Ценности семьи курагиных. Характеристика семьи курагиных в романе война и мир толстого

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

В своем творчестве Лев Толстой часто обращается к теме семейных ценностей. Взаимоотношения родителей становятся моделью поведения для детей в будущем.

Образ и характеристика семьи Курагиных в романе «Война и мир» отражает неприемлемые нормы морали аристократического общества России начала XIX века.

Князь Василий

Старший Курагин занимал важное место при дворе Александра I. Отцу семейства было за 50 лет уже в начале повествования, он был дальним родственником Пьера Безухова, которого потом благополучно женил на своей дочери. Князь имел некоторое влияние при дворе, но тщательно экономил свои связи, старался подавать прошения в личных целях, часто отказывая просящим родственникам.

Чувствуя себя значительным человеком в высшем обществе, он всегда выражался изысканно покровительственным тоном. Василий Сергеевич был отличным чтецом, ему приходилось читать самой царице, поэтому везде князь держался уверенно, посещал вечера исключительно знатных особ, где мог встретить нужных ему людей.

Вельможа носил мундир со звездами и был всегда вымыт до блеска облысевшего лба. Походка была грациозной, движения свободные, даже фамильярные. Василий Сергеевич говорил басом, способным разрешить все проблемы, которые возникали у него на жизненном пути. Монотонная ленивая речь давала собеседнику понять, что князь говорит о том, о чем прекрасно осведомлен.

Опыт придворной жизни сделал Курагина самоуверенным, равнодушным к чужому горю, насмешливым ко всем, кто ниже его был по чину. Отеческие чувства мало волновали князя, он считал детей обузой жизни, обоих сыновей называл откровенно глупыми.

Князь Василий тщательно выбирает круг общения, стараясь проводить время в кругах, где много людей, выше его рангом. Как только выгодное знакомство появлялось на горизонте, Васили без промедления вступал в контакт, без подготовки и раздумий, стараясь не упустить представившейся случай. Каждую ситуацию, возникшую случайным образом, где можно было повернуть дела на свою пользу, герой использовал в полную силу.

Целью его жизни были новые более выгодные места по службе и нагрудные звезды, подчеркивающие статус и государственную важность.

Младший сын Анатоль

Парень обладал высоким ростом и красивой внешностью. Большие лучезарные глаза придавали лицу победоносное выражение, добродушное и веселое. Румянцы на щеках подчеркивали отменное здоровье кавалергарда. Черные брови указывали на молодецкую удаль. Копна русых волос соблазнительно спадала на белый, правильный лоб.

Сын учился за пределами России. Армейская карьера развивалась удачно при поддержке отца. Имея успех у женщин, Анатоль гордиться своей репутацией ловеласа. В женском обществе щеголь ведет себя свободно, может поддержать разговор на любую тему.

Петербург вскружил голову начинающему офицеру, он не пропускал ни одного кутежа у Долохова, был заводилой всех скандалов и приключений. Алкоголь будоражил кровь молодому человеку, в пьяном виде он был способный на любой поступок.

Младший Курагин мог позволить себе многое, не экономил на развлечениях, отец гневался на него за расточительство. Когда денег не хватало, Анатоль тот час одалживал большую сумму, полагаясь, что отец отдаст долги. Этого человека не волновало, что чувствуют люди вокруг него.

Сватаясь к Марье Болконской Курагин, не задумываясь о последствиях, флиртует с мадамузель Бурьен. Высокомерное отношение к женщинам не уменьшает их интерес к нему, как к знатному жениху. Он свел всех девиц с ума, сам был не против жениться с целью обогащения, высматривал партию с приданным.

В поле зрения попадает юная Наташа Ростова, которая, будучи помолвлена, ждала Андрея Болконского из Турции. Анатоль употребил все свое умение соблазнения девиц, чтобы завоевать расположение девушки. Влюбившись в подлого обманщика, Наташа решается с ним бежать. Побег сорвала Соня, Ростова узнала возмутительные подробности личной жизни несостоявшегося жениха. В результате алчного замысла помолвку с князем Болконским пришлось расторгнуть.

Оказалось, что два года назад Курагин женился в Польше под натиском родителей обесчещенной девушки. Сбежав от жены, Анатоль заплатил отцу за то, чтобы в России мало кто знал об этой оплошности.

Дочь Элен

Черноглазая красавица обладала античными формами и могла покорить любого мужчину. Девушка была модницей, знала толк в драгоценностях, пользовалась шикарным парфюмом. Княжна без труда обворожила молодого Пьера, наследника огромного состояния. Она разожгла в сердце юноши такую страсть, что он болезненно хотел обладать ею. С помощью отца княжна быстро стала графиней Безуховой, чтобы не упустить добычу.

Светскую львицу Элен знает весь Петербург, у нее огромное количество друзей. Графиню Безухову посещают послы других государств. Поклонники высшей аристократических кругов России прикладываются к ее руке. Но Толстой считает героиню глупой, может быть, потому что она не сумела прилично распорядиться своим положением, принести пользу обществу с высоты своего статуса.

Чувственная натура, она любит свое тело, ценит в жизни плотские удовольствия, шампанское и балы. Звезда приемов, украшение праздничного вечера, женщина смогла влюбить в себя даже принца. Это повод считать героиню умной, сам Румянцев посетил ее дом.

Любовникам Элен нет числа, через постель она устраивает карьеру мужа. Страсть заставляет женщину требовать у Пьера развод. Чтобы добиться своей цели, Курагина принимает католическую веру и ждет от Папы Римского разрешение расторгнуть брачные узы с графом Безуховым.

Внезапная болезнь приводит к скоропостижной кончине несчастной. Официально женщина ушла из жизни по причине воспаления легких, но ходили упорные слухи, что истинный диагноз относился к венерической теме и скрывался родственниками по причине стыда.

Сын Ипполит

Во времена Льва Толстого внешний вид старшего из сыновей князя выделялся из аристократической толпы. Парень тщательно следил за собой, придерживался модных тенденций, но носил вычурные вещи. Герой свои панталоны называл цвета испуганной нимфы.

Ипполит не знал, куда пристроить тонкие длинные конечности, которые, казалось, двигались самостоятельно. Стараясь придать умное выражение лицу, князь выглядел весьма глупо и смешно. Отец говорит о нем, как о спокойном дураке, по сравнению с буйным Анатолем.

Одно время Андрей Болконский ревновал героя к своей жене Лизе, хотя считал, что тот ведет себя в высшем обществе, как шут. Его речь выделяется французским акцентом, что часто встречалось в те времена в аристократических семьях. Представители знати говорили лучше на французском языке, чем на родном.

Ипполит хорошо владеет английским языком. Под протекцией отца князь строит карьеру посла.

Автор не распространяется о княгине матери, упоминая о ней только как о старой толстой женщине. Курагины лишены моральных ценностей, их жизненным приоритетом является личная выгода, обогащение и праздность.

Семья Курагиных в романе “Война и мир” представляет собой особый союз, который держится на общности интересов и целей. Назвать семьёй в полном смысле слова это объединение конечно же нельзя: ни любви, ни заботы, ни искренности в отношениях между родственниками нет.

