была одна – такое отношение к окружающему миру позволяло советским детям вырастать в приличных людей и достойных граждан.

Интересно и то, что часто тимуровцев путали с пионерами. Однако, это не одно и то же. Как пишет исследователь этого вопроса, историк Алексей Николаевич Балакирев, в годы Великой Отечественной войны из двадцати миллионов школьников пионерами были лишь треть ребят. Причина в том, что в трудное время, когда большинство мужчин ушли на фронт, учителям было уже не до политического воспитания и дети воспитывали себя сами. Вернее, их воспитывали книги и личный пример старших товарищей.

Так родилось тимуровское движение. Оно быстро стало популярным и росло в арифметической прогрессии. За пять лет войны в СССР было уже три миллиона подростков, которые гордо именовали себя тимуровцами. Ребята эти были незаменимы и в тылу, и в партизанском движении, и сегодня мы тоже обязаны им своей Великой Победой.

Обратимся к организации

Движение родилось в 1940 году после того, как свет увидела повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Повесть была закончена 27 августа, уже через неделю отрывок вышел в печати. Затем начались трансляции по радио – успех был ошеломительный. Спустя год повесть вышла большим тиражом, его тут же раскупили, напечатали ещё и ещё. И до конца 1970-х годов повесть «Тимур и его команда» стала одним из самых значимых и главное любимых произведений детской литературы.

Сразу после выхода первого тиража во всех городах и весях СССР, как грибы после дождя, начали появляться отряды тимуровцев. Бывало даже такое, что в одном небольшом селении было по два, а то и по три отряда. И они даже боролись за добрые дела: дважды рубили одни и те же дрова для вдовы героя войны, трижды подметали двор или полоскали белье. Такие случались курьезы.

Организацию, которую описывает Гайдар, он не выдумал, а создал в своем детстве сам: он был командиром дворовой команды, тайно делал добрые дела и не просил за них награды. Современным языком, ребят, которые помогают ближним, можно было бы назвать волонтёрами. И тогда они были чем-то новым и необычным, ведь подростки организовывались сами, без участия взрослых и без их руководства
О подобной дворовой команде писал Константин Паустовский, он вспоминает случай когда мальчишки помогли найти очень редкое лекарство и благодаря этому тяжелобольной малыш выздоровел.

В годы войны тимуровское движение приобрело массовый характер. Проблем в каждом дворе было много и ребята, как и раньше, работали не по указке сверху, а сами решали, что делать и кому помогать. Но всё-таки если раньше это больше была игра, то теперь – необходимая помощь. "Конспирация" и "тайные планы" осталась в мирном времени, теперь же были списки неотложных дел и графики дежурств. Примерно тогда же, оценив привлекательность тимуровских команд, в движение включились и зрелые люди.

Отряд бабы Саши

В 1941 году в Киеве действовала тимуровская команда из 250 ребят, а в городе Пласт Челябинской области собралась команда из 200 подростков. Ей руководила 74-летняя Александра Петровна Рычкова.

Одна из ее бывших подопечных вспоминала, что когда в августе 1941 года в шахтёрском городке Пласт узнали о том, что в центре собирается команда тимуровцев, для того, чтобы помочь фронту, сбежались все местные ребята.
И хотя на первом же сборе Александра Петровна объявила, что работать будут на износ, без скидок на возраст (и те, кто передумал, сразу могут уйти), ряды не шелохнулись. В строю стояли 108 детей и подростков. Желающих разбили на отряды, у каждого отряда назначили главного.

Действовали по плану, который ежедневно раздавала баба Шура. В план входила и помощь нуждающимся, и политинформация и идеологическая работа, и проведение концертов для госпиталя. Были также общие задания, которые касались всех: сбор лекарственных растений, заготовка дров, сбор металлолома для фронта, другие текущие дела. А их было немало: работа в полях, шефство над семьями фронтовиков, многие работали няньками чужих детей, пока родители трудились.

