Что есть родина для человека. Что такое Родина (Отчизна, Отечество)

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Одни говорят, что Родина не играет большой роли в жизни человека, другие считают, что это не так. Кто же из них прав? Об этом невольно задумываешься, прочитав интереснейший текст советского писателя Алексея Николаевича Толстого.

Какую роль играет в жизни человека Родина? Именно такую проблему ставит автор. Этот вопрос волнует общество издавна. Он сохранил актуальность до сих пор и имеет огромное значение для каждого. Размышляя над поставленной проблемой, Толстой обращает особое внимание на то, что: «Родина - это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему...». При этом автор особо подчёркивает: «Гнездо наше, родина возобладала над всеми нашими чувствами». Писатель приводит нас к выводу, что Родина – это основа жизни человека, то родовое место, которое мы должны оберегать.

Она такова: Родина играет самую важную роль в жизни человека, поэтому ее надо беречь. Это доказывают следующие слова: «На каждом из нас лежит ответственность за нашу Родину, за сохранения наследства нашего народа…».

Прочитав текст, заглянув в свою душу, я пришла к выводу о том, что полностью согласна с мнением А. Н. Толстого. И правда, не существует человека без Родины, она всегда находится в душе каждого из нас.

В мировой литературе немало писателей, говоривших о том, что важнее Родины ничего нет. Обратимся к стихотворению М. Ю. Лермонтова “Бородино”. Автор показывает нам героические подвиги народа, воевавшего за свою Родину. Поэт описывает исторические события, происходившие на Бородинском сражении. Люди готовы отдать самое дорогое, что у них есть – жизнь ради своей страны.

Приведу еще один аргумент. В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» описываются не только героические поступки во время войны 1812 года, но и общий подвиг всего народа, который победил врага благодаря любви к Родине и настоящему патриотизму. Каждый солдат боролся за светлое будущее следующих поколений, за чистое небо над головой своих детей.

Таким образом, трогательный текст А. Н. Толстого заставил меня всерьез задуматься о роли Родины в моей жизни. Так давайте же прислушаемся к мудрым словам автора! Нужно ценить и оберегать свою Родину не только, когда ей угрожает опасность, но и в мирное время.

Обновлено: 2018-02-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Класс: 2

УМК: «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. 2 класс.

Место урока в учебном плане: 1 урок в теме «Россия – твоя Родина.

Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование и материалы:

Для учителя: компьютер, проектор, фонограммы песен, презентация «Родина - что это значит», рисунки обучающихся, физическая карта России.
Для обучающихся: учебник «Окружающий мир», 2 класс, автор Н.Ф.Виноградова. УМК «Начальная школа XXI века», рабочая тетрадь №1, разрезные карточки с пословицами, толковые словари, рабочие листы для групп по темам: «Герб», «Гимн», «Флаг», карточка-план презентации.

Цели урока:

  • Обучающие :
    • подвести детей к осознанию понятия Родина;
    • раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к Родине;
    • познакомить с символикой Российского государства;
    • расширять кругозор обучающихся;
    • обогащать их словарный запас.
  • Развивающие :
    • воспитывать гуманную, творческую, социально-активную личность
  • Воспитательные :
    • способствовать развитию интереса к истории своей Родины;
    • формировать интерес у детей к своей «малой» Родине, уважительное отношение к культуре родной страны;
    • создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, чувство гордости за героическое прошлое своей Родины.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Звенит заливисто звонок,
Зовёт детей он на урок.
Вот они уже стоят,
Образуя стройный ряд.
Теперь тихонечко все сели
И соседа не задели.

2. Подведение к теме урока

– Предлагаю вашему вниманию отрывок из песни. После того, как прослушаете отрывок, вы должны будете ответить на вопрос: «О чём сегодня пойдёт речь на уроке?»

Звучит отрывок из песни «Это ты Родина моя – Россия» (Презентация . Слайд 1)

– Кто догадался, о чём сегодня мы с вами будем беседовать на уроке?

3. Формулирование темы и целей урока

– Предположите как будет звучать тема урока?
– Что мы сегодня будем повторять? Изучать?
– Мы начинаем изучать новый раздел «Россия – твоя Родина». А начинаем мы наш раздел с изучения темы «Родина – что это значит». (Слайд 2)
– Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, что такое Родина, как люди выражают свою любовь к родной земле, что значит Родина для человека? (Слайд 3)

4. Знакомство с новым материалом

У нас над головой общая крыша – голубое небо.(Слайд 4)
– У нас под ногами общий пол – земная поверхность.(Слайд 5)
– У нас на всех одна лампа и печка – ласковое солнышко.
– У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи.
– А сейчас послушайте стихотворение Е. Серова «Мой дом», которое подготовил нам Швец Владимир.

Е. Серов "Мой дом"

У меня есть роднойудивительный дом.
Нет стены ни одной в этом доме моем.
Только есть потолок –голубой – голубой,
Только много дорог – знай, шагай по любой!
Очень дом мой огромен –от песков и до льдин! (Слайды 6, 7)
Хорошо, что я в домеживу не один.