Характеристика семьи Курагиных

Глава семьи, князь Василий, лицемер, мошенник, обманщик и лгун. Дети переняли у него все моральные принципы, поэтому и Элен, и Ипполит, и Анатоль -также бездушны и лживы, как их отец. Князь Василий, как ни странно, очень уважаем в обществе – что подчёркивает поверхностное отношение знати к истинной сути человека. Красивая обложка, хорошие манеры, умение “держать себя” – этого достаточно, чтобы слыть достойнейшим представителем аристократического общества.

Князь Василий является ближайшим родственником умирающего графа Безухова и всеми возможными средствами пытается достичь получение наследства. Когда его афера с кражей портфеля с документами терпит крах, он сближается с Пьером. Помогает ему справляться с управлением наследством, попутно обворовывая молодого человека. Идея женить богатого наследника на своей дочери становится ещё одним пунктом плана по завладению богатством Пьера Безухова. Любители лёгкой наживы, все члены семьи подыгрывают в этом спектакле, и Пьер оказывается в положении жениха, сам того не желая.

Глава семьи Курагиных имеет массу нужных знакомств, ему интересны только те, кто может быть полезен, за чей счёт можно поднять статус и улучшить материальное положение. В разговорах о детях Василий Сергеевич часто упоминает, что они являются “обузой”, его “крестом”. Тем не менее он хлопочет о карьере сыновей, пытается устроить их судьбы таким образом, чтобы они ни в чём не нуждались.

Про супругу князя Василия – Алину Курагину известно очень мало. В молодые годы эта женщина блистала красотой, с возрастом она изменилась – сильно пополнела. Вероятно именно её внешние данные стали причиной выбора женщины на роль супруги Курагина.

Элен Курагина

Дочь Василия Сергеевича – Элен Курагина считается самой красивой женщиной Петербурга, она юна, изящна, хитра и коварна. Героиня пуста и холодна, она привлекает всех откровенными нарядами, внешностью, загадочностью, за которой нет глубины чувств, душевных качеств, теплоты. Брак с Пьером становится для Элен возможностью блистать в светском обществе, менять наряды, принимать гостей и заводить любовников. Слабохарактерность мужа влечёт ко вседозволенности Элен: она презирает его, изменяет и не скрывает своих чувств. Образ Элен в романе – символ внешней красоты, за которой нет достойного содержания, она олицетворяет светских дам, пустых и холодных. Такие женщины не создают уют, не стремятся завести детей, семью, не способны сопереживать и быть поддержкой мужу. По этой причине автор убирает Элен из сюжета: она умирает от грудной ангины в возрасте 32 лет.

Ипполит и Анатоль

Ипполит – старший сын Курагиных, на характеристику которого выпала львиная доля авторской иронии и сарказма. Толстой называет его “милым” молодым человеком, замечая, что тот удивительно “дурен собой”. Ипполит не только безобразен внешне – в лице и фигуре – его внутренний мир также убог. Природа не наградила отпрыска Курагиных умом и красноречием, он откровенно глуп, а выражение лица выдаёт черты “идиотизма”. Автор прямо отмечает, что оба сына Курагиных – Анатоль и Ипполит – “дурни”. К счастью родителей, Ипполит спокойный “дурень”, чего нельзя сказать об Анатоле. Ипполит, благодаря отцу, занимает место в посольстве на должности секретаря.

Анатоль Курагин – младший сын четы Курагиных – удивительной красоты молодой человек. Его портретная внешность, привычки щёголя – такая же пустая оболочка, как и внешность сестры. Анатоль – любитель драк, пьяница, игрок и повеса. Отец пытается устроить свадьбу сына с богатой невестой – княжной Марьей, но любовь к женскому полу и развлечениям выдаёт его. Анатоль не таков, как отец, он скорее бестолков, чем хитёр. Его страсть – безответственность, распутство и веселье, менять женщин и прожигать свою жизнь – вот то, что является смыслом жизни героя.

В нашей статье даётся описание всех членов семьи Курагиных. Этот материал будет полезен при подготовке к сочинению “Семья Курагиных”.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Семья
князя Василия Курагина.

Для Толстого мир семьи - основа человеческого
общества. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности.
Корыстолюбие, лицемерие, способность на преступление, бесчестие ради богатства,
безответственность за свои поступки в личной жизни - вот основные отличительные
черты этого семейства.
И сколько разрушений Курагины внесли - князь
Василий, Элен, Анатоль - в жизнь Пьера, Ростовых, Наташи, Андрея Болконского!
Курагины - третье в романе семейное объединение -
лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она,
несомненно, есть - инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода
круговая порука эгоизма почти животного. Такая семейная связь не положительная,
настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание. Настоящие семьи -
Ростовы, Болконские - имеют, конечно, против Курагиных на своей стороне
безмерное нравственное превосходство;но все же вторжение
низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей.
Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие
моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных
желаний.

Князь Василий Курагин Главой всего этого семейства является князь Василий
Курагин. Впервые мы встречаем князя Василия в салоне Анны Павловны Шерер. Он
был "в придворном, шитом, мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со
светлым выражением плоского лица." Говорил князь "на
том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали
наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые
свойственны состарившемуся в высшем свете и при дворе значительному человеку", "говорил
всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы". В глазах светского общества князь
Курагин - уважаемый человек, "приближенный к императору, окруженный толпой
восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно
посмеивающийся". На словах он был порядочным, отзывчивым человеком,
но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием
казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений.
Князь Василий " знал, что влияние в свете - капитал, который надо
беречь, чтобы он не исчез, и, раз сообразив, что если он станет просить за
всех, кто его просит, то скоро ему нельзя будет просить за себя, он редко
употреблял это влияние". Но, вместе с тем, он
иногда испытывал угрызения совести. Так, в деле княгини Друбецкой, он
почувствовал "что-то вроде укора совести", так как она напомнила ему,
что "первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу". Князю Василию не чужды отцовские чувства, хотя
выражаются они скорее в стремлении "пристроить"
своих детей, нежели дать им отцовскую любовь и теплоту. По словам Анны Павловны
Шерер, такие люди как князь, не должны иметь детей.
"…И зачем
родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я
бы не в чем не могла упрекнуть вас". На что князь ответил: "Что
же мне делать? Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что
может отец". Князь
вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя при этом свои корыстные цели. На предложение Анны Павловны Шерер "женить
блудного сына Анатоля" на княжне Марии Болконской,
узнав, что княжна богатая наследница, он говорит:
"она
хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно". При этом князь Василий
совершенно не задумывается о том, что княжна Марья может быть несчастна в браке
с беспутным шалопаем Анатолем, который на всю свою жизнь смотрел как на одно
непрерывное увеселение.
Впитали в себя все низменные, порочные черты князя
Василия и его дети.