За полгода активной деятельности отряд завоевал безукоризненную репутацию. И тогда власти выделили им пустующую комнату, в которой расположился штаб. Сюда тримуровцы, да и местные жители, несли подарки для солдат на фронте и для госпиталей: вязаные носки, безрукавки, шарфы, шапки, варежки.

Интересно и то, что в шахтах близ города Пласта добывали золото, за которое мы, СССР, покупали у Америки и Британии военную технику и продукты. Основную работу по добыче делали шахтёры, но если вдруг отключали свет (а происходило такое частенько) сотрудники звали на помощь тимуровцев. Мальчишки спускались под землю и вместе со взрослыми поднимали на поверхность тяжелый груз.
Ещё одно дело, которое им доверяли – они заползали в отвалы и отбирали из уже отработанных пород то, что пропустили шахтёры.
Несмотря на такую занятость, дети всё-таки ходили в школу. Их ратный труд не остался незамеченным – об отряде городка Пласт не раз писали в советских газетах. А сегодня упоминание об этой тимуровской команде можно найти в энциклопедии Великой Отечественной войны.

Под крылом власти

В 1942 году педагогическая общественность заволновалась: тимуровские команды начали подменять, вытеснять пионерские организации. Всплыл факт о том, что в столице была расформирована пионерская организация. Комсомольцы испугались и начали активную работу по слиянию пионеров и тимуровцев. В финале взяли тимуровцев под свой контроль. Были здесь и свои плюсы, и минусы. Рассуждать об этом можно долго. Но суть в том, что теперь тимуровцы потеряли свободу выбора, их перевели в категорию дополнительной формы работы пионерской организации. И некоторые исследователи считают, что в 60-70-х движение умерло.

Я не историк. Родилась в 1979 году. И детство мое пришлось на вторую половину восьмидесятых. В памяти остались длинные очереди, талоны, кусковой сахар вместо конфет. Но ещё я помню, как входила в школьную тимуровскую команду ПГТ Сарата Одесской области.
Мы носили бабушкам воду, убирали в квартирах у инвалидов, помогали в огородах и играли с чужими детьми. Я не помню, чтобы все это я делала из-под палки. Наоборот – гордилась тем, что смогла принести своей стране пользу и сделать для кого-то что-то хорошее. Так думали и мои школьные друзья. Так нас воспитывали.

Поэтому разговоры о том, что в последние годы СССР тимуровское движение себя изжило, считаю нечестными.
Сегодня тимуровцев можно назвать волонтёрами, или добровольцами. Отряды есть при школах, и при спортивных клубах. Но всё-таки это немного другое. Потому что новое время рождает новых кумиров. И это неизбежно.

Как объясняют психологи, подросткам необходимо объединяться в группы и иметь общие хобби. Так уж они, вернее, мы с вами, люди, устроены. А вот что это за группы, и что это за увлечения, определяет время. Вернее, те взрослые, которые это время, эту историю делают сегодня. К примеру, во время войны в СССР были тимуровцы, чуть позже – мальчишки сбегали покорять Север, строить БАМ, осваивать целину. В 70-х были хиппи, в 90-х махровым цветом расцвело движение скинхедов.

Сейчас возрождаются поисковые отряды, патриотические движения, спортклубы, говорят, кое-где есть и новые тимуровцы. Навряд ли они смогут быть реальной альтернативой "тем самым" тимуровцам, но хорошо уже то, что они есть. Сейчас тема любви к Родине, к России выходит на первый план и это дает нам надежду на то, что в недалеком будущем мы увидим новое поколение. И оно будет лучше, чем мы...