– О каком доме идёт речь в стихотворении?
– Правильно, в этом стихотворении говорится про нашу планету Земля. (Слайд 8)
– Мы на этой планете живём.
– На этой планете есть место, где мы с вами родились, живём, работаем, учимся, здесь живут наши близкие и друзья.
– Как называется это место?
– Это наша Родина.

Постановка проблемы

– Подумайте, ребята, и постарайтесь ответить на вопрос:
– Что такое Родина?

(Составление кластера по теме «Родина»)

– Ответов на этот вопрос может быть много:

– Родина – это страна, в которой мы родились и живём.
– Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.
– Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
– Земля, которую наши предки защищали от врагов.
– Родина – это наш край, город, село.

Выставка детских рисунков на тему «Родина».

– Ребята, расскажите о том, как вы показали Родину в своих рисунках.
– Что мы Родиной зовём?
– На этот вопрос нам ответят ребята словами стихотворения, которое так и называется «Что мы Родиной зовём?»

«Что зовем мы Родиной»

Что мы Родиной зовем? (Слайд 9)
Край, где мы с тобой растем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.(Слайд 10)
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем, (Слайд 11)
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.

Чтение рассказа «О чём рассказал папа» – учебник (стр. 90) (Приложение 2 )

Беседа по тексту

– Какое чувство испытал папа, находясь в далёкой стране?
– Из какой страны вернулся папа?
– Чему был рад папа, приехав из Америки?
– Почему?
– Случались ли с вами такие истории, когда вы скучали по дому?
– Почему человек скучает по дому?

Вывод: человек привыкает к родному дому, где ему всегда уютно и хорошо, здесь его ждут и скучают по нему.

Родина – это тоже родной дом людей, поэтому человек не может жить без своей Родины.
Родина – это место, куда вновь и вновь хочется возвращаться.

Словарная работа

– В тексте рассказа встретилось слово чужбина .
– Как вы понимаете это слово?
Чужбина – это чужая страна.
– Слова Родина и чужбина противоположны по значению.
– Михаил Пришвин говорил: «…Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна… Родина ».
– Каждому человеку нужна Родина. О том, как бережно и с каким чувством относился народ к своей Родине, говорится в пословицах.
– Вы, наверно, слышали такую пословицу:

«Всякому мила своя сторона»

– Какие пословицы и поговорки знаете вы?

«Дома и стены помогают».
«Родная сторона – мать, чужая – мачеха».
«Человек без Родины, что соловей без песни».

– Какие пословицы о Родине вы знаете?

«Родина – мать, умей за неё постоять».
«Родина краше солнца, дороже золота».

Игра «Составь пословицу». Работа в парах

На столе разрезные карточки с пословицами. Дети обсуждают в парах и составляют пословицы. (Приложение 3 )

Где кто родится, чужбина – мачеха.
Жить – Родине служить.
Родина – мать, там и пригодится.

Продолжение словарной работы (работа с толковыми словарями)(Слайд 12)

– Объясните значение слов: РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, РОДНАЯ СТРАНА, ОТЧИЗНА.
– Как вы думаете, эти слова похожи или различны по своему значению?
– Все эти слова имеют общее значение. Они все обозначают то место, где человек родился, где он живёт, работает. Учится, где живут его родные и близкие.
РОДИНА, ОТЧАЗНА, ОТЕЧЕСТВО. Этими словами мы называем свою страну – Родину.
– Откуда произошло само слово «РОДИНА»? Послушаем детей, которые нашли в словарях слова, близкие по значению этому слову.

Слово «РОДИНА» произошло от древнего слова «РОД», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода.
Род – бог славяно-русской мифологии, родоначальник жизни, дух предков. Покровитель семьи и дома. В честь этого бога и назван главный город племени россов – Родень (Родня). Так же близкие по значению слова: родить, родители, родня, родословная, родина, народ.

– Мы живём в России. Это наша Родина.Значит, мы кто? Мы Россияне.
– Россия – самая большая страна на Земле.(Слайд 13) Она занимает девятую часть всей суши. Россия расположена сразу в двух частях света: в Европе и в Азии. Её территория так велика, что требуется почти неделя, чтобы проехать на поезде с запада на восток.
– Россию называют богатой страной.
Толковый словарь Ожегова объясняет:
"Богатый – то же, что обильный, содержащий в себе много чего-нибудь ценного”.
– Чем богата Россия?

Россия богата лесами;
полезными ископаемыми (нефтью, алмазами, торфом, каменным углем, гранитом, песком и глиной, железной рудой);
памятниками архитектуры;
людьми, которые стали знаменитыми.