Элен Курагина
Элен - воплощение внешней красоты и внутренней
пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее "однообразную", "неизменяющуюся"
улыбку и "античную красоту тела", она напоминает прекрасную,
бездушную статую. В салон Шерер Элен входит "шумя своею белою бальною
робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и
бриллиантов, прошла, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно
предоставляя каждому право любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень
открытой по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собой блеск
бала. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени
кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и
слишком сильно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить
действия этой красоты".
Элен олицетворяет безнравственность и порочность.
Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие никаких моральных норм,
живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний. Элен вступает
в брак только ради своего собственного обогащения.
Она изменяет мужу, поскольку в ее натуре преобладает
животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. "Я
не такая дура, чтобы иметь детей" - признается она. Еще,
будучи супругой Пьера, Элен на глазах всего общества занимается устройством
своей личной жизни.
Кроме роскошного бюста, богатого и красивого тела,
эта представительница большого света обладала необыкновенным умением скрывать
свое умственное и нравственное убожество, и все это благодаря только изяществу
ее манер и заученности некоторых фраз и приемов. Бесстыдство проявлялось в ней
под такими грандиозными великосветскими формами, что возбуждало в других чуть
ли не уважение.
Элен совершенно лишена патриотических чувств. В то
время как вся страна поднялась на борьбу с Наполеоном, и даже высший свет
по-своему принимал участие в этой борьбе ("не говорили по-французски и
ели простую еду"), в кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались
слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к
примирению".
Когда угроза захвата наполеоновскими войсками Москвы
стала явной, Элен уехала за границу. И там она блистала при императорском
дворе. Но вот двор возвращается в Петербург.
"Элен,
возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в
затруднительном положении. В Петербурге Элен пользовалась особым
покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве.
В конце концов, Элен умирает. Эта смерть - прямое
следствие ее собственных интриг. "Графиня Елена Безухова
скоропостижно умерла от…страшной болезни, которую принято называть грудной
ангиной, но в интимных кружках рассказывали о том, как лейб - медик королевы
испанской предписал Элен небольшие дозы какого-то лекарства для произведения
известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф
подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный
Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и
умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь".
Ипполит Курагин .
"…Князь Ипполит поражал своим
необыкновенным сходством с сестрой-красавицей и еще более тем, что несмотря на
сходство, он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у
сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою,
неизменною улыбкой и необычайною, античною красотой тела. У брата, напротив,
тоже лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную
брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как
будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали
неестественное положение".
Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности,
с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал.
На приеме у Шерер он предстает нам "в
темно-зеленом фраке, в панталонах цвета испуганной нимфы, как он сам говорил, в
чулках и башмаках". И такая нелепость наряда нисколько его
не смущала.
Глупость его проявлялась, в том, что он иногда
говорил, а потом уж понимал, что сказал. Ипполит часто говорил и поступал
невпопад, высказывал свои суждения тогда, когда они были никому не надобны. Он
любил вставлять в разговор фразы, совершенно не относящиеся, к сути обсуждаемой
темы.
Характер Ипполита может служить живым примером того,
что даже положительный идиотизм выдается иногда в свете за нечто имеющее
значение благодаря лоску, придаваемому знанием французского языка, и тому
необыкновенному свойству этого языка поддерживать и в то же время маскировать
душевную пустоту.
Князь Василий называет Ипполита "покойным
дураком". Толстой в романе - "вялым и ломающимся".
Это главенствующие черты характера Ипполита. Ипполит глуп, но он своей
глупостью хотя бы не приносит никому вреда, в отличие от младшего брата
Анатоля.

Анатоль Курагин .
Анатоль Курагин, по мнению Толстого, "простой
и с плотскими наклонностями". Это главенствующие черты
характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрел, как на непрерывное увеселение,
которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него. Характеристика Анатоля у автора такова:
"Он не был
в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни
того, что может выйти из такого или такого его поступка".
Анатоль целиком свободен от соображения
ответственности и последствий того, что он делает. Его эгоизм непосредственный,
животно-наивный и добродушный, эгоизм абсолютный, ибо он ничем не стеснен у
Анатоля внутри, в сознании, чувстве. Просто Курагин лишен способности знать,
что будет дальше той минуты его удовольствия, и как оно скажется на жизни
других людей, как посмотрят другие. Всего этого для него не существует совсем.
Он искренне убежден, инстинктивно, всем своим существом, что все вокруг имеет
единственной целью его развлечение и существует для этого. Никакой оглядки на
людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы
сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений,
колебаний, сомнений - Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне
считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову: свобода поистине безграничная, свобода в поступках и самоощущении.
Такая полная свобода дана Анатолю его
бессмысленностью. Человек, сознательно относящийся к жизни, уже подчинен, как
Пьер, необходимости понять и решить, он не свободен от жизненных сложностей, от
вопроса: зачем? В то время как Пьер замучен этим сложным вопросом,
Анатоль живет, довольствуясь каждой минутой, глупо, животно, зато легко и
весело.
Женитьба на "богатой уродливой наследнице" -
Марии Болконской ему представляется очередным увеселением. "А
отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает" -
думал Анатоль.

2. 2. Элен Курагина

2. 4. Анатоль Курагин

4. Список литературы

"Война и мир" Толстой " со строгостью судьи и гражданина" вершит нравственный суд над высшим светом и бюрократической верхушкой самодержавной России. Ценность человека, по мнению Толстого, определяется тремя понятиями: простота, доброта и правда. Нравственность, как считает писатель, - это умение почувствовать свое "я" как часть общечеловеческого "мы". И любимые герои Толстого просты и естественны, добры и сердечны, честны перед людьми и своею совестью. Иные отношения Толстого к высшему свету; "завистливому и душному для сердца вольного и пламенных страстей". С первых страниц романа мы, читатели, попадаем в Петербургские гостиные большого света и знакомимся со "сливками" этого общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами. Толстой срывает покровы внешнего блеска, утонченных манер с этих людей, и перед читателем предстает их духовное убожество, нравственная низость. В их поведении, в их взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды.

"кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные". Вспомним искаженные лица "скорбной" Друбецкой и "благостного" князя Василия, когда они вдвоем вцепились в портфель с завещанием у постели умирающего графа Безухова. А охота на Пьера, ставшего богачом?! Ведь это целая "военная операция", тщательно продуманная Шерер и князем Василием. Так и не дождавшись объяснения Пьера с Элен, сватовства, князь Василий врывается в комнату с иконой в руках и благословляет молодых - мышеловка захлопнулась. Начинается осада Марии Болконской, богатой невесты для шалопая Анатолия, и только случай помешал успешно завершить эту операцию. О какой любви может идти речь, когда браки совершаются по откровенному расчету? С иронией, даже с сарказмом рисует Толстой "объяснение в любви" Бориса Друбецкого и Жюли Карагиной. Жюли знает, что этот блестящий, но нищий красавец, не любит ее, но требует за свое богатство объяснения в любви по всей форме. А Борис, произнося нужные слова, думает, что всегда можно устроить так, что он жену будет видеть редко. Все приемы хороши, чтобы добиться "славы, денег и чинов". Можно вступить в масонскую ложу, делая вид, что тебе близки идеи любви, равенства, братства. А на самом деле такие, как Борис Друбецкой, вступали в это общество с одной целью - завести выгодные знакомства. А Пьер, искренний и доверчивый человек, вскоре увидел, что этих людей интересовали не вопросы истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни.

несколько тысяч оброка с рязанского имения. И все это под маской добра и заботы о юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы. Лжива и развратна и Элен Курагина, ставшая графиней Безуховой. Однажды открыто изменив мужу, цинично заявляет Пьеру, что не желает иметь от него детей. Даже красота и молодость у людей высшего света принимают отталкивающий характер, ибо эта красота не согрета душой. Лгут, играя в патриотизм Жюли Карагина, ставшая, наконец - то Друбецкой, и ей подобные. Их патриотизм проявился в отказе от французской кухни, французского театра и не установления штрафа.