Тимуровское движение

массовое патриотическое движение пионеров и школьников, содержанием которого является гражданская забота о нуждающихся в помощи людях. Возникло в СССР в начале 40-х гг. под влиянием повести А. П. Гайдар а «Тимур и его команда» как движение по оказанию помощи семьям военнослужащих. Т. д. - действенная (с элементами игры) форма общественно полезной деятельности детей, способствующая их нравственному воспитанию, развитию инициативы и самодеятельности.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и др. внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев. Тимуровцы шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны; в послевоенный период они оказывают помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым; ухаживают за могилами погибших воинов. В 60-е гг. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами, в Каневе (УССР) организована библиотека-музей им. Гайдара. В начале 70-х гг. для практического руководства тимуровскими объединениями Центральным Советом Всесоюзной пионерской организации (См. Всесоюзная пионерская организация) им. В. И. Ленина создан Всесоюзный штаб Тимура при редакции журнала «Пионер», на местах - республиканские, областные, районные и городские штабы. Регулярно проходят традиционные сборы тимуровцев. В 1973 в Артек е состоялся 1-й Всесоюзный слёт тимуровцев (около 3,5 тысяч делегатов), принявший программу развития Т. д.

Традиции Т. д. нашли своё выражение и развитие в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве городов и сёл, охране природы, помощи трудовым коллективам взрослых и др.

Тимуровские команды и отряды созданы в пионерских организациях ГДР, НРБ, ПНР, СРВ, ЧССР.

Лит.: Ухъянкин С. П., Пионеры-тимуровцы, М., 1961; Камов Б. К., Обыкновенная биография (Аркадий Гайдар), М., 1971; Фурин С. А., Симонова Л. С., Юным тимуровцам, М., 1975.

С. А. Фурин.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Тимуровское движение" в других словарях:

    Возникло в СССР среди пионеров и школьников в нач. 1940 х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара Тимур и его команда. Оказывали помощь семьям военнослужащих и ветеранам, а также престарелым, детсадам, ухаживали за могилами погибших воинов и т. п … Большой Энциклопедический словарь

    Возникло в СССР среди пионеров и школьников в начале 1940 х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда». Оказывали помощь семьям военнослужащих и ветеранам, а также престарелым, детсадам, ухаживали за могилами погибших воинов и т … Энциклопедический словарь

    Тимуровское движение - ТИМУ́РОВСКОЕ ДВИЖÉНИЕ, массовое патриотич. движение пионеров и школьников, цель к рого – забота о нуждающихся в помощи людях. В конце 1930 х гг. в нек рых пионерских отрядах возникла инициатива шефства над семьями военнослужащих, выражавшая… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    движение - , ия, ср. 1. Перемещение в пространстве в каком л. направлении. == Поступательное движение к коммунизму. патет. Титаренко, 6. 2. Общественная деятельность, преследующая определенные цели. * Революционное движение. МАС, т. 1, 368. ◘ Я … Толковый словарь языка Совдепии

    Эмблема пионерской организации СССР Пионерское движение движение детских коммунистических организаций в СССР и в других странах. Созданное по образцу скаутского движения, пионерское движение отличалось от … Википедия

    Детское движение - детское общественное движение, совокупность деятельности различных детских общественных организаций и детских общественных объединений; одна из форм социально значимой деятельности детей и молодёжи. Употребляется также термин детское и… … Педагогический терминологический словарь

    Тимуровец понятие из советских времён, обозначающее образцового пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо социалистического общества. Происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», герой которой, Тимур,… … Википедия

    Тимуровцы - участники обществ. движения в рамках Всес. пионерской орг ции им. В. И. Ленина, в первую очередь в 1940 е гг. В 1940 была опубл. пов. А. П. Гайдара Тимур и его команда, в к рой был подан пример самоорг ции дет. коллектива без контроля и… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Тимуровская улица проходит от улицы Демьяна Бедного до улицы Ушинского. 2 октября 1970 года новая улица в Калининском районе была наименована Тимуровской. «В честь патриотического воспитания пионеров», – указывалось в решении. В … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    ВСЕСОЮЗНАЯ ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, массовая самодеятельная коммунистическая организация детей и подростков Советского Союза, образована 19 мая 1922, носила имя В. И. Ленина с 1924; как единая организация прекратила деятельность в начале 1990 х гг … Энциклопедический словарь

Книги

  • Тимур и его команда , Гайдар А.. Повесть «Тимур и его команда» была написана в 1940 году и сразу же стала любимой книгой миллионов юных читателей, а тимуровское движение - бескорыстно помогать тем, кто нуждается, - буквально…

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»