Татьяна Казанкина – олимпийская чемпионка по лёгкой атлетике, уроженка города Петровска, наша землячка. (Слайд 14)
Ю. А. Гагарин–лётчик-космонавт, герой Советского Союза, (Слайд 15)
Светлана Савицкая – дважды герой Советского Союза, (Слайд 16)
Олег Табаков – народный артист Советского Союза, наш земляк. (Слайд 17)
Алла Перфилова (Валерия) – заслуженная артистка России, певица, наша землячка. (Слайд 18)
Владислав Третьяк – заслуженный мастер спорта, хоккеист, депутат Государственной Думы и многие другие.

4. Физминутка «Мы большой планеты дети»

5. Символы нашей Родины. Работа в группах (Приложение 4 )

– Назовите столицу нашей родины.(Слайд 19
– Кто является президентом нашего государства? (Слайд 20
– Каждое государство имеет свои символы.
– Назовите символы государства.
– Есть у жителей нашей страны свой герб, гимн и флаг.
– Вы сейчас разделитесь на три группы. На столах у вас лежат рабочие листы с информацией по теме, иллюстрации, фотографии. Ваша задача подготовить сообщение о символе страны: гербе, гимне или флаге. (у каждой группы свой символ)(Слайд 21)

– Посмотрите на картину И. И.Левитана «Вечерний звон».(Слайд 22)
– Давайте представим, что мы сидим на берегу этой реки, слушаем мелодичный колокольный звон. Вечереет. Вокруг тишина и покой. Так представлял себе Родину художник И.И.Левитан.
– А теперь послушайте песню «Красно солнышко», Сл. И. Шаферана, Муз. Аедоницкого в исполнении Л. Зыкиной . (Слайды 23-30)
– Какое чувство к Родине передаёт Л. Зыкина в песне «Красно солнышко» на слова И. Шаферана.
– А вы, ребята, как можете выразить чувства к родному краю?
– Своими делами, поступками: помогать престарелым людям, принимать участие в охране природы.
– Даже самый малый вклад каждого человека принести результаты. Будь добр к своей земле. Будь другом и защитником природы. Береги цветы, деревья и кусты. Не давай в обиду животных и птиц. Этим ты поможешь сохранить неповторимую красоту родного края. Родина будет богатой, а народ – счастливый.

7. Закрепление полученных знаний

1) Самостоятельная работа. Работа в тетради

– Следующее задание мы выполним в тетрадина с.50 . Дан текст, в котором пропущены слова. Они записаны после текста. Вы должны будете по смыслу вставить нужные слова.(Приложение 5 )
– Прочитаем, что у нас получилось?
– Каждый человек должен любить свою Родину, не забывать её, гордиться ею.

2) Составление презентации своего города. Творческая работа. Работа в группах

– Представьте себе, что к нам прилетели инопланетяне и спрашивают вас: «Что значит для вас Петровск?». Постарайтесь им объяснить, как можно короче, но самое главное, чтобы им захотелось здесь побывать. (На столах план-карточки – Приложение 6 ) (Слайды 31-42)

3) Разгадывание кроссворда. Работа в парах

1. Страна, в которой мы живём.
2. Столица нашей Родины.
3. Президент России.
4. Сколько полос на Российском флаге?
5. Как называлась наша страна раньше?
6. Как называется областной город?

8. Итог урока. Рефлексия

Метод пяти пальцев

М (мизинец) – мыслительный процесс.

– Какие знания, опыт вы сегодня получили? Что вас удивило?

Ученик: Мы узнали, что такое Родина. Моя Родина – Россия.
Россия – это одна из самых больших стран в мире. Именно в нашей стране расположено большое количество заповедников, имеется много полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов.
Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к её культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа.

Б (безымянный)– близость цели.

– Что вы сегодня делали? Чего достигли?

Ученик: Мы читали стихи, рассказ, называли пословицы и поговорки, объясняли значение слов: Родина, Отчизна, Отечество, родная страна; работали в тетради, играли в игру «Составь пословицу».

С (средний) – состояние духа.

– Каким было сегодня ваше преобладающее настроение, состояние духа?

Ученик: У меня было приподнятое, весёлое настроение.

У (указательный) – услуга, помощь.

– Чем вы сегодня помогли? Чем порадовали? Чем поспособствовали?

Ученик: Я отвечал на вопросы учителя.

Б (большой)бодрость, физическая форма.

– Каким было ваше физическое состояние сегодня?
– Что вы делали для своего здоровья?

Ученик: Я был бодрым. На уроке мы выполняли физкультурную минутку.

Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на уроке. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Е. Синицына «Берегите Россию».(Слайд 43)

(Тихо звучит песня «С чего начинается Родина». В это время учитель читает стихотворение.)

Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе,
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!

9. Домашнее задание

Учебник (с. 90-93)
Творческое задание: узнать о своих предках (где они жили, чем занимались).

Конспект урока по окружающему миру 2 класс «Начальная школа 21 века»

Тема: Что такое Родина?

Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Цель: подвести детей к осознанию понятия Родина, раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к Родине, формировать интерес у детей к своей «малой» Родине, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, вспомнить символику Российского государства, выявить имеющиеся знания о стране, в которой они живут и расширить их.

Задачи:

Регулятивные: воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку.

Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности.

Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес.

Личностные: эмоционально осознавать себя как россиянин, гражданин большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу.

Оборудование : учебник “Окружающий мир” Н.Ф.Виноградова, 2 - й класс, рабочая тетрадь №1, медиа проектор, маркерная доска, карта, карточки с физической картой, таблички со словами ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, РОДНАЯ СТРАНА, ОТЧИЗНА, магнитофон, магнитофонная аудиозапись песня В. Баснера на стихи М. Матусовского “С чего начинается Родина”, песня «Красно солнышко» И. Шаферана, Аедоницкого в исполнении Л. Зыкиной , заготовки прямоугольной формы, размером 18 х 6 см, цветные полосы, размером 18 х 2 см, карандаш или палочка, листы самооценки.

Ход урока

Организационный момент

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки - на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Подведение к теме урока

Звучит песня “С чего начинается Родина”. Авторы: В. Баснер, М. Матусовский.

Предлагаю вашему вниманию отрывок из песни, после прослушивания которого вы должны будете ответить на вопрос: «О чём сегодня пойдёт речь на уроке?» (слайд 1)

Кто догадался, о чём сегодня мы с вами будем беседовать на уроке?

Правильность ваших рассуждений мы проверим, отгадав кроссворд, если правильно разгадаете его, то узнаете какая тема нашего урока.

По горизонтали:

1 Полями, лесом и лугами
Она бежит меж берегами,
Петляет от обрыва к мели,
Тут – быстро, где-то - еле-еле.
Она течёт уже века,
Вот - полноводная …
(Река.)

2. Пушистая лошадка,
А может бегемот,
А может просто ватка
Над нами вдаль плывет.
(Облако.)

3. Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(Дятел.)

4. З емлю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся (Гриб.)

5 . Как ветви у него рога!
Он благородный. Он пятнистый.
Обходит сочные луга,
В жару идёт же в лес тенистый.
(Олень.)

6. Стоишь на белой ножке,
На веточках серёжки
Нас соком угощаешь.
Тебя всегда узнаешь.
(Берёза.)

Какое ключевое слово получилось? (Родина.) (слайд 2)

Сообщение темы и целей урока

Диалог 2 –х учеников

Илья: Я сегодня услышал пословицу « На родной стороне весна красна». И никак не пойму о чём в ней говорится?

София: Как о чём? О родной стороне.

Илья: А что такое родная сторона?

София: А давай спросим у Ольги Владимировны.

Илья: Ольга Владимировна, что такое родная сторона?

Действительно, ребята, что такое родная сторона? Как по – другому можно сказать?

Родная сторона по – другому называется Родина.

Мы начинаем изучать большой раздел «Россия - твоя Родина». А начинаем мы наш раздел с изучения темы « Родина – что это значит». Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, что такое Родина, как люди выражают свою любовь к родной земле, что значит Родина для человека.

Постановка проблемы

Подумайте, ребята, и постарайтесь ответить на вопрос:
– Что такое Родина?

Ответов на этот вопрос может быть много:

Родина – это страна, в которой мы родились и живём.
– Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.
– Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
– Земля, которую наши предки защищали от врагов.
– Родина – это наш край, город, село.

Как вы думаете пригодятся ли нам в дальнейшем знания по этой теме?

Зачем они нам нужны? (чтобы знать свою историю, традиции своего народа)

Что мы Родиной зовём?

На этот вопрос ответят ребята словами стихотворения (читают подготовленные дети), которое так и называется «Что мы Родиной зовём?»

«Что зовем мы Родиной»

Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой растем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.

Изучение нового материала

Сценка « О чём рассказал папа» (приложение1)

Беседа о Родине

Чему был рад папа, приехав из Америки?
– Почему?
– Случались ли с вами такие истории, когда вы скучали по дому?
– Почему человек скучает по дому?

Вывод: человек привыкает к родному дому, где ему всегда уютно и хорошо, здесь его ждут и скучают по нему. Родина – это тоже родной дом людей, поэтому человек не может жить без своей Родины.

Вы, наверно, слышали такую пословицу:

«Всякому мила своя сторона»

Игра «Составь пословицы и поговорки» Работа в парах

На партах по рядам лежат разрезные карточки с пословицами. Дети обсуждают в группах и составляют пословицы

«Дома и стены помогают». «Родная сторона – мать, чужая – мачеха». «Человек без Родины, что соловей без песни».

«Родина – мать, умей за неё постоять».
«
Родина краше солнца, дороже золота».

«На чужбине родная землица во сне снится».

Послушайте рассказ К. Д. Ушинского « Наше Отечество» и подумайте, какие синонимы к слову Родина можно подобрать?

Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

(вывешиваются на доске таблички со словами ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, РОДНАЯ СТРАНА, ОТЧИЗНА)

Как вы думаете, эти слова похожи или различны по своему значению?
– Все эти слова имеют общее значение. Они все обозначают то место, где человек родился, где он живёт, работает. Учится, где живут его родные и близкие.
РОДИНА, ОТЧИЗНА, ОТЕЧЕСТВО. Этими словами мы называем свою страну – Родину.

Откуда произошло само слово «РОДИНА»? Послушаем детей, которые нашли в словарях слова, близкие по значению этому слову.

Слово «РОДИНА» произошло от древнего слова «РОД», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода.

Род – бог славяно-русской мифологии, родоначальник жизни, дух предков. Покровитель семьи и дома. В честь этого бога и назван главный город племени россов – Родень.

Мы живём в России. Это наша Родина. Значит, мы кто? Мы Россияне.

Работа с картой

Россия – самая большая страна на Земле (показ на карте). На карте граница нашей Родины показана красным цветом. Столица России – город Москва. Россия занимает девятую часть всей суши. Она расположена сразу в двух частях света: в Европе и в Азии. Её территория так велика, что требуется почти неделя, чтобы проехать на поезде с запада на восток.

Работа в парах

У вас на партах лежат карточки с физической картой. Сначала сосед по парте показывает границу нашей Родины, столицу, другой проверяет. Потом поменяемся ролями.

Россию называют богатой страной.
Толковый словарь Ожегова объясняет:
" Богатый – то же, что обильный, содержащий в себе много чего-нибудь ценного”.
– Чем богата Россия?

лесами;
полезными ископаемыми (нефтью, алмазами, торфом, каменным углем, гранитом, песком и глиной, железной рудой);
памятниками архитектуры;
людьми, которые стали знаменитыми.

Физкультминутка

Жура – жура – журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля? – Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края!

Работа по теме

Назовите столицу нашей родины. ( Слайд3)
– Кто является президентом нашего государства?
(Слайд 4)
– Каждое государство имеет свои символы.
– Давайте вспомним символы нашего государства.

Одним из главных символов страны является государственный гимн. Слова гимна отражают историю страны, народную любовь и патриотизм.

Ребята, вы знаете, как нужно вести себя, когда исполняют гимн России?
– Слушать с почтением.

Когда звучит гимн?

В торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. Гимн нужно слушать стоя.

О благополучии нашей страны заботится президент нашей страны - Владимир Владимирович Путин.

Герб – отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах и других официальных документах. Слово « герб» означает « наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено? ( Слайд 5 )

Что означает каждый цвет флага?

Белый вера, нравственная чистота, совершенство, синий – небо, благородство, верность, красный – героизм, отвагу и смелость.

На сегодняшнем уроке мы вместе, дружно, помогая друг другу, сделаем макет Российского флага. А чтобы он получился похожим на настоящий флаг, необходимо соблюдать алгоритм изготовления.

Ребята, а что такое алгоритм? (ответы детей)

Верно, ребята, это – последовательность в действиях.

Алгоритм изготовления макета флага

    На светлую заготовку прямоугольной формы, размером 18 х 6 см расположите в правильном порядке цветные полосы, размером 18 х 2 см. Соотнесите с флагом России, и если всё верно, то аккуратно наклейте их.

    Пока «полотнище» сохнет, займёмся изготовлением подставки для « древка». Для этого наполним пластилином пробку от пластиковой бутылки.

    Высохшее «полотнище» необходимо согнуть пополам, чтобы оно получилось двустороннее, размером 9 х 6 см и смазать клеем.

    Склеить половинки, предварительно вложив между двумя сторонами « древко» (можно использовать карандаш, палочку).

    Вставить флаг в подставку.

Практическая работа

Как человек может передать свои чувства к Родине? (в картинах, стихах, песнях)

Как передаёт свою любовь к Родине поэт, художник, композитор?

Поэт передаёт свою любовь к Родине словами, композитор - мелодией, а художник -красками.

Работа с рубрикой «Картинная галерея» (с.102)

Посмотрите на картину И. И.Левитана «Вечерний звон». (Слайд 6)
– Давайте представим, что мы сидим на берегу этой реки, слушаем мелодичный колокольный звон. Вечереет. Вокруг тишина и покой. Так представлял себе Родину художник И.И.Левитан.
– А теперь послушайте песню
«Красно солнышко», Сл. И. Шаферана, Муз. Аедоницкого в исполнении Л. Зыкиной .

Как можете выразить любовь к Родине? (Беречь и любить природу, делать добрые дела, помогать пожилым людям)

Своими делами, поступками: помогать престарелым людям, принимать участие в охране природы.

Даже самый малый вклад каждого человека может принести большие результаты.