Вспомним, с каким энтузиазмом двуличный князь Василий восхищается, говоря с гордостью пророка: "Что я говорил про Кутузова? Я говорил всегда, что он один способен победить Наполеона". А когда до придворных дошло известие об оставлении Москвы французам, то князь Василий непререкаемо говорил, что нельзя было ожидать ничего другого от слепого развратного старика". Толстому особенно ненавистна императорская "игра в войну", для Александра I действительное поле сражения и парад на Царицынском Лугу - это одно и то же (вспомним его спор с Кутузовым перед Аустерлицким сражением). В военной среде, которую Толстой знал хорошо, процветает карьеризм, служба "лицам, а не делу", боязнь личной ответственности за принятое решение. Вот почему так невзлюбили многие офицеры честного и принципиального Андрея Болконского. Даже накануне Бородинского сражения офицеры штаба были обеспокоены не столько его будущим результатом, сколько заботами о своих будущих наградах. Они внимательно следили за флюгером царской милости. С суровой беспощадностью Толстой "срывал все и всяческие маски" с представителей высшего света, обличая антинародную сущность их идеологии - идеологии людского разъединения, эгоизма, тщеславия и презрения к людям.

В романе-эпопее Л. Толстого "Война и мир" изображено множество человеческих судеб. В стремлении установить единые критерии в оценке характеров и поступков персонажей писатель определяет нравственные законы, которые, по его мнению, существуют объективно. Эти законы являются для Толстого мерилом духовных качеств той или иной личности.

Для Толстого мир семьи - основа человеческого общества. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности. Корыстолюбие, лицемерие, способность на преступление, бесчестие ради богатства, безответственность за свои поступки в личной жизни - вот основные отличительные черты этого семейства.

Толстой писал свой роман, когда Россия вступила на порог буржуазного развития. В романе действует Наполеон, в котором буржуазное отношение к жизни закончено выразилось. Отношение это в том как раз и состоит, что личным интересом и целью исчерпываются для человека все жизненные проблемы. Нет ничего, кроме человеческих единиц и их единичных целей. Жизнь идет, как получится, анархично, без внутренней необходимости, и нет другого закона, кроме стихийного совпадения обстоятельств, определяющего в беспорядочно столкновении воль какую-то равнодействующую. И нет другого мировоззрения у человека, кроме культа личной активности.

"Войны и мира" Курагины живут по этим законам, зная во всем мире только личный свой интерес и энергично добиваясь его интригой. И сколько разрушений Курагины внесли - князь Василий, Элен, Анатоль - в жизнь Пьера, Ростовых, Наташи, Андрея Болконского!

круговая порука эгоизма почти животного. Такая семейная связь не положительная, настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание. Настоящие семьи - Ростовы, Болконские - имеют, конечно, против Курагиных на своей стороне безмерное нравственное превосходство;но все же вторжение низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей. Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний.

Главой всего этого семейства является князь Василий Курагин. Впервые мы встречаем князя Василия в салоне Анны Павловны Шерер. Он был "в придворном, шитом, мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со светлым выражением плоского лица." Говорил князь "на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые свойственны состарившемуся в высшем свете и при дворе значительному человеку", "говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы".

В глазах светского общества князь Курагин - уважаемый человек, "приближенный к императору, окруженный толпой восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно посмеивающийся". На словах он был порядочным, отзывчивым человеком, но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений. Князь Василий " знал, что влияние в свете - капитал, который надо беречь, чтобы он не исчез, и, раз сообразив, что если он станет просить за всех, кто его просит, то скоро ему нельзя будет просить за себя, он редко употреблял это влияние". Но, вместе с тем, он иногда испытывал угрызения совести. Так, в деле княгини Друбецкой, он почувствовал "что-то вроде укора совести", так как она напомнила ему, что "первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу".

Эпизод борьбы за наследство старого графа Безухова наиболее точно раскрывает двуличную сущность Василия Курагина.

просьбой о пересмотре завещания. Князь предполагал, что граф написал письмо государю с просьбой признать Пьера законным сыном. Это обстоятельство дало бы право Пьеру владеть всем огромным состоянием единолично, что было крайне невыгодно для князя.

"мозаиковый портфель".

"…В приемной никого уже не было, кроме князя Василия и старшей княжны, которые, сидя под портретом Екатерины, о чем-то оживленно говорили. Как только они увидали Пьера с его руководительницей, они замолчали. Княжна что-то спрятала, как показалось Пьеру, и прошептала:

— Не могу видеть эту женщину.

— Catiche a fait donner du the dans le petit salon,— сказал князь Василий Анне Михайловне.— Allez, ma pauvre Анна Михайловна, prenez quelque chose, autrement vous ne suffirez pas.

Пьеру он ничего не сказал, только пожал с чувством его руку пониже плеча. Пьер с Анной Михайловной прошли в petit salon…"

"…Пьер оглянулся вопросительно на свою руководительницу и увидел, что она на цыпочках выходила опять в приемную, где остался князь Василий с старшею княжной. Пьер полагал, что и это было так нужно, и, помедлив немного, пошел за ней…"

"…Князь Василий сидел на кресле, в своей фамильярной позе, высоко заложив ногу на ногу. Щеки его сильно перепрыгивали и, опустившись, казались толще внизу; но он имел вид человека, мало занятого разговором двух дам.

— Я и не знаю, что в этой бумаге,— говорила княжна, обращаясь к князю Василию и указывая на мозаиковый портфель, который она держала в руках.— Я знаю только, что настоящее завещание у него в бюро, а это забытая бумага...

"…Княжна молчала. Слышны были только звуки усилий борьбы за портфель…"

"…Интриганка! — прошептала она злобно и дернула портфель изо всей силы, но Анна Михайловна сделаланесколько шагов, чтобы не отстать от портфеля, и перехватила руку.

— Oh! — сказал князь Василий укоризненно и удивленно. Он встал.— Chest ridicule. Voyons , пустите. Я вам говорю…"

"…— Помните, что вы будете отвечать за все последствия,— строго сказал князь Василий,— вы не знаете, что вы делаете.

— Мерзкая женщина! — вскрикнула княжна, неожиданно бросаясь на Анну Михайловну и вырывая портфель. Князь Василий опустил голову и развел руками…"

"…Старшая княжна выронила портфель. Анна Михайловна быстро нагнулась и, подхватив спорную вещь, побежала в спальню. Старшая княжна и князь Василий, опомнившись, пошли за ней. Через несколько минут первая вышла оттуда старшая княжна, с бледным и сухим лицом и прикушенною нижнею губой. При виде Пьера лицо ее выразило неудержимую злобу.

— Да, радуйтесь теперь,— сказала она,— вы этого ждали. И, зарыдав, она закрыла лицо платком и выбежала из комнаты.

За княжной вышел князь Василий. Он, шатаясь, дошел до дивана, на котором сидел Пьер, и упал на него, закрыв глаза рукой. Пьер заметил, что он был бледен и что нижняя челюсть его прыгала и тряслась, как в лихорадочной дрожи.

Ах, мой друг! — сказал он, взяв Пьера за локоть; и в голосе его была искренность и слабость, которых Пьерникогда прежде не замечал в нем.— Сколькомы грешим, сколько мы обманываем, и все для чего? Мне шестой десяток, мой друг... Ведь мне... Все кончится смертью, все. Смерть ужасна.— Он заплакал…"

"незаконный", не имевший не малейшего понятия о закулисной

возне и чьих-то меркантильных интересах Пьер. Но Курагин и здесь не отступает.

«Князь Василий не обдумывал своих планов», но как светский человек никогда не упускал возможности использовать влиятельное лицо. Именно поэтому он «делал все, что было нужно для того, чтобы женить Пьера на своей дочери». «Более всех других... как делами Пьера, так и им самим овладел князь Василий. Со смерти графа Безухова он не выпускал из рук Пьера». Из прежнего холостого общества Пьера многих не было в Петербурге. «Все время его проходило на обедах, балах и преимущественно у князя Василия — в обществе старой толстой княгини, его жены, и красавицы Элен.

Анна Павловна Шерер, так же как и другие, выказала Пьеру перемену, происшедшую в общественном взгляде на него». На одном из вечеров у Анны Павловны Пьер почувствовал к Элен нечто иное, нежели дружеское расположение как к человеку, знакомому с детства. Он пытался бороться с возникшим желанием. «Он говорил себе, что это невозможно, что что-то гадкое, противуестественное, как ему казалось, нечестное было бы в этом браке». Однако участь его была предрешена. «Пьер знал, что все ждут только того, чтобы он, наконец, сказал одно слово, переступил через известную черту, и он знал, что он рано или поздно переступит через нее». В день именин Элен не без давления со стороны князя Василия Пьер произнес заветные слова. «Через полтора месяца он был обвенчан». Так завершилась борьба В. Курагина за наследство князя Безухова.

Князю Василию не чужды отцовские чувства, хотя выражаются они скорее в стремлении "пристроить" своих детей, нежели дать им отцовскую любовь и теплоту. По словам Анны Павловны Шерер, такие люди как князь, не должны иметь детей. "…И зачем родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я бы не в чем не могла упрекнуть вас". На что князь ответил: "Что же мне делать? Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что может отец".

Князь вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя при этом свои корыстные цели. На предложение Анны Павловны Шерер "женить блудного сына Анатоля" на княжне Марии Болконской, узнав, что княжна богатая наследница, он говорит: "она хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно". При этом князь Василий совершенно не задумывается о том, что княжна Марья может быть несчастна в браке с беспутным шалопаем Анатолем, который на всю свою жизнь смотрел как на одно непрерывное увеселение.

Впитали в себя все низменные, порочные черты князя Василия и его дети.

2. 2. Элен Курагина

Элен - воплощение внешней красоты и внутренней пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее "однообразную", "неизменяющуюся" улыбку и "античную красоту тела", она напоминает прекрасную, бездушную статую. В салон Шерер Элен входит "шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, прошла, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень открытой по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собой блеск бала. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действия этой красоты".

в брак только ради своего собственного обогащения.

"Я не такая дура, чтобы иметь детей" - признается она. Еще, будучи супругой Пьера, Элен на глазах всего общества занимается устройством своей личной жизни.

"…Пьер сидел против Долохова и Николая Ростова... Лицо его было уныло и мрачно. Он, казалось, не видел и не слышал ничего, происходящего вокруг него, и думал о чем-то одном, тяжелом и неразрешенном.

была свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки ичто связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него..."

"… — Ну теперь за здоровье красивых женщин, — сказал Долохов и с серьезным выражением, но с улыбающимся в углах ртом, с бокалом обратился к Пьеру. — За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников, — сказал он...

— Вы... вы... негодяй!.. я вас вызываю, — проговорил он и, двинув стул, встал из-за стола..."

"…После дуэли Пьер пытался понять, что же произошло и кто тому виной. Он пришел к выводу: «Кто прав, кто виноват? Никто. А жив — и живи: завтра умрешь, как мог я умереть час тому назад».

Пьер решил уехать, оставив Элен письмо, однако на следующее утро жена пришла к нему и потребовала объяснений.

— Что вы доказали этой дуэлью? То, что вы дурак... так это все знали. К чему это приведет? К тому, чтобы я сделалась посмешищем всей Москвы...

— Нам лучше расстаться, — проговорил он прерывисто.

— Расстаться, извольте, только ежели вы дадите мне состояние, — сказала Элен... — Расстаться, вот чем испугали!

Пьер вскочил с дивана и. шатаясь, бросился к ней.

— Я тебя убью! — закричал он и, схватив со стола мраморную доску с неизвестной еще ему силой, сделал шаг к ней и замахнулся на нее.

Через неделю Пьер выдал жене доверенность на управление всеми великорусскими имениями, что составляло большую половину его состояния, и один уехал в Петербург…" Элен Безухова - не женщина, она скорее, животное. Ни у одного романиста не встречался еще этот тип развратницы большого света, которая ничего не любит в жизни, кроме своего тела, дает брату целовать свои плечи, а не дает денег. Она хладнокровно выбирает себе любовников, как блюда из меню, умеет сохранить уважение света и даже приобрести репутацию умной женщины благодаря своему виду холодного достоинства и светскому такту. Такой тип может выработаться только в том кругу, где жила Элен. Это обожание собственного тела может развиться только там, где праздность и роскошь дают полный простор всем чувственным побуждениям. Это бесстыдное спокойствие - там, где высокое положение, обеспечивая безнаказанность, учит пренебрегать уважением общества, где богатство и связи дают все средства скрывать интригу и заткнуть болтливые рты.

Кроме роскошного бюста, богатого и красивого тела, эта представительница большого света обладала необыкновенным умением скрывать свое умственное и нравственное убожество, и все это благодаря только изяществу ее манер и заученности некоторых фраз и приемов. Бесстыдство проявлялось в ней под такими грандиозными великосветскими формами, что возбуждало в других чуть ли не уважение.

"Быть принятым в салоне графини Безуховой считалось дипломом ума; молодые люди прочитывали книги перед вечером Элен, чтобы было о чем говорить в ее салоне, и секретари посольства, и даже посланники поверяли ей дипломатические тайны, так что Элен была сила в некотором роде". Все это несказанно удивляло Пьера, который знал, что Элен была очень глупа. Но она так умела преподать себя, что никто об этом не задумывался.

Негативную роль сыграла она и в судьбе Наташи Ростовой. "Анатоль просил ее свести его с Наташей… Мысль свести брата с Наташей забавляла ее". Ради забавы, пустой прихоти Элен испортила жизнь молодой девушке, подтолкнув ее к измене, и даже не задумалась об этом.

"не говорили по-французски и ели простую еду"), в кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к примирению".

Когда угроза захвата наполеоновскими войсками Москвы стала явной, Элен уехала за границу. И там она блистала при императорском дворе. Но вот двор возвращается в Петербург. "Элен, возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в затруднительном положении. В Петербурге Элен пользовалась особым покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве. В Вильне же она сблизилась с молодым иностранным принцем". Ради собственного блага она предает самое святое - веру, принимает католичество. Этим, как ей казалось, она освобождает себя от нравственных обязательств, данных Пьеру, став его супругой. Элен решает связать свою судьбу с одним из двух ее поклонников. При этом ей удалось сделать так, что "по Петербургу… распространился слух не о том, что Элен хочет развестись с своим мужем", а о том, что "несчастная, интересная Элен находится в недоумении… за кого из двух ей выйти замуж…В начале августа все совершенно определилось, и она написала мужу (который ее очень любил, как она думала) письмо, в котором извещала его о своем намерении выйти замуж за NN и о том, что она просит исполнить все необходимые для развода формальности". Пьер не получил письма, он был на войне.