Закрепление полученных знаний

Следующее задание мы выполним в тетради на с.5 № 20 . Дан текст, в котором пропущены слова. Они записаны после текста. Вы должны будете по смыслу вставить нужные слова.
Каждый человек _________ свою Родину. Он старается, чтобы его страна была _____________, поэтому хорошо ________________. Гражданин _____________ свою Родину от врагов.
(Слова для справок: любит, богатой, трудится, защищает).


-Прочитаем, что у нас получилось?

Беседа

- Вот, дети, -мерно расхаживала по классу Лидия Ивановна, - скоро закончите школу, мальчики пойдут в армию,девочки выйдут замуж...
- Лидьванна! - отозвался с последней парты Марк Гольштейн.
- А зачем в армию?
- Что значит, зачем? - растерялась учительница. - Родину защищать!
- А что значит - Родина? - не унимался Марк.
- Родина? Ну как же, что знaчит... Это... место, где ты родился!
- Значит, я буду защищать Китай?
- Почему Китай!
- Я там родился.
- Нет, же, Родина - это не только то место, где ты родился, но где вырос...
- Ну так я там и рос! Целых пять лет!
- Пять лет - это слишком мало для понятия родины... ты же не говоришь по-китайски, не живешь традициями Востока...
- Нет, я по-китайски не говорю, я говорю по-русски, по-английски, немного по-французски..
- Значит Китай - не твоя родина. Твоя родина там, где родились также твои предки...
- Мой отец родился в Петербурге, а мама в Киши неве... Значит, я буду защищать Россию и Молдову?
- Нет, ты будешь защищать ту страну, в которой прошло твое детство, твои лучшие воспоминания..
- Алжир, мы там жили, пока мне не исполнилось 11 лет, у меня замечательные воспоминания об это стране!
- Нет.. не Алжир! Защищать страну, близкую по духу и вероисповеданию...
- Ммм.. ну, поскольку я еврей, неужели защищать буду Израиль...Лидьванна! А как я буду защищать Израиль, неся службу в белорусской армии?
Очки Лидии Ивановны с кончика носа плавно перемещались все выше и выше, пока не оказались и вовсе на лбу.
Класс с интересом наблюдал за происходящим. Марик прекрасно умел срывать уроки.
- Марик, - неуверенно сказала Лидия Ивановна. - Ты в белорусской армии будешь защищать Беларусь...
- Но если она мне совсем не родина! Что я там буду делать? Получается, что у меня совсем нет родины! А раз мне нечего защищать, значит в армию можно не ходить?
- В армию обязательно нужно ходить...
- Зачем?
- Чтобы стать настоящим мужчиной! - уверенности в голосе учительницы с каждым вопросом ученика становилось все меньше и меньше.
- Лидия Ивановна! Но ведь, чтобы стать настоящим мужчиной, нужна не армия!
- Что же? , - спросила она на свою беду.
- Ну вы столько лет живете, а как будто не знаете! Конечно же женщина!
Класс взорвался дружным хохотом. Лидия Ивановна побледнела. Трудно находить аргументы для подобных, пусть и логичных, заявлений. Она хотела попросить Марика пригласить к ней его родителей, но в данный момент забыла все слова. Спасительный звонок на перемену вывел ее из оцепения. Старшеклассники тут же загалдели, зашумели и разбежались.Лидия Ивановна, как могла, побежала в учительскую. Бросив на стол журнал, она упала в кресло и разрыдалась...Она, заслуженный педагог с 40-летним стажем, не может объяснить 15-летнему сопляку с китайско-африканским прошлым, где у него Родина. Потому что в юные годы Лидии Ивановны Родина была одна - Советский Союз, и настолько она была необъятна, что можно было объездить полмира, но при этом не выехать за границы родины... И казахи, и прибалты, и евреи, и чукчи... у всех была одна единственная Родина, и всем это было понятно... А теперь? Три часа на машине - и все! Нет Родины! Кугом одна сплошная заграница...

***

Следующим уроком была геометрия. Молодой учитель зашел в класс после звонка на урок.
- Сергей Михайлович! А зачем нужно идти в армию, если у тебя нет родины? - задал вопрос Марк.
- Марик, у тебя нету Родины?
- Нету...
- Как так?
- Понимаете, родился я в Китае, где прожил до 5 лет, потом мы с родителями переехали в Алжир, потом мне исполнилось 11 лет, и мы переехали в Беларусь.
- Очень хорошо, а сюда вы как попали?
- А тут бабушка...
- Марик! Так значит у тебя как миниму 3 родины!
- Ну раз на то пошло - значит 4! Я еще и еврей!
- Прекрасно! Значит тебя в армию заберут самого первого!
- Не хочу...
- Тогда к доске шагом марш! Доказываем теорему трех перпендикуляров! - Сергей Михайлович обвел глазами класс.
- Ну что, бойцы, у кого еще нет Родины?
После уроков в учительской было шумно. В свете провокаций со стороны учеников на тему «Что такое Родина», учителя искали определение «родины» как таковой и методах ее объяснения современным ученикам.
- Согласно общепринятому определению, Родина, отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, общественным и государственным строем, особенностями языка, культуры, опыта и нравов... - зачитывал официальный текст директор.
- А детям это как объяснить? - галдели учителя.
- У нас и негритята есть, и китайцы... - поддакивали завучи.
Дверь учительской распахнулась. С ведром и мокрой тряпкой небрежно завалилась Никифоровна - уборщица.
- Чаво ета вы тута расшумелися? Мне тута убирать нада! - грозно возмутилась Никифоровна.
- А мы тут решаем... что такое Родина...- робко промямлил директор.
Всегда строгий и безапеляционный, он робел лишь в присутсвии проверки из РОНО и Никифоровны.
- Делать вот вам нехрен, - забурчала уборщица, - Родину они решают... А чо тут решать? Чо тут непанятнава? Родина - эта кагда и выпить есть с кем, и закусить, и пагаварыть за жизнь и на пенсию не страшна!
- На пенсию не страшно... - хором повторили учителя. На том и порешили.