вельмож, но, к несчастью, старика.

"Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла от…страшной болезни, которую принято называть грудной ангиной, но в интимных кружках рассказывали о том, как лейб - медик королевы испанской предписал Элен небольшие дозы какого-то лекарства для произведения известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь".

"…Князь Ипполит поражал своим необыкновенным сходством с сестрой-красавицей и еще более тем, что несмотря на сходство, он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою, неизменною улыбкой и необычайною, античною красотой тела. У брата, напротив, тоже лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение".

Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности, с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал.

На приеме у Шерер он предстает нам "в темно-зеленом фраке, в панталонах цвета испуганной нимфы, как он сам говорил, в чулках и башмаках". И такая нелепость наряда нисколько его не смущала.

вставлять в разговор фразы, совершенно не относящиеся, к сути обсуждаемой темы.

"Князь Ипполит, долго смотревший в лорнет на виконта, вдруг повернулся всем телом к маленькой княгине и, попросив у нее иголку, стал показывать ей, рисую иголкой на столе герб Канде. Он растолковывал ей этот герб с таким, значительным видом, как будто княгиня просила его об этом".

Благодаря отцу Ипполит делает карьеру и во время войны с Наполеоном становится секретарем посольства. В обществе офицеров находящихся на службе в посольстве, он считается шутом.

" - Нет, я должен угостить вас Курагиным, - сказал Билибин тихо Болконскому. - Он прелестен, когда рассуждает о политике, надо видеть эту важность.

Берлинский кабинет не может выразить свое мнение о союзе, - начал Ипполит, значительно оглядывая всех, - не выражая… как в своей последней ноте… вы понимает… вы понимает…впрочем, если его величество император не изменит сущности нашего союза… - сказал он князю Андрею, хватая его за руку.

Все засмеялись. Ипполит смеялся громче всех. Он, видимо страдал, задыхался, но не мог удержаться от дикого смеха, растягивающего его всегда неподвижное лицо". Он совершенно не понимал, что смеются над его манерой говорить.

Несмотря на странности характера, князь Ипполит имел успех у женщин и был дамским угодником. Так в конце вечера в гостиной Шерер, Ипполит, как бы невинно ухаживая за маленькой княгиней, женой Болконского, вызывает ревность князя. Виконт, сидя в карете с Ипполитом, замечает:" А знаете ли, вы ужасны со своим невинным видом. Я жалею бедного мужа, этого офицерика, который корчит из себя владетельную особу". На что Ипполит, фыркнув, сквозь смех отвечает: "А вы говорили, что русские дамы не стоят французских. Надо только взяться".

Характер Ипполита может служить живым примером того, что даже положительный идиотизм выдается иногда в свете за нечто имеющее значение благодаря лоску, придаваемому знанием французского языка, и тому необыкновенному свойству этого языка поддерживать и в то же время маскировать душевную пустоту.

Князь Василий называет Ипполита "покойным дураком". Толстой в романе - "вялым и ломающимся". Это главенствующие черты характера Ипполита. Ипполит глуп, но он своей глупостью хотя бы не приносит никому вреда, в отличие от младшего брата Анатоля.

"простой и с плотскими наклонностями". Это главенствующие черты характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрел, как на непрерывное увеселение, которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него.

Анатоль целиком свободен от соображения ответственности и последствий того, что он делает. Его эгоизм непосредственный, животно-наивный и добродушный, эгоизм абсолютный, ибо он ничем не стеснен у Анатоля внутри, в сознании, чувстве. Просто Курагин лишен способности знать, что будет дальше той минуты его удовольствия, и как оно скажется на жизни других людей, как посмотрят другие. Всего этого для него не существует совсем. Он искренне убежден, инстинктивно, всем своим существом, что все вокруг имеет единственной целью его развлечение и существует для этого. Никакой оглядки на людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений, колебаний, сомнений - Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову: свобода поистине безграничная, свобода в поступках и самоощущении.

зачем? В то время как Пьер замучен этим сложным вопросом, Анатоль живет, довольствуясь каждой минутой, глупо, животно, зато легко и весело.

Женитьба на "богатой уродливой наследнице" - Марии Болконской ему представляется очередным увеселением. "А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает" - думал Анатоль. Он вместе с отцом приезжает в Лысые Горы, чтобы посвататься. Перед старым князем Болконским Анатоль показывает себя в полном блеске как дурак Анатоль; такая кажется разница между ним и высоким, умным, достойным миром Болконских, на таком они разном уровне, что не может быть и речи о каком-то влиянии Курагина на состояние "болконского " мира. Однако выходит не так: вторжением дурака Анатоля этот мир растревожен, его затаенные противоречия вскрыты и заострены. И княжна Марья, и отец ее чувствуют себя оскорбленными тем волнением, которое вызвал в них приезд предполагаемого жениха, и которое они не могут в себе победить. "Прекрасные большие глаза дурака Анатоля" притягивают к себе, и княжна Марья, и маленькая княгиня, и m-lle Bourienne не остаются равнодушными к красоте Курагина. Все желают предстать перед ним в лучшем свете. Но для княжны Марьи кажется оскорбительным то, что она вынуждена наряжаться и вести себя не сообразно со своими привычками. "Княжна Марья чувствовала себя оскорбленной в чувстве собственного достоинства тем, что приезд обещанного ей жениха волновал ее, и еще более она была оскорблена тем, что обе ее подруги и не предполагали, чтобы это могло быть иначе. Сказать им, как ей совестно было за себя и за них, это значило выдать свое волнение; кроме того, отказаться от наряжения, которое предлагали ей, повело бы к продолжительным шуткам и настаиваниям… Обе женщины заботились совершенно искренне о том, чтобы сделать ее красивою. Она была так дурна, что ни одной из них не могла прийти мысль о соперничании с ней; поэтому они совершенно искренно, с тем наивным и твердым убеждением женщин, что наряд может сделать лицо красивым, принялись за ее одевание". Чем дольше подруги подбирали наряды, тем меньше княжне хотелось встречи с Анатолем. Она понимала, что сейчас ее выставляют на показ, что своей внешностью она не сможет никого заинтересовать, и тем неуместнее казались ей хлопоты подруг. Так ничего и не добившись, подруги оставили княжну одну. Она ни только не переменила наряда, но даже не взглянула на себя в зеркало.

"Когда княжна Марья вошла в комнату. Князь Василий с сыном уже были в гостиной, разговаривая с княгиней Лизой и m-lle Bourienne. Княжна видела всех, и подробно видела. Она увидела лицо князя Василия, … и лицо маленькой княгини… Она видела и лицо m-lle Bourienn с ее лентой и красивым лицом и оживленным, как никогда взглядом, устремленным на него;но она не могла видеть его, она видела только что то большое, яркое и прекрасное, подвинувшееся к ней, когда она вошла в комнату…Когда она взглянула на него, красота его поразила ее. Анатоль заложил большой палец правой руки за застегнутую пуговицу мундира, с выгнутой вперед грудью, а назад - спиною, покачивая одной отставленной ногой и слегка склонив голову молча, весело глядел на княжну, видимо совершенно о ней не думая"

"Анатоль молчал, покачивал ногой, весело наблюдая прическу княжны. Видно было, что он так спокойно мог молчать очень долго. Кроме того, в обращении с женщинами у Анотоля была та манера, которая более всего внушает в женщинах любопытство, страх и даже любовь, - манера презрительного сознания собственного превосходства".

"Очень не дурна! - думал он оглядывая ее. - Очень не дурна эта компаньонка. Надеюсь, что она возьмет ее с собой, когда выйдет за меня, - подумал он, очень, очень не дурна".

В разговоре с отцом княжны Марьи Анатоль снова проявляет себя полным дураком, бесшабашным повесой. Так, на вопрос князя Николая Андреевича, где он теперь служит, Анатоль отвечает:"полк наш выступил. А я числюсь. При чем я числюсь, папа?"

"Бедняга! Чертовски дурна".

"Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному голопу кокетства, без всякой задней мысли или борьбы, а с наивным, легкомысленным весельем.

Несмотря на то, что Анатоль в женском обществе ставил себя обыкновенно в положение человека, которому надоела беготня за ним женщин, он чувствовал тщеславное удовольствие, видя свое влияние на этих трех женщин. Кроме того, он начинал испытывать к хорошенькой и вызывающей Bourienne то страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайной быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым поступкам".

Анатоля вовсе не интересовала княжна как человек, ему было нужно ее богатое приданное. Старый князь Болконский сказал по этому поводу княжне: Этот болван о тебе и не думает, а только смотрит на Bourienne. Нет у тебя гордости!"

В то время как княжна Марья пошла в обычный час к отцу, m-lle Bourienne и Анатоль встретились в зимнем саду.

"…она шла прямо перед собой через зимний сад, ничего не видя и не слыша, как вдруг знакомый шепот m-lle Bourienne разбудил ее. Она подняла глаза и в двух шагах от себя увидала Анатоля, который обнимал француженку и что-то шептал ей. Анатоль с страшным выражением на красивом лице оглянулся на княжну Марью и не выпустил в первую секунду талии m-lle Bourienne, которая но видала ее.

«Кто тут? Зачем? Подождите!» — как будто говорило лицо Анатоля. Княжна Марья молча глядела на них. Она не могла понять этого. Наконец m-lle Bourienne вскрикнула и убежала. Анатоль с веселой улыбкой поклонился княжне Марье, как будто приглашая ее посмеяться над этим странным случаем, и, пожав плечами, прошел в дверь, ведшую на его половину…". Когда отец с князем Василием пригласили княжну Марью дать ответ, она сказала: "Я благодарю за честь, но никогда не буду женой вашего сына".

Пьер думает о нем с завистью: вот настоящиймудрец, ему, Пьеру, далеко до такой свободы.

"…Подъехав к крыльцу большого дома у конногвардейских казарм, в котором жил Анатоль, он поднялся на освещенное крыльцо, на лестницу, и вошел в отворенную дверь. В передней никого не было; валялись пустые бутылки, плащи, калоши; пахло вином, слышался дальний говор и крик.

Из третьей комнаты слышалась возня, хохот, крики знакомых голосов и рев медведя. Человек восемь молодых людей толпилисьозабоченно около открытого окна. Трое возились с молодым медведем, которого один таскал на цепи, пугая им другого…"

"…Пьер улыбнулся, весело глядя вокруг себя.

— Ничего не понимаю. В чем дело? — спросил он.

— Стойте, он не пьян. Дай бутылку,— сказал Анатоль и, взяв со стола стакан, подошел к Пьеру.

— Прежде всего, пей.

Пьер стал пить стакан за стаканом, исподлобья оглядывая пьяных гостей, которые опять столпились у окна, и, прислушиваясь ких говору, Анатоль наливал ему вино и рассказывал, что Долохов держит пари с англичанином Стивенсом, моряком, бывшим тут, в том, что он, Долохов, выпьет бутылку рома, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами…"

"…Он кинул бутылку англичанину, который ловко поймал ее, Долохов спрыгнул с окна. От него сильно пахло ромом.

— Отлично! Молодцом! Вот так пари! Черт вас возьми совсем! — кричали с разных сторон.

— Господа! Кто хочет со мною пари? Я то же сделаю,— вдруг крикнул он.— И пари не нужно, вот что. Вели дать бутылку. Я сделаю... вели дать.

— Пускай, пускай! — сказал Долохов улыбаясь.

— Что ты, с ума сошел? Кто тебя пустит? У тебя и на лестнице голова кружится,— заговорили с разных сторон.

— Я выпью, давай бутылку рома! — закричал Пьер, решительным и пьяным жестом ударяя по столу, и полез в окно.

Его схватили за руки; но он был так силен, что далеко оттолкнул того, кто приблизился к нему.

— Нет, его так не уломаешь ни за что,— говорил Анатоль,— постойте, я его обману. Послушай, я с тобой держу пари, но завтра, а теперь мы все едем к***.

— Едем,— закричал Пьер,— едем!.. И Мишку с собой берем... И он ухватил медведя и, обняв и подняв его, стал кружиться с ним по комнате…" Князь Василий отослал Анатоля из Петербурга в Москву, потому что он "проживал более двадцати тысяч в год деньгами и столько же долгами, которых кредиторы требовали у отца. Отец объявил сыну, что он в последний раз платит половину его долгов; но только с тем, чтоб он ехал в Москву в должность адъютанта главнокомандующего, и постарался бы там наконец сделать хорошую партию". Никто не знал, кроме самых близких друзей, что Курагин был два года назад женат. Во время стоянки его полка в Польше один небогатый помещик заставил Анатоля жениться на своей дочери. "Анатоль весьма скоро бросил свою жену и за деньги, которые он условился высылать тестю, выговорил себе право слыть за холостого человека".

принесло душевные страдания семьям Ростовых и Болконских.

"Она оглянулась и встретилась с ним глазами. Он, почти улыбаясь, смотрел ей прямо в глаза таким восхищенным, ласковым взглядом, что казалось, странно быть от него так близко, так смотреть на него, быть так уверенной что нравишься ему, и не быть с ним знакомой".

"чувствовала себя страшно близкой к этому человеку". Наташа обманывается ложной красотой Анатоля. Ей в присутствии Анатоля "приятно, но почему-то тесно и тяжело", она испытывает удовольствие и волнение, и вместе с тем, страх от отсутствия преграды стыдливости между нею и этим человеком. Зная, что Наташа обручена с князем Андреем, Анатоль все же признается ей в любви. Что могло выйти из этого ухаживания, Анатоль не мог знать, так как он никогда не знал того, что выйдет из каждого его поступка. В письме к Наташе он говорит, что-либо она полюбит его, либо он умрет. И, если Наташа скажет "да", он похитит и увезет ее на край света. Под впечатлением этого письма, Наташа отказывает князю Андрею и соглашается на побег с Курагиным. Но побег не удался, записка Наташи попала в чужие руки, и план похищения провалился. На следующий день после неудачного похищения Анатоль на улице попадается Пьеру, ничего не знающему и едущему в этот момент к Ахросимовой, где ему будет рассказана вся история. Анатоль в санях сидит " прямо, в классической позе военных щеголей", лицо его на морозе свежо и румяно, на завитые волосы падает снег. Ясно, что от него уже далеко все то, что было вчера; он доволен собой и жизнью сейчас и красив, по-своему даже прекрасен в этом своем уверенном и покойном довольстве.