- Пап! А че такое Родина?
- Сын, Родина, это такое место, куда ты всeгда можешь вернуться, и где тебе будут рады...
- Па! А ты это здорово придумал!

- Итак, сегодняшний урок будет посвящен определению Родины! - Лидия Ивановна сияла. Она, как ей казалось, знала все возможные определения, и даже чувствовала себя способной объяснить это ученикам. Последовали скучные определения, и как резюме, чтобы донести до умов и сердец щкольников, Лидия Ивановна выдала:
- Дети! Родина - это место, где хочется выйти на пенсию и достойно встретить старость!
- Судя по всему, вы, Лидия Ивановна, живете не на Родине!
- Да что вы такое говорите! Нам по 15 лет, мы еще школу не закончили, а вы - пенсия и старость!
- Мы не хотим на пенсию!
Лидия Ивановна побагровела.
- Тихо! - взвизгнула она. - Кто тут у нас самый умный? - Учительница плавно переходила на ультразвук.
- Я! - Гордо отозвался Марк.
- Ну-ка, расскажи всем, что такое РОДИНА! - она была уверена, что Марк не ответит, он не слушал ее сегодня...
- Это такое место, знаете... куда всегда можно вернуться! Из любого места! - Парировал ученик.
- Круто! - все загалдели. - Вернуться откуда-нибудь - это гораздо интереснее, чем на пенсию!
Класс расшумелся.
Лидия Ивановна тихонько опустилась на стул и впервые задумалась о том, чтобы действительно уехать на Родину. То есть выйти на пенсию...

Дмитрий Брагилевский

У меня, наверное, как и у всех людей, Родина это то место, где я родилась, где живу и учусь – это отечество, родная страна, теплая и солнечная. Место, где мне хорошо и комфортно, где я могу отдохнуть и телом и душой. Где проходит мое детство, место, где я буду жить, и работать в дальнейшем, город в котором я останусь на всю свою жизнь.

Говорят «в гостях хорошо, а дома лучше». Эта фраза как раз о том, что не зависимо от того где человек находится (в соседей или чужой стране) – дома однозначно лучше. Родина – это и есть дом человека и не важно, насколько он большой или маленький.
Все что для меня родное, что близко и любимо, относится к Родине. Любимые пейзажи, поля, леса, родная деревня, дом в конце улицы, друзья и родственники, родители и мои животные – все это часть меня и моей Родины. Это самое лучшее место на всей земле и оно всегда будет у меня в сердце, как бы далеко я не была.

Нет ни одного человека, у которого бы не было бы Родины. У всех есть место, где им хорошо и уютно сейчас или было когда-то. Это часть жизни человечества.

Недавно мне рассказывала мама как они с папой ездили за границу на заработки, когда меня еще не было. Она говорила, как тоскливо им было спустя какое-то время, как им хотелось домой в родные края и к близким людям. Как они не высыпались на чужой кровати, хотя она была новой и удобной, но им хотелось домой на родной скрипучий диван. Чужой язык, законы и местность они не смогли долго терпеть и вернулись спустя три месяца вместо планируемых шести. Родители были так счастливы от одного вида и атмосферы родных краев, что отказались от пышной свадьбы, на которую сами копили и зарабатывали деньги. Скромно расписались, а после посидели в узком семейном кругу.

Эту любовь к родине они заложили и мне. Как бы ни было хорошо за границей у бабушки, а дома все ровно на много лучше. И я всегда с нетерпением жду возвращения в любимый прекрасный город.

Это простое слово вызывает не простые ощущения и чувства, которые очень тяжело передать. Именно я не смогу надолго расстаться с родными краями и верю в то, что все будет хорошо. Верю в достойное и быстрое процветание страны, а все плохое обязательно исчезнет. Я – патриот и с гордостью могу сказать, что моя отчизна самая лучшая и бесконечно могу рассказывать обо всех ее достоинствах и недостатках. Я люблю ее такой, какая она есть. Родину, как и родителей не выбирают.