В разговоре с Наташей Пьер открыл ей, что Анатоль женат, поэтому все его обещания - обман. Затем Безухов поехал к Анатолю и потребовал от него вернуть Наташины письма и ухать из Москвы.

"…- вы негодяй и мерзавец, и не знаю, что меня воздерживает от удовольствия размозжить вам голову…

Обещали вы ей жениться?

Я, я, я не думал; впрочем, я никогда не обещался…

Есть у вас письма ее? Есть у вас письма? - Повторил Пьер, подвигаясь к Анатолю.

…вы завтра должны уехать из Москвы.

…вы никогда ни слова не должны говорить о том, что было между вами и графиней.

На другой день Анатоль уехал в Петербург. Узнав об измене Наташи и о роле Анатоля в этом князь Андрей собирался вызвать его на дуэль и долго разыскивал его по всей армии. Но когда он встретил Анатоля, которому только что отняли ногу князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость к этому человеку наполнила его сердце. Он все ему простил.

3. Заключение.

Отличительной особенностью творчества Толстого является изучение нравственных сторон человеческого существования. Как писателя-реалиста проблемы общества интересовали и волновали его, преждевсего, с точки зрения морали. Источник зла писатель видел в духовном несовершенстве личности, и потому важнейшее место отводил нравственному самосознанию человека. Герои Толстого проходят нелегкий путь поиска добра и справедливости, ведущий к постижению общечеловеческих проблем бытия. Автор наделяет своих героев богатым и противоречивым внутренним миром, который открывается читателю постепенно, на протяжении всего произведения. Нелегок путь героев Толстого к искренним чувствам, стремлениям, не подверженным ложным законам общества. Такова «дорога чести» Андрея Болконского. Не сразу он открывает для себя истинную любовь к Наташе, скрываемую за маской лживых представлений о чувстве собственного достоинства; трудно дается ему прощение Курагина, «любовь к этому человеку», которая все же наполнит «его счастливое сердце». На фоне масштабного, эпического повествования Толстому удается проникнуть в глубины человеческой души, показать читателю развитие внутреннего мира героев, путь их нравственного совершенствования или процесс морального опустошения, как в случае с семьей Курагиных. Все это позволяет писателю раскрыть свои этические принципы, увлечь за собой читателя на путь собственного самосовершенствования. «Настоящее произведение искусства делает то, что в сознании воспринимающего уничтожается разделение между ним и художником, и не только между ним и художником, но и между ним и всеми людьми.

"Война и мир" Л. Н. Толсто, Москва "Советская Россия" 1991г.

2. "Роман Толстого "Война и мир" С. Бочаров, Москва, "Художественная литература" 1978г.

"Живые герои" Л. Б. Либединская, Москва, "Детская литература" 1982г.

4. Роман Л. Н. Толстого "Война и мир" в русской критике" издательство Ленинградского университета 1989г.

5. "Поэтический мир эпоса о романе Л. Толстого "Война и мир" Москва, "Советский писатель" 1978г.

Среди персонажей ” Войны и мира ” Курагины живут по этим законам, зная во всем мире только личный свой интерес и энергично добиваясь его интригой. И сколько разрушений Курагины внесли – князь Василий, Элен, Анатоль – в жизнь Пьера, Ростовых, Наташи, Андрея Болконского!

Курагины – третье в романе семейное объединение – лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она, несомненно, есть – инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода круговая порука эгоизма почти животного. Такая семейная связь не положительная, настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание. Настоящие семьи – Ростовы, Болконские – имеют, конечно, против Курагиных на своей стороне безмерное нравственное превосходство; но все же вторжение низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей.

Вся семья Курагиных – индивидуалисты, не признающие моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний.

Семья-основа человеческого общества.Писатель выражает в Курагиных всю ту безнравственность,что господствовала в дворянских семьях в те времена.

Курагины – эгоистичные,лицемерные,корыстные люди.Они готовы идти на любые преступления ради богатства и славы.Все их действия совершаются для достижения своих личных целей.Они разрушают жизни других людей и пользуются ими,как хотят.Наташа Ростова,Ипполит,Пьер Безухов – все те люди,что страдали из-за “злобной семейки,”.Самих членов Курагиных связывают не любовь,теплота и забота,а чисто солидарные отношения.

Автор использует прием антитезы при создании семьи Курагиных. Они оказываются способными только разрушать. Анатоль становится причиной разрыва искренне любящих друг друга Наташи и Андрея; Элен едва не разбивает жизнь Пьера, погружая его в пучину лжи и фальши. Они лживы, эгоистичны и спокойны. Позор сватовства все они переносят легко. Анатоль лишь слегка раздосадован неудачной попыткой увезти Наташу. Только единожды изменит им их “выдержка”: Элен закричит от страха быть убитой Пьером, а ее брат заплачет, как женщина, потеряв ногу. Их спокойствие – от равнодушия ко всем, кроме себя. Анатоль – это щеголь, “который высоко носит красивую голову”. В обращении с женщинами у него была манера презрительного сознания своего превосходства. Как точно определит Толстой эту напыщенность и важность лица и фигуры при отсутствии ума (“он вообще мало думал”) у детей князя Василя! Их душевную черствость, подлость заклеймит честнейший и деликатнейший Пьер, поэтому и прозвучит из его уст обвинение, как выстрел: “Где вы, там разврат и зло”.

Они чужды толстовской этике. Мы знаем, что дети – счастье, смысл жизни, сама жизнь. Но Курагины – эгоисты, они замкнуты только на себе. От них ничего не родится, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу. Они же умеют только брать: “Я не дура, чтобы рожать детей”, – говорит Элен. Позорно, как и жила, закончит на страницах романа свою жизнь Элен.

Все в семье Курагиных противоположно семье Болконских. В доме последних доверительная, домашняя атмосфера и искрение слова: “душенька”, “дружок”, “голубчик”, “мой друг”. Василь Курагин тоже называет дочь “милое дитя мое”. Но это неискренне, а потому и уродливо. Сам Толстой скажет: “Нет красоты там, где нет правды”.

В своем романе “Война и мир” Толстой показал нам семью идеальную (Болконские) и семью лишь формальную (Курагины). И толстовский идеал – патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать, с взаимоотношениями, построенными на “добре и правде”. Каждый должен стремиться к этому. Ведь счастье – в семье.

В романе «Война и мир» описание семьи Курагиных можно сделать из изображения различных действий членов этой семьи.

Семья Курагиных – это, скорее, формальность, группа духовно не близких людей, соединенных вместе хищническими инстинктами. Для Толстого род, дом и дети - это жизнь, счастье и смысл жизни. Но семья Курагиных – полная противоположность идеалу автора, ведь они пустые, эгоистичные и самовлюбленные.

Сначала князь Василий пытается выкрасть завещание графа Безухова, после, практически обманом, его дочь Элен выходит замуж за Пьера и издевается над его добротой и наивностью.

Не лучше и Анатоль, пытавшийся соблазнить Наташу Ростову.

Да и Ипполит предстает в романе в виде крайне неприятного странного мужчины, у которого «лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо».

Лживые, расчетливые, низкие люди, несущие разрушение в жизни тех, кто с ними сталкивается по ходу романа.

Все дети Курагиных умеют только брать от жизни все, что только можно, и ни одного из них Толстой не посчитал достойным продолжить свой род.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»