Священный долг, обязанность каждого человека – защищать свою родину и отстаивать ее права.

Краткое мини сочинение рассуждение Что такое Родина 4 класс

Родина? Но что же это означает? Как понимать этот термин? Может, это переулок, дом, квартира в котором человек провел своё детство? Страна, в которой он вырос? А может, полностью планета Земля? Вряд ли. Родина место, в которое так стремится попасть человек. Уголок, который наполнен комфортом и уютом. Территория, за которую он будет бороться, если понадобиться.

А еще, это место где ты любим и окружен заботой близких людей. Такое глубокое значение вложено в маленькое слово Родина. Для разных людей, оно обладает чем-то личным и сокровенным. Отчизна у нас одна-единственная, словно жизнь, её невозможно обменять или выбрать другую. Размышлять о том, что же всё-таки означает Родина можно долго. Мне кажется, каждый человек обязан сам сформулировать значения этого слова.

Но, если меня спросят, как я понимаю это слово, я отвечу: «Родина всё, чем ты дорожишь. Всё, что так важно для тебя, будь то место или люди. Родина уголок, куда тянет вернуться вновь и вновь!»

Сочинение рассуждение Что такое Родина

В широком смысле слова Родина - это наша большая страна под названием «Россия». В географическом смысле это - как сказал великий русский поэт Сергей Есенин « одна шестая часть земли с названием кратким Русь». Она раскинулась от Тихого океана на Дальнем Востоке до Балтийского моря на западе. Когда на Камчатке восходит солнце и начинается новый день, жители Калининграда только ложатся спать. Это и вернувшийся в свою родную гавань Крым.

В историческом смысле Родина - это сначала Древняя Русь во главе с Великим Новгородом, потом Россия, потом Союз Советских Социалистических республик. А сейчас снова Россия - Российская Федерация.

Родина - это люди, которые живут на этой одной шестой части земли, радуются и грустят вместе со своей страной. Это люди, которые в страшную годину не бросили свою страну и не убежали за границу, как крысы с тонущего корабля или тараканы. Это люди, которые насмерть стояли в Брестской крепости и под стенами Москвы. Это люди, которые пережили 800 дней блокады в осаждённом Ленинграде. Это люди, которые сломали хребет фашистскому зверю и водрузили знамя Победы над поверженным рейхстагом. Родина - это миллионы людей в тылу, которые на заводах ковали Победу. Родина - это победители, которые прошли торжественным маршем на Красной площади Москвы в далёком 1945 году. Родина - это люди, которые в трудных условиях осваивали целинные земли и покоряли океанские глубины. Это люди, которые вывели свою страну в космос. Родина - это спортсмены, которые выступают под российским триколором и плачут от радости, стоя на первом месте пьедестала почёта, под звуки российского гимна.

У каждого человека Родина своя. Это не только то место, где появился на свет. Это и то место, где живёшь в данное время. Это может быть маленькая деревушка, где живёт любимая бабушка, с речкой, где научился плавать. Для другого человека Родина - это скамейка, где в первый раз сказал «люблю» и поцеловал девушку. Родина - это место, куда возвращаются с дальних походов корабли и подводные лодки. Из полётов сюда стремятся лётчики и космонавты. Из таких личных моментов и складывается наша огромная Родина. Родные, народ, родители, Родина - это всё однокоренные слова, произошедшие от слова «род». И русский народ, и родные сердцу леса и поля, и трёхцветный флаг, бой курантов на Спасской башне Кремля - это всё наша любимая Родина. И другая нам не нужна. Родину и родителей не выбирают.

Несколько интересных сочинений

    Человек интересное существо. Ему очень трудно угодить. Редко кто знает, что он хочет. Летом человеку жарко и он хочет зиму. А зимой ему холодно и он хочет, чтобы поскорее настало лето. Но всё-таки я зиму люблю больше

  • Образ и характеристика Мастера в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Роман Булгакова Мастер и Маргарита отличается своеобразием характеристики своих героев, но одним из самых главных и ярких персонажей является Мастер.

  • Анализ сказки Чёрная курица, или Подземные жители Погорельского

    Произведение «Черна курица или Подземные жители» было написано Погорельским в 1829 году. Есть факты, которые подтверждают, что сказка была написана для племянника писателя Толстого

  • Сочинение Мой любимый герой в поэме Слово о полку Игореве

    Прочтя книгу «Слово о полку Игореве», я испытал любовь и сострадание к основному персонажу произведения. Правитель Игорь - чувственная личность, мечтавшая о наилучшей доли для собственной родной земли.

  • Анализ произведения Ромео и Джульетта Шекспира 8 класс

    «Ромео и Джульетта по праву является шедевром мировой литературы. Пьеса, написанная в далеком 1595 году, не теряет своей актуальности и у наших современников. Даже те, кто никогда не держал томик пьес Шекспира в руках, знают суть произведения.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»